Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Вопросы по курсу Культурология для всех специальностей и форм обучения - файл n1.doc


Вопросы по курсу Культурология для всех специальностей и форм обучения
скачать (246 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc246kb.24.12.2012 05:18скачать


n1.doc

  1   2   3
Вопросы по курсу «Культурология»

для всех специальностей и форм обучения.


  1. Научный статус культурологи. История становления культурологического знания.

  2. Культура: основные подходы и определения.

  3. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

  4. Функции культуры.

  5. Массовая культура. Субкультуры. Контркультура.

  6. Проблема типологии культур.

  7. Историческая типология культур. Универсалистский и локальный подходы к исторической типологии культур.

  8. Основные этапы и динамика развития первобытной культуры. Религиозные представления первобытных людей.

  9. Доосевые культуры. Культура, письменность и литература Месопотамии.

  10. Характеристики древнеегипетской культуры. Особенности религиозных верований Древнего Египта.

  11. Культура и религиозно-философские учения Древнего Китая.

  12. Специфика индийской культуры. Индуизм и буддизм.

  13. Особенности античной культуры. Культура Древней Греции.

  14. Основные черты культуры Древнего Рима.

  15. Христианская культура европейского Средневековья.

  16. Культура Возрождения: общая характеристика, идеология гуманизма и антропоцентризма, особенности искусства.

  17. Западноевропейская культура Нового времени.

  18. Специфика культуры XX века.

  19. Культурно-мировоззренческие истоки русской культуры: язычество и православие. Древнерусская культура.

  20. Культура Московской Руси. Трансформационные процессы в русской культуре XVII в.

  21. Особенности русской культуры и искусства XVIII. Создание светской системы образования.

  22. Особенности русской культуры XIX в. Золотой и Серебряный века русской культуры.

  23. Особенности социалистической культуры.

  24. Византия: место встречи Востока и Запада.

  25. Культура арабского Востока. Специфика мусульманской культуры



  1. Научный статус культурологи. История становления культурологического знания.


В широком смысле культурология представляет собой все те учения о культуре, её истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно встретить в трудах учёных, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Предметом культурологии являются происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, а также факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, её базовые характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Становления представлений о культуре. Слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон. Слово «культура» в ином, переносном смысле – «нечто облагороженное, усовершенствованное», применил римский оратор Марка Туллия Цицерона. Подчёркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом стал обозначать всё созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой.

Во второй половине XVII столетия в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т.Гоббса и немецкого проповедника С.Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis). Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования.

Развитие культуры, согласно И.Г.Гердеру, составляет содержание, направление и смысл исторического процесса. Культура является не невесть откуда возникшим состоянием, а раскрытием сущности человека в историческом движении, следовательно, её высшим и полным выражением выступает гуманизм. В соответствии с этим учением составились представления о высших и низших стадиях культуры, о культурных этапах и культурных народах.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно: в конце XIX - начале XX вв. Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Э.Тайлор в книге «Первобытная культура» назвал одну из глав «Наука о культуре». Он первым дал антропологическую трактовку феномена культуры , определил культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Выдающийся немецкий химик В. Оствальд в труде «Система наук» предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией».

Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении её названия как культурологии принадлежит английскому антропологу Л. Уайту. В статье «Проблема терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным ещё и ценностное, символическое значение. Различные материальные предметы существуют как символы и ценности, которые необходимы человеку. Особая способность человека – символизация – позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых наукой культурологией.


  1. Культура: основные подходы и определения.


Современная наука характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. семирный философский конгресс в 1980 году насчитал 250 определений этого понятия. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. На сегодняшний день существует более 500 определений культуры.

Понятие «культура» как предельно общее не может быть выражено через какое-либо одно адекватное определение. Определение культуры выступают как ее интерпретация в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения. Поэтому необходимо рассмотреть следующие подходы к изучению культуры.

Наиболее распространенным подходом в изучении культуры является деятельностный, который связан с пониманием культуры как «возделывание», «улучшение» и земли, и человеческих душ, и общества в целом (Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович, Э. А. Маркарян, М. С. Каган и др.). Культура понимается как способ (технология) деятельности. Она есть «и есть способ деятельности людей, а общественные отношения – плацдарм для деятельности». Культура детерминированная системой общественных отношений и отражающая место в этой системе субъекта деятельности , представляет собой способ ее регулятивов.

Аксиологический подход в культуре, основанный на системе ценностных ориентаций, в отечественной науке разрабатывался в трудах А. И. Арнольдова, Э. А. Баллера, В. М. Межуева, Н. С. Злобина, Л. Н. Когана, Ю. Р. Вишневского и др. Культура – это творческая деятельность человечества во всех серах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных культурных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение богатства человеческой истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека.

Одним из наиболее ярких теоретиков личностного подхода в культуре был В.С.Библер, отождествивший культуру с, а также те или иные исторические эпохи с образами-личностями, их олицетворяющими. И эти образы-личности вступают между собой, согласно В.С.Библеру , в «напряженное всеисторическое нравственно-этическое общение – в нашей душе (Библер)». Каждый образ-личность соответствует, согласно мнению В.С.Библера, либо известным мифологическим персонажам Античности, либо великим пророкам - основателям мировых религий, вообще всякой выдающейся исторической личности.

Символический подход в культуре впервые начал разрабатывать американский культурантрополог Л.А.Уайт. Более четкую знаково-символическую концепцию культуры сформулировали отечественные исследователи М.К.Петров и Ю.М.Лотман. Для М.К.Петрова «знак» является базовым понятием в рассмотрении феномена культуры. С его точки зрения именно знак «прекрасно справляется с задачей фиксации неопределенного долгого хранения знания (М.К.Петров)». Ученый ввел понятие «социокод», под которым он подразумевал основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, обеспечивающий институты общения.

При структуралистском подходе культура рассматривается как совокупность социальных элементов, «культурных образцов» - носителей ценностных отношений, регулирующих человеческую деятельность (брак, семья, обычаи, тексты, символы и т.п.), но без учета личного фактора.

Социологический подход включает те концепции, которые к культуре относят все, что было создано человечеством за весь период его существования во всех сферах общественной жизни.


  1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.


Слово «цивилизация» происходит от лат. civitas. что означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивилизованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубому», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция не только сохранилась, но и приобрела историко–теоретическое обоснование: в XVIII – XIX вв. широкое распространение получил взгляд на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость – варварство – цивилизация». В дальнейшем появилась другая трактовка этого понятия – она приобрела особую популярность после опубликования книги О. Шпенглера «Закат Европы»: цивилизацией стали называть последнюю стадию развития каждого типа культуры, выражающую её омертвление, вытеснение одухотворённости прозаическими материально–техническими интересами.

Разведение понятий «культура» и «цивилизация» является попыткой теоретически описать фундаментальные противоречия жизни человечества в эпоху капитализма, индустриализма, тотальной технизации бытия, реальной угрозы превращения человека в «киборга» - кибернетический организм, утративший обретённое им в ходе истории духовное содержание.

Подойдя к вопросу цивилизации с позиции истории, можно обнаружить, что понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопровождает всю историю существования людского рода, начиная с момента зарождения человеческого сознания, тогда как термин «цивилизация» определяет особое состояние культуры, характерное для её развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.

На рубеже XIX —XX веков понятие "культура" получило свое развитие в трудах А. Вебера, О. Шпенглера, Ф.Тенниса и др. По мнению О.Шпенглера, мертвая культура, неорганическое ее состояние, —и есть цивилизация. Цивилизация выступает в его концепции как окостеневшее, застывшее состояние социума, осно­ванное на вещных и формальных отношениях.

Немецкий социолог Фердинанд Теннис различал культуру народа и цивилизацию государственной организации, которым соответствуют "органическое" и "механическое" состояния общества. Цивилизации свойственен рационализм, это — область науки и права; культура же включает в себя религию, нравственность и искусство.

Альфред Вебер, немецкий экономист и социолог, ограничивая область культуры сферой свободного творчества, считал, что культура духовна и эмоциональна, а цивилизация, напротив, обеспечивает средства к существованию и поэтому технологична, материальна.

Подобных взглядов придерживался и русский философ Н.А.Бердяев, писавший: "Культура и цивилизация — не одно и то же... Культура благородного происхож­дения... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения... Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа... Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся... Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".


  1. Функции культуры.



  1   2   3



Скачать файл (246 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации