Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ответы на билеты по культурологии. 1 курс - файл n1.doc


Ответы на билеты по культурологии. 1 курс
скачать (139.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc140kb.24.12.2012 04:58скачать


n1.doc

Перечень зачетных вопросов для студентов заочного отделения Института педагогики и психологии по дисциплине «Культурология»

  1. Теория культуры (понятие «культура», функции культуры, предмет «культурология»)

Предметом культурологии выступает понятие куль­туры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явле­ния, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокуп­ность людей, то под культурой - совокупность резуль­татов их деятельности.

Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные:


1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".
Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
Однако культура - это не некий "склад", "хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших "образцов", имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями.
3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
4. Регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.
5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

У понятия «Культура» есть много значений. Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;

  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»

  • общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;

  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;

  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);



  1. Культура в первобытном обществе: родовая община

Родовая Община - пришедшие на смену человеческому стаду более сплоченные коллективы людей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Больные и старики содержались за счет общины.

  Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей.

      Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.

      Благодаря охоте и относительной оседлости жилища стали служить уже не только защитой от неблагоприятных условий природы и крупных хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и т.д

  1. Культура в первобытном обществе: анимизм, тотемизм, фетишизм

Тотемизм - убежденность первобытных людей в том, что каждая человеческая группа тесно связана с каким-то животным или растением и находится с ним в родственных отношениях. Предпосылка такого убеждения - вера (миф), утверждающая возможность “обращения”, т.е. превращения человека в животное, основанного на одном из древнейших убеждений, что нет разницы между человеком и животным. Тотемизм включает в себя веру в тотемистических предков (рассказы об их приключениях и похождениях), осознание своего отличия от других групп, т.е. осознание своей индивидуальности.

Анимизм - вера в одушевленность окружающей действительности. Э.Тайлор ввел это понятие как основную, важную и первейшую форму любой религии. Ядром анимистической теории является понятие “душа”. Представления о душе опираются на 2 классических определения: душа - тень, душа - дыхание. Большую роль в анимизме играют верования в призрачных образов, являющихся во сне, во время болезни, галлюцинаций. На первоначальном этапе развития анимизма люди были склонны к подобным духовным контактам. Анимистические представления о двойственной природе души, о ее временном и пространственном континууме предопределили отношение к смерти, погребению, умершим в первобытной культуре. Следовательно, основное чувство к покойному - страх, а похоронные обряды превратились в меры защиты. Логика анимизма не могла допустить только защитные меры. Если человек мог вернуться, то его существование необходимо сделать не хуже, чем оно было раньше. Способ был найден: появились погребения с богатым убранством, слугами, всем необходимым, что могло бы “скрасить” будущее существование.

Фетишизм - отдельным предметам приписывается магическая сила, способная влиять на ход событий и получение желаемого результата. Фетишизм проявился в создании амулетов, талисманов и идолов — предметов из дерева, глины и иных материалов. В идолах и амулетах видели воплощенных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. С фетишами такого рода нередко имели дело колдуны-шаманы, когда они воздействовали на подобие объекта приемами магии.

  1. Культура в первобытном обществе: магия

Магия — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних, сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности.
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

  1. Культура в первобытном обществе: погребальный культ

Погребальный Культ, Погребальные Обряды - одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между миром живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). Ч. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедание животным или птицам, эндоканнибализм) или частичное его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение П. к. относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отдельные стороны погребального культа.

  1. Культура в древних обществах (на примере Древнего Египта: пантеон и функции богов)

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополь; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Гор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

АНУБИС — бог погребения, покровитель умерших и некрополей, бог бальзамирования, бог смерти.

АПИС — священный бык с белым пятном на лбу, бог плодородия, земное воплощение души бога Осириса.

БАСТ (Бастет) — богиня-кошка, дочь Осириса и Исиды, олицетворение солнечного и лунного света, богиня любви и веселья.

ГЕБ — бог земли, покровитель землевладельцев.

ИСИДА — одно из главных божеств египетской мифологии, богиня супружеской верности, материнства и плодородия, покровительница мореплавателей.

МААТ — богиня правопорядка, олицетворение истины

НЕЙТ — богиня войны и воинов Египта, обладающая сверхъестественной силой. Она вселяла храбрость в сердца слабых, звала на бой и отгоняла злых духов, лечила раненых и больных. Как демиург, она создала мужское начало, мужское семя. Нейт помогала также ткачам в их тяжелом труде.

  1. Культура в древних обществах (на примере Древнего Египта: погребальный культ)

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

  1. Культура в древних обществах (на примере Древнего Китая: культ предков и культ Неба)

Культ неба:

Согласно воззрениям древних китайцев, властелином мира и их собственным прародителем был Шан-ди, в образе которого персонифицировалась божественная сила неба. Ему подчиня­лись все другие боги и духи, от него зависела судьба каждого отдельного человека. Поэтому постижению «воли неба» уделя­лось первостепенное значение, для чего прибегали к всевоз­можным гаданиям и предзнаменованиям. Гадания производи­лись на панцирях черепахи и стеблях тысячелистника.

Культ предков:

У племен эпохи бронзы широко были распространены культ предков и вера в загробную жизнь. Они старались умилостивить дух предка, надеясь на его покровительство, помощь, защиту. Поэтому племена эпохи бронзы стремились как можно лучше снабдить покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями, необходимыми в загробной жизни. Ему сооружали могилу, которая имитировала жилье, спустя некоторое время к ней приносили дополнительную пищу, зарывая ее около ящика.

О распростра­нении культа предков говорил тот факт, что даже простые китайцы большей части хорошо зна­ли историю многих поколений своего семейства и мо­гли не только назвать имена прапрадедов, но и перечислить все дела, дающие им право на память их потомства: обращая взоры в прошлое, к длинному ряду своих предков, они, чувствовали себя бес­смертными.

В день похорон собирались все домочадцы умерше­го. В правую руку усопшему клали ивовую ветку, с по­мощью которой очищался его путь от злых духов, а в левую руку - веер и носовой платок. В таком облачении он должен был предстать перед судьями загробного мира.

Одним из главных элемен­тов культа предков были це­ремония погребения главы се­мьи, последующий траур и жертвоприношения в связи с этим. Похороны в простонаро­дье назывались “траурное дело” или “белое дело” (цвет траур­ных одежд в Китае - белый).

Она заканчивалась сожжением предметов, предназначенных для покойника в “мире теней”: сжи­гали бумажный домик, который должен служить жи­лищем усопшему, костюмы, несколько свертков шел­ковой материи, изображения золотых и серебряных слитков.

  1. Культура в древних обществах (на примере древнего Китая: даосизм)

Даосизм – китайское учение, носящее религиозно-философский характер, а также сочетающее в себе черты мистики, шаманизма и медитационной практики.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в 5-й век до н.э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

10.Культура в древних обществах (на примере Древнего Китая: китайский буддизм)

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников еще в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-Цзы основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне. В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.

11.Культура в древних обществах (на примере Древнего Китая: конфуцианство)

Конфуцианство основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.
Согласно учению конфуцианства, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.
Главный принцип общественной организации — «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.
Конфуцианство формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).


В конфуцианстве общество делилось на две категории — благородных и простолюдинов.
Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.
Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.
Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» — о получении благодеяния.
Необходимо быть честным сановником и почитать правителя.

В конфуцианстве разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель — «сын Неба».

Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.


12.Культура Древней Индии: ведическая религия

Ведическая культура - ранняя стадия формирования древнеиндийской религии, из которой впоследствии образовался брахманизм и индуизм. Сам термин ведическая культура произошел от слова веды (санскр. веда - "знание"). Веды - это собрание священных текстов конца 2-го начала 1-го тыс. до н.э. содержащих жизнеописания древних арийских богов, гимны и заклинания, также основные рекомендации для устройства жизни последователей ведической традиции. Вед существует четыре:  Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа.

Веды были созданы древними ариями. По своему классу источник возникновения вед относятся к классу шрути - "услышанное". В течении многих веков веды передавались из поколения в поколение изустно и хранились в жреческих родах. Брахманы (жрецы) разрабатывали сложную систему заучивания текстов, которая исключала малейшие погрешности. Тексты вед продолжали храниться в устной традиции даже тогда, когда в Индии распространилось письмо. Основа ведической культуры описанная в ведах - жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом. Наиболее почитаемыми богами ведийского пантеона были Индра, Варуна, Агни и Сома.

Ведическая культура в Индии утверждалась кране медленно, благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Боги и мифы относящиеся к ведической культуре, соприкоснувшись на индийской земле с местными дравидическими богами, постепенно стали меняться под них. Некоторые из старых арийских богов сошли со сцены, другие обрели новую жизнь в индуизме. Пёстрая толпа богов и полубогов (как местных, так и пришлых) стала разрастаться и образовала в дальнейшем многочисленный индуистский пантеон.

Древние арии в Индии не только впитывали новые представления, но и учились у местного населения выращивать пригодные для здешнего климата культурные растения (прежде всего просо, рис, овёс и лён), строить каналы для искусственного орошения земли и многому другому. Иногда они сталкивались с враждебностью местных племён, называемых в Ригведе даса, или дасью. Те либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо уходили от них в горы, либо принимали образ жизни победителей, став членами их общества. Состав арийского общества постепенно усложнялся, пока не сложились варновая, а на её основе -- кастовая системы, ставшие социальной базой, основой индуизма. Религия освящала и закрепляла наличие социальных слоёв, различий и правил. Разграничения, существовавшие в обществе, в свою очередь сохраняли незыблемыми религиозные основы.

В новом социальном устройстве первостепенная роль отводилась брахманам (браминам) -- знатокам вед и главным исполнителям обрядов. Слово «брахман» многозначно. В ведах есть упоминание о брахмане -- некоей таинственной силе, присущей ведийскому ритуалу. В то же время брахманы -- это и жрецы, и комментарии к ведам учёных ритуалистов-брахманов. Иногда так обозначалась магическая власть священного изречения -- мантры. Этой властью, таинственной силой обладал -- брахман, жрец, заклинатель.

Продвигаясь на восток, к берегам Ганги, арии сталкивались не только с сопротивлением местных племён, но и с враждебностью природы. Здешние джунгли не отличались приветливостью, и жрецам приходилось заниматься не только жертвоприношениями, но и лечить людей от новых неизвестных болезней. В этом преуспевали атхарваны -- маги, знавшие заклинания от болезней и дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они могли научить любым заговорам, знали, как приворожить приглянувшуюся девушку или красавца-юношу, как добиться лада в семейной жизни и согласия с родственниками, благосостояния и здорового потомства. Эти заговоры и составили содержание Атхарваведы -- более поздней, чем другие веды, но отразившей более древние религиозные представления, в том числе и доарийские. Вероятно, именно поэтому Атхарваведу долго не признавали каноническим ведийским текстом.\

Постепенно из национально и культурно однородной массы ведийских ариев образовалась национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала в себя кроме пришельцев много индийских народов и племён, стоящих на разных ступенях развития.

Выросший из религии вед брахманизм не мог долго соответствовать многоукладному индийскому обществу. К тому же в V в. до н. э. в Индии появились новые религии -- джайнизм и буддизм. Они нанесли сокрушительный удар по притязаниям брахманов на интеллектуальную и духовную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери для всех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.

Стараясь удержать свои позиции, брахманы приспосабливались к новым условиям, вбирая в своё вероучение прежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглись переработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений -- буддизма и джайнизма. Таким образом к концу I тысячелетия до н. э. сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

Одновременно возрастало значение исконно индийских, древнейших богов и верований, сохранявшихся ещё со времён Хараппской цивилизации. Так постепенно образовывалась та совокупность течений, школ, групп, обрядов и богов, которую позже стали называть индуизмом. Как реки и ручейки вливаются в море, так и в индуизм входили новые верования, образуя в нём разные течения. Одним из таких течений был бхагаватизм. Он сложился как синтез брахманической религии с живыми народными верованиями.

13.Культура Древней Индии:буддизм, джайнизм

Буддизм. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн., хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Будда никогда не записывал своего вероучения, поэтому, я думаю, что после его смерти образовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - монашеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха , а активное религиозное воздействие монахов на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

Джайни́зм— древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме.

14.Культура Древней Индии:индуизм

Индуизм по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти.

Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди четырех основных каст существует деление по подкасты.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная создана Брахмой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие.

Исследуя данную тему я наткнулась на молитву господу, вернее как она называется в Индии "Песнь Господу", она взята из "Бхагавадгите" и мне кажется, что в ней отражена вся суть индуизма: "Тот, кто считает, что душа способна убивать, иль тот , кто думает, что душа может быть убита, не знают Истины, так как душа не убивает и не может быть убита. Душа не рождается, она вечна, она неизменна, она бесконечна. Ее нельзя уничтожить даже тогда, когда уничтожено тело."

У каждого из богов есть супруга, обладающая какими-то выдающимися способностями. Боги и их супруги передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические предметы, по которым их легко можно распознать.

Многочисленные индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы в Матхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских славятся в Северной и Центральной Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной Индии - в Танджавуре, Чидамбараме и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индии их всего лишь несколько.

Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор крайне редки, выбор жениха и невесты в большинстве случаев принадлежит не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

15.Культура стран арабского Востока: «Коран», «Сунна», личность Мухаммеда

Сунна:

Сунна – книга, содержащая высказывания пророка Мухаммеда и описание его поступков. Отдельные истории в сунне носят название хадисов. Наиболее авторитетным сборником суннитских хадисов считается книга, известная под названием Аль-Джами ас-Сахих (в пер. с арабского - «истинное собрание»), которой принадлежат приведенные ниже фрагменты. Этот сборник был составлен имамом аль-Бухари середине 9-го века. В течение многих лет он путешествовал по городам Ближнего и Среднего Востока, разыскивая авторитетных собирателей истории о жизни пророка, в исламской традиции называемых мухаддисами. Всего, по словам аль-Бухари, им было опрощено более тысячи мухаддисов. На создание Аль-Джами ас-Сахих имам потратил около 16-ти лет, в течение которых им были тщательно изучены более шестисот тысяч хасидов, из которых для своей книги он отобрал только 7563. О тщательности, с которой аль-Бухари подходил к своей задаче, свидетельствует тот факт, что ни один хадис его сборника до сих пор ни разу не был подвергнут сомнению. Его имя широко почитается мусульманами по сей день.

Мухаммед:

Муха́ммад, в русском языке также употребляется передача Муха́ммед, Магоме́т (Магоме́д), Моха́ммед; род. 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), Мекка — ум. 8 июня 632, Медина) — проповедник, пророк, центральная (после единого Бога) фигура религии ислам; Мухаммеду Бог ниспослал его священное писание — Коран. Также политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове.

Коран:

Коран – священная книга мусульман. В буквальном переводе с арабского это слово означает «распевное чтение». Мусульмане верят, что Коран является точным, буквальным воспроизведением слов Бога. Его появление связано с именем пророка Мухаммеда – именно ему были ниспосланы божественные откровения, записанные и собранные в одну книгу самим Пророком. Как гласит предание, перед смертью Мухаммед вместе с ангелом Джабрилом (в христианской традиции – Гавриил) дважды сверил точность записанного им текста. С этого момента Коран не претерпевал никаких изменений.

16.Культура стран арабского Востока: шариат

Шариат - свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, сунну и фикх. Разработан в 7—12 вв. в Арабском халифате. Помимо предписаний об основных религиозных обязанностях мусульман, включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Применяется в странах, где ислам является государственной религией, особенно в сфере семейно-брачного и наследственного права.

17.«Массовое» общество, «массовый» человек, «массовая» культура, «массовое» искусство

Массовое общество:

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920-1960-е годы.

Особенностью массового общества является разрыв социальных связей, обособленность отдельных индивидов, отсутствии у них индивидуальности, устойчивых и общезначимых нравственных ценностей. Личностный статус человека формируется на уровне социальной группы, общины, ремесленного цеха, аристократического «света», церковного прихода. Но непрерывные вертикальные и горизонтальные перемещения больших групп людей, характерные для индустриального общества, разрушают уровень соседского, профессионального, религиозного общения, общения в «своем круге» и основным уровнем общения становится семья. Человек начинает воспринимать общество как множество других столь же похожих на него индивидов, одевающихся в тех же универсальных магазинах, ездящих в тех же поездах и автомобилях, читающих те же газеты, и так же, как он, одиноких.

Поэтому потребность в самоутверждении переносится на национально-государственный уровень, на уровень всего общества и политические интересы приобретают личностный, особенно значимый характер.

Массовый человек:

Факторы-характеристики массового человека, описываемые К.-Г. Юнгом и Густавом. Лебоном:

- способность группы влиять посредством внушения на сознательную и бессознательную психику этого индивида;

- инстинктивная склонность человека к подражанию;

- менее требовательная интеллектуальная и моральная природа коллективного мышления и действия;

- "мягкое и безболезненное ускользание в царство детства, в рай без заботы", т.е. склонность человека изыскивать ситуации, в которых с него будет снята ответственность.

Массовый человек - обезличенный человек, с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции превращенный в представителя "массы", послушный "винтик"; автоматизированный индивид, отчужденный от власти, средств производства и результатов своего труда. Для него характерны эрозия традиционных ценностей, неукорененность в устойчивых социальных группах, отсутствие собственного "я", готовность целиком подчиняться тому, кто обещает стабильное существование. В экстремальных условиях (экономических, социально-политических, военных и иных потрясениях) легко поддается воздействию различных форм пропаганды (политической, националистической, сепаратистской, религиозной и т. д.).

Массовая культура:

Массовая культура, поп-культура, масскультура , культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

В условиях государственно-монополистического капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в «М. к.». Через систему массовой коммуникации «М. к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».

         Серийная продукция «М. к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность «счастливого конца»; развлекательность, забавность, сентиментальность Комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческого кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты — жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм «чёрного характера» в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, «сказочность» Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и прочее), отделяющих «своих» от всех остальных — «чужаков». Эти и подобные признаки присущи буржуазной культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие «М. к.» именно к новейшему времени.

Массовое искусство:

Массовое искусство - понятие, обозначающее специфические проявления массовой культуры и подразумевающее художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика и пр.) В массовом искусстве преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя.

18.Культура в 20 веке: общий анализ

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всём характере его культуры.


Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Поскольку XX в. - век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные оценки развитию культуры этого периода очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

Культура 20 века - радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление.

Новым явлением в культуре XX в. стал дизайн, возникший как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной сферы.

Массовая культура резко отличается от прежних низовых форм тем, что она опирается на достижения самой передовой технологии даже в большей степени, нежели элитарные формы искусства 20 в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекат. кинопродукция, мода, бульварная и желтая пресса и пр.) используются мощные потенциалы социологии, психологии, менеджмента, политологии и др. обществ, и антропол. дисциплин.


Скачать файл (139.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации