Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - История развития сексуальных знаний - файл 1.doc


Реферат - История развития сексуальных знаний
скачать (147 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc147kb.20.12.2011 14:21скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии ОСП
Контрольная работа


По дисциплине: Психология сексуальности.

На тему: _____История развития сексуальных знаний .

Выполнила студентка 2 г.о.

заочной формы обучения

Куликова Ольга Олеговна
Проверила: доцент

Кулькова Е.Я.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009г.
Содержание


Введение 3

Древние времена 3

Древний Восток 4

Средние века и эпоха Возрождения 5

Восемнадцатый и девятнадцатый века 6

Двадцатый век 9

1929-1950-е годы 10

1950-е годы 13

1960-е годы 13

1970-и 1980-е годы 15

Список литературы: 19

Введение



Главное препятствие на пути к пониманию нашей собственной сексуальности состоит в том, что мы находимся в плену старых представлений (Bullough, 1976).

Чтобы разобраться в настоящем, полезно изучать прошлое. Некоторые взгляды на секс и сексуальность передаются из поколения в поколение неизменными, однако многие современные представления резко отличаются от прежних.


^

Древние времена


Хотя мы располагаем письменными историческими памятниками, возраст которых достигает почти 5000 лет, информации о сексуальном поведении и отношении к сексу в разных обществах ранее первого тысячелетия до Р.Х. в них очень мало. Из имеющихся данных явствует, что уже в те времена существовал четкий запрет на браки между близкими родственниками, а женщина считалась собственностью, используемой для удовлетворения сексуальных потребностей и для продолжения рода. Мужчины могли иметь много женщин, проституция была широко распространена, и секс воспринимался как неотъемлемый атрибут жизни. С возникновением иудаизма стала проявляться интересная неоднозначность в отношении к сексу. В первых пяти книгах Ветхого завета содержатся правила сексуального поведения: адюльтер запрещен (об этом гласит одна из Десяти заповедей), а гомосексуализм строго осуждается (Левит 18:20, Левит 21:13). В то же время секс признается созидательной и доставляющей наслаждение силой, как это описано в Песни песней. Таким образом, секс не считался безусловным злом и его роль не ограничивалась одним лишь воспроизведением.

В отличие от этого в древней Греции к некоторым формам мужской гомосексуальности относились не только терпимо, но и восторженно. Сексуальные отношения между взрослым мужчиной и мальчиком, достигшим половой зрелости, были широко распространены и обычно сопровождались заботой старшего о нравственном и интеллектуальном развитии юноши . Если, однако, эти отношения ограничивались только сексом, они не одобрялись, так же как и гомосексуальная связь между взрослыми мужчинами. А гомосексуальные контакты между взрослыми мужчинами и мальчиками, не достигшими половой зрелости, были запрещены законом. Браку и семье придавалось большое значение, но в то же время женщины были гражданами второго сорта, если их вообще можно было считать гражданами: "В Афинах женщины имели не больше политических прав, чем рабы; на протяжении всей своей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола... Как и во всех других местах в первом тысячелетии до Р.Х., женщины составляли часть личного движимого имущества, хотя некоторые из них были незаурядными личностями. Для древних греков женщина (независимо от возраста и семейного положения) - это всего лишь"гина",т.е. производительница детей.

На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение принятого у греков и у евреев. В отличие от иудаизма, который не отделял физическую любовь от духовной, христианское учение заимствовало у греков разграничение между "эросом", или плотской любовью, и "агапе", - духовной, нетелесной любовью. Баллох (Ballough, 1976) пишет, что эпоха эллинизма в Греции (начавшаяся в 323 г.до Р.Х.) была отмечена отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности.

Это вместе с описанным в Новом завете неизбежным концом света заставило

христианскую религию превозносить безбрачие, несмотря на то, что св. Павел писал: "хотя хорошо человеку не касаться женщины... лучше вступить в брак, чем разжигаться" (Первое послание к коринфянам, 7:1-9).

К концу IV в. нашей эры, несмотря на существование небольших групп христиан, придерживавшихся менее жестких взглядов на сексуальность, отношение к ней церкви в целом было явно негативным, что ярко отразилось в писаниях одного из отцов церкви Блаженного Августина, который, прежде чем отрешиться от мирских утех, предавался разнообразным страстям. В "Исповеди" Августин обличал себя в резких словах: "Я загрязнил реку дружбы мерзостью распутства и замутил ее прозрачные воды адской черной рекой вожделения" (Исповеди, Книга III:I). Он считал, что вожделение - это

результат грехопадения Адама и Евы в райском саду, которое отторгнуло людей от Бога.

Таким образом, сексуальность была резко осуждена во всех ее формах, хотя Августин и его современники, вероятно, ощущали, что супружеский прокреативный секс — меньшее зло, чем все другие.

Сексуальная тема присутствовала в изобразительном искусстве с древних времен. Интересными примерами служат эта древнеримская лампа, с помощью которой отгоняли злых духов, и греческое блюдо с изображением эротической сцены.
^

Древний Восток


В других частях земного шара представления о сексе сильно отличались от только что описанных. Значительно более позитивным было отношение к сексу у последователей ислама, индуизма и на Древнем востоке. Как пишет Баллох, "почти все, относящееся к сексу, находило одобрение в каком-либо из слоев индийского общества", и в Китае "секс не считался чем-то ужасным или порочным; напротив, на половой акт смотрели как на акт поклонения" и даже считали путем к бессмертию . Примерно в то самое

время, когда Августин писал свою "Исповедь", была создана Камасутра — подробное индийское руководство по сексу; аналогичные книги были в Китае и Японии. В них прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие. Такие различия в отношении к сексу продолжают существовать и в наше время.

Древнеиндийская Камасутра - один из самых известных трактатов об искусстве любви,сохранившийся до наших дней. Искусство Востока издавна отличалось откровенным изображением эротических сцен.
^

Средние века и эпоха Возрождения


На протяжении XII и XIII вв., по мере того как церковь приобретала все большее влияние, в Европе укреплялось отношение к сексуальности, характерное для раннего христианства. Богословие нередко становилось синонимом общего права, и "официальное" отношение к сексу (за исключением секса в прокреативных целях) было, в сущности, направлено на его угнетение. Однако сама церковь, проповедуя воздержание, вела себя совершенно иначе: "божьи дома нередко бывали рассадниками разврата" . В этот период среди высших классов стали возникать новые обычаи, которые привели к резкому разделению между реальной жизнью и религиозными учениями. Эти обычаи, называемые "куртуазной любовью", создали новый стиль поведения, при котором женщины (во всяком случае высокопоставленные женщины) возносились на пьедестал, а в песнях, стихах и книгах воспевались романтизм, таинственность и доблесть. Чистая любовь считалась несовместимой с чувственным наслаждением; иногда влюбленные подвергали эту концепцию проверке, укладываясь вместе в постель обнаженными, с тем чтобы, удержавшись от половой близости, доказать полноту своей любви. Излишне говорить, что куртуазная любовь не всегда оставалась такой романтической и возвышенной, как это воспевалось в стихах и прозе. Почти в самом начале эры куртуазной любви появились пояса целомудрия. С помощью этих поясов мужья запирали на замок своих жен, подобно тому, как держали под замком свои деньги; возможно, что первоначально пояса целомудрия были придуманы для того, чтобы предотвращать изнасилования, однако в то же время они служили для охраны "собственности". Средневековые пояса целомудрия обычно изготовляли из металла, они покрывали промежность женщины, доходя до спины и живота. Два отверстия давали возможность отправлять естественные нужды, но совершенно исключали половой акт. На бедрах пояс запирался на ключ, который ревнивый супруг держал при себе.

Возрождение гуманизма и изобразительного искусства в Европе в XVI и XVII вв. сопровождалось некоторым ослаблением сексуальных ограничений, а также меньшей приверженностью к догмам куртуазной любви. Протестантская церковь, во главе которой стояли Мартин Лютер, Джон Кальвин и другие, в общем относилась к сексуальным проблемам более терпимо, чем католическая церковь. Например, Лютер, хотя его отношение к сексу едва ли можно назвать либеральным, полагал, что секс нельзя считать греховным по самой его сути, так же как целомудрие и безбрачие сами по себе не служат признаками добродетели. В то время в Европе разразилась массовая эпидемия сифилиса, возможно завезенного из Америки, что, вероятно, несколько ограничивало сексуальную свободу.
^

Восемнадцатый и девятнадцатый века


Когда мы обсуждаем обычаи, существовавшие в ту или иную историческую эпоху, необходимо помнить, что они различались в разных странах, в разных слоях общества или религиозных группах. Можно привести данные, свидетельствующие о довольно терпимомотношении к сексу в Англии и Франции в 1700-е годы, однако в колониальной Америке в это время царила пуританская этика. Внебрачный сексосуждался, а сплоченность семьи превозносилась; виновных в добрачном сексе наказывали плетьми, ставили к позорному столбу, сажали в колодки или заставляли публично каяться. Некоторым читателям, возможно, знакома книга Натаниэля Хоторна

"Алый знак доблести", в которой описано отношение к сексу в колониальную эпоху. В Америке пуританская мораль захватила и XIX век, хотя там в этот период во взглядах на сексуальные проблемы наметился раскол. По мере того как расширялись границы американских штатов, а большие города становились все более космополитическими, представления о сексуальной свободе находили все больше приверженцев. В ответ на подобный поворот событий в 1820-1830-х годах в американском обществе сформировалось движение по борьбе с проституцией и спасению "падших женщин", занимавшихся этим ремеслом . Несмотря на организованное сопротивление Общества по борьбе с распущенностью и пороком и Общества последователей седьмой заповеди, проституция процветала. В начале 1840-х годов правительство возбудило дела против 351 публичного дома в одном только штате Массачусетс, а к началу Гражданской войны путеводитель по наиболее шикарным публичным домам в больших городах содержал описание 106 заведений в Нью-Йорке, 57 в Филадельфии и десятков других в Балтиморе, Бостоне, Чикаго и Вашингтоне .

К середине XIX века, с началом Викторианской эпохи, в Европе наметился возврат к показной стыдливости и сдержанности, однако на сей раз это было меньше связано с религиозными установками. Общей тенденцией в эту эпоху было подавление сексуальности и сильное стремление к скромности; это было необходимо ввиду превозносимой чистоты и невинности женщин и детей. Как пишет Тэйлор, "такой тонкости достигала чувствительность викторианцев, так легко обращались их мысли к сексу, что самые невинные действия попадали под запрет, если казалось, что они могут вызвать в воображении соблазнительные образы. Стало считаться неучтивым предложить даме ножку цыпленка." Этот консерватизм распространялся и на одежду, не оставлявшую открытой даже шею и не позволявшую даже мельком увидеть лодыжку. Сегодня ханжество того времени кажется нам невероятным: в некоторых домах на ножки рояля надевали кринолины, а книги авторов противоположного пола ставили на полках рядом лишь в том случае, если это были муж и жена.

В Америке, несмотря на сильное влияние викторианства, различные течения

периодически потрясали моральные устои. Так, в 1870 г. городской совет Сент-Луиса нашел в законах штата лазейку, позволившую легализовать проституцию, что вызвало бурю возмущения по всей стране. Вновь были сформированы общества по борьбе с сексуальной распущенностью, нашедшие союзников среди борцов с употреблением алкоголя. В 1886 г. в 25 штатах было признано считать совершеннолетними достигших десятилетнего возраста (что способствовало расцвету детской проституции), однако к 1895 г. благодаря сопротивлению общественности такой ранний срок сохранился лишь в 5 штатах, а в 8 штатах возраст совершеннолетия был поднят до 18 лет.

Хотя в целом в Викторианскую эпоху отношение к сексу было отрицательным, именно эта эпоха ознаменовалась появлением сексуального "андерграунда" — широким распространением порнографической литературы и рисунков. Проституция была в Европе обычным явлением; в 60-х гг. XIX века Британский парламент издал закон, легализовавший и регулировавший проституцию. Кроме того, викторианская фальшиваястыдливость в сексуальном поведении и отношении к сексу распространялась не на все слои общества. Средний и низший классы не прибегали к притворству, как это было принято в высших кругах. Крайняя нищета заставляла многих молодых женщин из низшего сословия заниматься проституцией, а представительницы среднего класса -вопреки идеалу покорной и бесполой викторианской леди - не только испытывали сексуальные чувства и желания, но и вели себя в этом плане во многом так же, как современные женщины. В Викторианскую эпоху женщины жили половой жизнью (и испытывали при этом наслаждение) со своими законными мужьями, а иногда даже заводили страстные романы, о чем можно судить по многочисленным дошедшим до нас дневникам, в которых они подробно описывали количество и качество своих оргазмов. Так, недавно был обнаружен обзор по сексуальному поведению женщин, написанный в 1892 г. дамой по имени Клелия Дьюэл Мошер и содержащий дополнительные сведения в пользу того, что было бы неверно считать Викторианскую эпоху совершенно антисексуальной. Интересную точку зрения на сексуальность женщин в эту эпоху высказали также Халлер и Халлер.

Совершенно очевидно, что в Викторианскую эпоху многие женщины страдали от репрессивного отношения к сексу, однако при более близком знакомстве с этой проблемой создается впечатление, что те женщины, которые способствовали возникновению представлений о ханжестве, на самом деле весьма близки к сегодняшним феминисткам. Женщины Викторианской эпохи старались обрести своеобразную сексуальную свободу, отрицая свою сексуальность...в попытке избежать отношения к себе как к предмету, предназначенному для получения сексуального наслаждения. Их

притворная стыдливость была маской, под которой удобно было скрывать "радикальные" усилия обрести свободу личности.

Наука и медицина полностью отражали антисексуализм этой эпохи. Мастурбацию клеймили так и сяк, обвиняя ее в том, что она наносит вред головному мозгу и нервнойсистеме и служит причиной безумия и самых разнообразных других болезней. Считалось, что женщины мало или совсем несексуальны, и их как физически, так и интеллектуально следует ставить ниже мужчин. В 1878 г. престижный British Medical Journal опубликовал письма врачей, утверждавших, что мясо, к которому прикоснулась женщина в менструальном периоде, непригодно в пищу. Даже такой выдающийся ученый, как отец эволюционной теории Чарлз Дарвин в свой книге "Происхождение человека и половой отбор" (1871) писал, что "Мужчина храбрее, драчливее и энергичнее женщины и обладает более изобретательным умом" и что "по своим умственным способностям мужчина, очевидно, превосходит женщину".

В конце XIX века немецкий психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг создал подробную классификацию половых расстройств. В его книге "Сексуальная психопатия" (Psychopathia Sexualis, 1886), выдержавшей 12 изданий, эта проблема рассмотрена глубоко и всесторонне. Взгляды Крафта-Эбинга оставались доминирующими на протяжении более, чем 75 лет (Brecher, 1975). Его влияние имело как положительные, так и отрицательные аспекты: с одной стороны, Крафт-Эбинг настаивал на сочувственном отношении медиков к так называемым половым извращениям и на пересмотре законов, касающихся преступлений на сексуальной почве, а с другой - в его книге секс, преступление и насилие были как бы свалены в одну кучу. Он уделял много внимания тем аспектам сексуальности, которые он считал аномальными: садомазохизму (половое удовлетворение, получаемое в результате причинения боли своему партнеру, или боли, причиняемой себе), гомосексуализму, фетишизму (половое удовлетворение, получаемое от предметов, связанных с определенным человеком, а не от него самого) и скотоложеству (половые контакты с животными). Крафт-Эбинг очень часто прибегал к мрачным примерам (убийства на сексуальной почве, каннибализм, труположество и другие), которые он описывал на тех же страницах, что и менее устрашающие половые извращения, а поэтому у многих читателей его книги возникало отвращение почти ко всем формам сексуального поведения. Тем не менее Крафт-Эбинга часто называют основателем современной сексологии.
^

Двадцатый век


К началу XX в. изучение сексуальности стали проводить более объективными методами. Хотя в определенных слоях общества все еще сохранились викторианские представления, исследования таких серьезных ученых, как Альберт Молл, Магнус Гиршфельд, Иван Блох и Хавелок Эллис, в сочетании с динамичными идеями Фрейда положили начало резкому повороту в отношении к сексу.

ФРЕЙД

Зигмунд Фрейд (1856-1939) более успешно, чем кто-либо до или после него,

продемонстрировал центральную роль сексуальности в жизни людей. Гениальные открытия Фрейда - результат не только его собственных наблюдений, но и его способности обобщать и формулировать идеи других исследователей . По мнению Фрейда, сексуальность является главной силой, мотивирующей все поведение человека, и основной причиной всех форм невроза - заболевания, наиболее ярким проявлением которого служат чувство тревоги и нарушение психической адаптации при сохранении адекватного восприятия реальности. Разрабатывая идеи,высказывавшиеся другими сексологами в период между 1880 и 1905 гг. , он доказал наличие сексуальности у младенцев и детей и сформулировал подробную теорию психосексуального развития человека .

Фрейд создал много новых концепций, связанных с сексуальностью. Наиболее известная из них - эдипов комплекс - постулирует неизбежное сексуальное влечение маленького мальчика к своей матери, которое сопровождается смесью таких противоречивых чувств, как любовь, ненависть, страх и соперничество, испытываемых ребенком к своему отцу.

Фрейд полагал также, что мальчики озабочены возможностью утраты пениса как некой ужасной формы возмездия (страх кастрации), а девочки ощущают некую неполноценность и зависть из-за отсутствия у них пениса (желание пениса). По мнению Фрейда, этот конфликт существует главным образом на уровне подсознания, т.е. На уровне, более глубоком, чем осознанное восприятие окружающего. На этой богатейшей теоретической основе Фрейд создал клинический метод, названный психоанализом; с помощью своего метода он исследовал и лечил конфликты, возникающие на уровне подсознания и ведущие к возникновению психологических проблем. Несмотря на то, что многие современные сексологи не согласны с концепциями Фрейда, , психоанализ до сих пор широко используется длялечения больных.

ЭЛЛИС

Хэвлок Эллис благодаря своим многочисленным трудам стал одним из самых авторитетных среди первых сексологов. Примерно в эти же годы английский врач Хэвлок Эллис (1859-1939) опубликовал шеститомный труд под названием "Изучение психологии сексульности" (1897-1910). Эллис предвосхитил многое из того, о чем позднее писал Фрейд, анализируя детскую сексуальность. Например, он признавал широкое распространение мастурбации у обоих полов в любом возрасте, возражал против викторианских представлений о том, что "порядочные" женщины не испытывают сексуальных желаний и подчеркивал психологические, а не физические причины многих сексуальных проблем. В его работах уделялось также внимание разнообразию сексуального поведения человека; они служили важным противовесом влиянию Крафт-Эбинга, считавшего сексуальные отклонения патологией.
^

1929-1950-е годы


К концу первой мировой войны как в Европе, так и в Америке начались значительные изменения в обществе, все дальше уводившие его от установок Викторианской эпохи. Более широкая социальная и экономическая свобода, доступность автомобилей, расцвет джаза делали сексуальное поведение людей все менее сдержанным, причем это сопровождалось соответствующими изменениями в моде, танцах и литературе. Женщины активно участвовали в приближении сексуальной революции. Маргарет Сэнджер встала во главе движения за контроль над рождаемостью в США. Кэтрин Дейвис провела обследование сексуальной жизни 2200 женщин, результаты которого были опубликованы в 1922 и 1927 гг. в виде серии научных статей, а затем в виде отдельной книги. Англичанка Мэри Стопе (Slopes) написала откровенное руководство по супружеской жизни, которое имело большой успех по обе стороны Атлантики (Интересно отметить, что Стопе, уже имея докторскую степень и будучи квалифицированным научным работником, сама оказалась жертвой викторианского ханжества в вопросах секса. Спустя шесть месяцев после свадьбы с другим ученым, доктором Реджинальдом Кейтсом, она начала чувствовать, что чего-то важного в жизни лишена. Разобравшись в причинах собственного недовольства и убедившись в несостоятельности своего брака, доктор Стопе подала на развод, получила его, а впоследствии взялась за написание книги, чтобы помочь другим женщинам избежать подобных проблем..

К 1926 г. гинеколог Теодор Ван де Вельде опубликовал свою книгу "Идеальный брак", в которой подробно описал широкий диапазон приемов, используемых в половых контактах, и признал допустимость орально-генитального секса; его книга сразу стала бестселлером во всем мире.

"Ревущие двадцатые" закончились крахом на бирже. В период последовавшей за этим Великой депрессии заботы о хлебе насущном отодвинули сексуальные проблемы на задний план. Вступление Англии и США во вторую мировую войну, глубина и драматизм событий тех лет создали фон для полного изменения характера сексуальных отношений по обе стороны Атлантики. Женщины, которым пришлось работать и даже служить в армии, внезапно ощутили себя экономически свободными и независимыми, но эта свобода одновременно породила атмосферу хаоса поспешных браков, разводов, одиночества и страха. Пока мужья воевали за океаном, их жены заводили романы; в свою очередь мужчины, оказавшись вне дома, использовали любые возможности для сексуальных развлечений. Как писал один историк-социолог, "Жизни и моральным устоям многих

миллионов людей была нанесена тяжкая эмоциональная травма, и в характерной для военного времени неустроенности многие социальные запреты утратили свою сдерживающую силу. Стремление извлечь все, что возможно, из настоящего, не размышляя о будущем, приводило к погоне за удовольствием и к неразборчивости в сексуальных связях".

В послевоенное время началось вытеснение женщин из промышленных предприятий и учреждений и возвращение на их законное место, т.е. в дом. В этот период, характеризующийся высокой частотой разводов и существенными сдвигами в обществе, внезапно приобрел широкую известность еще один сексолог, которому суждено было оставить неизгладимый след в истории науки.

КИНЗИ

Исследования Альфреда Кинзи по проблемам секса отменены печатью безмерного энтузиазма, хотя отношение к его методам и полученным результатам было весьма неоднозначным.

Летом 1938 г. Альфред Кинзи (1894-1956), зоолог из университета шт. Индиана, был приглашен для чтения лекций о браке в местном колледже. Пораженный отсутствием данных о сексуальном поведении человека, он воспользовался своим статусом преподавателя и раздал студентам анкеты с целью собрать сведения об их сексуальной жизни. Впоследствии Кинзи пришел к выводу, что более надежный метод для сбора такого материала - личные беседы, поскольку они допускают большую гибкость и

позволяют выяснить ряд подробностей. В конечном счете он провел интервью с тысячами мужчин и женщин по всей стране. Вместе со своими соавторами и коллегами Уорделлом Помероем и Клайдом Мартином Кинзи опубликовал 5 января 1948 г. Монументальный труд "Сексуальное поведение мужчины", а спустя 5 лет, в соавторстве с Полом Джебхардом - "Сексуальное поведение женщины".

В своих трудах Кинзи обобщил данные, полученные в ходе бесед с 12 000 мужчин и женщин из всех слоев общества: многие результаты оказались поразительными. Так, например, по его данным, 37% американских мужчин после достижения зрелости по крайней мере однажды участвовали в гомосексуальном половом акте, доведенном до оргазма; 40% мужчин изменяли своим женам, а 62% опрошенных женщин занимались

мастурбацией. Публикация "Сексуального поведения мужчины" сразу привлекла внимание широкой публики к работе Кинзи. К середине марта было продано свыше 100 тысяч экземпляров его книги, и в течение 27 нед она оставалась в списке бестселлеров.

Несмотря на то, что Кинзи и его коллеги ограничивались описанием сексуального поведения человека, не давая при этом никаких нравственных или медицинских оценок, их книга вызвала суровую критику в методологическом и моральном плане. Престижный журнал "Лайф" счел ее "атакой на семью как основную ячейку общества, отрицанием

моральных принципов и прославлением распущенности" .Маргарет Мид

критиковала Кинзи за то, что он обращается с сексом "как с безликим бессмысленным актом" ("Нью-Йорк Тайме", 1 апреля 1948 г.), а один из профессоров Колумбийского университета утверждал, что "необходим закон, запрещающий проведение исследований, посвященных исключительно сексу". Однако все критики сходились во мнении, что Кинзи "сделал для секса то, что сделал Колумб для географии".

В целом первая книга Кинзи была принята положительно , чего нельзя

сказать о второй части его труда - "Сексуальное поведение женщины". Многие газеты осудили эту книгу в своих редакционных статьях и отказались печатать отзывы о ней в колонках новостей. Так, газета "Тайме" (Нью-Филадельфия, Огайо) одобрила это решение, заявив: "Мы полагаем, что эта книга вызовет отвращение у значительной части

наших читателей" (20 августа, 1953). Служители церкви и педагоги называли материалы Кинзи аморальными, направленными против семьи и даже имеющими коммунистическую окраску.

Кинзи скончался в 1956 г. ожесточенным и разочарованным, однако результаты его труда были в полной мере оценены впоследствии. Одна из заслуг этого ученого состоит в том, что вместе со своими коллегами он создал Институт сексуальных исследований при университете шт. Индиана, который продолжает оставаться крупным исследовательским центром и по сей день.
^

1950-е годы


После смерти Кинзи в США наступило время, для которого была характерна большая, чем прежде, сексуальная свобода. Добрачные половые связи стали обычным явлением, хотя возникали они главным образом между людьми, собиравшимися вступить в брак. В книгах (например, в нашумевшем в то время романе "Peyton Place") и в кинофильмах (по большей части импортировавшихся в США из-за океана) появились откровенные

сексуальные сцены; сексуальные темы появились даже в музыке. Один обозреватель, пришедший в ужас от того, что ему приходится видеть и слышать, мрачно заметил, что "сексуализация" музыки делает ее "обнаженной, обольстительной... страстной и извращенной, а мычание исполнителей сопровождается вращением и изгибанием их тел в

ритмах, сексуальный оттенок которых не вызывает никаких сомнений" .

Идеал женщины 50-х гг. - это очаровательное, но безмозглое создание - примерно то, что изображала в своих фильмах Мерилин Монро. Все помыслы такой женщины должны быть направлены на замужество и материнство. В январе 1950 г. "Харперс Магазин" заметил: "Если американская девушка носит обыкновенные очки, а не очки модной

формы с цветными стеклами, то она может считать, что для нее все потеряно - ей никто не назначит свидания". А журнал Си (январь, 1950) серьезно советовал своим читательницам носить бюстгальтеры с прокладками, не посвящая в это своего будущего мужа до свадьбы".

Альберт Элис (A. Ellis, 1959) кратко подытожил преобладающие в те годы нравы следующим образом: "Главное правило, лежащее в основе нашего сексуальногоповедения, можно выразить с абсолютной и ужасающей ясностью в двух фразах: 1) если вы хотите заняться сексом, потому что вам это ПРИЯТНО, вы не должны этого делать; 2)если это ваш ДОЛГ, то выполнять его следует обязательно.
^

1960-е годы


В начале 1960-х гг. в США началась сексуальная революция, оказавшаяся самым заметным событием из всего того, что стране когда-либо довелось пережить. Среди причин сексуальной революции обычно называют следующие: 1) появление противозачаточных таблеток; 2) протест молодежи против существующего ханжества; 3) возрождение феминизма в современной форме; 4) большая открытость в обществе и

большая сексуальная раскованность. Дать окончательную историческую оценку относительно значения каждого из этих факторов в приближении сексуальной революции невозможно, однако несомненно, что все они сыграли в этом важную роль.

Противозачаточные таблетки сделали половые отношения безопасными и позволили миллионам людей относиться к сексу как к способу выразить свою любовь к существу противоположного пола, а не как к способу продолжения рода. Доступность таблеток дала женщинам чувство свободы и, вероятно, оказала большее влияние на их сексуальное

поведение, чем это принято считать. Молодежное движение, начавшееся одновременно с движением за гражданские права и расширявшееся вместе со все усиливающейся утратой веры в справедливость Вьетнамской войны, привело к тому, что подростки бросили вызов поколению своих родителей. Этот вызов выражался не только в одежде, длинных волосах

и музыке молодого поколения, но также в употреблении наркотиков и сексуальной свободе (их лозунг "Любовь, а не война").

Молодежь шестидесятых, осознавшая политическую и социальную несправедливость, с воодушевлением включилась также в женское движение. Поскольку противозачаточные таблетки дали возможность женщинам в гораздо большей степени контролировать свою судьбу, неудивительно, что их сексуальная свобода стала все больше восприниматься как

естественное положение вещей. Реакция общества на сексуальную революцию была неоднозначной. Одни горячо приветствовали это движение, другие считали его чем-то временным, обреченным в конечном счете на угасание. Можно утверждать, что значительная часть населения

следила за этим переворотом с неодобрением и тревогой. Большинство людей было озабочено происходящим на их глазах разрушением моральных устоев американского общества. Тем не менее о сексуальности стали больше говорить, демонстрировать ее и изучать; в шестидесятые годы появились бары с полуголыми официантками, обнаженное тело стало привычным для бродвейских шоу. Наконец, именно в эти годы было опубликовано исследование сексуальной функции человека, совершившее настоящий

переворот в подходе к этой проблеме.

^ МАСТЕРС И ДЖОНСОН

Кинзи и его сотрудники изучали природу сексуальности человека, используя метод интервью. В ходе беседы они выясняли, как, когда и сколь часто люди занимаются сексом. В дальнейшем научное исследование секса расширялось в рамках той же методики за счет добавления вопросов, которые оставались неразрешенными. Новый методический подход был впервые использован врачом Уильямом Мастерсом и психологом Вирджинией Джонсон в Медицинской школе Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

По мнению Мастерса и Джонсон, для понимания всех сложностей сексуальной функции человека люди должны знать анатомию и физиологию репродуктивной системы, а также психологию и социологию. Авторы полагали, что для решения сексуальных проблем человека данные, полученные в результате изучения сексуальных реакций животных,

недостаточны, и только прямой подход позволит получить необходимую информацию. В 1954 г. они начали наблюдать и регистрировать физические особенности полового возбуждения у человека. К 1965 г. был накоплен материал по 10 000 эпизодов половой активности у 382 женщин и 312 мужчин; на основании этих данных была опубликована

статья "Сексуальные реакции человека", которая сразу привлекла

к себе внимание. Некоторые специалисты быстро уловили важность этих открытий, тогда как другие были шокированы используемыми при этом методами. Среди громких обвинений в "механическом подходе" и криках об оскорблении моральных чувств раздавались относительно немногочисленные голоса тех, кто понимал, что эта физиологическая информация не является самоцелью, что она необходима для разработки

методов лечения людей с сексуальными расстройствами (Следует отметить, что вся медицинская наука основана на знании нормальной анатомии и физиологии, без которых невозможны существенные успехи в лечении патологии. В 1966 г., когда была опубликована статья "Сексуальные реакции человека", многие врачи, казалось, забыли об этом факте, который был бы совершенно неоспоримым, если бы речь шла об изучении

сердечных или кожных болезней. В наших картотеках за тот год содержится много возмущенных писем от врачей, критикующих наши физиологические исследования за их непристойность и отклонение от традиционной медицинской "респектабельности").
^

1970-и 1980-е годы


В 1970-1980-х гг. отношение к сексу стало намного более открытым. В 1970 г. Мастерс и Джонсон опубликовали книгу "Сексуальная неполноценность человека", ознаменовавшую новый подход в терапии сексуальных расстройств, которые прежде лечились долго и, как правило, безуспешно. С появлением этой книги, где, в частности, описан эффективный

двухнедельный курс терапии, при которой неудачи составляют всего 20%, возникла новая медицинская специальность - сексотерапия. Вслед за этим всего лишь за 10 лет в стране было открыто несколько тысяч сексотерапевтических клиник, а благодаря таким врачам, как Элен Каплан и Джек Эйнон, стали развиваться и другие терапевтические подходы.

Публиковались десятки специальных книг о сексе; среди них лучшей и имевшей наибольший успех (тираж свыше 9 миллионов экземпляров) была, вероятно, "Радость Секса" Алекса Комфорта (Comfort, 1972). Заметную роль в сексуальной революции сыграло также телевидение, освещавшее в ряде программ темы, которые прежде находились под запретом. Не желавшее отставать кино стало более откровенно сексуальным, а на заре американского видеорынка наибольшим спросом пользовались порнофильмы.

В это же время произошли события, повлиявшие на отношение американцев к сексуальности: 1) сожительство до регистрации брака стало обычным явлением; 2) в 1976 г. Верховный суд США легализовал аборты, что, конечно, повысило их безопасность, но вместе с тем спровоцировало споры в обществе по поводу нравственности подобного решения; 3) в 1974 г. Американская ассоциация психиатров приняла решение исключить

гомосексуализм из перечня психических расстройств, что создало почву для усиления движения геев за свои права; 4) благодаря усилиям ученых и активистов женского движения общество осознало, что изнасилование - это преступление, порождаемое не страстью, а жестокостью. В результате процедура слушания дел об изнасиловании была законодательно изменена, а в стране один за другим стали появляться центры по оказанию психологической помощи жертвам изнасилования; 5) разработка методов экстракорпорального оплодотворения сделала возможным рождение в 1978 г. первого в мире "младенца из пробирки". Все большее

распространение в эти годы получает весьма спорная с этической точки зрения процедура вынашивания ребенка суррогатной матерью.

В конце 1970-х и в начале 1980-х гг. определенные силы в обществе стали оказывать сопротивление тому, что они считали сверхвседозволенностью и даже безнравственностью. Например, предпринимались попытки блокировать половое воспитание в бесплатных школах и противодействовать любым формам "беспорядочного" сексуального поведения, к которым относили все, кроме супружеского секса. Движение за право на жизнь протестовало против узаконивания абортов и безуспешно пыталось ввести

в конституцию поправку, которая бы запрещала аборты в любых обстоятельствах. В 1983 г. администрация Рейгана пыталась провести закон, иронически прозванный "законом о доносе" который обязывал продавцов сообщать родителям, что их дети покупают противозачаточные средства. К счастью, это предложение навсегда осталось лишь законопроектом.

Особую тревогу в обществе на рубеже 1970-80-х гг. вызвали эпидемии доселе неизвестных болезней, передающихся половым путем: генитального герпеса, главным образом среди гетеросексуалов, и СПИДа, который в США вначале поражал мужчин, как гомо-, так и бисексуалов, но вскоре распространился и на гетеросексуалов. (СПИД, или

синдром приобретенного иммунодефицита, возникает в результате заражения вирусом, поражающим иммунную систему организма, что ведет к различным серьезным инфекционным, раковым и нервным заболеваниям.) Эпидемия СПИДа, который порой называют чумой наших дней, вызывает особые опасения, поскольку, во-первых, это заболевание в настоящее время неизменно приводит к летальному исходу и, во-вторых, согласно экспертным оценкам, число зараженных вирусом СПИДа (ВИЧ-инфицированных) в США уже достигло двух миллионов. Поскольку и генитальный

герпес, и СПИД бесспорно связаны с беспорядочной половой жизнью, высказывается мнение, что эпидемии этих болезней - своего рода возмездие, ниспосланное богом человечеству за его греховное сексуальное поведение.

Обрушившаяся на людей лавина сообщений о СПИДе, а также осознание того, что наверняка избежать заражения можно лишь путем полного воздержания от половой жизни или ограничения ее только одним, заведомо здоровым партнером, заставили миллионы граждан изменить свое сексуальное поведение, причем одни избрали безбрачие, а другие стали более разборчивыми в своих половых партнерах. Некоторые люди стали принимать

известные меры предосторожности (например, использовать презервативы). Подробный анализ изменений в сексуальной жизни разных слоев общества в связи с распространением СПИДа еще предстоит провести, однако нам кажется, что в 2000 -е гг. все большее число людей начинает задумываться над своим сексуальными поведением.

Вывод

Конечно, мы не можем предугадать, действительно ли изменения и тенденции,представляющиеся сегодня существенными, окажут сколько-нибудь длительное влияние на наше сексуальное поведение в будущем. Не можем мы также быть уверены в том, что по прошествии ста лет историки не обозначат нашу эпоху каким-то одним словом (подобно "Викторианской") и не сведут многочисленные сложности наших сексуальных установок к какому-то одному понятию. Единственное, в чем можно не сомневаться, так

это в том, что наши установки и поведение будут продолжать изменяться; однако предсказать сколько-нибудь точно, какое направление примут эти изменения, невозможно.
^

Список литературы:


  1. Мастерс У. Джонсон В. «Основы сексологии»

  2. Акимова Л. «Психология сексуальности»

  3. Имелинский К. Сексология и сексопатология

  4. Аккерман Д. Любовь в истории. Ларю Д. Секс в библии



Скачать файл (147 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации