Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Методика и техника социологических исследований - файл 1.doc


Лекции - Методика и техника социологических исследований
скачать (147 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc147kb.15.11.2011 21:32скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Смирнова Елена Эмильевна

smirnova-soc@yandex.ru


1 цикл изучения - методология научного исследования

В конце - зачетная работа.


Методология - наука о методе; система наиболее общих принципов, подходов, методов, составляющих основу данной научной области; совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке.

Методологические знания необходимы для решения следующих задач:

  1. Выбор теории

  2. Определение подхода

  3. Формирование своего слова (личного, уникального набора методов и методик, адекватных поставленной задаче)

  4. Отбор методов сбора, обработки данных и синтеза полученного материала


Подход - ракурс рассмотрения проблемы.


Есть качественный (конкретный, индивидуальный) подход и количественный (генеральный, общий) подход.

Есть историческ
Количественный подход


Качественный подход




ий (динамический) подход, сравнительный подход, комплексный (многоотраслевой, педагогический) подход, системный подход, эволюционный подход.

Подход выбирается на самомо начальном этапе исследования, он согласуется с основными теоретическими положениями и оказывает влияние на выбор методов исследования и процедуру синтеза полученных данных.

Рефлективная (рефлексивная) позиция - прием, без которого исследователь не может сделать грамотные исследования. Рефлексия - обращение назад, возвращение к началу и анализ ошибок, на основ которого потом будет идти переоценка. Принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм деятельности и предпосылок. Рефлексия (научное) - предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Существует некоторые виды рефлексии:

  1. Элементарная (бытовая) рефлексия, которая ведет к рассмотрению знаний и поступков.

  2. Научная рефлексия, являющейся критикой и анализом научного знания.

  3. Философская рефлексия, ведущая к осознанию и осмыслению предельных оснований бытия и мышления человеческой культуры (моральные, философский и ценностные основания человеческой жизни).


Процедура рефлексии необходима для формирования строгого и непредвзятого научного взгляда на проблему.


Метод - способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни с целью построения и обоснования системы знания.

Любой ученый сперва опеределить границы предмета, а потом проводит описание предмета, а знание - система, состоящая их множества объединенных опытов и смыслов.

Метод - сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели. Метод должен соответсвовать предмету изучения. Прежде чем использовать метод, ученый должен знать контекст, применимость метода.

Методы и процедуры исследования - система более или менее формализованых правил сбора, обработки и анализа доступной информации.


Метод


Социологи всегда имеют ввиду оба аспекта при использовании метода.

Помимо термина “метод” есть термин “методика”.

Методика - совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая конкретные операции, их последовательность и взаимосвязь.


Опрос


“Методика анкетирования”, “Методика интервьюирования”.

Методика - приложение метода к конкретной ситуации, следующий шаг, шаг детализации действий.

Техника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура - обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследований.

Во время интервью используется не опросник, а гид (гайд) - процедурный лист.


Метод социологический. Используется как собирательное, обощенное понятие, характеризующее основные онтологические и сетодологические установки социологов, реализуемые в процессе социологического исследования. Это определение достаточно абстрактно. Эта категория в социологии подразумевает конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании. Социология использует достижения других наук.


Методология + теория + эмпирика = социологический метод.

Выбор темы исследования, постановка проблемы.


Прежде, чем начать исследование, социолог должен решить для себя, на какие вопросы он собирается ответить. При выборе темы нужно определиться с актуальностью и новизной.


……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………


Переменная - эмпирически интерпретируемое понятие, принимающее 2 и более значений. Например: возраст.

Совокупность переменных, которые используются в социологическом исследовании, представляет собой “вселенную” (Гутман). Невозможно перечислить все переменные и ограницить их. Лазарсфельд называет переменной любое средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования. Гидденс называет переменной любой аспект, характеризующий группы и индивидов. Переменные, которые рассматриваются как меняющие свое значение в ответ на изменение значений других переменных, называются зависимыми. Переменные, которые воздействуют на значения других переменных, меняя свои собственные, называются независимыми.

Одна и та же переменная может быть зависимой в одном исследовании и независимой в другом. Отношение между двумя переменными проясняются с помощью совместного частотного распределения (простая двухмерная матрица).




Низкий

Средний

Высокий

До 18

-

-

-

19-22

+

-+

-

23-40

+

+

+


Связь двух переменных есть кареляционная величина.

В ряде случаев мы имеем дело с кареляцией, но объяснить ее нельзя. В таких случаях используется третья переменная.

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчинающий его сторогой логике. Логическая конструкция гипотезы чаще всего представляет собой условно-категорическое умозаключение типа “если-то”. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза считается опровергнутой. Подтверждение следствия не дает логических оснований для утверждения о достоверности гипотезы. Оно делает гипотезу вероятной, правдоподобной. Одно из принципиальных требований к гипотезе: чем больше следствий она содержит, тем более вороятносто ее подтверждение. Исходные посылки гипотез черпаются на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях и теориях. Гипотезы различаются по общности предположений как гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы следствия выводятся дедуктивным методом из оснований, причем так, чтобы с их помощью раскрывалось содержание терминов и связи гипотез оснований.

Вторичные выдвигаются в замен первичных, если те эмприрически не подстверждаются.

Описательные и объяснительные гипотезы. Описательные - предположения о существенных свойствах объекта. Они носят классификационный характер. Объяснительные - относятся к предположениям о степени тесноты связи и причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях.


Формулирование, уточнение и интерпретация понятий.

Социолог прежде всего работает с информацией.

При составлении научной программы используется единый понятийный аппарат или система понятий. Важно, чтобы исследователь ясно и четко представлял содержание(смысл) понятий(терминов), с которыми работает, употреблял их однозначно, не допускал различных толкований одного и того же понятия. В процессе исследования необходимо превратить теоретические положения в эмпирические референты: эта процедура называется эмпирической интерпретацией понятий.

Термин - имя объекта, явления с оттенком специального научного значения, уточняемого вконтексте какой-либо теории.

Термин - это понятие, фиксирующее устойчивые и неприходящие аспекты реальности.

Понятие (concept) - форма мышления, выражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений; определение общего, которое достигается отвлечением от всех особенностей предметов данного класса.


В любом исследовании есть набор ключевых терминов, которые являются теоретическими (абстрактными), которые не позволяют проихвести измерения. Число для каждого исследования разное, но модальное число - 5. Что делать для перехода от адстракции к конкретике.

Интерпретация понятий - сложное, часто многоуровневая, процедура. Каждая теоретическое понятие “развертывается” до уровня эмпирических референтов, то есть тех показателей, которые можно измерить. Есть понятия, которые нельзя развернуть при начальном этапе исследования. С точки зрения гносеологии эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной астракции и чувственных данных. У каждого исследователя создается свой теоретический образ объекта при подходе к одной и той же реальности. Профессиональный исследователь сперва собирает все признаки своего объекта (документально или экспертно). Отобранные референты подвергают критике (аналитической) и только после этого включаются в непосредственное исследование. Поиск эмпирических значений понятий (терминов) называют “эмпирической интерпретацией”, а определение понятия через указание правил фиксации соответсвующих признаков - “операциональным определением”. Эмпирическая интерпретация понятий достигается путем полной редукции (сведения) теоретического понятия к эмпирическим признакам референтов. Перевод теоретического смысла термина в эмпирические референты называется “редукцией”.

Последовательность действий при уточнении понятий.

Теоретический этап: анализ литературы, выявление сущности понятий, поиск понятий, наиболее точно отражающие суть поставленной проблемы. Создание образов “изучаемого объекта” или его представления в каких-то измеряемых фиксируемых проявлениях. Схема объекта должна разворачиваться все глубже до тех пор, пока не будут найдены измеряемые референты. Построение упорядоченной схемы характеристик элементов образа так, чтобы объем интерпретируемого понятий не выходил за пределы теории или реальности. Выбор эмпирических показателей связан зачастую самым прямым образом с методом сбора данных. Построение сводных индексов.


Процедуры измерения шкалы.


Измерение в социологии трактуется как процедура, при помощи которой объекты исследования (рассматриваемые как носители определенных отношений между ними и как таковые состовляющие эмпирическую систему) отображаются в некоторую математическую систему с соответсвующими отношениями между элементами.


Цветок и его линейка относительно зрелости.


В процессе формирования числовой модели измеряемого объекта практически невозможно создать его изоморфную (точную) модель. Поэтому создаются приблизительные аналоги - гомоморфные модели.

Социальные измерения часто называют квалимитрическими измерениями, то есть условно (количественными аналогами) качественных отношений.

Современные рассуждения об измерении прежде всего опираются на термин “модель восприятия”. Прежде чем создать шкалу, поставте себя на места репондента.

Модель восприятия слагается из двух состовляющих: субъекты - люди, объекты - объекты реального мира. Это положение фиксирует важными момент измерения. Поскольку субъектное воприятие людей в ряде случаев может вносить серьезные искажения в изучение социальных объектов и процессов.

Назовем эмпирической системой (ЭС) совокупность эмпирических объектов. Если эти объекты имеют отношения между собой, то это эмпирическая система с отношениями (ЭСО). Назовем совокупность математических объектов математической системой (МС) и МСО соответственно.

Измерение - отображение некоторой эмпирической системы в числовую. Измерение - моделирование, поскольку требует создание своей модели объекта. Моделирование осуществляется в 2 этапа: строется модель ЭС или ЭСО, затем МС (МСО). Цель такого моделирования - обеспечение возможности использования математики для решения социологических задач.


Шкалой называется правило, определяющее, каким образом в процессе измерения, каждому объекту ставится в соотвествие некоторое число или другой математический конструкт. Процесс получения шкальных значений называется шкалированием.


Простая номинальная шкала служит предпосылкой всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, включенными в один класс. Пункты шкалы - эталоны качественной классификации свойств объекта. На шкале профессий: врач и строитель вместе входят в один класс - профессии, но при этом отсутствуют связи между профессиями, а в одной профессии как в классе все равны. Строитель 1 равен строителю 2, строитель 1 не равен врачу 1.


Операции с числами в этой шкале:

  1. Нахождение частот распределений по пунктам шкалы в натуральных единицах или процентах (“Частотные распределения”). Эти распределения представляют не только в виде чисел, но и в виде гистограмм различного вида.

  2. Поиск “средней” тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью.

  3. В двухмерных таблицах можно подсчитать критерии сопряженности по Пирсену.


Порядковые шкалы. Разновидностью порядковых шкал могут считаться ранговые шкалы, которые предполагают полное упорядочивание каких-то объектов от наиболее к наименее. Ранги присваиваются респондентом. Ранжирование составляет порядок. Также существует процедура укрупнения рангов (в случае наличия большого распределения). Часто прибегают к попарным сравнениям. Традиционно с помощью порядковых шкал измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, выражений. Внешнее выражение этих шкал практически полностью соответствует нашему обыденному представлению о шкале как некоей протяженности, имеющей интервалы.


Традиционно, с помощью порядковых шкал измеряют интенсивности оценок каких-то свойств, суждений, оценок…

Внешнее выражение этих шкал почти полностью соответствует нашему обыденному представлению о шкале как некой протяженности, имеющей интервалы. При этом часто представление ассоциируется со шкалой температуры или времени, то есть метрической.


Операции с числами в ранговой шкале:

  1. Интервалы в ранговой шкале не равны, поэтому числа обозначают лишь порядок следования признаков по их весу. По сути операции с числами носят условный характер. Поскольку интервалы не равны, необходимо отдавать отчет в том, что само по себе наличие интервала ничего не говорит о его величине. Сложность обращения социолога с числами отмечают многие специалисты. Ю.Н.Толстова “числа не прибиты к шкале гвоздями”. Г.С.Батыгин “цифры - метки”. Эмпирическая система с отношениями в этой шкале содержит: равенство внутри интервала шкалы, внутри интервала все респонденты одинаковые.

  2. Отношения порядка - значения одного конца шкалы выше значений другого конца.

  3. Шкала порядка позволяет использовать коэффициенты корреляции рангов (Спирмен и Кендел). Ранговые корреляции фиксируют наличие или отсутствие связей между двумя признаками.


Интервальные шкалы (шкалы интервалов).

Получаются в том случае, если в процессе измерения мы моделируем не только отношения присущие порядковым шкалам, но и отношение равенства для разностей интервалов между изучаемыми объектами. Интервальные шкалы часто называются шкалами высокого типа (количественными числовыми). Номинальные и порядковые шкалы шкалами низкого типа (нечисловыми). Числа, полученные с помощью интервальных шкал, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас со школы. Построение интервальных шкал в социологии как правило является сложным делом. На практике известны многие методы шкалирования, позволяющих получить интервальную шкалу косвенным образом (техника Терстоуна). Достоинства интервальных шкал в следующем: числа в таких шкалах остаются неизменными после линейны преобразований; точка отсчета на шкале выбирается произвольно; числовое значение размерной величины (интервал) тоже можно свободно менять; эти шкалы дают новые возможности использования корреляционного и регрессионного анализа.


Выборка (выборочная совокупность).

Социологи прибегают к построению выборки всякий раз, когда необходимо собрать информацию о большой совокупности людей. Выборку в той или иной форме используют в опросах, ориентированных на жесткие статистические методы, когда опросу подвергается большое количество людей.

Выборка - подмножество заданной совокупности, позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. Выборки строятся исходя из следующих обстоятельств:

  1. Из практических соображений, так как выборка экономит силы и средства исследователей.

  2. Выборочная процедура представляет собой удобную и экономичную форму индуктивного вывода.

  3. Процедура выборки реализует фундаментальный принцип рандомизации.


Основная цель использования случайной выборки - попытка устранить любое систематические влияние “посторонних, смешивающих факторов” на изучаемые переменные. Единственным средством достижения этой цели является абсолютно случайный характер отбора наблюдений. Лишь равенство шансов попадания в выборку для каждого наблюдения, то есть отбор “наугад”, гарантирует от намеренных или ненамеренных искажений.

Первым шагом в построении выборки является определение генеральной совокупности. Генеральная совокупность, то есть множество интересующих социолога объектов исследования, может быть задана и описана лишь на основе каких-то содержателных (смысловых) представлений. Выборка осуществляется из реальной популяции. Идеальная генеральная совокупность, задаваемая теоретическим описанием предмета исследования, почти никогда не будет полностью совпадать с реальной совокупностью, ибо последнее подвержено постоянным колебаниям: люди рождаются и умирают, уезжают и т.д. Если реальная выборка представляет интересующую нас совокупность с приемлемой степенью точности, она является репрезентативной. Выборочную ошибку определяют как расхождение между оценкой некого показателя, получаемого на соновании исследования выборки и истинным значением этого показателя в генеральной совокупности.


Типы выборок:

  1. Простая, случайная выборка - не только воплощение идеи случайного отбора, но и своего рода эталон (образец, норма), с которым сравниваются все другие вероятностные процедуры. Процедура построения данной выборки включает следующие шаги: нужно получить полный список членов генеральной совокупности и пронумеровать этот список (“основа выборки”) --> определить предполагаемый объем выборки (ожидаемое число опрашиваемых) --> нужно извлечь из таблицы случайных чисел столько, сколько мы назначили выборочных единиц --> нужно выбрать из списка-основы тех респондентов, номера которых соответсвуют номерам случайных чисел и начало отсчета номеров задается произвольными номерами сроки и столбца.


При обследовании небольших групп, первичных коллективов пользуются членскими списками, списками личного состава и т.п. В широкомасштабных исследоаниях чаще применяют следующие основы: переписные листы, списки избирателей, домовые книги, карточки паспортных столов милиции, картотеки МРЭУ (ПРЭУ...), нехозяйственные книги сельсоветов...




Скачать файл (147 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации