Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Русская культура России XIX вв.: развитие науки и технические изобретения, образование, литература, музыкальная культура - файл n1.docx


Русская культура России XIX вв.: развитие науки и технические изобретения, образование, литература, музыкальная культура
скачать (117.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx118kb.24.12.2012 04:54скачать


n1.docx

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»


Реферат.


По дисциплине «Культурология»

Тема: «Русская культура Росии XIX вв.: развитие науки и технические изобритения, образование, литература,музыкальная культура»

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Психолого-педагогического факультета.

Специальность: социальная работа

Группа: № 16

Комова Д.В.
Работу проверил:

_______________А.А. Исаков.

Арзамас 2009 г.
Содержание.


Введение……………………………………………………………………..

3


Глава 1 Первая половина XIX в

1.1.Образование ………………………………………………............

1.2.Научные открытия…………………………………………………

1.3.Литература ………………………………………………………..


4


4


5


1.4.Музыка ……………………………………………………………
Глава 2. Пореформенные годы

2.1.Просещение ………………………………………………………..

2.2. Развитие науки и техники ………………………………………..

2.3. Литература………………………………………………………...

2.4. Музыка ……………………………………………………………


8


10
12
15
18



Глава 3. Серебряный век русской культуры

3.1. Поэзия ……………………………………………………………..



22


Заключение …………………………………………………………………

Список использованной литературы ……………………………………..


25
27



Введение

Реферат на тему - «Русская культура Росии XIX вв.: развитие науки и технические изобритения, образование, литература,музыкальная культура» является немаловажным и актуальным в культорологии сегодня.

В истории культуры России девятнадцатый век занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры — в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени, оказались актуальными и сейчас и поэтому находятся в центре этических, философских размышлений современности. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

Главной целью реферата является раскрытие русской культуры Росии XIX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть первую половину XIX в;

  • изучить пореформенные годы;

  • посмотреть серебряный век русской культуры.

Теоретической основой реферата являются труды отечественных ученых и писателей: Кравченко А. И., Марковой А.Н., Быстрова А.Н., Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И.

По своей структуре реферат состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка содержащего пять источников.
Глава 1. Первая половина XIX в
1.1.Образование

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно-политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», основанную на триаде — самодержавие, православие и народность, активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического уклада вынуждено было расширять сферу образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ — 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.
1.2. Научные открытия.

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793—1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической, евклидовой. Опубликованная в журнале «Казанский вестник» геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени, в Казани, где он провел большую часть жизни, установлен памятник. К математической физике, аналитической механике, теории чисел, теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801—1861).

Физик Б.С. Якоби (1801—1874) — изобретатель в области электротехники — сконструировал несколько электродвигателей. Совместно с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

Один из первых российских электротехников В.В. Петров (1761—1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вошедшее в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

Инженер П.Д. Шиллинг (1786—1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе (1791—1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833—1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Инженер-металлург П.П. Аносов (1799—1851) на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и на основе длительного эксперимента разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М. Обухов (1820—1869) — основатель сталелитейного производства и применения литой стали для изготовления пушечных стволов.

1.3. Литература.

В первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры. Она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм. В конце своего творчества к классицизму пришел поэт Г.Р. Державин. Виднейшим представителем сентиментализма являлся писатель и историк Н.М. Карамзин (повести «Бедная Лиза», «Наталья — дочь боярская»). Русский сентиментализм просуществовал недолго1.

Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783—1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», «Светлана»). Другое направление — гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева (1795—1826). Его лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера (1797—1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.

Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма — гениальный А.С. Пушкин (1799—1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество, и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин», первые произведения классической прозы «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», хронику обнищания крепостной деревни «История села Горюхина», историческую повесть «Капитанская дочка», исследование философских и нравственных проблем человечества — трагедию «Моцарт и Сальери», гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, — поэму «Медный всадник», лирические стихи — образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.

Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России. Н.В. Гоголь писал:

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему... В нем русская природа, русский язык, русский характер.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность — полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрениях он принадлежит не только XIX в., не только России. В конце XX в. он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела — М.Ю. Лермонтова (1814—1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. В полную силу он выступил в 1837 г. со стихотворением «На смерть поэта», в котором резко обличал самодержавие и нравы придворной знати. Индивидуальному складу Лермонтова-поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность (поэмы «Мцыри», «Демон»). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притесненным.

Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. («Тамбовская казначейша», «Сашка»). Он уверенно шел к реализму, и роман «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием. Творчество Лермонтова, проникнутое фатализмом, выражает конфликт русского общества, который, по мысли поэта, приведет к трагедии.

К Н.В. Гоголю (1809—1852) пришли известность и слава после публикации цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник «Арабески» («Портрет», «Невский проспект»), а также сборник повестей «Миргород», обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. Гоголь считал задачей художника извлекать «необыкновенное» из обыкновенного, но так, «чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина». В комедии «Ревизор» новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России.

Выход в свет первого тома «Мертвых душ» — романа-поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовется в нем», — писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать «вседневное и действительное». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Тема социальной разобщенности, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно-крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

В 1847 г. была издана книга Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» — одно из самых полемических произведений русской литературы, вызвавшее противоречивые оценки современников и потомков. В этой книге получила выражение вера Гоголя в возможность наилучшего устройства России, в мессианскую роль России, основанную на верности идеалам православия.

В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818—1883), И.А. Гончаров (1812—1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), А.Н. Островский (1823— 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821—1878), Ф.И. Тютчев (1803—1873), А.А. Фета (1820—1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы» Н.В. Гоголя. Он впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство» жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.

Муза Н.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.

В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828— 1910) и Ф. М. Достоевского (1821—1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XDC в. великой.

1.4. Музыка.

Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787 —1851), А.Е. Варламов (1801- 1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800—1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799—1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующуюся и поныне большой популярностью.


И.Е. Репин. М.И. Глинка в период сочинения

оперы «Руслан и Людмила»
Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804— 1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская. Глинка говорил:

Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем.

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Его симфонические произведения («Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.

Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813— 1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.

Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив1. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались культурой.

Глава 2. Пореформенные годы
2.1. Просвещение.

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во второй половине XIX в. определялся общественно-демократическим подъемом в стране, отменой крепостного права, проведением либеральных реформ 60—70-х гг., высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызывала к себе огромный интерес во всем мире.

Развитие капиталистических отношений, становление индустриального общества, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа настоятельно требовали повышения общего и специального образования. Между тем, положение народного просвещения было тяжелым. Царизм рассматривал культуру как идеологическую базу монархического строя и поддерживал такое просвещение, науку, искусство и литературу, которые способствовали укреплению данного строя. По подсчетам историков, в середине XIX в. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях — 18 тыс., а в шести университетах — 3,5 тыс. студентов. 80% учащихся средней и высшей школ были дворяне. Передовая общественность России выступала за развитие общего образования, которое должно быть базой профессионального, и ликвидацию сословности школы.

Выдающийся ученый-педагог К.Д. Ушинский (1834—1871) — основоположник народной школы и научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского — идея народности воспитания. Он утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Педагогические идеи воплощены им в учебных пособиях для начальной школы «Детский мир» и «Родное слово».

В период школьных реформ 60-х гг. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникли новые учебные заведения — воскресные школы для взрослых, число которых уже в начале 60-х гг. достигло 316. С конца 80-х гг. их деятельность активизировалась. Заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения огромна. Значительна была роль вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. чел. Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864—1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

Господствующим типом средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского языков и реальные училища с преимущественным преподаванием естествознания и точных дисциплин.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882 г. был открыт женский медицинский институт. С открытием в 1888 г. Томского университета началось развитие высшего образования в Сибири. В начале XX в. открыт университет в Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. Были открыты политехнические, технологические, сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование добровольно нес народ. В 1880 г. 77,8% бюджета на образование составляли взносы сельских обществ и уездных земств.

В 1893 г. в России действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихся, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. чел., 9 университетов с 14 тыс. студентов. Около 50% общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.

По данным переписи 1897 г., только 21% населения России умело читать. Число грамотных среди женщин было меньше 13%. Крайне низкой была грамотность среди нерусского населения: среди таджиков — 3,9%, казахов.— 2,1%, узбеков — 1,6%, киргизов — 0,7%. Многие народы не имели своей письменности.

В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны.

Подъему культурного уровня населения способствовали различные средства просвещения и образования. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличивала выпуск продукции. В 1894 г. насчитывалось 1315 типографий, издававших 804 периодических издания (из них 112 ежедневных газет), 10651 книгу. К концу XIX в. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. Однако насчитывалось всего 2812 книжных магазинов и лавок, главным образом в столицах и крупных городах, деревня была лишена возможности приобретения необходимой литературы. В 1980 г. на человека приходилось всего лишь 0,16 экземпляра книги.

В 80—90-х гг. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851—1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа, учебники, детские книги, календари, собрания сочинений русской классики и т. д., братья А.Н. и И.Н. Гранаты, А.С. Суворин (1834—1912), Ф.Ф. Павленков (1839—1900), П.П. Сойкин (1862—1938).

Значительную роль в общественной жизни играли журналы, ориентированные на образованные слои русского общества: «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово», «Дело» и др. Пользовались популярностью сатирические журналы и листки — «Свисток», «Искра», «Гудок», «Заноза», «Нива» и др.

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек. В 1861 г. в Москве была открыта публичная библиотека при Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека), фонд которой вначале составил собрания книг, рукописей, произведения искусства графа Н.П. Румянцева (1754— 1826), затем в фонд библиотеки вошли собрания книг Г. Р. Державина, П. Я. Чаадаева, российского предпринимателя и издателя К. Т. Солдатенкова1. В стране возросло число общедоступных общественных и частных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898 г. был открыт императорский Русский музей.

2.2. Развитие науки и техники.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина XIX в. — это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, и Вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство», — писал К.А. Тимирязев. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей. Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ.

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831—1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д.А. Граве (1863— 1939).
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д. И. Менделеев (1834—1907). Он доказал внутреннюю силу между всеми видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812—1888) и А.М. Бутлеров (1828—1886) — основоположники органической химии. В середине XIX в. Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин — основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839—1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847—1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» — практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847—1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859—1905). 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» — радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф. Можайский (1825—1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета. Н.Е. Жуковский (1848—1921) — автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857—1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866—1912), который доказал и измерил давление света.

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.

Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М. Сеченов (1829—1905) — основоположник естественно-научного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его умение о рефлексах И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».

Научные интересы И.П. Павлова (1849—1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессе пищеварения и кровообращения. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.

И.И. Мечников (1845—1915) — выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А.О. Ковалевским, 1840—1901) новой научной дисциплины — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом).

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843— 1920). Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.

В.В. Докучаев (1846—1903) — создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А.П. Карпинский (1846/47—1936) и А.А. Иностранцев.

Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839—1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского). П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827— 1914) — руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве (с В. И. Ломанским) труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) — русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.

2.3. Литература.

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам — вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828—1910), создавшего такие шедевры, как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.

Творчество Толстого в основном посвящено изображению пореформенной России. В своих произведениях он поставил множество великих вопросов, передал настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Широкий охват действительности, глубочайшее проникновение в психологию человека, отражение истории народа через частную жизнь отдельного лица, неустанный поиск духовного идеала — все это делает феномен Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы. Толстой писал:

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими принципами и переживают их.

Его произведения в полной мере отвечают этому определению. Они воздействуют на умы и чувства людей и способствуют их единению. «50 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вся, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература», — так писал М. Горький о значении творчества Л.Н. Толстого.

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения, но Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

Гениальный писатель Ф.М.Достоевский (1821—1881) обогатил мировую культуру произведениями, которые по мастерству, глубине мысли стоят рядом с произведениями У. Шекспира. Уже первый роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди», в котором автор показал социальную трагедию «маленького» человека», выдвинул его в первые ряды русских писателей натуральной школы. Опубликованные затем произведения «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незнамова» отличаются глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обстоятельств, обращенностью к страданиям людей из народа. В 60—70-х гг. Достоевским были созданы самые выдающиеся его произведения — «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в которых отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху развития России. В условиях утверждения новых, капиталистических форм эксплуатации, усиления оппозиционного самодержавию движения Достоевский приходит к выводу, что особый исторический путь России и сближение народа и интеллигенции, пока оторванной от «почвы», помогут разрешить социальные проблемы без революционных потрясений. Он считал, что революционная практика может привести к утверждению положения— цель оправдывает средства.

Мастерски владея методом реализма и искусством психологического анализа, писатель показал страдания, трагедию униженного и оскорбленного человека. Исследуя внутренний мир человека, он утверждал, что одних социальных средств борьбы со злом недостаточно. Он считал, что человеку необходимы нравственная опора, идея бога.

Гуманистическая сущность реализма Достоевского оказала и оказывает огромное воздействие на русскую и мировую литературу, к его произведениям обращаются миллионы читателей.

Младшим современником Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был Н.С. Лесков (1831—1895) — художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в России («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Некуда», «Обойденные», «На ножах», «Загадочный человек», «Смех и горе», «Левша», «Очарованный странник»).

К 80-м гг. относится начало творчества /4.77. Чехова (1860— 1904). Мысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустословия, отражение тоскливой жизни «маленьких» людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес А.П. Чехова («Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», «Степь», «Скучная история», «Палата № б», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»).

В 80-х гг. начал свою литературную деятельность В.Г. Короленко (1853— 1921), писатель-демократ. В повестях и рассказах («Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Без языка») отражено стремление народа к свободе и справедливости. Они проникнуты демократическими и гуманистическими идеями.

Проза И.А. Бунина (1870—1953) — это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречиями, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумья о судьбе России («Суходол», «На край света», «Новая дорога», «Чернозем», «Деревня», «Антоновские яблоки»). С 1910 г. в творчестве Бунина намечаются новые мотивы: удушливый мещанский быт («Хорошая жизнь»), городские трущобы («Пятнистые уши»), «темные аллеи» человеческих страстей («Митина любовь», «Темные аллеи»). Яростное неприятие Октябрьской революции отражено в дневниковой книге «Окаянные дни». В 1920 г. Бунин эмигрировал во Францию. В лирике Бунин продолжал классические традиции (сборник «Листопад»).

Максим Горький (1868—1936), рано познавший суровую школу жизни, полную «свинцовых мерзостей», в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), а в реалистических рассказах («Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш») показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки. Ненависть ко всем проявлениям деспотизма и утешающей лжи, жизнеутверждающий гуманизм, вера в творческий разум человека и призыв к интеллигенции работать для народа — эти идейные мотивы заложены в пьесах Горького. Его лучшие произведения дореволюционного периода — автобиографические повести «Детство» (1913—1914) и «В людях» (1915—1916), в которых с огромной художественной силой показан путь человека из низов к творчеству. Обращаясь к творчеству Горького, С. Цвейг писал, что в его произведениях открылась «не одна душа, а весь русский человек, вся русская действительность в ее реальной, обнаженной сущности, воссозданная с беспощадной прямотой, с документальной точностью».

На рубеже веков (XIX и XX) критическим реализмом было проникнуто также творчество таких замечательных писателей, как В.В. Вересаев (1867— 1945), который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот период («Без дороги», «.Записки врача»); Н.М. Гарин-Михайловский (1852—1906) — тетралогия «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» также посвящена судьбам русской интеллигенции.

А.И. Куприн (1870—1938) в своих ранних произведениях показал несвободу человека как роковое общественное зло («Молох»), социальным критицизмом проникнуты его повести «Поединок» и «Яма».Д.Н. Мамин-Сибиряк (1852—1912), дал картины горнозаводской жизни Урала и Сибири в романах «Приваловские миллионы», «Золото», «Горное гнездо».

Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым — вот что отличало творчество писателей-реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских писателей — она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе. На Украине это И. Франко, М. Коцюбинский, Л. Украинка, О. Кобылянская; в Белоруссии — Я. Купала, Я. Колос, М. Богданович; у прибалтийских народов — Я. Райнис, А. Упит, П. Стучка, Ю. Жемайте, В. Кингисеп, Э. Вильде; у грузин — А. Церетели, В. Пшавела; у армян — О. Туманян, в Азербайджане — Мирза Фатали Ахундов, у узбеков — Фуркат; у татар — Г. Тукай, Ш. Камаль; у осетин — К. Хетагуров; у евреев — Шолом-Алейхем.

2.4. Музыка.

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX—начало XX вв. — период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.

В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева (1837—1910), А. П. Бородина (1833-1887), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П. Мусорского (1839-1881) и Н.А. Римского-Корсакова, — оформился в конце 50-х—начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834— 1906).

Композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогатили новыми формами, приблизив к актуальным вопросам общественной жизни. В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М. Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы «Вильям Ратклиф» и «Сын мандарина» Ц. Кюи; симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова.

По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и «крайняя ее склонность к программой музыке». Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.



Значение кружка «Могучая кучка» трудно переоценить. Оно не ограничивается созданными кружковцами произведениями. Это содружество оказало огромное воздействие на дальнейшее развитие русской классической музыки. «Могучая кучка» — это пример служения искусству, высоким идеалам, самоотверженного труда и подлинной дружбы, благодаря которой человечество узнало о «Хованщине», «Сорочинской ярмарке», «Князе Игоре».


И.Е. Репин. Портрет М.П. Мусоргского
Творчество гениального композитора М. П. Мусоргского (1839—1881) тесно связано с отечественной историей. Самобытные черты его творческой индивидуальности, социальная заостренность, умение создавать яркие, характерные человеческие образы проявились уже в ранних произведениях, песнях и романсах на слова русских поэтов и собственный текст: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Семинарист». Симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» и незавершенная опера «Женитьба» отличались новаторством формы и богатством звуковых красок. Эти произведения подготовили Мусоргского к созданию важнейших своих творений — опер «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а темой — народное движение за правду и свободу. Наряду с массовыми народными сценами в операх с большой психологической глубиной разработаны сложные, противоречивые характеры исторических и художественных образов.

Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь людям — вот моя закваска, —

говорил композитор и следовал этому принципу в произведениях как больших, так и малых форм. В вокальных циклах «Без солнца», «Песни и пляски смерти» каждая песня — это небольшая сценка, где действует реальный образ.

Великий художник — реалист, стремившийся к правде и справедливости, верно служил России.

Гениальный П.И. Чайковский (1840—1893) написал целый ряд выдающихся произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами: «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева», шесть симфоний и др. Тема борьбы человека за счастье — центральная в его творчестве. Композитор обращался к сложным, глубоким творениям Данте, Шекспира, Байрона, Пушкина, Островского. Для раскрытия внутреннего мира человека Чайковский использовал широкий спектр художественных средств, но главным источником его музыкального языка являлась народная песня. Он был гениальным симфонистом, достигшим значительности содержания и доходчивости выражения.

Гений П. И. Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли. В балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», созданных в содружестве с М.И. Петипа (1818— 1910) и Л.И. Ивановым (1834—1901), музыка и танец слились воедино и достигли высочайшей выразительности и технического совершенства. Благодаря музыке П.И. Чайковского русский классический балет к концу XIX в. достиг вершины и продолжил сценическую жизнь как в России, так и за рубежом.

Замечательная глубина, покоряющая правдивость, широкая мелодичность, высокий жизнеутверждающий пафос — все это делает искусство Чайковского любимым во всех уголках мира.

Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору.

Его мечте суждено было сбыться, ибо в своих сочинениях он сказал о человеке столь достоверно, сочувственно и поэтично, что не оставляет слушателя равнодушным.

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков (1844—1908) — продолжатель традиций М.И. Глинки. Из 15 созданных им опер (его любимый жанр) девять написаны на сказочные сюжеты, сюжеты, связанные с миром природы: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. При этом природа выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, природа является действующим лицом, отзывающимся на радости и печали людей. Римский-Корсаков глубоко переживал человеческое горе, особенно драму женщины, и создал чистые, лирические, одухотворенные образы русских женщин: Ольга («Псковитянка»), Марфа, Любаша («Царская невеста»), Любава («Садко») и др. Оперной выразительности композитор достигал пением, однако и оркестр нес огромную нагрузку при включении самостоятельных симфонических фрагментов (антракты «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане», «Сеча при Керженце» в «Сказании о невидимом граде Китеже», вступление «Океан-море синее» в «Садко»).

Богато представлено симфоническое творчество Римского-Корсакова, часто в жанре сюиты, увертюры («Светлый праздник», «Шехерезада»). Им написано 79 романсов.

Творчество замечательного русского композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова (1873—1943) стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире. Последователь М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.П. Мусорского и Н.А. Римского-Корсакова, он обогатил мировую музыкальную культуру симфоническими и фортепианными сочинениями, операми и романсами. Лучшие его произведения были созданы в последнее десятилетие XIX — начале XX вв., до эмиграции из России. Это опера «Алеко», симфоническая фантазия «Утес», Первая симфония. Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», Литургия Иоанна Златоуста, «Всенощное бдение» и большое число романсов. Правдивость, искренность и эмоциональная насыщенность — отличительные черты искусства Рахманинова. Его музыке характерны мелодизм, широта и свобода дыхания (идущие от русской песенности и особенностей знаменного распева), они органически сочетаются с энергичной ритмикой. Тема Родины воплотилась в наиболее значительных произведениях композитора, особенно во Втором и Третьем концертах для фортепиано с оркестром.

Стремление создать в музыке свои формы знаковой системы (цвет, звук), найти пути к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств характерно для выдающегося русского композитора А.Н. Скрябина (1871—1915). В 1900-е гг. оформилась его философская концепция (Первая симфония). От идеи обновления мира посредством искусства он перешел к замыслу, объединяющему все виды искусства («Мистерия»). Его симфонические поэмы («Поэма экстаза», «Прометей») получают законченное художественное выражение:

расширяется состав оркестра, вводятся колокол, хор без слов и партия света. Глубокая индивидуальность, яркая эмоциональность, хрупкость и утонченность музыкального письма позволили Скрябину занять достойное место в музыкальной культуре XIX—XX вв.

Блестящим мастером балетной и симфонической музыки был И. Ф. Стравинский (1882—1971). В балетах «Жар-птица», «Петрушка» «Весна священная» он широко использовал русский музыкальный фольклор, придав ему особую яркость и динамичность.

Крупных успехов в развитии музыкальной культуры достигли: на Украине — Н.В. Лысенко (1842—1912), оперы «Рождественская ночь», «Наталка-Полтавка», «Тарас Булъба», «Энеида»; в Армении — А.А. Спендиаров (1871—1928), опера «Алмаст», симфоническая картина «Три пальмы», мелодекламация «Мы отдохнем»; в Азербайджане — У. Гаджибеков (1885—1948) оперы «Лейла и Меджнун», «Асли и Керим», «Муж и жена», «Аршин Мал алан».
Глава 3. Серебряный век русской культуры

Конец XIX — начало XX вв. — это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век. русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился «критический идеализм» — разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева.

В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же — предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в.
3.1.Поэзия

Идеалом символизма был Д.С. Мережковский (1866—1941). Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием — мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый.

К. Бальмонт (1867—1942) был одним из лидеров литературы символизма. Он стал популярным после выхода в свет стихотворных сборников «Горящие здания», «Будем как солнце», «Песни мстителя». Затем он отошел от ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и перешел в число художников, считавших себя рожденными «для звуков сладких и мотивов». Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

и пышный цвет долин.

Я заключил миры в един ом взоре.

Я властелин поэт.


В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880—1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик — символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева.


К.А. Сомов.

Портрет АА. Блока.
Однако А. Блок отошел от символизма уже в 1906 г., сочинив драму «Балаганчик». В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905—1907 гг. Им была осознана трагедия современного человека, осмыслен «страшный мир» буржуазные отношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностыо формы.

Лирика Блока — великое достояние русской национальной культуры.

Одним из инициаторов и организаторов символизма в России был В.Я. Брюсов (1873—1924), хотя его творчество вышло за рамки этого направления. Он писал:

Где нет... тайности в чувстве, — нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником.

Им было выпущено 16 сборников стихов, но уже в пятом из них — «Граду и миру» запечатлена жизнь города, а в мощных и четких строфах предваряется Маяковский. Все последующие произведения Брюсова проводят тему созидательного труда. Творчество его исключительно разнообразно. Он поэт, романтик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы. Брюсов — автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы».

По словам Горького, Брюсов был «самым культурным человеком на Руси».

На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эстетизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов.

Отрицания традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности» — таковы были декларации футуристов1. Для поэтов-футуристов В. Хлебникова (1885—1922), И. Северянина (1887—1941), В. Маяковского (1893—1930), А. Крученых характерен анархический протест против капиталистического мира.

Один из основоположников этого течения — В. Хлебников особенно был занят революцией в области русского языка. Он писал: «Найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращения всех славянских слов, одно в другое — свободно плавить славянские слова, — вот мое первое отношение к слову». Стремясь реализовать эту программу, он проводил эксперименты над словом, добиваясь «самоценности». Стихотворение «Заклятие словом» построено на словообразовании из одного корня:
Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики,

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!
Несмотря на то, что молодой В. Маяковский примыкал к футуристам, уже в его ранней лирике, в поэмах «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» ярко проявилась гуманистическая направленность, что не совпадало с принципами этого течения: предчувствия революционной ломки претворилось у поэта в художественном строе его стиха — нео&ычном расположении строки «лесенкой», в атакующей, поступательной, «взрывной» рифме.

Между тем в поэзии первых двух десятилетий XX в. творили поэты, творчество которых нельзя причислить ни к одному из течений декадентства. Это М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев и др.

М. Цветаева (1892—1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты» с романтическим максимализмом, напряженной эмоциональностью. В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине, а также мыслью о несовместимости поэта с окружающим миром. Эти мотивы — в сатирической поэме «Крысолов» (1925), книге «После России» (1929). В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева не только осуждает, но и высказывает ненависть к фашизму. Перу Цветаевой кроме лирической прозы принадлежат эссе о А. Пушкине, А. Белом, Б. Пастернаке и др.

В лучших произведениях М. Волошина (1877—1932) — чувство любви к природе как к космическому целому, трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Декадентское влияние ощутимо в сборниках «Иверни», «Демоны глухонемые». Поэт получил известность как художник-акварелист.


Заключение.

В реферате на тему - «Русская культура Росии XIX вв.: развитие науки и технические изобритения, образование, литература,музыкальная культура.

» все поставленные цели были достигнуты, а задачи решены. По результатам, которых можно сделать вывод.

Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век. Начавшийся с творчества гениального А.С. Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры которая приобрела всемирное значение.

В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60—80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.

Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки» в 50—60-х гг., а Чайковский — в последующие годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла и стремление человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей и переживаний, на осмысление исторического процесса, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В, Перова, В. Серова и многих других. С картины А. Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.

Развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, широкие связи русских ученых с западными свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX — начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств.

Список использованной литературы:

  1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.




  1. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание,исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.




  1. История и культурология. Изд. второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для студентов И90 вузов / Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко и др.; Под ред. Н.В.Шишовой. - М.: Логос, 2000. - 456 с.




  1. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с.




  1. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект, Трикста, 2003 — 496 с.


11 О русском сентиментализме см. гл. 24.

11 Оперу Даргомыжский не успел завершить: первую картину дописал Ц.А. Кюи, инструментовал оперу Н.А. Римский-Корсаков.

11 На средства К.Т. Солдатенкова построена также бесплатная больница (ныне клиническая больница им. С.П. Боткина).

11 Футуризм (от лат. futurum будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг.



Скачать файл (117.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации