Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Краткий конспект курса История Казахстана - файл n1.doc


Краткий конспект курса История Казахстана
скачать (369.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc370kb.21.12.2012 14:43скачать


n1.doc

  1   2   3   4

www.testent.ru

История Казахстана (автор Бакина)

Содержательный курс истории Казахстана.
ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ
ЭПОХА КАМНЯ. Происхождение человека, начало его трудовой деятельности, зарождение материальной и духовной культуры изучает история первобытного общества.

Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода:

1) палеолит - 2,5 млн -12 тыс. лет до н. э.

2) мезолит - 12-5 тыс. лет дон. э.

3) неолит - 5-3 тыс. лет до н.э.

Самая продолжительная в истории человечества эпоха, палеолит делится на ранний (нижний) палеолит - 2,5 млн -40 тыс. лет до н.э. ; средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет до н.э.; поздний (верхний) палеолит - 40-12 тыс. лет до н.э.
НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ - 2,5 млн - 40 тыс. лет до н.э.

Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития. Первые орудия труда человек изготовил из камня, поэтому ученые называют этот период «каменным веком».

Останки самого древнего человека были найдены в Африке, в Кении; ученые назвали его «человек умелый», он жил 1 млн 750 тысяч лет назад.

Первые люди на территории Казахстана появились в период раннего(нижнего) палеолита. В Казахстане самые древние находки каменных орудий труда были обнаружены в Южном Казахстане, в горах Каратау, в этом регионе республики особенно много стоянок древнего человека относящихся к периоду палеолита. Самые древние из стоянок каменного века - Шакпакаты в Мангыстауской области и Арыстанды в Жамбылской области - относятся к нижнему палеолиту.

В Жамбылской области найдены более 5 тысяч орудий труда эпохи палеолита. Первое орудие труда древнего человека из камня называется рубило. Галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон, получил название чоппинг. Первыми занятиями древнего человека были собирательство и охота.

Примитивным объединением людей для совместной защиты и нападения, а также для охоты и собирательства было первобытное стадо.

Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены на острове Ява. Первые древние люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.
СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

В Китае были найдены останки древнего человека - синантропа. Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название «людей прямоходящих». Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры.

Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют - неандерталец, он жил 100-40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А.П.Окладниковым в пещере Тешикташ.
ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ - 40-12 тыс. лет до н.э.

После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад, формируется «человек разумный». Впервые останки «человека разумного» были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, и по месту нахождения ученые называют его кроманьонцем. Формирование «человека разумного» происходит в эпоху верхнего палеолита.

Древнего человека из мира животных выделило, прежде всего, умение делать орудия труда. Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к эпохе верхнего палеолита.

Постоянный коллектив родственников - родовая община -появляется в период формирования «человека разумного». Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшины. Во главе родовых объединений стояли избранные вожди
МЕЗОЛИТ - 12 - 5 тыс. лет до н.э.

Таяние ледника началось примерно 13 тыс. лет назад. В эпоху мезолита из-за таяния ледников и под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В этот период человек научился делать тонкие каменные пластины длиной 1 -2 см., которые названы микролиты.

Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение лука и стрел. Начало одомашнивания диких животных, и окультуривание некоторых растений ученые относят к эпохе мезолита. 10 тысяч лет назад развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия, а также первых каменных орудий труда для земледелия: мотыги, серпа и зернотерки. Из занятия охотой возникло скотоводство. В эпоху мезолита люди вынуждены были часто менян, места своего обитания из-за миграций животных.
НЕОЛИТ - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

150 стоянок и могильников эпохи неолита найдены в Джезказганском регионе. Всего на территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок. Неолитические охотники передвигались за животными, поэтому их поселения были временными.

Древние люди научились изготавливать глиняную посуду в период неолита. Эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков». В эпоху неолита люди отошли от вековой зависимости от природы - появился производящий труд

Наиболее высокого уровня обработки камня человек достиг в эпоху неолита. Изобретен примитивный ткацкий станок. О своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь мы узнаем из древних могильников.
МЕДНОКАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) - 3000-2800 лет до н.э.

Первый металл, который научились использовать древние люди - медь. Время появления первых металлических изделий из меди - энеолит. Первое общественное разделение труда, начало замены матриархата патриархатом, относятся к периоду энеолита. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай на севере Казахстана.

Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо, названное пиктографией. Форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в родство с каким-либо животным, которое считалось покровителем рода - тотемизм. Верования людей раннеродового строя зависели, прежде всего, от рода занятий. Появление религиозных представлений впервые наблюдается у неандертальцев. Свидетельством существования у древних людей культа матери-земли и материнского рода являются найденные фигурки и изображения женщин.
ЭПОХА БРОНЗЫ - 2800 - 900 лет до н.э.

Добавляя к медной руде олово, люди научились производить бронзу. Одной из самых крупных культур эпохи бронзы в Евразии является Андроновская культура. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от Урала до Енисея. Стоянки андроновской культуры впервые обнаружены около города Ачинска, у села Андронова.

Предшественник древних городов Аркаим обнаружен на границе Кустанайской и Челябинской области. Предшественник древних городов Аркаим относится к эпохе бронзы. Завершающий период эпохи бронзы на территории Казахстана получил название Бегазы-Дандыбаевская культура. Курганы с захоронением одного человека впервые появляются в Бегазы-Дандыбаевскую эпоху.

Основной вид хозяйства представителей андроновской культуры скотоводство. В эпоху бронзы на всей территории Казахстана ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. Предпосылки для перехода к кочевому скотоводству сформировались на территории Казахстана в эпоху бронзы. В хозяйстве племен андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли использовали каменные мотыги.

В эпоху бронзы собственность на землю была родовой, коллективной. На смену родовой коллективной собственности пришла частная собственность на скот. Эпоха бронзы является временем становления религии с особыми служителями культа -жрецами. Особенностью эпохи бронзы и ее богатым культурным наследием являются ювелирные изделия. Человеку андроновского племени был характерен европеоидный антропологический тип. Прототипом казахской юрты считается жилище андроновцев.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 г. под руководством видного ученого А.Х.Маргулана. В 1946 г. под его руководством на территории Казахстана началось комплексное изучение эпохи бронзы.

Зарождение кочевого скотоводства относится к периоду бронзы.

В эпоху бронзы начинается распад родовой общины и появляется имущественное неравенство. О формировании социального неравенства свидетельствуют богатые погребения.

В связи с засушливостью и суровым климатом на территории Казахстана люди стали держать лошадей и овец - они способны к дальним передвижениям и тебеневке. В период Бегазы-Дандыбаевской культуры и раннего железа в хозяйстве жителей территории Казахстана формируется кочевое скотоводство.

Одним из основных районов расселения племён эпохи бронзы был Центральный Казахстан. Свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры найдены на территории Центрального Казахстана.

В III -II тысячелетий до н.э. предпосылкой для развития на территории Казахстана бронзовой металлургии послужило обилие месторождений медных руд. Люди эпохи бронзы при добыче руды часто использовали метод огневой проходки.

Увеличению численности населения в эпоху бронзы способствовало, прежде всего, развитие производительного хозяйства. Племена андроновской культуры умерших сжигали или хоронили в скорченном состоянии. Сжигание на костре было cвязано с огнепоклонством. Сложную систему религиозных верований, традиций и обычаев племен эпохи бронзы отражают их захоронения.

Огромное количество наскальных рисунков(петроглифов) 1П0ХИ бронзы обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы. Наиболее распространенным наскальным рисунком < петроглифов) эпохи бронзы является изображение двугорбого верблюда. Символом изобилия, всемогущества и силы в эпоху бронзы считался бык. В горах Каратау на наскальных рисунках найдены изображения около 50 колесниц, которые принадлежат эпохе бронзы

Мыслительные способности людей бронзового века были развиты на уровне мифологических представлений. К усилению роли и мужчины в обществе привело развитие скотоводства. В эпоху бронзы, с усилением роли мужчины, в обществе происходит смена матриархата патриархатом.

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ
Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.

Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.
САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.

Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники(скотоводы и земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в Vis. до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный l гиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, (и носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней - Наурыз.


УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников

III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.


ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые Племена гуннов в III в. до н. э. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа его близких родственников. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй. В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю».


САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был также населен племенами даев


РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

Для Центрального Казахстана периода раннего железа характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами», построены они под определенным углом и определяют стороны света; по мнению ученых, в степи они играли роль маяка.

Памятник раннего железа Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Павлодарской области, он Относится к сакским племенам исседонам. В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения: в большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.

Особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество крупного рогатого скота.

Предметы искусства жителей Северного Казахстана I тысячелетия до н. э. относятся к «звериному стилю».

По утверждению древнегреческого историка Геродота I соседями сарматов были аргиппеи. Культура племен Северного Казахстана в 1 тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала Тасмолинская культура.

Искусство плавки и обработки цветных металлов на территории Казахстана получило развитие еще в эпоху раннего железаза. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III - I вв. до н.э.

На территории Восточного Казахстана имеются грандиозные «царские» курганы эпохи раннего железа, место их наибольшего скопления - Шиликтинская долина. Только в Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят название «царские».

На территории Восточного Казахстана в 1960 году был исследован самый большой Шиликтинский курган эпохи раннего железа - «Золотой курган». Изучив археологические находки из Шиликтинского «Золотого кургана» ученые установили, что курган возведен в VIII-VII вв. до н.э.; таким образом, самое древнее на земле Казахстана царское погребение эпохи раннего железа относится к VIII в. до н.э.

Открытие царского погребения VIII в. до н.э из Шиликтинского кургана №1 является археологической сенсацией и воспринят как третий «золотой человек». Интересная находка из этого кургана - сделанная из золота и лазурита пятиугольная звезда, которая в древности считалась символом власти. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель были не только местами захоронения царей и вождей, но и священными местами, где проводились массовые ритуальные обряды.

Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане начиная с VII -V в. до н.э. развивается «полихромный стиль».

Регулярное сообщение по Великому Шелковому пути началось во II в. до н.э., но уже в VI-III вв. до н.э. жители Казахстана имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, о чем свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати.

Общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе, изучает наука антропология. Антропологический тип людей, населявших территорию Казахстана в эпоху бронзы, был европеоидный. Реконструкцию облика древних жителей Жетысу по их останкам произвел ученый-антрополог Герасимов М.М.

В эпоху железа у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике стали постепенно проявляться монголоидные черты.

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА
История Казахстана средних веков делится на три основных периода: первый период охватывает раннее средневековье - VI- IX вв., второй период - X-XIV вв. и третий период - XV-XVII вв.
Государства раннего и развитого средневековья (VI - начало XIII ВВ.)
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552 -603 гг.)

Одним из первых феодальных государств, существовавших в раннем средневековье на территории Казахстана, является Тюркский каганат.

Этноним "тюрк" впервые упоминается в 542 г. в китайских Источниках, которые пишут, что тюрки были зависимы от Жужанского каганата и платили им дань железом.

Источники отмечают, что в 552 году предводитель тюрков Бумынь выступил против Жужанского каганата и разбил их войска. В 553 году тюрки во главе с Мукан-каганом нанесли сокрушительное поражение Жужанскому каганату. После победы над жужанями

тюрки стали единоличными властителями восточной части Великой степи. Организатором борьбы тюрков против жужаней и основателем тюркской государственности является Бумынь-каган.

О политическом господстве Тюркского каганата на востоке в 70-е - 80-е гг.VI в. свидетельствует то, что данниками тюрков были китайские государства, которые преподносили дань 100 тюков шелка ежегодно Мукан-кагану.

После покорения племен на востоке тюрки начали завоевательные походы на запад. Западные походы 10 тюркских туменов возглавил Истеми. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат расширил свои владения на западе до северного побережья Черного моря. На пути продвижения тюрков на запад упорное сопротивление им оказали оседлые племена Средней Азии - эфталиты. Земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата в VI в. Раннефеодальные государства тюркских племен на территории Казахстана назывались - каганаты. В 70-е годы VI в. Тюркский каганат превратился в крупную державу наряду с такими государствами, как Китай и Византия.

Общее название многих тюркских племен - теле. Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было кочевое скотоводство. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что было связано с культом огня. Захоронение умерших начинается у тюрков с VIII в.

В 603 г Тюркский каганат распался на Западный и Восточный каганаты.
ЗАПАДНО-ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603 -704 гг.)

На территории от рек Или и Чу на юго-востоке до Волги и Иртыша на севере и востоке в 603-704 гг. существовал Западно-Тюркский каганат. Столицей и зимней ставкой государства был город Суяб, расположенный на реке Чу. Летняя ставка Мынбулак.

В VII в. этнополитическую основу Западно-Тюркского каганата составляли «он ок будун» («десять племен»). Представители власти с титулами ябгу, шад, эльтебер принадлежали к роду кагана. Вассальное, оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, назывались татами. Судебные функции выполняли представители власти с титулами буруки и тарханы.

Основное население Западно-Тюркского каганата состояло из кара-будунов, именно они облагались различными повинностями. В государстве действовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди для прохождения военной службы, существовало и рабовладение, в рабство попадали военнопленные.

На завоеванных Западно-Тюркским каганом территориях сборщикам налогов присваивалась должность «селиф». «Селифами» и своими наместниками на завоеванных территориях каган назначал лиц из местных жителей, что укрепляло положение каганата. Свидетельством могущества и международного авторитета Западно-Тюркского каганата является оказание им военной помощи Византийской империи в 627 году.

Борьба между господствующими племенами нушеби и дулу привело к ослаблению Западно-Тюркского каганата, чем воспользовался Китай и в середине VII в. вторгся на территорию Семиречья. Западно-Тюркский каганат теряет свою независимость в 704 г.

В 682 году в результате войны с Китаем восточные тюрки на территории современной Монголии восстановили свое государство и в 682-744 гг. подчинили себе территории Казахстана, Центральной Азии и Южной Сибири. В 744 году на территории восточных тюрок возник Уйгурский каганат.

Воссоздали и укрепили Восточно-Тюркский каганат Бильге-каган и Культегин. Воинская доблесть тюрков, деяния Бильге-кагана и Культегина отражены на «вечных» каменных письменах.

Древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана - согдийцы, сыграли особую роль в расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье.


ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704 -756 гг.)

Первыс сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике Культегина. В составе Тюркского каганата в VI в. многочисленные тюргешские племена населяли территорию междуречья Чу и Или. Ещё в период Западно-Тюркского каганата ряд удачных побед вождя и к племени тюргешей Ушлик-кагана над Танской империей в конце VII - начале VIII вв. привели к их возвышению. Основатель Тюргешской династии правитель Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгит, ставкой большой орды Суяб.

Послс смерти Ушлика в результате борьбы за власть с Восточно-Тюркским каганатом к власти приходит Сулу. Столицей каганата избран город Тараз. В период его правления Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока Китайского государства, давление оказывал на них и Восточно-Тюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его преемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.

В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город Суяб.

В 751 году у города Атлаха произошло грандиозное сражение тюргешско-арабскими войсками и китайцами, на стороне арабов принимали участие и тюркские племена карлуков. Китайские войска потерпели поражение. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение, т.к. китайцы навсегда покинули территорию Жетысу. Арабское и китайское нашествия, междоусобицы подорвали Тюргешский каганат, и он пал под натиском племен карлуков в 756 г. По данным археологических раскопок, тюргешские монеты в 704-766 гг. выпускались в городе Тараз.

Согдийцы - древняя Восточно-Иранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана. В VI-VII вв. согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

В VI-VIII вв. произошло массовое переселение согдийцев в Жетысу, где они в период раннего средневековья оставили заметный след в развитии земледелия и городской культуры. Востоковед Бартольд В.В. основной причиной их переселения в Жетысу считал торговлю. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось в период вторжением арабов.
КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756 -940 гг.)

Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках V в. Китайская династийная хроника отмечает, что крупный племенной союз карлуков в VI - VII вв. входил в состав населения Тюркского каганата. Территория расселения карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Арабо-персидские источники называют карлуков древними тюрками.

Причиной переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение,

которое они потерпели от Уйгурского каганата, возникшего в 744 году на территории

Восточно-Тюркского каганата.

В 756 году карлуки воспользовались упадком Тюргешского каганата и на территории Жетысу создали свое государство. Административным центром нового каганата оставался город Суяб. Большое влияние на развитие материальной и духовной культуры карлуков оказал Великий Шелковый путь. В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране карлуков.

Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766 -775 годах Кашгарию. В 840 году карлуки в союзе с киргизами, нанесли поражение Уйгурскому каганату.

В середине IX в. династия Саманидов с целью распространения ислама объявила войну карлукам и захватила города Испиджаб и Тараз. Около двух веков продолжалось сопротивление карлуков арабам.

Арабое нашествие и междоусобицы ослабили Карлукский каганат, и он пал под ударами тюркских правителей Кашгарии в 940 году. Карлукский каганат просуществовал около 200 лет.
  1   2   3   4



Скачать файл (369.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации