Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторная работа - Развитие речи у ребенка до 3-х лет - файл 1.docx


Лабораторная работа - Развитие речи у ребенка до 3-х лет
скачать (25.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx26kb.16.11.2011 19:41скачать

Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА В НОРМЕ ДО З-Х ЛЕТ


Новорожденный

Развитие речи у ребенка начинается с сильного недифференци

рованного крика как реакции на любое неприятное ощущение.


1 месяц

Импрессивная (пассивная) речь. Появляется реакция сосре

доточения на голос взрослого с остановкой двигательных реакций, «ротовое внимание».

Экспрессивная (активная) речь. Крик ребенка становится все более дифференцированным: резкий при болевых ощущениях, чувстве голода и приглушенный, жалующийся при усталости и утомлении. Появляются первые голосовые реакции ребенка в ответ на раз

говор с ним.


2 месяца

Экспрессивная (активная) речь. Ребенок издает звуки, напо

минающие «а», «э», пытаясь вступить в контакт с окружающими и ожидая ответных сигналов. Может копировать мимику взрослых, вытягивая губы трубочкой или высовывая язык.

Импрессивная (пассивная) речь. Малыш с удовольствием слу

шает обращенный к нему голос взрослого.


3 месяца

Импрессивная (пассивная) речь. Останавливает взгляд в ответ па голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций.

Экспрессивная (активная) речь. Появляется интонационная выразительность голосовых реакций, первые нечеткие звуковые и слоговые цепочки, выражающие хорошее настроение ребенка, «гуление».


4 месяца

Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок больше реагирует на голос, чем на простой звук, различает и по-разному реагирует на ласковые и строгие интонации.

Экспрессивная (активная) речь. Все более активное гуление. И арсенале звукопроизношения появляются губно-смычные звуки, похожие на «в», «ф», «с».


5 месяцев

Ребенок упражняется в освоенных ранее звуках в различных комбинациях. Импрессивная (пассивная) речь. В ответ на обращенную к нему речь ребенок реагирует ответной голосовой активностью.

Экспрессивная (активная) речь. Ребенок активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков.


6 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. В ответ на оклик ребенок реа

гирует на свое имя.

Экспрессивная (активная) речь. Активный недифференциро

ванный лепет.

Ребенок соединяет слоги в четкие цепочки, закрепляя за неко

торыми из них определенное смысловое значение «да-да-да», «мам-мам-мам» и т.д., модулируя тон и громкость произносимых звуков.




7 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок понимает речевые команды, сопровождающиеся жестовым подкреплением.

Экспрессивная (активная) речь. Разнообразный активный лепет с произношением переднеязычных и заднеязычных звуков, аутоэхолалии.

Младенец охотно и много «болтает», тренируясь в произноше

нии ранее приобретенных звуков, с удовольствием копируя взрослых. Ребенок может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие.


8 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок визуально дифферен

цирует названные знакомые предметы.

Экспрессивная (активная) речь. Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба». Ребенок может произносить звуки шепотом.


9 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. По просьбе взрослого, ребе

нок находит знакомые предметы, спрятанные в непривычном месте. Уверенно показывает части лица у куклы и у взрослого.

Экспрессивная (активная) речь. Подражая взрослому, ребенок осваивает новые слоги. Он отчетливо артикулирует соединенные вместе, удвоенные одинаковые слоги. Пока беспредметное произно

шение первых простых слов: «ма-ма», «ба-ба».


10 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. Начинает узнавать предметы на несложных однопредметных картинках. Знает, как называются некоторые предметы и люди, прослеживая взглядом, если его спра

шивают о них.

Экспрессивная (активная) речь. Называет людей и предметы слогами. Ребенок повторяет слоги, если мама произносит их, как бы отвечая ей, что напоминает диалог.


11 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок понимает слово «нельзя». Реагирует на запреты прекращением действий.

Экспрессивная (активная) речь. Начинает произносить первые осмысленные слова-слоги.


12 месяцев

Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок выполняет много команд по просьбе взрослого. Экспрессивная (активная) речь. Говорит около 5 слов («мама», «папа», «баба», «дай»). Пытается воспроизво

дить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом.


От 1 года до 1 года 6 месяцев

В возрасте 12-18 месяцев интенсивно формируется речевой гнозис и совершенствуется речевой праксис, что способствует разви

тию слухоречевой памяти мозга.

Расширяется импрессивный словарь - набор речевых клише, интерес к просодическим компонентам - темп, ритм, интонация, логические ударения, паузация («сорока-воровка», «коза-рогатая»).

Ребенок часто напевает вместе с кем-либо детские песенки, 

подпевает или поет самостоятельно, легко модулируя высоту звука. Точно копирует шум или звук, издаваемый родителями или возникаю

щий из окружающей его среды.

С 14 месяцев ребенок осмысленно произносит слова из двух слоте, содержащие два различных гласных звука, например, «мя-у». Употребляет «мама» и «папа», главным образом, для людей, а не для того, чтобы обозначать определенные ситуации.

Развиваются ситуативно-личностные формы общения со взрос

лыми с использованием определенных звуков, например, «э!» или жестов для выражения желаний. Использует несколько десятков слов: слова-желания («ам-ам»), слова выражающие целые предложе

ния («бух!»).

Развитие слухоречевой памяти способствует запоминанию названий предметов, игрушек, которые окружают ребенка. Он ищет предмет, с которым только что играл, например, мяч, машину, куклу, книгу с картинками, или еду, свою бутылочку, чашку, если его об этом спрашивают, способен повторить знакомые слова.

Ребенок учится распознавать предметы на картинках, знако

мится с частями тела. Правильно показывает или направляет взгляд на картинки, если спрашивают, например: «Где машина? Покажи мне машину!», на части тела, о которых говорят.

В 15 месяцев ребенок понимает значение глаголов и осущест

вляет действие по просьбе, например, слово «открыть» и открывает банку; может выполнить просьбу, содержащую два вида деятельности, например: «Подними куклу и положи ее на стол!»

К окончанию этого возрастного периода появляются вербальные формы отрицания: «нет», «не». У ребенка достаточный словарный запас и он уверенно называет знакомый предмет в ответ на вопрос.

В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к разговору взрослых, не относящемуся напрямую к ним.




От 1 года 6 месяцев до 2-х лет

В речевом развитии приоритет принадлежит импрессивной речи - формируется функция понимания разговорной речи. Пассивный словарный запас около 100 слов. И, хотя связи между предметом и словом, его обозначающим, формируются на втором году в 6-10 раз быстрее (по сравнению с первым годом жизни), процесс понимания ребенком речи взрослого все еще опережает его умение говорить. Активно ребенком используется около 20-30 слов.

При общении малыш использует глаголы, грамматические формы: падежи, прошедшее время, 3-е лицо. Может составлять предложения из 2-3 слов, при этом допустимы детские упрощенные формы или соединение двух слов в одно.

Любит разговаривать с теми, с кем есть эмоциональный кон

такт. Начинает использовать свое имя или его упрощенную форму, когда говорит о себе или если его спрашивают, как зовут.

Ребенок узнает и называет все больше предметов или живот

ных на картинках. Кукла зачастую обозначается как «ляля», собака как «ав-ав», а кошка как «мяу».

Формируется и закрепляется в повседневной практике способ

ность к обобщению и классификации предметов (одежда, игрушки, посуда, мебель), появляется желание сравнивать знакомые предметы и находить в них отличия.

Постепенно имеющиеся сокращенные, упрощенные слова 

заменяются правильными, хоть и фонетически несовершенными фор

мами. С 18 месяцев ребенок произносит контур слова (число слогов), заполняя его похожими по звучанию звуками.

Он понимает слово «холодный», указывает на холодные пред

меты или называет их, правильно использует прилагательное «холод

ный» в своей активной речи. Для этого необходимо, чтобы ребенок был знаком с чем-либо холодным, как, например, кусочек льда, холодная бутылка, холодный мешок или холодильник. Понимает слово «большой», «тяжелый», в ответ на просьбу берет или показывает на большой или тяжелый предмет, правильно использует прилагательное «большой», «тяжелый» в своей активной речи. Для усвоения этих понятий можно использовать большой мяч (15-20 см), малень

кий мяч (5-10 см), тяжелый и легкий мячи.

Ребенок старше 18 месяцев правильно произносит губно-смычные звуки (п, б, м), передние небноязычные (т, д, н), задние небно-язычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слит

ные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

В общении со взрослыми ребенок старше 18 месяцев активно использует вопросы, применяя для этого не вопрошающие слова (где, куда, когда, что это), а вопросительную интонацию.

К 2 годам, хотя темп понимания речи по-прежнему опережает умение малыша говорить, активный словарь увеличивается в 20-30 раз и составляет 200-300 слов. Речь становится средством общения ребенка со взрослыми, и посредством речи родители могут организо

вать деятельность и корригировать поведение ребенка.



От 2-хлет до 2 лет 6 месяцев

В жизни ребенка этот период характеризуется появлением фра

зовой речи, началом становления языковой системы. Потенциал раз

вития произносимой речи выше понимаемой. Словарный запас около 300 слов, активно используются 200-250, причем много придуманных самим ребенком слов. Предложения становятся развернутыми. В два года ребенок произносит предложения из четырех слов на детском языке, а в два года шесть месяцев - из 5 слов.

Малыш начинает говорить о себе в «я» - форме и использует местоимение «мне», чтобы пояснить, что что-то принадлежит ему.

В речи ребенка встречается числительное «два» в его собствен

ном языковом употреблении, чаще всего для обозначения несколь

ких предметов, в понимании, что это больше, чем только «один». Знакомится с видами передвижения и распознает их на картинках, например, «Покажи мне, что летит!» -«птица»,«Покажи, что едет!» -«машина», «Покажи мне теперь, что плывет!» - «рыба».

Он понимает предлоги (на, под, рядом, за/позади). Перед ребен

ком кладут кубик и перевернутую коробку так, что отверстие направ

лено вниз, и просят его: «Положи кубик на коробку»; «Положи кубик под коробку»; «Положи кубик рядом с коробкой»; «Положи кубик за коробку». Подбадриваемый кивками и похвалами, ребенок находит удовольствие от своего собственного умения.

Понимает вопросы: «Что ты делаешь ложкой (расческой, чаш

кой)?» В ответ на подобный вопрос ребенок однозначными жестами или вербальными выражениями показывает, что он понял, и реагирует соответственно, изображая, как он ест, как расчесывается и пьет.

Понимает слово «легкий», берет легкий предмет, правильно использует слово «легкий» в своей активной речи. Для усвоения этого 

понятия дают ребенку в руки легкий и тяжелый маленькие мячи и про

сят его дать «легкий» мяч. Затем отдают мяч назад и меняют местами мячи в руках ребенка, снова просят ребенка дать легкий мяч.

Он понимает вопросы: «Что ты делаешь, когда устал (голоден, грязный)?»

Однозначными жестами или вербальными выражениями ребе

нок изображает сон, еду и умывание.

Знает, что такое подбородок. В ответ на вопрос показывает свой подбородок или подбородок мамы, или куклы.




От 2-х лет 6 месяцев до 3-х лет

В этом возрасте ребенок способен лучше понимать речь взрос

лых. Он может выслушать и понять небольшой рассказ без нагляд

ного материала, может повторить за взрослым недлинное высказы

вание или вопрос; может ответить на понятный вопрос взрослого, как простой («что?», «кто?», «что делает?»), так и усложненный («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?») по прослушанному материалу.

Уровень развития памяти позволяет запомнить и повторить предложение из пяти слов, например, «у мальчика есть большая машина», «девочка идет к своей бабушке домой». К окончанию этого возрастного периода ребёнок сам может составить предложение из шести слов.

Часто в общении с взрослыми использует вопрос «почему?», не всегда дожидаясь ответа.

К прилагательным, например, «горячий», «светлый», «чистый», ребенок правильно находит слова, противоположные по значению.

Знает, мальчик он или девочка. Для усвоения этого понятия можно использовать куклы или картинки с детьми, по которым можно распознать пол. Правильно показывает самую длинную из трех линий. Перед ребенком кладут лист с линиями разной длины и спрашивают: «Какая линия самая длинная?» Затем показывают другой лист с линиями и повторяют вопрос.

Ребенок использует речь для описания своего самочувствия («живот болит, я устал») или состояния («мне холодно»), для рас

сказа о событиях, в которых участвовал, для общения со сверстни

ками, для сопровождения игрового процесса и бытовых действий. Активный словарь к 3 годам составляет не менее 1000-1500 слов.


Скачать файл (25.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации