Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по психологии личности - файл 1.doc


Лекции по психологии личности
скачать (130.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc131kb.16.11.2011 19:40скачать

содержание

1.doc

Психология личности

Личность (Г. Оллпорт) – это прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека поведение и мышление.

Личность как предмет изучения различных наук

Общая психология изучает наиболее общие психические свойства человека, включая биологически и социально детерминированные особенности.

Социальная психология изучает взаимодействие личностей, а личность рассматривается в контексте социальных связей.

Дифференциальная психология изучает индивидуальные особенности личности, типологии человека.

В социологии личность выступает в «деиндивидуализированном, деперсонализированном виде» (Ядов, 1979) как представитель определенной социальной группы.

История исследования личности

Выделено 3 периода изучения личности:

  1. философско – литературный (донаучный)

На этом этапе преимущественно изучали нравственные, духовные, социальные проблемы личности.

  1. клинический

Возникновение психиатрии и психотерапии привело к систематическому наблюдению за личностью, создание теорий личности и психодиагностических методик.

(теория Фрейда)

  1. экспериментальный

В России - Лазурский А.Ф.

За рубежом – Олпорт, Айзенк, Кеттел.

Использовали опросники, тесты, исследовали личность и создавали теории личности.

Методы исследования личности

Ананьев Б.Г. выделил 4 психологические группы:

  1. Организационные

А) сравнительный метод

Б) лонгитюдный метод

В) комплексный метод

  1. Эмпирические (как добывать информацию)

А) наблюдение

Б) самонаблюдение

В) эксперимент (лабораторный и естественный); (констатирующий, формирующий или обучающий)

  1. Методы обработки данных

А) количественный

Б) качественный

  1. интерапционный

А) кинетический

Б) структурный

Исследование личности реализуется на основе двух основных подходов:

  1. номотетический подходизучает количественные характеристики личностных свойств, используя опросники, анкеты. Результаты тестирования отдельной личности сравниваются с нормой, полученной на репрезентативной выборке (среднее по группе). Предполагает единую структуру личности у всех людей и не учитывает индивидуального своеобразия личностных свойств.

  2. идеографический подход – направлен на изучение качественного своеобразия, индивидуальных свойств личности. В нем используется наблюдение, беседа, проективные методики, которые интерпретируются с опорой не только на теоретические знания специалиста, но и на интуицию, эмпатию психолога (проект. методики: ТАТ, Рошеха, рисуночные тесты).

Проекция – механизм проявления индивидуальных личностных особенностей в проективной методике.

Идеографический подход более субъективен, чаще используется в прикладных исследованиях, психологическом консультировании.

Номотетический подход объективен, используется в масштабных научных исследованиях.

Понятие личности в системе человекознания

Концепция комплексного человекознания Б.Г. Ананьева (1968 г.).

Проблема человека является центральной для всех наук.

В рамках этой концепции Ананьев разработал 4х уровневую теорию человека и выделил составляющие в структуре человека:

1. индивид – человек как биологическое существо;

2. личность – человек как социальное существо;

3. субъект деятельности – человек как деятель;

4. индивидуальность – целостная совокупность неповторимых черт личности, индивида и субъекта деятельности.

Структура индивида по Ананьеву

  1. первичные характеристики, которые включают пол, возраст, тип конституции, особенности нервной системы;

  2. вторичные характеристики, которые включают динамику психических процессов и их структуру;

  3. третичные (интегративные) – это задатки (анатомо - физиологические предпосылки, способности, темперамент).

Структура личности включает 4 компонента

(общепсихологический подход)

  1. направленности личности

  2. способности

  3. характер

  4. темперамент

Темперамент

Темперамент – это устойчивая, динамическая характеристика индивидуального поведения и психики.

Теории темперамента:

- гуморальная (Гиппократ, Гален и др.);

- конституциональная (Кречмер, Шелдон и др.);

- нейродинамическая (Павлов).

1. Гуморальная теория темперамента (humor – жидкостные) связывала состояние организма с соотношением различных жидкостей, в связи, с чем выделялись четыре типа темперамента:

1) сангвинический;

2) холерический;

3) меланхолический;

4) флегматический.

Доминирование одной из жидкости соответствует типу темперамента:

Сангвиник (от греч. Кровь) – характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живностью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен.

Холерик (от греч. Желчь) – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Х. склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

Меланхолик (от греч. Черная желчь) – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. М. отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Флегматик (от греч. Слизь) – характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Ф. трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У Ф. преобладает спокойное, ровное настроение. При неблагоприятных условиях у Ф. может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Сильный, уравновешенный тип темперамента.

и2. Конституционная теория темперамента связывает темперамент с типом строения тела.

^ Кречмер выделял 4 типа конституции:

1) астенический;

2) пикнический;

3) атлетический;

4) диспластический.

Кречмер выделил 3 типа темперамента:

1) шизотимный (у астеников)

Интроверты с развитым вербально – абстрактном мышлением, их эмоциональность резко вольирует от высокой чувствительности до эмоциональной тупости.

2) циклотемический (у пикников)

Настроение колеблется между вялостью и печалью, они душевны, общительны, невербальный интеллект преобладает над вербальным.

3) иксотивный темперамент (у атлетиков)

Доминирование, склонность к риску, энергичность, смелость, сдержанность, агрессивность.

У диспластиков темперамента не выделено.

^ Шелдон развил теорию Кречмера, выделил 3 типа телосложения, изучив 1000 фотографий студентов мужского пола.

Предположил, что тип телосложения зависит от развитости одного из зародышевых листков.

1. Если наиболее развитым оказывается внутренний зародышевый листок – эндоморфный тип (пикник).

2. Если средний листок – мезоморфный тип. Из него формируется костно-мышечная система человека (атлетик).

3. Если наиболее развитый верхний листок – эктоморфный тип (формируется нервная система) (астеник).

Трем типам телосложения соответствуют следующие типы темперамента:

1. Висцеротонический (эндоморфы).

Любовь к комфорту, расслабленность, общительность, потребность в людях, эмоциональная стабильность.

2. Соматотонический темперамент (у мезоморфного типа телосложения).

Любовь к физическим нагрузкам, энергичность, доминирует агрессивность, в тяжелую минуту потребность к действию.

3. ^ Церебротонический (эктоморфы)– любовь к уединению, эмоциональная сдержанность, непредсказуемость, чувствительность, в тяжелую минуту потребность в одиночестве.

3. Нейродинамические теории темперамента

И.П. Павлов в 30 г.г. XX века создал учение о ВНД.

По мнению Павлова в основе темперамента лежат общие свойства Н.С.:

    1. сила нервной системы

    2. уравновешенность нервной системы

    3. подвижность (быстрота смены возбуждения-торможения)

Считал, что чаще встречаются 4 типа темперамента:

  1. сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

  2. флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

  3. холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

  4. меланхолик – слабый тип нервной системы

Небылицын. Слабый тип Н.С. обуславливает высокую чувствительность (сензитивность). Сензитивность (от лат. sensus – чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека (чаще меланхолика), проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

С точки зрения современной западной физиологии т. Павлова устарела, потому что физиологи открыли, что отдельные подсистемы Н.С. имеют разные свойства, а общих свойств Н.С. не выявлено.

^ Регуляторная теория темперамента Стреляу

Теория Стреляу основана на теории Павлова. Исследовал типы нервной системы через опросники.

Стреляу выделил 2 основных компонента темперамента:

  1. энергетический (реактивность – активность)

  2. временной (подвижность)

Реактивность – интенсивность реакции на стимул.

Высоко реактивные люди нуждаются в низкой стимуляции для того, чтобы поддержать оптимальную активацию организма.

Низкореактивные люди нуждаются в повышенной стимуляции для достижения оптимума активации организма, они имеют повышенный уровень активности, им необходим дополнительный стимул.

Активность - действия, инициируемые субъектом без внешней стимуляции.

Реактивность и активность находятся в обратнопропорцинальном отношении (чем больше одно, тем меньше другое).

^ Теория темперамента Томаса и Чеса 1977 г.

Беседуя с родителями маленьких детей, они выделили 3 типа темперамента:

  1. легкий – характеризуется ритмичностью сна, приема пищи и туалета, умеренно позитивным настроением, с интересом реагирует на новизну;

  2. трудный – характеризуется неритмичностью, неумеренностью, отрицательно реагирует на новизну;

  3. заторможенный – характеризуется ритмичностью, с трудом привыкает к новому, настроение зависит от поведения родителей.

Развитие личности зависит не столько от темперамента, а, сколько учитывает социум особенности темперамента.

^ Нейротипическая теория личности Айзенка

Айзенк выделял 3 базовых характеристик личности (темперамента):

  1. экстраверсия – интроверсия;

  2. нейротизмэмоциональная стабильность;

  3. психотизмозначает самостоятельность, независимость.

Заслуга Айзенка в том, что он описал нервные механизмы базовых черт личности.

У экстравертов менее чувствительная ретикулярная формация.

При нейротизме высоко активирована лимбическая система.

^ Теория темперамента Русалова В.М.
(продолжение теорий Павлова, Небылицина и Теплова)

Русалов выделил 4 свойства темперамента:

  1. эргичность (выносливость);

  2. пластичность – легкость переключения с одной программы на другую программу поведения;

  3. скорость (скорость поведения);

  4. эмоциональность, т. е. чувствительность.

Опросник структуры темперамента (ОСТ)

Характер

От греч. чеканка (примета)

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и в общении.

Темперамент является динамической стороной характера.

В отечественной психологии темперамент рассматривается как врожденная основа характера.

^ Темперамент – врожденный, а характер – приобретенный.

По Рубинштейну темперамент – это основа характера.

Н.Д. Левитов считал, что характер может входить в конфликт с темпераментом. Свойства темперамента могут компенсироваться свойствами характера.

Э. Фром писал «смешение темперамента и характера чревато серьезными последствиями для этической теории. Предпочтение того или иного темперамента – это дело вкуса, но различие в области характера – это, с этической точки зрения, вопрос огромной важности.

^ Концепция отношения личности В.Н. Мясищева

Отношение личности – это целостная система избирательно сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Мясищев считал, что отношения личности лежат в основе черт характера.

Характер – это единство отношений личности и способы их осуществления в переживаниях и поступках.

Не каждое отношение личности становится чертой характера.

Виды отношения личности:

  1. отношение к обществу, к общественным идеям;

  2. отношение к людям;

  3. отношение к деятельности, труду;

  4. отношение к самому себе и др.

Понятие отношение личности было введено в психологию А.В. Лазурским. Идея отношений личности стала базовой для Ленинградской психологической школы.

^ В.Р. Мерлин выделял 2 компонента отношений личности:

1) эмоционально – когнитивный;

2) эмоционально – волевой.

Это означает, что отношения личности – это единство смыслового эмоционально-оценочного отношения личности и побудительно-действенного отношения личности.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих общее отношение к людям и выполняемой работе. Проявляется в общении и выполнении деятельности.

^ Мотивационные черты побуждают, направляют к деятельности, а инструментальные придают определенный стимул.

Черты личности, входящие в характер:

1. Те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе цели деятельности (рациональность, расчетливость).

2. Черты, которые относятся к действиям направленным на достижение поставленной цели (настойчивость).

3. Это чисто инструментальные черты, тесно связанные с темпераментом (сдержанность – импульсивность).

Типология характеров:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека и не являются случайными.

Классификация акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко:

1. Гипиртимный: подвижность, склонность к озорству. Хорошее настроение. Общительные. Склонны к конфликтам со взрослыми (так как самоуверенны).

2. Циклоидный: склонность к раздражительности, апатии. Настроение меняется часто (2-3 недели).

3. Лабильный: изменчивость настроения (непредсказуемый).

4. Астеноневротический: повышенная мнительность и капризность, утомляемость при выполнении трудной работы.

5. Сенситивный: повышенная чувствительность ко всему. Выборочность в общении.

6. Психастенический: ускоренное, раннее интеллектуальное развитие.

7. Шизотимный тип: замкнутость, внешнее безразличие к людям. Их внутренний мир заполнен фантазиями, не любят сверстников.

8. Эпелиптоидный: жестокость, властность и себялюбие. Со сверстниками они диктаторы.

9. Истероидный тип: основная черта – эгоцентризм, выраженность к театральности, рискованности. В группах в роле защитников, очень часто быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип: слабовольный, склонность к развлечениям, отсутствие мыслей о будущем.

11. Конформный тип: демонстративный, бездушный. Их главное жизненное кредо – быть как все. Черты: консервантность.

Акцентуация

Акцентуация – это заостренная, ярко выраженная черта личности, в основном определяется поведением человека.

В теории личности ^ Олпорта акцентуацией называется кардинальные черты личности.

Теорию акцентуации разработал Карл Леонгард

Акцентуация – это крайний вариант нормы, граничащий с психопатологией.

Если кардинальная черта личности приводит к устойчивой дезадаптации во всех основных сферах жизни, то такая личности страдает психопатией.

Отличие акцентуации и психопатии состоит в степени дезадаптированности личности и ее устойчивости.

Психопатология всегда приводит к устойчивой дезадаптации.

Быть адаптированным значит выполнять основные социальные задачи и соответствовать социальным требованиям.

^ Э. Фром «Типология личности»

Социальный характер – это форма связи индивида и социума, ядро структуры характера, которая присуща большинству членов одной и той же культуры.

Типы характера:

  1. Рецептивный. Представители данного типа открыто зависимы, главная задача быть любимыми, а не любить, пассивны, доверчивы, сентиментальны. Приспособление человека к данному социуму, как человек приспосабливается к данной среде обитания.

  2. ^ Эксплуатирующий тип. Берут все, что им нужно силой и изобретательностью, самонадеятельные, не способны к творчеству.

  3. Накапливающий тип. Пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, властью. Предусмотрительность, сдержанность.

  4. Рыночный тип. Исходит из убеждений, что личность – это товар, который можно продать.

  5. ^ Продуктивный тип. Это тип независимый, честный, спокойный, любящий, совершающий социально полезные поступки, творческий.

Классификация характера с точки зрения медицины (дезадаптивные клинические типы характера)

  1. мазохист – садист (рецептивный): склонен к чрезмерному насилию, страданию;

  2. разрушитель: разрушительность, как средство преодоления проблем (н. революционер);

  3. конформист – автомат: не имеет своего голоса, своего «Я».

Социальный характер в отличие от индивидуального определяется общей судьбой целого поколения, т. е. специфич. социально-экономическими условиями, которые имели четкое начало и конец и повлияли на характер.

  1. Неплодотворный характер

  2. Плодотворный

  1. рецептивный, эксплуатирующий

Плодотворность – реализация человека присущих ему возможностей – это самореализация.

  1. в плодотворном труде

  2. в плодотворной любви

  3. в плодотворном

Ананьев

Каждая черта характера представляет собой отношение личности к действительности, но ни каждое отношение становится чертой характера. Характер определяется так же идеями (мировоззрениями), целями и стилем деятельности. Характер зависит от эмоционально волевой и интеллектуальной сферы личности.

^ Ананьев выделял 3 черты характера:

  1. цельность – (противоположность – раздробленность) определяется степенью внутренней противоречивости личности;

  2. сила характера – слабость;

  3. полнота характера (масштабность)

Масштаб жизненных целей, интересов, многообразие идеалов, потребностей.

Теории черт

Теории личностных черт – это наиболее разработанный подход в психологии личности.

Черта личности – это обобщенная склонность вести себя определенным образом.

Черты личности указывают на индивидуальные различия.

В отечественной психологии чаще использовали термин «черты характера», а в западной – «черты личности»

^ Теория черт Г. Оллпорта

Ввел понятие черты личности. Он считал, что многие черты наследуемы и объясняются свойствами Н.С.. Черты личности объясняет повторяемость реакций личности в разных ситуациях.

Виды черт по степени значимости и обобщенности:

  1. кардинальные черты – исследуются в основном идеографически;

  2. центральные – 4-7 черт, которые описывают значительное проявление;

  3. вторичные: слабое влияние на поведение, действуют в ограниченном круге ситуаций.

^ Трехфакторная теория черт Г. Айзенка

В отличие от Олпорта А. исследовал черты эмпирически.

На основе теории он ставил опросник, результаты ответов на который он подверг технике факторного анализа.

Факторный анализ – это математика - статистическая процедура, позволяющая уменьшить, сгруппировать полученные данные.

Повторное применение факторного анализа позволило А. объединить первичные факторы и обнаружить вторичные (суперфакторы: экстраверсия – интерверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; психотизм)

А. показал связь этих черт с четырьмя типами темперамента Гиппократа.

Меланхолик – интроверт, Холерик – экстраверт – не стабильны;

Сангвиник – экстраверт, Флегматик – интроверт.

Биологическая основа базовых черт Айзенка

На основе, во-первых, физиологических исследований ^ Моруции и Мэгуна, выявивших, что ретикулярная формация регулирует уровень возбужденности в коре ГМ, т. е. ретикулярная формация участвует в активации эмоций, познавательных процессов, научения. Во-вторых, теория Хебба. Айзенк сформулировал следующую гипотезу: интровертов отличает более высокий уровень возбужденности ретикулярной формации, т. е. у интровертов кора мозга более возбуждена, чем у экстравертов.


^ Теория черт Р. Кеттела

Для эмпирического изучения структуры личности Кеттелл изучал черты личности в трех видах проявлений:

  1. Наблюдения в реальных жизненных ситуациях (L – данные).

  2. Ответы на вопросники (Q – данные).

  3. Данные экспериментов или объективных тестов (ОТ – данные).

Кеттелл выдвинул гипотезу, что базовые черты личности должны проявляться во всех этих видах проявлений.

Отдельных испытуемых оценивали, наблюдая, опрашивая, и в экспериментах эти данные подвергали факторному анализу. В результате факторизации опросника он получил 16 базовых черт личности, которые легли в основу опросника «16 PF Кеттелла».

Гипотеза Кеттелла не подтвердилась, то есть данные опросника не совпали с данными наблюдения и эксперимента.

Пятифакторная модель личностных черт («Большая пятерка»)

В 80-х годах 20 века психологи сходятся в выделении 5 черт (базовых) личности:

1. Экстраверсия

2. Нейротизм

3. Доброжелательностьантагонизм

Доброжелательность: мягкосердечие, великодушие, услужливость, доверчивость

Антагонизм: грубость, подозрительность

4. Интеллект (открытость опыту). Творческий, с богатым воображением, любопытный, не традиционный, либо с ограниченными интересами, без художественных или аналитических способностей, конформный

^ 5. Добросовестностьнесобранность

Добросовестность: пунктуальность, надежность, аккуратность

Несобранность: ленивый, беспечный, любящий наслаждение, нецелеустремленный

Лонгитюдные исследования показали (10-30 лет), что экстраверсия, нейротизм и добросовестность очень устойчивы, неизменны в течение жизни. «Только тяжелая травма может привести к изменению личности».

^ Психо-семантический подход к теории черт А.А. Шмелева.

Он определил черты как устойчивые диспозиции человека к определенному поведению, сложившиеся на основе трех факторов.

  1. Темперамент

  2. Закрепленное социальное поведение (роли)

  3. Когнитивное образование, отражающее ценности и нормы личности.

Три уровня черт:

  1. черты – свойства (темперамент)

  2. черты – навыки (характер)

  3. черты – стратегии (когнитивные образования)

Черты – конструкторы образуют субъективное семантическое пространство.

Ситуационные детерминанты и личностные черты

В 80-х годах 20 века возникло движение ситуационистов, которые резко критиковали теории черт. Они считали, что поведение личности определяется ситуацией, а не устойчивыми чертами (Мишел 1968 г.)

Большинство психологов считает, что поведение человека зависит и от личностных черт и от ситуации.

Четыре характеристики ситуаций, в которых редко проявляются черты личности:

  1. ситуация незнакома

  2. ситуация формальна, то есть жестко регламентирована

  3. ситуация краткосрочна

  4. существует только один вариант социально приемлемого поведения.

В критичных ситуациях индивидуальные черты демонстрируют, в основном, лица с расстройствами личности и акцентуированные личности.

Теории личности

^ Социально-когнитивная теория личности Альфреда Бандуры

Представитель школы бихевиоризма. Теория социального научения. Эта теория отражает признание Бандурой влияние социума на психику человека, а так же большую роль когнитивных процессов в адаптации к среде. В основе адаптации лежат когнитивные механизмы, позволяющие человеку познать мир, самого себя и использовать эти знания для саморегуляции.

Он выделил 5 базовых когнитивных способностей личности:

1. способность к символизации, то есть способность представлять информацию в символичном виде.

Люди могут преобразовывать свой опыт в символы, слова и обобщать его. Польза такого обобщения зависит от качества навыков мышления и доступности информации.

^ 2. способность к опосредованному научению. Это способность приобретать знания и навыки через наблюдения или моделирование.

3. способность предвидения будущих событий. Это способность являться ключевой для мотивации.

4. способность к саморегуляции. Это способность оценивать свои действия сравнивая их с внутренними стандартами.

^ 5. способность к самоанализу. Это способность размышлять о себе, к рефлексии (мыслительный анализ себя).

Все эти способности действуют согласованно. Способности 5, 4 и 3 образуют «Я – концепцию», то есть ядро личности.

Черты личности – это результат приспособления индивида к среде на основе когнитивной переработки данных о среде и о себе. Это результат научения. Механизмами научения является не только внешнее подкрепление, но и наблюдение, подражание и самоподкрепление.

Самоэффективность и самоподкрепление

Самоэффективность – это осознание способности к какой-либо деятельности, обычно приобретенное при реальных успехах в какой-либо деятельности.

Высокая самоэффективность может возникнуть и при низкой самооценке, но они влияют друг на друга. Высокая самоэффективность влияет на коррекцию самооценки.

Люди с высокой самоэффективностью более упорны, оптимистичны, испытывают меньше негативных эмоций.

Самоэффективность – это удовлетворенность собой, позитивное самоподкрепление.

Самоподкрепление является основой саморегуляции.

В социально-когнитиной теории личности Бандуры единицей анализа личности является базовая когнитивная способность.

^ Теория личности Б.Ф. Скиннера

Скиннер один из основателей бихевиоризма. Создал теорию оперантного обучения (оперантного обуславлевания).

Оперант – это модель поведения, закрепляемая с помощью подкрепления.

Личность – это сумма оперантов или моделей поведения.

Скиннер изучал только проблемы поведения. Его не интересовали мотивации, эмоции и т.д. Он считал, что подкрепление бывает позитивным и негативным.

Негативное подкрепление показывает какое поведение не правильно, но не дает модели правильного поведения в отличие от позитивного подкрепления, поэтому наказание может препятствовать развитию личности.

Поощрение предпочтительнее наказания.

Теория Скиннера оказала огромное влияние на психологию (американскую), психотерапию и социальную практику.

Психоаналитическая теория личности

З. Фрейд

Создал первую теорию личности, основанную на эмпирическом изучении ее динамики, то есть ее изменении в ходе психотерапии.

Учение Фрейда – психоанализ. Это и теория личности и метод психотерапии.

Структура личности в теории Фрейда:

    1. Эго (Я)

    2. Ид (оно), является врожденным

    3. Супер-эго (Сверх Я)

Ид содержит инстинкты, врожденные потребности, врожденную психическую энергию – энергию жизни – либидо.

Ид следует принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению потребностей, разрядке напряжения.

^ Эго формируется прижизненно, на основе Ид. Эго формируется благодаря фрустрации рождения. Вследствие пониженной температуре внешней среды ребенок начинает ощущать схему тела и отделять себя от среды. Это самый первый шаг в формировании «Я».

Эго стремиться увеличить удовольствия и уменьшить боль посредством реалистического отбора моделей поведения, то есть эго руководствуется принципом реальности.

^ Эго рационально и преимущественно сознательно (ориентируется на пользу).

Супер-эго содержит ценности, нормы поведения, идеалы и совесть, моральные запреты. Первоначальное Супер-эго формируется благодаря ценностей родителей.

По началу Супер-эго бессознательно, но потом может осознаваться. Развивается в подростковом возрасте.

Ид, Эго и Супер-эго находятся в конфликте между собой.

Желания Ид нередко осуждается моралью Супер-эго (конфликт между желанием и долгом).

Конфликт между Ид и Эго заключается в том, что Эго заставляет Ид откладывать удовлетворение желаний.

Основная функция ^ Эго – это примирение Ид и Супер-эго, то есть примирение желаний и моральных норм.

В раннем детстве властвует Ид. По мере взросления большую власть приобретает Я. Зрелость Эго ведет к частичному осознанию влечений Ид и идеалов Супер-эго.

Энергетический аспект функционирования личности.

Фрейд выделял 2 вида энергии:

  1. Либидо – энергия жизни, сексуальная энергия

  2. Мортидо – энергия смерти

Развитие личности осуществляется благодаря либидо. 5 стадий динамики либидо, стадии психического сексуального развития:

Психосексуальное развитие – это основа развития личности.

      1. Оральная стадия (0-18 месяцев) – либидо фиксирует вокруг рта.

      2. Анальная (1,5-3 года) – Либидо фиксирует вокруг ануса, так как контролирует процесс дефекации (первый самоконтроль).

      3. Фаллическая (3-6 лет) – другое название эдипова стадия, на этой стадии происходит влечение мальчика/девочки к матери/отцу и ревность к отцу/матери. Эдипова ситуация заканчивается, когда мальчик начинает копировать отца и теряет интерес к женщинам.

      4. Латентная (6-12 лет) – эротический интерес вытесняется, становиться бессознательным. Направляет либидо на развитие школьных навыков, на развитие личности и интеллекта. Фиксация на эротике не благоприятна.

      5. Генитальная стадия (12-18 лет) – вновь пробуждается сексуально-эротический интерес и подростки способны устанавливать эротические отношения, основанные не только на физиологическом интересе, но и на основе глубокого чувства.

Фрейд выделял ^ 2 характеристики личностной зрелости:

  1. Способность плодотворно трудиться

  2. Способность любить другого, ради него самого, а не ради своих проекций.

Теория психологических защит личности

Разработана З. ^ Фрейдом и дополнена его дочерью Анной Фрейд.

Защитные механизмы – это бессознательные психологические стратегии, искажающие реальность для снижения тревоги и сохранения целостности личности. Выполняет защитную функцию, от психологических травм. Описано около 20 психических защит.

Основные 10 защит:

  1. Отрицание – избирательное внимание, исключение из восприятия аспектов таящих угрозу.

  2. Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления.

  3. Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний.

  4. Проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера.

  5. Идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

  6. Рационализация – рациональные объяснения своих желаний и действий как морально приемлемых, хотя они являются морально неприемлемыми или нерациональными, глупыми.

  7. Реактивное образование – это изменение поведения к объекту на прямо противоположное (например, щедрость защита от скупости, аккуратность от неряшливости).

  8. Изоляция – это блокирование отрицательных эмоций при сохранении памяти на события.

  9. Смещение – а) объект чувств смещается (когда злость переносится с одного человека на другого), б) смещение чувства к объекту (объект прежний, чувство меняется).

  10. Сублимация – преобразование сексуальной и агрессивной энергии в социально приемлемые формы активности (например, в творчество, спорт, уборку). Наиболее продуктивный вид защиты.

Обычно бессознательная стратегия защиты является препятствием для личностного роста.

Альтернативой психологическим защитам являются копинг-стратегии (это сознательные стратегии совпадения с фрустрацией, трудностями).

Теорию копинга разработал Лазарус. Делятся на:

  1. Адаптивные

  2. Дезадаптивные

Виды:

  1. Поведенческий (например, просьба о помощи, обращение к религии, ритуалы).

  2. Эмоциональный (например, эмоциональная разрядка, уверенность в благоприятном итоге).

  3. Когнитивный (например, проблемный анализ: глубокое осознание собственной ценности как личности)

^ Гуманистические теории личности

В конце 50-х годов появляется гуманистическая психология. Эту психологию основали А. Маслоу и Роджерс.

5 гуманистических принципов А. Маслоу:

1) индивид как единое целое

2) принцип неуместности экспериментов над животными

3) внутренняя природа человека

4) творческий потенциал человека

5) акцент на психическом здоровье

Мотивационная направленная сердцевина гуманистической психологии.

Бытийная мотивация →V самоактуализация

Дефицитарная мотивация→IV потребность в самоуважении

III принадлежность к группе и любовь

II потребность в безопасности и защите

I теологические (витальные) потребности

Комплекс Ионы – боязнь успеха, боязнь риска, потери уже имеющегося (на V уровне потребностей).

Характеристики самоактуализированных людей (по Маслоу):

  1. более эффективное восприятие реальности (правильное восприятие действительности)

  2. приятие себя, других и природы («я такой, какой есть», не критичны к себе)

  3. непосредственность, простота, естественность

  4. центрированность на проблеме (приверженность к чему-то: к работе и т.д.)

  5. независимость: потребность в уединение

  6. автономия: независимость от культуры и окружения (свобода в действиях и т.д.)

  7. свежесть восприятия (оценивает по достоинству даже самые обычные события в жизни)

  8. вершинные переживания (моменты сильного волнения или напряжения, расслабления, умиротворение или спокойствие)

  9. общественный интерес (глубокое чувство близости со всем человечеством)

  10. глубокое межличностное отношение

  11. демократичный характер (уважение других людей)

  12. разграничение средств и целей

  13. философское чувство юмора (доброжелательный юмор)

  14. креативность (творческий подход к жизни)

  15. сопротивление к окультированию



Скачать файл (130.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации