Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат по методология и методы психолого - педагогических исследований. Компьютерные тесты: понятие, общая характеристика - файл n1.docx


Реферат по методология и методы психолого - педагогических исследований. Компьютерные тесты: понятие, общая характеристика
скачать (40.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx41kb.27.12.2012 10:47скачать


n1.docx

Федеральное агентство по образованию

Балашовский институт высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского».

Факультет социальной работы.


Реферат по « метадология и методы психолого- педагогических исследований»

тема№60:

«Компьютерные тесты: понятие,

общая характеристика».

Содержание.

Введение.

Глава 1: Компьютерные тесты.

    1. Виды тестов

    2. Формы тестовых заданий

    3. Типы компьютерных тестов

    4. Принципы разработки тестов

    5. Достоинства метода тестов

    6. Недостатки метода тестов

Глава 2: Технология создания компьютерных тестов

2.1 Технология составления компьютерных тестов средствами MS Word.

2.2 Технологии составления компьютерных тестов средствами Excel.

2.3 Технологии создания тестов в MS PowerPoint.


2.4 Требования предъявленные к тестам.

Выводы.

Приложения:

  1. Основные определения и понятия


Введение.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество и программисты-разработчики готовы строить новые варианты так называемых авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоёмких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки.

Цели и задачи.

1.собрать и обработать информацию по теме;

2.изучить и критически проанализировать полученные материалы;

3.систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

Глава1.

1.1 Тесты бывают двух видов:

  • традиционные; Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам). нетрадиционные. Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами. интегративные - нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении. Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое. Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.

1.2 Существуют четыре основные формы тестовых заданий:

1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

1.2. Выбор нескольких правильных ответов. 1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

2. Задания открытой формы.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:

  • двух предложенных вариантов ответа;

  • трех предложенных вариантов.

Выбор формы зависит от:

  • цели тестирования;

  • содержания теста;

  • технических возможностей;

  • уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

1.3 Типы компьютерных тестов

В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

1. Типы тестовых заданий по блоку «знания» - вопросы альтернативные (требуют ответа да – нет);

- вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);

- вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);

-вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);

- вопросы по темам, де имеются однозначные общепринятые знаковые модели: математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;

- вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

- вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):

- задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);

- выполнение действия.

3. Типы тестовых заданий по блоку «умения». Те же самые, что для навыков, но используют нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:

- задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да – нет, выбор из набора вариантов);

- выполнение действия.

Выбор тестов определяется:

- особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);

- особенностями предметной области;

- опытом и мастерством экспертов.
1.4 Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

  • Тест должен соответствовать целям тестирования;

  • Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

  • Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

  • Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;

  • Должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

  • Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

  • Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

  • Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять в следующей последовательности:

- формализация экспертной целевой модели знаний;

- нисходящее (или снизу – вверх) проектирование тестового пространства;

-иформирование и наполнение тестовых заданий;

- формирование полного компьютерного теста;

- тестовый эксперимент;

- выбор эффективного теста;

-анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ." и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумм всех баллов, полученных студентом, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого". Но существуют и другие, более сложные схемы оценивания, например, рейтинговые.

1.5 Достоинства метода тестов

Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике.Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения. Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами.

1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.

2. Оперативность и экономичность. Тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется полминуты, а весь тест занимает не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых.

3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.

4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов.

5. Надежность. Любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.

6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.

7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).

Во многих странах внедрение метода тестов (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо технически оснащенных тестовых служб в образование – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией. На Западе тестовые службы работают независимо от «выпускающих» (школы) и «принимающих» (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку дополнительный шанс проявить себя.

1.6 Недостатки метода тестов

Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и знаний исключительно к тестированию.

1. Опасность «слепых» (автоматических) ошибок. Пользователь не должен подходить к тесту с «магической установкой», будто этот волшебный «черный ящик» должен всегда работать исправно без всякого контроля со стороны человека.

2. Опасность профанации. Профаны от тестирования агрессивно предлагают свои услуги всем и вся. Все проблемы предполагается решать с помощью 2–3 тестов – «на все случаи жизни».

3. Потеря индивидуального подхода, «стрессогенность». Тест – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна.

4. Потеря индивидуального подхода, «репродуктивность». Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний.

5. Отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов – ничем не восполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов ограничены именно тем, что они не апеллируют к творческой, конструктивной деятельности.

6. Отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.

7. Потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.

Тесты нельзя делать единственным методом диагностики (и образовательно-профессиональной, и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). Задача тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

Спокойное осознание достоинств и недостатков метода тестирования освобождает всех как от чрезмерных упований на метод тестов, так и от пренебрежения к ним.

Глава2: Технология создания компьютерных тестов

Составление компьютерных тестов является довольно сложным делом. Очень важно научиться отличать профессионально сделанный добротный тест от популярно-развлекательного журнального опросника. Настоящий, действенный, валидный и эффективно работающий тест - это завершенный продукт, обладающий определенными свойствами и характеристиками и отвечающий современным методическим требованиям. Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста проявляется во взаимосвязи заданий, включенных в тест. Ни одно из заданий не может быть изъято из теста без ущерба для него. Структура же его проявляется в способе связи заданий между собой.

Наиболее популярными программами для создания тестов являются текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel и программа для создания презентаций MS PowerPoint, так как для создания тестов в этих программах не требуются навыки программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому человеку, владеющему технологией работы в программах хотя бы на уровне пользователя.

2.1 Технология составления компьютерных тестов средствами MS Word.

Возможности текстового редактора в составлении тестовых заданий ограничены, однако это не мешает использовать эту программу для создания психологических тестов, направленных на изучение личностей детей, подростков и взрослых.

Для создания тестов в MS Word достаточно уметь создавать гиперссылки и закладки. Закладками являются вопросы теста и реакции на правильный или неправильный ответы. В качестве гиперссылок могут выступать картинки либо текст. Для выбора ответа достаточно щелкнуть по нему мышью. Вернуться к предыдущему вопросу, то можно щелкнув по гиперссылке «Вернуться».

2.2Технологии составления компьютерных тестов средствами Excel.

Редактор электронных таблиц Excel обладает широкими возможностями для создания различных тестов. Электронные таблицы позволяют создавать эффективные тест: тест открытого типа, тест закрытого и т.д.

Для создания тестов в электронных таблицах достаточно иметь навыки форматирования ячеек и уметь использовать функции «ЕСЛИ» и «СЧЕТЕСЛИ». Для усовершенствования тестов может пригодиться знание функции «Условное форматирование», умение создавать гиперссылки и макросы. Программа Excel позволяет создавать тесты с выборочным ответом (когда диагностируемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает).

2.3 Технологии создания тестов в MS PowerPoint.

Приложение MS PowerPoint позволяет создавать тесты, направленные на изучение личностых характеристик. С созданием теста справится любой психолог.

Для теста создается титульный слайд, слайды с вопросами теста. В таких презентациях смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок. Работа с тестом должна строиться в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Варианты ответов могут быть оформлены в виде кнопок с использованием стандартных автофигур, каждая из которых является гиперссылкой на другой слайд.


2.4 Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

Это:

· Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

· Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

· Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

· Наличие тестовых норм для данного теста - репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик.

ВЫВОДЫ
1. Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями позволяет обеспечить  кардинальное улучшение учебного процесса за счёт активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной  и мотивирующей функции таких заданий. Многократно было показано, что задания в тестовой форме, сочетаемые с модульным принципом организации учебного процесса, обеспечивают высокий уровень усвоения учебного материала, последовательность  и прочность его изучения.
2. Известный в педагогической литературе задачный подход к организации учебного процесса может быть существенно модифицирован посредством реконструкции самих задач, а также применением заданий в тестовой форме, что помогает повысить уровень технологизации учебного процесса, делать задачи понятнее, создавать  параллельные и облегчённые варианты одной и той же задачи.
Современное состояние педагогического контроля в российской системе образования представляет собой контрастное сочетание старого с новым, субъективного с объективным, устного опроса по пятибалльной системе оценок с попытками внедрения контролирующих технологий. Тестовый метод на сегодняшний день быстро развивающееся направление на стыке педагогики, теории измерений, математического моделирования, математической статистики и автоматизации. Внедрение и развитие такого тестирования внесет существенный вклад в процесс реформирования отечественной системы образования и ее интеграции в мировую образовательную практику

Приложение №1.

Основные понятия и определения.

Тестология - наука о тестах.

Тест - это краткое стандартизированное испытание, предназначенное как для получения объективной количественной оценки результатов обучения, так и для распознавания интересующих нас особенностей и качеств личности .

Тестирование – процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Главная цель тестирования – обнаружение несоответствия этих моделей (а не измерение с помощью знаний), оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тестовое задание – чёткое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определённого алгоритма дейсвий.

Тест – набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство – множество тестовых заданий, таких, что выполнение одного из них учеником гарантирует выполнение других.

Полный тест – подмножество тестового пространства, обеспечивающего объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест – оптимальный по объёму полный тест.

Педагогические тесты- тесты для объективного контроля знаний и умений .

Педагогический тест принято определять как систему заданий определенного содержания, специфической формы, позволяющую качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, контролировать результат усвоения ими в процессе обучения знаний и умений. Педагогические тесты по целям применения делятся на: 1) тесты достижений, профориентированные тесты; 2) критериально-ориентированные тесты; 3) нормативно-ориентированные тесты; 4) аттестационные тесты; 5) тесты прогнозирования результатов обучения.

Надежность теста- устойчивость результатов теста, получаемых при его применении.

Валидность теста - пригодность теста, т.е. способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов.

Список литературы.

1. Аванесов B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний //Учебное пособие. М., 1994.-135 с.
2. Аванесов B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Учебное пособие для слушателей Учебного центра. //М., 1989.-107 с.

3. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: Книга для преподавателей вузов, техникумов, для студентов и аспирантов пед.вузов //В.С.Аванесов. 2-е изд., испр. и доп.-М.:Адепт,1998.-217 с.
4. Аванесов B.C. Контроль за знаниями студентов: метод валидных тестов М., 1983.-112 с.
8. Алиджанов Э.К. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся, доклад 1997г//интернет- http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/ sovremennye podhody к осепке uchebnyh .htm


Скачать файл (40.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации