Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Феномен юродства в русской культуре - файл n1.doc


Феномен юродства в русской культуре
скачать (44 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc44kb.24.12.2012 04:53скачать


n1.doc

В данном эссе мне хотелось бы рассмотреть феномен юродства, который, как мне кажется, является очень важной характеристикой души русского человека и в целом русской культуры. Кто же такие юродивые? Каковы истоки юродства и его социальные предпосылки? В чём заключаются его религиозный смысл и причина широкого распространения на Руси?

Изначально юродство не было русским явлением. Оно зародилось в Египте и получило распространение в Византии. А затем уже из Византии пришло в Россию, благодаря переводным житиям. К XIV веку юродство в Византии постепенно сходит на нет. С этого времени оно становится чисто русским явлением, хотя появилось на Руси намного раньше (первым русским юродивым был киево-печерский монах Исаакий, умерший в 1090г). Здесь мне хочется сделать небольшое отступление, и рассмотреть факторы, повлиявшие на формирование русской культуры и менталитета, для того чтобы понять, почему же именно в России юродство распространилось так надолго и так массово. В формировании русского менталитета сыграли большую роль природные факторы, территориальное и географическое положение России. Русская равнина и ее почвенное строение, речная сеть и междуречье, лес и степь, река и бескрайнее поле, овраги и летучие пески оказали огромное влияние на формирование характера русского человека. Лес кормил русского человека, давал ему жилье и тепло. Но одновременно был населен различными страхами. Степь воспитывала чувство шири и дали, но в то же время представляла собой постоянную угрозу из-за набегов соседних государств. Река воспитывала дух предприимчивости и привычку к совместному, артельному действию, кормила и поила, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом. Находясь между Западом и Востоком, Россия впитывала в себя черты и той и другой цивилизаций. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное — эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Бердяев в «Русской идее» пишет: «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Россия – «святая Русь». Россия грешна, но и в грехе своем она остается святой страной - страной святых. Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности. Россия - фантастическая страна духовного опьянения, страна хлыстов, духоборов, страна Григория Распутина, страна самозванцев и пугачевщины. Русское национальное сознание сформировалось в таких условиях, когда многим русским людям приходилось жить на пределе духовных сил, опираясь на высшие духовные ценности, в абсолютном значении которых у них не было сомнения. Именно благодаря такой двойственности и сформировался характер русского человека, а в душе его способность и тяга к мученичеству. Именно способность к мученичеству позволила нам выстоять и победить во время войны с Наполеоном и Великой Отечественной Войны, перенести все ужасы крепостничества царской России и репрессий советского времени, а феномену юродства широкое распространиться на Руси. Так кто же такие юродивые? В переводе с греческого слово «юрод» значит «простой, глупый, безумный». Хотя основная масса юродивых не страдала психическими расстройствами и не была безумной. Юродивые добровольно принимали на себя подвиг «Христа ради» из разряда «сверхзаконных», не предусмотренных иноческими уставами. Они добровольно отказывались от всех благ жизни мирской, от кровного родства, но в отличие от монахов не искали уединения, а жили среди людей. Юродивые своим примером, словом и делом стремились отвратить людей от греха. Но их поведение не всегда было пристойным. Юродивые отбрасывали всякие нормы приличия и чувство стыда: «Он ходит голый (или одет в безобразные грязные лохмотья), носит вериги (различные железные цепи, полосы, кольца и др. предметы на голом теле ради «усмирения плоти»), молится обычно только ночью, как бы стесняясь этого, валяется в грязи, золе и т.п., не моется, не чешет волос, публично испражняется, нарушает порядок в церкви и на улице, всем своим видом указывает на приобщённость к низменному, грязному, шокирующему». Таким образом, юродство как бы включает в себя две стороны: активную и пассивную. Активная сторона юродства заключается в обязанности «ругаться миру», обличая грехи сильных и слабых, не обращая внимания на общественные приличия. Более того, презрение к общественным приличиям составляет нечто вроде привилегии и непременного условия юродства. Пассивная его часть, обращенная на себя, - это крайняя аскеза, самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти, основанное на буквальном толковании Нового Завета. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 24-26). Эти две стороны юродства как бы уравновешивают и обусловливают одна другую: добровольное подвижничество, бездомность, нищета и нагота дают юродивому право обличать «горделивый и суетный мир». «Благодать почиет на худшем» - вот что имеет в виду юродивый. Юродство сочетает в себе святость и скоморошество. Юродивый - актер, наедине с собой он не юродствует. Толпа – его сценическая площадка. Но, в то же время, он и режиссер, он руководит толпою, которая становится участником действия. Юродивые могли насмехаться и пародировать происходящее вокруг, говорить правду сильным мира сего и при этом пользовались неприкосновенностью, но до определенной степени. Если терпение знати переполнялось, юродивого могли объявить «лжеюродивым» и тогда он лишался своей неприкосновенности. Во время правления Петра I на юродивых начинаются гонения. Юродство утрачивает покровительство государства и церкви. Но народ продолжает считать юродивых «божьими людьми» и почитает их. Вспомним Ксению Петербургскую. “Двадцати шести лет она потеряла мужа и стала “юродивой Христа ради” (уверяли, впрочем, что она сошла с ума действительно): раздала имущество, ходила в одежде мужа, ночевала где придётся. “Часто видели, как она уходила за город и молилась в поле, поворачиваясь попеременно на четыре стороны света. Видели так же, как она украдкой работала по ночам, принося кирпичи на постройку большой церкви, воздвигавшейся в её районе. ‹…› Население пригорода, где она жила, её обожало. Матери давали ей покачать своих детей или поцеловать их, и это считалось благословением. Извозчики умоляли её сесть к ним на несколько мгновений, и после этого были уверены, что хорошо заработают за день. Продавцы силой совали ей в руки свой товар, – если она к нему прикасалась, покупатели обязательно должны были прийти. Ксения при жизни стала знаменитым чудотворцем”. Юродство глубоко интересовало русских писателей и нашло свое отражение в творчестве Лескова («Очарованный странник»), Гоголя («Записки сумасшедшего»), Пушкина («Медный всадник», «Борис Годунов»), Л.Толстого («Детство»). Но особенно сильно юродство волновало Достоевского. Безумие становится выражением правды «маленького человека». Во всех произведениях Достоевского мы видим героев, несущих в душе юродство. Его герои наивны и просты, прямодушны и смиренны, приниженны и всепрощающи. Они отказываются от своего Я и самолюбия, стремятся всех примирить. Они все обращены к Богу.

В одной из статей, посвященных юродству, было высказано мнение, что русская религиозность и духовность были искоренены советской властью, и что юродство, как особая черта русской культуры, существовало лишь до Октябрьской революции 1917г. Мне кажется, что не все так однозначно. Ведь если бы это было так, то не случилось бы в нашей жизни фильмов А.Тарковского: «Андрея Рублева» с его мятущимися и страдающими героями, «Ностальгии» и «Сталкера». Герои Тарковского – юродивые, блаженные, святые дураки. Удел Сталкера – тоска по преображению. Эта же тоска - в итальянском чудаке, завещавшем нести, укрывая от ветра, негаснущую свечу. В «Сталкере» само движение по «зоне» - притча о внутреннем пути человека. Писатель и Ученый прошли через «зону» со сталкером и переродились, их мировоззрение стало иным, и душа очистилась. Если бы не осталось в русском человеке этой духовности, фильмы Тарковского не нашли бы такого отзыва у людей. Поэтому мне очень хочется верить, что эта особая черта русского человека не будет уничтожена никакими проявлениями современной массовой культуры и стремлением современного мира к богатству и гламуру.


Скачать файл (44 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации