Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Рединская Т.В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время - файл n1.doc


Рединская Т.В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время
скачать (3904.4 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc3905kb.27.12.2012 10:37скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8

ББК 63. 3(2) 64+ 66. 69(2Р) РЗЗ

Рединская Т. В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время. Монография. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова. 2006. -198 С.

Настоящая монография кандидата исторических наук Т. В. Рединской рассматривает специфику становления и функционирования политических партий и многопартийности в России в Новое и Новейшее время, а также определяет перспективы их развития на будущее.

Адресуется специалистам - историкам, политологам, а также студентам исторических и политологических факультетов вузов, всем, кто интересуется историей России.

Рецензенты:

Юрьев А. И., доктор исторических наук, профессор

Журавлева Л. К., кандидат экономических наук, профессор

ISBN 5-8288-0986-5

© Рединская Т. В. 2006.

© Московский государственный открытый педагогический университет

им. М. А. Шолохова, 2006

Введение

Изучение политических партий и партийных систем является важной задачей исторической науки. Без этого изучения невозможно создать всеобъемлющую научную историческую картину современного мира, а также отдельных стран.

Научной, да и широкой общественности, хорошо известно влияние партий и их систем на все сферы жизни любого общества. В этой связи возникает потребность историко-политологического осмысления этого влияния.

Определенный опыт в создании и развитии партий, многопартийности накопила, начиная с конца XIX века, и Россия; возникает необходимость изучения этого опыта.

В поиске путей сегодняшнего эффективного функционирования политической системы нашей страны большое значение имеет изучение проблем становления и развития политических партий как законных представителей интересов разнообразных социальных слоев общества. Партии и партийные системы, как политические институты, являются актуальными темами политологических исследований.

Перед учеными различных областей знаний, и, прежде всего, -историками и политологами, стоит задача выработки научно-обоснованных представлений о дальнейшем развитии и функционировании политических партий современной России, способных аккумулировать и представлять в системе власти многообразные интересы различных слоев и групп населения страны.

Таким образом, актуальность темы предлагаемой читателю монографической работы обусловлена необходимостью: во-первых, дальнейшего изучения новой и новейшей истории России; во-вторых,

5

обобщения опыта, накопленного нашей страной в начале XX века в формировании партий, создании многопартийности; в-третьих, использования этого опыта развития в условиях нынешней демократизации российского общества; в- четвертых, систематизации теоретико-методологических основ, эмпирических знаний о сущности, состоянии, базовых характеристиках и динамике развития партий и многопартийности, как политических институтов.

В настоящей монографической работе в качестве объекта исследования выступают партии и многопартийность России. Предмет исследования - специфика становления и развития политических партий и многопартийности в России, а также перспективы их развития.

Цель предлагаемого исследования - опираясь на существующие работы по данной теме, проследить становление и развитие партий и многопартийности в России на этапах Новой и Новейшей истории.

6

Глава I. Политическая и историческая науки о партиях, партийных системах, многопартийности; основные положения.

Понятие партии. Термин "партия" ведет свое происхождение от латинского "partis" - группа, часть. В исходном своем значении аналогом понятию "партийность" может служить отечественное слово "групповщина", которым, если обратиться к словарю русского языка, обозначается (с негативным оттенком) акт обособления в отдельные группы для отстаивания ограниченных, групповых интересов. 1

В научной политической литературе нет единой точки зрения на понятие «политическая партия». Это обусловлено тем, что исследователи с разных позиций рассматривают содержание, сущность, функции, типологию политических партий.

В характеристике политической партии выделяется либеральное понимание партии как «носителя идеала», а также понимание партии, как группы людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.

Существует марксистская трактовка политической партии как выразителей интересов определенного класса. Данный подход рассматривает партию как «политическую организацию, выражающую интересы общественного класса или его слоя, объединяя их наиболее активных представителей и руководящую ими в достижении определенных целей и идеалов». 2

Есть «организационный» или «структурный» подход, когда политическая партия представляет собой, прежде всего, механизм, аппарат, систему, охватывающую граждан, членов партии и депутатов (М. Острогорский, Р. Михельс).

7

Существует также «функциональное» определение партии, когда партию рассматривают под углом зрения их функциональных особенностей. 3

В политической науке есть попытки дать «синтезированное» определение партии, которое не только учитывало бы структурно-организационные моменты в ее деятельности, но и раскрывало бы ее место и роль в политическом механизме.

Ни один подход в отдельности не исчерпывает всего сущностного содержания партии. Это объясняется тем, что исследователи, высказывая свое мнение о сути политических партий, увязывали его с изучаемыми реалиями и процессами, протекающими в обществе.

3. Нейман определяет политическую партию «как организацию активных политических лиц в обществе, тех, кто заинтересован в контроле над государственной властью и кто, добиваясь поддержки народа, соперничает с другой группой или группами, придерживающимися иных взглядов. - В таком качестве партия представляет собой могущественного посредника между общественными силами, идеологиями и официальными государственными институтами... ». 4

Агилера де Прат видит в политической партии одно из основное средств, направленных на гармонизацию капитализма и демократии, нейтрализующих потенциально преобразующее воздействие избирательного права. Несмотря на все существующие ограничения, представительная партия, считает исследователь, остается главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом, наименее болезненным механизмом обеспечения глобального взаимодействия системы. При всех своих ограничениях политическая партия незаменима для социального государства в качестве привилегированного "управляющего агента" системы, направляющего элемента политического участия. 5

8

Э. Гидденс определяет политическую партию как организацию, ориентированную на достижение законного контроля над управлением посредством процесса выборов. 6

К. фон Бейме писал, что партии - это общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. 7

Современный отечественный исследователь А. И. Зевелев под партией понимает «организацию политического характера (что предполагает борьбу за власть) которая выражает интересы определенного класса или социального слоя, объединяя наиболее активных его представителей в борьбе за достижение поставленных целей». 8

Итак, в зарубежной и в отечественной политологии существует множество определений того, что следует понимать под политической партией. При множестве определений понятия «партия», существует нечто общее. Под партией понимается организация (ассоциация, группа) граждан, разделяющих общие политические принципы и стремящихся путем объединения усилий к завоеванию и удержанию политической власти.

В нынешней научной литературе распространенным определением понятия «партия» является: «общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу»9.

Сущность партии. Признавая, что партия - это, прежде всего, политическая организация, борющаяся за власть, политическая наука стремилась ответить на главный в этой связи вопрос - в чьих интересах партия борется за власть. Сущность политической партии как раз состоит в том, интересы каких социальных групп она выражает, защищает и проводит в жизнь.

9

Глубокий анализ развития основных политических организаций Великобритании и США позволил в свое время нашему политологу М. Я. Острогорскому выявить противоречия между партией, как группировкой свободных граждан, преследующих удовлетворение своих политических целей, и партией, как объединением политиков-профессионалов, борющихся за власть.

Чуть позже германо-итальянский политолог и один из «крестных отцов» теории элит Р. Михельс раскрыл механизм внутрипартийной легитимности «партийной олигархии» для снятия противоречия природы самой партии, оказывающей влияние на возможности политического представительства. 10

В. И. Ленин, как и Р. Михельс, считал, что партия действует в интересах класса. Партия всегда рассматривалась им как некий инструмент, как средство для решения классовых задач. Этим методологическим требованиям в полной мере отвечало выработанное В. И. Лениным учение о партии нового типа -авангардной классовой организации пролетариата, возглавляющей борьбу рабочего класса за завоевание политической власти. 11

В одно и то же время с Р. Михельсом и В. Лениным, создает свою политическую теорию и немецкий социолог и политолог М. Вебер. Он полагал, что партия действует в узких интересах партийных лидеров. Противовесы бюрократизации партийных структур М. Вебер усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой - в харизме политических лидеров. 12

Долгое время в советской историографии исходили из понимания партии как организации, выражающей и представляющей в политической системе интересы больших социальных групп (классов, слоев, общностей). Само существование партии объяснялось наличием конфликтов между этими группами и необходимостью из разрешения.

10

В современном мире фактически ни одна партия напрямую не коррелирует с тем или иным классом, слоем. Современный этап научно-технической революции со свойственной ему высокой динамикой социально-экономических и технологических новаций привел к глубокой трансформации социально-профессиональной и социально-демографической структуры общества. Это, в свою очередь, вызвало к жизни тенденцию универсализации партий.

Расширение поля общенационального согласия, доминирование общечеловеческих ценностей над классовыми заставляет партии ориентироваться именно на преобладающий в структуре населения средний класс и разделяемые им ценности. Жизнь подтверждает правоту высказанной известным русским философом И. А. Ильиным мысли: «... Воля к государственной власти есть... воля к государственной цели, которая не включает в себя никакого — частного, личного или классового — интереса как такового. Поэтому политическая партия не может быть классовой по своей программе: она должна быть непременно внеклассовой и притом сверхклассовой. Ибо государственная власть есть нечто единое для всех и общее всем; и поэтому программа, намечающая ее желанную и грядущую линию поведения, может содержать указания только на общие интересы. Партия, лишенная государственной программы, поддерживающая один классовый интерес, есть противогосударственная партия... ». 13

Политическая наука, по-прежнему, уделяет большое внимание изучению сущности партий. При этом политологи пытаются найти модель "современной политической партии". Одним из первых эту проблему поставил французский политолог М. Дюверже. 14 Такую попытку предпринимали в 60-е-70-е гг. XX в. американские учёные. 15 В эти же годы строил свою модель «идеальной партии» Р. Гароди. По его мнению, партия не должна иметь официальной идеологии, не

11 должна быть ни идеалистической, ни материалистической, ни религиозной, ни атеистической, то есть партия должна быть идеологически неопределённой, нейтральной, плюралистической. Однако все эти требования, предъявляемые к партии «нового типа» Гароди, лишают её определённости политической линии. Этот проект Гароди потому и не состоялся, что в принципе не отвечал природе политических партий. Партия в современных условиях остаётся институтом общественно-политическим, социально ангажированным (при всех оговорках), поэтому освободиться от этих критериальных партийнообразующих принципов практически невозможно16.

Поиск модели «современной политической партии» продолжается. «Теоретически демократия была бы возможна и без партий, практически — нет, - пишет известный немецкий исследователь Вольтер фон Тизенгаузен. - Ибо только партии концентрируют различные мнения и идеи народа, превращая их в политически действенные. Партии — это необходимое средство для того, чтобы воля народа превратилась во власть народа». 17 Поэтому ответственным политикам и исследователям хочется найти универсальную модель «политической партии», в которой бы присутствовали все необходимые элементы демократии.

Однако при всех положительных оценках попыток разработать концепции и модели современной партии в них имеется достаточно значительный элемент схоластики. Всё это имеет в большей степени информационно-познавательный характер, чем прикладное значение.

Политическая наука о функциях партии. Политическая наука породила обширную литературу по вопросу о функциях политической партии. Мнения на этот счет весьма многочисленны и довольно противоречивы, так же как многочисленны и противоречивы сами-функции.

12

Анализируя функции политических партий, Ф. Дж. Сорауф писал, что партия выполняет три функции - электоральную; контроля и ориентации политических органов; определения и выражения политических позиций. Причем эти функции он рассматривал в жесткой зависимости от среды - ее конституционных структур, избирательной системы, традиций и политической культуры, экономических и социальных структур. 18

Амонд и Пауэлл считали, что современная политическая партия «мультифункциональна». По их мнению, партии участвуют в осуществлении «правительственных» функций, занимаясь разработкой важнейших решений, подчиняют себе или контролируют органы власти, выполняют функции политического рекрутирования, политической социализации. Партии, создавая структуру коммуникации, приспособлены к выполнению коммуникативной функции.

При этом различают два типа "политической социализации, обеспечиваемые партиями. Первый направлен на непрерывность развития путем укрепления существующей политической культуры (США, Великобритания). Второй ориентирован на изменение существующих моделей политической культуры (например, социалистические партии в Европе в 19 веке).

Важнейшими, по мнению Амонд и Пауэлл, функциями партий являются: а) артикуляция интересов; б) агрегирование интересов. При этом стиль деятельности партии в выполнении этих функций может быть различным - стиль прагматических компромиссов, когда улаживание и компромисс открывают идеологические перспективы; непримиримо - ценностный стиль, в этом случае партии, ссылаясь на конкурентную идеологию, отказываются поступиться принципами ради компромисса и делают упор на логику и строгий рационализм;

13

традиционалистский стиль, состоящий в опоре на решения прошлых лет при определении будущего политического выбора.

Известный исследователь Р. К. Мертон называл три основные функции:

1) через своих представителей на местах, которые поддерживают прямые и постоянные контакты с избирателями каждого жилого района, партийный механизм выполняет важную социальную функцию гуманизации и персонализации всех видов помощи всем в ней нуждающимся. Партийный агитатор должен быть «другом для каждого», готовым дать юридическую консультацию, помочь в выдаче пособий, стипендий и т. д.;

  1. партийный механизм выполняет функцию обеспечения политических привилегий, которые позволяют достичь немедленных экономических целей. Он выступает в пользу предприятий, нуждающихся в политической поддержке для обоснования или укрепления своего положения;

  2. партийный механизма обеспечивает функцию укрепления путей социальной мобильности для обездоленных групп.

Названные Р. К. Мертоном функции достаточно специфичны. Они не охватывают всего многообразия сфер деятельности партии и трансформируют на уровень политики экономические и социальные интересы тех групп населения, нуждающихся в помощи и поддержке.

Известный немецкий политолог К. фон Беймс считал, что партии выполняют в политической системе четыре основные функции.

  1. Определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить направляющую стратегию и убедить граждан в возможности альтернативных действий.

  2. Выражение и объединение общественных интересов. Лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает

14

непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

  1. Мобилизация и социализация граждан.

  2. Формирование правящей элиты и состава правительства. Обобщая материал, накопленный в политической науке, можно

разделить функции политических партий на три группы:

1) внутренние, направленные на обеспечение существования партии;

2) внешние, реализуя которые, партии воздействуют на общество;

3) функции, позволяющие партиям вести борьбу за власть, ее использование или контроль над нею.

Отечественные исследователи М. Н. Марченко и М. Х. Фарукшин выделяют три группы функций. На их взгляд, целесообразно выделять функции партии, характеризующие ее связь с социальной группой, обществом в целом, затем - функции по отношению к политической системе общества и ее отдельным институтам, и, наконец, функции партии по «отношению к собственным проблемам, к проблемам организации и осуществления внутренней жизни самих партий». 18

В первой группе функций выделяется исходная функция партии -функция представительства интересов, а так же функция социальной интеграции и функция политической социализации. Во второй группе функций важными считаются такие функции, как борьба за власть, политическое рекрутирование, участие в разработке политического курса и другие.

Авторское определение функций современных партий. Как уже отмечалось, под партией понимается организация (ассоциация, группа) граждан, разделяющих общие политические принципы и стремящихся путем объединения усилий к завоеванию и удержанию политической власти.

15

В демократическом обществе существует единственный способ достижения этой цели — победа на выборах в борьбе с другими партиями. Поэтому не случайно в конституциях многих демократических государств партии характеризуются как важнейший инструмент подготовки и проведения выборов, как «элемент политической деятельности», как «инструмент участия в политике». Такая трактовка партий предполагает необходимость их активного участия в политическом процессе. Подобное участие, в свою очередь, требует от партий выполнения следующих функций:

1. Разработка политической программы (или платформы). Каждая партия предлагает своим потенциальным избирателям собственное видение ситуации в стране и мире, а также перечень средств и механизмов решения наиболее острых проблем. Программа партии представляет собой выносимую на суд избирателей государственно-политическую альтернативу, которая в случае их поддержки будет осуществляться практически.

Чем убедительнее в программе или платформе поставлен «диагноз» ситуации и чем реалистичнее представленные в них средства и механизмы решения волнующих людей проблем, тем выше шансы партии завоевать победу на выборах.

2. Мобилизация общественного мнения. Разработка политической программы (платформы) — только первый шаг в борьбе за голоса избирателей. Для победы на выборах необходимо заручиться их реальной поддержкой, что, в свою очередь, предполагает проведение партией активной агитационной работы в ходе самой избирательной кампании.

Каждая партия стремится убедить избирателей в том, что именно ее программа, именно ее кандидаты наиболее достойны их поддержки на выборах. На политическую рекламу затрачиваются огромные финансовые средства; партии прибегают к услугам специалистов

16

самого разного профиля; устраиваются шумные теледебаты — словом, делается все, чтобы произвести на избирателей наиболее благоприятное впечатление и заручиться их поддержкой.

3. Осуществление власти. Главная функция партии - борьба за политическую власть и связанное с ней формирование правящей элиты и состава правительства. Принимая участие в выборах, политические партии проводят своих представителей в парламент страны, который является главным органом представительства политической партии - члены партии принимают участие в создании, обсуждении и принятии законов страны, формирующих внутреннюю и внешнюю политику государства, в соответствии со своей программой.

Результат выборов также влияет на формирование исполнительной власти. В парламентских республиках главой правительства становится лидер победившей на парламентских выборах партии, либо партии, имеющей большинство в парламенте. В этой связи, важной задачей партии является отбор и формирование политических лидеров и элит для всех уровней политической системы государства.

4. Оппозиция власти. Партии, несмотря на главную цель - борьбу за политическую власть, могут занимать различные позиции по отношению к государственной власти. Существуют партии, поддерживающие и формирующие политику правительства; либо партии, стоящие в конструктивной оппозиции правительству (поддерживают некоторые решения, не одобряя других); либо партии, занимающие жесткую оппозицию, призывающие к радикальному изменению политики, стремящиеся к смене правящего режима и политического курса.

Невозможно переоценить значение и роль оппозиции в демократическом обществе: без нее последнее лишилось бы законного канала выражения политического и социального

17

недовольства существующим положением дел. «Оппозиционная» функция партии проявляется, впрочем, не только в критике деятельности властей, но и в контроле за нею, а также в выдвижении конструктивных альтернатив решения острых проблем общества.

5. Поддержание диалога между обществом и властью. Деятельность партий не должна исчерпываться подготовкой и проведением общенациональных или региональных, местных выборов. Партии должны активно участвовать в повседневной жизни общества. А чтобы знать проблемы, волнующие общество, участвовать в их разрешении, нужно вести постоянный диалог с эти обществом. Такой диалог необходим и выгоден всем сторонам: общество оказывается своевременно информированным о намерениях властей, а власти в свою очередь, могут действовать более ответственно, учитывая настроения и требования своих граждан; партия, в свою очередь, не отрывается от общества, знает его проблемы.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что партии выполняют несколько функций. При этом важно подчеркнуть, что политические партии являются единственными объединителями политических интересов: и эта функция становится их особой ответственностью.

Типология партий. Выявить сущность политической партии, определить ее роль в общественном развитии можно только на основе анализа отдельных типов партий. Политическая наука накопила немало типологических моделей, в основе каждой из которых лежит определенный критерий "типологизации" или классификации.

Тип партии - это такая система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа,

18

главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Отечественный исследователь Поздняков сопоставляет пять различных систем классификаций партий, выделенных в научной литературе согласно институциональным, транзитивным, электоральным, идеологическим, легализационным критериям. 20

Одна из наиболее распространенных типологий

дифференцирует партии в зависимости от их политико-идеологической ориентации, от их места в политическом спектре.

Если брать за основу критерий пропагандируемых партией социальных ценностей и способов их реализации, внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на традиционалистские (консервативные) и революционные.

Специфика социальных ориентации и политических целей д?ет основание, как уже указывалось, для деления партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические.

Любая партия стремится определить свое отношение к правящему режиму. И от характера ответа на этот вопрос зависит, станет ли она легальной или нелегальной (подпольной).

Партии могут быть правящими и оппозиционными. Для стабильных обществ переход партии из статуса оппозиционной в положение правящей и наоборот явление достаточно обыденной политической практики.

Некоторые партии открыто декларируют свою особую роль на руководство обществом, считая себя партиями авангардными, других вполне устраивает роль партий парламентского типа, когда поддержка (или не поддержка) избирателей служит для каждой из них главным критерием эффективности избранного политического курса, реальным итогом ее работы в массах.

19

Определенные основания имеются в предложенной политологом 3. Ньюменом классификации, когда партии сугубо утилитарной, конъюнктурной политической направленности (патронажные) отделяются от партий идеологических, для которых главное -реализация провозглашаемого ими социально-политического идеала.

В политической науке существует деление партий на «представительные» и «мобилизующие». «Представительные» партии выражают взгляды своих последователей. Что касается «мобилизующих» партий, то основная их особенность усматривается в том, что они нацелены на «переделку сознания населения». 21

Долгое время в политической науке Запада была популярной типология, согласно которой партии делились на демократические и тоталитарные. Признаками, по которым определялись те или иные партии, включали в себя, в частности, отношение партии к обществу, к тем или иным элементам политической жизни, внутренняя организация партий. 22

Классификаций партий может быть множество. Среди них нельзя, пожалуй, обойти такую, которая оперирует критерием партийного членства. Французский политолог М. Дюверже предлагает по этому признаку делить партии на строго «централизованные» (где главное - идеология), «кадровые» (с ориентацией на конкретного лидера) и «массовые» (также централизованные с приматом идеологии и большой ролью лидеров, но с зафиксированным в уставном порядке членством). 23

«Кадровые» партии относительно немногочисленны, отличаются «аморфностью членства», опираются на профессиональных политиков, существуют и действуют преимущественно в период предвыборных кампаний, имеют сравнительно небольшой партийный аппарат.

20

«Массовые» же партии, наоборот, более многочисленны, строго централизованы, имеют весьма громоздкий партийный аппарат, строго контролирующий деятельность рядовых членов. Основным источником финансирования таких партий являются членские взносы, издательства и т. п. Подавляющее число членов массовых партий активно участвует в избирательных кампаниях.

Соглашаясь в целом с М. Дюверже, при этом нельзя не вспомнить слова Френсис Бекона, сказанные им еще в ХYII веке: «Чем партия слабее и малочисленнее, тем больше в ней единства; и часто бывает, что небольшое число «непреклонных» берет верх над многочисленным, но более умеренным противником». 24

Партийные системы и многопартийность. Политология при характеристике партий, их деятельности оперирует такими понятиями, как «партийные системы» и «многопартийность».

Многопартийность выступает в качестве системной характеристики общих закономерностей развития политической системы государства и гражданского общества и определение ее специфики традиционно осуществляется посредством сопоставления с понятием "партийная система", укорененным в западной науке.

М. Дюверже определяет партийную систему как «стабильный ансамбль» партий, длительное время действующий на политической арене страны и принимающий активное участие в дележе и осуществлении власти.

Партийная система, являясь категорией политической науки, понимается как политическая структура, объединяющая партии конкретной страны. Такая политическая структура в каждой конкретной стране характеризуется:

1)количеством партий и спецификой их строения;

2)идеологической дистанцией между партиями;

3)типом электоральной системы и правовыми условиями

21

политической борьбы;

4)спецификой парламентской деятельности партий. 25

Партийная система - это верхушка айсберга многопартийности, считает исследователь Н. Петров, институционализированный круг наиболее влиятельных объединений, принимающих реальное участие в управлении государством. 26

На наш взгляд, партийные системы - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, а также партий с государством и другими политическими институтами.

Возникновение партийной системы свидетельствует о достаточной зрелости, как многопартийности, так и гражданского общества в целом, причем происходит это тогда, когда партии начинают доминировать в процессах конструирования конкретного типа верховной власти.

В научной литературе в оценке партийных систем существуют два подхода. Первый подход - кратологический. Согласно ему, партийная система предполагает партийность власти, реализующуюся в появлении правящей партии, которая отстаивает свой статус в постоянной конкурентной борьбе с оппозицией. В процессе функционирования партийной системы правящая партия и оппозиция периодически меняются местами или, по крайней мере, ведут реальную борьбу за власть.

Второй подход - институциональный. Согласно этому подходу, реальное существование партийной системы начинается с того момента, когда партии определяют политический дизайн хотя бы одной из ветвей власти, в первую очередь, законодательной.

Исследователь Д. А. Поздняков, интегрируя оба подхода, делает вывод о том, что формирование специфики конкретной партийной системы обусловлено сочетанием кратологических и институционально-правовых факторов. Причем к первым он относит:

22

степень социально-политической дифференциации общества; наличие идеологических и религиозных различий; специфика культурно-исторического развития общества; характер национальных и этнических взаимоотношений. Институционально-правовые факторы, по мнению Позднякова, включают в себя: формы партийного законодательства; специфику избирательной системы, юридические механизмы институционализации многопартийности. 27

Рядом с понятием «партийная система» есть родственный термин - политический плюрализм, под которым понимается подлинное равноправие политических интересов и организаций. Организационную основу политического плюрализма составляет многопартийность.

Что касается многопартийности, то она означает, прежде всего, наличие и функционирование в обществе нескольких политических партий. Многопартийность может быть представлена как сумма партий, и как система партий. Многопартийность как сумма партий продуцирует большую дозу негативных явлений, справедливо отмечает проф. Полунина Г. В., не будучи элементами системы, партии «не очень хорошо представляют свои возможности, не осознают, что реально они смогут сделать для общества, ставят завышенные задачи, сползают на путь риторики и декларативности». 28

В условиях многопартийности как суммы партий борьба за власть всё больше уходит от цивилизованных её форм. Как показывает мировой опыт, наличие в государстве многопартийности, функционирующей как система, снимает многочисленные негативные характеристики, возникающие тогда, когда она представлена простой суммой партий.

Наличие нескольких партий в стране не является достаточным основанием для того, чтобы говорить о складывании партийной

23

системы. Задачи, которые стоят перед политической партией и партийной системой, не совпадают. Если каждая политическая партия в отдельности стремится к завоеванию политической власти или к контролю над ней для выполнения воли своего электората, то партийная система призвана обеспечить эффективное делегирование воли народа политическим институтам и сбалансированное представительство интересов ведущих социальных групп в государственных органах власти.

Совокупность политических партий представляет собой разновидность партийной системы лишь тогда, когда они находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, руководствуются формализованным или неписаным сводом правил политической борьбы, в том числе: краеугольным принципом ротации политических сил у власти и способностью идти на компромисс, устойчиво позиционируют себя в отношении друг друга по определённым кливажам, включая устоявшиеся идеологические ориентиры и группы электората. Только в этом случае механическая сумма партий превращается в жизнеспособную и динамичную структуру и возникает партийная система.

Известный отечественный исследователь А. П. Бутенко определяет многопартийность как выработанную человеческой цивилизацией форму общественного управления, при которой борьба нескольких партий за государственную власть выступает в качестве механизма использования расхождения интересов и разномыслия в целях общественного прогресса. 29

Другой исследователь Е. В. Федоринов под «многопартийностью» понимает:

•во-первых, наличие групп сравнительно устойчивых и влиятельных политических партий, которые находятся в состоянии

24

взаимодействий между собой и государственными структурами по поводу осуществления власти;

•во-вторых, наличие выработанных годами писанных и неписанных правил и приемов представлять и последовательно отстаивать конкретные общественные интересы, и в то же время, обеспечивать политическую и социально-экономическую стабильность всего общества;

•в-третьих, наличие определенной политической основы межпартийного взаимодействия на базе принципиального согласия относительно фундаментальных общественных ценностей - формы собственности, типа общественного устройства, прав человека и т. д. 30

Такое понимание многопартийности открывает возможности для плюрализма общественных отношений. Но мерилом любого явления, в том числе и политического плюрализма как объективной реальности нынешнего общества становится рациональность, реальная полезность, необходимость того или иного процесса, его целесообразность. То есть плюрализм не исключает баланса интересов, единства общества и известной стабильности его структур.

Известный русский политолог Борис Чичерин, изучая политический плюрализм, применил популярное в то время методологическое правило «за» и «против» в отношении данного устройства политической жизни. 31 Его рассуждения были следующими:

«За»:

1. Политические вопросы получают здесь всестороннее освещение. Всякая общественная потребность находит своих защитников и критиков.

2. Существование оппозиции, не прощающей властям промахов, сдерживает бюрократизацию, заставляет правительство действовать эффективно.

25

3. Внутри партии воспитывается дисциплина, необходимая, чтобы победить конкурента.

4. В политической борьбе выявляются и выдвигаются действительно даровитые люди. Здесь не может быть случайных вождей, нельзя продержаться за счет ложных добродетелей типа угодливости.

«Против»:

1. Принадлежность к своей партии дает человеку «систематически одностороннее направление». Член партии смотрит на все ее глазами и интересами политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно.

  1. «Дух» своей партии заслоняет бескорыстное стремление к общему благу. Все интересы связаны с тем, чтобы одолеть противника. Все приносится в жертву узкопартийным, а не государственным интересам.

  2. В политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы.




  1. Для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают.

  2. Непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Выводы, к которым приходит Чичерин, не потеряли своей актуальности и по сей день. С одной стороны, многопартийность -бесспорное благо, источник развития политической жизни, с другой -это фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще. Он нее, по крайней мере, в начальный период, не следует ожидать быстрой «гуманизации»,

26

«очеловечивания» политики. Для этого необходимы определенные усилия, время и понимание сути политики основными ее субъектами, т. е. соответствующий уровень политической культуры.

Чичерин считал, что минусы многопартийности преодолеваются, но для этого оппоненты должны, в конце концов, уяснить, что цель политики - общественная консолидация, консенсус и борьба - лишь средство достижения этого состояния.

Становление многопартийности представляет собой противоречивый и далеко не однозначный процесс. Он являет собой реальное выражение присущей обществу борьбы за политическую власть. Но при этом, следуя советам Чичерина, политикам всегда необходимо помнить, что цель политической деятельности - это консолидация общества.

Для достижения баланса, равновесия и стабильности в обществе всегда нужно идти на разумные компромиссы, искать то общее, что объединяет мнения, точки зрения, интересы политиков, народы и государства, потому что именно согласие, поиск точек соприкосновения в конечном итоге обеспечивает достижение стабильности общества.

Типы партийных систем. В современной исторической и политической науке существует множество их описаний. 32 Партийные системы делятся на однопартийные и многопартийные. Причем, если однопартийные системы можно разделить на чисто однопартийные и системы с партией-гегемоном, где наличие подразумевается наличие нескольких партий-сателлитов, выполняющих лишь декоративную Функцию, то многопартийные системы чрезвычайно вариативны - это и двухпартийные системы, и системы с доминирующей партией, системы умеренного плюрализма и системы поляризованного плюрализма. Последние предполагают наличие более, чем пяти партий, и отличаются характерными признаками: существованием

27

влиятельных антисистемных партий; наличие двух, взаимоисключающих друг друга оппозиций, большое влияние идеологии на весь общественно-политический спектр и др.

28

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (3904.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации