Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали - файл n1.docx


Курсовая работа - Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали
скачать (931.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx932kb.24.12.2012 05:11скачать


n1.docx

«Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1

Глава 1. Творческий путь дали

    1. Влияние на раннее творчество………………………………………………4

1.2 Реалист и сюрреалист………………………………………………………..6

1.3 Конец жизненного и творческого пути……………………………………11

Глава 2. Дали и Фрейд

2.1 Благодарение Фрейду………………………………………………………12

2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали……………………………………………………………………………...14

2.3 Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………..30

Приложение 1…………………………………………………………………...32

Приложение 2…………………………………………………………………...33

Приложение 3…………………………………………………………………..34

Приложение 4…………………………………………………………………..35

Приложение 5…………………………………………………………………..36

Приложение 6…………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………………38

Введение

Выразителями иррациональности бытия и последователями нетрадиционных средств выражения своего отношения к миру были многие великие художники: голландец Иеронимус Босх, английский живописец и поэт-романтик Уильям Блейк, «принц грез» - француз Одилон Редон и даже немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих. Но наибольшее развитие иррациональный взгляд на мир получил в творчестве сюрреалистов. [1;5]

В промежутке между 1910 и 1920 годами - в исторически насыщенное, переломное и трагическое время - в искусстве происходят события, предсказавшие пути развития сюрреализма.

Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверх реализм) – направление в современном буржуазном искусстве, зародившееся в начале 20-х годов во Франции. Являясь характерным выражением кризиса капиталистического общества, сюрреализм находит свои философские основы в субъективно-идеалистической теории Фрейда. Противоречия, раздирающие буржуазный строй, чувства ужаса перед реальным миром, порождаемые этими противоречиями у некоторых оторвавшихся от народа художников-сюрреалистов, воплощаются последними в образах, вызывающих отвращение к реальности, к жизни. Отсюда особый интерес сюрреалистов к воспроизведению кошмарных снов, галлюцинаций, патологических состояний. Созданные на основе «принципов» сюрреализма картины Сальвадора Дали наполнены ужасами, кошмарами, пессимизмом. [2;14]

Творчество этого художника давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на наш взгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы - расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы которой - картины. [3;45]

Выбрано именно творчество этого испанского художника из-за его загадочности, неопределенности, необъяснимости, - из-за всего того, что заключено в слове «сюрреализм». А, описывая это направление, вполне логично отдать предпочтение человеку, названному «королем сюрреализма», ответившему на вопрос, что же представляет собой это направление, фразой: «Сюрреализм - это я» [4;80] Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремление переделать мир и изменить жизнь. [12]

Ключом к миру Дали был Зигмунд Фрейд, чьи исследования подсознательных травм у своих пациентов с помощью психоанализа широко раскрыли двери человеческой души. Для Дали открытие подсознания имело три плюса: это порождало новые темы для картин, позволяло исследовать и объяснить некоторые свои личные проблемы и было той взрывчаткой, которая могла уничтожить старый порядок. Кроме того, это было отличным средством рекламы творчества.[12]

Интерес к данной проблеме обусловил выбор темы курсовой работы: «Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали».

Цель исследования: выяснить, каким образом теория психоанализа Зигмунда Фрейда повлияла на творчество Сальвадора Дали.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. ознакомиться с творческой жизнью Сальвадора Дали;

  2. изучить и проанализировать проблему бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали.

  3. провести теоретическое исследование влияния философии психоанализа Зигмунда Фрейда на представления Сальвадора Дали о внутреннем мире человека.

  4. Выявить, каким образом теория Зигмунда Фрейда отразилась в работах Сальвадора Дали.

При создании курсовой работы мы опирались на труды таких авторов: Андреев А.А., Бусев М., Вирмо А. и О., Гайеман Ж., Рожин А. И., Рохас К., Феррис П.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка используемой литературы.

 
Глава 1. Творческий путь Дали

    1. Влияние на раннее творчество

Прежде чем обратиться к исследованию необходимо проследить творческий путь Дали. Изучить как менялась его живопись в разные периоды жизни. Для начала посмотрим с чего начинался творческий путь художника и что повлияло на ранние работы Дали.

Сальвадор Филипп Яхинто Дали и Доминик родился II мая 1904 года. Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Мать была любящей женой и непоколебимой католичкой. Дали обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист -пуантилист и друг семьи Дали. [7;33]

Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет.[7;34]

В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании. Бюнюэль и Лорка бросали вызов консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической церкви. Это привело Дали к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться и откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка, прошедшая в ноябре 1925 года в Галерее Делмо в Барселоне. Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля" (1921-22). Подражая основателям кубизма Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: "Автопортрет с "Ла Публичитат".[7;45]

1.2 Реалист и сюрреалист
Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна", написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано в дотошном реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того, картина создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов, зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь кажется, что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии изолирована, она находится в другом мире, и ее широкий зад, часть женского тела, которым Дали был одержим, лишен чувственности женских образов Ренуара или Дега.[5;88]

Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В какой-то мере это несколько походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, так как использовались в каждодневном общении, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали назовет свой уникальный подход "параноидально - критическим методом". Как утверждал художник, он освобождался от подсознательных образов, как сумасшедший. Дали пока что не был членом группы сюрреалистов, возглавляемых Андре Бретоном и Максом Эрнстом, но благодаря дружбе с другим каталонским художником и сюрреалистом Хоаном Миро он влился в новое движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги Европы. [10;98]

Дали был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его приезда в Париж.1929 год стал для Дали судьбоносным. Закончив работу над "Андалузским псом", которого он создавал вместе с Бюнюэлем, художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин, которую согласился устроить осенью парижский торговец произведениями искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то лето посетил поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали. [10;99]

В картине этого периода, "Первые дни весны", художник наслаждается своим чувством свободы. Диагональные линии в центре полотна похожи на дорогу или ступеньки, ведущие к горизонту. Фигура одиноко сидящего человека слева намекает на кого - то, повернувшегося спиной к остальной части картины, на которой среди прочего есть маленькая фотография Дали - ребенка и женщина, к груди которой прицепилась саранча. На переднем плане мы видим парочку. Мужчина сует свои горящие руки в ведро, из которого вырастает фигура фаллоса. [10;101]

Дали наслаждался шоком, вызванным в обществе как "Андалузским псом", так и своими картинами. Но вместе с тем его картина "Святое сердце" вызвала нежелательные личные последствия. В центре картины был изображен силуэт Мадонны со Святым Сердцем, Вокруг силуэта было грубо нацарапано: "Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери". То, что, возможно, задумывалось Дали как небольшая рекламная шутка, показалось его отцу осквернением святой памяти его первой жены и матери семейства. К его недовольству картинами сына примешивалось и неодобрение связи Дали с Галой Элюар. В результате отец запретил Дали когда-либо посещать дом семьи. Согласно его последующим рассказам, художник, мучимый угрызениями совести, обстриг все волосы и похоронил их в своем любимом Кадакесе. [5;67]

Гала Элюар (урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) была любовницей Макса Эрнста, основателя дадаизма, а затем и сюрреализма, даже тогда, когда она стала женой французского поэта Поля Элюара. Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в то время как он был всего - навсего простым молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании. [5;70]

А когда они наконец-то поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии. Чтобы выразить свои чувства к этой удивительной женщине, Дали изобразил ее в виде Градивы, героини популярного романа Уильяма Дженсена, где Градива предстает, как ожившая статуя из Помпей, в которую влюбился молодой человек, что в конечном итоге изменило его жизнь. На картине "Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины" на фоне скал, написать которые художника вдохновил скалистый пейзаж Коста Брава, на переднем плане изображена Градива, моделью для которой послужила Гала, окутанная скалой, на которой стоит чернильница, возможно, как намек на ее бывшего мужа-поэта. [5;71]

Желание Дали быть признанным в обществе, которое, в сущности, было равнодушным к искусству, особенно современному, вызвало в нем его естественную склонность к привлечению к себе внимания. Именно в это время, около середины 1930-х, художник начал создавать сюрреалистические объекты, ставшие его самыми известными произведениями. Из парикмахерского манекена он сделал бюст, положив на него французский батон и чернильницу. Затем последовал шокирующий и вызывающий смокинг - афродизиак, увешанный бокалами для вина. Другими его памятными работами были "Телефон - омар", созданная в 1936 году композиция, и шокирующий "Диван-губы Маэ Уэст" (1936-37): деревянная рама, обтянутая розовым атласом. [5;77]

Но больше всего внимания к Дали привлекли не эти странные предметы, а его лекция в Лондон Групп Румз, Бэрлингтон Гардэнз в июле 1936 года. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов. Художник появился в костюме водолаза - глубоководника. Костюм подходил для погружения в подсознание и был встречен шумными аплодисментами. Однако когда Дали стал задыхаться и начал отчаянно жестикулировать, аплодисменты сменились страхом и растерянностью. Это было не совсем то, что задумывал Дали, однако внимание широкой публики было привлечено к первой выставке сюрреалистических работ, проводимой в Лондоне, в галерее на Корк-стрит. [5;78]

После окончания войны в 1945 году Дали решил остаться в Соединенных Штатах, где он готовился к своему художественному возрождению. Теперь он был как никогда уверен, что художники периода Возрождения были правы, рисуя на религиозные темы, причем так, как они это делали. Дали заявил, что собирается возродить испанский мистицизм и показать единство Вселенной, изобразив духовность материи.

Вскоре после возвращения в Испанию Дали начал работу над двумя заказами. Для Питэра Брука, английского театрального режиссера, который ставил "Саломею" Штрауса, и для Лукино Висконти, итальянского кинорежиссера, делающего новую версию шекспировского "Как вам это нравится". Он также работал над эскизами к "Мадонне Порт Лигат", где Гала изображалась в виде Мадонны. Однако прежде всего он завершил другую свою важную работу с изображением Галы: "Леда Атомика" (1949), эскизы к которой начал делать еще с 1947 года. Кроме того, остался незаконченным вариант этой картины, начатый в 1948 году.[5;81]

Многочисленные работы художника 1950-х отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором Колумбом" ( 1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине - серой композиции. [11]

Дали вернулся в Европу в 1962 г. с очередной научной разработкой для создания картин. Устройство называлось "электрокулярный монокль" и позволяло передавать изображение при помощи телевизионного сигнала на телескопическую трубу и видеть как предмет, так и его окружение. Этот аппарат, объяснял Дали, был ответом на егометод двойственного образа и параноидально - критический метод, так как был призван помочь расширить зрение, в то время как другие для этого использовали наркотики.


1.3 Конец жизненного и творческого пути
Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, умер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы "Ласточкин хвост", простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины трогательна, как музыка скрипки. [10;110]

Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого века. [10;112]

Таким образом, проследив жизненный и творческий путь Сальвадора Дали, мы видим, что в своем творчестве он обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму , итальянскому барокко, абстракционизму, попарту. С 1970-х  Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность. Жизнь  и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника, название которому – Сюрреализм.

Глава 2. Дали и Фрейд
2.1 Благодарение Фрейду

В предыдущей главе мы говорили о том, насколько многогранно творчество Сальвадора Дали и какое место в нем занимает сюрреализм. В этой главе мы постараемся выяснить, как повлияла личность Зигмунда Фрейда и его теория психоанализа на творчество художника.

С сочинениями Фрейда Дали познакомился еще в «Резиденции», в Мадриде, когда прочел «Толкование сновидений». Фрейда Дали называл « великим мистиком наоборот». Австрийский психоаналитик придал своего рода легитимность изначальному стремлению испанского художника искать интерпретацию всего, что относилось к его, Дали, личности, - и уж, тем более, особой склонности Сальвадора к толкованию своих снов. Дали, кстати, очень любил и поспать, и повспоминать потом собственные сны. Был он склонен также оценивать как нечто весьма значительное (в точном смысле, от слова «знаю») даже самые мелкие, пустяковые происшествия, приключавшиеся с ним. Благодаря Фрейду Дали получил блестящий инструментарий, в самом деле открывающий возможности для анализа, которым художник и стал пользоваться в своих работах, подступаясь к прямому изображению и вещей таинственных, и, как говорится, вещей совершенно определенного свойства. С очевидностью подражая психоанализу, а в чем-то и вступая с ним в соревнование, Дали создает еще и свой, параноико-критический метод, в соответствии с которым помещает образ, изначально чистый, в хаотический контекст бессознательных имипульсов. [8;84]

Дали трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с Фрейдом, но всякий раз безрезультатно. Встреча художника и ученого состоялась в 1938 году в Лондоне, с помощью австрийского писателя Стефана Цвейга, последнего хранителя традиционной среднеевропейской культуры. Через несколько лет после встречи у Фреда, в Лондоне, эмигрант Стефан Цвейг в Бразилии трагически сведет счеты с жизнью. [8;86]

Цвейг написал Фрейду письмо, в котором аттестовал Дали как гения своей эпохи, не имеющего равных. Фрейд, однако, не жаловал своих почитателей - сюрреалистов, считал их всех просто шутами. Но наш заставил старика пересмотреть кое-что из своих взглядов. При встрече присутствовал также поэт Эдвард Джеймс. Оба, и Фрейд, и Дали говорили мало, зато много и в упор рассматривали друг друга. Когда Фрейд познакомился с работами Дали, видно было, что это искусство привело ученого в восторг. А потом и Дали собственной персоной усилии впечатление. Он произнес следующее: «Прежде чем покинуть вас. Позвольте вручить вам журнал, в котором опубликована моя статья о паранойе. Я открываю его как раз на той странице, где начинается моя работа, и прошу вас прочесть ее, если у вас выдастся минута». « Фрейд, - ведет дальше свой рассказ Дали, - продолжал рассматривать меня самого, ничуть не интересуясь моим журналом, я же, все еще надеясь заинтересовать его, стал объяснять, что занимаюсь в этой статье не сюрреалистической болтовней, а серьезной научной проблемой, и при этом старательно тыкал пальцем в название своей работы. Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация – все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: «Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!»». [8;88]

Эта встреча пополнила список работ Дали портретом своего еврейского изгнанника. Игривой параноической фантазии Сальвадора Дали череп праотца психоанализа раскрыл свою морфологическую тайну: «испанскому фанатику» он явился в форме улитки…[8;89]
2.2 Проблема бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали
Зигмунд Фрейд приоткрыл завесу тайн бессознательного, скрытого в нас, а король сюрреализма Сальвадор Дали используя черные входы и выходы своего сознания, найденные Фрейдом, подарил миру выдающиеся шедевры. Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. Разработанная молодым венским врачом З. Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в бессознательном. [7;44]

Что такое бессознательное? Сальвадор Дали показал нам это: сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает нас в произведениях Дали.

Сюрреализм - это работа бессознательного, работа психики автора. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Далее мы постараемся рассказать, что такое бессознательное, как к нему пришел Фрейд, что такое сюрреализм, как на него повлияло открытие бессознательного и Сальвадор Дали.

В 1881г. Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Воспитанный в духе естественнонаучного эмпиризма, Фрейд считал, что "телесным органом" ментальной жизни является мозг и нервная система. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние Фрейда прекрасно видны в 1883 г., когда он начал изучать действие кокаина на себе и своих близких. Но эксперименты Фрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторых его испытуемых. В медицинских кругах Вены за Фрейдом закрепилась репутация авантюриста. Фрейд занялся научной работой и искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. Метод гипноза произвел на Фрейда большое впечатление. В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Совершение действия, об истинной причине которого человек не подозревает, натолкнуло Фрейда на мысль, что работа мозга не всегда осознается, что в основе поведения людей могут лежать бессознательные мотивы, что с помощью ряда приемов их можно обнаружить. Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий эффект и лишь затрудняет понимание природы нервно-психических заболеваний. На основе случая, когда молодая женщина, страдавшая расстройством мышления и речи, нервным кашлем и параличом, с помощью гипноза воспроизводила травмировавшие ее психику воспоминания (с болезнью и смертью отца), болезненные симптомы исчезли. Фрейд сделал вывод, что болезненный симптом является заменителем подавленного импульса.[9;68] Фрейд также делает вывод о "энергетической теории", по которой организм располагает постоянным количеством психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический симптом. В этой работе был высказан ряд соображений (о необходимости различия сознательных и бессознательных душевных актов, о важной регулирующей роли эмоций), положенных в дальнейшем в основу психоаналитической теории Фрейда.[9;69] Пытаясь раскрыть механизмы возникновения неврозов, он обратил внимание на патогенные последствия неудовлетворенных влечений и неотреагированных конфликтных эмоций. Эти чужеродные, разрывающие единство сознания аффекты были восприняты Фрейдом как первое и главное свидетельство существования бессознательного. Поскольку же их содержанием в большинстве случаев оказывалось для больного нечто неприятное, постыдное, с точки зрения социальных и нравственных норм неприемлемое, Фрейд предположил, что бессознательный характер этих активно конфликтующих психических сил обусловлен особым защитным механизмом, получившим название "вытеснение". Фрейд исследовал всю гамму "наклонностей, увлечений, мотивов и намерений индивида". [9;74]

Термин "психоанализ" имеет три значения: Теория личности и психопатологии; Метод терапии личностных расстройств; Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую "топографическую модель". Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область "доступной памяти", включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического. Самая глубокая и значимая область разума - бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.[9;88]

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. [9;89] " Слово "ИД" происходит от латинского "ОНО", в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Эго, является отделением от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Таким образом, мы подошли к последней структуре психики СУПЕРЭГО "Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я.[9;90] Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках.

«Движущие силы поведения». Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. [9;95] Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти. Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Вторая группа - инстинкты Смерти или Тонатос - лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Привязки или направление энергии на объект (катексис) Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис) Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями. Стимул - представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта. [9:96]

Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. [9;101]

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Эти глубины оказали колоссальное влияние, как на отдельных людей, так и на группы людей. При помощи знаний открытых Фрейдом можно по-другому взглянуть на мир и проанализировать отдельные его проявления, например появления сюрреализма. Чем обязан сюрреализм Фрейду?

Как мы уже отмечали, Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь.[6;45] Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду, поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтом Федерико Гарсией Лоркой; с огромным интересом штудировал труды Зигмунда Фрейда. Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединилась с группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывал оригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпать образы из сферы подсознательного.[1;90] С этого времени сюрреализм стал действительно интернациональным движением, проявившимся в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве.

В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимает предшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада ( это словечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не то шаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом катастрофы - мировой войны, европейских революций. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством "безумия". Например, выставка живописи и графики дадаистов в Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпались ругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредка зажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя.[1;92] Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали и он стал верным продолжателем их скандальных выходок. Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. Одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивал на чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтического вдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали и эстетических соображений.[2;77] Чтобы освободиться от "контроля разума" сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса - техника "фроттажа"). Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1. освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2. полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; 3. работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. [2;78]

Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемов психоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения (считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна под воздействием сознания). [7;140]

Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, в особенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е. на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства.

Дали пользовался "фрейдистским" методом: писал картины в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилось раньше. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности" [6;78]. Дали относился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и никогда ни в чем не проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове.

Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма. Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей - бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека - развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями". Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логические понятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать как нечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появились понятия о добре и зле, о боге, о разуме.

Сальвадор Дали постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причине запретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижу свою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера и Носороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью кочанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к "Дон Кихоту". Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен нет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевших же деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски, поменял местами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не было предела. [12]

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания") и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест") и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св. Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали), вызывает протест. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. [11]

Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром. Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я", и с полным на то основанием. [6;77]

Теория Фрейда о бессознательном, как бы, стала фундаментом сюрреализма, без которого наш мир был бы немного тусклее. Можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализма не есть чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая или киноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни.

2.3 Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали
В предыдущем пункте мы рассмотрели бессознательное в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали. И как мы уже отмечали, теория Фрейда о бессознательном не просто сыграла важную роль в искусстве, но стала фундаментом сюрреализма. Итак, рассмотрим теперь, каким же образом философия психоанализа Зигмунда Фрейда повлияла на искусство Сальвадора Дали, в каких методах и приемах его письма нашла свое отражение.

Сальвадор Дали в начале своего творческого пути был тесно связан с кружком сюрреалистов, которым были по душе Маркс, Фрейд и Ницше. Эти ученые и философы занимались совершенно разными вещами с помощью совершенно разных методов. А общим принципом подхода было то, что они предлагали «не верить человеку и обществу». То, что люди думают, во что они верят, что они считают самым важным и истинным, - это всего лишь прикрытие чего-то другого, что исходит из концепции подсознания у Фрейда. Сюрреализм ищет прежде всего такие мыслительные ходы, которые давали бы возможность «уличать» культуру в фальсификациях. Человек новой культуры – это тот высокоразвитый человек, который подозревает, что его культурность есть род фикции, что культурность есть форма проявления монструозности, а культура есть форма проявления хаоса, абсурда и случая. То есть это сублимированная оболочка, которая скрывает от самого человека то, что он действительно желает, к чему его на самом деле влечет. В «Первом манифесте сюрреализма» (1924) рациональное и моральное мышление отвергается в пользу сновидений, бесцельной игры воображения и неконтролируемого сознанием психического автоматизма.«Второй манифест сюрреализма» (1929) провозглашает необходимость преодолеть бессмысленное разделение предполагаемых противоположностей (прекрасного и уродливого, истинного и ложного и т.д.). Во «Втором манифесте» была узаконена логика сновидений как одна из главных доктрин сюрреалистов, так как там заявляется, что новое искусство устраняет все ложные различия истины и лжи, добра и зла, которые так долго мешали цивилизованному человечеству.[2;95] Дали подхватывает идеологию «Второго манифеста». Для него такой способ действия становится главным творческим постулатом. «Высвеченные удовольствия» - одна из наиболее ярких фрейдистских импровизаций. Дали помещает в расставленных на плоскости коробках различные элементы, представляющие собой толкования сновидений, что напоминает об экспериментах в фильме «Андалузский пес». Пожилой мужчина, поддерживающий страдающую женщину – это сам Фрейд, заимствованный из картины Макса Эрнста «Пьета, или ночная революция». Кроме того, Дали использовал элементы из картины де Кирико «Мозг Ребенка».

Существовала проблема техники отображения автоматических действий, снов или галлюцинаций – сохранять ли их в первозданном виде, то есть совершенно неразборчивыми и маловразумительными или все-таки подвергать некой обработке. И эту проблему мастера сюрреализма пытались разрешить каждый на свой лад. Особенный статус хранители доктрины сюрреализма (и вмести с ними Сальвадор Дали) придавали случайностным методам. Они использовали метод «автоматического письма», при котором, отключив сознание, человек записывает все мысли и фразы, пришедшие на ум, не контролируя процесс со стороны рассудка. Также использовалась декалькомания – получение случайных и непредсказуемых пятен и конфигураций краски посредством сложения двух окрашенных поверхностей, фроттаж – натирание полусухими красками холста или бумаги, положенных на рельефные поверхности, дриппинг – поливание горизонтальной поверхности краской из дырявой банки или посредством сочащейся краской тряпки. Также применялась более импульсивная техника швыряния и плескания краски на холст или бумагу. В зрелые годы Дали прибегал к таким случайностным методам, даже используя оружие, заряженное краской, но его «фирменным» методом всегда оставалась более или менее натуралистическая фиксация снов и галлюцинаций, то есть та самая техника, которая вызывала вопросы и сомнения последовательных теоретиков чистого сюрреализма. Сальвадор Дали утверждал, что он стремится запечатлеть галлюцинаторный зрительный опыт без всяких искажений. Дали претендовал на документальную запись своих видений, что вызывало вполне объяснимой недоверие у других членов сюрреалистического кружка.[5;80]

В 1929 году на выставке сюрреалистов появляется картина Дали, на которой рукой художника было написано: «Я плюю на свою мать». Дали отлично знал, что в системе фрейдистских интерпретаций плевание имеет резко выраженный сексуальный смысл. Когда фрейдист плюет, то он не только плюет, но он еще подразумевает сексуальный акт, а в данном случае еще и нарушение одного из основных табу: запрет на кровосмешение. Фрейдистские символы можно обнаружить почти в любом произведении художника. На картине «Загадка Вильгельма Телля», вопреки названию, изображен В.И. Ленин, которого нетрудно узнать даже в том монструозном виде, который придал ему Дали, гипертрофировавший, во-первых, размеры козырька знаменитой кепки вождя, а во-вторых, размеры и анатомию его обнаженных ягодиц, превращенных в мясистый отросток, вытягивающийся в противоположном козырьку горизонтальном направлении. Кепка тянется вперед, заднее место растет себе далеко-далеко назад. «Загадка Вильгельма Телля» имеет еще и второй вариант толкования фигур-символов. Эта картина вызвала в памяти художника «один из наиболее опасных моментов» в его жизни. Главным героем картины является отец Дали. Малыш на его руках – это маленький Сальвадор, которого отец-каннибал намеревается съесть. Вместо яблока на голове ребенка – сырая котлета. Если приглядеться внимательнее, то можно заметить около левой ступни Вильгельма Телля крошечный орех: это колыбель Галы, которую чудовище могло раздавить. Таким образом, отец предстает здесь как угроза не только для жизни собственного сына, но и как источник опасности для Галы.[12]   

Дали был большим поклонником фрейдизма, еще  в  юности  проштудировав  «Толкования сновидений» и свято верил в освобождающую  силу сна, поэтому принимался за  холст  сразу  же  после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного.  «Все  мои   притязания  в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с  самой  воинственной повелительностью и точностью деталей  образы  конкретной  иррациональности» - пишет в своих дневниках художник. Экстремальные психологические состояния, проявляющиеся во сне, в припадке безумия, находят отражение в картинах С. Дали: «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» или «Видение св. Антония» 1930-х годов, где таинственные превращения во что угодно в сознании человека выступают в яркой, неотразимой форме. Художник сделал следующий комментарий к картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжание пчелы здесь вызывает укус жалом, который разбудит Гала. «Жизнетворящая биология» граната выплескивает из своего чрева наружу рыбу, как бы изрыгающую тигра, из оскаленной пасти которого появляется еще один, устремленный в прыжке за винтовкой, направленной штыком на безмятежно спящую обнаженную женщину. А надо всем этим медленно движется на паукообразных конечностях слон, несущий нечто подобное обелиску, упирающемуся в поднебесье. На первом плане, на каменной плите, на которой лежит женская фигура, словно завис плод граната, над которым парит пчела. Противоположность идеальной живописи и напряженной сюжетной ситуации создает необходимую художнику остроту ощущения. Литературная развернутость содержания произведения, подробность повествования стимулирует творческую фантазию зрителя, предоставляя ему свободу выбора, возможность собственной трактовки. Это своего рода вариант интеллектуальной игры, состязания в способностях воображения автора картины и созерцающих ее людей, толчок к акту сотворчества, без которого живописец не мыслит жизни искусства.[3;112]

С. Дали своими работами вывел подсознательное, существующее в человеке, на всеобщее обозрение, сделал его образами изобразительного искусства. Для этого нужны были новые приемы в самом художественном методе. И поэтому Дали обратился к мастерам изобразительных метафор – к Гойе и Босху. С. Дали берет у поэзии такую стилистическую фигуру, как оксюморон – буквально остроумно-глупое, то есть сочетание противоположных по значению слов. У него рождается своеобразный метафорический язык, именно его авторский код, который требует осмысления, разгадывания, постижения философского смысла. [3;113]

Таким образом, высококлассная техника, безупречное владение рисунком, знание мирового искусства – все использовал Дали для воплощения своих замыслов, порой экстравагантных, эксцентричных, эпатирующих людей ХХ столетия всего мира. Реализм Дали сочетается с фантастическим изображением во многом безумного, взбаламученного мира. В своих произведениях Сальвадор Дали создает своеобразный мифический мир, полный бесконечных символов жизни человечества. Он творит свои мифы о реальной жизни, его картины – это мифы ХХ века. Зорко следя за поворотами своей эпохи, Дали все свои наблюдения отражает в своих работах.
Заключение
В данной курсовой работе мы провели исследование на тему: «Влияние философии психоанализа Зигмунда Фрейда на искусство Сальвадора Дали». В ходе исследования были решены следующие задачи:

- мы ознакомились с творческой жизнью Сальвадора Дали;

- изучили и проанализировали проблему бессознательного в творчестве Зигмунда Фрейда и Сальвадора Дали;

- провели теоретическое исследование влияния философии психоанализа Зигмунда Фрейда на представления Сальвадора Дали о внутреннем мире человека;

- выявили, каким образом теория Зигмунда Фрейда отразилась в работах Сальвадора Дали.

На основе этого мы выяснили, что в живописи Сальвадора Дали нашли свое место такие фрейдистские идеи как логика сновидений, отрицание разделения уродства и красоты, добра и зла,  а также других крайностей, некоторые символы и случайностные методы.

Его фантастические образы, кажется, обладают способностью самозарождаться, расти, видоизменяться и умирать прямо на глазах у зрителя. Эффекта автономной жизни изображения художник достигает с помощью того, что сам он назвал «параноидально - критическим методом».

Таким образом, можно сказать, что цель данной курсовой работы достигнута: мы выяснили каким образом теория психоанализа Зигмунда Фрейда повлияла на творчество Сальвадора Дали. В результате исследования можно сделать вывод, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не  главным  проводником  фрейдистских взглядов  в  искусстве  ХХ  века, так как он активно изучал теории Фрейда, применял их на практике, что и отразилось в его творчестве.
Дали восставал против безумного мира, в котором жил, через абсурд ратовал за торжество Разума, мучительно искал пути к Истине, видя в искусстве божественное начало Любви и Веры. Творческое наследие Сальвадора Дали огромно, оно будет удивлять и восхищать , раздражать и вдохновлять многие поколения людей, ведь он всегда следовал принципу: «Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать ее».

Приложение 1
h:\users\администратор\desktop\дали\p_11_400.jpg

Автопортрет с шеей в стиле Рафаэля

h:\users\администратор\desktop\дали\автопортрет с ла публичитат.jpg

Автопортрет с Ла Публичитат

Приложение 2

h:\users\администратор\desktop\дали\фигура женщины у окна.jpg

Фигура женщины у окна

h:\users\администратор\desktop\дали\ласточкин хвост.jpg

Ласточкин хвост

Приложение 3

h:\users\администратор\desktop\дали\dali28.jpg

Открытие Америки Христофором Колумбом

h:\users\администратор\desktop\дали\odhaea1-500x437.jpg

Портрет Зигмунда Фрейда

Приложение 4

h:\users\администратор\desktop\дали\загадка желания.jpeg

Загадка желания

h:\users\администратор\desktop\дали\ядерный крест.jpg

Ядерный крест

Приложение 5

h:\users\администратор\desktop\дали\предчувствие гражданской войны.jpg

Предчувствие Гражданской войны

h:\users\администратор\desktop\дали\христос св. иоанна.jpeg

Христос святого Иоанна

Приложение 6

h:\users\администратор\desktop\дали\загадка вильгельма телля.jpg

Загадка Вильгельма Телля

h:\users\администратор\desktop\дали\сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения.jpg

Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения

Список используемой литературы

  1. Андреев Л.Г. Сюрреализм - М.,1972;

  2. Антология французского сюрреализма: 20 годы.- М., 1994;

  3. Бусев М. Реальность и сверхреальность Сальвадора Дали - М.,1999;

  4. Вирмо А., Вирмо О. Метры сюрреализма - М., Акодемический проект, 1996;

  5. Гайеман Ж. Сальвадор Дали. Великий параноик - М., Астрель, 2006;

  6. Дали С. Дневник одного гения - М., «Искусств», 1997;

  7. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность - М., «Республика», 1992;

  8. Рохас К. Мифический и магический мир Сальвадора Дали - М., «Республика», 1998;

  9. Феррис П. Зигмунд Фрейд - Минск, Попурри,2001;

  10. Хрестоматия по культурологии Радугина А.А. - М., «Центр», 1998;

  11. http:art.liim.ru/hz/hz50-09.htm/

  12. http://www.starat.narod.ru/






Скачать файл (931.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации