Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция Подъёмные сосуды - файл n1.doc


Лекция Подъёмные сосуды
скачать (46 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc46kb.21.12.2012 14:39скачать


n1.doc

Занятие №36 Подъёмные сосуды.

Цель: Изучить виды подъёмных сосудов, их конструкцию, прицепные и подвесные устройства.

  1. Характеристика бадей.

Бадьи применяют при проходке и углубке ство­лов шахт для спуска— подъема людей и транспор­тирования породы, материалов и оборудования. Бадья со­стоит из сварного кузова и дуги. Кузов и днище бадьи изготовляют из лис­товой стали толщиной со­ответственно 6...8 и 10..12 мм.

Бадьи делятся на само­опрокидывающиеся (БСП) и неопрокидные (БП).

Самоопрокидывающаяся бадья в нижней части кузова имеет две цапфы, вокруг которых она пово­рачивается при разгрузке. Цапфы входят в гнезда направляющей рамки, которая пе­ремещается в проводниках, обеспечивая устойчивое по­ложение бадьи при движе­нии ее по стволу. Для предохранения людей, на­ходящихся в бадье, от случайно

падающих пред­метов направляющая рам­ка имеет зонт.

Неопрокидная бадья по конструкции аналогична самоопроки­дывающейся. Для разгрузки ее на днище закреплены два кольца.

Концевая нагрузка на канат складывается из массы бадьи, под­весного устройства, направляющей рамки и содержимого бадьи. Бадью подвешивают к канату с помощью подвесного устройства. Дуга бадьи входит в зев крюка с защел­кой. Крюк опирается на упорный подшипник, вмонтированный в нижнюю траверсу. Верхняя траверса соединяется с нижней щеками.

Канат закрытой конструкции закрепляется в основной клиновой муфте и страхующей игольчатой муфте. Обе муфты рассчитаны на полную нагрузку, действующую на прицепное устройство. В клиновой муфте канат удерживается тремя запрессованными секторными клиньями. В игольчатой муфте распущенный конец каната расклинен секторными и игольчатыми кли­ньями.

Подвесное устройство для прядевых канатов аналогично описанному, причем канат закрепляется в клиновой муфте. В этом устройстве применены контрольные жимки, упорный жимок и шайба-амортизатор.

2. Характеристика клетей.

Неопрокидные клети применяют для спуска—подъема людей и различных грузов.

Подвесное устройство состоит из прицепного устройства, к ко­торому присоединяется подъемный канат, и элементов подвески, соединяющей прицепное устройство с грузоподъемной конструк­цией подъемного сосуда.

На шахтах в настоящее время применяют одноэтажные и двух­этажные клети на одну, реже — две вагонетки в этаже.

Клеть состоит из каркаса, образуемого горизон­тальными рамами с вертикальными стойками, подвесного устрой­ства, парашюта, направляющих башмаков или роликов для направления клети по проводникам ствола, стопоров для удер­жания вагонетки в клети, направляющих муфт (при применении парашютов, действующих на тормозные канаты), дверей, наде­ваемых при спуске — подъеме людей с торцевых сторон клети и крыши. Стенки клети изготавливают из листовой перфорирован­ной стали толщиной 2—3 мм.

Вкатывание вагонеток в клеть производится их самокатным дви­жением или толкателем. Вкатываемая вагонетка выталкивает вагонетку, находящуюся в клети.

Присоединение подъемных канатов к клетям и скипам произ­водится при помощи подвесных устройств, которые могут отсоеди­няться от грузонесущей конструкции подъемных сосудов.

По ПБ запас прочности подвесного устройства подъемных сосудов, в которых транспортируются люди, должен быть 13-кратным по отношению к максимальной статической нагрузке, а для сосудов исключительно грузовых подъемов — 10-кратным. К прицепным устройствам относятся безжимковые рычажно-клиновые коуши и клиновые безжимковые коуши с односторонним зажатием каната, а также грушевидные жимковые коуши.

Преимущества установок с неопрокидными клетями: в около­ствольном дворе отсутствует перегрузка полезного ископаемого, вызывающая необходимость в более сложном и дорогом околоствольном дворе, который нужен при скиповых установках; можно выполнять все функции подъема; удобен осмотр и ремонт ствола, пуск громоздкого оборудования и материалов; удобно разделение полезного ископаемого по сортам. Недостатки: ограниченная производительность по транспорту полезного ископаемого; необ­ходимость откатки вагонеток на поверхности; сложность маневров и длительность их при многоэтажных клетях.

3. Характеристика скипов.

Скипы предназначены для транспортирования полезного ископаемого и породы. Скип состоит из рамы, кузова и подвес­ного устройства. К раме, состоящей из швеллеров, крепят кузов скипа, подвесное и направляющие устройства. Кузов изготавли­вают сварным или клепаным из листовой стали толщиной 6—10 мм.

Скип с неподвижным относительно рамы (неопрокидным) кузовом. В этом скипе кузов жестко связан с рамой. К раме прикреплена зонт-пло­щадка. Разгрузка скипа осуществляется с помощью секторного затвора и выдвижного рештака.

При подходе к верхней приемной площадке ролик затвора входит в разгрузочные кривые, отчего затвор поворачивается по часовой стрелке вокруг шарнира, а рештак, ранее удерживае­мый в закрытом положении, опираясь на валик, выдвигается вперед. Через отверстие, открытое при поднятом затворе, уголь по рештаку высыпается в бункер.

Достоинством скипов с клапанным затвором по сравнению со скипами с секторным затвором является простота механизма затвора и небольшая величина усилия, необходимого для его открытия.

Недостатками являются сложность запирающих устройств затвора и наличие в них пружинных элементов, снижающих на­дежность работы затвора, а также сложная система разгрузоч­ных кривых.

Скип с опрокидным кузовом отличается простотой, но имеет недостатки: большие динамические усилия на разгрузочные кри­вые; нарушение уравновешивания собственных масс скипов при разгрузке из-за того, что кузов одного из них в это время находится на разгрузочных кривых; значительный путь разгрузки (до 6 м), что приводит к увеличению времени на разгрузку и увеличению высоты копра.

Скипы с опрокидным кузовом применяют для транспортиро­вания углей влажностью от 25% и выше, при наличии в углях примесей глины или породы, прилипающих к стенкам кузова.

Преимущества установки со скипами: большая производитель­ность, простое оборудование поверхности шахты благодаря от­сутствию откатки вагонеток в надшахтном здании. Недостатки: более сложный околоствольный двор; неудобство разделения по­лезного ископаемого по сортам.

4. Парашюты.

Согласно ПБ клети, служащие для спуска и подъема людей, за исключением клетей многоканатных установок, снабжают пара­шютами, которые должны обеспечивать: автоматическую остановку клети при обрыве каната, безопасный для людей режим торможе­ния. Замедление порожних клетей при улавливании их должно быть не более 50 м/с?, а при остановке клетей с максимальным чис­лом людей — не менее 6 м/с2.

Парашют состоит из ловителей и приводного механизма. Источ­ником энергии для действия парашюта является масса клети и сила пружины.

Парашюты своими ловителями могут действовать либо на спе­циальные тормозные канаты, либо на проводники.

Применяют следующие типы парашютов, действующих на тормозные канаты:

а) ПТК с мгновенным захватом ловителями при обрыве подъем­ного каната двух тормозных канатов, ПТКП для установок с про­тивовесом и ПТКШ для установок с ведущим шкивом трения; эти парашюты предназначены для любых типов металлических проводников при любых схемах их расположения;

б) ПКЛ с мгновенным захватом эксцентриково-клинового ло­вителя за один тормозной канат и ПКЛШ для установок с веду­щим шкивом трения, эти парашюты применяют при одностороннем расположении рельсовых проводников. Тормозные канаты прядевой конструкции верхними своими концами соединяются с амортизационными канатами на копре, а нижние концы их крепят к балкам, устанавливаемым в зумпфе. Согласно ПБ запас прочности тормозных и амортизационных ка­натов при действии динамической нагрузки должен быть не ниже трехкратного.

5. Прицепные устройства.

В рычажно-клиновом коуше КРГ сосуд своей массой воздействует на рычаги, которые с помощью вертикаль­ных и горизонтальных клиньев передают усилие на обратные клинья, удерживающие подъемный канат. Корпус прикрыт снизу опорной втулкой, не допускающей ослабления зажима при напуске каната. Втулка позволяет ослабить зажим при перепанцировке каната. Ниже втулки на расстоянии 40 мм устанавливают контрольный зажим, который при случайном проскальзывании каната в коуше упрется во втулку. В описанном коуше сильный пережим каната в жестких клиньях вызывает у входа каната в коуш большие напряжения изгиба и контактные напряжения, в связи с чем снижается рабо­тоспособность и долговечность канатов.

Этого недостатка нет в безжимковом клиновом коуше ККБ с односторонним зажимом каната. В корпус такого коуша входит подвижный клин. Щеки корпуса соединены между собой болтами. На клине имеется футерованная вставка. Канат охватывает ручей клина, проходит через опорный вкла­дыш и крепится к скобе. На канате имеется контрольный за­жим, со стороны входа каната установлен гаситель поперечных колебаний — цилиндрическая втулка, закрепленная на коуше, с набором резиновых колец различной жесткости. Винтовое на­тяжное устройство необходимо для фиксации клина в зажатом положении. С подъемным сосудом коуш соединяется пальцем. Подвесное устройство типа УПК с клиновым коушем является наиболее совершенным. Подвесные устройства многоканат­ных установок бывают безуравнитель­ные и уравнительные. Безуравнительные устройства обладают сравнительно малой массой, конструктивно просты, но не обеспечивают постоянного равенства натяжения каната, что вызывает повышенный износ футеровки канатоведущего шкива. Уравнительные подвесные устройства, будучи более тяжелыми, обеспечивают автоматическое равномерное распределение нагру­зок на канаты.

Для плавного движения подъемных сосудов параллельно оси ствола шахты применяют металлические или деревянные провод­ники, закрепленные вдоль ствола. Для каждой клети имеется по два проводника, расположенных по отношению к клети с одной или двух длинных ее сторон.

Металлические проводники бывают рельсовые, коробчатого сечения и канатные. Проводники первых двух типов крепят к расстрелам, а канатные закрепляют на копре и натягивают грузами в зумпфе ствола. При деревянных и канатных проводниках сосуды имеют плавный ход, ремонт деревянных проводников более легок. По сравнению с деревянными металлические проводники занимают меньше места, менее чувствительны к исходящей вентиляционной струе и имеют больший срок службы.

По проводникам движутся направляющие устройства, закреп­ленные на подъемных сосудах. Эти устройства выполняются в виде башмаков скольжения закрытого или открытого типа. Башмаки скольжения применяют при рельсовых и деревянных проводниках на сосудах, имеющих скорость движе­ния не более 7 м/с. При коробчатых проводниках и большой скорости движения сосудов используют направляющие устройства в виде роликоопор, где каждый ролик 1 имеет незави­симую амортизирующую подвеску. Поверхность качения роликов футеруют упругими материалами.

Контрольные вопросы.

  1. Объясните конструкцию неопрокидной клети.

  2. Объясните конструкцию неопрокидного скипа.

  3. Как происходит загрузка и разгрузка скипа опрокидного и неопрокидного?

  4. Опишите конструкцию прицепных устройств.

  5. Объясните назначение бадей.

Литература:

1. Р. Н. Хаджиков, Горная механика, М., Недра, 1982


Скачать файл (46 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации