Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Рединская Т.В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новое и Новейшее время - файл n1.doc


Рединская Т.В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новое и Новейшее время
скачать (1579 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1579kb.27.12.2012 10:38скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова

T.B. Рединская

Становление и развитие партий и

партийных систем

в европейских странах

в Новое и Новейшее время

Москва

Редакционно-издательский центр "Альфа"

2007


Рединская Т. В. Становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах в Новое и Новейшее время.

- М.: РИЦ «Альфа» МГГУим. М.А.Шолохова. 2007. -164 С.

Научный редактор: доктор исторических наук,

профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской

Федерации Жиряков И.Г.

В предлагаемой читателю книге рассматривается специфика становления и функционирования партий и партийных систем в европейских странах в Новое и Новейшее время, а также определяются перспективы их развития на будущее.

Адресуется специалистам - историкам, политологам, а также студентам исторических и политологических факультетов вузов, всем, кто интересуется историей европейских зарубежных стран.

Рецензенты:

Швейцер В.Я., доктор исторических наук, профессор Журавлева Л.К., кандидат экономических наук, профессор
ББК 63.3(4) + 66.69(4) РЗЗ

ISBN 5 - 8288 - 0996 - 2

© Рединская Т.В. 2007.

© Московский государственный

гуманитарный университет им.

М.А.Шолохова, 2007

Введение

Общепризнанные успехи прежние европейских партий в достижении консенсуса между основными политическими силами вызывают и академический научный, и практический интерес. Несмотря на сегодняшние кризисные явления в партийных системах европейских стран, политические партии остаются и останутся на ближайшую перспективу наиболее универсальной из политических форм общественной организации, специально приспособленной к условиям представительной демократии. Партии и партийные системы, как политические институты, являются актуальными темами исторических и политологических исследований.

Изучение политических партий и партийных систем Запада позволит выявить характерные черты такого важного института парламентской демократии, как политические партии, а также способы эволюции партийных систем стран Европы, что высоко значимо для нашей страны в связи с процессом становления гражданского общества. Это исследование может способствовать глубокому пониманию процессов формирования и упрочения российской демократической системы, природы демократического государства.

В настоящей монографии в качестве объекта исследования выступают партии и партийные системы стран Европы.

Предмет исследования — специфика становления и развития политических партий и партийных систем в странах Европы, а также перспективы их развития.

Цель предлагаемой монографии — опираясь на существующие исследования по данной теме, проследить становление и развитие партий и партийных систем в европейских странах на всех этапах Новой и Новейшей истории.

3

Глава первая

Зарубежная политическая наука о партиях и партийных

системах; основные положения

1.1 Понятие партии

Термин "партия" ведет свое происхождение от латинского "partis" - группа, часть.

В научной политической литературе нет единой точки зрения на понятие «политическая партия». Это обусловлено тем, что исследователи с разных позиций рассматривают содержание, сущность, функции, типологию политических партий.

В характеристике политической партии выделяется либеральное понимание партии как «носителя идеала», а также понимание партии, как группы людей, придерживающихся одной и той же идеологической доктрины.

Существует марксистская трактовка политической партии как выразителей интересов определенного класса. Данный подход рассматривает партию как «политическую организацию, выражающую интересы общественного класса или его слоя, объединяя их наиболее активных представителей и руководящую ими в достижении определенных целей и идеалов».1

Есть «организационный» или «структурный» подход, когда политическая партия представляет собой, прежде всего, механизм, аппарат, систему, охватывающую граждан, членов партии и депутатов (М. Острогорский, Р. Михельс).

Существует также «функциональное» определение партии, когда партию рассматривают под углом зрения их функциональных особенностей.2

В политической науке есть попытки дать «синтезированное» определение партии, которое не только учитывало бы структурно-организационные моменты в ее деятельности, но и раскрывало бы ее место и роль в политическом механизме.

Ни один подход в отдельности не исчерпывает всего сущностного содержания партии. Это объясняется тем, что исследователи,

1 Большая советская энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред A.M. Прохоров. -Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.19. С. 248.

2 См. Марченко М.Н., Фарукшин M.X. Буржуазные политические партии (социально-философский анализ). М.: Высшая школа. 1987;Разумов И.Н. Становлениемногопартийности в современной России (социологический анализ) /Дис. на соиск.уч. степ. канд-та социолог. наук, М., 2003. С.26-27,

4

высказывая свое мнение о сути политических партий, увязывали его с изучаемыми реалиями и процессами, протекающими в обществе.

3. Нейман определяет политическую партию «как организацию активных политических лиц в обществе, тех, кто заинтересован в контроле над государственной властью и кто, добиваясь поддержки народа, соперничает с другой группой или группами, придерживающимися иных взглядов. В таком качестве партия представляет собой могущественного посредника между общественными силами, идеологиями и официальными государственными институтами...».1

Агилера де Прат видит в политической партии одно из основных средств, направленных на гармонизацию капитализма и демократии, нейтрализующих потенциально преобразующее воздействие избирательного права. Несмотря на все существующие ограничения, представительная партия, считает исследователь, остается главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом, наименее болезненным механизмом обеспечения глобального взаимодействия системы. При всех своих ограничениях политическая партия незаменима для социального государства в качестве привилегированного "управляющего агента" системы, направляющего элемента политического участия.2

Э.Гидденс определяет политическую партию как организацию, ориентированную на достижение законного контроля над управлением посредством процесса выборов. 3

К.фон Бейме писал, что партии - это общественные организации, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти.4

Итак, в зарубежной политологии существует множество определений того, что следует понимать под политической партией. При множестве определений понятия партия, существует нечто общее. Под партией понимается организация (ассоциация, группа) граждан, разделяющих общие политические принципы и стремящихся путем объединения усилий к завоеванию и удержанию политической власти.

1См. Newmann S. Modern Political Parties. - N.Y., 1989. - P. 396; Технологии политической власти: Зарубежный опыт / В.Н. Иванов, В.Я. Матвиенко, В.И. Патрушев, И.В. Молодых. - Киев, Вища школа, 1994. С. 132.

2См. Политология вчера и сегодня. Вып. II. М., 1990. С. 107-109.3См. Альманах социологических исследований. 1992, №3. С. 75-98.

4 См. Политология вчера и сегодня. Вып. 4. М., 1992. С. 62-65.

5

1.2 Сущность партии

Признавая, что партия — это, прежде всего, политическая организация, борющаяся за власть, политическая наука стремилась ответить на главный в этой связи вопрос - в чьих интересах партия борется за власть. Сущность политической партии как раз состоит в том, интересы каких социальных групп она выражает, защищает и проводит в жизнь.

Германо-итальянский политолог и один из «крестных отцов» теории элит Р. Михельс раскрыл механизм внутрипартийной легитимности «партийной олигархии» для снятия противоречия природы самой партии, оказывающей влияние на возможности политического представительства. 1

В одно и то же время с Р. Михельсом, создает свою политическую теорию и немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он полагал, что партия действует в узких интересах партийных лидеров. Противовесы бюрократизации партийных структур М.Вебер усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой — в харизме политических лидеров.2

Политическая наука, по-прежнему, уделяет большое внимание изучению сущности партий. При этом политологи пытаются найти модель "современной политической партии". Одним из первых эту проблему поставил французский политолог М. Дюверже.3 Такую попытку предпринимали в 60-е-70-е гг. XX в. американские учёные. 4 В эти же годы строил свою модель «идеальной партии» Р. Гароди. По его мнению, партия не должна иметь официальной идеологии, не должна быть ни идеалистической, ни материалистической, ни религиозной, ни атеистической, то есть партия должна быть идеологически неопределённой, нейтральной, плюралистической. Однако все эти требования, предъявляемые к партии «нового типа» Гароди, лишают её определённости политической линии. Этот проект Гароди потому и не состоялся, что в принципе не отвечал природе политических партий. Партия в современных условиях остаётся институтом общественно-политическим, социально ангажированным (при всех оговорках), поэтому освободиться от этих критериальных

1Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. №3. С.64,

2 Вебер М. Политика как призвание и профессия / Вебер М Избранные произведения. М, 1990. С. 168.

3См. Дюверже М. Политические партии. М., 2000. С. 205-208.

4 См. Кулик АН. Сравнительный анализ партологии. Проект К. Джанды // Политические исследования. 1993. №1. С. 93-94.

6

партийнообразуюших принципов практически невозможно.

Поиск модели «современной политической партии» продолжается. «Теоретически демократия была бы возможна и без партий, практически — нет, - пишет известный немецкий исследователь Вольтер фон Тизенгаузен.- Ибо только партии концентрируют различные мнения и идеи народа, превращая их в политически действенные. Партии — это необходимое средство для того, чтобы воля народа превратилась во власть народа».1 Поэтому ответственным политикам и исследователям хочется найти универсальную модель «политической партии», в которой бы присутствовали все необходимые элементы демократии.

Однако при всех положительных оценках попыток разработать концепции и модели современной партии в них имеется достаточно значительный элемент схоластики. Всё это имеет в большей степени информационно-познавательный характер, чем прикладное значение.

1.3 Зарубежная политическая наука о функциях партии

Зарубежная политическая наука породила обширную литературу по вопросу о функциях политической партии. Мнения на этот счет весьма многочисленны и довольно противоречивы, так же как многочисленны и противоречивы сами функции.

Анализируя функции политических партий, Ф.Дж. Сорауф писал, что партия выполняет три функции — электоральную; контроля и ориентации политических органов; определения и выражения политических позиций. Причем эти функции он рассматривал в жесткой зависимости от среды — ее конституционных структур, избирательной системы, традиций и политической культуры, экономических и социальных структур.2

Амонд и Пауэлл считали, что современная политическая партия «мультифункциональна». По их мнению, партии участвуют в осуществлении «правительственных» функций, занимаясь разработкой важнейших решений, подчиняют себе или контролируют органы власти, выполняют функции политического рекрутирования, политической социализации. Партии, создавая структуру

1См. Основные элементы демократии. Составители: Дорис Геттинг и Вольф-Дитер Михаэли. Издательство Европейского Дома» Издательство «Хронограф». Санкт-Петербург. 1993. С.24.

2См. Зотова З.М. Партии и общественные организации в политической жизни и управлении обществом. М., 1993, С. 12-15.

7

коммуникации, приспособлены к выполнению коммуникативной функции.

При этом различают два типа политической социализации, обеспечиваемые партиями. Первый направлен на непрерывность развития путем укрепления существующей политической культуры (США, Великобритания). Второй ориентирован на изменение существующих моделей политической культуры (например, социалистические партии в Европе в 19 веке).

Важнейшими, по мнению Амонд и Пауэлл, функциями партий являются: а) артикуляция интересов; б) агрегирование интересов. При этом стиль деятельности партии в выполнении этих функций может быть различным — стиль прагматических компромиссов, когда улаживание и компромисс открывают идеологические перспективы; непримиримо — ценностный стиль, в этом случае партии, ссылаясь на конкурентную идеологию, отказываются поступиться принципами ради компромисса и делают упор на логику и строгий рационализм; традиционалистский стиль, состоящий в опоре на решения прошлых лет при определении будущего политического выбора.

Известный исследователь Р.К. Мертон называл три основные функции:

  1. через своих представителей на местах, которые поддерживают прямые и постоянные контакты с избирателями каждого жилого района, партийный механизм выполняет важную социальную функцию гуманизации и персонализации всех видов помощи всем в ней нуждающимся. Партийный агитатор должен быть «другом для каждого», готовым дать юридическую консультацию, помочь в выдаче пособий, стипендий и т.д.;

  2. партийный механизм выполняет функцию обеспечения политических привилегий, которые позволяют достичь немедленных экономических целей. Он выступает в пользу предприятий, нуждающихся в политической поддержке для обоснования или укрепления своего положения;

  3. партийный механизма обеспечивает функцию укрепления путей социальной мобильности для обездоленных групп.

Названные Р.К. Мертоном функции достаточно специфичны. Они не охватывают всего многообразия сфер деятельности партии и трансформируют на уровень политики экономические и социальные интересы тех групп населения, нуждающихся в помощи и поддержке.

8

Известный немецкий политолог К. фон Беймс считал, что партии выполняют в политической системе четыре основные функции.

1 Определение цели. Разрабатывая идеологию и программы, партии стремятся определить направляющую стратегию и убедить граждан в возможности альтернативных действий.

  1. Выражение и объединение общественных интересов. Лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

  2. Мобилизация и социализация граждан.

4. Формирование правящей элиты и состава правительства.Обобщая материал, накопленный в политической науке, можно разделить функции политических партий на три группы:

1) внутренние, направленные на обеспечение существования

партии;

  1. внешние, реализуя которые, партии воздействуют на общество;

  2. функции, позволяющие партиям вести борьбу за власть, ее использование или контроль над нею.

1.4. Типология партий

Выявить сущность политической партии, определить ее роль в общественном развитии можно только на основе анализа отдельных типов партий. Политическая наука накопила немало типологических моделей, в основе каждой из которых лежит определенный критерий "типологизации" или классификации.

Тип партии - это такая система ее существенных признаков, в которых выражается социальная природа партии, ее идейная основа, главная социально-ролевая функция, особенности внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Одна из наиболее распространенных типологий дифференцирует партии в зависимости от их политико-идеологической ориентации, от их места в политическом спектре.

Если брать за основу критерий пропагандируемых партией социальных ценностей и способов их реализации, внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на традиционалистские (консервативные) и революционные.

Специфика социальных ориентации и политических целей дает основание, для деления партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические.

Любая партия стремится определить свое отношение к правя-

9

щему режиму. И от характера ответа на этот вопрос зависит, станет ли она легальной или нелегальной (подпольной).

Партии могут быть правящими и оппозиционными. Для стабильных обществ переход партии из статуса оппозиционной в положение правящей и наоборот явление достаточно обыденной политической практики.

Некоторые партии открыто декларируют свою особую роль на руководство обществом, считая себя партиями авангардными, других вполне устраивает роль партий парламентского типа, когда поддержка (или не поддержка) избирателей служит для каждой из них главным критерием эффективности избранного политического курса, реальным итогом ее работы в массах.

Определенные основания имеются в предложенной политологом 3. Ньюменом классификации, когда партии сугубо утилитарной, конъюнктурной политической направленности (патронажные) отделяются от партий идеологических, для которых главное - реализация провозглашаемого ими социально-политического идеала.

В политической науке существует деление партий на «представительные» и «мобилизующие». «Представительные» партии выражают взгляды своих последователей. Что касается «мобилизующих» партий, то основная их особенность усматривается в том, что они нацелены на «переделку сознания населения».1

Долгое время в политической науке Запада была популярной типология, согласно которой партии делились на демократические и тоталитарные. Признаками, по которым определялись те или иные партии, включали в себя, в частности, отношение партии к обществу, к тем или иным элементам политической жизни, внутренняя организация партий.

Классификаций партий может быть множество. Среди них нельзя, пожалуй, обойти такую, которая оперирует критерием партийного членства. Французский политолог М. Дюверже предлагает по этому признаку делить партии на строго «централизованные» (где главное - идеология), «кадровые» (с ориентацией на конкретного лидера) и «массовые» (также централизованные с приматом идеологии и большой ролью лидеров, но с зафиксированным в уставном порядке членством).2

«Кадровые» партии относительно немногочисленны, отличаются «аморфностью членства», опираются на профессиональных

1 Fischer H. Das Politische System Osterreichs. Wen. 1982. S.34-35.

2 Cм.: Duverger M. Political Parties. L. 1954.

10

политиков, существуют и действуют преимущественно в период предвыборных кампаний, имеют сравнительно небольшой партийный аппарат.

«Массовые» же партии, наоборот, более многочисленны, строго централизованы, имеют весьма громоздкий партийный аппарат, строго контролирующий деятельность рядовых членов. Основным источником финансирования таких партий являются членские взносы, издательства и т.п. Подавляющее число членов массовых партий активно участвует в избирательных кампаниях.

Соглашаясь в целом с М. Дюверже, при этом нельзя не вспомнить слова Френсис Бекона, сказанные им еще в XVII веке: «Чем партия слабее и малочисленнее, тем больше в ней единства; и часто бывает, что небольшое число «непреклонных» берет верх над многочисленным, но более умеренным противником». 1

1.5 Партийные системы и многопартийность

Политология при характеристике партий, их деятельности оперирует такими понятиями, как «партийные системы» и «многопартийность».

Многопартийность выступает в качестве системной характеристики общих закономерностей развития политической системы государства и гражданского общества и определение ее специфики традиционно осуществляется посредством сопоставления с понятием "партийная система", укорененным в западной науке.

М. Дюверже определяет партийную систему как «стабильный ансамбль» партий, длительное время действующий на политической арене страны и принимающий активное участие в дележе и осуществлении власти.

Партийная система, являясь категорией политической науки, понимается как политическая структура, объединяющая партии конкретной страны. Такая политическая структура в каждой конкретной стране характеризуется:

  1. количеством партий и спецификой их строения;

  2. идеологической дистанцией между партиями;

3) типом электоральной системы и правовыми условиямиполитической борьбы;

4) спецификой парламентской деятельности партий.2

1 Бекон Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1978. С. 373-375.

2 Категории политической науки, М., 2002. С.309.

11

Возникновение партийной системы свидетельствует о достаточной зрелости, как многопартийности, так и гражданского общества в целом, причем происходит это тогда, когда партии начинают доминировать в процессах конструирования конкретного типа верховной власти.

В научной литературе в оценке партийных систем существуют два подхода. Первый подход — кратологический. Согласно ему, партийная система предполагает партийность власти, реализующуюся в появлении правящей партии, которая отстаивает свой статус в постоянной конкурентной борьбе с оппозицией. В процессе функционирования партийной системы правящая партия и оппозиция периодически меняются местами или, по крайней мере, ведут реальную борьбу за власть.

Второй подход — институциональный. Согласно этому подходу, реальное существование партийной системы начинается с того момента, когда партии определяют политический дизайн хотя бы одной из ветвей власти, в первую очередь, законодательной.

Рядом с понятием «партийная система» есть родственный термин — политический плюрализм, под которым понимается подлинное равноправие политических интересов и организаций. Организационную основу политического плюрализма составляет многопартийность.

Что касается многопартийности, то она означает, прежде всего, наличие и функционирование в обществе нескольких политических партий. Многопартийность может быть представлена как сумма партий, и как система партий.

В условиях многопартийности как суммы партий борьба за власть всё больше уходит от цивилизованных её форм. Как показывает мировой опыт, наличие в государстве многопартийности, функционирующей как система, снимает многочисленные негативные характеристики, возникающие тогда, когда она представлена простой суммой партий.

Наличие нескольких партий в стране не является достаточным основанием для того, чтобы говорить о складывании партийной системы. Задачи, которые стоят перед политической партией и партийной системой, не совпадают. Если каждая политическая партия в отдельности стремится к завоеванию политической власти или к контролю над ней для выполнения воли своего электората, то партийная система призвана обеспечить эффективное делегирование воли народа политическим институтам и сбалансированное пред-

12

ставительство интересов ведущих социальных групп в государственных органах власти.

Совокупность политических партий представляет собой разновидность партийной системы лишь тогда, когда они находятся в отношениях взаимозависимости и взаимовлияния, руководствуются формализованным или неписаным сводом правил политической борьбы, в том числе: краеугольным принципом ротации политических сил у власти и способностью идти на компромисс, устойчиво позиционируют себя в отношении друг друга по определённым кливажам, включая устоявшиеся идеологические ориентиры и группы электората. Только в этом случае механическая сумма партий превращается в жизнеспособную и динамичную структуру и возникает партийная система.

Становление многопартийности представляет собой противоречивый и далеко не однозначный процесс. Он являет собой реальное выражение присущей обществу борьбы за политическую власть. Но при этом, следуя советам Чичерина, политикам всегда необходимо помнить, что цель политической деятельности — это консолидация общества.

Для достижения баланса, равновесия и стабильности в обществе всегда нужно идти на разумные компромиссы, искать то общее, что объединяет мнения, точки зрения, интересы политиков, народы и государства, потому что именно согласие, поиск точек соприкосновения в конечном итоге обеспечивает достижение стабильности общества.

1.6 Типы партийных систем

В современной исторической и политической науке существует множество их описаний.1 Партийные системы делятся на однопартийные и многопартийные, причем, если однопартийные системы можно разделить на чисто однопартийные и системы с партией-гегемоном, где наличие подразумевается наличие нескольких партий-сателлитов, выполняющих лишь декоративную функцию, то многопартийные системы чрезвычайно вариативны — это и двухпартийные системы, и системы с доминирующей партией, системы умеренного плюрализма и системы поляризованного плюрализма. Последние предполагают наличие более, чем пяти партий, и отли-

1 См. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. С. 26—36.

13

чаются характерными признаками: существованием влиятельных антисистемных партий; наличие двух, взаимоисключающих друг друга оппозиций, большое влияние идеологии на весь общественно-политический спектр и др.

Многообразие исторически проявивших себя в разных странах партийных систем дало основания для их классификации. Современный анализ партийной системы каждой конкретной страны начинается с количественного подхода, предложенного еще Морисом Дюверже в 1951 году. Этот подход был творчески развит Отто Киркхаймером и Жаном Шарло в 60-е года прошлого века, модифицировавшими методологию комплексного анализа партийных систем, в которые включены дополнительные критерии, описываемые при помощи набора индексов.

На первом этапе анализа исследователи задавали достаточно простой вопрос: конкурента ли партийная система? Такой подход был предложен Джованни Сартори в 1976 году в классической работе «Партии и партийные системы».1 Сартори считает конкурентными такие партийные системы, в которых партии конкурируют за голоса избирателей, а расстановка политических сил в парламенте отражает политические предпочтения электората. Важнейшим элементом конкурентной системы является возможность участия в политической борьбе всех признанных легальных политических партий и формальное равенство в рамках парламентских кампаний. Всегда существует возможность появления на политическом рынке нового игрока, не связанного с партиями-предшественниками.

В свою очередь, неконкурентные партийные системы не допускают возможности политической конкуренции, ограничивая появление новых политических игроков и создавая неравные условия участия в процессе политической борьбы (например, ограничения доступа к средствам массовой информации). К этой группе Сартори относит однопартийные системы, системы партии-гегемона и системы доминирующей партии.

Классический вариант типологии партий (исходя из количества реально действующих в политическом пространстве государства акторов), по Джованни Сартори, в развитие идей Мориса Дюверже выглядел так.

  1. Однопартийная система — существует одна партия, слившаяся с государственным аппаратом .

  2. Система партии-гегемона — при формальном наличии

1 SartoriG. Parties and Party Systems. Л Framework tor Analysis. Vol 1. NY, 1976.

14

партий-сателлитов, вся полнота власти принадлежит одной партии.

  1. Система доминирующей партии — несмотря на существующих политических конкурентов, долгое время у власти находится одна и та же партия (Япония, Индия).

  2. Двухпартийная система — две основные партии конкурируют за власть.

  3. Система умеренного плюрализма — от трех до пяти партий.

  4. Система крайнего плюрализма — от шести до восьми партий (характерна поляризация политического спектра.

7. Атомизированная система — свыше восьми партий.1Другая интересная попытка создания типологии партийных

систем на основе критерия количества — типология ирландского политолога Мэйра, который в качестве критерия использовал поддержку (избирательную силу), полученную партиями. Все партийные системы в рамках существующих парламентских циклов (промежутков времени между парламентскими выборами), по Мэйру. можно разделить на системы больших и малых партий.2

Система больших партий. В такой системе сложился политический климат, при котором партии, получающие свыше 15% поддержки на выборах, имеют более 50% всех голосов избирателей, участвовавших в выборах (Ирландия, Германия, Австрия, Австралия).

Система малых партий. В такой системе более 50% голосов избирателей получают партии, за которых были отданы не более 15% голосов (Дания и Швеция).

Приведенная типология партийных систем не универсальна. К тому же, построенная на количественном критерии, она допускает возможность отнесения одной и той же партии одновременно к двум и более типам.3

Несмотря на несовершенство количественного критерия, он, все же, остается по сей день самым популярным при попытках ти-пологизации партийных систем.

Более того, такие крупные ученые как М. Дюверже и 3. Ньюменн вообще склонны считать, что между числом партий (однопартийная-двухпартийная-многопартийная) и характером партийной системы существует устойчивая видообразующая связь. Количество партий,

1 Sartori G. Parties and Party Systems. P. 125

2Mair Peter, Party System Change: Approaches and Interpretations. Oxford; Clarendon Press, 1997.

3См. Мурашова ЕВ. Центризм как общественно-политическое явление. Дисс. на соискание уч. степ, кан-та полит, наук. М., 2004. С.75.

15

считают они, является и мерилом стабильности общества в целом.

Наиболее распространенным институциональным признаком, на основе которого строится классификация партийных систем в структуре многопартийности, выступает количество партий, формирующих законодательные и исполнительные органы власти.

Однопартийная система, как показал, например не может существовать длительное время, не аккумулируя, не замыкая на себе все противоречия в обществе. Не разрешаясь своевременно, наслаиваясь друг на друга, эти противоречия рано или поздно ведут общество к глубокому системному кризису. На определенном этапе однопартийность может перерасти в апартийность, когда партия растворяется в государстве, становится его властным стержнем, орудием уже не политического влияния, а репрессивного государственного диктата.

Двухпартийность, в той или иной мере, удовлетворить естественную тягу общественного сознания к двойственности и открытой состязательности составляющих ее компонентов.

Социальная база двухпартийности в лице мощного "среднего класса" является залогом стабильности системы в целом, источником уменьшения политических разногласий между двумя постоянно сменяющими друг друга силами.

Исторический опыт дает примеры стабильных обществ, построенных на трех и четырехпартийных системах. От систем собственно многопартийных следует отличать квазипартийные, когда фактическая однопартийность маскируется наличием в стране других партий.

В пределах обшей категории многопартийных государств имеется много типов партийных систем, писал. Э. Гидденс.1 Какая из них развивается - зависит в значительной мере от природы электоральных процедур, отмечал ученый, там, где выборы проводятся на основе принципа "победитель получает все", получает развитие тенденция к доминированию в политической системе двух партий. Кандидат, завоевывающий большинство голосов, выигрывает выборы независимо от того, какую долю всех голосов он получил. Там, где выборы проводятся на основе иных принципов (например, пропорционального представительства, когда места в представительном собрании распределяются в соответствии с долей полученных голосов), двухпартийная система встречается реже.

В западноевропейских странах имеется много типов партийной

1 См. Рубеж. Альманах социологических исследований. 1992, №3. С, 75-98.

16

организации, продолжал рассуждать Э. Гидденс. Некоторые партии имеют в основе религиозное вероисповедание (например, партия христианских социалистов в Бельгии), некоторые являются этническими партиями, представляющими особые национальные или языковые группы (например, шотландская национальная партия в Британии), другие являются сельскими партиями, представляя аграрные интересы (например, центристская партия в Швеции), имеются и экологические партии (например, "зеленые" в Германии). Есть также многочисленные партии, представляющие различные оттенки политических взглядов.

Касаясь двухпартийной системы, Э. Гидденс писал, что она имеет тенденцию к концентрации, где находится большинство избирателей (за исключением радикальных); обычно в этом случае партии культивируют образ умеренности, и иногда они так похожи друг на друга, что предлагаемый выбор едва заметен.

Многопартийные системы позволяют более непосредственно выражать различные интересы и взгляды, предоставляют простор для представительства радикальных альтернатив, утверждал Э.Гидденс; с другой стороны, добиться большинства при многопартийной системе очень трудно; это ведет к коалициям, страдающим от неспособности принимать решения из-за конфликтов или быстрой череды выборов и новых правительств, ни одно из которых не способно оставаться у власти длительное время, и таким образом ограничено в своих усилиях.1

1 Там же.

17

  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1579 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации