Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Суханова К.Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества - файл n1.doc


Суханова К.Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества
скачать (149 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc149kb.25.12.2012 07:44скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


На правах рукописи

СУХАНОВА Ксения Леонидовна


СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА





Специальность: 22.00.04 – Социальная структура,
социальные институты и процессы



Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре истории и теории социологии cоциологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.


Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор

Осипова Надежда Геннадиевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,
профессор Орлова Ирина Викторовна




кандидат социологических наук

доцент Быканова Маргарита Леонидовна

Ведущая организация:

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, кафедра проблем развития современного общества



Защита состоится «28» мая 2010 г. в 14.00 часов
на заседании Диссертационного совета по социологическим наукам (Д.501.001.01) при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 3-й учебный корпус, социологический факультет, ауд. 408.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).
Автореферат размещен на сайте социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.socio.msu.ru/ 26 апреля 2010 г.


Автореферат разослан «26 »апреля 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат социологических наук, доцент

Е.Е. Микеладзе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

Среди основных тенденций развития современного общества одно из главных мест занимают те, которые связаны с переходом ряда функций, традиционно реализуемых социальным государством, к крупному бизнесу. Особенно явственно эти тенденции прослеживаются с начала 1990-х годов. С одной стороны, общество в экономически развитых странах стало предъявлять более высокие требования к социальной ответственности корпораций. С другой стороны, и сами представители бизнеса пришли к необходимости признания и выполнения этих требований. В силу ряда объективных условий, определивших состояние современного общества, социальная ответственность бизнеса стала одним из факторов конкурентоспособности компании.

Особое значение приобретает социальная ответственность бизнеса в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Если в период экономического подъема многие компании рассматривали социально ответственную политику как экономически выгодный способ инвестирования в собственный имидж, то в новых условиях чисто экономическая эффективность такого инвестирования становится, как минимум, сомнительной. Это выдвигает на первый план социальные аспекты ответственности бизнеса перед обществом.

Актуальность разработки концепции социально ответственного бизнеса резко возрастает в условиях мирового экономического кризиса, когда одной из доминирующих тенденций развития производства становится тенденция массовой реструктуризации предприятий, которая в полной мере проявились и в российской экономике. Глобализация лишила отечественных производителей надежды защититься от мировой конкуренции национальными границами. Для того, чтобы выжить в современных условиях, они были вынуждены либо трансформироваться в компании международного класса, либо сворачивать производственные мощности и выводить финансовые активы.

Этим процессам сопутствуют серьезные социальные риски, а именно: в условиях кризиса, сопровождающегося повсеместным снижением объемов производства, сокращением производственных мощностей, закрытием предприятий, задача снижения возникающих социальных рисков приобретает особую актуальность. Решение этой задачи возможно лишь в условиях социально ответственного бизнеса. Вот почему сегодня как никогда прежде оказались востребованными как накопленный за предыдущие годы опыт социально-ответственной модернизации, так и лежащий в основе этого опыта концептуально-теоретический аппарат социально ответственного бизнеса.

В индустриально развитых странах мира идея социально ответственного бизнеса широко распространена в общественном сознании. На протяжении ряда лет накапливались и развивались технологии, обеспечивающие успешную реализацию проектов и программ социально ответственного бизнеса, вырабатывались стандарты и критерии оценки социальной ответственности компании, возникли различные формы институционализации соответствующих социальных практик. Накопленный идейный багаж и практический опыт социально ответственного ведения бизнеса сегодня требуют теоретического социологического осмысления.

Таким образом, актуальность темы предпринимаемого исследования обусловлена следующими моментами:

а) резким повышением значимости социальной ответственности бизнеса в современном обществе на протяжении последних десятилетий и, особенно, в новых условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса;

б) активным развитием социальных практик, реализующих концепцию социально ответственного бизнеса, их институционализации в ходе глобализации;

в) ускорением структурных изменений во всех отраслях российской экономики и необходимостью социологического исследования связанных с этим модернизационных процессов в российском обществе.

Степень разработанности темы

Вопросы изучения социально ответственного бизнеса рассматриваются в работах ряда современных отечественных авторов. Так, Д.Вышегородский намечает основные перспективы развития корпоративной социальной ответственности в России1, К.Гришпун исследует проблему социально ответственной реструктуризации предприятий в контексте теории управления2. В.И. Грушенко, Л.В.Фомиченкова, Т.В. Халдеев затрагивают вопросы социальной ответственности в рамках общей концепции управления предприятием в условиях экономического кризиса3. В работах Ю.Н.Гусева 4, Ю.А.Жучкова5, С.В.Ивченко и М.И.Либоракиной6, А.В.Корчагина7, Л.Н.Овчаровой8, С.Перегудова9, Е.В.Родионовой10, К.А.Руденко11, С.Симпсон и С.В.Туркина12, И.В.Сотникова13 описываются различные аспекты, связанные главным образом с выявлением особенностей формирования идеологии социально ответственного бизнеса в России и развития в нашей стране соответствующих социальных практик.

В то же время анализ существующей научной литературы по теме исследования вынуждает сделать вывод о том, что, несмотря на наличие значительного числа источников, по-прежнему существует объективная потребность в дальнейшей всесторонней и углубленной научной разработке проблем социально ответственного бизнеса. Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах в свете происшедших изменений в социальных практиках бизнеса, особенно в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

При наличии обширного массива зарубежной литературы, посвященной социально-ответственному бизнесу и изучению социально-ответственных стратегий фирмы, социологические подходы в ней представлены слабо. Часть этих работ зарубежных исследователей носит дискуссионный характер.

Другая, несравненно более значительная в количественном отношении и важная по теоретической значимости часть работ – это труды специалистов в области экономики и бизнеса, имеющие целью отчасти пропаганду ценностей и принципов социальной ответственности бизнеса, а отчасти - разработку и распространение соответствующих организационных методик. Примерами подобных трудов, сочетающих в себе серьезность подхода с популярностью изложения могут служить такие книги, как «Корпоративная социальная ответственность…»14 Филипа Котлера и Нэнси Ли; «Этика и корпоративная социальная ответственность: Почему падают гиганты» Рональда Р.Симса15. Так, в переведенной на русский язык работе Э.Гриффина представлены методики управления репутационными рисками16.

В последние годы, в связи с глобализацией социальной ответственности бизнеса появились фундаментальные труды, описывающие практику корпоративной социальной ответственности в разных странах мира. Это, например, работа С.О.Айдоу и В.Л.Филхо «Мировая корпоративная ответственность»17, Л.Зу «Корпоративная социальная ответственность)18; Р. ван Тулдера и А. ван дер Зуарта «Международное бизнес-сообщество менеджмента: Соединяя корпоративную ответственность и глобализацию»19, глобальные аспекты корпоративной социальной ответственности раскрываются в книге М.Хопкинса20. Наряду с монографиями существует множество статей, посвященных конкретным сторонам корпоративной социальной ответственности. Так, в статье специалистов из Гарварда К.Леттса, У.Райана и А.Гроссмана «Благодетельный капитал: чему фонды могли бы поучиться у венчурных капиталистов?»21 и брошюре М.Портера и М. Крамера «Филантропия, новая повестка дня: создавая ценности»22 изложены основные принципы венчурной филантропии – сравнительно нового направления развития концепции социально ответственного бизнеса.

Таким образом, наиболее фундаментальные труды зарубежных исследователей по социально ответственному бизнесу имеют в основном экономическую направленность. Научной разработка социологических аспектов социально ответственного бизнеса находится на начальной стадии. Очевидна необходимость выявления объективных социальных предпосылок и причин становления социальной ответственности бизнеса как концепции и социальной практики; факторов, определяющих динамику ее распространения; перспектив ее дальнейшего развития, в том числе институционального; исследованием особенностей реализации этой социальной практики в конкретном социуме с учетом его специфических социально-политических, социально-экономических, социально-психологических и социокультурных характеристик.

Данные аспекты и предопределили цель и задачи предстоящего диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении концепции социальной ответственности бизнеса и реализующих ее социальных практик в условиях модернизации российского общества и разработке путей реализации социальной ответственности бизнеса в современной России.

Задачи исследования

Указанная цель предопределила постановку следующих задач:

– выявить основные социальные предпосылки, факторы и вехи формирования концепции социально-ответственного бизнеса;

– исследовать взаимодействия различных подходов к концепции социально ответственного бизнеса в аспекте их теоретической и практической реализации;

– проанализировать основные направления институционализации социально-ответственного бизнеса;

– наметить пути формирования идеологии и практики социальной ответственности бизнеса в условиях модернизации российского общества.

Объектом диссертационного исследования является совокупность социальных практик, реализующих идеи и концепции социальной ответственности бизнеса.

Предметом диссертационного исследования являются социальные условия и перспективы практической реализации концепций социальной ответственности бизнеса в современной России.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическую основу диссертационного исследования составили следующие группы работ.

Первую группу составили труды, содержащие анализ общих тенденций социального и социально-экономического развития современного постиндустриального общества, в том числе таких авторов, как Д.Белл23, И.Кристолл24, М.Кастельс25, А. Турен26, Т. Левитт27, И.Масуда28, И.Ансофф29, Д.К.Гелбрейт30, И. Валлерстайн31 Теоретические положения, содержащиеся в этих трудах, легли в основу исследования социальных предпосылок возникновения идеи социально ответственного бизнеса в современном мире.

Ко второй группе относятся работы отечественных социологов, посвященные теоретической и практической разработке методологии социологического исследования опыта российских реформ - Б.М.Генкина32, Л.А.Гордона33, Т.И.Заславской34, Р.И.Капелюшникова35, В.В.Комаровского36, Т.М.Малеевой37 и др. Положения этих работ послужили теоретико-методологической основой исследования и оценки опыта социально-ответственного бизнеса в России.

В третью группу входят исследования, посвященные вопросам организационной структуры, управления организацией, управления трудовыми ресурсами. К ним относятся труды таких зарубежных авторов, как Р.Коуз38, Р. Оберт39, М.Хаммер и Дж. Чампи40, Ф. Тейлор41, Н. Том42, Ф.Ригер43 и др.

К четвертой относятся публикации, непосредственно посвященные идеологии и практике социально-ответственного бизнеса. В ее составе выделяются работы зарубежных авторов, среди которых имеются объемные труды обобщающего характера (о них уже сказано выше), и работы отечественных авторов – это, главным образом, небольшие статьи, преимущественно ознакомительного характера44, либо материалы различных форумов, посвященных проблемам социально ответственного бизнеса45.

Диссертационное исследование опирается на общенаучные принципы единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы..

Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа социального дискурса на материалах Интернет-версий СМИ.

Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата)46, материалы исследований Фонда «Общественное мнение»47, фонда «Институт экономики города»48, Ассоциации менеджеров49, информационно-аналитические материалы Федерации независимых профсоюзов России50, Российского союза промышленников и предпринимателей51, исследовательских фирм «Конференс Боард» (Conference Board)52, Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)53, другие опубликованные материалы и результаты социологических исследований.

Особое место среди источников исследования занимают официальные документы общественных и международных организаций, отражающие содержание основных концепций социальной ответственности бизнеса и подходов к их практической реализации, а также объективное положение дел в сфере социально-ответственной реструктуризации предприятий, в том числе в нашей стране. В частности, в ходе разработки научно-практических рекомендаций по разработке и реализации программ социально ответственного бизнеса учитывались положения Методики социально-ответственного реструктурирования предприятий, подготовленной Федеральной службой РФ по труду и занятости54.

Научная новизна исследования определяется, в первую очередь, тем, что впервые предметом диссертационного исследования становятся социальные условия и перспективы реализации концепции социальной ответственности бизнеса в современной России.

Кроме того, научная новизна настоящей работы связана со следующими результатами, полученными автором в ходе исследования:

– выявлены исторические предпосылки и причины формирования концепции социально ответственного бизнеса,

– исследованы пути институционализации концепции социально-ответственного бизнеса в условиях современного общества;

– определен механизм самоподтверждения теории социальных инвестиций, в основе которого лежит институционализация социальной ответственности бизнеса;

– описаны содержательные, структурные и институциональные отличия российской модели социально ответственного бизнеса от западной модели;

– обоснована необходимость развития и совершенствования модели социального партнерства между бизнесом и властью в России, основанная на гибких формах взаимодействия, выходящего за рамки простой координации при сохранении инициативной роли государства.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту

1. Социальными предпосылками формирования и распространения концепции социально ответственного бизнеса послужили такие тенденции постиндустриального общества, как ускорение процесса организационных изменений в сфере производства и усиление консьюмеристских ожиданий в сфере общественного сознания.

2. Непосредственной причиной оформления концепции социальной ответственности бизнеса в конце 1970-х – начале 1980-х гг. послужил кризис социального государства как государства всеобщего благосостояния и общее ослабление позиций государства в социальной сфере.

3. Институционализация социальной ответственности бизнеса в современном мире превращает ее в инструмент глобализации. Компании, отказывающиеся следовать ее принципам, исключаются из глобальной системы экономических взаимодействий, а их конкурентные возможности существенно снижаются.

4. Основными факторами, определяющими специфичность формирования социально ответственных практик в России являются: 1) прочность социальных ожиданий населения по отношению к государству; 2) несформированность общественного запроса на социальную ответственность бизнеса; 3) высокая степень объективной зависимости бизнеса от государства и местных органов власти.

5. Концепция социально ответственного бизнеса в нашей стране пока еще в недостаточной степени проявляет присущие ей консолидирующие и глобализирующие функции, не служит объединяющим началом для представителей всех уровней отечественного бизнеса. Социальная ответственность российского бизнеса имеет во многом «этатистскую» природу. Главным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти.

6. В основе деятельности российских предприятий в современных условиях должны лежать не только западные модели социально ответственного бизнеса, но и принцип синергетического взаимодействия бизнеса с государственной и муниципальной властью, отражающий специфику российской социально-экономической среды и управленческих традиций.

Теоретическое и практическое значение диссертации определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социальной ответственности бизнеса, при разработке планов социального развития бизнес-структур, формировании управленческих методик взаимодействия бизнес-структур с органами власти и общественностью.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической практике, при чтении курсов по истории и теории социологии, экономической социологии, социологии управления.

Апробация результатов исследования

Основные положения диссертации были обсуждены на кафедре истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Отдельные положения диссертации нашли отражение в докладах автора на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2003», «Ломоносов-2004», «Ломоносов-2005», «Ломоносов-2008», а также в публикациях автора по теме исследования.

Структура диссертационной работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы, определяются цели задачи исследования, его объект и предмет, теоретическая и методологическая база, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Социальная ответственность бизнеса как объект социологического анализа» рассматривается процесс формирования концепции социально ответственного бизнеса и конкретизируется ее содержание.

В первом параграфе первой главы «Формирование концепции социально-ответственного бизнеса» выявляются социальные причины и предпосылки формирования концепции социально ответственного бизнеса.

Идейно-теоретическим прообразом концепции социальной ответственности бизнеса является впервые осознанная в середине XIX в. задача организованной защиты интересов экономически и политически слабых членов социума с целью сохранения классового согласия и политической стабильности общества. Решение задачи виделось на путях создания концепция социального государства, в которой реализован принцип единства интересов всех членов общества и принцип ответственности экономически сильных членов общества перед экономически слабыми его членами и обществом в целом.

С момента перехода капитализма в монополистическую фазу в последней четверти XIX в. развитие идеи социальной ответственности бизнеса перед обществом разделилось на два разных направления. С одной стороны, она продолжала развиваться в русле концепции социального государства и в дальнейшем воплотилась в кейнсианской модели социального государства и государства всеобщего благосостояния, расцвет которого пришелся на 60-е гг. ХХ в. С другой стороны, идея социальной ответственности бизнеса перед обществом стала развиваться в русле тейлоризма, фордизма и наследовавших этим учениям теорий научного менеджмента.

При этом оба указанных подхода послужили источниками не только теоретических, но также социально-политических и социально-экономических предпосылок концепции социально-ответственного бизнеса.

В середине 1950-х гг. достигнутый в экономически развитых странах высокий уровень благосостояния способствовал формированию консьюмеризма и наступлению постиндустриальной эпохи. Крупный бизнес стал объектом критики со стороны общества потребителей, начал подвергаться все большим ограничениям со стороны государства. Идея социальной ответственности бизнеса прочно утверждается в общественном сознании. В свою очередь возникновение спроса на услуги социального характера открывает новые перспективы для развития бизнеса.

Формирование основных черт постиндустриальной эпохи, в том числе азвитие сети транснациональных корпораций и описанный в научной литературе «упадок национального государства», привели в конце 1970-х – начале 1980-х гг к оформлению концепции социальной ответственности бизнеса. Укреплению идеи социальной ответственности бизнеса способствовала крупномасштабная реструктуризация компаний, сопряженная с потерей рабочих мест и усложнением условий труда.

Государство, взяв идею социальной ответственности бизнеса на вооружение, усилило регулирование рынка и установило более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства и охраны окружающей среды. Усилилось давление на бизнес и со стороны профсоюзов.

Со своей стороны, представители крупного бизнеса приняли идею социальной ответственности без сопротивления, чему способствовали, с одной стороны, уже сложившиеся традиции управленческой культуры, основанной на идеях фордизма, с другой стороны, резкое повышение уровня конкуренции и очевидная зависимость между общественным мнением о фирме и уровнем продаж.

Таким образом, концепция социально ответственного бизнеса явилась результатом совпадения, с одной стороны, возросших ожиданий общества по отношению к собственникам, менеджменту, производственным структурам бизнеса, с другой стороны, согласия представителей бизнеса признать справедливость этих ожиданий и соответствовать им в своей экономической деятельности.

Во втором параграфе «Содержание концепции социально ответственного бизнеса» раскрывается внутренняя структура исследуемой концепции, дается оценка ее конкретных положений.

Концепция социально ответственного бизнеса не является однородной по своему содержанию, ряд ее положений остаются дискуссионными. В их числе

– трактовка самого понятия социальной ответственности бизнеса;

– экономическая эффективность политики социальной ответственности;

– объективность и достоверность оценки критерия вовлеченности компании в решение социальных проблем общества;

– добровольность социальной ответственности бизнеса;

–непредсказуемость последствий активного вмешательства представителей бизнеса в социальные процессы.

В результате полемики между представителями крайних позиций сформировались промежуточные позиции, в основе которых лежит основанная на принципе «разумного эгоизма» теория социальных инвестиций. Как считает автор, теория социальных инвестиций отражает сложившееся положение, при котором благодаря институционализации и глобализации социальной ответственности она превращается в безальтернативную политику для большинства компаний.

Классификация программ корпоративной социальной ответственности по группам стейкхолдеров, на удовлетворение интересов которых направлены эти программы, предполагает выделение таких групп стейкхолдеров, как а) акционеры, б) потребители, в) работники, г) поставщики и другие деловые партнеры, д) местные жители, е) общество в целом.

Особого внимания заслуживает такое направление социально ответственной политики компании, как венчурная филантропия, конечная цель которой, в отличие от социального инвестирования, лежит не в сфере экономической эффективности, а в сфере социального реформирования.

Деятельность государства, направленная на закрепление и расширение социальной ответственности бизнеса, ставит под сомнение принцип добровольности как одну из определяющих характеристик этой ответственности. В связи с этим в диссертации высказывается предположение, что рассмотренная классическая концепция социальной ответственности бизнеса представляет собой исторически обусловленный феномен, сформировавшийся при определенном исторически уникальном сочетании социально-экономических, социально-политических и социально-психологических условий. При изменении хотя бы одного из этих условий социальная ответственность бизнеса может приобрести принципиально новые черты.

Третий параграф «Институционализация концепции социально ответственного бизнеса» посвящен анализу процесса институционализации концепции социально ответственного бизнеса.

В русле этого процесса можно выделить пять основных течений:

– концептуализация проблематики социально ответственного бизнеса в программных решениях и документах существующих организаций, в том числе международных;

– создание специальных институциональных структур, предназначенных для продвижения и реализации принципов социально ответственного бизнеса;

– профессионализация социально ответственного бизнеса путем создания систем профессиональной подготовки, сертификации и аккредитации специалистов в этой области;

– разработка и внедрение стандартов и индексов корпоративной социальной ответственности, распространение практики добровольных нефинансовых отчетов корпораций о соответствии этим стандартам;

– распространение практики использования нефинансовых отчетов корпораций и индексов корпоративной социальной ответственности при предоставлении преимуществ (кредитов, налоговых льгот и др.).

Рассмотренный материал позволяет говорить о превращении корпоративной социальной ответственности в инструмент глобализации. Благодаря институционализации социальной ответственности бизнеса теория социальных инвестиций стала основополагающей концепцией бизнес-развития: компании, отказывающиеся брать ее на вооружение, исключаются из глобальной системы экономических интеракций, их конкурентные возможности существенно снижаются.

В четвертом параграфе «Реструктуризация предприятий как практика социальной ответственности» рассматривается одна из важнейших сфер институционализации социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации и мирового финансово-экономического кризиса – реструктуризация предприятий.

Уже в эпоху модерна вопросы реструктуризации предприятий в процессе обновления производственного цикла вошли в сферу приоритетных вопросов развития бизнеса. Переход от общества эпохи модерна к обществу постмодерна (постиндустриальной эпохе) позволяет увидеть в реструктуризации предприятий регулярный и массовый процесс. Глобализация бизнеса привела к внедрению в повседневную практику элементов аутсорсинга, превращения вертикально организованных и забюрократизированных корпораций в «гибкие корпорации» с расширением полномочий и креативных навыков менеджеров низшего звена. превращением бизнес-корпораций в горизонтальные сетевые корпорации. При реструктуризации меняются социальные аксиомы деятельности корпораций: от накопления запасов на складах корпорации переходят к исполнению заказов « по индивидуальным требованиям потребителя точно в установленный срок».

Решающее воздействие на процессы реструктуризации оказывают факторы, лежащие в сфере потребления. Основным фактором, предопределившим новые условия ведения бизнеса, стало изменение потребительского спроса и самой структуры потребления, что вызвало глубокие структурные изменения в сфере производства. Отрасли, обслуживающие первичные потребности, достигли уровня насыщения спроса, темпы их роста резко снизились. На этом фоне начался рост новых отраслей, связанных с индустрией досуга, сферой услуг.

Стимулы социальной модернизации, исследуемые автором, можно разделить на три типа. К социально-политическим стимулам реструктуризации автор относит такие явления общества постмодерна, как резкое возрастание уровня притязаний и ограничений со стороны общества и государства по отношению к бизнесу. К социально-психологическим стимулам – рост индивидуализма и гедонизма в обществе; повышение требовательности потребителей к качеству продуктов и услуг; рост требований работников по отношению к фирме относительно условий труда. К социально-экономическим стимулам автор относит формирование и интенсивное развитие рынка предлагаемых бизнесом социальных услуг.

Немаловажную роль играют и демографические предпосылки реструктуризации, а именно, демографические изменения в сфере наемного труда, выразившиеся в возрастании доли женщин и представителей национальных меньшинств среди работающих; старении населения в развитых странах и, как следствие этого, изменении соотношения между работающими и неработающими гражданами.

В целом реструктуризация предприятий является одной из важнейших сфер практического применения концепции социально ответственного бизнеса. Особенность социально ответственной реструктуризации как направления социальной ответственной политики компании состоит в том, что, в отличие от других направлений, каждое из которых связано преимущественно с интересами одной определенной группы социальных партнеров, задача социально ответственной реструктуризации – достижение баланса интересов всех групп социальных партнеров, поскольку в период реструктуризации предприятия все они оказываются затронутыми.

Вторая глава «Пути реализации социальной ответственности бизнеса в современной России» посвящена рассмотрению специфических характеристик концепции и практики социально ответственного бизнеса в России и перспектив ее развития.

В первом параграфе данной главы - «Особенности реализации концепции социально ответственного бизнеса в России» - детально анализируются особенности реализации концепции социально-ответственного бизнеса в России. На основании проведенного анализа автор приходит к следующим выводам.

Основным субъектом социально ответственного бизнеса в России выступает крупный бизнес. Средние и малые предприятия включены в программы социально ответственного бизнеса в наименьшей степени и чаще выступают как получатели социальной помощи со стороны крупного бизнеса.

Само понятие бизнеса формировалось в новой России после распада государственного социализма и создания предпосылок для проявления частной производственной инициативы. На протяжении 90-х гг. ХХ в. исторически первой формой социальной ответственности бизнеса стала благотворительность.

В 2002 – 2006 гг. в связи с наметившейся экономической и политической стабильностью и активным выходом российских компаний на международный рынок повысился интерес крупных компаний к выработке политики социальной ответственности и определения стратегий участия компаний в жизни общества.

С целью оценить мотивацию, направленность и тип мероприятий социально ответственного бизнеса в России на современном этапе автором было проведено оригинальное исследование материалов современной деловой прессы. В ходе исследования применялся метод контент-анализа. Выборка составлялась из публикаций «Российской газеты», деловой газеты «Ведомости» и изданий издательского дома «Коммерсант» за период с 01 февраля 2007 г.по 01 февраля 2008 г., содержащих хотя бы одно включение понятия социально ответственного бизнеса. Общий объем массива публикаций, посвященных социальной ответственности бизнеса, за указанный период составил 827 публикаций. Выборка составлялась случайным образом: в нее включалась каждая десятая публикация в хронологическом порядке. Таким образом, в выборку вошло 82 публикации, в том числе 57 публикаций в изданиях «Коммерсанта» (45 публикаций в газете «Коммерсант», 2 публикации в журнале «Коммерсант-Власть», 5 публикаций в журнале «Коммерсант-Деньги», 5 публикаций в журнале «Секрет фирмы»); 17 публикаций в «Российской газете» и 8 публикаций в газете «Ведомости». По результатам исследования автор приходит к следующим выводам.

Состав акторов корпоративной социальной ответственности (КСО) подтверждает, во-первых, реактивную позицию российского бизнеса в сфере КСО, во-вторых, слабость давления на бизнес со стороны общества при сильном давлении со стороны государства и местных властей. Среди субъектов социально ответственного бизнеса в России фиксируются исключительно представители крупного бизнеса. Малый и средний бизнес фигурируют скорее как претенденты на получение дотаций и кредитов со стороны государства и крупного бизнеса, нежели в роли хотя бы потенциальных субъектов социально ответственного бизнеса.

По направленности мероприятий и программ социально ответственного бизнеса наиболее широко представлены различные форумы, на которых ведется обсуждение проблемы социальной ответственности бизнеса; декларируется готовность крупного бизнеса решать накопившиеся социальные проблемы моногородов, инвестировать в поддержку образовательных проектов, в переобучение и повышение квалификации высвобождающегося в результате реструктуризации персонала, говорится о поддержке малого и среднего бизнеса формировании движения «бизнес-ангелов». Но очень мало статей, посвященных результатам подобной деятельности. Таким образом, концепция социально ответственного бизнеса в нашей стране пока еще в недостаточной степени проявляет присущие ей консолидирующие и глобализирующие функции, не служит объединяющим началом для представителей всех уровней отечественного бизнеса.

С точки зрения направленности социальных инвестиций трактовка социальной ответственности бизнеса представляется суженной: не все группы стейкхолдеров осознаются в роли получателей социальных инвестиций. Более того, понятие стейкхолдеров подменяется понятием социальных партнеров, в число которых входят инициативные группы общественности, общественные организации, государственные и местные органы власти.

Анализ мотивации социально ответственного бизнеса в России показал, что представители российского бизнеса в своей социально ответственной политике руководствуются в большей степени стремлением выполнять указания органов государственной или муниципальной власти крупных мегаполисов. На втором месте по значимости стоит мотив заботы о состоянии собственных трудовых ресурсов компании, на третьем – стремление соответствовать западным стандартам. Затем следует традиционная благотворительность (милосердие), реализуемая в форме помощи нуждающимся. Низкой является значимость таких мотивов, как забота об экологии или мероприятия по сохранению русской культуры.

В целом результат анализа мотивации КСО подтвердил во многом «этатистскую» природу социальной ответственности российского бизнеса. Главным «локомотивом» в реализации программ социально ответственного бизнеса выступает государство и местные органы власти.

Второй параграф данной главы - «Пути формирования идеологии и практики социальной ответственности отечественного бизнеса» - посвящен выявлению наиболее перспективных направлений развития практики социальной ответственности бизнеса в России.

Проведенный анализ источников, характеризующих особенности российской модели социально ответственного бизнеса , позволил выявить такие характеристики, как патерналистская модель отношений между бизнесом и властью (как государственной, так и местной) и почти полное отсутствие среди представителей социально ответственного бизнеса малых и средних предприятий.

В сфере социальной ответственной реструктуризации крупных предприятий к этим двум основным характеристикам добавляется такая существенная характеристика, как инициирующая и контролирующая роль профсоюзов, которые в рамках данного направления социальной ответственности бизнеса представляют интересы трудящихся.

Наиболее перспективным направлением дальнейшего развития корпоративной ответственности бизнеса в нашей стране автор считает разработку стратегий, предполагающих вовлечение в эти программы малого и среднего бизнеса в качестве полноценного социально ответственного субъекта экономических отношений. Из существующих моделей взаимодействия между бизнесом и властью наиболее перспективной представляется модель социального партнерства, взятая на вооружение некоторыми крупными российскими корпорациями. С учетом особенностей российской ментальности наиболее перспективным стратегическим направлением дальнейшего развития этой модели представляется укрепление солидарной ответственности крупного бизнеса и государства за социальные последствия развития национальной экономики.

В то же время модернизация российского общества невозможна без дальнейшего формирования и развития других важных направлений социальной ответственности бизнеса, а именно:

  • разработки проектов социально ответственной реструктуризация крупных предприятий, особенно в сфере обеспечения занятости;

  • преодоления принципа реактивности, т.е. приспособления к уже произошедшим изменениям внешних условий развития, замены его на разработку опережающих инновационных кадровых стратегий,

  • отказа от фрагментарности проводимых мероприятий; перехода к использованию интеграционных стратегий,

  • проведения исследований и оценки результативности мероприятий социальной ответственности бизнеса.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются теоретические выводы. Общий вывод диссертационного исследования состоит в том, что исключительно значимое для модернизации российского общества формирование и развитие среды социальной ответственности бизнеса требует опоры не только на классические модели , выработанные применительно к условиям стран с развитыми традициями рыночного капитализма, но и использования принципа синергетического взаимодействия бизнеса и государственной и муниципальной власти, отражающий специфику российских управленческих традиций, а также предполагает активное вовлечение в программы социальной ответственности руководителей малого и среднего бизнеса России.
Основные положения диссертации нашли отражение следующих публикациях автора по теме исследования:

1. Суханова (Сахранова) К.Л. Институционализация концепции социально-ответственного бизнеса // Современные гуманитарные исследования. № 2 (27). 2009. – 0,5 п.л.

2.Суханова (Сахранова) К.Л.Отношение руководителей российских фирм к идее социально ответственного бизнеса // Социология власти. № 2. 2009. – 0,5 п.л.

3.Сахранова К.Л.Основные факторы формирования концепции социально-ответственной реорганизации предприятий (СОРП) // Материалы Международной научной конференции МГУ «Ломоносов-2008». – 0,5 п.л.

4.Сахранова К.Л.Определение социально-ответственной реструктуризации предприятий // Сборник докладов и тезисов Международной научной конференции социологического факультета МГУ«Ломоносов-2005». – 0,3 п.л.

5. Сахранова К.Л. Эффективные управленческие команды // Сборник материалов Международной научной конференции социологического факультета МГУ «Ломоносов-2004». – 0,25 п.л.

6. Сахранова К.Л. Проблемы развития сферы бытовых услуг // Сборник материалов Международной научной конференция социологического факультета МГУ «Ломоносов-2003». – 0,25 п.л.

1 Вышегородский Д. Корпоративная социальная ответственность: перспективы развития // Уральский рынок металлов. 2004. Июль. №7(80).

2 Гришпун К. Реструктуризация в стратегии промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления, №3, 2000.

3 Грушенко В.И., Фомиченкова Л.В.,.Халдеев Т.В Разработка организационной структуры управления предприятием в условиях экономического кризиса // Управление изменением. 1999. Май.

4 Гусев Ю.Н. Корпоративная этика и социальная ответственность для российских компаний: бремя или выгода // http:www.rid.ru/.

5 Жучкова Ю.А. Современные подходы к реструктуризации российских предприятий // Российское предпринимательство. 2006. №9. – С. 48 – 51.

6 Ивченко С.В., Либоракина М.И.Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний. – М.: Институт экономики города, 2003. См. также: Либоракина М.И., Никонова Л.С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.

7 Корчагин А.В. Социализация российского бизнеса в современных условиях // Управление экономической и социальной сферой: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2007.

8 Овчарова Л.Н. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? - М.: НИСП, 2007.

9 Перегудов С. Корпоративное гражданство как современная форма социальной инженерии // Мировая экономика и международные отношения. - №6. 2005.

10 Родионова Е.В. Становление социальной ответственности // История государства и права, 2007, N 18.

11 Руденко К.А. Корпоративная социальная ответственность как инструмент развития общества // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития. Сборник тезисов научно-практической конференции – В.Новгород. 2006.

12 Симпсон С., Туркин С. Социальное измерение в бизнесе. Как корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу. М., 2001.

13 Сотников И.В. Социальная ответственность бизнеса // Налоги (газета), 2006, N 23.

14 Kotler Ph, Lee N. Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause (Hardcover). - Wiley, 320 p.

15 Sims R.R. Ethics and Corporate Social Responsibility: Why Giants Fall. Praeger Publishers. – 328 р.

16 Гриффин Э. Управление репутационными рисками: стратегический подход. Альпина Бизнес Букс, 2009.

17 Idowu S.O., Filho W.L. Global Practices of Corporate Social Respons. – N.Y. Springer, 2008. – 508 p.

18 Zu L. Corporate Social Responsibility, Corporate Restructuring (Empirical Evidence from Chinese Enterprises. -- Springer, 2008.- 308 p.

19 Tulder R. van, Zwart A. van der. International Business-Society Management: Linking Corporate Responsibility and Globalization. – Routledge, 2006. 440 p.

20 Hopkins M. The Planetary Bargain: Corporate Social Responsibility Matters. - Earthscan Publications Ltd. – 252 p.

21 Letts Christine, Ryan William, Grossman Allen. Virtuous Capital: What Foundations Can Learn from Venture Capitalists. Harvard Business Review, 1997.

22 Philanthropy’s New Agenda: Creating Value. Michael Porter and Mark Kramer, 1999.

23 Bell D. The coming of the post-industrial society: A venture in social forecasting. N.Y., 1973 (русский перевод: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999); Bell D. The Winding Passage. Essays and Sociological Jorneys 1960-1980. - Camridge: Camridge-press, 1980; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. London: Heinemann Educational, 1976; Bell D. Beyond Modernism. Beyond Self-Arts, Politics and Will. – N.Y., 1977.

24 Кристол И. В конце II тысячелетия: Размышления о западной цивилизации (Статьи 1970-х – 1990-х годов). М., 1996.

25 Castells M The Power of Identity Oxford, Blackwells, 1977; Кастельс М Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на За­паде Антология С 492-505.

26 Touraine, A. The self-production of society. Chicago: The University of Chicago Press, 1977; Touraine, A. The voice and the eye: An analysis of social movements. Cambridge: Cambridge University Press, 1981.

27 Levitt Th. Globalization of Markets // Harvard Business Review 1983 Vol 61 May-June.

28 Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981.

29 Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. Л. И. Евенко. -- М.: Экономика. 1989.

30 Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. - М. Прогресс, 1969.

31 Валлерстайн И. Геокультура развития или трансформация нашей культуры // Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер. с англ. П.М. Кудюкина. Под общей редакцией Б.Ю. Кагарлицкого. – СПб., «Университетская книга», 2001.

32 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Уч. для вузов. -М.:НОРМА,2006.

33 См.: Гордон Л.А., Клопов Э.В. Трудовые отношения: к трехстороннему социальному партнерству // ПОЛИС. 1992. №2; Гордон Л.А. Противоречия усеченной безработицы / Гордон Л.А., Клопов Э.В. // Гордон Л.А. Потери и обретения в России девяностых. Т.2. - М., 2001. - С.56 – 131 и др.

34 Заславская Т.И. Социентальная трансформация русского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2003; Социоструктурный аспект трансформации русского общества. // Социс. - 2001. №8. - С. 3 -- 11; Трудности развития социальной структуры русского общества. // Сохранность Евразии. - 2004. №3. - С. 191 -- 201; Современное русское общество: трудности и перспективы. // Публичные науки и современность. - 2004. № 5,6. – С. 5 -- 19.

35 Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309 с.; Капелюшников Р.И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 1981;

36 Комаровский В.В. Девять тезисов о рабочем и профсоюзном движении в России// Полис. 1992, № 3; Комаровский В.В. Независимое рабочее движение в Советском Союзе // Общественные науки и современность. 1991. № 1. -- С. 37 -- 46; Комаровский В.В. Переходное сознание переходного периода // Общественные науки и современность. 1994. № 1.-- С. 39-46; Комаровский В.В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. 1998. № 2. С. 21-31.

37 Малеева Т. М. Социальная политика и социальные страты в современной России Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук, Интерцентр, 2003. – 408 с.

38 Коуз Р., Фирма, рынок и право. М., Дело ЛТД, Catallaxy, 1993.

39 Aubert N. From a “Managerial” to “Managery” Approach to Organization // Sociological Abstracts. – 1990. No38/6.

40 Хаммер М. Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. — СПб.: Изд-во С.-Пб унив-та, 1997.

41 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. – М. – 1925. 

42 Том Н. Управление изменениями. // «Проблемы теории и практики управления». - №1. 1998. – С. 57 – 72.

43 Ригер Ф. Реструктуризация предприятий в условиях кризисных ситуаций. // «Финансовый бизнес». - №5. 1997. – С. 42 – 54.

44 Например: Алексеева О. Социальная ответственность компаний - опыт Запада и России // Интернет-журнал Меценат, № 3 – 4; Зантарая Т. Социальные программы социальной ответственности бизнеса // Управление персоналом. N11 2007; Самородов В. Венчурная филантропия: прямые инвестиции в благотворительность // Деньги и благотворительность», июль 2007, № 3 (64); Булдаков В. Рецепты социально ответственного бизнеса // Аргументы недели. 2007. 14 ноября. №46(80) и др.

45 Материалы конференции «Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха». 28 марта. 2003 г. Раздел 2. Аналитические и методические материалы / Ассоциация менеджеров; Стратегический комитет «Социальной программы российского бизнеса». – М.: АМ, 2003; Социально ответственный бизнес: глобальные тенденции и опыт стран СНГ // Пер. с англ. Лаптева А.А.; под. Ред. Либоракиной М.И.. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2001;

48 Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса в крупных российских городах». Фонд «Институт экономики города», 2002 г. // Проблемы и модели. Фонд «Институт экономики города», 2003. http://www.urbaneconomics.ru/

49 Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Авторский коллектив: Акопян А.Р., Балацкий Е.В.,Графский С.В., Дынин А.Е., Иванова Е.А., Либоракина М.И., Литовченко С.Е., Мун Дж., Петров В.С., Флямер М.Г., Якимец В.Н. Под общ. редакцией С.Е.Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004; Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2005. -№ 26 (278). http://www.amr.ru/

54 Методика социально-ответственного реструктурирования предприятий. - Федеральная служба по труду и занятости. 18.04.2006 № 108/1005. Разработана в соответствии с п. 19 Плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р.




Скачать файл (149 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации