Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по философии - файл 1.doc


Билеты по философии
скачать (774.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc775kb.20.12.2011 14:49скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Экзаменационные вопросы по курсу философии:
1. Учение Сократа и его метод. Этика Сократа
В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место принадлежит Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию своей специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не занимался, древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ предпочитал высказывать в устной форме ученикам, слушателям и оппонентам.

Современников поражало у Сократа многое: неординарная наружность, образ жизни, высокая нравственность, парадоксальность суждений и глубина философского анализа.

Сократ является, по существу, первым древнегреческим философом, кто отходит от натурфилософского истолкования мира и философски, то есть путем рассуждений и умозаключений, пытается найти истину, ответы на поставленные им самим и его предшественниками-философами вопросы. Другими словами, предметом его философских рассуждений являются человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. И хотя он еще не дошел до платоновского или аристотелевского понимания философии, несомненно то, что он заложил основы их воззрений.

Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, то есть тем нормам, по которым человек должен жить в обществе. При этом способ доказательства и опровержения высказываемых суждений отличался у Сократа разносторонней и неотразимой формой воздействия.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: необходимостью каждому «познать самого себя» и тем, что «ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

По свидетельствам Ксенофонта и Платона, в своих беседах и речах Сократ мастерски владел иронией, ставя порой собеседников и слушателей, которые до встречи с Сократом считали себя образованными, в положение ничего не знающих и не понимающих людей.

Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, то есть это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона «Протагор». Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой.

В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. Его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношения между людьми.
2. Природа и ограниченность опытного познания мира. Специфика человеческой деятельности и ее значение в процессе освоения мира
Первой формой познания человеком мира является опыт. Для того, чтобы он состоялся, необходимо появление самых примитивных форм сознания, которое затем (сознание) направляется на постижение вне себя бытия (внешнего мира).

Предметом в опыте выступает все многообразие материального и духовного мира, представленное виде единичности или многообразия единичности. Форма связи сознания с предметом определяется внешней необходимостью.

^ Опыт бывает двух видов – теоретический и практический.

В практической форме опыта предмет непосредственно воздействует на органы чувств человека.

В теоретической форме опыта воздействие предмета опосредовано различными научными понятиями и категориями.

Форма связи сознания и предмета в опыте называется деятельностью.

^ Деятельность есть некая активность, система поступков, которая не передается в генном механизме человека, а приобретается в процессе его социализации.

Структура деятельности состоит из:

  • Субъекта деятельности;

  • Способа деятельности;

  • Продукта деятельности.

Центральным звеном данной структуры выступает субъект деятельности. Его мы будем рассматривать через призму сущностных сил.

Сущностной силой человека является система надбиологических потребностей, которая поднимает человека над уровнем животного и делает его собственно человеком.

К сущностным силам относятся:

1. потребность в умениях и навыках практической деятельности;

2. потребность в знаниях;

3. потребность в другом человеке;

4. потребность в ценностях;

5. потребность в воображаемой жизни, в способности ее выдумать и в нее перенестись.

Опыт как способ познания мира имеет ряд ограничений:

  • Опытное познание ограничено знаниями субъекта познания и его техническими возможностями;

  • При познании больших или сложных систем, которые разбиты на части различными научными формами, абстрактное складывание о частях объекта не всегда дает целостности знания этого объекта.


^ 3. Философия всеединства Владимира Соловьева
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ-идеалист и богослов, публицист и поэт. Окончил Московский университет (1873).

Владимир Соловьев одним из первых в русской философии пытался построить единую систему цельного философского знания. Свою систему он назвал «философия всеединства». Данная система философии имела ряд особенностей:

  1. в качестве основания своей системы он предлагал христианство первых веков, когда оно было целостным, не разделенным на разные направления. Многие философы до Соловьева и после него, также предлагали христианство в качестве основания, но то или иной его направление (православие, протестанство, каталицизм).

  2. Соловьев в своей системе пытался построить синтез передовых достижений своей науки и религии.

Всеединство по Соловьеву – единство творца и творения, т.е. все едино в Боге.

Система Соловьева построена на принципах диалектического метода, поскольку он считал, что самая сущностная черта всего живого состоит в последствии изменений.

В системе Соловьева можно выделить две идеи – идея Софии и идея Бога. Под идеей Софии Соловьев понимал особую энергию (душу мира), которая связывает воедино творца и его творение. Идея Бога человека (под которым он понимал Иисуса Христа) состоит в том, что образ Христа является идеалом индивидуального и общественного развития.
4. Понятие и структура мировоззрения.

Исторические типы мировоззрения: мифологическое, философское.

Их своеобразие и взаимосвязь
Мировоззрение – целостный взгляд человека на мир и его место в нем, то, как человек понимает мир и самого себя.

Структура мировоззрения:

  1. познавательный компонент – различные знания, представление человека о мире, действительности, ее устройстве («картина мира»)

  2. целостно – нормативный компонент. Ценность – все, что имеет значимость для человека. Представление о добре, зле, справедливости, несправедливости.

  3. практически – волевой компонент – мотивы, идеалы, убеждения, которые заставляют человека поступать согласно им. Мировоззрение связано с тем, как мы живем.

Уровни мировоззрения:

  1. обыденно – практический: те взгляды, убеждения, которые складываются стихийно в процессе жизни на основе жизненного опыта.

  2. теоретический – концепции, учения, теории, которые создаются профессионалами.

Исторические типы мировоззрения:

  1. мифология. Миф – особая форма человеческого знания, в котором естественное и сверхъестественное, реальное и нереальное слиты в единое целое (сказка).

  2. религиозное – предполагает «удвоение мира»: в любой религии предполагается, что есть мир реальный и божественный, невидимый, который управляет реальным.

  3. философское. Предполагается, что философия изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления.


5. Раннегреческая натурфилософия.

Атомистическая концепция Демокрита
Философия возникает как разрешения противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием и новым знанием о мире, полученным посредством разума.

Античная философия возникает в середине 5-6 в до н.э. и длится до 529 г н.э., т.е. занимает почти 1000 лет.

В ходе своего развития античная философия проходит несколько этапов:

  • натуралистический;

  • классический;

  • этико – римский.

Рассмотрим подробнее натуралистический этап. Здесь в основном рассматривались космологические проблемы, поэтому философов данного этапа честно называют физиками (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.).

Демокрит создает учение об атомах (атомистическая концепция), понимая под ними абсолютно плотные надвое разделенные частицы, которые отличаются друг от друга по форме и движутся по механическим законам по вертикальным и горизонтальным направлениям в пустоте. Соединение атомов влечет к образованию новых вещей и объектов внешнего мира, а разъединение их приводит к гибели этих вещей или распаду.
6. Специфика философского мировоззрения.

Задачи, методы, функции, направления и основные этапы философии
Основными чертами философского мировоззрения являются:

  • философское мировоззрение универсально, поскольку предметом изучения философии является мир в целом, в самом многообразном единстве его проявления, поскольку философия первоначально в себе объединяла формы рационального знания;

  • философское мировоззрение системно, поскольку с нем органически сочетаются в единстве природные, духовные и социальные образования;

  • философское мировоззрение субстанционально (субстанция – предельно общее основание), поскольку при построении философских систем всегда берется какое – либо основание, основываясь на котором, выстраивается общая картина;

  • философское мировоззрение рационально, поскольку здесь присутствует не простое отношение сознания и мира, а отношение разумного мышления и мира. При этом заметим, что разумное мышление не передается генетически и не приходит с возрастом, а выступает индивидуального развития каждого человека.


Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

^ Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.

Методы философии:

  • диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;

  • герминефтика – метод понимания текстов;

  • дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;

  • индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;

  • формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.


^ Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?

^ Функции философии:

  1. мировоззренческая – ее главная задача - сформировать целостное рациональное мировоззрение;

  2. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;

  3. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;

  4. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь.


Направления философии выделяются через призму решения основного вопроса философии, который имеет две стороны:

  1. это первично – материя или сознание?

  2. познаваем ли мир?

Те философы и философские школы, которые считали, что первична материя, образовали философское направление материализм.

Философы и школы, которые считали первичным сознание, образовали философское направление идеализм.

Философы, которые считали в качестве первоначала и сознание и материю, образовали направление дуализм.

Философы, которые отрицали возможность познания мира, образовали философское направление агностицизм.

В истории философии выделяют 4 ее типа:

1. западно – европейская философия;

2. восточная философия;

3. арабо – мусульманская философия;

4. русская философия.

Основные этапы западно – европейской философии:

  • античная;

  • средневековая;

  • философия эпохи Возрождения;

  • философия Нового времени;

  • немецкая классическая философия;

  • постклассическая философия.

Восточная философия: учения философов Индии, Китая.

Арабо – мусульманская философия: идеи этой философии основаны на Коране.

Русская философия: славянофилы, западники.
7. Западная схоластика и ее основные проблемы.

Знание и вера, номинализм и реализм
Период схоластики (школа) охватывает время 9-14вв. В своем развитии проходит 3 этапа:

1 этап: 9-10в – раняя схоластика (Абеляр, Аксельм Контельбергийский);

2 этап: классический 10-12в (Альберт Великий, Фома Аквинский);

3 этап: поздняя схоластика 12-14в (Дун Скот)
Главная задача схоластики состоит в том, чтобы широко распространить христианское мировоззрение через 3-х ступенчатую систему образования. На первом этапе изучались: чтение, письмо, элементарное представление о Библии. На втором этапе: грамматика, диалектика, астрономия, риторика и др.. На третьем этапе шло углубленное изучение священного писания.

Начиная с 12в, монастырские школы начинают трансформироваться в университеты. Исторически первыми были Парижский, Кембриджский университеты. Университет, как учебная организация, имела ряд отличительных особенностей от античной академии. Здесь обучение шло по четкой программе, выдавались дипломы. Университетское братство не знало кастовых отличий и дети крестьян и ремесленников также становились студентами. Университетское образование более универсально, де наряду со специальными предметами изучался большой блок гуманитарного знания. Первоначально обучение проходило на 2 факультетах – на факультете свободных искусств (6 лет) и на факультете теологии (8 лет). Заметим, чтобы окончить факультет теологии, необходимо было закончить факультет свободных искусств.

Все многообразие проблем, решаемых схоластикой, можно свести к 2 основным:

  • проблема отношения знания и веры;

  • проблема общих понятий (универсалий).

В основе 1 проблемы лежит двойственная природа любой реальности: знание о мире, полученное посредством священного писания. Философ должен решить, как эти формы знания соотносятся между собой. Схоластика оставила три решения этой проблемы:

1. знание и вера - антиподы, враги. Знание убивает веру.

2. теория двойственной истины. Суть: у теологии и философии – разные объекты познания, разные способы и способности. Поэтому они обладают двумя различными истинами: философией и теологией. Но вскоре представители церкви решили, что 2-х истин не бывает, а есть 1 теология.

3. союз знания и веры. Этот союз долго не просуществовал, потому что в данном союзе все религиозные догматы необходимо было объяснить посредством разума, а это не всегда возможно было сделать. Поэтому часть религиозных догматов, такие как «Воскрешение», «Вознесение», «Воздаяние», выводились из-под разумного обоснования, ссылаясь на их сверх разумную природу.

А вскоре и вовсе был сделан вывод, что конечным человеческим разумом нельзя познать бесконечную природу Бога.

В основе 2 проблемы – проблемы универсалий, лежит вопрос, что обладает истиной своего существования – вещи или понятие вещей. Представители реализма считали, что реально существуют понятия, а вещи есть лишь их проявление, в то время как представители номинализма считали, что реально существуют вещи, а понятие - не более, чем название вещей.
8. Понятие «закон». Законы диалектики.
Закон выражает объективно существующие устойчивые, необходимые, существенные связи, поэтому следование закону - это условие успешной деятельности.

Выделяются:

  1. частные законы, которые характерны для круга однотипных явлений;

  2. общие законы, которые характерны для широкого круга явлений – например, закон сохранения массы вещества, энергии;

  3. универсальный закон – закон диалектики.

Законы диалектики:

1. закон единства и борьбы противоположностей: основное содержание данного закона можно свести к следующим положениям:

  • любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства и характеристики, находящиеся в необходимой связи;

  • между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия;

  • источников всякого движения и развития является возникновение, нарастания и разрешение внутренних противоречий. Разрешение противоречия – главная причина развития;

  • в процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей к другим. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимопроникновение противоположностей;

  • в результате борьбы противоположностей и взаимопревращения, взаимных переходов, разрешаются противоречия и возникают новые, необратимые свойства и характеристики, не существовавшие ранее.

Структура данного закона выражается в следующих категориях: тождество, различие, противоположность, противоречия.

2. закон отрицания:

  • в процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого;

  • в процессе отрицания все ценное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое, лишь определенна часть старого, препятствующая развитию, подвергается полному отрицанию и удалению;

  • развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторение уже пройденных этапов;

  • в процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции.

3. закон перехода количественных и качественных изменений:

  • каждое явление представляет собой единство количества и качества, т.е. оно обладает характерной лишь для них количественной и качественной определенностью;

  • количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы (меры). В пределах данной меры они не вызывают изменений качества; количественные изменения характеризуются величиной и могут быть измерены и выражены числом в соответствующей единице измерения;

  • при переходе меры, свойственной данному объекту, количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, что приводит к образованию нового качества;

  • качественные изменения осуществляются в форме диалектического скачка, т.е. не постепенно;

  • новое качество, возникшее в результате диалектического скачка, характеризуются новыми свойствами и параметрами.



9. Понятие диалектики, ее исторические формы становления
Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач.

Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц (ци) и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).

Но к первым стихийным диалектикам обычно относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они таковыми были. Но следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся в нем противоположностей.

Гераклит, который считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей (хотя это положение было известно и до него, например, у Заратустры) и всеобщую смену явлений, которыми он объяснял все изменения в природе. Гераклит утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего, это пояснял известным примером о том, что в одну и ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.

Платон определил исключительную, не рациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной (до Гегеля это было непревзойденным достижением, при этом оставшимся обсуждаемым, но недостижимым для рациональных или экзистенциальных современных философских наук). Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов («Софист», «Парменид» и «Государство»), например, как искусство сочетания родов или как очищенная от образов мысль.

Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития. Диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему (! – вот что навеки было потеряно в последующих философских исследованиях, но было восстановлено Гегелем), но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы.

В Новом времени диалектические моменты познания в своей наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей.

Еще в начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.

Диалектические моменты воззрений были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо и других мыслителей, но которые сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующие моменты. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Хотя самым главным было, пожалуй, то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.

Но для познания и отыскивания истины все более принималась формальная логика, которая противопоставлялась простой риторике, диалогу, что было большим достижением познания в средние века, однако, с другой стороны, формализация познания уводила от его диалектических принципов.

Вопрос о зачинании диалектической философии поставил И. Кант. Как указал Гегель, Кант отвел диалектике более высокое место, и эта сторона его философии принадлежит к величайшим его заслугам; Кант он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога)… [1. Т. 5. С. 35]. Именно в этом главная философская заслуга Канта, а не в тех теоретических положениях, о которых обычно пишут. (Кстати, антиномии означают совсем не то, что обсуждают философские науки.) В философии Канта диалектика апеллирует уже не объектам и к предметам, а к отношениям. Кант ставит вопросы об истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, о времени и, главное, о самом познании.

Развернутую систему диалектики создал Гегель.

С философии Гегеля начинается история диалектической философии, диалектическая философия. (История диалектической философии составляет особый предмет теории диалектической философии, исследуемый в отдельном разделе современной диалектической философии.)

Относительно диалектики в философии Гегеля в данной статье отметим, пожалуй, только то, что он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики...

Но следует учитывать, что Гегелю обычно приписывают абсолютно несвойственные его философии положения, главными из которых являются следующие: якобы мышление является творцом действительности, якобы субъектом развития является только идея, якобы диалектика не распространяется на природу, и еще был сделан преднамеренно неверный вывод, значимо действующий на приступающих к изучению философии, о том, что якобы система Гегеля имеет противоречие с его методом! Для нападок на философию Гегеля у оккультистов, материалистов и атеистов имелось слишком много причин...

России диалектические воззрения был присуще не собственно философским изысканиям, а более естественнонаучным и социальным исследованиям. Так Ломоносов открыл закон сохранения материи и движения, указал на взаимную связь явлений природы, сделал попытку объяснения эволюционного изменения земной поверхности. Менделеев открыл критическую температуру, что имело значение для понимания изменения агрегатных состояний веществ, открыл периодическую систему элементов и др. Белинский, Герцен, Добролюбов и Чернышевский говорили о вечном развитии, о переходе от низших форм к более совершенным, о возникновении нового как отрицании старого, что позволило сделать выводы о неизбежной гибели крепостнического строя и о развитии новых общественных отношений.
10. Понятие «закон». Универсальные законы развития
Закон выражает объективно существующие устойчивые, необходимые, существенные связи, поэтому следование закону - это условие успешной деятельности.
^ 1. ЗАКОН ПОЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ (ПОЛЯРНОСТИ, ДУАЛИЗМА, ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)

Тезисы:

1) Каждой системе жизни, каждому явлению присущ дуализм, двойственность, т.е. наличие пары противоположностей, полярных начал. Полюса появляются из единства как стремления к проявленности.

2) Каждое полярное начало, в свою очередь, дуально.

3) Противоположности не существуют друг без друга, они находятся в постоянной взаимосвязи - в этом суть их единства.

4) Полярные начала вступают во взаимодействие, образуя бесконечное множество систем жизни, дифференцируясь по уровням сознания.

5) Между полярными началами всегда существует напряжение, конфликт, который стимулирует их к взаимодействию и является источником и движущей силой любого развития. Результатом гармоничного взаимодействия полярных начал является рождение третьего начала (потенциально более совершенного)

6) Поляризация бывает как одноуровневой (горизонтальной), так и разноуровневой (вертикальной).
^ 2. ЗАКОН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ И ПОДОБИЯ (ЗАКОН СЕМИ ТРИАД, ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ)

Тезисы:

1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).

2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития.

3) При этом на новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т.е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам:

- в пространстве: семиуровневость структурной организации и тройственность причинно-следственных отношений;

- во времени: 2 фазы - инволюция (анализ) и эволюция (синтез) и 12 этапов цикла формирования системы;

- при энергообмене: стремление систем к интеграции и к увеличению энергоемкости.

(в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).

4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.
^ 3.ЗАКОН ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ (СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ В ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ)

Тезисы:

1) У каждого следствия имеется своя причина, которая, в свою очередь, является лишь следствием ещё большей причины. Причинно-следственные связи существуют на всех уровнях системных отношений. Причинно-следственные отношения, в которых участвует система, определяют её пространственно-временные параметры и её энергоёмкость как творческий потенциал развития.

2) Поскольку у каждого следствия всегда есть причина, значит, случайностей не существует. Случайность - лишь не познанная пока закономерность.
3) Закон причинно-следственных отношений - это система энергетических процессов организации и управления развитием жизни, или закон сохранения энергии в причинно-следственных отношениях.

4) Существуют два основных способа получения энергии:

- использование внешних источников энергии за счёт разрушения существующих связей (энергия разрушения);

- рождение энергии в процессе объединения (энергия созидания, синтеза).
^ 4. ЗАКОН ЦИКЛИЧНОСТИ (ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО)

Тезисы:

1) Цикличность проявляется как непрерывное чередование активной и пассивной фаз: инволюции и эволюции. Обе фазы являются равно необходимыми. Только наличие обеих фаз обеспечивает всесторонность развития, полноту накопления опыта в цикле.

2) Накопление опыта развития осуществляется циклично. Цикличность проявляется в чередовании двух фаз (инволюционной и эволюционной), в 12 этапах последовательного формирования системы. Накопление количественного опыта создает условия перехода данной системы на качественно новый уровень, где она познает цель системы большего уровня. Это означает начало нового витка спирали развития.

3) Момент перехода с инволюционной на эволюционную стадию развития всегда самый трудный. Он сопряжен с определенной жертвой, с отречением от несовершенного, хотя такого привычного и удобного. И теперь от этого предстоит отказаться в пользу более совершенного нового. Новое еще не познано и потому тревожит своей неизвестностью, но этот этап столь необходим для того, чтобы цикл был завершен и стал возможен выход на качественно новый уровень развития.
^ 5. ЗАКОН АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ (СВОБОДЫ ВЫБОРА)

Тезисы:

1) Любой системе, обладающей сознанием, предоставлена альтернативность в выборе направленности и приоритетов развития.

2) Основным критерием направленности развития (инволюция или эволюция) являются используемые источники энергии.

3) Система развивается эффективно, если ее цели сонаправлены с целями большей системы (надсистемы).
11. Духовные и социальные истоки зарождения древнегреческой философии и основные этапы ее становления. Милетская школа
Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в.до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии устойчивой формой общественного сознания, зародившейся в Индии, Китае, Древней Греции. Ее зарождению способствовали различные предпосылки.

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.

К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы.

Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),

2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - сома),

3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),

4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),

2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,

3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,

4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),

5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,

6. зарождение христианской мысли - Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и наивная диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры – основатель.

Древнегреческаяя философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли
12. Систематизация знания и учение о причинах бытия вещей в философии Аристотеля. Этика Аристотеля
Аристотель - величайший древнегреческий философ и ученый-энциклопедист ( 384-322 гг. до н.э.). Родина Аристотеля - полис Стагира (Македония) на северо-западном побережье Эгейского моря, рядом с Македонией. Отец Аристотеля Никомах - был придворным врачом македонского царя Аминты II, а сам Аристотель - сверстником его сына, будущего македонского царя Филиппа II. Позже Аристотель был приглашен Филиппом на роль воспитателя своего сына - тринадцатилетнего Александра. И хотя воспитание продолжалось около четырех лет, отношения между учителем и учеником не стали дружескими. И как только Александр стал царем Македонии, он постарался освободиться от учителя, тем более что Аристотель не одобрил его завоевательную политику. Впоследствии Александр Македонский все-таки скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену". Из этих слов, также как и из самой жизни великого завоевателя видно, что Аристотель, в отличие от Платона, не пытался сделать из Александра философа. Но Александр чтил своего учителя и помогал ему. Так, рассказывают, что Александр Македонский вручил Аристотелю сумму в 800000 талантов, что была по тем временам огромная сумма, и отдал в полное его распоряжение несколько тысяч человек для поиска и описания образцов животных. Так ли это было на самом деле или нет, сказать невозможно.

В молодости, по словам очевидцев, Аристотель был невзрачного вида, имел худые ноги, маленькие глаза, был шепеляв, но, тем не менее, хотел отличаться от окружающих людей: любил одеваться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. Любил носить свисающую на лоб челку и короткую бородку. Воспитываясь в семье врача - сам занимался медециной, но проффесиональным врачем не стал. В 364 году до н.э. Аристотель встречается с Платоном. Их отношения, продолжались в течение 17 лет вплоть до самой смерти Платона, которого Аристотель высоко ценил.

Наследие Аристотеля велико. Он - создатель самой обширной научной системы, опирающейся на значительный эмпирический материал. В Ликее были написаны собственные произведения Аристотеля, а кроме того, созданы коллективные труды, выполненные под его руководством. Его деятельность была большим вкладом практически во все области античной науки, кроме того, были созданы новые научные направления. Вместе с учениками он систематизировал науки, определял их предмет и методы, написал более 150 научных трудов и трактатов. В 1 в. н.э., в большинстве своем, они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским.

Сохранившиеся произведения Аристотеля можно разделить на несколько тематических групп: физические, философские, логические, этические, политико-экономические и другие. До сих пор существует вопрос о хронологической последовательности трудов Аристотеля.

К первой группе относятся работы, которые Аристотель определяет как первую философию. В них он излагает наиболее существенные вопросы онтологического характера. Андроник Родосский объединил их в один трактат, который был назван "Метафизика", хотя сам Аристотель никогда не называл так свою первую философию. Название это возникло совершенно случайно. Оно определилось тем, что в издании произведений Аристотеля эти труды следовали сразу за трудами, которые были посвящены вопросам естественных наук, т.е. за физикой. Эта книга сложена из разных частей, которые далеко не всегда расположены в порядке их написания. В ней много повторов, неясностей, противоречий. Тем не менее, "Метафизика" - главное философское произведение Аристотеля.

Вторую группу его работ представляют труды, посвященные природе и естественным наукам: "Физика", "О небе", "О возникновении и гибели", "Метеорология" и др.

Логика изложена Аристотелем в трактатах: "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "Опровержение софизмов", "Категории", "Об истолковании", "О софистических доказательствах". Позднее эти сочинения были объединены под общим названием "Органон" ("Орудие").

Проблемам этики посвящаются три сочинения Аристотеля: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика".

Весьма обширную группу представляют работы, посвященные социальным, политическим, эстетическим и другим проблемам.
Аристотель понимает, что в основе познания лежит сравнение вещей друг с другом, каждая вещь обозначается по отношению к каждой, как то же самое, либо другое. Поэтому следует найти основные роды различий, которые и будут началами бытия. "Так что, сколько есть видов единого,- заключает свою мысль Аристотель, - столько же и видов сущего, и одна и та же по роду наука исследует их суть, я имею в виду, например, исследование тождественного, сходного и другого такого рода, причем почти все противоположности сводятся к этому началу...".

Для Аристотеля совершенно очевидно, что сущее, сущность, противоположность, надлежит объяснять одной науке - первой философии. Она должна познать и суть единого, тождественного, сходного, равного и тому подобного, а также противолежащего им. При этом различие Аристотель понимает как конкретное различие, а именно так, что различное "различается от чего-то в чем-то определенном, так что необходимо должно быть нечто тождественное, в чем различаемые вещи различаются между собой". Причем, как о тождественном, сходном, так и о различном Аристотель говорит в нескольких значениях, поскольку из-за бесконечного многообразия отношений тождества и различия ему не всегда удается однозначно конкретизировать их. Что же касается современных философов, то в отношении данного вопроса, они не знают даже того, что было известно и понятно Аристотелю.

Так, например, тождественным философ называет то, материя чего одна и сущность чего одна. Поэтому тождество определяется им как "некоторого рода единство бытия либо вещей числом более чем одна, либо одной, когда ее рассматривают как нечто большее, чем одна (например, когда о ней говорят, что она тождественна самой себе, ибо в этом случае ее рассматривают как две). А "иными", или "инаковыми", - продолжает Аристотель, - называются вещи, если их формы, или их материя, или определение их сущности составляют нечто большее, чем одно; и вообще об инаковом говорится в смыслах, противоположных смыслам тождественного.

Различными называются :

(1) вещи, которые, будучи инаковыми, в некотором отношении тождественны друг другу, но только не по числу, а или по виду, или по роду, или по соотношению;

(2) те, род которых неодинаковый, а также противоположности и те вещи, в сущности которых заключена инаковость. Сходным называется то, что испытвает совершенно одно и то же, а также то, что испытывает больше одинаковое, чем разное, как равно и то, что имеет одинаковое качество".

В отличие от Сократа и Платона, Аристотель не пытается исключить из своего поля зрения сравнительные понятия, использование которых приводит к появлению относительности в познании бытия. Напротив, систематизируя различия, Аристотель многократно возвращается к осмыслению четырех видов противолежания: противоречащему, противоположному, соотнесенному, лишенности и обладанию, а также к последнему "откуда" и к последнему "куда", которые обусловлены разного рода возникновением и уничтожением. Фактически, мы уже с ними были знакомы, когда изучали ранних греческих философов. Но в отличие от Аристотеля эти отношения мы называли не видами противолежания, а сравнительными понятиями.

Прежде всего, Аристотель отмечает коренное различие между противоречащим и противоположным, поскольку у противоречия нет ничего промежуточного, тогда как между противоположностями оно обязательно существует, ибо противоположности представляют собой избыток и недостаток того или иного субстрата относительно промежуточного. Они тождественны по роду, но различны по виду. Причем и промежуточное принадлежит к тому же роду, что и противоположности.

Продолжая классифицировать различия, Аристотель, выделяет "соотнесенное", как такое отношение, о котором говорят, "что то, что оно есть, оно есть в связи с другим". В "Категориях" философ отмечает обоюдность и субстанциальное тождество соотнесенного, так как под большим, например, понимается "большее по отношению к меньшему, а под меньшим - меньшее по отношению к большему", "под рабом подразумевается раб господина, а под господином - господин раба". Поэтому соотнесенные между собой стороны всегда находятся вместе, а также в случае необходимости и устраняются вместе. Ведь если нет господина, то, естественно, нет и раба.

Сравнивая соотнесенное с противоположным, Аристотель убеждается в том, что по определению эти два рода противопоставления отличаются друг от друга. Так, если противоположности рассматриваются как избыток и недостаток относительно промежуточного, то соотнесенное имеет смысл только по отношению друг к другу.

Последний признак характерен также и для четвертого вида противолежания - "лишенности и обладания", которые противостоят друг другу отсутствием и наличием одного и того же свойства. Например, как слепота противостоит зрению. Но поскольку между ними Аристотель не сумел выявить числового отношения, он допустил, что они не противолежат друг другу как соотнесенное. Не являются они и противоположностями, "так как между ними нет ничего промежуточного". Причем, если противоположности при определенных условиях переходят друг в друга, то в отношении лишенности и обладания такой "переход друг в друга невозможен".

Нам же представляется, что лишенность и обладание - это предельный случай соотнесенного, когда друг другу противостоят максимальное и минимальное, т.е. нулевое значение соотносящихся сторон. Кроме того, все три вида противолежания: соотнесенное, лишенность и обладание, противоположное - могут быть одного и того же рода, поэтому они не отделены друг от друга непроходимыми преградами. В связи с чем, каждый из них может быть описан через каждый другой.

Наконец, Аристотель сравнивает эти три вида противолежания с "противоречащим" и убеждает своих читателей в том, что "утверждение и отрицание, явно не противолежат ни одним из указанных выше способов, ибо всегда только одно из них необходимо истинно, другое ложно. В самом деле, ни при противоположностях, ни при соотнесенном, ни при лишенности и обладании свойством не необходимо, чтобы одно всегда было истинно, другое - ложно".

В этой связи становится очевидным, что понятие тождества и различия Аристотель не мог отнести к разряду категорий, которые являются не сравнительными, а классификационными понятиями. Причем, отношение тождества Аристотель не мог отнести и к видам различия, т.к. абсолютно тождественные стороны не находятся между собой в состоянии какого-либо противолежания. Это объясняет тот факт, что такая исходная категория мышления как тождество, не получила своего места ни в системе аристотелевских категорий, ни в системе видов противолежания.

Проведенный нами разбор используемых Аристотелем сравнительных понятий убеждает нас в том, что и Аристотель и некоторые из его предшественников признавали виды противолежания в качестве начал бытия, а поскольку речь идет об активных началах, постольку они должны быть первыми среди всех других причин. Так, во второй главе четвертой книги "Метафизика" Аристотель говорит о том, что "все признают началами противоположности". Поэтому исследование сущего как такового надо начинать с них. И наконец в заключительной, четырнадцатой книге "Метафизики", говоря о вечных и неизменных сущностях и их началах, Аристотель снова говорит: "Все однако, считают начала противоположностями...", поскольку "все возникает из противоположностей как некоего субстрата, значит, скорее всего, субстрат должен быть присущь противоположностям". Заметим, не противоположности присущи субстрату, а наоборот, субстрат присущ противоположностям. Из этого следует, что противоположности как некая сущность, форма первичнее субстрата - привходящего, ибо именно она структурирует мир. Но далее по тексту Аристотель противоречит сам себе, утверждая, что поскольку сущности ничего не противоположно, постольку ни одна противоположность не есть начало в собственном смысле слова, а нечто другое есть такое начало.

В другом месте "Метафизики" Аристотель излагает четыре высшие причины любой вещи или первоначала. Одной такой причиной он считает сущность или суть бытия вещи. Другой причиной он считает материю или субстрат. Третье первоначало или причина касается движения. Четвертое первоначало подразумевает цель движения - специфическую категорию, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Поэтому каждая вещь представляет собой единство материи, формы, действующей причины и определенной целесообразности, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Все четыре причины вечны. Но если материальная причина несводима к другим причинам, то все оставшиеся - могут быть сведены к одной. Поэтому причины распадаются как бы на две: на материю и формально-целевое движение и вторую причину, которой согласно Аристотелю, оказывается бог.

Основная мысль Аристотеля заключается в том, что любое соотнесенное, подчиняющееся логическому закону противоречия, может быть преобразовано в отношение противоположных тенденций, если будет найдена соответствующая середина. У философа речь идет двух видах "середины": объективной середине, которая проявляется в вещах таким образом, что она равно удалена от краев, "причем эта (середина) одна и для всех одинаковая" и субъективной середине, которая проявляется по отношению к каждому конкретному человеку "и такая середина не одна и не одинакова для всех".

Свою этику Аристотель основывает на делении человеческой души на неразумную и разумную ее части. Неразумная часть разделяется на растительную и страстную, тогда как разумная часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и разум. Но если растительной части души, не свойственны ни добродетели, ни пороки, то страстной и разумной части души они присущи в полной мере.

Добродетели Аристотель разделяет на две группы: этические и дианоэтические. Первые относятся к характеру человека. Это добродетели поведения, нрава. Дианоэтические добродетели - мудрость, разумность, благоразумие. Они относятся прежде всего, к интеллектуальной и умственной деятельности. Аристотель считает, что этические и дианоэтические добродетели не даны человеку от природы, дана лишь возможность их приобретения: первых - путем воспитания, вторых - путем обучения. Поэтому "всякий в известном отношении виновник собственного характера".

Большое значение придает Аристотель практичности, которая тесно связана с экономикой, политикой, законодательством. Она "лишена покоя, стремится всегда к известной цели и желательна не ради ее самой". Вместе с тем, Аристотель замечает, что практическая деятельность как дианоэтическая добродетель относится к низшей части разумной души, а посему сама является низшим видом добродетели. И похвальна она лишь при хороших целях. В противном случае практический человек представляет для общества большую опасность.

Однако выше практичности Аристотель ставит мудрость как добродетель теоретической части разумной души, которая направлена на созерцание вечных и неизменных принципов бытия. Аристотель преклоняется перед чисто созерцательной деятельностью, характерной для античной философии и теоретической науки которую он определяет как "схватывание общего и того, что существует по необходимости".

Гарантию добродетельной жизни Аристотель видел в умеренности, и в уклонении от крайностей. Поэтому этические добродетели он определяет как "середину двух пороков", определяемых избытком и недостатком страстей. Человек этически добродетелен в той мере, в какой разумная часть души овладевает аффектами и вносит в них меру.
13. Основные задачи, методы и функции философии
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Метод философии – система правил и норм, используя которые, можно получить истинные знания о мире.

Методы философии:

  • диалектический метод – система наиболее общих законов и закономерностей развития мира;

  • герминефтика – метод понимания текстов;

  • дедуктивный метод – метод познания, при котором мысль движется от общего к частному;

  • индуктивный метод – метод познания, в котором мысль движется от честного к общему;

  • формально – логический метод – группа методов формальной логики, по которым выстраиваются суждения о мире.


Задачи философии. Все многообразие задач философии можно свести к группе вопросов: Что есть мир? Что есть человек? Он существо биологическое или социальное? Есть ли смысл жизни? Основные этапы жизни предопределены? Познаваем ли мир?

Функции философии:

  1. мировоззренческая – ее главная задача - сформировать целостное рациональное мировоззрение;

  2. методологическая – ее главная задача – разработать систему универсальных методов познания мира;

  3. онтологическая – ее главная задача – разрабатывать систему знаний об устройстве мира на его макро – и микроуровнях;

  4. аксиологическая – разрабатывается система ценностей и происходит активное их вливание в социальную жизнь.


14. Социальная структура общества



Этническая структура общества:

- род - связь кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поседения, общим языком, общими обычаями и верованиями;

- племя – объединяет людей, вышедших из одного рода, но впоследствии отделявшихся друг от друга;

- народность – в основе лежат не кровнородственные связи, а единство территории и соседские связи между людьми (период феодального общества);

- нации – возникли на заре зарождения и развития капитализма. Признаки наций: единство территории, языка, общность экономической жизни, общие черты психологического склада, закрепленные в культуре данного народа (менталитет), национальное самосознание (отнесения себя к той нации, в которой живет человек), единство закона.

Демографическая структура общества: ее основой является народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей (народонаселение стран, земли, регионов). Характеристики народонаселения: общая численность населения, плотность (если она низкая, то затрудняется производительность труда и связь между регионами), темпы роста (если он низкий, то снижается национальный доход), половозрастная структура, миграционная подвижность, состояние психо – физического здоровья.

Законы народонаселение разработал впервые Томас Мальтус (английский экономист и священник) в 1798 г: численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а численность средств обеспечения его ж/д-ти возрастает в арифметической прогрессии.

Поселенческая структура общества: соотношение сельского и городского на планете. Урбанизация – рост городского населения и повышение роли городов в общественном производстве. Фурализация ? – деконцентрация населения в городах, когда более благополучные слои населения переезжают в экологически чистые пригородные населенные пункты.

Классовая структура общества: причина возникновения классов – общественное разделение труда. Классы (по Ленину) – большие группы людей, различные по их месту в системе общественного производства и по их отношению к средствам производства.

Характеристики классов:

- место в системе собственнических отношений;

- характер труда;

- размер доходов, источники их получения (стратификация по доходам – низкие слои, средние, благополучные);

- наличие/отсутствие властных функций;

- доступ к дефицитным благам.

Кроме понятий страт и слоев существуют понятие страт по Индийской системе – замкнутые группы людей, выполняющие специфические социальные функции, передающиеся по наследству.

^ Профессионально – образовательная структура: интеллигенция – многослойная общность людей, профессионально занимающиеся умственно, преимущественно творческим трудом.
15. Природа общества. Социальный атомизм и социальный универсализм
Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле — это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле — та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Одновременно с выработкой программы совершенствования познающего разума сложилось и иное направление, непосредственно связанное с проблематикой культуры: анализ естественного и искусственного в общественной жизни.

Известно, что понятия «природа», «естественное» радикально преобразовывались по содержанию в рамках исторических типов философии — античной, средневековой, новой, обретали различные интерпретации внутри философских направлений и отдельных систем. Значения этих терминов зависят и от того, что в данном контексте предстает в качестве их антонимов, смысловых оппозиций. «Естественное» представало противоположностью «сверхъестественному», «чудесному»; знание, полученное с помощью естественного разума, — божественному откровению. «Естественное» означало обычное, нормальное, в отличие от исключительного, чрезвычайного, или же присущее от природы, врожденное — в отличие от приобретенного на протяжении жизни. В философии понятие «природа» традиционно использовалось для обозначения всей совокупности существующего (космоса, универсума, мира), а также и специфического объекта естественнонаучного познания, в этом смысле у Декарта «природа» — синоним «материи».

При обсуждении проблематики культуры в новоевропейской философии наиболее существенны трактовка философской категории «природа вещей» и понимание «естественного» в его противопоставлении «искусственному». Категория природы оказалась в ряду таких понятий, как «субстанция», «сущность», и обозначала специфическую сущность данной вещи, присущую ей необходимо, выражающую ее качественную определенность и неизменную на протяжении существования вещи. Фундаментальным понятием всей социальной философии и «антропологии» Нового времени стала «природа человека». Предполагалось, что эта природа в качестве специфической человеческой сущности присутствует в каждом человеке и делает его человеком; она неизменна и не зависит от обстоятельств места и времени. Признание такой, раз и навсегда данной, самотождественной при всех изменениях, универсальной «природы человека», свойственное далеко не всем эпохам и направлениям философской мысли, в те времена представлялось самоочевидным. Оно сопровождалось убеждением, что из «природы человека» можно теоретически вывести все существенное, присущее как внеобщественному, так и общественному существованию людей. В таком случае «естественным» в жизни признается все то, что соответствует «природе человека».

Несколько иначе выглядело «естественное» в противопоставлении «искусственному», установленному. Само различение их имеет древнюю историю. Начиная с античности не составляло труда видеть, что дома и оружие, кубки и картины, часы и корабли, как и многое другое не появляются сами по себе, не произрастают «естественным образом», а производятся людьми.

Поворот, выразившийся во введении проблематики «естественное — искусственное» в центр социальной философии, был осуществлен Томасом Гоббсом (1588—1679). В своей «гражданской философии» он, как и большинство теоретиков того времени, исходил из уже охарактеризованной трактовки «природы человека» и методологии «социального атомизма». Эта методология в качестве предпосылки социальной философии исходила из первичности обособленных, автономных и равных другим индивидов в отношении общества и реализовалась в двух основных вариантах: логико-теоретическом и «историческом». В первом речь шла о логике конструирования теории: исследовать человека вначале «самого по себе» и лишь затем в общественном существовании, во втором — сверх того предполагалось, что люди некогда вели обособленный образ жизни и затем добровольно или насильственно были объединены в общество. Гоббс и все теоретики «общественного договора» принимали оба варианта.
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (774.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации