Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Маркетинговый анализ рынка услуг коммерческого изучения иностранных языков - файл n1.docx


Курсовая работа - Маркетинговый анализ рынка услуг коммерческого изучения иностранных языков
скачать (63.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx64kb.24.12.2012 04:51скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение

Рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков начал формироваться в России одним из первых. Даже в советские времена существовали и вели успешную деятельность курсы по изучению иностранных языков. С 90-х годов прошлого века коммерческие школы и курсы новых форматов, предлагающие современные, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, или оригинальные авторские методики обучения языкам стали активно вытеснять заведения с многолетней историей.

Главной причиной удачного сосуществования школ  разных форматов на российском рынке стал постоянно растущий потребительский спрос на услуги платного обучения иностранным языкам и расширение целевой аудитории слушателей за счет новых сегментов. Российская система языковой подготовки до сих пор не отвечает современным требованиям. В теории, выпускники российских ВУЗов должны мастерски владеть языком, однако  на практике большинство  из них не могут общаться, задавать элементарные вопросы, получать информацию посредством письменной и устной речи.

Развитие международных связей, выход российского бизнеса на иностранные рынки, активное вливание западных инвестиций в российскую экономику в течение последних нескольких лет, а также растущая популярность зарубежного туризма, стимулируют потребительский спрос на изучение иностранных языков российских граждан. Повышение уровня жизни отечественного потребителя и стабилизация доходов среднего класса сделали возможным выделение части семейного бюджета на оплату обучения иностранным языкам взрослых и детей. .  (www.4p.ru/main/research/134910/?phrase_id=2062927)

Субъектами рынка коммерческого изучения иностранных языков являются различные организации, предоставляющие образовательные услуги – это могут быть курсы, школы, центры изучения языков. Объектом рынка выступает все население, потенциальные потребители образовательных услуг – дети, молодежь, работающее население.

Согласно результатам маркетингового исследования компании «Технологии Роста», объем рынка  платного изучения иностранных языков в негосударственных  и коммерческих учреждениях России в 2008 году составил порядка 24,2 млрд. руб.  (www.4p.ru/main/research/134910/?phrase_id=2062927)

Целью курсовой работы является анализ рынка коммерческого изучения иностранных языков. Задачей является проведение анализа микро- и макросреды рынка. Предприниматель Соколова ставит цель выйти на данный рынок.

  1. Внешняя макросреда

  1. Политико-правовая среда

Политико-правовая среда рынка представляет собой совокупность законов и нормативных актов, которые определяют границы деятельности субъектов рынка. При её анализе определяется государственное влияние на конкретную отрасль, изменение законодательства, налоговая и антимонопольная политика государства, стабильность или нестабильность в стране.

Деятельность центров изучения иностранных языков основывается на следующих законах: закон «О защите прав потребителей», закон «Об образовании» от 10.07.1992, ФЗ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001, Постановление Правительства РФ от 5.07.2001 №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», а также Положение о лицензировании образовательной деятельности от 31.03.2009 №277.

ФЗ «О дополнительном образовании» обеспечивает право граждан на дополнительное образование, определяет государственную политику в области дополнительного образования и государственные гарантии реализации права на дополнительное образование. Дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Общее дополнительное образование – дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными образовательными программами.

Образовательное учреждение дополнительного образования – образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации одной или нескольких дополнительных образовательных программ; некоммерческая организация, основной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы. По закону «О дополнительном образовании» образовательные учреждения пользуются установленными законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления для образовательных учреждений, а также налоговыми и иными льготами. (Ст.23 п.1) Государство также содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации. Государство создает условия для непрерывного самообразования граждан, в том числе обеспечивает государственную поддержку развития, разработки и реализации дистанционных методов и (или) средств обучения различного назначения, а также СМИ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Ст. 24 п.4)

В соответствии со ст. 12.4 Закона РФ «Об образовании» учреждения дополнительного образования взрослых и детей, в т.ч. школы изучения иностранных языков, относятся к образовательным учреждениям. Статья 26 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. По ст. 9 п.8 дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в т.ч. на курсах, в центрах профессиональной ориентации), а также посредством индивидуальной педагогической деятельности. По ст. 45 этого Закона образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги). Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используются образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

«Правилами оказания платных образовательных услуг» регулируются отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг. По этим Правилам Исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Контроль соблюдения настоящих Правил осуществляют федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области образования и науки, и другие органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами РФ возложены контрольные функции.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, не подлежат лицензированию:

  • образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

  • индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовке.

Лицензирование образовательной деятельности научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов РФ.

В целом, сфера образования и науки не имеет развитой конкуренции. Причиной этому служат пережитки советского подхода к развитию науки и образования, плановая экономика и отсутствие справедливой конкуренции. Это замедляет прогрессивное развитие российской науки и образования, как в высшей школе, так и в общеобразовательных и средних учебных заведениях. Рынок платных образовательных услуг же характеризуется монополистической конкуренцией и, соответственно, не нуждается в жестком антимонопольном надзоре. Однако, конкуренцию центрам и школам иностранных языков составляют многочисленные репетиторы.

  1. Экономическая среда

Анализ экономической среды основывается на общей характеристике экономической ситуации, уровня инфляции, безработицы и заработной платы. По данным Росстата реальные денежные доходы россиян в январе-июне 2008 года возросли на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Средняя заработная плата в июне 2008 года составила 17,808 тыс. рублей. В текущем же году реальные располагаемые доходы в сентябре снизились на 4,9% к сентябрю 2008 года. ( Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru)

f:\курсовая\marketstat146.gif

Рисунок 1.Динамика среднемесячной заработной платы.

Уровень безработицы по данным Федеральной службы государственной статистики в августе 2009 г. составил 7,9% и был на 2% выше, чем в августе 2008 г. К концу августа 2009 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 2,4 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 1,8 млн. человек получали пособие по безработице. Следует отметить, что общее благосостояние общества и, соответственно, доля затрат на дополнительное образование в заработной плате заметно возросли в докризисный период. В настоящее время, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, эти затраты практически не снизились.

3)Социально-культурная среда

Данная среда включает демографическую структуру общества, социальные показатели и уровень образования потребителей, а также ценности конкретного общества. В настоящее время постоянное самообразование не считается роскошью и является популярным увлечением людей всех возрастов и социального положения. Необходимость изучения иностранных языков диктуется повсеместным внедрением наукоемких технологий, усилением международных отношений в сфере экономики, производства и культуры. Владение иностранным языком предоставляет человеку большие возможности в реализации своих профессиональных или творческих амбиций, в свободной коммуникации с носителями других языков, это, в итоге, делает человека более уверенным в себе.

Компании и предприятия все чаще направляли своих сотрудников на такие курсы. Корпоративное обучение иностранным языкам, т. е. обучение, организованное языковой школой специально по заказу компании, оказалось куда более эффективным и экономичным. Языковые школы стали активно развивать корпоративное обучение иностранным языкам наряду с обычными курсами. (www.edustaff.ru)

Основными потребителями платных образовательных услуг в центрах изучения иностранных языков являются 2 основные категории людей: дети и подростки в возрасте 5-17 лет и молодежь – 18-30. За последние годы (с 2001 года) численность детей от 5-17 снизилась в среднем на 2 %, а численность молодых людей в возрасте 18-29 увеличилась на 1%. (Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru)

Учитывая демографическую ситуацию и потребительские предпочтения школы иностранных языков, предлагают различные образовательные программы: ускоренные и продолжительные курсы, иностранный язык для бизнеса, туризма, для подготовки к школе и выпускным экзаменам и многие другие. Популярные несколько лет назад английский, немецкий и французский языки сейчас сменяются более перспективным – китайским языком.

4)Научно-техническая среда

Эта среда предоставляет возможности для производства новой продукции или оказания новых услуг, для развития технологий. Она представляет для рынка образовательных услуг новые возможности в сфере организации образовательного процесса (новые методические программы, интерактивные методы обучения), а также возможность сотрудничества с носителями языка и стажировки за рубежом.

В настоящее время активно применяются различные технологии в области изучения иностранных языков, такие как видео-, аудио-, Internet и интерактивные технологии. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает эффективность подачи материала учащимся. Мультимедийные технологии подразумевают использование таких средств обучения как:

  1. Программные средства (программное обеспечение для ПК, видео-, аудио- ролики, ресурсы Internet)

  2. Оборудование (ПК, аудио и видео техника, доступ в сеть Internet, мультимедийный проектор и др.) (www.pedsovet.org)

Сейчас у изучающих иностранный язык есть возможность общаться с носителями языка без необходимости выезда за рубеж, используя средства Internet-почты и Internet-телефонии. В свою очередь, расширение мирового сотрудничества предоставляет широкий выбор различных программ по обмену и стажировок в странах-носителях языка.

Таблица 1

Возможности и угрозы для рынка услуг платного изучения иностранных языков




Возможности

Угрозы

Политико-правовая среда

Развитие конкуренции среди образовательных услуг

Потенциальное увеличение числа преподавателей, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.

Экономическая среда

В период мирового кризиса возрастает спрос на услуги повышения квалификации и получения новых знаний, поэтому затраты на изучение иностранных языков в расходах населения не будут снижаться.

Увеличение числа безработных и снижение реальных доходов населения приведут к снижению спроса населения на платные образовательные услуги.

Социально-культурная среда

Рост числа зарубежных обучающих программ, корпоративных курсов и стажировок.

Снижение спроса на изучение европейских языков в пользу «новых» восточных. Демографические изменения – изменение доли детей и молодежи.

Научно-техническая среда

Увеличение числа методов обучения иностранным языкам с применением мудьтимедийных технологий. Дает возможность познакомиться с культурой и бытом населения других стран как через Internet, так и в процессе зарубежных поездок.

Отсутствие материально-технической базы для внедрения новейших мультимедийных технологий и её дорогостоящая установка. Недостаточный уровень владения преподавателями ПК и средствами мультимедиа.

Наличие у большинства семей домашнего ПК и доступа в Internet и, соответственно, возможности самостоятельно изучать иностранный язык, создает конкуренцию школам и центрам изучения языков.

2.Внешняя микросреда

Микросреду составляют факторы и силы, влияющие на рыночные возможности организации, а также субъекты рынка, с которыми регулярно взаимодействует организация в своей деятельности - потребители, конкуренты, поставщики, посредники, другие контактные аудитории.

  1. Потребители делятся на индивидуальных потребителей и организаций-потребителей. Индивидуальные потребители составляют потребительский рынок, который приобретаю товары или услуги для конечного потребления. Организации-потребители – это ЮЛ, которые приобретают товары или услуги для использования в своем производстве или для перепродажи.

Для рынка образовательных услуг потребителями являются индивиды или организации, направляющие на обучение своих сотрудников, при этом они выступают как конечные потребители, а сама организация производит оплату предоставляемых услуг. Кроме того, потребителей платных образовательных услуг можно классифицировать по возрасту, уровню образования, уровню специальной подготовки и целям обучения. Т.о по возрастным группам можно выделить детей-дошкольников, школьников, студентов, работающую молодежь, взрослых и др. более мелкие. Уровень специальной подготовки может быть различен, что касается иностранных языков, то он ранжируется, начиная с «начального» до «продвинутого» уровня, которые могут по-разному называться в каждом учебном центре. От этого зависит выбор подходящей образовательной программы. Потребитель может выбрать индивидуальное или групповое обучение, в зависимости от собственных предпочтений. Цели получения образовательных услуг являются индивидуальными для каждого – это может быть желание саморазвития, профессиональная или иная необходимость, предстоящая зарубежная поездка, дополнительное образование и прочее.

  1. Конкуренты

Существует 3 основных вида деловых конкурентов – основные конкуренты, производители товаров-заменителей и потенциальные конкуренты.

Основные конкуренты – это производители аналогичных товаров и услуг. Когда на рынке присутствует множество конкурирующих структур. Выявление и анализ их всех нецелесообразны, необходимо рассматривать лишь основных, которых чаще всего немного.

На рынке услуг платного изучения иностранных языков г. Пензы можно выделить следующие образовательные центры, конкурирующие между собой:

  • Школа иностранных языков «Уникум»

  • Школа иностранных языков «Открытый мир»

  • Школа иностранных языков «Highlight»

  • Образовательный центр «Лингва»

  • Центр по изучению иностранных языков «Welcome»

  • Лингвистический центр «PROFI»

  • Центр языка и культуры «Логос»

Наиболее значительными из них являются «Уникум» и «Лингва». НОУ Школа иностранных языков «Уникум» была основана в 2002 году. Она создавалась для решения образовательных и других социальных задач. В 2005-2006 учебном году в Школе обучалось более 300 человек, 80% из них изучали английский язык. (www.unicum.penza.net) Школа предлагает обучение английскому, немецкому и французскому языкам детей и взрослых, индивидуально, в группах по 4-10 человек или в мини-группах по 2-3 человека. Также предлагается корпоративное обучение.

Одной из особенностью обучения в Школе «Уникум» является тот факт, что обучающийся или лицо, оплачивающее его обучение, имеет право на социальный налоговый вычет за оплату обучения в размере 13 %, т.к. деятельность Школы лицензирована в соответствие в законодательством. (ст. 219 НК РФ) Для ЮЛ это означает возможность вычесть затраты на обучение своих сотрудников в Школе из налогооблагаемой прибыли. Кроме того, в Школе действует система скидок на оплату обучения: при единовременной предоплате половины или полного курса и в случае, если в Школе также учатся двое или более родственников.

С 2003 года Школа иностранных языков «Уникум» оказывает поддержку участникам Президентской программы по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в процессе их учёбы и подготовке к зарубежной стажировке.

Образовательный центр «Лингва» также учрежден в 2002 году как центр изучения иностранных языков. Сегодня «Лингва» - одно из самых крупных учреждений дополнительного образования в городе Пензе. «Лингва» предлагает индивидуальное, групповое и корпоративное обучение и практикует следующие образовательные программы:

  • общий разговорный курс

  • курс профессионального иностранного языка

  • бизнес-курс

  • подготовка к Президентской программе

  • подготовка к международным экзаменам

  • языковая подготовка для выезжающих на ПМЖ

  • индивидуально разработанный комбинированный курс

Кроме Центра изучения иностранных языков «Лингва» - это Центр переводов и Специализированный книжный магазин иностранной литературы. Образовательный центр «Лингва» организует для учителей и преподавателей Пензы методические семинары и конференции с привлечением российских и западных специалистов. «Лингва» организует лингвистические проекты в детских оздоровительных лагерях, что дает её воспитанникам продолжать изучение иностранного языка во время летних каникул. Специально для детей с 3-х лет создана Детская академия развития.(www.centerlingua.ru)

f:\курсовая\языковые школы делают ставку на детей и бизнесменов_files\250.jpg

Рисунок 2. Статистика обучения детей иностранному языку. (www.training.bl.by/articles/article120412)

Производители товаров-заменителей также занимают немалую долю рынка, к ним относятся разработчики компьютерных курсов для самостоятельного изучения иностранного языка. Современному российскому потребителю предлагается не менее трех десятков программ, нацеленных на изучение английского языка. За несколько лет проблема поиска чего-нибудь подходящего для учебы сменилась проблемой выбора. К примеру, классические электронные учебники для младшего школьного возраста представлены у нас только двумя программами - невероятно дорогой «Let's Go!» фирмы и малоизвестной серией «Тимо». Не имеет аналогов курс "Профессор Хиггинс", поскольку это единственное электронное пособие, позволяющее самостоятельно заниматься постановкой произношения. Также можно выделить несколько наиболее популярных: “Tell me more”, “Talk to me”, “1С. Образовательная коллекция” и другие.

Особенностями подобных электронных пособий являются следующее:

  • развитие навыков чтения и аудирования

  • технология распознавание речи и письма (с помощью микрофона, тачпат и световое перо)

  • интерактивные диалоги с компьютером

  • оценка произношения и указание ошибок

Основным недостатком таких учебных комплексов является их высокие требования к параметрам и свойствам ПК и оргтехники, а также наличие специальных средств ввода-вывода информации.

В условиях растущей конкуренции на рынке услуг изучения иностранных языков большую роль играют частные репетиторы, предлагающие индивидуальное обучение. Они являются потенциальными конкурентами, потому что могут выйти на рынок в качестве индивидуальных предпринимателей или ЮЛ.

  1. Поставщики – организации и отдельные лица, принимающие участие в процессе материально-технического обеспечения. Наибольшее рыночное воздействие со стороны поставщика проявляется в случае, когда поставщик является монополистом на рынке. Арендодатели, издательства специализированной литературы и комплектов учебных пособий, предприятия по производству и продаже оборудования и оргтехники.

  2. Посредники

В условиях данного рынка посредниками являются руководители организаций, направляющие своих сотрудников на обучение и стажировки, родители детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, турагентства и зарубежные языковые школы, участвующие в обмене учениками и преподавателями. Рекламные агентства

  1. Контактная аудитория

Банковские учреждения, служба по надзору в сфере образования и науки, ФНС, инспекция по труду, общество по защите прав потребителей, а также сотрудники компании.


Скачать файл (63.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации