Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Материалы по курсу семьеведение - файл 1.doc


Материалы по курсу семьеведение
скачать (536 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc536kb.05.02.2012 08:00скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»


Вопросы:

  1. Взаимосвязь семьеведения с другими отраслями знания.

  2. Подходы к изучению семьи в социологии семьи. Подходы к пониманию семьи и брака в античное время и средневековье. История исследования семьи и брака в 19-20 веках.

  3. Типы и функции семьи.

  4. Семейное воспитание как ведущая функция семьи: стили и типы воспитания, родительские директивы.

  5. Основные направления государственной семейной политики.

  6. Основные направления и технологии социальной работы с молодой семьей.

  7. Нормативно-правовая база функционирования семьи.

  8. Социальная работа с жертвами насилия в семье.

  9. Статистика.


^ 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЯ.
Семья – является объектом исследования многих наук. В настоящее время говорят о возникновении фамилистики как комплекса междисциплинарных исследований семьи.

  1. Социология

  2. Социальная антропология (этнография)

  3. Семейное право

  4. Соц. психология

  5. Соц. экология

  6. Экономика

  7. Соц. педагогика и др.

^ 1. Социология семьи

С.с. изучает функционирование семьи как подсистемы общества в прошлом и настоящем, а также определяет тенденции изменений семьи и вероятность ее развития в будущем.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению д.ф.н. Анатолия Георгиевича Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

  1. Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи (какие из них первичны, какие вторичны). Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

  2. Проанализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социально-психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

  3. Изучить исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрыть диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. (При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.)

Макросоциология семьи ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с осталь­ными элементами макроструктуры.

Микросоциология семьи имеет дело с от­дельной семьей, изучаемой на миллионах примеров.

Микросоциология семьи сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникно­вении-функционировании-распаде отдельных семей. Рассмотрению «под микроскопом» подвергается жизненная история или биогра­фия семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью всех ее членов.

^ Социология бюджетов времени разрабатывает модели внерабо­чего использования времени, семейного времяпровождения в цик­лах домашнего труда и отдыха. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьше­ния дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений и роста альтруизма.

  1. ^ Социальная антропология (этнография)

Рассматривает семью через этнические особенности семейного уклада жизни, семейные ритуалы, обряды, обычаи. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию семейных норм, исследует культуру народов прошлого, в том числе историческое становление самой семьи, согласование семейных ролей и стереотипов семейного воспитания. Этнография ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни.

3. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Демография теснее всего связана с социологией семьи.

^ Семейное право изучает законность и легитимность становления и распада семьи, функционирования семьи как само­стоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Семейное право изучает вопросы се­мейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее от­дельных членов.

^ Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности станов­ления, функционирования и распада семьи как групповой целост­ности. Исследует закономерности межлич­ностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Задачей социальной пси­хологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социально-психологические знания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и терапевтичес­ки перестраивать семейные взаимоотношения родителей и детей, супругов, братьев и сестер.

^ Экология семьи понимается нами как область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т.д.

Это все, что вас окружает: семейные отношения, быт, дети, родственники, вы с возлюбленным.

^ Социальная педагогика рассматривает семью как объект педаго­гического воздействия. Её цель - активизировать социальный потенциал семьи.

Роль социальной педагогики особенно велика при социальном воспитании подростков и молодежи в духе здорового стиля жизни, нравственной семейности. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и превращением в средство идеологического влияния. Только во взаимодействии с семьей воз­можно эффективное изменение ценностных ориентации личности в сторону нравственных принципов. Социальная педагогика должна дополнять, а не заменять собой семейное влияние на индивида.

^ Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологи­ческих предпосылках репродуктивного поведения (на плодовитости и бесплодии), контрацепции и в целом на предпосылках планирования семьи.


  1. ^ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ В СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ.

5 подходов к изучению семьи были предложены американским социологом Р. Хиллом:

Институционально-исторический подход (эволюционизм).

Структурно-функциональный подход.

Интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм.

Ситуационно-психологический подход.

Дивелопменталистский подход.

^ 1) Институционально-исторический подход (эволюционизм).

Л.Г. Морган, И. Бахофен, Д.Ф. Мак-Леннан, Г. Спенсер, Ч. Кули.

1. Эволюционисты искали законы «прогрессивного» развития общества от низших стадий к высшим, от дикости и варварства к цивилизации.

2. Э. стремится определить то общее, что присуще различным формам семьи в разных типах обществ.

3. Фундаментальный вопрос Э. заключается в том, что именно образует семью как таковую, что определяет ее уникальность и универсальность во всех известных типах общества при всех установленных изменениях семейно-исторических форм.

2) ^ Структурно-функциональный подход,

Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мердок, Э. Берджесс, Г. Локк.

Для него характерен анализ семьи как социальной системы, которая состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции.

В рамках этого подхода рассматривается система соотнесения семьи как с внешними системами, то есть иными соц. институтами, так и с внутр. подгруппами (такими, как брачная пара, братья или сестры, отдельные индивиды внутри семьи).

В отличие от эволюционизма этот подход более сосредоточен на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи, на взаимосвязях социокультурных ролей у людей, связанных браком, родством.


  1. ^ Интеракционистско-ролевой анализ (символический интеракцинизм)

Это теоретико-методологическое направление в социологии, социальной психологии (прежде всего, американской) и культурологии, в основе которого лежит анализ социокультурной реальности через взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.

У. Томас, Дж. Мид, У. Джеймс, Р. Парк, Г. Блумер.

В рамках данного подхода исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции внутри семьи, связанные друг с другом соответствующими ролями.

  1. ^ Ситуационно-психологический подход. В основном фиксирует внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений. Понятия основные: «соц. ситуация», «роли».

Ж.Пиаже, З.Фрейд, У.Джеймс.

  1. Дивеломпенталистский подход. Изучает жизненные стадии семьи.


До середины XIX века семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества. Поэтому философов и ученых античности, средневековья и интересовала не столько семья как специфический социальный институт, сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству.

Платон считал, что интересы общества (государства) доминируют над интересами личности. В своем проекте идеального государства он говорил об обобществлении жен, детей и имущества. По Платону «каждый брак должен быть полезен для государства».

Аристотель предполагал, что природа нормального человека определяется его «встроенностью» в политическую систему, а «всякая семья составляет часть государства». Т.е. личный аспект в существовании семьи мало просматривался.

Французский просветитель XVIII века Жан Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым демократизмом, отрицал правомерность неравенства между полами. Но вместе с тем Руссо обращал внимание на природные, функциональные различия между мужчинами и женщинами. Он считал, что эти различия ведут и к социальным различиям.

Классики немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831) проследил связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу. В основе этого предположения лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.

Родоначальником исследований семьи является французский социолог ^ Фредерик Ле Пле (1806-1882). Так же как и О. Конт он считал, что семья - это мельчайшее общество, спонтанно устойчивое при смене поколений благодаря солидарности. Ле Пле писал, что, чтобы понять общество, необходимо понять семью. Ле Пле также считал, что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, она в свою очередь диктует форму семьи, которая уже в свою очередь влияет на общественные процессы. Его интересовало, какие траты, привычки или условия труда, морально-психологический климат способствуют или мешают изменению положения семьи в социальной иерархии. "Я поставил себе задачей, - писал он, - самолично изучить в разных европейских странах более трехсот семейств, принадлежащих к самым многочисленным слоям населения. Я посвящал, по крайней мере, неделю, а иногда и месяц составлению монографий каждой из них, т. е. изучал не только подробности их материальной жизни, но и чувства, страсти и вообще умственную и нравственную жизнь".

Основная социологическая работа Ле Пле называется "Европейские рабочие". Она содержит результаты изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня и образа жизни.

Наибольший вклад в становление исторического подхода к семье принадлежит швейцарскому историку и юристу ^ Иоганну Бахофену (1815-1887). В 1861 г. он выпустил книгу "Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы". В этой книге он показал изменчивость форм брака и семьи, а также выдвинул идею предшествования матриархата патриархату.

(Дословный перевод слова «гинекократия» – власть женщины).

Бахофен разработал концепцию гетеризма.Термином гетеризм он обозначил начальную историческую форму отношений между полами с неупорядоченностью полового общения (в современной науке обозначается термином промискуитет) и сменившего её группового брака. Вслед за гинекократией, по Бахофену, наступила стадия гинекократии.

Шотландский юрист и знаменитый этнограф ^ Джоне Фергюсоне Мак-Леннан (McLennan) (1827 - 1881) изучал первобытное общество, один из основателей эволюционной школы в этнографии. Главные труды посвящены ранней истории брака и...

В 1865 г. Опубликовал исследование « Первобытный брак». Мак-Леннан раскрыл феномен, названный «экзогамией».Это запрет браков внутри «своих» человеческих групп и необходимость вступать в брак с членами других, не своих групп.

В отличие от Бахофена, он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье.

Особое значение для обоснования эволюционных идей имели труды американского ученого ^ Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые на научной основе рассмотрел историю первобытного общества. Свою книгу «Древнее общество» он писал около 40 лет и опубликовал в 1877 году. В ней излагается теория единого пути развития человеческого общества, обосновывается универсальность материнского рода, опровергается патриархальная теория. На основе фактического материала Морган проанализировал систему родства на разных континентах и пришел к выводу, что брачные отношения прошли путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии. Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий.

Труды Моргана использовал Ф. Энгельс для эмпирического обоснования материалистического понимания истории, основы которого он изложил в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства.

^ Эмиль Дюркгейм (1858-1917)

Он подробно рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни, а также изучал семейную аномию – специфический вид нарушения семейного равновесия в связи с разводом.

Он параллельно рассматривал разводы и самоубийства, потому что они имеют одинаковую причину – разрушение семейных норм.

Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных своих свойств под влиянием урбанизации, то есть становится менее прочной из-за добровольности брака (взамен брака по договору родителей), и главное, уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность.

Определенное влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп». Ее автором является американский социолог ^ Чарльз Кули (1864-1929). Кули ввел различения между первичными социальными группами и вторичными общественными институтами.

К первичным группам он отнес (семья, соседство, детские группы). Они являются основными общественными ячейками и характеризуются интимными, глубоко личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малым размером. В первичных группах происходит социализация личности.

К вторичным общественным институтам он отнес (классы, нации, партии), согласно теории они образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения и индивид включается в них лишь как носитель определенной социальной функции.

В 1945 г. выходит книга представителей чикагской школы социологии ^ Э. Берджесса и Х. Локка «Семья – от института к содружеству». В ней социологи пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется переход от (института) традиционной модели семьи к содружеству (современной модели семьи).

С их точки зрения прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради удовлетворения своих личных желаний и потребностей. То есть она превращается в содружество. Берджесс и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.

Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога ^ Толкотта Парсонса (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи».

Он пишет, что происходит перемещение всех основных ее функций, в основном, в сектор занятости, кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.
^ 3. ТИПЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ.


  1. Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
  2.   1   2   3   4   5   6



    Скачать файл (536 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации