Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Чумакова М.Л. Международная жизнь Латинской Америки сегодня - файл n1.docx


Чумакова М.Л. Международная жизнь Латинской Америки сегодня
скачать (80.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx81kb.27.12.2012 10:42скачать


n1.docx

  1   2   3
Заглавие статьи

Международная жизнь Латинской Америки сегодня

Источник

Латинская Америка, № 11, Ноябрь 2008, C. 54-81

Рубрика

•ДИСКУССИИ, ОБСУЖДЕНИЯ


Место издания

Москва, Россия

Объем

94.4 Kbytes

Количество слов

11656

Постоянный адрес статьи

http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/19316004

Международная жизнь Латинской Америки сегодня

В Центре политических исследований ИЛА РАН состоялся "круглый стол" по теме "Факторы перемен и новые ориентиры межгосударственных отношений в Латинской> <Америке>". В дискуссии приняли участие сотрудники института.

В контексте "левого дрейфа" рассмотрены факторы, воздействующие на современное состояние и динамику межгосударственных отношений ЛКА, дан анализ политики США и ведущих стран региона, освещены проблемы взаимодействия между интеграционными блоками и параметры альтернативного проекта ALBA, прослежены изменения геополитической ситуации в результате "энергетической дипломатии", оценены риски дестабилизации и экологические вызовы.

Ключевые слова: межамериканские отношения, "левый дрейф", "энергетическая дипломатия", НАФТА, Меркосур, межамериканская кооперация, андский кризис, вызовы стабильности, интеграционные блоки, экология.

М. Л. ЧУМАКОВА, д-р полит. наук, директор Центра политических исследований ИЛА РАН

Необходимо определить уровень "договороспособности"

В последнее пятилетие произошли значительные перемены в межамериканских и межлатиноамериканских отношениях. Тематика сегодняшней дискуссии сфокусирована на выяснении базовых факторов, обусловивших изменения геополитической и геоэкономической конфигурации Латино-Карибской <Америки> (ЛКА) и появление новых акторов, определяющих специфику современных межгосударственных отношений. Повестка нашего "круглого стола" включает следующие вопросы: воздействие политических изменений и "левого дрейфа" на практику межгосударственных отношений; проблемы межамериканского взаимодействия в контексте падения влияния США на континенте; влияние боливарийского проекта на межлатиноамериканские отношения, причины и возможные следствия андского кризиса; приоритеты внешней политики ведущих государств региона.

Прежде всего, следует признать, что третья волна демократизации отхлынула, не создав в большинстве стран устойчивых демократических режимов и не продвинув их к социальному государству. Демократический транзит завершился, но консолидированные демократии существуют лишь в трех-четырех странах, тогда как остальные остаются в состоянии неопределенности. Имплантация демократических норм и институтов в большинстве государств привела к созданию гибридных режимов, чья политика далека от идеалов справедливости и общественного благосостояния. Она не отвечала интересам миллионов обездоленных, социально

стр. 54

--------------------------------------------------------------------------------

и политически исключенных граждан. Изъяны латиноамериканских демократий были более очевидны, чем ее достижения. Это учли адепты альтернативного развития, которые сполна использовали потенциал массового недовольства для прихода к власти демократическим путем. Происходящие в рамках электоральных процессов политические изменения, приведшие в ряде стран к смене внешнеполитических ориентиров, воздействуют на состояние межгосударственных отношений, приводят к перегруппировке сил и образованию новых политических блоков.

Разделение стран "левого дрейфа" на правительства социал-демократической ориентации (от Чили и Уругвая, до Бразилии и Гватемалы) и националистические леворадикальные режимы (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа) не требует пояснений и не вызывает сомнений. Проблема состоит в том, чтобы определить их характеристики, необходимые для адекватной оценки их "договороспособности" и поведения на международной арене в условиях глобализации и явного сокращения роли США на континенте.

Прежний тезис о том, что американская администрация, занятая обеспечением своего лидерства в мире и "борьбой с международным терроризмом", "забыла" <Латинскую> <Америку>, ныне уступает место констатации "ухода" погрязшего в трясине иракской войны Вашингтона из Южной <Америки>, где число его безусловных союзников резко сократилось, в сравнении с концом прошлого века. Основной массив государств региона, диверсифицируя внешние связи, стремится, прибегая к методам коалиционной дипломатии, укреплять суверенитет и отстаивать национальные интересы на многосторонней основе. Лишь правительство Колумбии, воюющее с левыми партизанами ФАРК, входит в круг стратегических союзников США. Пока еще сохраняют ориентацию на Вашингтон Мексика и страны Центральной <Америки>, за вычетом Никарагуа.

Наряду с сокращением влияния США уменьшается и значение Организации американских государств (ОАГ), продемонстрировавшей за последние годы малую эффективность при попытках урегулирования спорных проблем и разрешения кризисных ситуаций. Она ограничивается выполнением дежурных функций, констатируя возникающие вызовы демократическим институтам и стабильности, но не обладает действенными рычагами, способными обеспечить нормализацию межгосударственных отношений. Параллельно с межамериканской системой существуют и функционируют механизмы многосторонней дипломатии, призванные содействовать решению возникающих проблем. Однако эти площадки политического диалога с участием множества акторов больше заняты принятием деклараций общего характера, нежели вынесением конкретных рекомендаций. Группа Рио и субрегиональные парламенты выполняют функцию хранителей международно-правовых традиций (неприятие интервенционизма и вмешательства во внутренние дела государств, защита суверенитета и территориальной целостности), служа неким камертоном при выработке общей позиции, но, в сущности, не влияют на меняющуюся конфигурацию межлатиноамериканских отношений. Усложнение международной среды посредством таких структур, как Иберо-американское сообщество, саммиты Европейский союз (ЕС) - <Латинская> и Карибская <Америка>, ЕС - Андское сообщество наций, ЕС - Меркосур, ЕС - Центральная <Америка>, предоставило новые возможности для отстаивания интересов стран ЛКА. Вместе с тем, учитывая сохраняющуюся разобщенность региона, более развитые государства сегодня предпочитают двусторонний формат отношений с внерегиональными державами многостороннему. В контексте глобализации расширились возможно-

стр. 55

--------------------------------------------------------------------------------

сти для диверсификации внешних связей за пределами континента и развития торгово-экономических отношений с КНР, Индией, ЮАР и Россией.

При анализе моделей внешнеполитического поведения, чтобы не допустить неоправданных перекосов в восприятии меняющихся латиноамериканских реалий, следует учитывать различия в типах политических лидеров. Это представляется важным, принимая во внимание, что в президентских республиках руководство внешней политикой осуществляется главами государств. Соответственно, формы и методы достижения внешнеполитических целей определяются, наряду с текущими экономическими и политическими задачами, договорной базой и традициями, платформами правящих партий (или коалиций) и ценностной ориентацией их руководства.

По законам жанра, политические деятели умеренного толка, реальные политики и прагматики заметно уступают в пропагандистской деятельности популистам новой волны. К тому же приверженность первых нормам закона, наличие парламента с оппозиционными партиями и судебной системы служат ограничителями волюнтаристских решений, присущих президентским системам с перекосом полномочий в сторону исполнительной власти. Важное отличие радикальных националистических режимов от левоцентристских социал-демократических и правоцентристских правительств заключается в их отношении к демократическим институтам и международно-правовым нормам.

Что касается траектории лидеров радикального фланга латиноамериканской политики, то она проходит часто вне правового поля. Легитимность их правления обеспечивается методами плебисцитарной демократии, при этом решающую роль приобретают харизма президентов и методы мобилизации масс, призванные демонстрировать народную поддержку режима. Фактически наблюдается возрождение старых традиций каудильизма, гражданского или военного образца, но в радикальной националистической упаковке.

Для лидеров режимов, группирующихся вокруг Каракаса в блоке "Боливарийская альтернатива для <Америки>" (Alternativa Bolivariana para nuestra America, ALBA), характерны приверженность идеологическим догматам прошлого, склонность к политической мифологии и алармистской риторике, ставка на перераспределение национального богатства и огосударствление экономики. Они повторяют популистские лозунги, сдобренные антиглобалистскими призывами, пользуются наработками революционеров прошлых эпох и ищут простые ответы на вызовы модернизации, но лишены креативности. Их планы и мечты далеки от реальности, в политике они руководствуются старыми идеологемами, "холодная война" для них не закончилась. Не умея и не желая вести диалог и продуктивные переговоры, всегда склонные к конфронтации, они стремятся навязывать свое черно-белое видение мира и региона соседним государствам, не останавливаясь перед демонстрацией военных мускулов. Обещания построить социализм XXI в. сочетаются с курсом на возрождение милитаризма.

Эти предварительные замечания необходимы для обзора современной международной панорамы континента. Изменения внешней среды проявились в явном ослаблении позиций США, запуске в 2004 г. альтернативного боливарийского проекта, спонсируемого У. Чавесом, появлении новых очагов напряженности в андской зоне, усложнении схем взаимодействия между региональными, субрегиональными и внерегиональными интеграционными объединениями, расширении сферы внешнеполитических интересов ведущих государств региона и артикуляцией их подходов к международным проблемам.

стр. 56

--------------------------------------------------------------------------------

В. П. СУДАРЕВ, д-р полит. наук, заместитель директора ИЛА РАН

Остаточный принцип

Было бы слишком наивным утверждать, что администрация Дж. Буша-младшего "потеряла" <Латинскую> <Америку>, не добившись реализации суперпроекта о создании Всеамериканской зоны свободной торговли (Acuerdo de Libre Comercio para las Americas, ALCA), "прозевав" левый поворот, вложив с весьма низким КПД многомиллиардные суммы в войну с наркотиками, проводя неэффективный антикубинский курс (список провалов и неудач можно легко продолжить). На этом, собственно, и строилась в США почти зубодробительная критика республиканцев демократами, носившая явно предвыборный характер.

Думается, что все не так просто. Так, для любого знакомого с регионом специалиста изначально было ясно, что без Бразилии и Аргентины проект ALCA ни в какой форме (даже extra-light) не пройдет. Да и вообще за десять лет создать самую большую в мире зону свободной торговли, тем более, что речь шла о согласовании позиций между 34 странами самых разных весовых категорий и уровней развития, было просто нереально. Другое дело, что Вашингтоном был совершен стратегический просчет, связанный с идеей "окружения" двух южноамериканских гигантов соглашениями о свободной торговле с их соседями.

С опозданием, но администрация Дж. Буша все же попыталась внести коррективы, предприняв попытку выстраивания стратегического партнерства с Бразилией. То, что Бразилию попытаются сделать своего рода "доверенным лицом" в общении с леворадикальными режимами, еще несколько лет назад даже трудно было себе представить, когда Вашингтон буквально "трясло" от одной мысли, что на президентских выборах в самой крупной стране региона может победить левый профсоюзник.

Могла ли администрация Дж. Буша предотвратить "левый дрейф"? Представляется, что ресурсов у нее просто не было. Да и действия по дестабилизации левых режимов, утвердившихся, заметим, легитимным путем, вызвали бы волну антиамериканских настроений, несопоставимую с той, с которой столкнулся Дж. Буш во время своего турне по региону в марте 2007 г. Поэтому и была избранна тактика, сравнимая с политикой "малозаметного присутствия", проводившейся в начале 70-х годов прошлого века его предшественником Р. Никсоном. Ну, а провал попыток сплотить континент в рамках новой региональной системы безопасности со всей очевидностью подтвердило принятое большинством стран региона в мае 2008 г. решение создать свой собственный Южноамериканский совет обороны.

Чего ждать от новой администрации? Республиканец Маккейн, выступая во Флориде в начале июня 2008 г., в течение часа растолковывал, что продвижение в <Латинской> <Америке> свободной торговли - это продвижение демократии, и что он приложит к этому все усилия. Как видим, ничего нового. Он точь-в-точь повторил выступление Дж. Буша на фактически провальном последнем саммите Америк в Мар-дель-Плата в ноябре 2005 г.

Демократы Б. Обама и Х. Клинтон вообще в своих предвыборных выступлениях <Латинскую> <Америку> почти не затрагивали. Лишь Обама как-то вскользь упомянул о возможности диалога с Кубой, хотя прозвучало это малоубедительно. В целом же создается впечатление, что и у "слонов", и у "орлов" просто нет идей новых подходов к этому региону. Какие-то изменения, безусловно, могут быть. Так, например, демократы в Конгрессе грозятся пересмотреть уже подписанные и дейст-

стр. 57

--------------------------------------------------------------------------------

вующие соглашения о свободной торговле с рядом латиноамериканских стран (они, кстати, заблокировали подобное соглашение с Колумбией, хотя, казалось бы, более верного союзника США в регионе трудно найти). Это, в свою очередь, вряд ли улучшит климат в межамериканских отношениях.

В целом же создается впечатление, что в политике Вашингтона в <Латинской> <Америке> по-прежнему будет действовать так называемый "остаточный принцип". Может быть, это не так уж и плохо с точки зрения расширения возможностей России в этом регионе?

Э. С. ДАБАГЯН, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН

"Энергетическая дипломатия"

Приход к власти в феврале 1999 г. команды У. Чавеса обозначил приоритет энергетического компонента во внешней политике Венесуэлы. Благоприятная конъюнктура на международных рынках углеводородного сырья, резкий скачек цен на "черное золото" стали материальной базой претворения в жизнь амбициозного проекта сплочения стран континента под эгидой антиимпериализма, создания конфедерации государств <Латинской> <Америки>. Баснословные доходы от продажи нефти вскружили голову бывшему мятежному подполковнику, возомнившему себя лидером народов региона в борьбе с ненавистным северным соседом. Столь откровенного антиамериканизма, превратившегося в фетиш, не позволяет себе никакой другой ответственный политический деятель, несмотря на наличие острых разногласий с США.

Атаки на Вашингтон начались буквально с момента прихода У. Чавеса к власти. В 2001 г. на саммите Америк Венесуэла оказалась единственной страной, воздержавшейся при голосовании относительно сроков создания ALCA. Впоследствии нападки на этот проект, предложенный Белым домом, резко усилились. Основной аргумент сводился к тому, что интеграция в таком виде выгодна только сверхдержаве. Своеобразным апофеозом этого неприятия стала встреча в Мар-дель-Плата. Тогда У. Чавес категорически заявил, что ALCA мертва, и он приехал ее хоронить.

В 2004 г. в пику США У. Чавес запустил собственный интеграционный проект ALBA. К нему помимо Венесуэлы последовательно присоединились Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика и Гондурас. Это типичный субсидиарный проект, не имеющий ничего общего с интеграцией в привычном смысле этого слова. Страны, входящие в него, фактически находятся на дотации Венесуэлы. Она обеспечивает львиную долю потребности Кубы в нефти. Значительная помощь предоставляется Никарагуа, куда поставляются энергетическое оборудование, передвижные электростанции. Еще в период избирательной кампании <2006> г. Венесуэла обеспечила горючим по льготным ценам департаменты, которые управлялись сандинистами. Тем самым был дан недвусмысленный сигнал избирателям, за кого голосовать. Немалые средства для обустройства границ выделяются Боливии. В частности, развернулось сооружение военной базы в амазонском департаменте Бени. В конце 2007 г. на эти цели было выделено безвозмездно 6,3 млн. долл. По утверждениям некоторых СМИ, в практику вошло использование венесуэльскими послами банковских чеков, которые не проходят финансового контроля. В январе нынешнего года У. Чавес выдвинул инициативу создания военного альянса ALBA "для защиты континента от возможной агрессии с севера". "Враг все тот же - империализм США", уточнил на всякий случай венесуэльский лидер.

стр. 58

--------------------------------------------------------------------------------

Уверовав в свое мессианское предназначение, У. Чавес узурпировал право неприкрыто вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, пытаясь оказать воздействие на электоральные процессы. В Перу в ходе кампании <2006> г. он откровенно лоббировал левого радикала О. Умалу и одновременно обрушивался с резкими выпадами в адрес других ведущих кандидатов. Досталось и Лурдес Флорес, выдвинутой христианскими демократами, и АГарсиа, баллотировавшемуся от социал-демократической РАР. Словесные баталии и стычки с ними не утихали в ходе всей кампании. В разгар подготовки ко второму туру венесуэльский лидер назвал А. Гарсиа "вором, демагогом, безответственным лжецом". Прозвучала даже угроза разорвать дипломатические отношения в случае его прихода к власти. Уже после выборов общественность стала выражать озабоченность созданием в различных районах страны финансируемых венесуэльскими властями "домов ALBA", которые рассматриваются как канал подпитки левых радикалов.

Для У. Чавеса характерны двойные стандарты. Бравируя нелицеприятными высказываниями в адрес других, он в штыки воспринимает малейшие критические замечания в свой адрес, даже сделанные в весьма деликатной форме. Именно так и произошло, когда председатель мексиканской партии Национальное действие М. Эспино, посетивший в июле 2007 г. Каракас, выступил на семинаре с докладом. Он усомнился в необходимости проведения конституционной реформы в Венесуэле с целью продления полномочий главы государства на неопределенный период. Реакция последовала незамедлительно. У. Чавес отчеканил: "Доколе мы можем позволять каким-то типам в нашем доме говорить, что здесь установлена диктатура, а президент - это тиран. Официальные лица не должны ждать приказов, и иностранца, прибывшего сюда порочить наше правительство, надлежит вежливо переправить в Майкетию (аэропорт. - Э. Д.) и сказать: "Господин, вот ваш чемодан, убирайтесь вон".

Венесуэла вышла из Андского сообщества наций, в котором состояла много лет. Причиной демарша послужило решение Перу заключить договор о свободной торговле с США. Даже ближайший союзник У. Чавеса - Боливия выразила несогласие с подобной реакцией. Другой случай. После номинального присоединения к Меркосур, не дожидаясь ратификации этого решения парламентами Бразилии и Парагвая, У. Чавес встал в позу и заявил, что готов выйти из этой группировки, если процедура затянется.

Венесуэльский президент пускает в ход энергетическое оружие, пользуясь, в частности, острой нуждой Аргентины в венесуэльском углеводородном сырье. Именно это обстоятельство фактически вынудило Буэнос-Айрес по существу смириться с национализацией правительством Венесуэлы сталелитейной компании "Sidor", контролировавшейся итальянско-аргентинским конгломератом.

В 2007 г. власти Венесуэлы истратили немалые средства для достижения заветной цели - занять вакантное кресло непостоянного члена Совета Безопасности ООН. В скобках заметим, что этот институт постоянно становился объектом нападок со стороны Каракаса, обвинявшего его в неэффективности. Венесуэле противостояла Гватемала. Согласно неофициальным подсчетам экспертов, "чависты" затратили на эту кампанию около 1 млрд. долл., но откровенные подкупы не дали желаемого результата. Сыграла негативную роль и речь У. Чавеса на пленарном заседании, когда он нелицеприятно отозвался о выступавшем до него американском коллеге.

Следует упомянуть и о постоянных наскоках У. Чавеса на иностранных политических, государственных и общественных деятелей. Он неоднократно допускал

стр. 59

--------------------------------------------------------------------------------

выпады в адрес Генерального секретаря ОАГ Х. М. Инсульсы, бывшего испанского премьера Х. М. Аснара, короля Испании и многих других. Приведем лишь один пример. В июле 2007 г. произошел крайне прискорбный эпизод в отношениях с Гондурасом: У. Чавес оскорбил архиепископа Тегусигальпы кардинала О. Родригеса, обозвав его "обезьяной" и "паяцем империализма".

В марте 2008 г. У. Чавес едва не спровоцировал войну в андском субрегионе. Она могла бы иметь непредсказуемые последствия. Как известно, 1 марта колумбийские вооруженные подразделения вторглись на территорию Эквадора, уничтожили одного из лидеров повстанческой группировки, захватив при этом компьютер, в котором содержались весьма любопытные сведения. На эту ситуацию мгновенно, даже раньше эквадорских властей, отреагировал венесуэльский президент. Он приказал министру обороны выдвинуть к границам танковую колонну, а руководителю внешнеполитического ведомства дал указание отозвать персонал посольства.

Помимо бряцания оружием У. Чавес сделал ряд жестких заявлений. Он, в частности, предупредил: "Если вы, президент Урибе, попробуете провернуть с Венесуэлой то, что вы устроили в Эквадоре, я пошлю против Колумбии несколько "Сухих". Все это очень серьезно, и может означать начало войны в <Латинской> <Америке>. Наверняка многие в Колумбии хотят избавиться от своего правительства, так что мы должны освободить эту страну". Обвиняя Колумбию в нарушении суверенитета Эквадора, У. Чавес дал понять, что готов содействовать свержению легитимной власти. Совершенно очевидно, что возникшую напряженность он вознамерился использовать в качестве повода, якобы подтверждающего правомерность стратегии на сколачивание военного альянса стран, входящих в ALBA. Замышляя "маленькую победоносную войну", он пытался материализовать свои претензии на единоличное лидерство в <Латинской> <Америке> в момент, когда антиимпериалистическое знамя выпало из рук его учителя, ослабевшего Ф. Кастро.

Резюмируя, уместно констатировать, что на латиноамериканской арене У. Чавес в целом играет деструктивную роль. Он делит страны на врагов и друзей, вбивает клин между различными режимами, натравливает одних на других, сам является источником международной напряженности. Он размахивает "энергетической дубинкой", как грозным оружием, которое отнюдь не способствует сближению наций, а, наоборот, служит их разобщению. Активная дипломатия сопровождается значительными денежными инъекциями. Они, по подсчетам венесуэльского аналитика Д. Арбильи, составили примерно 7,5 млрд. долл., не считая подпитки радикальных партий и организаций.

В. Н. ЛУНИН, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН

Общими усилиями предотвратить экологическую катастрофу

Среди новых приоритетов международной активности государств региона возрастающее значение приобретает проблематика окружающей среды, от успешного разрешения которой во многом зависит перспектива устойчивого развития латиноамериканских и карибских стран. Глобальные тенденции, связанные с изменением климата, ухудшением качества среды обитания человека, уязвимостью природных систем, негативно проявляются в ЛКА. Наиболее очевидные признаки надвигающейся экологической катастрофы, обусловленные воздействием антропогенных факторов, выражены в увеличении частоты и разрушительной силы стихийных

стр. 60

--------------------------------------------------------------------------------

бедствий, сокращении озонового слоя над странами "Южного конуса", таянии ледников в Андах, угрозах биологическому разнообразию в связи с сокращением лесных массивов, прежде всего в Амазонии и Центральной <Америке>, деградации почвенного покрова, загрязнении водных и воздушных пространств, включая и городскую среду, усилении экологической уязвимости многих зон, в частности прибрежной полосы, где проживает примерно половина населения ЛКА. В то же время в сравнении с другими регионами планеты ЛКА обладает крупным природным и людским потенциалом для перехода к иной модели развития, обеспечивающей возобновляемость природных ресурсов, что гарантирует перспективу самого развития.

В условиях обострения глобального экологического кризиса, выдвижения на передний план проблематики окружающей среды в деятельности международных организаций (Конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 г.; Цели развития, сформулированные ООН в Декларации тысячелетия, 2000 г.) и нарастающего давления неправительственных организаций ЛКА государства региона были вынуждены занять более активную позицию в вопросах перехода к новым параметрам развития.

Изменение подхода ЛКА выразилось в принятии конкретных обязательств, сформулированных в документе под названием "Латиноамериканско-карибская инициатива по устойчивому развитию" (ILAC). Он был одобрен 31 августа 2002 г. на Первой чрезвычайной сессии форума министров по окружающей среде ЛКА непосредственно перед открытием Глобального саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. ILAC вошел составной частью в итоговый документ саммита - Йоханнесбургский план действий - в качестве регионального маршрута к устойчивому развитию.

Положения ILAC осуществляются на основе двухгодичных планов региональных действий, утверждаемых форумом министров по окружающей среде. В этих планах определяются приоритеты и направления действий в рамках региона. Согласовываются также экологические показатели, на базе которых можно оценивать результаты продвижения к намеченным целям. Цели ILAC сгруппированы по шести основным темам: 1) биологическое разнообразие; 2) водные ресурсы; 3) уязвимость, населенные пункты и устойчивость городов; 4) социальная проблематика, включая здравоохранение, неравномерное распределение доходов и бедность; 5) экономические задачи, в том числе конкурентоспособность, торговля и модели производства и потребления; 6) институциональные структуры. Эти шесть тем пересекаются с восьмью приоритетными областями действий, например, такими, как доступ к генетическим ресурсам и справедливое распределение получаемых выгод, изменение климата и экологические индикаторы.

На XVI сессии форума министров по окружающей среде ЛКА в начале 2008 г. были подведены итоги пяти лет действия ILAC по вышеназванным шести направлениям.

1. Хотя положениями ILAC предусмотрено сокращение темпов вырубки лесов, в 2000 - 2005 гг. они даже возросли в сравнении с 1990 - 2000 гг. с 0,45% в год до 0,50%. Более того, на регион в этом веке пришлось 65% всей площади вырубленных лесов в мире. Иными словами, утрачивается биологическое разнообразие ЛКА, а вместе с ним разрушаются богатейшее на планете разнообразие экологических регионов и генофонд природы, представляющие собой фундамент будущего развития.

стр. 61

--------------------------------------------------------------------------------

2. Несмотря на колоссальные запасы пресной воды в регионе, в некоторых зонах ЛКА в последнее время возникли серьезные трудности с доступом к водным ресурсам. В этой связи, как отмечалось на форуме министров, должное управление водными ресурсами приобретает особую значимость, прежде всего в районах морского побережья в условиях нарастающих угроз, порождаемых повышением уровня моря и изменением климата.

3. Городское население в ЛКА уже составляет 78% от общей численности - наивысший показатель в мире по регионам. При этом основные показатели по загрязнению городской среды ухудшаются, за редким исключением, эмиссия двуокиси углерода возрастает в регионе, как и его "вклад" в глобальный парниковый эффект.

В некоторых крупнейших городах ЛКА улучшается положение с контролем предельно допустимых концентраций вредных выбросов, но гораздо хуже положение в средних и малых городах, где также происходит увеличение числа жителей. В большинстве стран очистке подвергается менее 20% сточных вод и только в четверти государств обрабатывается более 50%, что не может не влиять на здоровье населения. Остаются серьезные проблемы с уборкой твердых бытовых отходов, объем которых к концу текущего десятилетия увеличится на 25 млн. т в сравнении с 2000 г. Возросла уязвимость населения, особенно в прибрежных зонах, от стихийных бедствий. Наблюдается четко выраженная тенденция к росту числа пострадавших от экстраординарных метеоявлений, несмотря на принимаемые меры по повышению мобилизационных ресурсов по их предотвращению и снижению последствий. Так, в 2000 г. в ЛКА 543 тыс. человек пострадали от стихии, а в 2005 г. - более 7 млн. человек (год наивысшей активности). Правда, в <2006> г. число пострадавших снизилось до 1,3 млн. человек, тем не менее это не меняет общую картину повышения экологической уязвимости ЛКА, что в отдельных зонах может привести к нарушению социально-политической устойчивости конституционных режимов.

4. В последние годы несколько улучшились социальные показатели развития ЛАК, однако регион продолжает сохранять сомнительное лидерство в мире по масштабам социальных диспропорций. При этом доля социальных расходов по отношению к ВВП в последние годы снижается.

5. Экономические задачи ILAC, касающиеся, в частности, перехода на возобновляемые энергоресурсы, выполнены, согласно выводам, сделанным на форуме министров, лишь частично. Видимо, речь должна идти скорее об альтернативных видах топлива, например, об этаноле, а не о возобновляемых, ибо зафиксированная в ILAC цель в 10% от общего энергобаланса уже была достигнута благодаря значительной доле гидроэнергетики. В то же время региональная задача уменьшить объем производства хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой над планетой, на 55% в 2005 г. была достигнута полностью. Из четырех стран, выпускающих эти вещества, две (Бразилия и Мексика) закрыли предприятия. Необходимость достижения более чистого производства связана, прежде всего, с показателями потребления хлорфторуглеродов и сертификацией предприятий Международной организацией по стандартам (ISO) на основе ISO 14001. Число сертифицированных предприятий по классификации ISO увеличилось в ЛКА с 715 в 2000 г. до 38 тыс. в 2005 г., что является несомненным успехом наряду с показателями по сокращению производства хлорфторуглеродов, выпуск которых регион в состоянии полностью прекратить.

6. Институционально переход ЛКА к устойчивому развитию пока не обеспечен, так как статус экологических ведомств во многих странах региона не очень высок. Только в

стр. 62

--------------------------------------------------------------------------------

Коста-Рике достигнуты наибольшие успехи в сфере охраны окружающей среды, здесь применяются и рыночные механизмы. Лишь благодаря настойчивости международных, региональных и национальных неправительственных организаций площадь охраняемых территорий в ЛКА увеличилась с 17,8% в 1996 г. до 20,6% от общей территории, хотя Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) сертифицировала лишь половину из этой территории. Несколько возросла доля ВВП, идущая на экологические мероприятия, - с 0,1% в 2000 г. до 0,3% в настоящее время, что явно недостаточно для утверждения стратегии устойчивого развития в ЛКА.

Первое пятилетие реализации положений ILAC свидетельствует о противоречивом пути внедрения в практику политической элиты новых глобальных императивов. Впрочем, это характерно и для целого ряда развитых государств или стран, пытающихся ворваться в их число на базе квазиформул прежних времен. В контексте нынешних международных переговоров по заключению Киотского протокола-II одна из основных целей ЛКА - добиться квоты на "рынке парниковых газов" путем сокращения вырубки тропических лесов. Но без крупных производственных мероприятий и изменения стилей потребления, в первую очередь привилегированными группами населения, вряд ли возможно изменить общую направленность развития, что, впрочем, актуально и для России. Например, бурный промышленный рост без учета его влияния на экологию привел к тому, что КНР обогнала в 2007 г. США по общему объему загрязнения окружающей среды.
  1   2   3



Скачать файл (80.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации