Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы к экзаменациооным вопросам к экзамену в СГАП 2009 года - файл 1.doc


Ответы к экзаменациооным вопросам к экзамену в СГАП 2009 года
скачать (1561 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1561kb.20.12.2011 14:03скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ
1. Предмет, система и задачи криминалистики.
Криминалистика — наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, а также о закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познаниях этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.
Система криминалистики

Система криминалистики состоит из четырех частей:

• общей теории криминалистики (это система ее мировоззренческих принципов, теоретических концепций, категорий, понятий, методов, определений и терминов, отражающих в своей совокупности весь предмет криминалистики, его внутренние и внешние связи);

• криминалистической техники (это один из разделов криминалистики, в который входят научные положения и основанные на них технические (в широком смысле) рекомендации по применению средств, приемов и методик, предназначенных для собирания и исследования доказательств и осуществления иных мер раскрытия и предупреждения преступлений);

• криминалистической тактики (это система научных положений и основанных на них рекомендаций по организации и планированию предварительного и судебного следствия, определению линии поведения лиц, осуществляющих судебное исследование, приемов проведения процессуальных (и в первую очередь следственных) действий. К общим положениям криминалистической тактики относятся учение о криминалистической версии, основные принципы планирования расследования преступлений, закономерности, определяющие выбор необходимой линии поведения следователя и т.п.);

•криминалистической методики (методики расследования и предотвращения отдельных видов преступлений).


Задачи

Задачи криминалистики подразделяются на общую задачу (для всех наук уголовно-криминального цикла) — содействовать своими разработками борьбе правоохранительных органов с преступностью — и специальные задачи (решаемые именно криминалистикой), к которым относятся:

• дальнейшее изучение объективных закономерностей, составляющих основу предмета криминалистики, развитие ее общей и частных теорий, как базы разработки средств, приемов и рекомендаций по осуществлению судебного исследования и предотвращения преступлений;

• разработка и совершенствование технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений и в этой связи интеграция в криминалистику достижений естественных, технических и гуманитарных наук;

• разработка и совершенствование организационных, тактических и методических основ предварительного и судебного следствия;

• разработка криминалистических средств и методов предотвращения преступлений;

• изучение достижений зарубежных криминалистов и использование этих достижений в расследовании преступлений и дальнейших научных исследованиях.

Помимо общих и частных задач криминалистика на каждом этапе решает задачи временного характера — конкретные задачи.
Функции криминалистики:

• методологическая — обеспечивает правильное понимание предмета и содержания криминалистической науки, ее роли в процессе познания и практической деятельности; позволяет установить верное соотношение науки и практики;

• объяснительная — заключается в раскрытии сущности предмета познания, его сторон и элементов, т.е. в научном отражении предмета криминалистической науки;

• синтезирующая — отражение общих процессов интеграции научного знания — состоит в упорядочении накопленного эмпирического материала путем его синтеза, выявляющего внутренние единства полученных сведений (систематизация и обобщение этого материала как предпосылка синтеза);

• предсказательная — основа для теории криминалистического прогнозирования, одна из форм практического приложения данных криминалистической науки в практике борьбы с преступностью.


2. Возникновение, развитие и современное состояние отечественной криминалистики.


В истории отечественной криминалистики можно выделить несколько периодов, каждый из которых отличается уровнем развития криминалистики, своими частными задачами и особенностями правового обеспечения.

Этапы развития криминалистики:

первый – до октября 1917 г., связанный с возникновением и первым опытом использования криминалистических приемов и средств в уголовном процессе дореволюционной России;

второй 1917-30-е гг., характеризующийся накопленном эмпирического материала; третий – 40-50-е гг., время формирования частных криминалистических теорий; четвертый – 60-80-е гг., определивший формирование и развитие общей теории и методологии криминалистики;

пятый – 90-е гг. – разработка и внедрение новых технологий в изменившихся социальных И экономических условиях в стране, дальнейшее совершенствование общей и частных криминалистических теорий.
I период.

В России, как и в других европейских странах, отдельные приемы ведения следствия, распознания подложных документов, сличения подписей и почерков, проведения допросов, очных ставок, осмотров и других следственных действий, содержащие зачатки криминалистических знаний, известны издавна. Однако лишь после судебной реформы 1864 г., покончившей с теорией формальных доказательств, появляется научный интерес к анализу и систематизации методов собирания и использования косвенных доказательств. В этот период такого рода рекомендации содержались главным образом в трудах процессуалистов.

Распространению истинно криминалистических знаний в конце XIX – начале XX вв. способствовали переведенные и опубликованные в России труды зарубежных криминалистов Г. Гросса, Р.-А. Рейсса, А.Вайнгардта, оказавшие значительное влияние на русских авторов.

Велика роль в становлении и развитии отечественной криминалистики Е.Ф. Буринского (1849-1912), которого по праву считают родоначальником исследовательской криминалистической фотографии в области исследования документов.

В дооктябрьский период криминалистика в России находилась в зачаточном состоянии, применение научных методов в расследовании преступлений носило эпизодический характер, криминалистическая литература была весьма скудна, за исключением упомянутой работы Е.Ф. Буринского. Некоторые вопросы тактики следственного осмотра и обыска были изложены в книге известного криминалиста Б.Л. Бразоля «Очерк по следственной части. История. Практика» (1916 г.).
II период.

Развитие криминалистики в советский период. Первый этап этого периода – 1917-30-е гг. – характеризуется накоплением эмпирического материала, на базе которого фактически создавалась отечественная криминалистическая наука, вырабатывалась и совершенствовалась практика экспертных криминалистических учреждений, первоначально преимущественно в органах НКВД.

В рассматриваемый период начинается формирование экспертных криминалистических учреждений, которые накапливали богатый эмпирический материал, послуживший базой для первых научных криминалистических обобщений и практических руководств, предназначенных работникам правоохранительных органов.
III период.

Начавшаяся Великая отечественная война (1941-1945 гг.) приостановила фундаментальные научные исследования проблем криминалистики, но экспертная научно-исследовательская работа по отдельным частным вопросам практического значения продолжалась весьма успешно.

С середины 40-х гг., по окончании войны, в отечественной криминалистике продолжился процесс формирования ее теоретических основ, сопровождавшийся развитием представлений о предмете, системе и природе криминалистики. Одновременно происходит формирование частных криминалистических теорий и учений. Закладываются методологические основы криминалистики, система криминалистики и ее методы, разрабатываются проблемы криминалистической трасологии, баллистики, фотографии и технического исследования документов, судебного почерковедения и криминалистической регистрации. Именно в этот период проходили дискуссии о предмете криминалистики (1955 г.), разрабатывалась концепция криминалистической идентификации.

Велись активные изыскания и в области технико-криминалистического исследования документов.

С середины 50-х гг. активно разрабатывалось учение о версии и планировании расследования.


IV период

В этот период, начиная с середины 60-х гг., в криминалистике получило развитие исследование общетеоретических проблем науки, было положено начало формированию ее нового раздела – «Теоретические и методологические основы». Вновь внимание ученых было привлечено к проблеме предмета криминалистики в свете требований и достижений научно-технического прогресса, исходя из необходимости объединения в единой теории сформировавшихся к этому времени и продолжающих формироваться частных теорий.

На основе общей теории сформировались новые направления криминалистики: учение о способах совершения преступлений и сокрытия следов, о криминалистической характеристике преступлений.

В этот период после многолетнего перерыва началась интенсивная разработка вопросов использования данных психологии в расследовании преступлений.

Данный этап развития криминалистики, помимо разработки вопросов общетеоретического и методологического характера, характеризуется также исследованием и формированием общетеоретических положений таких разделов криминалистики, как криминалистическая техника, криминалистическая тактика и криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений и их подразделов.

Начиная с 70-х гг., значительно активизировались усилия криминалистов в области исследования общих теоретических и методологических проблем методики расследования, в том числе и по вопросам ее предмета.
V период.

Происшедшие в этот период существенные изменения в политической и экономической сферах жизни страны, распад СССР не могли не оказать значительного влияния на структуру и динамику преступности и в связи с этим поставили перед наукой криминалистикой ряд новых задач. Принятие новой Конституции РФ, других законов в области правоприменительной деятельности органов расследования, изменение политической структуры общества вызнали необходимость вновь обратиться к теоретическим и методологическим проблемам криминалистики, пересмотреть отдельные положения в свете новых задач и более углубленного их исследования. Криминалистика менее других юридических наук была идеологизирована и достаточно легко освободилась от имевших место незначительных последствий классового подхода при анализе некоторых методологических проблем.

Вместе с тем потребовалась разработка новых частных методик расследования преступлений, впервые возникших в изменившихся экономических условиях (хищения денежных средств с помощью фальшивых авизо, кредитных карт, чеков «Россия»; преступления, совершенные организованными преступными группировками). Одновременно появилась необходимость в создании новых тактических приемов для ряда следственных действий, например, предъявления для опознания, формировании тактических операций по защите свидетелей и потерпевших. Продолжаются исследования в области общетеоретических вопросов всех разделов криминалистики.

Созданы новые криминалистические теории – ситуалогия, теория криминалистического риска (Г.А. Зорин), механизма преступной деятельности (А.Ф. Лубин). Все больше уделяется внимания внедрению в криминалистическую практику компьютерных технологий, формируется методика расследования компьютерных преступлений.
3. Методы криминалистики. Критерии их допустимости.
Метод - в широком смысле — это способ познания действительности, способ изучения явлений природы или общественной жизни, способ достижения какой-либо цели, решения задачи. Учение о методах криминалистики является разделом общей теории этой науки, существенным элементом ее методологических основ.

Классификация методов криминалистики:

1. Диалектический метод является всеобщим методом познания, равно применимым во всех разновидностях этого процесса, в том числе и к криминалистической науке, поскольку законы материалистической диалектики имеют всеобщее значение и присущи любой форме движения материи — развитию природы, общества, мышления. Диалектический метод позволяет вскрывать философскую сущность проблем, специфических для криминалистики, выяснить, какую роль играет практика как в научном криминалистическом исследовании, так и в деятельности следователя или судьи, основывающейся на рекомендациях и выводах криминалистической науки и т.п. При этом он не подменяет собой специальных инструментов исследования, позволяет сконструировать систему методов частной науки, пронизывает их содержание и входит сам в эту систему в качестве основополагающего элемента.

Структура всеобщего метода криминалистики складывается из двух частей: категории и законы диалектической (философской) логики и формально-логические методы познания, такие, как анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и аналогия и др.

2. Общие или общенаучные методы — это методы, используемые во всех (или во всяком случае в очень многих) науках и сферах практической деятельности. Они подразделяются на ряд групп.

А. Чувственно-рациональные методы, сочетающие в себе и чувственное и рациональное познание, поскольку воспринимается не просто сумма отдельных изолированных друг от друга элементов, а их совокупность, систематизированная определенным образом:

Наблюдение — восприятие какого-либо объекта, явления, процесса, осуществляемое преднамеренно и целенаправленно с целью его изучения.

Объекты наблюдения: элементы вещной обстановки (следы преступника и преступления, их копии, документы, отдельные предметы, и пр.); люди, признаки их внешности, проявления их характера, темперамента, эмоционального состояния.

Субъектом наблюдения является ученый-криминалист. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, когда информация о наблюдаемом объекте, событии, факте получается от других лиц. В этом случае субъект наблюдения должен проверить, насколько полученные сведения соответствуют тому, что эти лица наблюдали в действительности.

Описание указывает признаки объекта: описываемые признаки устанавливаются путем наблюдения или других методов и являются средством фиксации полученной информации. Сравнение — сопоставление свойств или признаков двух или нескольких объектов. Эксперимент — воспроизведение явления или события для изучения связей его с другими явлениями. Целью эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения, путей и методов управления им.

Моделирование - состоит в замене объекта-оригинала моделью, т.е. специально созданным аналогом. Это могут быть модели предметов, устройств, систем.
Математические методы:

Измерение — заключается в сравнении исследуемой величины с однородной ей величиной (обычно принимаемой за единицу измерения и называемой мерой) и установлении количественного соотношения известной и неизвестной величин. Объектами измерения в криминалистике являются различные физические величины, характеризующие предметы, явления, процессы: длина, масса, объем, температура.

Вычисления — используются для установления вышеуказанных параметров, а также необходимы при проведении математического моделирования.

Геометрические построения — без них невозможно составление планов, чертежей, схем; этот метод тесно связан с измерением.
Кибернетические методы (не следует путать с математическими, поскольку осуществление вычислений и математическое моделирование – это только часть задач, решаемых с помощью кибернетических методов). Новые информационные технологии, основанные на использовании этих методов, позволяют осуществлять поиск и автоматическую обработку информации (используемые, например, в криминалистических учетах и картотеках), компьютерное моделирование (используемое для выбора типичных следственных версий или реконструкции элементов вещной обстановки до преступления, сопряженного с большими ее изменениями, такими, как: взрывы, пожары, технологические аварии).

Специальные методы криминалистики.

Под специальными методами исследования понимают такие методы, сфера применения которых ограничена одной или несколькими науками. Система специальных методов криминалистики состоит из двух групп методов.

Собственно криминалистические методы — методы, первоначально разработанные криминалистической наукой и используемые только ею:

Технико-криминалистические методы — используются в области технико-криминалистических научных исследований: фотографических, трасологических, одорологических, баллистических и др. Методы, опирающиеся непосредственно на законы естественных и технических наук — это оригинальные криминалистические методы, разработанные в криминалистике.

Структурно-криминалистические методы — методы построения в криминалистике определенных структурных систем (систем основных элементов планирования расследования преступлений; тактических приемов, образующих тактику следственных действий; рекомендаций, составляющих основные методики расследования отдельных видов преступлений и т.п.).

Специальные методы других наук, которые могут быть использованы без модификации (например, многие фотографические или микроскопические методы) или приспособлены для решения специфических криминалистических задач (метод цветоделения как модификация фотографического метода или метод составления композиционных портретов как модификация антропологического метода).
Критерии которым должны отвечать методы:

• научность метода понимают как научную обоснованность и достоверность получаемых результатов, их точность и надежность (положительные ответы на вопросы о соответствии средств и методов этим требованиям должны содержаться в базовой науке, где они испытаны первоначально). Недопустимы методы, не имеющие научной основы, либо опирающиеся на псевдонаучные «теории», например, астрология, гадание и пр.;

• безопасность метода означает, что его применение не должно угрожать жизни и здоровью людей. Многие методы для своей реализации требуют высокого электрического напряжения, использования вредных для здоровья реактивов или излучений, что не является основанием для отказа от их применения в криминалистических исследованиях, но выдвигает на первый план требования соблюдения техники безопасности. В противном случае применение метода недопустимо;

• законность и этичность метода.;

• эффективность метода для решения тех или иных криминалистических задач. Для того чтобы метод был эффективным, он в первую очередь должен позволять в оптимальные сроки с наибольшей продуктивностью достигнуть намеченной цели. Кроме того, метод должен быть рентабельным, т.е. затраченные силы и средства должны соразмеряться с ценностью полученных результатов.


4. Понятие криминалистической идентификации, ее научные основы и значение в судопроизводстве.


Криминалистическая идентификация (от позднелат. identifiсо -отождествляю) означает установление тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков.

Идентифицировать (отождествить) объект — значит, путем сравнительного исследования по отображениям или фрагментам установить его тождественность самому себе, в разные моменты времени и в разных его состояниях.

При расследовании преступлений часто возникает необходимость по следам и иным отображением определить связь человека, предмета или иного объекта с расследуемым событием. Например, по следам рук установить, кто оставил эти следы; по следам транспортного средства разыскать автомобиль и т.д.

Сравнение — один из методов познания; изучение двух или нескольких объектов исследования с целью выявления как общего, объединяющего, так и имеющихся различий. Выявление и оценку различий между объектами, принадлежащими к одной или разным группам (родам), в криминалистике и судебной экспертизе называют различением или дифференциацией. Если положительный результат идентификации означает установление тождества, то дифференциации — его отсутствие. Дифференциация может выступать и как самостоятельная задача.

Термин «криминалистическая идентификация» употребляется в трех значениях:

• цель (задача) и результат самого исследования;

• процесс исследования как система действий, выполняемых в определенной последовательности для решения задачи отождествления;

• теоретическая концепция (теория) об общих принципах и приемах отождествления материальных объектов как способа установления истины в процессе (уголовном, административном, гражданском, арбитражном).

Идентичность или тождественность объекта означает, в первую очередь, его неповторимость, индивидуальность, отличие от других подобных ему объектов. В основе теории криминалистической идентификации лежит учение о диалектическом тождестве, которое исходит из признания индивидуальности, неповторимости объектов материального мира. Можно говорить о наличии сходных объектов, которые объединяются по признаку сходства в классы, роды, виды, но не может быть двух совершенно тождественных объектов, совпадающих целиком. Криминалистическая идентификация — одно из средств, способствующих установлению истины в судопроизводстве.
Специфика идентификации в криминалистике в отличие от физики, химии, биологии и других наук состоит в том, что целью криминалистической идентификации является индивидуальное отождествление, т.е. установление тождества конкретного (единичного) объекта. Идентификацией в иных науках считается установление класса, рода, вида, объекта. Объект «не такой же», а «тот самый».

Криминалистическая идентификация осуществляется как в процессуальной (экспертная, следственная, судебная), так и в не процессуальной (при предварительном исследования объектов, проверках по учетам, в ходе оперативно-розыскных мероприятий) формах.
5. Объекты, субъекты и виды криминалистической идентификации.
Идентифицируемыми объектами, т.е. объектами, отождествление которых составляет задачу процесса идентификации, являются:

• люди (обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие и пр.);

• различные материальные предметы (обувь, одежда, орудия преступления, транспортные средства и др.);

• животные, растения;

• участки местности, помещения и т.п.

В качестве идентифицирующих объектов, т.е. объектов, с помощью которых решается задача идентификации, изучают:

• следы рук, ног, зубов и других частей тела человека, предметов его одежды, обуви, орудий взлома, частей оружия на пулях и гильзах;

• копии этих следов в виде слепков, отпечатков, фотоснимков;

• документы, где производится отождествление печатей и штампов по оттиску, лиц — по почерку, пишущих машинок — по печатному тексту и пр.;

• участки местности — по мысленному образу, путем их предъявления в натуре, по фотоснимкам или видеоматериалам;

• части каких-то предметов для установления их принадлежности единому целому.
Субъектами идентификации являются лица, решающие идентификационные задачи в ходе судебного исследования и предотвращения преступлений: эксперт, следователь, судья, специалист, любой иной участник процесса.

Следователь и судья осуществляют идентификацию как в процессуальной, так и в не процессуальной форме. Например, для того, чтобы убедиться то ли лицо вызвано на допрос, изъять при обыске вещь, описание которой имеется (вывод может и не иметь доказательственного значения, а использоваться просто для приобщения вещи к делу). Эксперт осуществляет идентификацию только в процессуальной форме при производстве экспертизы.

Виды идентификации:

В теории и практике криминалистической идентификации различают две формы отражения:

• материально-фиксированную, когда признаки запечатляются в материальных объектах (следах, фотоснимках, чертежах, описаниях и пр.);

• психофизиологическую — мысленный образ предмета запечатлен в памяти конкретного человека. Субъектом идентификации, т.е. лицом, которое может осуществить отождествление, может быть только этот конкретный человек — свидетель, потерпевший, обвиняемый (например, свидетель видел преступника, запомнил его внешний облик и может опознать по мысленному образу; в отличие от этого идентификацию по материально-фиксированному отображению может произвести и иное лицо, например, следователь, судья, эксперт).

Выделяют четыре вида идентификации:

1. Идентификация по материально-фиксированному отображению, например, отождествление человека по следам его рук, фотографиям, рентгеновским снимкам, почерку.

2. Идентификация по признакам общего происхождения (целое по части), например, фарный рассеиватель автомобиля по его осколку. Причем целое трактуется расширительно и под ним понимаются не только предметы и изделия монолитного строения, но и биологические объекты (растения, куски древесины), механизмы и агрегаты, комплекты вещей (костюм: брюки, жилет, пиджак; нож и ножны). Разделение целого на части может иметь место как до совершения преступления, так и во время него.

3. Идентификация по описанию признаков, например отождествление человека по розыскной ориентировке, отождествление вещи по описанию, данному в учетной карточке.

4.Идентификация по мысленному образу. Например, обвиняемый идентифицируется потерпевшим в ходе предъявления для опознания.

6. Понятие и классификация идентификационных признаков. Идентификационная

совокупность. Идентификационное поле.
Идентификационный признак — признак, присущий данному объекту, выражающий его свойства, характеризующий объект определенным образом и используемый в целях идентификации. Идентификационные признаки могут отражать форму, размеры, материал объекта; его внешнее и внутреннее строение, состав, структуру, функции; какие-то присущие объекту свойства.

Для успешного осуществления идентификации в качестве идентификационных должны выбираться признаки, отвечающие ряду условий:

• оригинальность, избирательность (чем оригинальнее признак, тем более неопровержимо он подтверждает тождество объекта, например, родимое пятно; заплата на рукаве);

• воспроизводимость признака, т.е. его способность к неоднократному отображению (например, рисунок папиллярных линий в отпечатке пальца);

• выраженность признака, отсутствие сомнений в его наличии (близко посаженые глаза, редкие зубы);

• простота обнаружения;

• относительная устойчивость, поскольку все объекты материального мира подвержены изменениям.

У объекта может быть несколько различных признаков, выражающих одно и то же его качественное свойство (например, одни и те же признаки износа подошвенной части обуви могут отобразиться в следе по-разному — при стоянии, медленной ходьбе, беге). В этом случае говорят о вариационности признака.

Классификация идентификационных признаков:

1. -общие, отражающие наиболее существенные, постоянные свойства объектов или группы объектов — форму, размер, цвет, функциональную принадлежность (например, по составу бумаги установить фабрику - изготовитель),

-частные — специфические свойства объекта позволяют выделить конкретный объект из группы однородных объектов и идентифицировать его;

2. -качественные (атрибутивные) определяются качественными характеристиками (например, петлевой папиллярный узор)

-количественные определяются числом (например, число нарезов в канале ствола, размер следа);

3. -необходимые, в которых проявляется сущность объекта, без них он не был бы самим собой (например, признаки, характеризующие пистолет как огнестрельное оружие: калибр; детали, позволяющие вести автоматическую стрельбу и т.п.),

-случайные, которые не затрагивают сущности самого предмета, носят случайный характер, хотя и возникли под влиянием закономерных причин (например, неровности в канале ствола пистолета, оставляющие на пуле следы в виде трасс).

^ Идентификационная совокупность признаков — это совокупность общих и частных признаков. Идентификационное поле — это область расположения идентификационной совокупности.
Главная задача при исследовании идентификационного поля — достаточно полное выявление признаков и оценка их с позиции необходимости и достаточности для решения вопроса о тождестве.

Идентификационный период — временной интервал, позволяющий (с учетом устойчивости и изменяемости признаков отождествляемых объектов) осуществлять процесс идентификации. Определяется условиями хранения и эксплуатации объекта.


7. Общая методика идентификационной экспертизы.
Стадией именуют период, этап в развитии какого-либо процесса. При осуществлении идентификации по материально-фиксированным отображениям выделяют:

а) осмотр объектов;

б) раздельное исследование объектов;

в) эксперимент;

г) сравнительное исследование (сопоставление) объектов;

д) оценка признаков и формулирование вывода.

Эксперимент не является обязательной стадией и может не проводиться, если в нем нет необходимости.

В стадии осмотра эксперт изучает все представленные ему объекты: идентифицируемые, идентифицирующие, сравнительные образцы. При этом он определяет: передано ли ему все необходимое для идентификации; что собой представляют объекты идентификации; соответствуют ли они тем, которые указаны в постановлении (определении) о назначении экспертизы

В стадии раздельного исследования идентифицирующий и идентифицируемый объекты (в том числе сравнительные образцы) изучаются изолированно друг от друга. Цель — выявить как можно большее количество признаков (общих и частных), отразившихся в следах и характеризующих объект идентификации.

Изучая общие признаки объекта по его отображению, эксперт решает, что это за объект, каково его целевое назначение, какую он имеет форму, размеры и т. д. На основании этих данных объект относят к определенной группе.

Выявленные в. следе (отображении) общие признаки сопоставляют с общими признаками идентифицируемого (проверяемого) объекта. При несовпадении общих (групповых) признаков процесс идентификации прекращается и формулируется вывод об отсутствии тождества.

Установив совпадение объектов по групповой принадлежности, приступают к анализу и синтезу частных признаков.

Стадия раздельного исследования может сопровождаться проведением эксперимента. В ходе эксперимента получают сравнительные образцы

На последующих стадиях производят сопоставление частных признаков сравниваемых объектов (идентифицируемого и идентифицирующего) и их оценку. Эти этапы — самые ответственные и сложные. Трудность в оценке сопоставляемых идентифицируемых признаков и их комплексов заключается в том, что наряду с совпадениями всегда приходится иметь дело с некоторыми различиями, природа которых была рассмотрена ранее. К тому же сама оценка совпадающих и различающихся признаков носит во многом еще субъективный характер и в значительной мере зависит от опыта эксперта.

Оценивая соответствие или несоответствие признаков, эксперт должен определить, являются ли несходство, несовпадение, различия признаков существенными или нет, можно ли ими пренебречь как несущественными, предварительно объяснив причины различия.

На заключительной стадии идентификации, завершая оценку совпадающих и различающихся признаков, эксперт формулирует вывод о наличии или отсутствии тождества.

По характеру отношений между объектом исследования и тем, что утверждается (или отрицается) на основании процесса отождествления, выводы делят на ассерторические, проблематические, разделительные и условно-определенные. Ассерторический вывод констатирует факт, имевший место в действительности. Например: "пуля выстрелена в стволе пистолета системы Макарова №... "; "рукописный документ выполнен гр. Н." и т. п.

Проблематические выводы устанавливают возможность существования какого-либо факта в прошлом. Например: возможность выстрела из охотничьего ружья без нажатия на спусковой крючок; возможность отпирания замка отмычкой.

Разделительные выводы допускают равную возможность оставления отображения одним из двух объектов, но исключают все остальные однородные с ними объекты. Естественно, что к такому выводу эксперту приходится прибегать, когда налицо два чрезвычайно сходных объекта: два человека с очень сходными почерками; фотографии близнецов и т. п.

Условно-определенные выводы формулируются в тех случаях, когда суждение эксперта выносится при отсутствии сведений об условиях, влияющих на конечный результат (исследуемый факт). Так, решая вопрос о дистанции выстрела, произведенного из охотничьего ружья, эксперт рассматривает разные варианты в зависимости от того, как был снаряжен патрон (ввод и навеска пороха, количество и размер дроби, примененные пыжи, способ снаряжения и т. д.).
8. Криминалистическая диагностика.
Криминалистическая диагностика (лекция)

Под диагностикой понимается важная криминалистическая теория, разрабатывающая вопросы установления свойств, состояний, изменений изучаемых объектов, изучение механизма преступного события и установление причинной связи между определенными фактами событий, а атк же сами исследования, направленные на указанных задач.

Объектами исследований являются объекты окружающего мира. Они подразделяются на диагностирующие и диагностируемые.

Диагностируемые - это те свойства и состояния, явления, которые надо установить.

Диагностирующие - это материальные объекты или обобщенные сведения о них, которые несут на себе или в себе устанавливаемые черты, особенности, состояния и т.д. Признаки используемые при данных исследованиях называются диагностическими. Сам процесс диагностического исследования, который состоит из 4 стадий:

-подготовительная

-раздельное исследование свойств, признаков и состояний, отобразившихся в следах.

-сравнение выявленных признаков, свойств и состояний с типовой моделью или типичными ситуациями

-подведение итого, формулировка выводов, подготовка заключения.

Диагностика делится:

-следственную

-экспертную

-судебную
Научные основы криминалистической диагностики составляют:

• возможность познания события по его отображению;

•закономерность возникновения криминалистически значимой информации;

• данные науки криминалистики о типичных моделях отражения механизма преступления (свойства личности, свойства предметов, взаимодействие объектов);

• методы и методики криминалистического диагностирования.

Цели криминалистических диагностических исследований:

• определение свойств и состояния объекта, его соответствия (несоответствия) заданным характеристикам (например, из какого металла изготовлено кольцо; исправен ли замок);

• установление факта и причин изменения первоначального состояния объекта или его несоответствия заданным характеристикам (для исследования обстоятельств действия), например, с какой стороны произведен взлом преграды; подвергались ли документы частичным изменениям;

• анализ криминальной ситуации: обстоятельств места, времени, механизма взаимодействия субъектов.
Методологическую основу криминалистической диагностики определяют:

• принципиальная возможность познания объекта, события по его отображению;

• сведения об общих закономерностях возникновения доказательств, включая вещественные, как средства отражения криминалистически значимой информации;

• сведения, накопленные криминалистикой о закономерностях возникновения исследуемых ею объектов, свойствах и признаках;

• сведения о типичных моделях отражения действия (события) с учетом объективных свойств взаимодействовавших предметов, условий взаимодействия и, при необходимости, свойств личности (физических, психофизиологических и др.);
Задачи.

Задачи, разрешаемые криминалистической диагностикой, подразделяют на простые и сложные, прямые и обратные.

Простые диагностические задачи.

1) Диагностирование свойств и состояния объекта непосредственно включают:

• исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

• определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

• установление первоначального состояния объекта;

• определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта.

2) Диагностирование свойств и состояния объекта по его отображению включает:

• определение степени информативности следа;

• установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

• определение причины изменения свойств или состояния объекта.
Сложные (составные) диагностические задачи — исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям):

• определение механизма события, процесса, действия: возможность судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям), отдельным этапам (стадиям, фрагментам) события; установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

• определение условий (обстановки): времени (периода) или хронологической последовательности действия (события);

определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий;

• определение причинно-следственных связей между действиями

и наступившими последствиями.
Прямые диагностические задачи — движение от причины к следствию. Это, как правило, простые диагностические задачи типа: каков состав этого объекта или его структура; при какой температуре происходит самовозгорание данного вещества и пр. Прямые сложные диагностические задачи типа, каков будет механизм данного процесса при заданных условиях, решаются при создании методик для диагностических исследований.
Обратные диагностические задачи. Большинство сложных задач, разрешаемых криминалистической диагностикой, являются обратными — от следствия к причине. Основным методом, используемым в этом случае, является моделирование: мысленное, физическое, математическое.

Сравните: прямая задача — установить состав и марку металла, из которого изготовлен обломок ножа, а обратная — реконструирование по обломку «биографии изделия», установление технологии его изготовления или причин излома и т.д.

Этапы диагностического исследования.

1. Формулирование задачи диагностического исследования.

2. Решение простой диагностической задачи.

3. На основании результатов решения простых задач и полученных в результате признаков производится построение типовой модели (реконструкция) процесса, способа действия, события, явления. Например, на основании состава взрывчатого вещества и анализа повреждений производится моделирование условий взрыва.

4. Выведение следствий из полученной модели и сравнение гипотетических следствий с отображениями на элементах вещной обстановки, выявление специфических особенностей.

5. При положительных результатах сравнения — установление механизма данного события, процесса, действия (например установление механизма взрыва), при отрицательных — возврат к первому или второму этапу.


9. Понятие, формы и виды специальных знаний.
Действующий уголовно-процессуальный закон не содержит определения понятия специальных знаний. И, как следствие, в уголовно–процессуальной науке высказываются самые разные, противоречивые точки зрения.

Некоторые авторы утверждают, что термин

1.“специальные знания” применяется для обозначения любого возможного сочетания знаний (практического опыта, навыков).

2.Специальные знания как общность представляют собой именно систему (совокупность) знаний, единое целое, используемое в определенной части в зависимости от потребности. Это не могут быть разрозненные, разовые знания.

Практически единодушны ученые в определении цели использования специальных знаний, поскольку считают, что это знания, применяемые для разрешения вопросов, возникающих при осуществлении правосудия, либо необходимые для решения вопросов, возникающих при расследовании и рассмотрении в суде конкретных дел, либо используемых для решения вопросов, возникающих в процессе уголовного судопроизводства.

Также, в последнее время, практически не вызывает споров позиция, что специальные знания должны быть основаны на теории и закреплены практикой, получены в результате специальной подготовки или профессионального опыта, поскольку наличие достаточного опыта у специалиста прямо предусмотрено в УПК.

Многие ученые при формулировании понятия специальные знания, характеризуют их через навыки и умения.

Итак, специальные знания - это система (совокупность) знаний, полученных на основе проведенной научной и практической деятельности специалиста, используемых им в установленном законом порядке для разрешения вопросов, возникающих в ходе уголовного судопроизводства,

а специальные познания – это способ получения знания соответствующими лицами в результате теоретического и практического обучения определенному виду деятельности, во время которого они получили необходимый опыт для ее осуществления.

Признаки специальных знаний:

1. Такие знания не являются общеизвестными, общедоступными и единичными.

2. Такие знания приобретаются в процессе теоретической и практической подготовки к конкретной деятельности. Знания должны быть получены, переданы лицам, обладающим специальными знаниями. Без их овладения невозможно надлежащее осуществление профессиональной деятельности.

3. Неоднократно применяются. Применение специальных знаний возможно при расследовании любого преступления, если это необходимо для установления интересующих следствие обстоятельств. Специальные знания могут применяться столько, сколько будет необходимо для формирования достаточной доказательственной базы, и по тем уголовным делам, которые потребуют их применения.

4. Представляются не в прямой, а в опосредованной форме. Непосредственная передача своих знаний следователю или суду экспертом, специалистом может не дать совершенно ничего полезного для уголовного судопроизводства.

5. Вовлекаются в процесс в установленном законом порядке при наличии у участников процесса потребности в такого рода знаниях. Этот признак определяет цель участия эксперта и специалиста в производстве по делу, поскольку их знания должны быть необходимы для решения конкретных процессуальных задач.

6. Используются в предусмотренных процессуальным законодательством формах. Это признак служит гарантией того, что доказательства собранные с использованием специальных знаний, будут являться допустимыми, т.е. полученными с соблюдением норм УПК.

7. Их использование связано с определенным уровнем образования и/или подготовки, а также профессиональным или иным опытом. Лицо, обладающее специальными знаниями должно иметь соответствующий опыт, полученный в результате теоретического изучения и практического применения этого изучения. Ряд положений, указывающих на необходимость установления уровня опыта лица, привлекаемого к участию в процессе в качестве эксперта или специалиста, прямо предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве. 8. Такие знания способствуют обеспечению вынесения законного и обоснованного акта органов предварительного расследования и суда как органа судебной власти.

Специальные познания могут использоваться и в процессуальной, и в непроцессуальной формах. Субъектами их использования являются:

следователь;

лица, производящие дознание;

начальник следственного отдела;

прокурор-криминалист;

прокурор в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования;

специалисты;

эксперты;

лица, обладающие познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные процессуальными правами эксперта или специалиста;

оперативные работники.

Непроцессуальные формы использования специальных познаний:

консультативная и справочная деятельность сведущих лиц;

производство ревизионных и аудиторских действий;

участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику и т. п.

К процессуальным формам использования специальных познаний относятся:

привлечение следователем собственных специальных познаний;

участие специалиста в следственных действиях;

производство экспертизы.

Собственные познания следователя. Целями их применения являются: непосредственное обнаружение, фиксация, предварительное изучение, оценка и использование доказательств, решение вопроса об их относимости и допустимости, правильная квалификация содеянного, определение предмета и пределов доказывания, качественное проведение процессуальных действий, организация взаимодействия со сведущими лицами (специалистами, экспертами) в процессе раскрытия и расследования преступлений.

К источникам получения специальных знаний относятся криминалистика, судебная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия.

Важнейшей процессуальной формой использования специальных познаний в судопроизводстве служит судебная экспертиза.


10. Понятие предварительных исследований, проводимых при выявлении и расследовании преступлений и их соотношение с заключениями эксперта и специалиста.


Важнейшей процессуальной
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (1561 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации