Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Искусство Древнего Египта. Взаимосвязь религии и искусства - файл n1.doc


Контрольная работа - Искусство Древнего Египта. Взаимосвязь религии и искусства
скачать (357 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc357kb.21.12.2012 13:55скачать


n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Художественно-педагогический институт

Кафедра дизайна интерьера

Контрольная работа по дисциплине

«История искусства»

Тема: Искусство Древнего Египта. Взаимосвязь религии и искусства.


Екатеринбург 2010

Искусство Древнего Египта.
Древний Египет – это государство, которое сложилось в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке. Оно сложилось к 3000 г. до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. Древне-египетское искусство, главным образом призванное обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествлённого фараона, выражало свои идеи в строго канонической форме, но пережило эволюцию, отразившую изменения в политической и духовной жизни египетского общества. Были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). В древнем Египте сформировались локальные художественные школы, в которых проявлялись яркие творческие индивидуальности. Именно древне-египетскими художниками были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие – в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно – в рельефе и живописи; текстура камня и дерева – в монументальной и станковой скульптуре; ритм. Сложилась канонизированная форма изображения человеческой фигуры на плоскости – одновременно в фас (глаз, плечи) и в профиль (лицо, грудь, ноги).

Культура Древнего Египта делится на три периода:

Древний Египет (3100-2000 г.);

Средний Египет (2000-1570 г.);

Новый Египет (1570-525 г.)

В 525 г. перский король Камбиз захватил Египет и превратил его в Перскую провинцию. А в 323 г. Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию.
В период Древнего царства найденные ранее египтянами художественные приёмы обрели свою стилистическую законченность. Был выработан новый архитектурный тип гробницы фараона – пирамиды, предельная простота форм которой в сочетании с гигантскими размерами создавала исполненный отчуждённого, сверхчеловеческого величия, архитектурный образ (пирамиды в Саккаре и Гизе). Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. В росписях и рельефах на стенах гробниц проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна.



Пирамида Джосера в Саккаре

В эпоху Среднего царства пирамиды утратили свою грандиозность. В архитектуре проявилось влияние провинциальных традиций – мастабы (гробницы) сменились скальными гробницами, с 2- или 4-колонным портиком. Поминальные храмы часто отделены от гробниц, имеют удлинённую осевую композицию, в них значительное место отведено колоннадам и портикам. Расширилось строительство ирригационных сооружений. Усилился рост городов, в застройке которых проявилось классовое неравенство: маленькие глинобитные хижины тесных жилых кварталов, отделённые стеной от аристократической части города, резко отличались от дворцов (кирпич-сырец) с помещениями, украшенными росписями, с колоннами портиками, галереями, внутренними дворами. В изобразительном искусстве усилились тенденции к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых стен, растений, животных (например, росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н.э.). В скульптурном портрете в эпоху Среднего царства проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III , 19 в до н.э.). Намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.



роспись гробницы в Фивах
Наиболее яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловили исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменились утончённо-аристократическими. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, который представляет собой развёрнутый в пространстве архитектурный комплекс, частично вырубленный в скалах, строгие линии карнизов и протодорических колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Мягко моделированные статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. В рельефах линии стали изящнее, обработка поверхности камня тоньше. Особое развитие получил углублённый рельеф с изысканной игрой светотени. В эпоху Нового царства в стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж. В наземных храмах Египта, развивавших идею грандиозной пространственной композиции, основными элементами стали развёрнутые по продольной оси открытый двор, обнесённый колоннадой, гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн и святилище со статуями богов, вход в такой храм оформлялся двумя пилонами, перед которыми воздвигались обелиски и статуи.

Выдающимся для истории Древнего Египта являлось правление фараона Эхнатона (1-я половина 14 в. до н.э.). Стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон. К концу правления Эхнатона скульптурные портреты характеризуются аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами древне-египетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити. Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредственными преемниками. Сохраняя техническое совершенство и декоративное изящество, искусство Египта середины 14 в. до н.э. постепенно приобретало, однако, оттенок академической холодности.



Царица Нефертити

Вторая половина 14 в. до н.э. отличалась в искусстве стремлением к парадной пышности и тяжеловесности форм. Вновь, как и в прежние времена, получил распространение скальный тип храма. В изобразительном искусстве усилилась идеализация образов фараона (статуи Рамсеса II). К этому времени высокого уровня достигло в Египте декоративно-прикладное искусство (сосуды из шифера, алебастра, хрусталя, резные и расписные ларцы, мебель). Бытовые изделия отличались строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Последний расцвет древне-египетское искусство пережило при фараонах, так называемой, Саисской династии (7 в. до н.э.). В этот период было характерно обращение к древним традициям, эклектическое соединение художественных приёмов различных эпох. Некоторые произведения того времени были наделены выразительной портретной характеристикой. (статуи Мантуэмхета, Каир).

После завоевания страны Александром Македонским (4 в до н.э.) искусство Египта включилось в сферу эллинистического искусства, позднее – искусства Древнего Рима. Культовая архитектура того времени, сочетающая античные и древне-египетские формы, отмечена чертами эклектизма. С переходом Египта под власть Византии (конец 4 в.) сложился один из местных вариантов раннехристианской культуры – коптское искусство. С 7 в. до н.э. в Египте развивалась одна из ведущих школ средневекового арабского искусства.

Архитектура Древнего Египта.

Загадочная, внутренне согласованная, чётко следующая своим законам, архитектура Древнего Египта развивалась медленно на протяжении примерно трёх тысячелетий – в период, когда богатое и хорошо организованное государство практически не подвергалось иноземным вторжениям. Самой выразительной достопримечательностью Древнего Египта являются, конечно, пирамиды, предназначавшиеся для погребения мумий фараонов и их сокровищ. Самая древняя из них – Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре была спроектирована Имхотепом, первым архитектором, которого мы знаем по имени.

Для древнеегипетских построек из камня характерны массивные архитектурные формы – мощные наклонные стены, огромные пирамидальные объёмы, колоссальные статуи и величественные колоннады. В этот набор элементов органично вплетались каменные скульптуры божеств, как в человеческом, так и в животном облике, а растительные формы активно использовались в оформлении капителей.

Элементы.

  • Для построек Древнего Египта было характерно использование рельефов, так как постройки замышлялись как своего рода «текст», который можно читать: рельефы на стенах храмов и дворцов представляют собой целые повествования с картинками.



Рельеф гробницы Ти


  • Вдоль церемониальных дорог, ведущих к храмам, часто ставились ряды сфинксов – мифических существ с телом льва и головой человека или барана.

  • Огромные статуи фараонов перед храмами должны были демонстрировать простым смертным божественную мощь царя (перед храмом в Абу-Симбеле стоят четыре колоссальные статуи Рамсеса).

  • Форма капителей древнеегипетских колонн восходит к стилизованным изображениям растений, в частности папируса, растущего на берегах Нила.

  • Во многих храмах вход располагался между двумя массивными пилонами. За пилонами могли скрываться открытые внутренние дворы или гипостильные залы.



Храм царицы Хатшепсут
Наиболее выдающимися древними памятниками искусства архитектуры Древнего Египта являются: Великая пирамида Хеопса (ок. 2566 до н.э.), Гробницы царей в Фивах (1500 до н.э.), Храм Хонсу в Карнаке (1198 до н.э.), Храм царицы Хатшепсут в Дейр-Эль_Бахри (1323 до н.э.), Храм Хора в Эдфу (57 до н.э.), Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (1257 до н.э.) и др.

Взаимосвязь религии и искусства.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших: их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой либо причине подвергается разрушению, создавалась ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.



Сокровища гробницы Тутанхамона

Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны – фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие ступенчатые пирамиды, которые были поистине шедеврами искусства. Особенно сильное впечатление они производили, когда сразу после завершения их отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца. Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых».

Египетские мастера создавали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей. На рельефах, которые изображали на стенах храмов и дворцов по большей части были показаны события из жизни фараонов и вельмож, сцены труда простых людей. Сейчас полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Искусство в Древнем Египте имело высокий социальный статус, он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире – приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках. Согласно египетской религии, тело в момент смерти раздваивается на составные части: «ка» и «ба». «Ка» заключает в себе физические силы умершего и остаётся узником внутри праха. Поэтому его сохраняют, мумифицируют, с заклинаниями оборачивая лентами, и кладут в саркофаг. Его продолжают кормить, принося жертвы и расписывая стены погребальной камеры сценами сбора урожая, рыбной ловли и охоты. «Ба» в каком-то смысле – ум, дух, внутреннее «я». Он высвобождается из тела и поселяется в любом изображении умершего человека, чтобы дать ему возможность продолжить свою жизнь. Принцип «Ба» повлёк за собой расцвет портретного искусства.



Скульптурный портрет фараона

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
Список используемой литературы.

  1. Гнедич П.П. История искусств:Зодчество. Живопись. Ваяние. М.:Олма-Пресс, 2004

  2. Глэнси Д. Архитектура- полная энциклопедия. М.:Астрель, 2007

  3. материалы сайта www.artprojekt.ruх, внутреннее " - ум,сывая стены погребальной камеры сценами сбора урожая, рыбной ловли и охоты. не верили, что изображённое





Скачать файл (357 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации