Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - В чем заключаются особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России? Почему социальный контроль является необходимым услови - файл 1.doc


Контрольная работа - В чем заключаются особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России? Почему социальный контроль является необходимым услови
скачать (130 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc130kb.16.11.2011 19:52скачать

содержание

1.doc

Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет» в г. Смоленске


Контрольная работа


по дисциплине: Социология


Выполнил студент группы ______

(Ф.И.О.)

______________________________

(подпись)

Проверил:__ доцент, к.соц.н.

(должность, ученая степень)




(Ф.И.О.)

__________________________

(Оценка)

__________________________

(подпись)

__________________________

(Дата)

Регистрационный номер__________

_______________________________


Смоленск

2011

Содержание

Вариант 20.

Задание 1. В чем заключаются особенности социально-классовых и

межнациональных конфликтов в России?.........………..………….3

Задание 2. Почему социальный контроль является необходимым

условием функционирования общества?……..……………………8

Задание 3. Тестовые задание……………………………………………………13

Список литературы………………………………………………………………14


^ Задание 1. В чем заключаются особенности социально-классовых и межнациональных конфликтов в России?

Методические рекомендации по структуре ответа: Проявление кризисов в Российской действительности. Главные причины кризисного состояния страны. Наличие конфликтов во всех сферах жизни общества. Противоречия между структурными элементами общества. Региональные конфликты. Трудовые конфликты. Процесс перераспределения собственности. Конфликты в социально-политической сфере. Межнациональные, межэтнические конфликты. Формы выражения конфликтов.

^ Ответ:

Проявление кризисов в Российской действительности. Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Сегодня Россия переживает кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Сугубо  российский кризис, который начал назревать задолго до  проявления  экономического, называют по-разному:  кризис  режима,  кризис  государственности,  кризис  базовых институтов. Пока он имеет скрытый характер, но затрагивает практически все значимые стороны современной  российской   действительности, поэтому говорить о нем следует как о внутреннем системном  кризисе. Социально-политический кризис в нашей стране с массовыми протестами и существенными сдвигами властного режима, политико-экономических и других социальных институтов является ожидаемым результатом системного кризиса, что может быть ускорено и обострено глобальным экономическим кризисом.

Нынешний этап кризиса государственности характеризуется тем, что линия противостояния проходит через все институты государственной власти. Сегодня конфликт назрел между организованными социальными группами и кланами, представляющими определенные социально-экономические интересы, направленные на передел собственности и политической власти.

^ Главные причины кризисного состояния страны. Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим положением членов нашего общества. В ходе углубления этих противоречий происходит столкновение различных социальных групп, наций, других этносов. Данные противоречия проявляются в непомерных контрастах богатства и бедности. С другой стороны, это политические противоречия, обусловленные, неприятием политики властей. Сегодня это находит отражение в противодействии многих общественных сил курсу правительства, ориентированному на смену общественно-политического строя.

Огромные создаваемые госкорпорации неэффективны и служат способом перекачивания денег из бюджета на личные зарубежные счета. Коррупция зашкаливает, что ведет к неоправданным издержкам, неэффективности бизнеса. Продолжается деградация образования, снижается профессионализм. Талантливая молодежь уезжает за рубеж. Население сокращается, растут массовый алкоголизм и наркомания.

^ Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества - социально-экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений.

Эти конфликты порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят “неестественные” столкновения, искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений.

Первостепенными и наиболее значительными конфликтами, разворачивающимися в пространстве России и СНГ, являются три: политический, социальный и национально-этнический. Политический конфликт - конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт - в узком смысле слова - конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровню зарплаты, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага и доступа к ним.

Для современной России характерно противоречие между структурными элементами общества. Главную роль играют противоречия между тремя основными структурными элементами общества и внутри них: власти (законодательной, исполнительной, судебной), предпринимательстве (государственном, коллективном, частном, мафиозном) и производителях (различных группах интеллигенции, служащих, рабочих, фермеров и т. д.).

Динамика социальных процессов в российском обществе обусловлена коренными противоречиями, порожденными в перестроечное время, которые носят острый характер. Это противоречие между стремлением войти в цивилизованный НТП катастрофически усугубляющимся кризисом экономики, науки, культуры; между обещанной свободой, демократией и усиливающимся отчуждением народа от собственности, от управления страной.

Хотя класс собственников только формируется, но его конфликт с другими классами и группами уже развертывается вокруг распределения кредитов, механизмов приватизации, налогового законодательства и т. д.

^ Региональный конфликт - это результат конкурентного взаимо-действия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д.

Региональный вооруженный конфликт - это ограниченный конфликт, причина которого, неразрешенные противоречия регионального масштаба. Он локализован в границах региона, но его политические и экономические последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

Региональный конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии.

К настоящему времени региональных конфликтов на постсоветском пространстве четыре: грузино-абхазский, грузино-южноосетинский, нагорно-карабахский и приднестровский.

В условиях перехода к рынку и частного предпринимательства, усиления экономического хаоса значение приобретают трудовые конфликты как разновидность социального конфликта.

Трудовые конфликты - это столкновение интересов и мнений, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты).

Обязательства, взятые на себя сторонами, участвующими в заключении как индивидуальных трудовых контрактов, так и коллективных договоров должны выполняться всеми, без исключения, в полном объеме. Невыполнение или нарушение этих обязательств создает в организации конфликтную ситуацию, переходящую, как правило, в трудовой конфликт. В зависимости количества участников трудовые конфликты делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальном трудовом конфликте участвуют, с одной стороны, конкретный наемный работник, а с другой - работодатель. В коллективном трудовом конфликте участниками выступает коллектив наемных работников (как единая организационная структура) и противостоящий ему работодатель.

Большое число конфликтов в экономической сфере связано с тем, что в стране до сих пор отсутствует четкая законодательная база разрешения трудовых споров. Были сделаны попытки принять закон о разрешении трудовых конфликтов, определить механизм этого разрешения. Но закон не был принят.

^ Процесс перераспределения собственности. Трудные процессы перераспределения собственности и перемещений работников в нашей стране сопровождались несформированностью отечественных технологий в этих областях, отсутствием правовых демократических процедур, слабостью социальной инфраструктуры. Это привело к негативным результатам: некоторые слои и группы работников оказались в более привилегированном положении в приобретении государственной собственности, чем другие; произошел отток работников не только из социально неэффективных производств, но и из сфер деятельности, которые обществу необходимы, но не способны дать быстрый эффект. Например, за последние годы на одну треть сократилась численность в сфере научного труда. При этом переход наиболее квалифицированных специалистов в коммерческие структуры часто приводил к снижению квалифицированного статуса и потере профессионального мастерства за счет повышения уровня доходов и социального статуса.

^ Конфликты в социально-политической сфере - это политические конфликты по поводу перераспределения власти, доминирование влияния, авторитета.

Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Основными конфликтами в сфере власти можно назвать следующие:

1) конфликты между основными ветвями власти в стране в целом и отдельных республиках и областях. На высшем уровне это конфликт с одной стороны, Президента и правительства, а с другой, Верховного Совета и Совета народных депутатов всех уровней. Результатом стали события октября 1993г. Формой частичного его разрешения явились выборы Федерального Собрания и референдум по принятию Конституции России;

2) внутри парламентские конфликты между Государственной Думой и Советом Федерации и внутри них;

3) конфликты между партиями с разной идеологической и политической ориентацией;

4) конфликты между разными звеньями управленческого аппарата.

Политические конфликты это чаще всего нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и об обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать пока находятся вне сферы власти.

Противоречия между законодательной и судебной властями переходит в конфликт лишь при отдельном стечении объективных и субъективных факторов. При этом борьба носит нередко «верхушечный», элитарных характер.

^ Межнациональные, межэтнические конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное население" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена различием соотношения русского и нерусского населения и тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп, территориальные притязания. Конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, фанатично-религиозного толка.

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты).

Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности. Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный. Но ясно, что все существующие и потенциальные межнациональные конфликты могут быть урегулированы мирно.

^ Формы выражения конфликтов. Формы проявления конфликта могут быть различного рода массовые действия: предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ; прямые акции социального протеста.

Массовый протест – активная форма конфликтного поведения. Он может быть организованным или стихийным, прямым или косвенным, принимать характер насилия или ненасилия. Организаторами массовых протестов выступают, как правило, политические организации и группы давления.

Формами выражения протеста могут быть: митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки. Организаторы акций социального протеста должны четко осознавать, какие задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рассчитывать.


^ Задание 2. Почему социальный контроль является необходимым условием функционирования общества?

Методические рекомендации по структуре ответа: Понятие «социального контроля». Необходимость сохранения и воспроизводства господствующего типа социальных отношений и социальных структур. Функции социального контроля. Основные элементы социального контроля. Социальные нормы, классификация и функции. Социальные санкции, типы социальных санкций. Способы реализации социального контроля в обществе (социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение). Значение социального контроля в обществе.

^ Социальный контроль – это совокупность средств и приемов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями. Порядок в обществе означает, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях.

Мы живем в многонациональной стране, которая занимает очень большую территорию. Чтобы избежать национальных столкновений, политического переворота, возмущений недовольных граждан и объединений властям необходимо прилагать усилия для сохранения и воспроизводства господствующего типа социальных отношений и социальных структур. Особо важно это во время проведения реформ, когда в стране нестабильная и неспокойная политическая и экономическая обстановка. Власти могут это делать, принимая законы, ограничивающие возможность публично высказывать свое мнение (запрет на проведение митингов), назначать на руководящие посты своих людей (губернаторы, главы администраций, мэры городов), вводить ограничения на получение рабочих мест (иностранцам запрещено самостоятельно вести торговлю на рынках). Так же возможно проведение политики «задабривания» населения через повышение размера пенсий, социальных выплат, зарплат работникам бюджетной сферы. Грамотное манипулирование поведением общества позволит сохранить спокойную и стабильную обстановку в стране.

^ Функции социального контроля. А.И. Кравченко выделяет охранительную и стабилизирующую функции, которые выполняет социальный контроль по отношению к обществу.

По мнению Т. Парсонса, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Эта функция разделяется на три отдельные социальные функции:

1) регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

2) охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности (человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, свободы и права личности, установленный политический строй и пр.) Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению.

3) стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

^ Элементы социального контроля. Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

^ Социальные нормы, классификация и функции. К нормам относятся групповые привычки ("не задирай нос перед своими"), обычаи (например, гостеприимства), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т. д.). Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования.

Социальные нормы выполняют важные функции: регулирование общего хода социализации; интеграция индивидов в группы, а групп в общество; контроль отклоняющегося (девиантного) поведения; образец поведения.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (отказ выключать свет).

Нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим. Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы - это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других.

Функции социальных норм: регулирование общего хода социализации; интеграция индивидов в группы, а групп в общество; контроль отклоняющегося (девиантного) поведения; образец поведения.

Нормы - стражники ценностей. Например, с древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, поэтому семьи - крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, поэтому семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.

^ Социальные санкции, типы социальных санкций. Санкциями называются не только наказания, но также по­ощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они ответ­ственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы.

Социальные санкции - разветвленная система вознагражде­ний за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общеприня­тым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе не­согласие с ними, но никому не говорить о том.

Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные законами - издевка, порицание, пренебрежение, распускание слухов и т. п.

Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым.

Применение социальных санкций в одних случаях требует при­сутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предва­рительное издание распоряжения или приказа. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершает­ся самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

^ Способы реализации социального контроля в обществе. Социальный контроль через социализацию. Э. Форм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно для общества. Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений.

Социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

^ Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада и т. д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой.

Степень и вид группового давления зависят от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповой лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т. е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы.

^ Социальный контроль через принуждение. Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. При наличии высокой численности населения сложной культуры, начинает применяться вторично групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры.

Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

^ Значение социального контроля в обществе. В сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален. Его осуществляют агенты формального контроля - лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т.д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство.

^ Задание 3. Тестовые задания

(выбрать один/два (вопрос 1,4) вариант ответа из предложенных вариантов)


1. Два вида исследования позволяющих сравнивать элементы поведения или признаки определенного множества случаев, взятых в разные моменты времени, это:

а) лонгитюдный опрос;

б) панельное обследование;

в) экспертный опрос;

г) интервальное измерение.

Ответ: а, б


2. Теорию социальной мобильности основал:

а) П. А. Сорокин;

б) К. Маркс;

в) Н. Кондратьев

Ответ: а


3. Термин «суверенная демократия» принадлежит:

а) В. Путину;

б) М. Прусаку;

в) В. Суркову;

г) Б. Грызлову

Ответ: в


4. Два признака характерные для традиционного общества…

а) естественное разделение и специализация труда, преимущественно по половозрастному признаку;

б) секурялизация религии;

в) персонализация межличностного общения;

г) выделение множества социальных институтов

Ответ: а, в


5. К функциям семьи не относится:

а) вторичный социальный контроль;

б) репродуктивная функция;

в) хозяйственно-бытовая функция;

г) социализация детей

Ответ: а)

Список литературы:



  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник - М.: ИНФРА-М, 2008.

  2. Новикова С.С. Социология. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2009г.

  3. Социология: Учебник / Под ред. Проф. В. П. Андрущенко, проф. Н. И. Горлача. С-Пб – 2007.

  4. Павленок П.Д. Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие для ВУЗОВ. – М.: Дашков и К0, 2007. – 580с.

  5. Фролов С. С. Социология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003.



Скачать файл (130 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации