Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Попиков В.А. Политология как наука - файл n1.docx


Попиков В.А. Политология как наука
скачать (298.4 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx299kb.27.12.2012 10:37скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...



Библиотечка учебной литературы в формате .doc http://uchu2006.narod.ru


Попиков В.А. Политология как наука, её возникновение и развитие. Учебное пособие. – Изд-во ЧГИ.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 1

Часть 2 актуальные проблемы политологии 28

ВВЕДЕНИЕ 28

§ 2. Армия в политической системе общества 35

Социальное насилие  - это проявление борьбы антагонистических сил в человеческом обществе. При этом вооружённое насилие является особым видом социального насилия. Социальное насилие предполагает специальный аппарат: государство, полицию, армию, суды, тюрьмы и тому подобное, а также наличие концептуальных идей, функционирующих в связи и по поводу действий институтов, обеспечивающих социальное насилие. 36

Политическое 36

Идеологическое 36


Часть 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ




Введение



Успешная деятельность любого человека невозможна без анализа политических процессов, происходящих в обществе, без учёта возрастающей политической активности граждан.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно взаимодействует с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями он легко может превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Массовая политическая грамотность граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве - забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

Сориентировать людей в быстроменяющемся мире политики, дать им определённые теоретические знания, практические установки, основы политической культуры, умение проникать в суть политических явлений и видеть за феноменом глубинное, сущностное позволяет изучение курса политологии - науки о политике. Способность граждан к принятию рациональных решений, участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического получения ими соответствующих знаний и опыта, постоянного политического образования и самообразования.

Демократическое политическое образование базируется на признании основных гуманистических ценностей, и, прежде всего - свободы и достоинства каждой личности как естественных и неотъемлемых её прав. Оно помогает гражданину адекватно оценивать существующий общественный строй, осознавать свои место и роль в обществе и государстве.

В этом учебном пособии будут рассмотрены основы политологии как науки и как учебной дисциплины, истоки её возникновения и развития. Автор ставит целью раскрыть содержание политологии, её объект, предмет, метод и функции, рассмотреть историю политических учений, включая российскую политическую традицию, её истоки, социокультурные основания, историческую динамику. Изучение политологии способствует формированию цельного и научного политического сознания курсантов, его теоретической составляющей, воспитанию у них патриотизма и любви к России как важнейших качеств будущего офицера Военно-воздушных сил.
§ 1. Предмет и метод политологии
Каждый - начинающий изучать политику - сталкивается, прежде всего, с тремя вопросами:  что такое политика и политология?  какое место принадлежит политике в обществе?  какова роль личности в политике? Ответы на них дают представление о теоретических основах политологии.

Каково же значение термина ”политология“, какова этимология этого слова?

Слово “политология” происходит от 2-х корней: 1) politika и 2) logos и буквально означает мысль, слово, знание о политике.

Понятие “политика” впервые ввел в оборот Аристотель в своём трактате с одноименным названием (от греческ. ta politika - то, что относится к государству).

Интерпретация понятия “Политика”.

1. Политика как искусство управления государством.

2. Политика как деятельность по достижению определённых целей.

3. Политика как регулирование отношений между различными социальными слоями.

4. Политика как отношения между классами и социальными группами, их организациями, в основе которых лежит проблема использования государственной власти.

5. Политика как сфера борьбы классов, связанная с государством и властью в государстве.

ПОЛИТИКА - сфера жизнедеятельности общества, связанная с сознательно регулируемыми отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

ПОЛИТОЛОГИЯ - наука о политике, её субстанциональном, институциональном и функциональном выражении, о “технологии” политических процессов.

В трактовке политологии как науки существует 2 подхода:

  1. Политология - самостоятельная наука о законах функционирования и развития политической власти, политического процесса в целом.

Руководствуясь этим подходом, политологию включают в систему политических наук, где кроме неё присутствуют:

- политическая философия;

- политическая экономия;

- политическая теория международных отношений;

- политическая география;

- политическая история;

- политическая социология;

- политическая психология;

- политическая этика;

- политическая экология;

- политическая семиотика.

2. Согласно второму подходу, политология изучает в философии, экономике, географии и других дисциплинах те их аспекты, которые ”окрашены“ политическими идеями и связаны с функционированием политических систем. При таком подходе политология представляется как собирательное научное знание.

Рассмотрим основные структурные элементы политологии как науки. К ним следует отнести:

 объект;  предмет;  содержание;  методы;  закономерности;  категории; принципы;  функции.

Объект политологии: а) политическая сфера жизни общества; б) всё общество в целом (точка зрения д.ф.н. Родачина В.М.).

Предмет любой науки - непосредственная область, аспект, исследуемый в объекте; те закономерные связи, которые исследователь рассматривает через призму своей науки.

Предмет политологии: - система закономерностей функционирования и развития политической сферы общества, ядром которой являются закономерности формирования, завоевания и удержания политической власти.

Можно сказать и так: предмет политологии - закономерности политики, политических систем и политических процессов различных государств.

Содержание политологии. В содержании политологии целесообразно выделение 3-х частей:

1. Теория политики, раскрывающая место политики в обществе, подходы к ней и методы её изучения, систему основных понятий.

2. Сравнительная политология, анализирующая конкретные политические системы и процессы в различных обществах.

3. Изучение международных, прежде всего межгосударственных отношений, которые менее других общественных отношений регулируются правом и администрацией.

Если раскрывать содержание каждой из трех частей более подробно, то в содержании политологии будут представлены такие её элементы:

- методологические проблемы развития политологии как науки;

- теория политических учений и движений;

- общая теория политики и власти;

- теория политических систем и государства;

- теория политических партий и партийных систем;

- теория политического лидерства;

- теория политической деятельности;

- теория политического сознания и культуры;

- теория внешней политики;

- теория политического прогнозирования;

- теория военной политологии.

Анализируя свой предмет, политология проводит исследования политики на 3-х уровнях, отражающих всё многообразие данной категории. Эти уровни следующие:

1. Субстанциональный - изучение сущности и содержания политики, наиболее общих закономерностей становления, развития и смены политических систем, а также рассмотрения основных понятий и категорий.

2. Институциональный - исследования (в том числе и конкретные, прикладные) сущности и структуры политич. институтов, т.е. разнообразных организаций и движений, преследующих те или иные политические цели.

3. Функциональный - рассмотрение реальных политических ситуаций, процессов применительно к конкретному этапу общественного развития; исследования деятельности субъектов политики.

Методы политологии различают следующие:

а) всеобщий – материалистическая диалектика;

б) общенаучные - индукция, дедукция, синтез, анализ;

в) политологические методы:

системный подход - позволяет выявить многообразие типов связей и отношений;

бихевиоральный подход - способ исследования политических явлений, базирующийся на анализе поведения индивидов и групп;

сравнительный метод - позволяет установить, в чём заключается сходство объектов политики и каковы черты, различающие их.

Закономерности политологии. Выделяют три основных группы закономерностей.

1) Политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки, в частности:

- зависимость политики и системы политической, государственной власти от экономических процессов;

- обратное влияние политики на экономические процессы.

2) Политико-социальные закономерности, характеризующие развитие политической власти как особой социальной системы. К этой группе относится, например, укрепление стабильности – основная закономерность системы политической власти.

3) Политико-психологические закономерности, отражающие взаимоотношения между личностью и властью (напр., приоритет прав личности над правами государства - закономерность демократического государства).

Категории политологии. Политология, как и любая другая наука, использует как общенаучные категории, так и категории наук, находящихся на стыке с её объектной областью, а также свой собственный (специфический) категориальный аппарат.

А) Общенаучные категории, т.е. категории, используемые большинством социально-экономических и гуманитарных наук: цивилизация, культура, общество, население, власть, народ, прогресс, свобода, революция, эволюция, военное строительство, право, образ мышления и другие.

Б) Категории наук, находящихся на стыке с политологией: правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические институты, социальные слои и группы, профессиональная армия, военно-политические конфликты и другие.

В) Собственные (специфические) категории: политика, политическая власть, политическая система, политическая организация, политический режим, политический плюрализм, политические интересы, политические ценности, политическая деятельность и другие.

Классифицировать наиболее используемые категории политологии можно и по следующим основаниям:

 категории, отражающие динамизм политической жизни: политический интерес, политический выбор, политическое развитие, политическая ситуация;

 категории, отражающие взаимодействие динамизма и стабильности политической жизни: политическая власть, политический процесс, политические изменения;

 категории, отражающие стабильность политической жизни: политическая структура, политический режим, политическая организация, политическая система.

Связь политологии с другими науками:

  • с историей – политология исследует логику развития политического процесса в историческом ракурсе;

  • с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику;

  • с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений;

  • с правом, поскольку для реализации политических решений, принимаемых на основе политологических знаний и анализа, необходимы правовые механизмы.

Функции политологии.

Методологическая: выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий, изучающих отдельные общественные явления.

Теоретико-познавательная: политология формирует знания о политике, её роли в обществе.

Мировоззренческая: политология способствует выработке определённого видения политической действительности.

Регулятивная: усвоение политических знаний оказывает непосредственное влияние на политическое поведение.

Прогностическая: раскрывая тенденции развития политических процессов, политология объективно выполняет функцию прогноза.

Аксиологическая: политология даёт оценку политическим институтам, строю, политическому поведению людей, политическим событиям.

Таким образом, политология - самостоятельная наука о законах функционирования и развития политической власти, политического процесса в целом. Она имеет свои специфические, присущие ей, объект, предмет, содержание, методы, закономерности, категории, функции.
§ 2. История политической мысли и

современные политические концепции
В истории становления и развития политической мысли, на наш взгляд, необходимо выделить следующие этапы:  политические учения Древнего Востока;  политические учения Древней Греции и Древнего Рима;  политические учения Средневековья;  политические учения Эпохи Возрождения;  политические учения Эпохи Просвещения и Нового Времени;  современную политическую науку. Представляется целесообразным подробно рассмотреть указанную периодизацию социально-политической мысли.

I этап


т. 3



Политические учения Древнего Востока

(Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия).

Ведущие мыслители этого периода: Конфуций, Мо-Цзы, Шан-Ян.

Особенности и характерные черты этого периода:

 политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания;

 первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придававшие зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер;

господствовало понимание божественного происхождения власти.

Автором одного из первых систематизированных описаний политической жизни некоторые из ученых считают древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.).
Конфуций (Кун Цю, Кун Чжунни) в литературе чаще всего именуется Кун-цзы-учитель Кун родился в обедневшей семье аристократов-чиновников и военных. С 22 лет начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая.

В школе Конфуция преподавалось четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литература, излагаемые на основе книг: “Шицзин”, “Шуцзин”, “Лицзин” и “Юэцзин”. В 50 лет он начал свою политическую деятельность, став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы, в течение 13 лет путешествовал по другим китайским государствам. В 484 г. до н.э. вернулся в Лу и до конца жизни, помимо преподавания, занимался редактированием и распространением своих книг. Является основателем конфуцианства, ставшего впоследствии государственной идеологией.

Большое внимание Конфуций уделяет проблемам отношений между людьми в обществе и государстве. Конфуций разрабатывает закон идеальных отношений между людьми (концепция жэнь), которые строятся в соответствии с принципом “Чего не хочешь себе, того не делай другим”.

Политические концепции Конфуция строятся на основе строгого, чёткого, иерархического разделения обязанностей между членами общества, (образцом для которого должна служить семья “правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном”). Это нашло отражение и в его патриархально-патерналистской концепции государства, согласно которой государство рассматривается как большая семья, а власть императора является продолжением власти отца.

Конфуций - один из основоположников аристократической концепции государства, согласно которой управлением государством должны заниматься “благородные мужи”, а “тёмные люди”, или простой народ, должен полностью отстраняться от управления и подчиняться первым. Но и правление “благородных мужей” должно быть правильным, т.е. нравственными факторами правления должны выступать с одной стороны, послушание, а с другой - стремление “благородных” властвовать на началах добродетели (к таковым относилось: соблюдение ли-этикета, доброе и справедливое отношение к народу, почитательность к старшим и высшим). Социальной основой властвования должно быть стремление к преодолению резкой поляризации общества. Когда богатства распределяются равномерно, считал Конфуций, то не будет бедности, а значит, опасности свержения власти.

Противоположным конфуцианству (идеологии господствующих сословий) было учение Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), которое считалась идеологией угнетенных сословий.

Исходя из принципа естественного равенства всех людей, Мо-Цзы обосновывает договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления, что предполагает:

- сочетание наставления народа с наказанием (т.е. власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей);

- учёт интересов народа в процессе управления государством.

В основе другого древнекитайского учения - легизма – лежит обоснование управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Возникло оно в VI - III вв. до н.э. и основателем его является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), известный под именем Гунсунь Ян, Вэй Ян.

Теоретические основы легизма:

 мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль. Основное средство - принуждение. Человек подчиняется закону, т.к. боится наказания; страх выступает основой всего;

 управление государством базируется на посылке: правитель деспот, все остальные равны перед законом, кроме него.

Шан Ян полагал, что ”человеческая природа зла, и единственный способ заставить человека жить по законам - это наказания“. По его мнению, необходимо ”навести порядок до того, как возникнет беспорядок”. Этому призваны служить:

- жестокость наказания;

- жестокие наказания за маленькие проступки (тогда, по мнению Шан Яна, не будет больших);

- максимум наказания и минимум наград;

- личная ответственность и слежка (всё население делили на пятёрки и десятки и - при необходимости - наказывалась вся пятёрка или десятка).

Принципы, исповедуемые Шан Яном, в государственном управлении:

- государственное регулирование экономики;

- концепция равных возможностей для всех членов общества;

- всеобщая личная ответственность;

- разветвлённая бюрократическая система.

II этап


т. 3


Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

Ведущие мыслители этого периода: Пифагор, Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон.

Особенности и характерные черты этого периода:

 постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

 обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии;

 анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Весомый вклад в разработку политической мысли внесли представители Древней Греции.

Классиком древнегреческой мысли является философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н.э.). Отец Платона - Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода законодателя Солона, одного из ”семи мудрецов“. Платон после казни своего учителя, древнегреческого философа Сократа, совершил ряд путешествий. Около 387 г. до н.э. он основал в Афинах собственную школу - Академию.

Среди его многочисленных сочинений, дошедших в рукописях (34 диалога, 13 писем и другие), можно назвать такие, как ”Критон“, ”Государство“, ”Законы“, ”Политик“.

В истории развития политической мысли Платон одним из первых попытался осуществить типологию государственных устройств, раскрыть причины и механизмы перехода от одних типов государств к другим.

В трудах ”Государство“ и ”Политик“ Платон выделяет два типа государства: совершенное, или идеальное (управляемое самими богами и стоящее выше государства и законодательства; этот тип общежития не нуждается ни в государстве, ни в законодательстве) и несовершенное. Среди реально существующих (несовершенных) типов государств Платон выделяет правильные формы государств: монархия, аристократия и неправильные (искаженные): тимократия (власть честолюбцев, жаждущих почестей и высокого положения), олигархия (власть немногих, богатейших, которые не подпускают к управлению бедных), демократия (власть большинства, но не всех), тирания (власть одного над всеми). По Платону управлять государством должны люди, способные хорошо управлять. Эта способность определяется природными задатками и долголетней предварительной подготовкой.

Правитель должен обладать мудростью, мужеством, справедливостью, сдерживающей мерой (под ней Платон понимал черты, которыми должны обладать все члены лучшего государственного устройства, черты, заключающиеся в признании и соблюдении гражданами принятых в этом государстве законов и существующего в нем правительства).

Платон уделял большое внимание проблеме политики и войны:

- в диалоге ”Протагор“ военное искусство определяется как часть политического искусства;

- войну он считал естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий;

- исходя из того, что законы, существующие в животном мире, присущи и человеческому обществу и главным принципом социального развития является право сильного над слабым, Платон делает вывод: войны непрерывны, вечны, неустранимы;

- одной из существенных социально-политических причин возникновения войн он считал несовершенство установленных форм государства (нестабильна и чревата войной, например, демократия, так как она чрезмерно стремится к свободе; поддерживается на страхе применения вооружённой силы олигархия, так как в ней никогда не соединятся интересы богачей и бедняков; тирания постоянно стремится втянуть граждан в пучину войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе);

- среди других причин войн Платон выделял стремление людей бороться за свободу, нежелание граждан подчиняться действующим законам, нравственные пороки, этнические противопоставления, непримиримость между социальными слоями общества.

Раскрывая историю политических воззрений, нельзя не упомянуть о другом величайшем представителе древнегреческой политической мысли, ученике Платона, философе и ученом-энциклопедисте Аристотеле (384-322 гг. до н. э.), основателе перипатетической школы.

В его биографии можно выделить некоторые основные моменты. В 367-347 гг. до н. э. он находился в Академии Платона, сначала как слушатель, затем - как преподаватель и равноправный член содружества философов - платоников. В период с 347 по 334 гг. до н. э. Аристотель странствовал (Малая Азия, о. Лесбос). С 343 до н. э. (вероятно до 340 до н. э.) был воспитателем Александра Македонского. Во 2-й афинский период (334-323 гг. до н. э.) Аристотель преподавал в Ликее.

Политические взгляды Аристотеля охватывают область права, социальных и экономических институтов. Он впервые ввёл в оборот понятие “политика”, рассматривая её как искусство управления государством и участие в его делах. Он называл политику самой главной из всех наук и искусств, поскольку её целью является высшее благо всех (в отличие, например, от экономики, которая, по Аристотелю, имеет только выгоду для каждого).

Аристотель раскрыл сущность государства и причины его образования, рассмотрел роль права в обществе, сущность и функции власти, зафиксировал принцип разделения властей (законосовещательные орган и должности; судебные органы) и указывал, что от состояния этих частей зависит состояние государственного строя. Он дал и классификацию различных форм обмана народа властью, посредством которого в государственном управлении возможно добиться расположения простого народа.

Аристотель, в частности, был сторонником теории ”естественного“ происхождения государства (подобно живым организмам): ”очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям, и что человек от природы есть политическое животное“. Поэтому государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам. Генетически семья предшествует сельской общине, сельская община - городской (полису), но в синхронном плане полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи, или ”общения“, первичен по отношению к семье и индивиду (как целое первично по отношению к части). Конечная цель полиса, как и индивида, состоит в ”счастливой и прекрасной жизни“. Основной задачей государства, по Аристотелю, является воспитание граждан в нравственной добродетели.

”Желательный“ государственный строй может быть охарактеризован как ”аристократия“ в изначальном смысле слова (правление лучших). Платоновскую сословную дифференциацию социальных функций Аристотель заменяет возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости - собственно политическую (”совещательную“); физический труд (земледелие, ремесло) и торговля - удел рабов; отличительный признак свободного гражданина - досуг, необходимый для реализации интересов свободных граждан в эстетической или умозрительной деятельности.

Рабство, по Аристотелю, существует от ”природы“; отношения ”раб - господин“ - такой же необходимый элемент структуры полиса, как отношения ”жена - муж“ в семье; рабами должны быть ”варвары“.

На основе опыта и изучения конституций греческих полисов Аристотель осуществил типологию государственного устройства и власти. При том он делил формы государственного строя на правильные и неправильные (3 пары).

Правильные формы

Неправильные формы

монархия

тирания

аристократия

олигархия

полития

демократия

Правильность (или неправильность) форм государственного устройства у Аристотеля определялась на основании одного критерия - способности правящих лиц (групп) служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то независимо от того, правит ли один, многие или большинство - это правильные формы. Там же, где в управлении возобладали личные интересы, там возникают неправильные формы.

Наихудшей из форм государственного строя Аристотель считает тиранию, как безответственную власть монарха. Как и Платон, Аристотель негативно отказывался о демократии (демократия, по Аристотелю это своекорыстная форма господства большинства). Всем формам государственного устройства он предпочитал политию. Так Аристотель обозначал такое устройство государства, в котором большинство управляет в интересах общей пользы. Такое состояние общества достижимо, когда власть находится в руках ”среднего элемента“. Под средним элементом Аристотель понимает размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей частям рабовладельческого общества.

Особое внимание Стагирит (латинизированное имя Аристотеля) уделял военным вопросам. Он, в частности,

- глубоко исследовал такие понятия, как ”наука о войне“, ”военное искусство“, ”справедливость в войне“;

- пытался раскрыть причины, порождающие войны; к числу социально-политических причин, вызывающих войны, он относил:

 существование государств, в которых большинство людей находится в подчинении у горстки властолюбцев;

 нарушение необходимого равновесия в политической структуре общественного устройства;

 нарушение или отсутствие политических прав граждан;

 усиление единовластия в условиях аристократии;

 тяга к демагогическим формам отношений между правителями и гражданами в демократическом государстве.

 Изучение данной темы предполагает рассмотрение и политической мысли в Эпоху Средневековья.

III этап


т. 3


Политические учения Средневековья.

Ведущие мыслители этого периода: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.

Особенности и характерные черты этого периода:

 развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

 обоснование теологической теории политической власти;

 доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.

В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным звеном которых был теократизм; согласно его положениям церковь выступала в качестве божьего представителя на Земле. Церкви и её главе - Папе Римскому - принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль, оно получало власть из рук церкви и служило её интересам.

В основе воззрений Марка Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354-430 гг.) было следующее:


 обоснование и оправдание неравенства в обществе (его он объяснял испорченностью природы человека в результате грехопадения первых людей);

 тезис о том, что положение человека в обществе предопределено миром небесным;

 понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“, двух государств: ”града божьего“, ” состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага и притесняют праведников. В конечном итоге ”град божий“ победит (т.е. неявно высказывается идея о необходимости подчинения светских институтов государства церковной власти).

Видным представителем этого периода был и Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (причисленный в 1323 г. к лику святых римско-католической церкви и в 1567 г. признанный пятым ”учителем церкви“).

Его воззрения базировались на следующих посылках:

 сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей;

 государство также является божественным установлением;

 несмотря на то, что власть имеет божественное происхождение, Фома Аквинский допускал, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;

 в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

 Кризис феодализма и зарождение в его недрах буржуазных общественных отношений вызвали рост активности в социально-политической жизни, в искусстве, науке, в том числе и в политической мысли. Этот период времени в истории человеческого общества получил название Эпохи Возрождения.

IV этап


т. 3


Политические учения Эпохи Возрождения.

Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томазо Компанелла, Жан Боден, Т. Гоббе, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза.

Особенности и характерные черты этого периода:

 развитие гуманистических начал в политической теории;

 освобождение политической мысли от теологии;

 анализ проблемы прав и свобод человека;

 анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Крупнейшим представителем, основателем политической мысли Эпохи Возрождения с полным правом можно назвать итальянского мыслителя, государственного деятеля, писателя и историка Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Происходил он из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период Республики Макиавелли активно занимался политической деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимал место секретаря Совета десяти, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семье Медичи, Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре, отстранён от дел и затем выслан в свое поместье (близ Флоренции), где написал большую часть своих произведений.

Основные теоретические труды - ”Государь“, ”Рассуждения о первой декаде Тита Ливия“, ”Искусство войны“ - написаны им после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранён от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют ”естественные причины“ и ”полезные правила“, позволяющие ”учитывать свои возможности“, чтобы ”предвидеть заранее“ ход событий и принять необходимые меры.

По Макиавелли, высшее правило политики и главная её проблема - найти тот образ действия, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, ”тут нельзя говорить отвлечённо, ибо всё меняется в зависимости от обстоятельств“. Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента; один достигает цели ”осторожностью и терпением“, другой -”натиском и внезапностью“, но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остаётся при прежнем способе действия, ранее приносившем успех.

Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человек эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу событий и действующих лиц на ”авансцене“ истории.

Макиавелли ни одну из форм правления (монархия, аристократия, демократия) не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах.

Размышляя над действиями государственных деятелей, Макиавелли выдвинул тезис о том, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежать расставленных капканов; льва - чтобы сокрушить противника в открытом бою.

Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда ”народ развращён“, нужны и чрезвычайные меры. ”Государь“ - только один из факторов политической ситуации, в которую входят ещё ”народ“, ”знать“ и ”войско“.

Главным условием политического успеха Макиавелли считает ”доблесть“, а не низость души.

Движущими силами политики, по Макиавелли, являются фортуна и личная энергия индивида (под фортуной он понимал объективную историческую необходимость).

Итальянский мыслитель выдвигает тезис ”цель оправдывает средства“. Он писал, что, как показывает опыт, грандиозные дела творили те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом. Приверженцев этого тезиса в литературе часто называют сторонниками ”макиавеллистской политики“, ”макиавеллизма“. В то же время Макиавелли осуждал тех, кто насилием разрушает, а не исправляет.

Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Выступая за создание постоянной армии, строящейся на основе воинской повинности, он осуждал наёмничество. В своих сочинениях Макиавелли отдаёт приоритет политическому руководству над военным. Он доказывал, что государь должен лично возглавлять войско в походах и сражениях.

Макиавелли строил классификацию войн на учёте реальных общественных отношений, освобождая её от религиозных наслоений. Макиавелли, например, выделял один из видов войн, которые возбуждаются честолюбием государей и республик, стремящихся укрепить и расширить своё владычество. В ходе этих войн причиняется существенный ущерб государству, но жители не изгоняются из своего края. Другим видом войн он считал те, которые связаны с выселением целого народа из страны. Главная цель таких войн - не покорить страну, а овладеть ею, изгнать или истребить её жителей.

Заслугой Макиавелли явилось также исследование военной организации, её устройства. В трактате ”О военном искусстве“ им разработаны принципы военного искусства, способы военных действий, требования к военачальникам.

В период становления буржуазных общественных отношений появляется целая плеяда выдающихся мыслителей (XVII - первая треть XIX вв.).

Среди них необходимо выделить Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), английского философа, представителя механистического материализма. Он родился в семье священника; окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью герцога Девонширского, с которой был связан до конца жизни. С 1640 г. Гоббс находился в эмиграции во Франции; вернулся на родину в 1651 г. после упрочения диктатуры Кромвеля, политику которого пытался идеологически обосновать. Философско-политические взгляды Гоббса сведены в его книге ”Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского“ (1651 г).

Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел. Среди них он выделяет естественные и искусственные тела. Таким искусственным телом является государство. Человек занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война ”всех против всех“. Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать, по Гоббсу, только государство, которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов (позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей). По мысли Т. Гоббса, государство возникло на основе общественного договора, и было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. Гоббс всячески превозносил роль государства, признаваемого им абсолютным сувереном. Возвеличение Гоббсом мощного государства было одной из первых теорий буржуазной диктатуры, основную задачу которой мыслитель усматривал в прекращении гражданской войны.

Возникающее государство (демократическое, аристократическое или монархическое) таким образом, ценно само по себе. Гоббс из всех типов государственного устройства отдаёт предпочтение монархии, которая, по его мнению, обеспечивает непрерывность волеизъявления суверена, внутреннее единство воли в государстве и её единство с исполнительными органами.

Другим представителем этого периода является Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ-просветитель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Дж. Локк родился в пуританской семье мелкого землевладельца, окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 г. домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (видного общественного деятеля времен Реставрации), Локк приобщается к активной политической жизни.

Политическая теория Локка, изложенная в ”Двух трактатах о государственном правлении“, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.

В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству, согласно Локку, передаётся только некоторая часть ”естественных прав“ (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и, прежде всего, собственности.

Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Отношение человека к государству и правительству определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Народ остаётся безусловным сувереном. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Изучение этого периода предполагает ознакомление с жизнью и произведениями Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 гг.), нидерландского философа-материалиста. Родился Спиноза в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654 г.) его дело, он одновременно завязал научные и дружеские связи среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Руководители еврейской общины Амстердама подвергли Спинозу ”великому отлучению“. Спасаясь от преследователей, Спиноза жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал философские произведения.

Свои социально-политические воззрения Спиноза высказал в работе ”Политический трактат“ и в ряде других. Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления.

Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

V этап


т. 3


Политические учения Эпохи Просвещения и Нового Времени.

Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель.

Особенности и характерные черты этого периода:

 формирование либеральной политической идеологии;

 обоснованные необходимости разделения властей;

 характеристика правового государства;

 анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

 формирование концепции прав человека и гражданина.

Значительное внимание мыслители этого периода уделяли проблемам свободы и прав человека, гарантиям безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский философ, писатель и историк Шарль Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). Он занимал наследственный пост президента парламента в Бордо, являлся членом Бордосской академии. В своих основных сочинениях (”Персидские письма“, ”Рассуждения о причинах величия и падения римлян“, ”О духе законов“), анализируя функционирование различных государственных устройств, Ш. Монтескьё делает вывод о том, что для преодоления возможности злоупотребления властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная, судебная) могли бы взаимно сдерживать друг друга. Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх (или сенат) станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически их применять. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму, подчёркивал Ш. Монтескьё, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти.

Идеи Ш. Монтескьё большой популярностью пользовались в революционной Франции; для обоснования своих политических программ на них ссылались Марат, Робеспьер, многие из жирондистов. Разработанные Ш. Монтескьё принципы разделения властей и трёх видов правления (демократия, аристократия, деспотия) впоследствии легли в основу политического устройства буржуазно-демократических государств.

В четырнадцатой книге работы ”О духе законов“ Ш. Монтескьё обосновывает теорию, согласно которой географическая среда, и в первую очередь климат, является основной причиной различных форм государственного устройства. “ Ш. Монтескьё считается основателем географической школы в социологии.

Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский мыслитель и писатель, идеолог дореволюционной мелкой буржуазии Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо принимал участие в создании знаменитой Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо опубликовал произведения, направленные против социально-политического имущественного неравенства: ”Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов“, ”Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“, ”Об общественном договоре, или Принципы политического права“ и другие. Изданная в 1762 г. работа Руссо ”Эмиль, или о воспитании“ за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению.

Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства.

Рост человечества и географические причины, согласно Руссо, ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Появление новых способностей стимулирует новые потребности, и наоборот. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства политическим, т.е. общественным, - установление частной собственности. В этих условиях неравенства сил и дарований людей приводит к неравенству собственности, которое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей приводят, главным образом, первых, к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

Общественный договор состоит в том, что ”каждый из нас передаёт в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого... По общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает“ (Ж.Ж. Руссо ”Трактаты“).

Таким образом, делает вывод Руссо, любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря некоему ”первоначальному соглашению“. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа, который может в любой момент отказаться от любого законодательного решения и принять новое.

Политический организм, по Руссо, как и всякий организм, смертен. Продлить его здоровье и существование могут удачное правление и законодательство.

Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, требуется обеспечить имущественное равенство и запретить роскошь. Но так как столь демократический строй невозможен среди нравственно несовершенных людей, Руссо склоняется к аристократии: ”именно тот строй будет наилучшим и наиболее естественным, когда мудрейшие правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к собственной“.

При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.).

Кант родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге, окончил в нём университет (1745 г.) и был в 1755-1770 гг. доцентом, а в 1770-1796 гг. - профессором университета.

Кант обосновывал, что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.

Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.

Рассматривая проблему истории политической мысли, необходимо остановиться на философском наследии и другого немецкого философа, представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831 гг.). В 1788-1793 гг. Гегель учился в Тюбингенском теологическом институте (вместе с Ф. Шеллингом). В 1801-1806 гг. жил в Йене. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни - профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина.

Гегель осуществил постановку вопроса о взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю - опосредованная трудом система потребностей, основанная на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого общества не было в Античности и Средневековье. Оно возникает и развивается с утверждением буржуазных отношений. Гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего. Всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного.

Наряду с идеями И. Канта об установлении вечного мира, проблемой взаимосвязи политики и войны занимались и военные теоретики XVIII - XIX вв. Так, генерал Г. Ллойд (1720-1783 гг.) отводил значительную роль политике в понимании сущности войны. Французский военный теоретик Г. Жомини (1779-1869 гг.), летописец наполеоновских войн, считал, что политика имеет первенство над всей боевой деятельностью войск, а смысл войны заключается в достижении целей этой политики. Наиболее полно сущность войны и её связь с политикой исследовал немецкий военный теоретик К. Клаузевиц (1780-1831 гг.). Он высказал следующие идеи:  война не есть самостоятельный акт, а является частью целого - политики;  война, как социальное явление, вызывается политическими мотивами, всегда вытекает из политического положения и не может обособляться от политических отношений.

VI этап


т. 3


Современная политическая наука.

Политология активно развивается и окончательно формируется как наука во II половине XIX - начале XX веков.

Начало этого периода характеризуется появлением целого ряда идей, теорий, концепций, в значительной степени ставших философско-социологической основой современных политических теорий.

Среди них необходимо отметить теорию насилия Людвига Гумпловича (1838-1909 гг.), польско-австрийского социолога и правоведа, представителя социального дарвинизма.

Он объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая человеческую историю как цепь насилий. Социальная группа, по мнению Л. Гумпловича, - это надындивидуальная реальность, целиком и полностью определяющая поведение индивидов. Между социальными группами идёт постоянная борьба, определяющая социальную жизнь в целом. Основа социальных процессов в целом, по Гумпловичу, в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей.

Большое влияние на политическую мысль оказали идеи Фридриха Ницше (1844-1900 гг.), немецкого философа и поэта. Он разработал учение о воле к власти как присущей всему живому тяге к самоутверждению. Жизнь, воля к власти, по Ницше, есть и само бытие в его динамичности, и страсть, и инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия.

Рассматривая эволюцию современной политической науки, в VI этапе можно выделить 3 подэтапа.
А. Становление современной политической науки

(конец XIX - конец 40-х гг. ХХ века)

В это время главное внимание уделяется исследованию проблемы политической власти и её социальных основ. В рамках этого подэтапа созданы следующие теории, на которые следует обратить особое внимание:

 теория заинтересованных групп (А. Бентли);

 теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

социологическая теория государства (М. Вебер);

 теория олигархизации (Р. Михельс);

 психологическая теория власти ( Г. Лассуэлл).

Значительным явлением в политической мысли этого периода стали идеи немецкого социолога, философа и историка Макса Вебера (1864-1920 гг.). Он преподавал во Фрайбургском (1893-1896 гг.), Гейдельбергском (1888-1896, 1902-1919 гг.) и Мюнхенском (1919-1920 гг.) университетах.

Совместно с Г. Риккертом и В. Дильтеем М. Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов господства, выделяя 3 типа: рациональный, традиционный, харизматический.

Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Проявлением рациональности в политике является утверждение институтов формального права, парламентаризма и современной администрации.

Традиционный тип господства характеризуется повышением бюрократизации управления, формализацией отношений между людьми, свёртыванием демократических механизмов принятия управленческих решений.

Особенность харизматического (от термина харизма, означающего наделённость какого-либо лица особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей) типа господства в том, что народ сам выбирает и поддерживает лидера, который должен стоять над бюрократической администрацией и осуществлять контроль сверху за её деятельностью, не допускать бюрократизации управленческого процесса. Такое общество М. Вебер назвал ”плебисцитарной демократией“.

Большое внимание Вебер уделил концепции происхождения и сущности капитализма. С его точки зрения, европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость. Основную положительную черту капитализма М. Вебер усматривает в наличии рационального организованного предприятия.

М. Вебер уделял значительное место проблемам социальной структуры и классового конфликта. Он подчёркивал многомерность классовых различий и положений (отношение к власти, различия в статусе и престиже отдельных группировок, разделение по религиозным и идеологическим признакам). Главный конфликт политической жизни современного государства он усматривал в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом, чиновничеством. Вебер отрицал возможность победы социалистических общественных отношений, выдвигал против этой идеи тезис о всесилии бюрократии и утверждал, что такое будущее общество будет не диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников.

Идеи М. Вебера получили дальнейшее развитие и конкретизацию в начале ХХ века при разработке теории элит, авторами которой считаются итальянский исследователь, один из основоположников политологии Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) и итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923 гг.).

Сущность названной концепции заключается в том, что, как утверждали её авторы, необходимой составной частью любой социальной структуры является высший, привилегированный слой (или слои), осуществляющий функции управления обществом. Исходя из этого, история человеческого общества - это совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит. Неравенство - основа социальной жизни. В недрах общества всегда есть социальные группы, стремящиеся занять место господствующих элит, и в зависимости от соотношения сил определяется результат борьбы: или побеждает господствующая элита, тем самым сохраняя своё положение, или возникает новая элита.

Господствующий класс (по Г.Моска - ”политический класс“) берёт на себя все государственные функции и используется связанными с этим привилегиями. Другая часть общества - управляемый класс, неорганизованное большинство. Реальная власть всегда в руках ”политического класса“, мифы о народном представительстве и суверенитете на деле маскируют существование и деятельность ”политического класса“. Народовластие, реальная демократия - утопии, не совместимые с законами общества и с человеческой природой. Г. Моска считал, что власть может быть от народа, для народа, но не может быть властью самого народа.

Одну из основных задач, созданной им ”политической науки“ Моска видел в освобождении правителей от этих необходимых для масс мифов, а также в выработке ”научной политики“, которая станет основным инструментом в руках правящей элиты.

Всякая элита имеет тенденцию к превращению в ”закрытую“, наследственную, что ведет её к вырождению. Предотвратить это может только наличие свободных дискуссий, которые вынуждают ”политический класс“ в необходимой степени обновляться, позволяют держать его в определённых рамках и устранять его в тех случаях, когда он более не отвечает интересам страны.

В обществе всегда существуют силы, готовые заменить старое правящее меньшинство. Такая замена - залог ”здоровья“ общественного организма. Возможны три варианта динамики ”политического класса“: ”увековечение“ без обновления, ”увековечение“ с обновлением и чистое обновление. Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного правления -автократической и либеральной - даёт четыре типа государства:  аристократическо-автократическое,  аристократически-либеральное,  демократическо-автократическое и  демократическо-либеральное.

В. Парето, так же как и Г. Моска, считает деление общества на способную к управлению элиту и неэлиту существенной чертой всех человеческих обществ, а ”круговорот“ элит, т.е. их стабилизацию и последующую деградацию - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий.

Согласно Парето, в обществе есть индивиды, наделённые от рождения предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана (”лисы“) или способностью применения насилия (”львы“), которые создают два различных типа правления.

Если правящая элита не противодействует своей деградации (приводящей к упадку элиты) путём кооптации новых членов, обладающих соответствующими качествами, из низших классов, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.

В области хозяйственной деятельности ”львам“ и ”лисам“ соответствуют типы ”спекулянтов“ и ”рантье“, прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе ”рантье“ - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание ”спекулянтов“ предопределяет развитие в социальной и экономической жизни.

Изучение истории политической мысли, особенно на рубеже XIX и XX веков, требует рассмотрения идей одного из основателей политической социологии Роберта Михельса (1876-1936 гг.). Михельс выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Он считал, что демократия не может существовать без организации, т.е. без управленческого аппарата и профессионального лидерства. Это, в свою очередь, неизбежно ведёт к закреплению постов и привилегий, несменяемости руководства, стремлению увековечения своего положения.

Харизматических лидеров сменяют простые бюрократы, революционеров и энтузиастов - консерваторы, приспособленцы, демагоги, заботящиеся только о своих интересах, а не об интересах масс.

Массам льстят и одновременно поощряют их неосведомлённость и пассивность, за исключением случаев, когда лидерам угрожает соперничающая группа. Руководство на деле, в конце концов, отходит от первоначальных целей и интересов класса и масс (хотя формально вроде бы их и придерживается). Руководящая группа, становясь всё более изолированной и замкнутой, создаёт специальные органы для защиты своих привилегий и в перспективе превращается в правящую элиту.

Новая элита с подозрением смотрит на людей, преданных исходным идеям, стремится избавиться от них. Со временем верхушка, чувствуя потенциальную угрозу со стороны рядовых членов организации, отбрасывает внутрипартийную демократию, маскируя свои действия необходимостью преодоления трудностей, борьбы с врагами и т.п. Эта концепция получила в политологической науке распространение как ”железный закон олигархизации Р. Михельса“.

Видным представителем современной политической науки является американский социолог Сеймур Мартин Липсет. На формирование его взглядов существенное влияние оказали идеи М. Вебера. Основная проблематик его исследований - демократия в современном мире. Исследовав демократию США, он пришел к выводу, что здесь, как и во многих других странах, в период своего формирования власть была узаконена посредством харизмы. Он утверждал, что стабильность любого государственного строя полностью зависит от его законности и эффективности. Законность во многом связана со способностью системы формировать и поддерживать у масс убеждение в том, что функционирование существующих политических институтов является наилучшим. Эффективность означает удовлетворённость процессом управления социальной системой.
Б. Активное расширение сфер политологических исследований

(конец 40-х гг. - вторая половина 70-х гг. ХХ века)

В этот период происходит поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства. В рамках этого подэтапа следует отметить такие теории:

новая теория демократии (Й. Шумпетер, К. Маннгейм);

плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

 теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

 концепция государства благосостояния, общества потребления.
В. Поиск новых парадигм развития политической науки

(середина 70-х гг. ХХ века – по настоящее время)

В это время главным является обоснование адекватных современному этапу развития западного общества теоретических моделей и концепций власти. В рамках этого подэтапа необходимо отметить такие теории и концепции:

 футурологическая концепция единого мирового государства (К. Сон, С. Кларк);

 концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р.Арон, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрэйт);

 концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

 концепция национального интереса (Г. Моргентау);

 теория элитарной демократии;

 силовая концепция власти.

В ХХ веке получили дальнейшее развитие концепции, разработанные на рубеже XIX и ХХ веков. Так, например, получила распространение концепция элитократии, начало которой положили исследования Г. Моски, В. Парето.

В конце 30-40 гг. ХХ века Й. Шумпетер, К. Маннгейм реконструируют теорию элит, стремясь совместить её принципы с признанием буржуазно-демократических институтов. В частности, Маннгейм утверждал, что отличительная черта демократии - конкуренция относительно открытых элит за позиции власти. В 50-70 гг. в США превалирует теория ”баланса элит“.

В 70-80 гг. наибольшее распространение получили теории ”элитного плюрализма“ и ”неоэлитаризма“ (Т. Дай, Х. Зиглер).

Получили дальнейшее развитие и взгляды Р. Михельса (это направление получило название социология политических партий). В настоящее время в числе ведущих исследователей можно назвать Б. Бюрдо, фон Байме, О. Дюверже, Р. Макензи, Р. Сартори. Ими разработаны концепции ”правле-ния партий“, ”партийного государства“ и другие.

 Политология, как учебная дисциплина, стала преподаваться со второй половины XIX века. Первая кафедра политологии была создана в 1857 г. в Колумбийском колледже в США. В Великобритании политические науки берут начало с 1885 г., когда была основана Лондонская школа экономики и политических наук.

В 1903 г. в США была образована Ассоциация политических наук. Сейчас в США – около 1300 кафедр, где изучается политология. Ни одно серьёзное решение правительства, крупных фирм не принимается без анализа политических ситуаций и прогноза политологов.

До II мировой войны политология функционировала в рамках других общественных наук. Лишь в 1948 г. на международном коллоквиуме политологов, организованном ЮНЕСКО в Париже, было решено выделить политическую науку в самостоятельную отрасль и признать, что основным предметом политической науки являются:

 политическая теория;

 политические институты;

 партии, социальные группы;

 международные отношения.

В СССР только в 1955 г. при Институте государства и права создаётся Советская Ассоциация политических наук. Сейчас в высших учебных заведениях - более 150 кафедр, изучающих политологию.

Таким образом, в истории становления и развития мировой политической мысли можно выделить следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения Эпохи Возрождения; политические учения Эпохи Просвещения и Нового Времени; современную политическую науку.
§ 3. Развитие политической мысли в России
Политические идеи Древней Руси

Формирование государственности у восточных славян проходило на протяжении длительного времени, в процессе разложения первобытнообщинного строя и зарождения феодализма.

В VII - VIII веках складывается племенной союз полян - Русь со столицей в Киеве; первое в Восточной Европе славянское государство. Позже образуется второе государство (в Новгороде); в 882 г. они объединяются в Киевскую Русь.

Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшей идеологической акцией правящей верхушки Киевской Руси стало принятие в 988 г. христианства, которое с этого периода стало государственной религией. Новая религия санкционировала развивающиеся феодальные отношения, усиливала власть Киевского князя.

Одним из наиболее ранних памятников в древнерусской литературы, в которой политико-правовой проблематике отводится значительное место, является ”Слово о законе и благодатиИлариона. ”Слово…“ было произнесено в 1049 г. по случаю окончания строительства оборонительных сооружений Иларионом, будущим первым русским митрополитом. В нём Иларионом были высказаны следующие идеи:

 исторический процесс движется сменой принципов религий.

(Основа Ветхого Завета - принцип закона; основа Нового Завета - принцип благодати (истины). По закону существовал лишь один богоизбранный народ - иудеи. С появлением благодати образуется сообщество равноправных христианских народов);

 Русь занимает равное с другими государствами положение в мире;

 Иларион показывает необоснованность претензий Византии на руководство русской церковью;

 Русская церковь, по его мнению, должна быть независима; князь Владимир - святой, поскольку его дело выше заслуг императора Константина.

Политические идеи оставили след и в следующих летописях:

 в Новгородской летописи (XIII- XIV вв.);

 в Лаврентьевской летописи (1377 г.);

 в Ипатьевской летопись (начало XV в.).

В их составе до нас дошла ”Повесть временных лет“ (1113 г.)

В ”Повести временных лет“ высказываются следующие идеи:

 род киевских князей восходит к варягам, к их князю Рюрику, призванного северными славянами для установления порядка. Политическое значение этой идеи заключалось в том, что:

- появлялась возможность прекращения споров о старшинстве местных родов;

- повышался авторитет киевских князей - потомков Рюрика;

 идея единства Русской земли (идеализируется государственный строй, установленный Ярославом Мудрым);

 осуждение княжеских междоусобиц;

 пропаганда патриотических настроений низов, защищавших Родину от чужеземцев.

В Новгородской летописи исследователи отмечают:

- возникновение и развитие антикняжеских тенденций;

- идею приоритет власти веча над княжеской властью (”новгородцы держат князя по своей воле“).

В ”Слово о полку Игореве“, ”Молении Даниила Заточкина“ ярко выделяются следующие идеи:

 идея сильной княжеской власти;

 идея единения русских князей;

 заложено основание идеи единовластия, получившей глубокую разработку в период образования Русского централизованного государства;

 используется новый политический термин ”господин“ (для обозначения князя).
Политические идеи в период образования и укрепления

Русского централизованного государства

В XIV-XVI вв. на Руси идёт процесс ликвидации феодальной раздробленности, центром объединения русских земель становится Московское княжество. Складывается политическая идеология централизованного государства, в которой важное место занимает вопрос о роли Русского государства среди мировых держав и о происхождении правящей династии.

В ”Послании о Мономаховом венцеСпиридона Саввы проводится мысль о том, что:

 русские князья (через Рюрика) ведут свой род от ”римского царя Августа“;

 Владимир Мономах во время похода на Царьград получил от византийского императора царский венец;

 литовские князья - в то же время - потомки ”раба-конюшнеца“, служившего тверскому князю.

На основе переработки ”Послания и Мономаховом венце“ создаётся весьма популярное в XVI веке ”Сказание о князьях Владимирских“, где:

 показана роль московских князей, подробно изложена их родословная, возводимая к Рюрику, великим киевским и владимиро-суздальским князьям;

 подчёркивается неразрывность истории Киевской Руси и Московского государства.

Возвеличению Русского государства служила теория ”Москва - третий Рим“ (окончательно она сформулирована в посланиях монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея).

Филофей утверждает, что история человечества - это история возникновения, развития и упадка мировых царств, направляемая богом. Первым мировым царством был Рим. Преемником Рима стала Византия со столицей в Константинополе - это был второй Рим. Согласившись на унию с католической церковью, Византия изменила православию, и за это была наказана богом - погибла под натиском турок. Единственным хранителем православия остался русский народ, а Москва стала третьим Римом и останется им до скончания мира. В представлении Филофея Москва - центр всего православного мира, а московский государь - его глава. (”Два убо Рима падоша, третий стоит, а четвёртому не быти“).

В XVI веке острым оказался вопрос о церковном, и особенно монастырском землевладении.

Будущность монастырского землевладения заняла центральное место в полемике между представителями 2-х крупных политических направлений XVI века - ”нестяжателями“ и иосифлянами (”стяжателями“).

”Нестяжательство“ было представлено двумя направлениями - духовным и обличительным. Отцом духовного ”нестяжательства“ был Нил Сор-ский, основатель скита на реке Соре (в Заволжье). Он говорил о том, что монахи должны вести аскетический образ жизни, призывал к отказу от личного имущества (стяжания), осуждал стяжания монастырей. Обличительное ”нестяжательство“ возглавил Вассиан Патрикеев (Косой), насильно постриженный в монахи к Нилу Сорскому и обличавший монастырские власти.

Нестяжателям противостояли сторонники сохранения за церковью всех её земельных владений (иосифляне), вождем которых был Иосиф Волоцкий. Иосифляне высказывали следующие идеи:

 отстаивание ”стяжания“ монастырей;

 духовная власть выше светской; царь - божий слуга, который должен подчиняться ”священству“;

 оппозиция Иосифа Волоцкого царской власти.

В дальнейшем наблюдается сближение иосифлян с царской (Ивана III) властью. Этот союз был временный; иосифляне поддерживали светскую власть только при условии, что она не будет покушаться на земельные богатства церкви.

Наиболее полно политические идеи реакционного боярства отразились в произведениях А.М. Курбского (1528-1583гг.). Он занимал высокие посты при Иване IV, командовал русскими войсками в Прибалтике, а в 1562 г. - после опалы Ивана IV - бежал за границу; воевал на стороне Польши против России (командовал армией).

А.М. Курбский:

 высказывается за ограниченную монархию (против самодержавного произвола Ивана IV);

 осуждает чрезмерное сосредоточение власти в руках царя;

полагает, что власть должна делиться с потомками удельных князей и царь не должен принимать единоличных решений.

Интересы дворянства нашли отражение в произведениях И.С. Пересветова, выходца из русских земель, находившихся под властью Литвы.

И.С. Пересветов намечает ряд политических реформ, которые должны проявляться в следующем:

 борьбе с засильем вельмож (при этом он рекомендует не останавливаться даже перед казнями);

 увеличении власти царя (т.е. неограниченном самодержавии);

 рекомендации царю иметь сильное войско;

 проведении энергичной внешней политики;

 предложении отмены холопства.
Политические учения в России в период

образования и укрепления абсолютизма

(вторая половина XVII – первая половина XVIII вв.)

В этот период - период образования и укрепления абсолютизма - в политической мысли России яркий след оставили Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков.

Ф. Прокопович (1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что:

 образование государства - результат договора ”гражданского союза“ людей с будущим государем;

 народ при этом не может расторгнуть такой договор;

 содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел;

 лучший ”образ правления“ - неограниченная монархия;

 нужно осуждать ограниченную монархию;

 аристократия и демократии должна быть подвергнута критике;

 церковь не должна иметь превосходство над светской властью.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) был крупным государственным деятелем, много и плодотворно занимавшимся поиском и публикацией исторических документов. Им была написана многотомная ”История Российская“.

В.Н. Татищев - идеолог ”просвещённого абсолютизма“. Им была:

 разработана оригинальная теория происхождения государства;

 разработана теория происхождения социального неравенства (теория 3-х ”узд неволи“):

первая узда - подчинение родителям;

вторая узда - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжимости такого договора составляло основу крепостного права. Этому положению вещей противопоставляется договор о создании ”общенародия“, или республики.

третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо.

Кроме того, В.Н. Татищев:

 энергично защищал крепостное право;

 в рассуждении о формах правления следовал Аристотелю, также называя три правильных и три неправильных формы правления;

 полагал, что лучшая форма правления для России – монархия (”государство - дом монарха, где он господин“);

 выступал за просвещённую монархию, отстаивал прогрессивные Петровские преобразования;

 полагал, что правосудие - ”главная должность“ власти.

В произведениях И.Т. Посошкова (1652-1726 гг.) нашли отражение взгляды, идеи нарождавшейся буржуазии. И.Т. Посошков был сыном крестьянина; сам занимался крестьянским трудом, затем был торговцем, виноделом; в последствии был арестован и умер в Петропавловской крепости.

В ”Книге о скудости и богатстве“ (за которую и был арестован) И.Т. Посошков:

 проводит идею ”общего блага“, которое должен обеспечить абсолютный монарх;

 выдвигает требование сильной централизованной власти в стране;

 выступает против аристократии и демократии;

 выдвигает тезис о том, что власть царя подобна власти бога;

 предлагает чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством (дворяне, например, должны состоять на военной или гражданской службе);

 выдвигает идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю;

 предлагает устроить единый суд для всех сословий.
Политические учения в России в период начавшегося разложения

феодализма и начала формирования капиталистического уклада

(вторая половина XVIII века)

Вторая половина XVIII века характеризуется дальнейшим укреплением абсолютизма, окончательным оформлением чиновничье-дворянской монархии. В то же время возникает оппозиционное феодализму мировоззрение, ориентированное на идеи западноевропейского и нарождающегося русского просветительства.

В это время главная идея - идея ”просвещённого абсолютизма“. Особенно энергично она насаждается в первое десятилетие правления Екатерины II. Суть этой идеи такова: целью государства объявляется ”общее благо“, которое должно быть обеспечено мудрым правлением монарха.

Во второй половине XVIII века складывается самостоятельное течение политической мысли, которое, настаивая на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против просветительских идей и одновременно критиковало справа отдельные проявления политики самодержавного государства.

Наиболее ярким представителем этого течения был князь М.М. Щербатов (1733-1790 гг.), который:

 выступал как защитник крепостничества, аргументируя это историческими, экономическими, юридическими фактами, рисуя идиллическую картину взаимоотношений между помещиками и крестьянами. Главное его произведение – социально-утопический роман ”Путешествие в землю Офирскую г-на С. Швейцкого дворянина“;

 предлагал строить государство, которое опирается на чётко зафиксированную в законе сословную организацию;

 считал, что верховная власть должна принадлежать императору. При императоре, по мысли М.М. Щербатова, функционирует Верховный Совет (из представителей дворянской знати), а также ”высшее правительство“, разделённое на 5 департаментов. Каждый департамент имеет в своем составе председателя, шесть судей, назначаемых императором, девять земских судей, а также депутатов от дворян (пять), мещанства и купечества (по одному).

В 60-х гг. XVIII века в России складывается антифеодальная идеология Просвещения. Выразителями просветительских идей были представители передового дворянства и демократической интеллигенции С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков, Д.И. Фонвизин.

Наиболее полное выражение эти идеи получили в работах С.Е. Десницкого (1740-1789 гг.), первого русского профессора-юриста:

 он выдвигает оригинальную теорию возникновения государства, связывая его появление его с частной собственностью;

 по его мнению, у первобытных народов не было законов, правительств, государства;

 он пытается исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность;

 выступает как сторонник ограничения абсолютной власти монарха;

 предлагает выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха (в 1768 г. он направил Екатерине II ”Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи“);

 выступает с осуждением крепостничества, так как в условиях его нельзя было применить многие прогрессивные методы.

Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России во второй половине XVIII века стало учение А.Н. Радищева (1749-1807гг.)

Теоретической основой политической программы мыслителя были его взгляды на происхождение и сущность государства и права, во многом изложенные в его знаменитом произведении ”Путешествие из Петербурга в Москву“:

 он связывает (как и Ж. Руссо) образование государства с возникновением собственности;

 государство, по А.Н. Радищеву, ”есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан“ (т.е. государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых);

 резко критикует крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравственных возражений (”крепостное право противоречит естественному праву и общественному договору “);

 самодержавие осознано А.Н. Радищевым как препятствие на пути прогрессивного развития: ”самодержавие - царство произвола“;

 подвергает критике весь государственный аппарат абсолютизма;

 отвергает теорию просвещённого абсолютизма; говорит об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом;

выдвигает идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народный суверенитет: ”Если нарушен безмолвный договор (о делегировании части прав закону, правителю), то и мы освобождаемся от нашей обязанности“ (А.Н. Радищев).
Развитие политической мысли в России в XIX веке

Рассматривая становление и развитие политической мысли в России в XIX веке, можно выделить 2 периода:

I период - политические учения первой половины XIX века;

II период - политические учения второй половины XIX века.

Для первого периода характерны следующие особенности политических теорий и идей:

 концентрация политической мысли на борьбе с феодализмом и поиск лучших, чем реальный капитализм, путей исторического развития России;

 обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя России;

 критика деспотизма в организации государственной власти;

 обоснование необходимости конституционной монархии, разделения ветвей власти, строительства правового государства;

 поиск путей развития России (самобытных или общеевропейских).

Представители первого периода:

К.С. Аксаков, П.В. Анненков, И.В. Вернадский, Н.М. Карамзин, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, Н.С. Мордвинов, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель, М.М. Сперанский, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин.

Для второго периода характерно возникновение революционного демократизма, его слияние с утопическим социализмом, распространение марксистских идей.

Основные идеи II периода:

 критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

 ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию; глубокая вера в светлое будущее народа;

 огромное внимание к национальному вопросу, обоснование решения его с позиций признания права наций на самоопределение.

Представители второго периода:

М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, П.Н. Ткачёв, Н.Г. Чернышевский.

Рассматривая основные политические учения XIX века в нашей стране, можно представить структуру политической мыли в России, а также её генезис, следующим образом: См. схему на следующей странице.


Структура политической мыли России в XIX - начале XX вв.

1






Учебное пособие
  1   2   3   4



Скачать файл (298.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации