Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы-ответы - файл 1.doc


Вопросы-ответы
скачать (352 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc352kb.05.02.2012 08:56скачать

содержание

1.doc

  1   2   3
СПИСОК ВОПРОСОВ:

1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке?

2. Что выделяет человека из общей эволюции животного мира? Двойственная природа человека.

3. Характеристика отряда приматов.

4. Этапы антропогенеза: эволюция, гоминид.

5. Критерии человека разумного.

6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

7. Этапы индивидуального развития человека и рост полового созревания.

8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

9. Периодизация онтогенеза человека.

10. Что такое биологический возраст человека?

11. Фазы развития взрослого человека, психофизиологическая динамика.

12. Критерии старения.

13. Что такое конституция человека? Многообразие се аспектов.

14. Факторы, влияющие на рост и развитие организма: наследственные, средовые.

15. Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

16. В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?

17. Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.

18. Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

19. Что такое видовое единство человечества?

20. Понятие о расах. Фактор расообразования.

21. Какие факторы определяют человеческое разнообразие?

22. В чем античеловечность расизма?

23. Антропологический состав народов мира.

24. Понятие генотипа и фенотипа человека.

25. Экология человека: факторы климатической и экологической адаптации.

26. Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.

27. Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян: групповое поведение.

28. Коммуникация приматов и появления речи у гоминид.

29. Социальное поведение антропоидов, использование орудий

30. История антропологии как науки.

31. Место человека в системе животного мира.

32. Этапы эволюции приматов.

33. Этническая антропология ее задачи, общее понятие о расе.

34. Факторы и критерии роста и развития человека в постнатальном онтогенезе.

1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке?

В широком смысле, антропология - наука о человеке (от греч. «антропос» - человек). Сегодня этот термин закреплен за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека (антропогенез) и его рас (расоведение), изменчивость строения тела человека во времени и территориально (морфология человека и этногенез).

Антропология имеет междисциплинарный характер и связана с другими науками, так как человека с различных точек зрения изучает множество наук: естественных, социальных и пограничных. Например, среди естественных наук это - анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, зоология и генетика, география и медицина; среди пограничных - психофизиология и общая психология, историческая психология; среди социальных - археология, палеолингвистика, палеосоциология, этнология, история и другие.

Антропология: культура как показатель развития человека. Задачи антропологии как науки дать целостное знание о человеке.

Объектом науки является то, на что направлена познавательная деятельность человека. Объектом антропологии, по мнению Мелюкова, являются происхождение исторической эволюции человека. Емельянов говорит, что человек взят в качестве культуры, как родовое существо прошедшее историко-культурную эволюцию.

Предметом науки являются законы, существенные черты, типичные признаки, тенденции исследуемого человека, а также существенные черты происхождения исторической эволюции человека.

Направления.

1. Физическая антропология включающая палеоантропологию:

- учения об антропогенезе;

- морфологию человека.

2. Философская антропология, исследующая общее природы человека, соотношение его миром.

3. Социальная антропология, которая как наука появилась сравнительно недавно. Она базируется на базе социологии и этнической антропологии. Объектом соц. антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает взаимодействии с другими людьми.

Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы

2. Что выделяет человека из общей эволюции животного мира? Двойственная природа человека.

Согласно зоологической систематике человека относят к царству Животные, типу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, подотряду Высшие Приматы, семейству Гоминиды (человекообразные), роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens).

Чтобы понять, что у нас общего с животными и, в первую очередь с приматами, и что нас отличает от них, целесообразно проанализировать общие признаки приматов, среди которых можно найти и предпосылки для развития особенностей строения, физиологии и поведения человека.

^ Сходство человека с приматами.

Существует сходство человека с млекопитающими как в общем плане, так и в деталях:

у человека и гориллы 385 общих анатомических признаков, у человека и шимпанзе – 369, у человека и орангутанга – 359: скелет, сердце, легкие, органы пищеварения, внутриутробное развитие, выкармливание детенышей молоком и др.; группы крови системы АВО, антиген резус-фактор найден как у человека, так и низшей обезьяны - макаки-резус; структуры гемоглобинов и многих других белков. ДНК: у человека и шимпанзе 92% общих, сходных по первичной структуре генов, у человека и гиббона - 76%. На общность мозга человека и животных указывает их структура: его деление на задний, средний и передний; мозг человека в сравнении с мозгом обезьян не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, к тому же отдельные его части имеют аналогичные пропорции.

Таким образом, если всех млекопитающих расположить в один ряд от более простых к более сложным, то в конце этого ряда самым совершенным по строению, самым универсальным по своим возможностям окажется человек, а наиболее близкими ему в этом ряду будут человекообразные обезьяны.

^ Различия человека и приматов.

Но человек имеет и свои особенности, которые качественно отличают нас от

человекообразных обезьян: прямохождение, благодаря которому выпрямляется позвоночник, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга; освобождаются руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда; рука человека отличается от передней конечности приматов большей подвижностью, лучшей противопоставляемостью большого пальца; укреплением ладонного отдела; различие в строении мозга состоит в основном в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов, нейронов коры с короткими аксонами и нейроглиальных клеток; наличие речи и способности передавать информацию, не относящуюся к данному моменту времени; существенные различия психики животных и человеческой психики: человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существующим событиям, то есть его мышление абстрактно-логическое, в отличие от конкретно-образного мышления животных; человек обладает познавательной способностью, основанной на проникновении в структуру мира и построении моделей мира;

человек может как соблюдать существующие моральные нормы поведения, так и разрушать и саморазрушаться; только человек имеет самосознание и саморефлексию, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть. человек в отличие от животных не наследует формы деятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела, они передаются ему опосредовано, через формы предметов, созданных человеческим трудом. способен изготавливать орудия труда и длительно концентрировать внимание, что является необходимым для трудовой деятельности.

3. Характеристика отряда приматов.

Первые сведения о приматах восходят к палеолиту. Впервые отряд приматов был выделен Линнеем в 1758 году, он же ввел таксон H. Sapiens. Современные классификации отряда приматов включают примерно 200 неонтологических видов, группирующихся приблизительно в 50 родов. Только за последнее время обнаружено несколько новых видов низших и высших приматов («золотой лемур», «обезьянка из Тефе»). Нет единого мнения о числе первичных подразделений отряда: оно варьируется от 2 до 4. Наиболее распространено деление на подотряд prosimi и antropoidea

Приматы — группа высших плацентарных млекопитающих, свя­занных в своем распространении преимущественно с лесными тропиче­скими и субтропическими районами Старого и Нового Света; поэтому многие их черты можно рассматривать как адаптации к древесному образу жизни. Основные особенности приматов: пятипалая хватательная конечность стой или иной степенью противопоставления I луча, замена когтей ногтями, способность к вращательным движениям в локтевом суставе (пронации и супинации), значительный объем движений плеча, хорошее развитие элементов плечевого пояса; увеличение головного моз­га, особенно новой коры, в сочетании с прогрессивным развитием зри­тельного, слухового и кинестетического анализаторов при некоторой ре­дукции органов обоняния; растительноядность или всеядность, реже насекомоядность, наличие нескольких категорий зубов (гетеродонтия) и двух их генераций— молочной и постоянной (дифиодонтия); утрата се­зонности размножения (полицикличность), малая плодовитость (обыч­но один, гораздо реже два—четыре детеныша), увеличение длитель­ности жизни, пролонгация периода детства; стадный, групповой, иногда парный или одиночный образ жизни; высокий уровень развития высшей нервной деятельности, ориентировочно-исследовательской и манипуляторной активности, сложные системы коммуникации. Численность приматов быстро сокращается (62 вида и подвида в Красной книге). Конечно, все перечисленные признаки отчетливее выражены у выс­ших приматов по сравнению с низшими, к которым относят лемуриформов, тарзииформов и тупайиформов. Низшие приматы, как правило, ночные или сумеречные, реже дневные формы, обитатели тропических районов кон­тинентальной Африки (лориобразные лемуры), Мадагаскара (лемурообразные, индриобразные, руконожкообразные), Южной и Юго-Восточ­ной Азии (лориобразные, долгопятообразные, тупайеобразные). К это­му подотряду относят примерно одну четверть (52) всех видов совре­менных приматов. Наиболее типичными его представителями считаются лемуриформы, большая часть которых (около двух десятков видов) обитает на Мадагаскаре и соседних островах. Центральным в группе мадагаскарских лемуров является семейство лемурообразных, включающее роды собственно лемуров, или маки, полу­маки, тонкотелых маки, объединяемых в подсемейство Lemurinae, а также мышиных и карликовых лемуров в составе подсемейства Cheirogaleinae. Два других семейства мадагаскарских лемуров: индриобразные, представленные тремя родами крупных современных просимий —индри, имеющим длину тела до 1 м, сифака и мо­хнатым индри — и руконожкообразные с единственным реликтовым видом мадагаскарской руконожки, которую в прошлом относили к грызунам из-за своеобразного строения очень крупных резцов, обладающих постоянным ростом.

Особняком стоит семейство тупайеобразных, которых не все систематики относят к настоящим приматам. Эти при­митивные мелкие полуназемные животные, обитатели лесов Индоста­на, Индокитая, Малайского архипелага и других мест, имеют признаки сближения одновременно с насекомоядными (хоботными прыгунчиками) и с настоящими просимиями — мадагаскарскими лемурами, к которым их иногда причисляют. Противоположная точка зрения предусматривает значительное повышение таксономического ранга тупай — выделение их в самостоятельный подотряд приматов или даже отряд плацентарных млекопитающих.

Подотряд высших приматов — антропоидов — включает примерно 150 видов. Он распадается на две географически изолированные группы. Из, них широконосые (платирриновые) 2 обезьяны Центральной и Юж­ной Америки населяют преимущественно тропические леса бассейна Амазонки (Бразилия, Гвиана, а также Боливия, Эквадор, Перу). Все это чисто древесные формы, среди которых немало цепкохвостых. Они образуют единственное надсемейство цебоидов.

Самый, многочисленный род в отряде приматов—собственно мар­тышки, встречающиеся по всей Тропической Африке. Один из наиболее обширных ареалов характерен для зеленой мартышки, распространен­ной от Египта до ЮАР. Всего в составе рода насчитывают от 15 до 19 ви­дов, среди которых много древесных форм. Более наземный образ жиз­ни свойствен сравнительно крупным мартышкам-гусарам — обитателям 1 африканской саванны южнее Сахары (Сенегал). Высшее положение в отряде приматов занимает надсемейство гоминоидов (Hominoidea), в которое объединяются человек (семейство Hominidae) и человекообразные обезьяны. Последние образуют семейст­ва малых человекообразных обезьян, или гиббонообразных (Hylobatidae), и крупных человекообразных обезьян (Pongidae). В эту группу входят пять родов современных высших обезьян. Два рода принадлежат к гиббонообразным из лесов Юго-Восточной Азии и с Зондских островов: собственно гиббон {Hylobates), включающий шесть. видов, и сиаманг {Symphalangus'), представленный единственным ви­дом с острова Суматра. Для этих обезьян с ослабленным половым диморфизмом характерна моногамная группа во главе с самцом-вожаком.

4. Этапы антропогенеза: эволюция, гоминид.

Первые приматы появились в палеоцене.

Одна группа – плезиадаписы и их потомки тупаи, которых объединяют в подотряд просимии. Вторая группа появилась в эоцене – лемуроиды, которые пришли из Азии и Африки в Сев. Америку. Третья появилась в олигоцене - приматы-антрапоиды.

К концу эоцена большинство низших приматов вымирают из-за похолоданий или высших приматов, которые появляются в конце эоцена. Есть два мнения, что высшие появляются от лемуроидных или тарзиоидных предков. А разделение узконосых обезьян на низших и высших произошло в Африке не позднее 20-25 лет.

Египтопитек (30 млн. лет): примитивна, слабо развиты лобные доли, хотя зрительная кора и слабая выраженность обонятельных луковиц развиты => мозг прогрессивнее низших. Имеет сходства с американскими обезьянами.

Дриопитек (23-16 млн. лет): примитивны, близки к узконосым, напоминают мартышкообразных, короткая нижняя челюсть.

Проконсул (20-16 млн. лет): нет многих признаков человека и мартышки, есть свои индивидуальные, послужили источником человекообразных обезьян Афроевразии.

Рамоморфы (16-8 млн. лет): азиатская ветвь гоминоидов. Считалось, что они начали переселение в Азию, подробных данных о них нет.

^ Афарский австралопитек (4-3 млн. лет) (Люси) – прямохождение с заступанием ноги за ногу и высокой затратой энергии, строение бедра вело к сложности при родах; длинные руки, короткие ноги – как остатки адаптации к древесному образу жизни. Мозг 380-450см, => вывод: этот тип явл. переходным от понгид к гоминидам.

Австралопитек (5-1 млн. лет): двуногие, малый мозг, крепкие зубы, прямоходящие => развита тазобедренная кость (поддерживает), что давало им преимущество в энергозатратах при ходьбе. Рост 100-150 см, Мозг 300-570см­, увеличение теменной и височной зон, видимых изменений с предшественниками нет=> изменения происходили на молекулярном уровне. Лицо крупное, выдавалось вперед=> примитивное голосообразование.

Преавстралопитек (6,5-5 млн. лет) – заполнили между миоценовыми гоминоидами и афарскими австралопитеками.

2,5 млн. лет назад возникли 3 ветви гоминид: австралопитеки Ю. и В. Африки и Homo Habilis, предками которого были афарские австралопитеки. Существует конечно версия, что дивиргенция произошла 6 млн. лет, но тогда многое становиться непонятным.

Предками Homo были афарские австралопитеки. Homo habilis (2 млн. лет) - рост ~100см, Мозг 450см,

Известно 60 ископаемых из Одулвая, которые принадлежат хабилису и зинджу. Последняя находка Homo Habilis (1,8) рост 100см, подтверждает ключевое положение афарского австралопитека, подтверждает так же открытие черепа предхабилиса – мозг 450см.

Так же открыты орудия – камни с искусственной обработкой: галька с 5-6 сколами – чоппер. Древняя культура, создавшая эти орудия называется – одулвайской.

5. Критерии человека разумного.

Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность — способность производить орудия тру­да, использовать их для воздействия на окружающий мир.

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет тому назад) завершается трансформация вида Homo habilis (человека умелого) в новый вид Homo sapiens (человека разумного), родиной которого согласно последним исследованиям является Южная Африка. Процесс биологической адаптации к новым средам обитания привел к формированию современных человеческих рас - европеоидной, негроидной и монголоидной.
В эпоху позднего палеолита продолжается дальнейшее совершенствование орудий труда из камня и кости. Около 40 тыс. лет тому назад на смену первобытному человеческому стаду пришла новая форма социальной организации - родовая община - объединение людей представителей одного рода, имеющих коллективную форму собственности на орудия труда и средства производства и ведущих хозяйство на основе принципа поло-возрастного разделения труда. Роль социального фактора в поведении человека существенно возрастает. К эпохе позднего палеолита относятся и первые произведения первобытного искусства и религиозные изображения - живописные красочные наскальные изображения животных, на которых человек охотился в те времена: мамонт, бизон, медведь, олень и др. Они вполне определенно обладали культурой: есть свидетельства погребальных культов и, возможно, культов животных, поскольку вместе с ископаемыми остатками классических неандертальцев находят кости животных.

Достаточно сложная трудовая деятельность неандертальцев и истоки многих социальных институтов и идеологических явлений в среднем палеолите заставляют с сомнением отнестись к идее внутренней конфликтности неандертальского стада. Прогрессивное развитие мустьерской техники и трансформация ее в верхнепалеолитическую также свидетельствуют против этой идеи. Увеличение объема мозга, развитие речевой функции и языка, усложнение трудовой деятельности и хозяйственного быта – это общие тенденции эволюции гоминид, особенно гоминид в социально-культурной сфере. Они были бы не возможны при отсутствии социальных связей и направленного группового поведения. Истоки социального поведения уходят в животный мир, и поэтому, трактуя проблему факторов формирования Homo sapiens, целесообразнее говорить об усилении уже существовавших на предыдущих стадиях антропогенеза общественных связях, а не о замене ими конфликтного поведения.

Таким образом, социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип, что в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать, и следующий этап эволюции человека – выделение человека современного вида, как наиболее совершенного организма, с точки зрения требований социальной организации. По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гипотезу можно назвать социальной, или общественной, подчеркивая этим ведущую роль коллективной общественной жизни именно в формировании современного вида внутри рода Homo.

6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

Членораздельная речь не является врожденным свойством. Это следует в т.ч.из описания случаев, когда дети вырастали в полной изоляции, либо среди животных, вдали от человеческого общества, и, будучи найдены, не умели говорить.
Из связей и взаимоотношений индивидуального и группового характера среди древних гоминид для возникновения речи наибольшее значение имели те, которые развивались на основе трудовых процессов. Во время коллективной охоты на животных и последующего распределения мяса между членами общества, во время совместного изготовления орудий, при деятельности в течение трудового дня, наполненного борьбой за существование, люди постоянно испытывали необходимость в такой звуковой сигнализации, которая регулировала бы и направляла их действия. Тем самым различные звуки, а также, вторичным образом, мимика, жесты становились для них жизненно важными, показывая в общепонятной форме необходимость тех, а не иных поступков, полезность актов, так или иначе согласованных между членами первобытного стада. Речь как средство общения между людьми по необходимости возникла из звуков голоса, сопровождавших и предварявших трудовые операции, а также другие совместные действия членов коллектива формировавшихся людей. Если высокое развитие головного мозга, наряду с прямохождением и рукой, послужило важнейшей предпосылкой появления речи, то не менее важно и обратное влияние речи на мозг. Будучи чрезвычайно выгодным, общественно полезным явлением, речь неизбежно развивалась дальше и дальше.

Образование подбородочного выступа у человека произошло, по Л. Больку, главным образом в силу редукции той части нижней челюсти, которая несет зубы. Нижняя же половина, составляющая само тело челюсти, подверглась процессу редукции в меньшей степени, вследствие чего и обозначился подбородочный выступ. Возникновение звуковой речи нет необходимости непременно связывать с наличием подбородочного выступа, так как для производства членораздельных звуков требуется прежде всего четкая согласованная работа всего речевого аппарата, включая сенсорную и мнестическую зоны головного мозга, располагающиеся в филогенетически новых областях теменной и височной долей.
Речевая функция могла лишь второстепенным образом влиять на основной процесс формирования подбородочного выступа. Для развития речи у людей не меньшее положительное значение имели преобразование формы челюсти из вытянутой в подковообразную, увеличение объема полости рта, в которой движется язык, а также более свободное движение челюсти в новых направлениях в связи с уменьшением размеров клыков.
Несравненно важнее для развития членораздельной речи анатомо-физиологические особенности соответствующих участков коры лобного отдела больших полушарий головного мозга (наряду с височной и теменной).

Звуки членораздельной речи, первоначально служившие, вероятно, сигналами действий, начали затем, обозначать также предметы и явления; возрастало количество звуковых сигналов; все большее значение приобретали их сила, высота, тембр (обертоны), интонация, последовательность. В связи с развитием звукового языка эволюционировал и производивший их речевой аппарат. Совершенствовался и слуховой анализатор, который является у человека, по сравнению с некоторыми млекопитающими, не всегда столь утонченным в отношении улавливания мельчайших различий в высоте тона и в тембре звуков членораздельной речи. Но человек резко превосходит в понимании их внутреннего смысла, в частности, когда дело касается тех или иных сочетаний звуков: в этом отношении его слуховой анализатор является высоко специализированным, позволяя различить гораздо большее число и значение звуков, чем это доступно любому животному. В то же время периферический отдел слухового анализатора у человека подвергся, как и у некоторых обезьян, редукции, на что указывает; в частности, почти полная неподвижность ушной раковины человека с ее рудиментарными мышцами.
Корковый отдел слухового анализатора человека, согласно исследованию С.М. Блинкова, качественно отличается и сложностью строения резко превосходит соответствующий участок даже у антропоидов; то же относится и ко всей височной доле. Но в формировании речи принимает участие не только лобная, височная и теменная доли, но и вся кора в целом.

^ 7. Этапы индивидуального развития человека
и рост полового созревания.

Пубертатный скачок роста — это общее явление, варьирующее по интенсивности и продолжительности у разных детей. Максимальная скорость роста длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и немного меньше для девочек. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 12 1/2 и 15 1/2 годами, а у девочек — на два года раньше.

Практически пубертатный скачок касается почти всех костных и мышечных размеров, хотя и не в равной мере. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста туловища, а не конечностей. Скачок в увеличении мышечной массы происходит через 3 мес., а скачок веса — через 6 мес. после скачка роста длины тела.

Пубертатный скачок распространяется и на сердечную мышцу и на все остальные органы. Некоторое пубертатное ускорение роста имеет место, по-видимому, даже у такого органа, как глаз, который к моменту рождения ребенка оказывается ближе всего к дефинитивному состоянию.

8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

Пока остается невыясненным: произошло ли около 40.000 вытеснение неандертальцев сапиенсом или их эволюционная трансформация в неоантропов.

^ Варианты теории моноцентризма:

Происхождение сапиенса на одной, но достаточно обширной, территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная и Юго-Восточная Европа). Эволюционные процессы привели к формированию расовых особенностей.

Концепция афро-европейской прародины. Происхождение неоантропов связывается с Африкой, откуда протокроманьонцы мигрировали в Европу. Предок сапиенса и неандертальца обладал комплексов архаических и прогрессивных признаков. Классические неандертальцы сформировались под влиянием изоляции и генного дрейфа, а сапиенсы смешивались с неандертальским населением— потомком более ранней волны переселенцев.

Миграции:

1) классические неандертальцы,

2) другие палеоантропы и человек.

При этом только африканские эректусы являлись предками сапиенса. В качестве аргументов приводят и биомолекулярные данные:на основе анализа генов митохондриальной ДНК была выдвинута гипотеза о резком уменьшении численности гоминид в верхнем плейстоцене и возникновении современного человека 200.000 в Африке южнее Сахары, откуда 100.000 началось его расселение с последующей изоляуией и генным дрейфом.

происхождении сапиенса от азиатского ствола эректуса, которая обосновывается краниологическими данными. Миграция сапиенса из Азии в Европу.
^ Варианты теории полицентризма. Уже неандертальцы на разных территориях обладали зачатками расовой принадлежности. Процесс появления человека Современного облика и расовых различий человека шел одновременно.

Выделяют 4 региона формирования человека современного типа:

Юго-Восточная Азия (австралоиды)

Южная Африка (негроиды)

Восточная Азия (монголоиды)

Передняя Азия (европиоиды)

Гипотеза Тома, выделяется 3 основных очага сапиентации:

европиодно-негроидный

веддо-австрало-айноидный

монголоидный

Эволюция происходит внутри одного вида— сапиенс, куда включены все, вплоть до архантропов. Но эта схема полностью пока не соответствует палеонтологическим данным. Гипотеза Смита: выделяется 5 центров сапиентации с независимым возниконовением H.sapiens от местных неандертальцев: Северная Африка, Южнее Сахары, Западной Азии, Восточной Азии, Европе.

У нас доминируют гипотезы дицентризма с выделением 2 первичных очагов сапиентации: западного (европеоидно-негроидного) и восточного (австрало-монголоидного).

9. Периодизация онтогенеза человека.

Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. В последнем наиболее четко разграничиваются рост и развитие, зрелость и старение, однако в пределах каждой из этих крупных фаз выделяются более дробные, так что их общее число может колебаться от 3 до 24. В основе таких периодизаций обычно лежат комплексные критерии (морфофункциональные, психологические и социологические).

Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.

Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.

^ Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.

^ Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.

^ Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.

^ Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.

^ Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у

мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные

сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.

^ Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.
Важнейшее значение в биологическом и социальном созревании человека имеют «критические периоды» онтогенеза – раннее детство, на которое приходится начало формирования речи и сознания; препубертас, совпадающий с началом школьного обучения, и пубертас, включающий время наиболее значительных изменений в морфофункциональном и психологическом статусе растущего человека. Эти две стадии вместе составляют самый длительный и ответственный период восходящей фазы онтогенеза – перипубертатный. Его границы до некоторой степени условны; обычно они охватывают второе детство и подростковый период, частично – первое детство и юношеский период.

Специфика этого этапа онтогенеза человека – выделение особой препубертатной стадии – «адренархе». В основе адреналовой фазы – созревание сетчатой зоны коры надпочечных желез, вырабатывающей мужские половые гормоны – андрогены.

В перипубертатном периоде происходит интенсивное созревание основных регуляторов жизненных функций организма, прежде всего нейро-эндокринной системы. Для этого периода считаются характерными усиление подкорковых влияний и ослабление деятельности коры, нарушения вегетативной сферы, повышенная возбудимость и эмоциональность, особенно у женщин.

Наиболее существенные сдвиги организма подростка происходят под воздействием половых гормонов, которые существенно влияют на рост, обмен веществ, состав тела, пропорции, показатели крови, мозг и поведение.

10. Что такое биологический возраст человека?

Биологический возраст – морфункциональное состояние органов и систем. Показатель здоровья и продолжительности жизни человека.
^ Критерии биологического возраста человека:

- зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков.

- скелетная зрелость (порядок, сроки окостенения скелета)

- зубная зрелость (стертость зубов и.т.д.)

- морфологическая и психологическая зрелость

- показатели зрелости отдельных физиологических систем организма.
Также биологический возраст определяют по системам:

-имунной

-сердечной

-нервной
^ Показатели псих. возраста:

- память

- активность, контактность;

- сохранение соц.контактов

11. Фазы развития взрослого человека, психофизиологическая динамика.

Ранняя взрослость от 20 до 40.

Средняя взрослость от 40 до 60.

Поздняя взрослость от 60 и старше.

Исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его псих. функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости соц. и проф. опыта отмечается от 18 до 25 лет. В эти годы происходят max изменения в интеллект. функциях. Это свидетельствует о под­вижности и гибкости взаимосвязей между памятью и вниманием. В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой пе­рестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом кол­лективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная урав­новешенность и другие психологические показатели по­нижаются.

У взрослого человека при различных формах твор­ческой активности интеллектуальная деятельность дос­тигает наиболее высокого уровня. Кульминационные моменты научного твор­чества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специаль­ностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геоло­гов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 года­ми — кульминационные моменты достижений у предста­вителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким об­разом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достиже­ний интеллекта.

Интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит ста­рению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функцио­нальной основы интеллектуальной деятельности челове­ка; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период меж­ду 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёстко­сти связей между функциями и их показателями проис­ходит снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продук­тивность в привычных условиях профессиональной рабо­ты и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, пе­реподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными усло­виями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухуд­шаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высо­кой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять че­ловеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщен­ной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. Характеризуя данное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о том, что «лю­бая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если на­ходится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсабилизацию функций в процес­се труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция функций, достигающих но­вых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность чело­века также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций.

Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творче­ства. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень ода­рённости человека, уровень его образованности и род деятельности.

12. Критерии старения.

Старение- универсальный биопсихологический процесс, затрагивающий все уровни биологической организации организма, происходящий по завершению активного роста и снижающий адаптивные свойства организма.

Старение изучает такая наука как геронтология. Старение всегда запрограммированный процесс. Следует отметить, что есть феномен долголетия. Существует также теория (накопления) естественного старения организма.
^ Показатели старения:

- снижение массы костного вещества

- изменение генетического аппарата клетки

- уменьшение клеток паренхимы во внутренних органах

- уменьшается количество жировой и мышечной ткани и.т.д.

- иногда ожирение
О старении организма можно также следить по:

- скелетной зрелости (порядок, сроки окостенения скелета)

- зубной зрелости (стертость зубов и.т.д.)

- морфологической и психологической зрелости
Показателям зрелости отдельных физиологических систем организма:

-имунной

-сердечной

-нервной

13. Что такое конституция человека? Многообразие се аспектов.

Конституция является фундаментальной биологической характеристикой целостного организма.

Проблема конституции принадлежит к числу наиболее дискуссионных, что отчасти связано с многозначностью и не­достаточной определенностью самого понятия, уходящего кор­нями в глубокую древность (лат. «constitutio» — состояние, сложение, свойство). В то же время уже на заре возникнове­ния самой конституциональной концепции она была проник­нута идеей качественного единства биологической организа­ции человека, а последующее развитие конституционологии показало необходимость выявления глубинных причин разли­чий морфофункционального статуса. Этот принцип целостно­сти получил особое значение на современном этапе разработ­ки учения о конституции, для которого типичны: многомерность, комплексность, попытки увязать между собой различные аспекты проблемы: морфологический, физиологический, психологический, эволюционный, онтогенетический, а также объективизация подходов, широкое использование метода ди­намических наблюдений. Обоснование конституциональной концепции как качест­венного единства организма невозможно вне ее эволюцион­ного аспекта. В ходе прогрессивной эволюции возрастает как дифференциация, так и взаимосзязанность частей и функций, "что сопровождается созданием регуляторных механизмов, обес­печивающих целостность развивающегося, зрелого и стареющего организма. У высших форм органического мира в основе регуляции обменных процессов и жизненных функций лежит нейроэндокринная система, поэтому первостепенное значение в конституционологии приобретает изучение индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей этой системы, особенно в периоде развития.

Другая существенная сторона современного этапа кон­ституционологии — признание необходимости диалектического подхода к взаимоотношениям генотипа и фенотипа: конституциональные признаки рассматриваются как результат сложного взаимодействия наследственных и средовых факторов в ходе реализации генетической программы-развития.

В общей форме конституцию можно определить как до­статочно стабильную комплексную биологическую характери­стику человека, вариант адаптивной нормы, отражающий ре­активность и резистентность организма к факторам среды. В комплекс конституциональных признаков обычно включа­ются важнейшие характеристики телосложения, физиологи­ческие и психофизиологические параметры. Наряду с поня­тием «общей конституции», наиболее полно воплощающим представление качественном единстве биологического ста­туса человека, выделяются и так называемые «частичные» (парциальные) конституции отдельных систем, органов или тканей. Однако в любом случае общая конституция не может рассматриваться как простая сумма парциальных конститу­ций.

14. Факторы, влияющие на рост и развитие организма: наследственные, средовые.

На процессы роста и развития оказывает влияние большое число самых разнообразных эндо- и экзогенных факторов. Среди первых основное значение придается наследственности, среди вторых — для человека исключительно велика роль социально-экономических воздействий, осуществляющихся по разным каналам.

Близнецовый метод является основным при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов у человека. Он основан на сопоставлении внутрипарных корреляций или варианс (дисперсий) у одно- и двуяйцовых близнецов (моно- и дизигот); первые генетически идентичны, вторые походят друг на друга, как обычные братья и сест­ры (сибсы). В перипубертатном периоде показана достаточно четкая наследст­венная обусловленность скорости созревания скелета, прорезывания зубов, полового развития. Особенно велика роль наследственного фак­тора в окостенении запястья, а также последовательности и времени слияния эпифизов трубчатых костей-с диафизами, в меньшей степени наследственно детерминирована степень кортикализации. Влияние генетического фактора прослеживается по от­ношению не только к абсолютным величинам, но и к скорости прироста длины и массы тела, что позволяет считать темпы увеличения тоталь­ных размеров тела также генетически запрограммированными, хотя и в меньшей степени, чем абсолютные значения признака. Возраст наступления менструаций (менархе) Me тоже в значи­тельной степени определяется наследственным фактором: разница в этом показателе в группах моно- и дизигот, по данным разных авторов, от 8 до 13 мес. Полагают, что наследование этого показателя происхо­дит и по материнской, и по отцовской линиям, оно связано со многими генами, из которых каждый обладает лишь незначительным влиянием. Такой характер наследования считается типичным для количественных признаков, в том числе длины и массы тела. Роль наследственного фактора в определении темпов развития выявляется и с помощью гене­тических маркеров, например по данным наблюдений детей, гомозиготных по гемоглобинам (АА и 55): в этих случаях констатировалось отставание в физическом развитии и скелетном созревании

Отчетливо генетически детерминированы также сроки начала неко­торых важных моторных реакций — прямохождения и моторной речи, скоростные свойства мышц, динамическая (не содержательная) сторона психической деятельности, количественная секреция ряда гормонов и др. Очень высокие показатели наследуемое (порядка 0,7—0,9) обнаружены для андрогенов и эстрогенов (эстрадиола) на протяжении все­го перипубертатного периода. Гормоны — тоже канал реализации наследственной программы и веду­щий фактор регуляции темпов индивидуального развития.

По-видимому, к генетическим различиям восходит и половой ди­морфизм в темпах развития, прослеживающийся по многим признакам. По созреванию скелета, половому развитию, состоянию зубной системы женщины обычно опережают мужчин на 1—2 года. Высказываются предположения, что эти различия могут быть прямо или косвенно обусловлены действием генов, локализованных в половых хромосомах, например генов У-хромосомы, влияющих на реализацию генетической программы развития.

К числу эндогенных факторов, влияющих на темпы развития, отно­сится и конституциональный. Различия в скорости развития детей и подростков, принадлежащих к разным конституциональным типам, от­мечены для многих популяций. Расхождения темпов касаются скелет­ного, полового, отчасти соматического созревания и др. В пубертатном периоде «запаздывающим» обычно является у обоих полов астеноморфный вариант, «опережающим»—пикноморфный у женщин и мезоморф­ный (мускульный) у мужчин.

Влияние социального фактора является многогранным. Оно реали­зуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость и др. Так, по результатам 20-летних наблюдений чешских ученых, существует положительная связь дли­ны тела детей со средним доходом в семье, числом взрослых, уровнем образования родителей и т. д. Недоедание и голод оказывают тормозя­щее влияние на рост и половое развитие; показана достоверная связь скорости роста и созревания скелета с потреблением белковых калорий.

Многие экзогенные факторы среды, как, например, климатогеографический, сезонный, геохимический и другие, тоже влияют на темпы развития индивидов и популяций не в «чистом» виде, но при значи­тельном участии социально-экономического фактора. Материалы иссле­дования высокогорных популяций во многих районах Земли (в Андах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире, Эфиопском нагорье и др.) демонст­рируют свойственное высокогорью некоторое замедление ростовых про­цессов, скелетного и полового развития, отсрочку спурта и другие. При попытках интерпретации этнотерриториальных и популяционных различий в темпах роста далеко не во всех случаях можно разграничить влияние генетических, климато-географических и социально-экономических воздействий. Видимо, у по­пуляций, ведущих более «естественный» образ жизни, эти зависимости выступают отчетливее: так, в некоторых группах Центральной Америки (Гватемала) и Западной Африки (Гамбия) скорость роста в сухом' сезоне оказалась вдвое выше, чем в дождливом. Высказывается предположение, что эти различия связаны со стимулирующем воздействием инсоляции на синтез витамина Д, ускоряющего линейный рост, и ингибирующим—на синтез мелатонина, возможно замедляющего рост.

15. Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

Влияние социального фактора является многогранным. Оно реали­зуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость и др. Так, по результатам 20-летних наблюдений чешских ученых, существует положительная связь дли­ны тела детей со средним доходом в семье, числом взрослых, уровнем образования родителей и т. д. Недоедание и голод оказывают тормозя­щее влияние на рост и половое развитие; показана достоверная связь скорости роста и созревания скелета с потреблением белковых калорий. Она отчетливо проявляется в периоды войн или в тех районах, где особенно остра проблема белковой недостаточности.

Наблюдается адаптивное снижение кривых роста и массы тела, нарушается ске­летное и Половое развитие. По устранении неблагоприятных воздейст­вий генетически обусловленный рост может восстанавливаться довольно быстро. В ряде случаев отмечена большая чувствительность к внешним Факторам (экосенситивность) мужчин, хотя есть и исключения.

16. В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?

Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий
первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.
Прямохождение – важнейший признак человека, благодаря которому выпрямляется позвоночник, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга; освобождаются руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях. А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.
Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в пропорциях рук и ног,
модификация стопы, крестцово-подвздошного сочленения и изгибов позвоночника, а
также соединения головы с позвоночным столбом.

Рука человека отличается от передней конечности приматов большей подвижностью, лучшей противопоставляемостью большого пальца; укреплением ладонного отдела.
Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. Однако величина – не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение, выражающееся в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов, нейронов коры с короткими аксонами и нейроглиальных клеток. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями.

Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.

У неандертальцев мозг по строению был значительно примитивнее, чем у современного человека, например по малому развитию передних участков лобной доли.

17. Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.

Человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существующим событиям, то есть его мышление абстрактно-логическое, в отличие от конкретно-образного мышления животных;

человек обладает познавательной способностью, основанной на проникновении в структуру мира и построении моделей мира;

человек может как соблюдать существующие моральные нормы поведения, так и разрушать и саморазрушаться;
Только человек имеет самосознание и саморефлексию, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

человек в отличие от животных не наследует формы деятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела, они передаются ему опосредовано, через формы предметов, созданных человеческим трудом.

Способен изготавливать орудия труда и длительно концентрировать внимание, что является необходимым для трудовой деятельности.

18. Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

Жизненная среда  представляет собой совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.

Таким образом, термин «жизненная среда» охватывает такие частные среды, как природная и производственная среды, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда. Есть много классификации среды человека, вот одна из них:
  1   2   3



Скачать файл (352 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации