Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Правоохранительные органы - файл 1.doc


Лекции - Правоохранительные органы
скачать (372.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc373kb.20.12.2011 14:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Правоохранительные органы»

  1. Судебная система в РФ: понятие и общая характеристика.

2. Направления деятельности прокуратуры.

3. Судебная власть: понятие и основные признаки.

4. Основные функции Министерства юстиции РФ.

5. Правосудие: понятие и основные принципы.

6. Основные направления нотариальной деятельности.

7. Органы судейского сообщества: состав и основные функции.

8. Виды услуг, оказываемых частными сыскными предприятиями.

9. Понятие и основные направления правоохранительной деятельности.

10. Основные полномочия органов дознания.

11. Правовое положение частного детектива и частного охранника

12. Полномочия арбитражных судов.

13. Судебная инстанция: понятие и виды.

14. Следственные подразделения при органах внутренних дел.

15. Судопроизводство в РФ: виды и их общая характеристика.

16. Виды услуг, оказываемых частными охранными предприятиями

17. Требования, предъявляемые к кандидатам на судебные должности.

18. Правовой статус адвоката.

19. Мировой судья, особенности правового статуса.

20. Оперативно-розыскная деятельность: понятие и основные задачи.

21. Органы дознания: понятие и полномочия.

22. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: задачи и функции.

23. Совет Безопасности РФ: задачи и состав.

24. Полномочия Конституционного суда РФ.

25. Органы предварительного следствия.

26. Полномочия Верховного суда РФ.

27. Арбитражные суды в РФ: назначение, состав и структура.

28. Смешанная охранно-сыскная деятельность.

29. Основания приостановления и прекращения полномочий судьи.

30. Система и функции таможенных органов России.

31. Общая характеристика правоохранительных органов.

32. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений.

33. Районный суд, его состав и компетенция.

34. Управление внутренних дел субъекта Федерации.

35. Источники права о правоохранительных органах.

36. Полномочия мирового судьи.

37. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

38. Подсудность дел военным судам.

39. Органы ФСБ: задачи и структура.
40. Полномочия судов среднего звена.

41. Судебный пристав-исполнитель: особенности правового статуса.

42. Общая характеристика системы органов прокуратуры.

43. Полномочия районного суда.

44. Конституционный контроль: понятие и отличительные особенности.

45. Структура прокуратуры субъекта Федерации.

46. Милиция общественной безопасности, ее состав и основные задачи.

47. Нотариат: понятие, задачи и функции.

48. Негосударственные правоохранительные образования

49. Конституционный суд РФ: состав и полномочия.

50. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

51. Состав и структура судов среднего звена общей юрисдикции.

52. Криминальная милиция: состав и основные задачи.

53. Военные суды: задачи и компетенция.

54. Прокурорский надзор как вид правоохранительной деятельности.

55. Верховный суд РФ: состав и структура.

56. Адвокатура: понятие и задачи.

57. Основные функции следственных подразделений.

58. Федеральные органы государственной охраны.

59. Налоговая служба: задачи и полномочия.

60. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона.
1. Судебная система в РФ: понятие и общая характеристика.

Это совокупность судов страны, установленные законом, объединенные общностью задач, принципов, руководствующихся единым законом и обладающих собственной компетенцией. Она строится в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе РФ».

По принадлежности к административно-территориальному уровню различают суды двух разновидностей: а) суды субъектов РФ, к которым относятся конституционные суды республик, уставные суды других субъектов РФ, а также мировые судьи; б) федеральные суды - все остальные действующие на основе ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» суды.

Одним из различий видов судов является порядок их образования (на­значения на должность). Первую группу создают (назначают, а в некото­рых регионах избирают) органы власти (избиратели) субъекта РФ. Судьи же федеральных судов назначаются либо Советом Федерации Федераль­ного Собрания, либо Президентом Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (рассматривают уголовные, гражданские, административные дела), возглавляемые Верховным Судом РФ (к ним от­носятся и военные суды); арбитражные суды во главе с Высшим Арбит­ражным Судом РФ, которые представляют собой три независимые друг от друга части общей судеб­ной системы. Все они имеют общие задачи:

1.охрана конституционного строя;

2. охрана политической и экономической системы;

3.защита прав и законных интересов граждан;

4. обеспечение законности и правопорядка.

Единство судебной системы достигается путем:

1.установления су­дебной системы федеральным конституционным законом;

2.соблюдения все­ми судами установленных правил судопроизводства;

3.применения всеми су­дами Конституции РФ и других законов;

4.признания обязательности испол­нения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории России;

5. закрепления единства статуса судей; финансирования судов за счет средств федерального бюджета. В то же время каждый из элементов су­дебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятель­ность других.

Суды субъектов РФ осуществляют все три судебные функции и имеют равную компетенцию и положение в судебной системе.
2. Направления деятельности прокуратуры.

Прокуратура - единое централизованная система федеральных органов, уполномоченная осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов, уголовные преследования и иные функции.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением и исполнением законов

2. Уголовные преследования в соответствии с УПК РФ

3. Участие в рассмотрении дел судами в качестве гос. обвинителя, а так же в иных формах судопроизводства (трудовые споры, семейные взаимоотношения).

4. Координация деятельности ПОО в борьбе с преступностью

5. Участие в правотворческой деятельности.

^ Главной функцией прокуратуры является надзорная деятельность.

Основными принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются: законность (органы прокуратуры должны действовать в стро­гом соответствии с действующими на территории РФ законами); централи­зация (прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоя­щих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ); независи­мость (органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от фе­деральных органов государственной власти, органов государственной влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений; гласность (органы прокуратуры действуют открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также действующему законодательству.


3. Судебная власть: понятие и основные признаки.

Судебная власть представляет собой самостоятельную и незави­симую сферу публичной власти. Статья 10 Конституции РФ устанавлива­ет: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Орга­ны законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Таким образом, судебная власть является одним из видов государствен­ной власти.

Судебная власть обладает рядом признаков:

1) исключительностью. Она реализуется только специальными государственными органами - судами в лице профессиональных судей и привлекаемых в соответствующих судах к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Суды учреждаются только в соот­ветствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»;

2.)независимостью, самостоятельностью, обособленностью. Она
осуществляется независимо от законодательной (представительной) и исполнительной власти. Суды подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. Решения суда не требуют какого-либо утверждения.
Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в другие государственные структуры;

^ 3.) судопроизводством как средством ее реализации. Она осуществляется только посредством установленного Конституцией и законами процессуального порядка по соответствующим категориям дел. Детальная регламентация деятельности судов и точное исполнение судами всех про­цессуальных требований при рассмотрении и разрешении дел предусмот­рены в интересах установления всех фактических обстоятельств дел и вынесения по ним обоснованных и законных решений.

4.)подзаконностью. Компетентность судов определяется действующим законодательством, и прежде всего Конституцией РФ. Законодательная и исполнительная власть не вмешиваются в деятельность судов.

5)обязательностью судебных решений. Все законные и обоснованные требования и распоряжения суда обязательны для исполнения всеми без исключения государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Вступившее в силу решение суда носит характер закона и действует на всей территории России.
4. Основные функции Министерства юстиции РФ.

Министерство юстиции РФ –федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в области права и нормативно-правовому регулированию. Организация и деятельность органов юстиции опре­деляется Конституцией РФ; Положением о Министерстве юстиции РФ; По­становлением Правительства РФ «Об утверждении Концепции рефор­мирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»; указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряже­ниями Правительства РФ; другими нормативными правовыми актами.

В структуру Министерства юстиции России входят: центральный ап­парат Министерства юстиции РФ; территориальные органы Министерства юстиции (в том числе федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам); пенитенциарные органы и учреждения; непо­средственно подчиненные Министерству юстиции учреждения и организа­ции (нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз и др.).

Сфера деятельности Минюста:

1.Исполнение уголовных наказаний

2.адвокатура

3.нотариат

4.обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов и актов др. органов

Основные задачи министерства юстиции

  1. Деятельность в сфере принятия и контроля нормативно-правовых актов, т.е. проведение юр. Экспертизы

  2. Разработка общей стратегии государственной политики в области права.

  3. нормативно-правовое регулирование вопросов организации и деятельности нотариата и адвокатуры.

  4. обеспечение исполнения уголовных наказаний.


5. Правосудие: понятие и основные принципы.

Правосудие- одно из направлений правоохранительной деятельности, выделенное на основании принципа разделения власти в государстве.

Характер правосудия определяют его принципы, которые закреплены в Конституции РФ

1.Законность (все лица и органы власти должны осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и действующем законодательством.

2. осуществление правосудия только судом. (никто не может быть признан виновным, а также подвергнут уголовному наказанию кроме как по приговору суда.)

3.независимость судей (принятие решений без постороннего вмешательства)

4.равенство всех перед законом и судом

5.обеспечение права граждан на судебную защиту

6. состязательность и равноправие сторон

7.презумпция невиновности

8. гласность разбирательства дел.

9.национальный язык судопроизводства

10.охраны чести и достоинства личности
6. Основные направления нотариальной деятельности.

Нотариат - это система органов, на которые возложено удосто­верение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. Нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодатель­ства о нотариате, нормативными правовыми актами субъектов РФ защиту , прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ. Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В круг нотариальных действий, совершаемых нотариусами и уполномо­ченными должностными лицами, входит: удостоверение сделок; выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супру­гов; наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; свидетель­ство верности копий документов и выписок из них; свидетельство под­линности подписи на документах; свидетельство верности перевода до­кументов с одного языка на другой; удостоверение факта нахождения граж­данина в живых: удостоверение факта нахождения гражданина в опреде­ленном месте; удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии; удостоверение времени предъявления до­кументов; передача заявлений физических и юридических лиц другим лицам; прием в депозит (на хранение) денежных сумм и ценных бумаг; совершение исполнительных надписей; совершение протестов векселей; предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков; прием на хранение документов; совершение морских протестов; обеспечение доказательств (для судебных органов).

^ Названные нотариальные действия совершают как частные, так и го­сударственные нотариусы. Нотариусы, работающие в государственных но­тариальных конторах, кроме того: выдают свидетельства о праве на наслед­ство; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают сви­детельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов.
7. Органы судейского сообщества: состав и основные функции.

Для выражения интересов судей ими образуются органы судейского сообщества, к которым относятся: Всероссийский съезд судей; конфе­ренции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия су­дей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Органы судейского сообщества имеют следующие задачи: содей­ствие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защи­та прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторите­та судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъяв­ляемых кодексом судейской этики.

По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества при­нимают решения, а также обращения к государственным органам, обще­ственным объединениям, должностным лицам.

Порядок формирования и деятельности органов судейского со­общества определяется федеральными законами РФ «Об органах судей­ского сообщества», «О статусе судей в РФ».

^ Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей об­щественности. Они рассматривают вопросы: отбора кандидатов на долж­ность судьи; привлечения судьи к дисциплинарной ответственности; при­остановления или прекращения полномочий судьи; прекращения отставки судьи; проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.
8. Виды услуг, оказываемых частными сыскными предприятиями.

Частная детективная и охранная деятельность - это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и законных интересов своих клиен­тов.

^ Частным детективом может быть гражданин РФ, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятель­ность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с вы­борной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не раз­решается.

В целях сыска законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» разрешается предоставление определен­ных видов частных услуг: сбор сведений по гражданским делам на дого­ворной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадеж­ных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного ис­пользования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наи­менований, недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, которые составляют коммерческую тайну; выяснение биографических и других ха­рактеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письмен­ного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск имущества, утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями; сбор сведений по уголов­ным делам на договорной основе с участниками процесса. В ходе частной сыскной деятельности допускаются: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наведение справок; изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев); внешний осмотр строений, помещений, других объектов, наблюдение в целях полу­чения необходимой информации. При осуществлении частной сыскной де­ятельности допускается использование: видео- и аудиозаписи, кино- и фо­тосъемки, технических и других средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде; средств оперативной радио- и те­лефонной связи. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешает­ся использование специальных средств, виды, порядок приобретения, уче­та, хранения к ношения которых определяются соответствующим законо­дательством РФ и иными нормативными правовыми актами.
9. Понятие и основные направления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы - государственные органы и общественные организации, которые на основе закона в установленном им порядке обеспечивают законность и правопорядок, защиту прав и интересов личности, общества и государства, предупреждает и пресекает правонарушения, применяет меры государственного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Функции и задачи правоохранительных органов:

1. Конституционный суд РФ - осуществляет конституционный контроль;

2. все суды - правосудие;

3. Прокуратура - прокурорский надзор и государственное обвинение;

4. Органы дознания и следствия (МВД, ФСБ, Таможня и т.д.). Расследование преступлений и охрана общественного порядка;

5. Адвокатура, нотариат и частные охранные (детективные) агентства (ЧОП) - защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченного государственных и общественных органов.

Обеспечивает деятельность судов, раскрытие правонарушения, оказание юридической помощи и восстановление нарушенных прав.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. осуществляется правовыми способами. ПОО - имеют право применять меры государственного принуждения.

2. меры принуждения строго соответствут закону, нарушение влечет ответственность.

3. Осуществляется специальными уполномоченными органами. Присвоение другими лицами этих прав недопустимо.

4 Начало деятельности должно иметь повод.

5. Законные решения подлежат обязательному исполнению всеми должностными физическими и юридическими лицами.
10. Основные полномочия органов дознания.

Дознание- вид предварительного расследования, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления.

Дознание может вести:

-милиция

-командиры в/частей

-ФСБ

-руководители экспедиций и зимовок

-начальники уголовно-исполнительных учреждений и следственных изоляторов (СИЗО)

-органы противопожарной службы

-капитаны морских судов

-федеральная таможенная служба

-федеральная служба судебных приставов

-главы дипломатических представительств и консульских учреджений.

Основными процессуальными актами, составляемыми при про­изводстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы. Постановление — это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, дознавателя или прокурора, принятое в процессе расследования. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (на обыск, выемку и др.) или дела в целом (о прекращении, на­правлении уголовного дела). Постановления по уголовным делам прокуро­ра, следователя, дознавателя, вынесенные в соответствии с законом, обяза­тельны для исполнения всеми государственными и общественными орга­низациями, должностными лицами и гражданами. Протокол — это про­цессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следствен­ных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования закона. Протокол должен быть составлен о производстве каждого след­ственного действия (обыска, допроса, следственного эксперимента, озна­комления с материалами дела и т. д.).

Задачами органов дознания, являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение |,. виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы ка­ждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоя­тельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит по­становление об отказе в возбуждении уголовного дела, если же он обнару­жит признаки преступления, отнесенного законом к подследственности орга­нов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, орган дознания должен провести предварительное рассле­дование, по окончании которого уголовное дело с обвинительным актом пе­редается прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если обсто­ятельства преступления невозможно установить без производства следствен­ных действий, то уголовное дело прокурор передает следователю.

Органы дознания осуществляют производство отдельных след­ственных действий и розыскных действий по письменному поручению сле­дователя. Это поручение является для органов дознания обязательным.
11. Правовое положение частного детектива и частного охранника

Частная детективная и охранная деятельность - это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и законных интересов своих клиен­тов. Частным детективом может быть гражданин РФ, который получил в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятель­ность. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, и совмещать ее с государственной службой или с вы­борной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не раз­решается. В целях сыска законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» разрешается предоставление определен­ных видов частных услуг: сбор сведений по гражданским делам на дого­ворной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадеж­ных деловых партнеров; установление обстоятельств неправомерного ис­пользования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наи­менований, недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, которые составляют коммерческую тайну; выяснение биографических и других ха­рактеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письмен­ного согласия) при заключении ими трудовых и других контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск имущества, утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями; сбор сведений по уголов­ным делам на договорной основе с участниками процесса. В ходе частной сыскной деятельности допускаются: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наведение справок; изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев); внешний осмотр строений, помещений, других объектов, наблюдение в целях полу­чения необходимой информации. При осуществлении частной сыскной де­ятельности допускается использование: видео- и аудиозаписи, кино- и фо­тосъемки, технических и других средств, не причиняющих вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде; средств оперативной радио- и те­лефонной связи. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешает­ся использование специальных средств, виды, порядок приобретения, уче­та, хранения к ношения которых определяются соответствующим законо­дательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Законом установлены определенные ограничения в сфере деятель­ности частного детектива. Так, частным детективам запрещается: скры­вать от правоохранительных органов ставшие известными им факты гото­вящихся или совершенных преступлений; выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; собирать сведения, связанные с личной жиз­нью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; осу­ществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных и дру­гих помещениях без письменного согласия на то соответствующих долж­ностных или частных лиц; прибегать к действиям, которые посягают на права и свободы граждан; совершать действия, которые ставят под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан; фальсифициро­вать материалы или вводить в заблуждение клиента; разглашать собран­ную информацию и использовать ее вопреки интересам своего клиента или в интересах других (третьих) лиц; передавать свою лицензию для исполь­зования ее другими лицами. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, а так­же связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

^ Услуги частной охранной деятельности включают в себя: защиту жизни и здоровья граждан; охрану имущества собственников, в том числе при его транспортировке; проектирование, монтаж и эксплуатационное об­служивание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведе­ния массовых мероприятий.

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается при наличии на то оснований применять специальные средства и огнестрель­ное оружие (только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией прав).

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осу­ществляют органы внутренних дел. Надзор за неукоснительным соблюде­нием Конституции РФ и исполнением законов осуществляют органы проку­ратуры.
12. Полномочия арбитражных судов.

Судами специальной юрисдикции можно назвать арбитражные суды - федеральные суды, осуществляющие правосудие путем разрешения эко­номических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются: защита нару­шенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреж­дений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ им подсудны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между: юридическими лицами; гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица и имеющими статус индивидуального пред­принимателя, приобретенный в установленном законом порядке; Российской Федерацией и субъектами РФ; субъектами РФ.

Арбитражные суды образуют централизованную систему, в которую входят: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.
13. Судебная инстанция: понятие и виды.

судебная инстанция, представляет собой стадию рассмотрения дела в суде с опреде­ленной компетенцией. В российском гражданском, арбитражном и уго­ловном процессе различают суды первой, апелляционной, кассацион­ной и надзорной инстанций.

Суд первой инстанции - суд, уполномоченный непосредственно исследовать в судебном заседании обстоятельства дела, рассматривае­мого впервые, и выносить по нему соответствующее решение. В уста­новленных процессуальным законом случаях суд первой инстанции мо­жет выносить определения, постановления и приговоры.

^ Суд второй инстанции (апелляционной или кассационной) про­веряет не вступившие в законную силу приговоры и иные решения су­дов первой инстанции на основании представления прокурора или жалоб заинтересованных лиц.

Суд кассаци­онной инстанции является вышестоящим по отношению к суду, вынесше­му решение, приговор. Он вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или постановление апелляционной инстанции либо в определен­ных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - по отношению к областным и равным им судам.

^ Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет вступившие в за­конную силу приговоры и решения судов первой инстанции, а также решения апелляционной или кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (372.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации