Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Использование художественного слова при организации режимных процессов - файл n1.doc


Контрольная работа - Использование художественного слова при организации режимных процессов
скачать (91.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc92kb.27.12.2012 10:46скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Самостоятельная № 4 Руденко О ДМ3
Использование художественного слова при организации режимных процессов.
Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. Малыш интенсивно меняется каждые пол года, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного периода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: «Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок». Или: «Потягушечки!
Потешки

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Прибаутки

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го - 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: Собака на кухне

Пироги печет.

Кот в углу

Сухаpи толчет.

Кошка в окошке

Платье шьет.

Курочка в сапожках

Избушку метет.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности — все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.

Наличие культурно-гигиенических навыков — важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.

Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.

Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).

Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).

Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).

Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые не­обходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно выра­батывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются ги­гиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формиро­вания условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее зна­чение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правиль­ные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкреп­ляют их своим поведением. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. 
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. 

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:


- Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

- Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

- В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

- Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

- Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не разговаривать во время еды.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша


Доброе утро:

Б.Белова

С ДОБРЫМ УТРОМ!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«С ДОБРЫМ УТРОМ»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
А.Кузнецова

Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
«Умывание»:


  • Утром звери просыпались,
    Чисто звери умывались.
    Лишь Медведь не умывался,
    Неумытым он остался.
    Стали мы его купать,
    С головою окунать.
    Плачет Мишенька: - Простите!
    И меня вы отпустите!
    Я большой,
    Я буду сам -
    Умываться по утрам!




  • Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.



- Мыли мылом ушки,

(изображаем, как мы моем ушки)

Мыли мылом ножки,

(изображаем, как мы моем ножки)

Ах, какие ладушки,

(ладошки поднимаем над головой)

Ладушки – ладошки.

(крутим ладошками над головой)

Наварили кашки,

Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Строили ладошки

(ладошки изображают домик над головой)

Домик для матрешки.

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

Прилегли ладошки

(ладошки ложатся спать под щеку)

Отдохнуть немножко.

Ах, какие ладушки,


  • Чистая водичка

Умоет Саше личико

Анечке – ладошки

И пальчики - Антошке


  • Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Маме улыбаемся!


  • Кран, откройся!
    Нос, умойся!
    Мойтесь сразу,
    Оба глаза! Мойтесь, уши,
    Мойся, шейка!
    Хорошенько! Хорошенько!
    Мойся, мойся,
    Обливайся! Умывайся!
    Грязь, смывайся! Убирайся!




  • Пара-пара-паровоз
    Мало пара нам привез,
    А без пара Ваньке -
    Не помыться в баньке.




  • – Я сегодня утром рано,
    Умывалась из-под крана!
    Я сама теперь умею
    Вымыть личико и шею.


-Буль, буль, буль – журчит водица

Все ребята любят мыться

Вот так, хорошо, хорошо

Руки с мылом мы помыли

Нос и щёчки не забыли

Вот так, хорошо, хорошо

Не ленились вымыть уши

После вытерлись посуше

Вот так, хорошо, хорошо!


  • Надо, надо нам помыться.

Где тут чистая водица?

Кран откроем- ш – ш-ш

Руки моем- ш - ш-ш

Щёчки, шейку мы потрём

И водичкой обольём.


Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.
Умываемся

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Щёчка, щёчка!

Где ты, щёчка?

Будет чистенькая

Дочка.
«Расчесывание»:

  • Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, косынка до пят –
    Все волосыньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся –
    Маму, дочку, слушайся.




  • Под окном лиса поёт,
    Петушка гулять зовёт:
    "Петя, Петя, петушок,
    У тебя есть гребешок,
    Приходи на мостик,
    Расчеши мне хвостик»


«Приятного аппетита»:

В.Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
Ю.Кушак

Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!


-Гойда, гойда, люленьки

Прилетели гуленьки

Стали гули говорить

Чем Ванюшу накормить

Один скажет – кашкою

Другой – простоквашкою

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.
-Травка – муравка со сна поднялась

Птица – синица за зёрна взялась

Зайка – за капустку

Мышка – за корку

Детки – за молочко!
-Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку

Вкусную, пушистую

Мягкую, душистую.
-Дубы, дубочки

Пеку блиночки

Блиночки горячи

Не хотят сидеть в печи

Блиночки румяные, с маслицем, сметаною


-Птичка зернышки клюет,

Колет белочка орешки,

Травку козочка жует,

Ест улитка сыроежки,

Молоко котенок пьет,

У мышат – головка сыра,

Косточку щенок грызет,

У пчелы – кусок зефира.

Сено ест смешной теленок,

Кролик скушал лист капустный,

Что же любит наш ребенок?

Кашку? Ах, как это вкусно!
-Ложечку за папу, ложечку за маму,

Кушай, детка, кашку, будешь умный самый!

Ложечку за бабу, ложечку за деду,

Ложечку за юркую мышку-непоседу!

Ложечку за слоника, ложечку за мишку,

Ложечку за желтого цыпленка-шалунишку!

Ложечку за хрюшку, ложечку за киску,

Ложечку за рыжую хитренькую лиску!

Ложечку за девочку, ложечку за мальчика,

Ложечку за маленького попрыгушку-зайчика!

Ложечку за зебру, ложечку за львенка,

Ложечку за самого умного ребенка!
Маша и каша

Вот это –

хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша!

А это –

её тарелочка.

А в этой тарелочке…

Нет, не каша,

нет, не каша,

и не угадали!

Села Маша,

съела кашу

всю,

сколько дали!

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола —

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.
«Уход за вещами»:
Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки

Этот – с правой ножки

Если дождичек пойдёт наденем сапожки

Этот – с правой ножки

Этот- с левой ножки

Вот так хорошо
А у нас сегодня - стирка...
Вместе с мамочкой вдвоем.
Все игрушки постираем,
Их в порядок приведем.

Мишка был таким чумазым,
Видно где-то, там, в лесу -
Лапки очень перемазал...
Следы меда - на носу...

И пушистый наш котенок -
Весь испачкался в трубе.
Стал он черным, как чертенок.
Ох,- хлопот доставил мне!

Даже мячик искупали.
Он так мыться не хотел..
Мы за мылом... он из ванной -
Убежать от нас успел.

Все красивы, все прекрасны..
И секрета - вовсе - нет!
Надо всем купаться чаще,
Это просто - мой совет!
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять, 
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одевальная

Одеваемся мы быстро
Умываемся мы чисто.
Так опрятны, аккуратны!
Всем смотреть на нас приятно!


«Спать пора»:

  • Баю-баюшки-баю…
    Л. Мей
    Баю-баюшки-баю,
    Баю Машеньку мою.
    Что на зорьке-то заре,
    О весенней о поре,
    Пташки вольные поют,
    В темном лесе гнезда вьют.
    Соловей-ка соловей,
    Ты гнезда себе не вей:
    Прилетай ты в наш садок,-
    Под высокий теремок,
    По кусточкам попорхать,
    Спелых ягод поклевать,
    Солнцем крылья обогреть,
    Маше песенку пропеть.
    Баю-баюшки-баю,
    Баю Машеньку мою!



Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть-чуть поспать.

Ты закроешь глазки,

И приснится сказка:

Про кота мурлыку,

Журавля-курлыку,

Лисоньку-хитрулю,

Мышку-крохотулю,

Зайчика-хвастушку

И жужжалку-мушку,

Про шмеля-гуделку,

Хлопотушку-белку,

Про сластену-мишку.

Спи, моя малышка! (для девочек)

Засыпай, мой милый,

Набирайся силы! (для мальчиков)
Положили на подушки:

Куклы – щёчки,

Зайки – ушки,

Козлик – рожки,

Свинка – ножки.
Спать пора
П. Воронько
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.


  • Мы купили куколку,
    Куколку-баюкалку.
    Ночью спит она и днем,
    С ней скорее мы уснем.



Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять-

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг-скок,

Мы присядем на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про него чуть не забыли!

Послушные детишки

Сделают делишки:

А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!


(Э.Успенский)

Сказки про соску

Что случилось? Вот так мило!

Мышка соску надкусила!

Зайчик чуточку отъел,

Ёж кусить ее успел!

Пожевала ее кошка,

И щенок погрыз немножко,

Воробьишка клюнул малость.

Остальное нам осталось!


Скачать файл (91.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации