Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников - файл 1.docx


Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
скачать (376.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx377kb.05.02.2012 08:47скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6
УДК 376 ББК 74.3 я 73 Г 62

Издание выпущено

при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию

Министерства Российской Федерации

в качестве учебно-методического пособия для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор И. В. Королева (ЛОР НИИ); кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Яковлева (СПбАППО)

Голубева Г. Г.

Г 62 Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 175>с.

I5ВN 978-5-904123-06-2

В пособии представлена методика проведения логопедических занятий по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Пособие соответствует «Программе вос

питания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (под ред. проф. Л. В. Лопатиной). В нем рассматриваются особенности нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников, даются рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза, моторной и сенсорной основы звукослоговои структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи, по формированию у них навыка правильного звукослогового оформления.

Пособие адресовано специалистам, работающим с детьми с речевой пато

логией, однако оно может оказать существенную помощь родителям для до

полнительных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.

УДК 376

ББК 74.3 я 73

I8ВN 978-5-904123-06-2


© Голубева Г. Г., 2010

© Жирова Т. Ю., дизайн обложки, 2010

© ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ^

Содержание логопедической работы по формированию

звукослоговои структуры слова у дошкольников с ТНР 6

Развитие сенсорной основы формирования звукослоговои

структуры слова у детей 1?

1. Узнавание и различение неречевых звуков 17

2 Развитие восприятия и воспроизведения ритмических

99

структур ^

3. Формирование слухоречевого ритма 25

Формирование слухового внимания к звучащей речи 32

Развитие звукослогового анализа и синтеза 43

Развитие моторной основы формирования звукослоговои

структуры слова '*•

Формирование навыка правильного звукослогового

л. 79

оформления •

  1. Развитие звукослоговои структуры слова 80

  2. Автоматизация усвоенного навыка на материале слов 89

  3. Автоматизация усвоенных навыков во фразовой

и самостоятельной речи ЮЗ

Оборудование и материалы 114

117

Рекомендуемая литература у'

Приложение 1 ^

Приложение 2 *"^


ВВЕДЕНИЕ

Пособие содержит рекомендации по организации логопеди

ческой работы, направленной на преодоление нарушений зву

кослоговой структуры слов у дошкольников с тяжелыми на

рушениями речи (ТНР). Оно соответствует «Программе воспи

тания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» / Под ред. Л. В. Лопатиной (СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Ба-ряевой, 2009)', которая предусматривает системное коррекци-онное воздействие на все компоненты речи: фонетический, лексический, грамматический,«семантический. Логопедическая работа по коррекции нарушений фонетической стороны речи включает в себя формирование правильной артикуляции звуков, их слуховой и произносительной дифференциации, развитие фонематического анализа, синтеза, представлений, а также обу

чение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слова. Без овладения ребенком навыком правильного звукос-логового оформления слов эффективная логопедическая ра

бота по совершенствованию словаря, семантизации лексики, формированию умения дифференцировать и самостоятельно употреблять различные грамматические формы и словообра

зовательные модели невозможна.

В процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается такой факт, что, даже имея навыки произ

несения звуков, дети в определенных условиях не могут реа

лизовать их, а потому овладение звукослоговой структурой слова представляет для них значительную трудность. Наруше

ния звукослогового оформления речи у детей с речевой пато

логией могут быть самыми разными (замены, пропуски, пере

становки, повторения звуков и слогов) и непостоянными по



Введение

характеру проявления. Эти нарушения часто носят стойкий и длительный характер и затрудняют нормальное развитие уст

ной речи, вызывают трудности при овладении письменной речью. Только в процессе специальной логопедической работы характерные для детей с ТНР нарушения воспроизведения звукового и слогового состава слов могут бытьхустранены.

Система логопедической работы по преодолению наруше

ний звукослоговой структуры слова у детей с ТНР, представлен

ная в данном пособии, соответствует программному содержа

нию. В пособии подробно раскрывается содержание разделов «Программы», посвященных логопедической работе по фор

мированию правильного звукослогового оформления. Методи

ческие рекомендации к проведению занятий, игры, игровые упражнения, речевой материал окажут значительную помощь специалистам, работающим с детьми с речевой патологией и родителям, воспитывающим таких детей.

Коррекционное воздействие предполагает не только работу по формированию навыка восприятия и воспроизведения зву

кослоговой структуры слова, но и работу по развитию тесно связанных с ней компонентов, что в целом способствует опти

мизации всей логопедической работы. Предложенные нами игры на формирование слухового восприятия, артикуляторной моторики, лексики и грамматического строя речи могут быть использованы не только логопедом на специальных логопе

дических занятиях, но и воспитателями на занятиях по раз

витию речи на основе формирования представлений о себе и окружающем мире. Таким образом, реализуется принцип тес

ной взаимосвязи в работе специалистов, работающих по «Про

грамме».




1 Далее «Программа» (прим, автора).




^ СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОСЛОГОВОИ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР

При отборе содержания логопедической работы по преодо

лению нарушений звукослоговои структуры слова у дошколь

ников с речевой патологией необходимо учитывать ряд основ

ных факторов:

^ 1. Соотношение усвоения звукослоговои структуры слова с об

щим и речевым развитием ребенка.

Речевое высказывание представляет собой сложный по струк

туре процесс порождения речи, включающий как сенсорные, так и моторные звенья (Н. X. Швачкин, А. К. Маркова). В нор

ме овладение звукослоговым составом слова осуществляется при тесном взаимодействии речеслухового и речедвигательно-го анализаторов.

Распространенными ошибками при воспроизведении зву

кослоговои структуры слова у детей с ТНР являются сокра

щения стечения согласных и количества слогов, что свиде

тельствует о недоразвитии артикуляторной сферы. Поэтому при проведении логопедической работы по коррекции нару

шений звукослоговои структуры слова с такими детьми особое внимание уделяется развитию их моторных возможностей.

Наряду с этим, помимо ошибок типа сокращения стечения согласных и числа слогов, довольно распространенными явля

ются у детей с ТНР перестановка и добавление числа слогов, которые связаны с недоразвитием в сфере слухового воспри

ятия. Одним из важнейших условий правильного звукосло-гового оформления является четкость слухоречевых образов слов, позволяющих ребенку совершенствовать артикулирова

ние слова в опоре на его акустический образ. Поэтому лого-



Содержание логопедической работы по формированию звукослоговои структуры слова

педическую работу по преодолению нарушений звукослоговои структуры слова у детей с ТНР необходимо строить, обращая особое внимание на развитие не только их моторных, но и сенсорных способностей.

Многие исследователи, занимавшиеся проблемой соотноше

ния сенсорного и моторного аспектов при овладении звуко

слоговои структурой слова, отмечают, что характер используемых речевых единиц определяется лингвистическими факторами, связанными с фонологической системой языка (3. Н. Мурыги-на, Л. А. Чистович). Влияние на разборчивость слов при вос

приятии оказывают такие факторы, как длина слова, его рит

мическая структура, грамматическая категория, ударность и др. Поэтому на начальных этапах работы по формированию звукослоговои структуры слов мы рекомендуем предлагать де

тям слова не только хорошо им знакомые, но и немногосло-говые, простые по структуре, без стечения согласных.

2. ^ Усвоение слоговой структуры слова в норме..

Ряд авторов (А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. X. Швач

кин, Б. Китерман) указывает на необходимость выделять вну

три фонетической стороны.речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных зву

ков слова. Так, И. А. Сикорский выделил две группы детей по характеру овладения звукослоговои структурой слов. Для пер

вой группы значима передача «скелета» произносимого слова, сохранение его слогового состава, ударения, интонации, с одной стороны, и искажение звукового состава — с другой. Эти дети следуют по так называемому слоговому пути. До

школьники другой группы пренебрегают ритмической струк

турой слова, обращая внимание лишь на правильное произ

ношение звуков, допуская замены усвоенными звуками. Эти дети следуют по так называемому звуковому пути. Установле

но, что для детей с ТНР характерен преимущественно звуко

вой путь овладения звукослоговои структурой слова.

3. ^ Учет возрастных, психологических особенностей дошколь

ников предполагает необходимость использования на логопе

дических занятиях разнообразных игровых ситуаций, направ

ленных на создание положительного и заинтересованного


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом. Для детей с речевой патологией в большинстве случаев характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических про

цессов, неспособность к волевому и психическому напряже

нию. Поэтому детям рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного ум

ственного напряжения.

Специально организуемое коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению нарушений звукослоговой струк

туры слова направлено на решение следующих задач, реали

зация которых осуществляется в их единстве:

  • формирование психофизиологических механизмов, обес


  • печивающих усвоение звукослогового состава слов (сенсорно


  • го и моторного звеньев речевого процесса);

  • формирование навыков правильного звукослогового
    оформления.

При разработке материала пособия мы широко использо

вали (в адаптированной форме) приемы и методы, описанные в работах А. К. Марковой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебря

ковой, Н. И. Кузьминой, В. И. Рождественской, Т. Б. Фили-чевой, Н. А. Чевелевой и др.

Логопедической работе по формированию звукослоговой структуры слова предшествует диагностика имеющихся у ре

бенка нарушений. Выявленные нарушения звукослогового оформления фиксируются в разделе карты обследования ре

бенка «Воспроизведение звукослоговой структуры слова». На основании полученных данных логопед определяет, какие имен

но нарушения характерны для ребенка. Это могут быть на

рушения оформления либо слогового, либо звукового состава слова. Данные нарушения могут встречаться одновременно. С учетом этого учитель-логопед определяет содержание даль

нейшей логопедической работы.

Симптоматика нарушений звукослоговой структуры слова проявляется при назывании ребенком игрушек, предметов, предметных картинок (или повторении их названий вслед за логопедом), а также во фразовой речи. Речевой материал для



Содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова

диагностики предлагается дифференцированно. Например, при обследовании ребенка с ТНР, отнесенного к первому уровню речевого развития (первая ступень обучения в соответствии с «Программой», возраст детей — ориентировочно 3 [3,5]— 4 [4,5] лет), используется прием повторения ребенком вслед за логопедом (родителями) тех слов, которыми он пользуется, а также прием называния слов по картинкам. Эти приемы позволяют исследовать воспроизведение звукослоговой струк

туры слов, состоящих из одного, двух, трех слогов без стечения согласных, содержащих открытые и закрытые слоги.

^ Примерный перечень слов: дом, нос, рот, кот, на, дай, мама, папа, баба, тетя, дядя, каша, нога, рука, петух, голова, молоко. Обращается внимание, прежде всего, на возможность удер

жания ребенком количества слогов в слове (отмечается мак

симальное количество слогов, которое ребенок воспроизводит при повторении и назывании картинок), а также правильное воспроизведение ударения и звукового состава слова.

При обследовании ребенка с тяжелым нарушением речи, отнесенного ко второму уровню речевого развития (вторая ступень обучения в соответствии с «Программой», возраст де

тей — ориентировочно 4,5-5,5'лет), обращается внимание на способность ребенка воспроизводить слова, состоящие из одно

го, двух, трех слогов, содержащих открытые и закрытые слоги без стечения и со стечением согласных.

^ Примерный перечень слов: односложные — дом, шар, снег, хлеб', двухсложные — каша, крыша, кошка, пишет, несет, бе

жит, плывет; трехсложные — молоко, лопата, магазин, капу

ста, ботинки, крапива, рисует, играет, читает.

При этом используется прием повторения слов за логопедом и самостоятельное называние слов. Следует обращать внима

ние на сохранение ребенком слогового и звукового состава предлагаемых слов.

Диагностическое обследование ребенка с ТНР с третьим уровнем речевого развития (третья ступень обучения в соот

ветствии с «Программой», возраст детей — ориентировочно 5,5-6,5 [7] лет) направлено на выявление умения ребенка вос

производить слова сложного звукослогового состава и звуко-


, ^ Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

слоговой структуры во фразовой речи. Ребенку предлагается повторить за логопедом и самостоятельно назвать по картин

кам слова.

^ Примерный перечень слов: двухсложные — сквозняк, свисток, стрелка, прыгнул; трехсложные — скворечник, лекарство, рас

ческа, придумал, раскрасил; четырехсложные — помидоры, че

репаха, пирамида, телевизор, сковорода, аквариум, собирает, поливает, печатает, прочитает, постирает; пятисложные — мороженое, температура, милиционер, одевается, умывается.

^ Примерный перечень предложений для повторения с опорой на наглядность: Водопроводчик чинит водопровод. Библиотекарь работает в библиотеке. Девочка причесывает волосы расческой. Регулировщик стоит на перекрестке. Волосы подстригают в па

рикмахерской.

Анализируя данные обследования логопед отмечает наличие пропусков, перестановок, добавлений слогов и звуков в вос

производимых ребенком словах и предложениях.

Однако только симптомологический подход к анализу на

рушений звукослоговой структуры слова не является право

мерным. Логопеду необходимо определить не только особен

ности симптоматики этих расстройств, но и роль моторных, сенсорных и лингвистических факторов (в частности, таких как длина слова и принадлежность к определенной части речи) в формировании выявленных нарушений. Поэтому при ком

плексном обследовании ребенка с ТНР обращается внимание на состояние моторного и сенсорного компонента речи (раз

делы карты обследования ребенка «Исследование состояния артикуляторной моторики», «Исследование состояния слухо

вого внимания», «Исследование восприятия и воспроизведе

ния ритма», «Исследование слухо-произносительной диффе

ренциации звуков в слогах», «Исследование слуховой диф

ференциации звуков в словах-квазиомонимах»), на наличие или отсутствие нарушений звукослоговой структуры слова при воспроизведении различных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных). Тщательная диагностика этих со

ставляющих позволяет определить преимущественные направ-

10



Содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова

ления в логопедической работе по формированию звукосло

говой структуры слова, и тем самым оптимизировать коррек-ционный процесс в целом.

Интерпретация результатов обследования ребенка осущест

вляется с учетом данных нормального онтогенеза. Логопеду следует учитывать, что у детей с нормальным речевым разви

тием к 2,3—2,5 годам исчезают ошибки воспроизведения зву

кослоговой структуры слова, связанные с пропуском слогов и звуков, с добавлением слогов; а к 2,5-3 годам — ошибки, свя

занные с уподоблением слогов и звуков и пропуском соглас

ных при их стечении. Такой вид ошибок при воспроизведении звукослоговой структуры слова, как перестановки звуков и слогов, встречается в речи нормально развивающихся детей крайне редко и к 2,5—3 годам также преодолевается. Таким образом, в 3 [3,5]-4 [4,5] года (что соответствует возрасту ре

бенка на первой ступени обучения) дошкольник способен пра

вильно воспроизводить звукослоговую структуру слов без сте

чения и со стечением согласных.

Нарушения звукослоговой структуры слова у детей с ре

чевой патологией связаны с двумя типами контекстуальных влияний:

  • Сегментными: влияние звуков окружения, тип слога, в
    который входит фонема, слоговая структура всего слова, его
    длина. Рассматривая симптоматику нарушений звукослоговой
    структуры слова в этом аспекте, замены фонем объясняются
    влиянием соседних (и даже отдаленных) звуков, а пропуски
    фонем — структурой слога. Сложные по слоговой структуре
    слова и длина слова обусловливают частые проявления замен,
    пропусков и перестановок звуков.

  • Надсегментными, то есть влиянием словесного ударения
    (В. А. Ковшиков). %

Именно с этих позиций мы рассматриваем характер нару

шения звукослоговой структуры слова у детей с тяжелыми на

рушениями речи.

Исследования показали, что нарушения звукослоговой струк

туры слова являются характерной особенностью речи детей с ТНР. Наибольшее количество ошибок относится к воспро-

11


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

изведению стечения согласных в словах. Сокращение стечения согласных выражается либо в полном отсутствии его в слове, либо в частичном изменении его состава или конструкции (замещение звуков, сокращение одного из компонентов сте

чения).

Сокращение согласных при стечении выражалось в том, что опускался более широкий звук, и сохранялся более узкий. Анализ данного вида ошибок основывался на выделенных А. Н. Гвоздевым категориях согласных: первая категория — наиболее широкие звуки — нешумные; вторая категория — фрикативные шумные; третья категория — наиболее узкие звуки — смычные. Анализ сокращения стечения согласных с позиции теории сонорности показал, что наиболее часто со

кращению подвергаются сонорные звуки (третья степень звуч

ности), за ними следуют шумные звонкие (вторая степень звучности), и, наконец, глухие (первая степень звучности).

Установлено, что замещение одного или обоих звуков сте

чения субститутами при сохранении самой конструкции стече

ния, но с изменением качественной характеристики этого сте

чения говорит о сформированности определенной структурной единицы и каждого из ее элементов, но неумении совместить их. Дети замещают составляющие стечение звуки более про

стыми по артикуляции (по сходству места или способа образо

вания, то есть опираясь на их двигательную характеристику). При замещении одного из звуков стечения прослеживается сле

дующая закономерность: как правило, замещается звук более сложный по артикуляции. При соседстве резко различающихся звуков замещения определяются степенью трудности артику

ляции каждого из компонентов стечения. При соседстве более или менее равноценных звуков замещается звук, стоящий на первом месте. При сокращении одного из звуков стечения, не

зависимо от состава этого стечения, основной закономерно

стью является сокращение первого звука. При этом второй звук передается либо верно, либо замещается субститутом, сход

ным по способу или месту образования (О. Н. Усанова).

Выявлено, что весьма распространенным видом ошибок у детей с тяжелыми нарушениями речи является сокращение

12



Содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова

числа слогов, а также перестановки слогов внутри слова. Со

кращение количества слогов отмечалось преимущественно в многосложных словах со стечением согласных. Это объясня

ется несколькими факторами: во-первых, произнесение этих слов сопряжено со сложностью их фонетического контекста; во-вторых, многосложные слова, и особенно слова со стече

нием согласных, поздно появляются в речи детей и медленно ими усваиваются. Уподобление слогов друг другу, значительно искажающее слоговой состав слова, наблюдалось несколько реже. Изменение слоговой структуры слова в этом случае про

является в замещении одного из слогов слова последующим или предыдущим слогом. Кроме этого, при передаче слов раз

личной слоговой сложности дети замещали не только слоги, но и звуки, чаще согласные, сохранные у них в изолированном произношении. Наиболее часто замены звуков наблюдались при стечении согласных. Отмечено, что искажение звукослого

вой структуры слова встречается в основном в его предударной части. Пропускались слоги, в состав которых входили гласные звуки второй степени редукции (предельно краткие и наиболее нечеткие по артикуляции). Ударный слог был более сохранным, поскольку он находится в наиболее сильной позиции.

Изучение нарушений звукослоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи показало, что наибольшее количество ошибок в звукослоговом оформлении относится к прилагательным и существительным, обозначающим абстракт

ные, незнакомые детям понятия. Это обусловлено тем, что дети прежде всего усваивают существительные, обозначающие конкретные, бытовые понятия. Усвоение абстрактных и не

знакомых понятий вызывает у детей с ТНР трудности. Усвое

ние прилагательных происходит позднее. Это объясняется тем, что для усвоения прилагательных необходим достаточно вы

сокий уровень сформированности мыслительных операций анализа, способности вычленять признаки предметов. Осо

бенности протекания мыслительных операций у детей с ТНР обусловливают отставание в усвоении данной части речи и большое количество ошибок в звукослоговой структуре слов-прилагательных. Несомненно, что характер ошибок в звуко-

13


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

слоговом составе слова объясняется состоянием сенсорных или моторных возможностей детей. Недоразвитие в сфере слу

хового восприятия ведет к ошибкам, связанным с перестанов

кой слогов и добавлением числа слогов. У детей этой катего

рии наблюдаются также нарушения слухоречевой памяти, ре

чевого внимания. Сокращение числа слогов, уподобление слогов, сокращение стечения согласных вызваны нарушения

ми артикуляторной сферы. Изложенные факты указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения звукослоговой структуры слова детьми с тяжелым нарушени

ем речи и на необходимость специального логопедического вмешательства для его коррекции.

Логопедическую работу по преодолению нарушений зву

кослоговой структуры слова в соответствии с целями и зада

чами «Программы» необходимо проводить по двум параллель

ным направлениям:

  • обучение произношению слов из усвоенных ребенком
    звуков;

  • работа над произношением слогов, слов в период авто


  • матизации новых звуков.

В рамках этих двух направлений проводится работа по раз

витию у детей:

  • сенсорных возможностей (слуховое восприятие, внима


  • ние, слухоречевая память, слухоречевой ритм);

  • артикуляционных возможностей (развитие кинестетиче


  • ского и кинетического орального праксиса, развитие статики
    и динамики артикуляторных движений);

  • функций звукослогового анализа, синтеза, представлений
    (содержание работы по каждому разделу будет представлено
    ниже).

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова — составная часть логопедической работы по коррекции нару

шений фонетической стороны речи. Следует учитывать тот факт, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукослогового оформления проводится не обособленно. Она тесно связана с логопедической работой по другим разделам «Программы»: с формированием навыка правильного звуко-

14
I



Содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова

слогового оформления; с развитием произвольного слухового восприятия, внимания и памяти; с формированием кинесте

тической и кинетической основы движений в процессе разви

тия артикуляторной моторики; с развитием слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур и др.

Содержание логопедической работы по формированию зву

кослоговой структуры слова зависит от ступени обучения до

школьников с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с возрастной периодизацией (см. «Программу»).

^ На первой ступени обучения (возраст детей ориентировочно 3 [3,5]-4 [4,5] лет) формируется звукослоговая структура сло

ва с правильным воспроизведением ударного слога и ритми

ческого рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов, и в одно

сложных словах без стечения согласных в следующей после

довательности: с ударением на гласный звук [А] (мама, папа, мячик, мак), [У] (муха, утка, иду, суп), [И] (киса, Нина, сиди, кит)> [О] (осы, котик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, сын). Кроме этого, при формировании словаря и грамматиче

ского строя речи детей обучают воспроизведению звукослого

вой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при про

изнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, лети — ле

тит, сиди — сидит и т. д.).

В дальнейшем на первой ступени организуется работа по обучению дошкольников произнесению слогов в чистоговор-ках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мука; бы-бы — высокие дубы; ха-ха-ха — купи

ли петуха; га-га-га — нет сапога) и воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих их открытых и за

крытых слогов с различным местоположением ударного слога с одновременным отхлопыванием и выделением ударного сло

га (курица, машина, сапоги, тапочки, капуста, кирпичи). На

выки правильного звукослогового оформления дети закрепля-

15


Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

ют при заучивании двустиший, простых потешек или коротких стихотворений совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово).

^ На второй ступени обучения (возраст детей ориентировочно 4,5—5,5 лет) дошкольников обучают правильному воспроизве

дению звукослоговой структуры слов (предъявляемых изоли

рованно и в контексте): двухсложных без стечения согласных (мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных (ма

шина, котенок); односложных со стечением согласных (лист, стул); двухсложных слов со стечением согласных в начале сло

ва (кроты, клубок), в середине слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость); трехсложных слов со стечением со

гласных в начале слова (крапива, светофор), в середине слова (конфета, калитка).

^ Логопедическая работа на третьей ступени обучения (возраст детей ориентировочно 5,5-6,5 [7] лет) направлена на совер

шенствование навыков воспроизведения слов различной звуко

слоговой структуры (изолированных и в контексте) без стечения и с одним стечением согласных звуков, а также на обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры сле

дующих слов (предъявляемых изолированно и в контексте): двух- и трехслоговых с наличием нескольких стечений соглас

ных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, кры

жовник, отвертка и т. п.); четырех- и пятислоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, по

росенок, жаворонок, велосипед, мороженое и т. п.).

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (376.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации