Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Баланс и методика его составления. МСФО № 10, 35 - файл Баланс. МСФО № 10, 35.doc


Баланс и методика его составления. МСФО № 10, 35
скачать (20.3 kb.)

Доступные файлы (1):

Баланс. МСФО № 10, 35.doc122kb.16.10.2009 01:08скачать

содержание

Баланс. МСФО № 10, 35.doc

Филиал государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Московского государственного индустриального университета

в г. Кирове


Контрольная работа

по дисциплине «Международные стандарты аудита и финансовой отчётности»

Выполнила

Анна

…………………………………..………………..

Преподаватель

Захарова Маргарита Александровна
………………………………………….……….

Киров, 2008

Содержание работы


Бухгалтерский баланс и методика его составления 4

МСФО № 10 «Условные события, происшедшие после отчётной даты» 13

МСФО № 35 «Прекращаемая деятельность» 17

Список использованной литературы 21
^

Бухгалтерский баланс и методика его составления


Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования.

Существуют различные виды бухгалтерских балансов:

  • вступительный (организационный);

  • периодический (годовой, квартальный, операционный);

  • соединительный (фузионный);

  • разделительный;

  • санируемый;

  • ликвидационный;

  • сводный, сводно-консолидируемый.

Различные виды баланса могут различаться как номенклатурой статей, так и методами оценки. Рассмотрим основную форму баланса – периодический.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям (участникам организации или собственникам ее имущества), а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации; государственные и муниципальные унитарные предприятия - органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. В другие адреса бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Подготовка, заполнение и представление квартального и годового отчета за 2008 год, а также сами типовые бланки и формы бухгалтерской отчетности регламентируются следующей нормативной базой:

  • "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н)

  • Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н

При этом важно иметь в виду, что бухгалтерская отчетность должна обязательно содержать коды строк в соответствии с Приказом Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. N 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".

 Дата составления бухгалтерского баланса предприятия - дата, следующая за последней датой периода.

В соответствии с порядком заполнения, бухгалтерский баланс предприятия заполняется в тыс. рублей. Округления производятся по каждой строке, т.е. сначала просчитывается сумма соответствующих остатков по счетам, а потом происходит деление на 1000. В результате округлений возможны расхождения между данными актива-пассива баланса на 1-2 тыс. рублей.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме
отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Статьи бухгалтерского баланса, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах).

Бухгалтерский баланс представляет состояние имущественной массы как группировку разнородных имущественных средств (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении организации) и прав на эти ценности и одновременно как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Для составления бухгалтерского баланса предприятия отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

По своему построению бухгалтерский баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых постоянно равны между собой. Это состояние равновесия — важнейший признак баланса. В учетной практике баланс представляется в виде двусторонней таблицы, левая сторона которой называется активом, а правая — пассивом баланса. Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации.

В состав актива включаются:

  • имущество - различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование);

  • права

    • овеществленные - связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (векселя, чеки, облигации, акции и т. п.);

    • неовеществленные - долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др.; права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак; прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например затраты, произведенные вперед, или еще не полученные доходы.

Составные части актива, количественно измеренные и оцененные, отражаются в бухгалтерском балансе. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы было возможно, с одной стороны, судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и о характере его юридических отношений с рядом контрагентов, с другой стороны, установить их относительное участие в общем обороте средств.

В актив баланса организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий оборота средств.

В разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, деловая репутация, организационные расходы), основные средства (здания, машины и оборудование, земельные участки), незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности (имущество для передачи в лизинг, имущество по договору проката), долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Раздел II «Оборотные активы» включает запасы (сырье, материалы, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов и др.), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, прочие оборотные активы.

Отдельные статьи актива размещаются в балансе по степени подвижности имущества (по степени ликвидности), то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму. В отечественной практике актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности, в соответствии с которой в первом разделе показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму.

Средства предприятия отражаются в балансе в следующей оценке:

  • основные средства — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом износа;

  • нематериальные активы — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до пригодного состояния, за вычетом износа;

  • капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);

  • оборудование — по фактической стоимости приобретения;

  • финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, облигации, займы и т.п.) — по фактическим затратам;

  • производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, запасные части, тара и др.) — по их фактической себестоимости;

  • незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости (в серийном производстве — по нормативной (плановой) себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов);

  • издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;

  • расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;

  • готовая продукция — по фактической себестоимости;

  • товары — по продажным ценам или по ценам приобретения (покупки);

  • дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.

Пассив баланса показывает, во-первых, какова величина средств (капитала), вложенных в хозяйственную деятельность предприятия и во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущества предприятия. Пассивы можно определить как обязательства за полученные ценности (услуги) и права требования других лиц на активы предприятия. Пассив включает разнообразные источники средств организации, в том числе заемные (заемный капитал) и собственные (собственный капитал).

Пассивы группируются в балансовом отчете по субъектам обязательств: одни из них обязательства перед участниками (учредителями) предприятия, другие — перед третьими лицами (банками, другими кредиторами). Такое деление обязательств в балансе имеет значение для определения срочности их погашения. Статьи пассива баланса группируются по возрастающей срочности исполнения: вначале указывается уставный капитал, затем долгосрочные обязательства и в конце — краткосрочные обязательства.

В то время как обязательства перед участниками не подлежат погашению во время деятельности предприятия, обязательства, составляющие заемный капитал, имеют определенный срок погашения и показывают какая часть активов предприятия (в стоимостной оценке) должна быть направлена удовлетворение требований кредиторов.

Обязательства перед участниками, в свою очередь, подразделяются на два вида. Одни возникают в момент взносов участников при создании предприятия и в дальнейшем, не связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, то есть уставный капитал.

Другие обязательства перед участниками — те, что превышают взносы в уставный капитал и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли. Эта часть обязательств отражается в таких статьях пассива баланса как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль». Оба вида обязательств перед участниками объединяются понятием собственный капитал.

Деление собственного капитала на уставный и созданный предприятием в процессе хозяйственной деятельности имеет большое значение для анализа отчетности, так как их соотношение дает, в частности, возможность судить о степени эффективности работы предприятия.

Другой составной частью пассива баланса являются внешние обязательства предприятия (долги), которые разделяются на долгосрочные (сроком погашения больше одного года) и краткосрочные (сроком погашения до одного года). В практике этот вид обязательств принято называть заемным капиталом.

Внешние обязательства (долги) представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество предприятия, притом в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта. Если у предприятия окажется недостаточно денежных средств на удовлетворение требований кредиторов, то взыскание может быть обращено на другое его имущество.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, перенесена из Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) в форму № 1. Начиная с 2000 года данные по забалансовым счетам необходимо указывать во всех промежуточных бухгалтерских балансах.

Источники средств предприятия отражаются в балансе:

  • уставный капитал — в размере, зафиксированном в учредительных документах;

  • резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;

  • резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;

  • доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;

  • прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;

  • кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ.

Бухгалтерский баланс составляется на основании учетных записей, подтвержденных первичными документами. Промежуточный (квартальный) баланс составляется обычно на основе книжных данных.

Формированию же годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют следующие основные этапы подготовительной работы:

  • уточняется распределение доходов и расходов между смежными отчетными периодам;

  • производится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей
    баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительными записями декабря образуются оценочные резервы, предусмотренные в учетной политике организации или действующим законодательством;

  • выявляется окончательный финансовый результат путем
    суммирования всех частных результатов; закрывается счет 99 «Прибыли и убытки»;

  • составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги,
    охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, вызванные описанными выше действиями;

  • в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском
    учете» обязательно проводится инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.

Субъекты малого предпринимательства, ведущие учет по упрощенной форме, могут составлять баланс по данным Книги учета фактов хозяйственной деятельности. Для этого выводятся остатки по всем счетам, используемым в ведомостях, необходимых для составления бухгалтерского баланса.

Следует иметь ввиду, что не все статьи баланса заполняются путем переноса из соответствующих регистров остатков по счетам. Некоторые статьи баланса требуют объединения остатков по нескольким, близким по экономическому содержанию счетам. Например, статья «Затраты в незавершенном производстве» включает данные остатков счетов: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за предшествующий отчетному период с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», законодательных и иных актов.
^

МСФО № 10 «Условные события, происшедшие после отчётной даты»


МСФО № 10 устанавливает требования к корректировке и раскрытию информации в финансовой отчетности о событиях, которые происходят в период между отчетной датой и подписанием отчетности к выпуску. Аналогом МСФО № 10 «События после отчетной даты» в российском законодательстве является ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», положения которого в целом соответствуют требованиям МСФО.

События после отчетной даты (СПОД) – это события, как благоприятные, так и неблагоприятные, которые имеют место в период между отчетной датой и датой утверждения финансовой отчетности к выпуску, даже если они произошли после опубликования данных о прибыли организации или другой выборочной финансовой информации.

Отчетной датой считается день, по состоянию на который компания составляет свою отчетность. В качестве отчетной даты принимается последний день отчетного периода. При этом международные стандарты не требуют, чтобы финансовый год совпадал с календарным.

Дата утверждения финансовой отчетности к выпуску может варьироваться в зависимости от организационной структуры и схемы управления компанией, процедур, установленных для подготовки и рассмотрения финансовой отчетности, требований законодательства. Это может быть день утверждения отчетности советом директоров или наблюдательным советом, дата подписания отчетности уполномоченными лицами компании. В отдельных случаях компания обязана представлять финансовую отчетность на утверждение уже после выпуска финансовой отчетности. В таких случаях финансовая отчетность считается утвержденной к выпуску в день ее первоначального выпуска, а не в день ее утверждения акционерами.

Целью МСФО № 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты» является установить:

  • когда организация должна уточнять данные финансовой отчетности с учетом событий после отчетной даты;

  • требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий после отчетной даты.

Помимо перечисленных моментов, МСФО № 10 регулирует порядок отражения в отчетности дивидендов, объявленных после отчетной даты, и порядок действий в случаях, когда в связи с событиями, произошедшими после отчетной даты, возникают сомнения в выполнении допущения непрерывности деятельности.

Требования к учету и отражению в отчетности СПОД зависят от типа события после отчетной даты. События, которые произошли после даты составления финансового отчета, раскрываются в том случае, если их нераскрытие помешает пользователям финансовых отчетов сделать правильные оценки и принять соответствующие решения.

Можно выделить два типа событий:

  • события, требующие корректив в силу того, что они предоставляют дополнительное подтверждение условиям, которые имелись на отчетную дату. В отчетность вносятся поправки активов и обязательств на события, являющиеся продолжением отраженных в отчетности (обязательства по пенсионному плану, долгосрочной аренде, налог на прибыль, убытки), при экстраординарном изменении активов и обязательств (катастрофы, пожар и т.п.). Поправки на постбалансовые операции производятся также, если нарушается принцип непрерывной деятельности (при значительных убытках, устойчивой неплатежеспособности, процедуре банкротства). СПОД компания обязана учитывать либо путем уточнения данных финансовой отчетности, либо путем признания ранее не признанных в отчетности объектов учета.

  • события, не требующие корректив, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях. Если некорректирующее СПОД существенно, то для каждого класса раскрывается характер события и оценка его финансовых последствий или заявление о невозможности такой оценки.

Дивиденды владельцам долевых инструментов, рекомендованные или объявленные после отчетной даты, не должны признаваться в составе обязательств компании на отчетную дату. В соответствии с МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности» компания обязана раскрыть информацию о размере дивидендов, рекомендованных или объявленных после отчетной даты, но до утверждения финансовой отчетности к выпуску. Согласно МСФО № 1 компании разрешается раскрывать данную информацию либо в бухгалтерском балансе в качестве отдельного компонента капитала, либо в пояснительной записке к финансовой отчетности.

Организация не должна составлять финансовую отчетность исходя из концепции непрерывной деятельности, если после отчетной даты руководство определяет намерение ликвидировать организацию или прекратить торговлю или не имеет реалистических альтернатив кроме указанных. Стандартом МФСО № 1 особо установлено раскрытие:

  • составления финансовой отчетности не на основе концепции непрерывной деятельности;

  • осведомленности руководства о существенных неопределенностях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения о способности организации продолжать непрерывную деятельность. События или условия, требующие раскрытия, могут возникнуть после отчетной даты.

Организация должна раскрывать дату утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также орган, утвердивший выпуск отчетности. Если собственники организации или иные лица имеют право изменить финансовую отчетность после ее выпуска, организация должна раскрывать данный факт.

Использование МСФО № 10 в управленческом учете весьма ограничено, поскольку временной разрыв между окончанием отчетного периода и датой представления пользователям управленческой отчетности минимален. Как правило, все изменения учитываются уже в отчетности текущих периодов.
^

МСФО № 35 «Прекращаемая деятельность»


МСФО № 35 «Прекращаемая деятельность» был введен с целью повысить информированность пользователей финансовых отчетов о финансовом состоянии компании. В МСФО № 35 «Прекращаемая деятельность» создается основа для представления информации о прекращаемой деятельности компании отдельно от информации о продолжающейся деятельности. В данном стандарте также устанавливаются минимальные требования к раскрытию информации о прекращаемой деятельности. Стандарт применяется к прекращаемой деятельности всех компаний.

МСФО № 35 "Прекращаемая деятельность" лежит в основе ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", вступившего в силу с 1 января 2003 года. Однако МСФО предъявляет более четкие требования к раскрытию в финансовой отчетности информации по прекращаемой деятельности.

Прекращаемая деятельность - относительно значимая часть организации (производство, хозяйственный или географический сегмент, или коммерческая структура, и т.п.), которую данная компания решила продать либо целиком, либо по частям, либо другим путем закрыть и ликвидировать. Согласно МСФО № 35 прекращаемая деятельность начинается с договора организации о продаже всех активов, относящихся к прекращаемой деятельности, утверждения и объявления руководителям конкретного плана прекращения. Определение продолжающейся деятельности вытекает из концепции бухгалтерского учета «непрерывность», которая предусматривает продолжение деятельности компании в обозримом будущем.

Принятие решения о прекращении отдельных видов (сегментов) деятельности объясняется рыночной стратегией компании, которая ищет наиболее выгодные проекты инвестирования средств и стремится закрыть те направления деятельности, которые не приносили и не принесут в дальнейшем экономических выгод компании. Объекты деятельности, относительно которых принято решение о прекращении деятельности, в будущем уже не смогут приносить экономические выгоды компании. При подготовке бюджета компании данное обстоятельство принимается во внимание. Как подчеркнуто в тексте МСФО № 35, разделение прекращаемой и продолжающейся деятельности позволяет инвесторам, кредиторам и другим пользователям отчетности более точно прогнозировать поступления денежных средств, прибыльность и финансовое положение компании.

Поэтому компания, решившая продать или закрыть какое-либо направление своей деятельности, должна проинформировать об этом всех заинтересованных лиц, в том числе акционеров, инвесторов, работников, поставщиков, кредиторов. Соответствующие данные следует отразить в финансовой отчетности предприятия. МСФО № 35, в отличие от ПБУ 16/02, обязывает предприятия раскрывать информацию о прекращающейся деятельности не только в годовой отчетности. Согласно международным стандартам в примечаниях к промежуточной (например, квартальной) отчетности компании должны описывать любые изменения величины и сроков выбытия активов или исполнения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности. Любая информация, касающаяся прекращаемой деятель­ности, должна представляться для каждой прекращае­мой деятельности отдельно.

По мере того как реализуются активы или погашаются обязательства, организация отражает в бухгалтерской отчетности:

величину прибыли до налогообложения и сумму на­численного налога (если получена прибыль);

чистую продажную цену, дату, когда деньги за него поступили на счет организации;

балансовую стоимость актива.

По активам, относящимся к прекращаемой деятельности, может быть учтено обесценение. Прекращение деятельности завершается после выполнения плана независимо от платежей, а отказ от него означает восстановление убытка от обесценения.

В последний раз информация по прекращаемой де­ятельности приводится в отчетности за тот период, в котором предприятие прекратило выпускать соот­ветствующие товары, выполнять работы и т. д.

В МСФО № 35 предприятиям рекомендовано раскрывать данные по прекращаемой деятельности в отдельных колонках, специально создаваемых в отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств. В отчете о движении денежных средств предприятие показывает, какие суммы, относящиеся к прекраща­емой деятельности, поступали в кассу или на бан­ковский счет и как они расходовались. В отчете о прибылях и убытках, по данному стандарту, приводится отдельными статьями финансовый результат, налогообложение.

Сумма прибыли (убытка) от выбытия активов или погашения обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, согласно МСФО № 35 выделяется отдельной строкой в отчете о прибылях и убытках. В этом вопросе ПБУ 16/02 не соответствует международным стандартам, так как предусматривает лишь включение указанной суммы в общий раздел "Прочие операционные доходы и расходы" отчета о прибылях и убытках без ее выделения из состава других доходов и расходов.

В то же время по своему выбору компании могут приводить соответствующие данные в пояснительной записке. Если организация решила привести информацию в пояснительной записке, здесь она описывает прекращаемую деятельность, а также дату или период, в которые планируется завершить эту деятельность. Кроме того, в записке отражается стоимость активов, кото­рые будут проданы в процессе прекращения деяте­льности. Также указываются обязательства, которые придется погасить в связи с отказом от данной сферы деятельности.

Подготовка информации о прекращаемой деятельности для отражения ее в финансовой отчетности производится на принципах признания и оценки финансового результата, потоков денежных средств и изменений балансовых статей. В процессе подготовки такой информации чаще всего используются положения МСФО № 16 «Основные средства», МСФО № 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы», МСФО № 36 «Обесценение активов», МСФО № 19 «Вознаграждения работникам» и другие.

Отчетность ретроспективно пересчитывается в соответствии с разделением активов, обязательств, доходов, расходов, денежных потоков по прекращаемой и продолжающейся деятельности.

Рассматривая ПБУ 16/02 и МСФО № 35, можно сделать вывод, что основные требования ПБУ по раскрытию информации по прекращаемой деятельности аналогичны требованиям, установленным в МСФО, что способствует сближению российского учета с международным.

^

Список использованной литературы


  • Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - М.: Экспертное бюро М, 2002.

  • Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - Киев: Ника-Центр Эльга, 1999.

  • Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудита в российских фирмах: учебное пособие. Изд-е 5-е. – М.: Едиториал УЕСС, 2004.

  • Богаченко В.М., Кириллова Н.А., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  • Богатая И.Н., Хохонова Н.Н. Основы бухгалтерского учёта. Серия «Сдаём экзамен» - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  • Макальская М.Л. Самоучитель по бухгалтерскому учёту: Учебное пособие; 14-е изд. перераб. и доп. - М.: Дело и сервис, 2003.



Скачать файл (20.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации