Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Социализация ребенка в семье - файл n1.doc


Контрольная работа - Социализация ребенка в семье
скачать (181 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc181kb.27.12.2012 10:47скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. ТАНКА
ФАКУЛЬТЕТ: Социально-педагогических технологий.

КАФЕДРА: Социальной педагогики.

Заочное отделение.
Социализация ребенка в семье

контрольная работа


Выполнил: студент 2 курса 24 группы

Коростик Н.В.

Проверил: Мартынова В.В.

Минск-2012

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Актуальность проблемы.

  2. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье:

    1. социальное воспитание ребенка в семье и его социализация;

    2. факторы влияния семьи на социализацию личности;

    3. ранняя социализация;

    4. влияние стиля родительского поведения на социализацию ребенка;

    5. влияние деформации семьи и воспитания на социализацию личности;

    6. неблагополучные семьи. Причины неблагополучия и его последствия для социализации личности.

  3. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.

  4. Заключение

  5. Список литературы.



  1. Актуальность проблемы.


Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

  • Демографический – структура семьи ( большая или нуклеарная; полная или неполная; одно-, мало- или многодетная);

  • Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;

  • Социально-экономический – имущество семьи, достаток, занятость родителей на работе;

  • Технико-гигиенический – условия проживания, особенности образа жизни.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, тетками, дядьками и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, поскольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, могут проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время дети наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, т.к. она:

  • Обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека;

  • Влияет на формирование психологического пола ребенка;

  • Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка;

  • Имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

  • Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека;

  • Играет большую роль в процессе социального развития человека.

Таким образом, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. [5]

  1. Теоретические основы проблемы социализации ребенка в семье.


2.1. Социальное воспитание ребенка в семье и его социализация.
Социальное воспитание ребенка в семье заключается в формировании человека, который готов к выполнению функций труженика на благо общества, или социума. Социальное воспитание является широким понятием, включающим в себя другие виды: трудовоенравственноефизическое и т.д. Оно представляет собой целенаправленное создание определенных организационных, духовных и материальных условий для полноценного развития ребенка как личности.

       Биологический индивид, коим является ребенок от рождения, превращается в социальный субъект посредством  социализации и его внедрения в социум. Кроме того, в процессе социализации у ребенка формируются определенные качества личности, а также происходит усвоение социальных норм, установок, ценностей и образцов поведения. Социализация является непрерывным и многогранным процессом, который может длиться всю жизнь. Но базовые ценности и основные социальные нормы формируются непосредственно в детском периоде.

 Социальное воспитание ребенка в семье - значимый фактор, влияющий на процесс социализации, поскольку семья - это ближайшая социальная среда, окружающая ребенка. Основная задача родителей заключается в способствовании формированию из своего ребенка полноценного члена общества.

       Социальное воспитание детей в семье должно происходить в определенной последовательности и не допускать каких-либо противоречий. Родителям следует придерживаться принципов в воспитании и не отклоняться от них в зависимости от своего настроения или иных внешних факторов. Воспитание ребенка - это серьезная работа, которая требует немалых сил, чтобы в будущем из малыша получился полноценный член общества, уверенный в собственных силах, способный ставить перед собой цели и задачи и добиваться их.
2.2.Факторы влияния семьи на социализацию личности.
Выделяют следующие факторы влияния семьи на социализацию личности:

1. состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования его членов;

2. позиция ребенка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны. Опыт единственного ребенка в полной семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре в материнской семье;
3. основные агенты социализации, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка, то есть те из близких людей, на кого он хотел бы больше походить;
 4. стиль воспитания в семье - можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя (например, матери) и вспомогательных воспитателей (бабушки, отца, деда и т.д.);
5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи - нравственных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, познавательных, творческих способностей. [1]


    1. Ранняя социализация.


На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. Так, скажем, в дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место школе, классному коллективу, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой коллектив. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института социализации. Естественно, что основополагающей является стадия ранней социализации (дошкольный возраст). 

Для нормального психического развития ребенок с момента рождения должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением, причем это должна быть такая среда, которая может обеспечить ему нормальное развитие.

Овладение социальным опытом происходит у ребенка тремя взаимосвязанными путями:

  • идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт.

  • как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание, просвещение.

  • складывается и спонтанно.

Современная наука выявила феномены врожденной адаптированности человека к условиям окружающей реальности. Не случайно Л.Н.Толстой считал, что каждый ребенок знает о жизни гораздо больше, чем взрослый, потому что «знает» он сердцем, душой. Ведь даже в самые ранние периоды жизни, когда активная социальная деятельность еще не возможна, а ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Ранняя социализация ребенка в семье имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я”. Существует также проблема адаптации в детском саду и в школе. К сожалению, столкновение ребенка с «социумом» — нормами и правилами — проходящее в достаточно резкой форме без учета психической и эмоциональной подготовленности ребенка и тотальной загруженности новыми обучающими программами — происходит в тот самый момент, когда закладывается сама психическая структура ребенка.

Средствами ранней социализации являются способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической деятельности.

С точки зрения Т. Парсонса, семья - основной орган социализации, мать и отец - главные творцы личности, ребенок - пустой сосуд, который надо наполнит культурой. Таким образом, первичную информацию об окружающем мире индивид получает в семье.

Ученые пришли к интересному выводу, что даже способы ухода за младенцем, даже характер пеленания (предоставляется свобода движения или нет) влияют на развитие ребенка. Но это влияние не очень значительно, другое дело – эмоциональная сфера. Выработанные в раннем детстве механизмы психологической реакции на те или иные ситуации куда более устойчивы и могут закрепиться на всю жизнь. Поэтому для будущего развития малыша так важно в этот период, как удовлетворяется потребность в ласке, тепле, пище, сне, испытывает ли он эмоциональный комфорт или ощущает себя одиноким в новом огромном мире, где добиваться самого необходимого приходиться с предельным напряжением сил, в крике, истерике. Маленькому ребенку нужна ласка, нужен телесный контакт с матерью, чтобы понимали и уважали желания.

Родителям свойственно недооценивать важность этого периода для дальнейшего развития ребенка. А именно первые три года жизни особенно важны для правильного самоопределения в сфере межличностных отношений. 

Итак, взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие роли и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком). Исполнение роли – это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру. Ранняя социализация осуществляется в семье, где ребенок усваивает модели поведения, обучается большинству важнейших ролей. 

Результатом ранней социализации является готовность к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.[8]


    1. Влияния стиля родительского поведения на социализацию ребенка.


Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).

Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II).

Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4) доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости — это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение — это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность — то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Графически особенности стилей отражены на рисунке.

 

модель I

модель II

модель III

Рис. 1: Типы взаимодействия родителей в соответствии с моделью поведения детей.

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.

Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего, множество общих интересов с родителями.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.

Примеров подобной модели в мировой литературе, пожалуй, больше всего — это и обращение с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша из «Господ Головлевых» и — если обратиться к более современным образам — многие персонажи произведений Людмилы Петрушевской.

   Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Яркий пример такой модели обрисован в романе Айрис Мэрдок «Черный принц» — супружеская чета Баффинов, писатель Арнольд и его жена Рейчел, мало занимаются воспитанием дочери Джулиан, даже в 17 лет считают ее ребенком, но при этом не обращают внимания на ее сложный характер и проблемы, которые он порождает.

2.5. Влияние деформации семьи и воспитания на социализацию личности.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи — не что иное, как нарушение ее структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорилось и при отсутствии в семье бабушек и дедушек).

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также системы отрицательных ценностей, асоциальных установок и т. п. Сюда можно отнести самые разные факторы: от жажды накопительства до алкоголизма.

Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При обследовании детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличаются от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшей причиной нарушения личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными так и отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию «полная — неполная семья».

    В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуот, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. А. Е. Личко выделяет несколько типов неправильного воспитания:

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сен-ситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипер-тимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Воспитание в культе болезни — это ситуация, при которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Когда в семье присутствует эмоциональное отвержение, ребенок ощущает, что им тяготятся. Эта установка тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов.

Условия жестких взаимоотношений выражается в срывании зла на подростке и душевной жестокости. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности состоят в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (по выражению X. Ремшмидта, происходит «обесценивание» родителей). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно «обесценивания» родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность «реакция эмансипации». Исследователи неоднократно делали попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Однако не следует преувеличивать: гиперболизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Судя по данным исследований, родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план — но лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами. [2]

2.6. Неблагополучные семьи. Причины семейного неблагополучия и его последствия для социализации личности.

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико.

Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

  • причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов.[9]

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания - стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска.

К числу неблагополучных, в том числе и девиантных семей также относятся семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

-    сверхзанятость родителей;

-    конфликтная ситуация в семье;

-    пьянство родителей;

-    случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического,

сексуального насилия);

-    отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

-    типичные ошибки родителей в воспитании детей;

-    особенности подросткового возраста и др.[10]

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком  "расплывчатая" степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира  действительно способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако решение семейной проблемы - это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система. Это касается первого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем.

Ещё один взгляд на проблему устойчивости семьи по отношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушения функционирования семьи. Латентное нарушение - это такое, которое в нормальных условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на её жизнь.  Однако при попадании семьи в экстремальные условия оно играет важную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных условиях  так и в условиях небольших нарушений, члены семьи общаются, испытывая разнообразные чувства к друг другу, выполняют роли, несут на себе определенные обязательства. Не слишком значительные нарушения  взаимопонимания, умеренный уровень конфликтности, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния на жизнь семьи. Иное дело трудные условия. Здесь возникает разница в реакции семьи на трудности. В семьях, где латентных нарушений мало, мобилизация семьи для преодоления трудностей, усиление её сплоченности, активизация совместных действий возможна. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи, а позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье.[3]

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.[4]

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьёй, может показаться, что семья погрязла в трясине страданий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, твердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Таким образом, безусловно, рост семейного неблагополучия создает пласт хронического неблагополучия, порождает неразрешимые проблемы родителей и детей, заставляет множество семей становятся дисфункциональными из-за невозможности помощи семье. В сложившихся условиях актуальной задачей является профилактика семейного неблагополучия. Профилактика и государственная политика должны способствовать реализации прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, а также учреждений, которые по законодательству призваны заниматься неблагополучными детьми и семьями. Включение в систему профилактики семейного неблагополучия всех агентов – залог успешной социализации человека.[7]


  1. Состояние проблемы социализации ребенка в семье на практике.


Белорусская семья в 2006 г. характеризуется некоторыми определенными количественными и качественными показателями и тенденциями. По данным выборочного обследования домашних хозяйств на начало 2006 г. 1 465,4 тыс. семей в Республике Беларусь воспитывало детей. Из этого количества 923,0 тыс. (63,0 %) семей имело одного ребенка, 474,2 тыс. (32,4 %) – двух детей, 68,2 тыс. (4,6 %) – трех и более детей. Неполными являются 166,8 тыс. семей, в них воспитывалось 217,6 тыс. детей. Годовой доход ниже прожиточного минимума имели 18,9 % (19,6% – 2005 г.) семей с двумя детьми и 49,0 % (55,7 % – 2005 г.) семей с тремя и более детьми.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2006 г. денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком составил 989,2 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 955,7 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 822,3 тыс. руб. Денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком в городской местности составил 1035,8 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 1011,8 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 872,7 тыс. руб. Денежный доход в месяц у семей с 1 ребенком в сельской местности составил 829,7 тыс. руб., у семей с 2 детьми – 823,4 тыс. руб., у семей с 3 и более детьми – 780,5 тыс. руб.

По итогам 2006 г. 4 026 детей отобрано у родителей, которые лишены родительских прав, что на 545 меньше, чем в 2005 г.(2004 г. – на 55). Из них у 2 422 детей родительских прав лишены оба родителя (в указанную цифру включены и дети матерей-одиночек). Количество родителей, которые лишены родительских прав, составило 3 712 чел., а количество семей, в которых оба родителя лишены родительских прав, - 12 633. Отобрано у родителей без лишения родительских прав 323 ребенка (2005 г. – 213). В 2006 г. выявлен 271 ребенок (2005 г. – 349), от которого родители отказались.

Несмотря на наметившиеся позитивные изменения в семейно-брачных отношениях имевшие место негативные тенденции отрицательно отражаются на морально-психологическом климате семьи и положении детей. Низкий уровень ответственности родителей за воспитание детей и статус семьи в обществе, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании в соседско-общинной среде остаются основной причиной нестабильности семейных отношений, жестокости и насилия в отношении членов семьи, ненадлежащего отношения к детям, их социально опасного положения и приводят к социальному сиротству.

Меры государственной поддержки семьи и детей
Система социальной защиты семей с детьми охватывает совокупность законодательно установленных экономических, социальных, трудовых гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для реализации семьями их социальных функций.

Основными формами государственной помощи семьям, имеющим детей, являются: денежные выплаты семьям на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах; трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям; социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, социально-правовых и иных социальных услуг).

В 2006 г. продолжала совершенствоваться система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей. Системой государственных пособий было охвачено 52,0 тыс. детей, что составляет 27,0  % от их общего количества, в том числе 257,3 тыс. детей в возрасте до 3 лет или 96,7 % детей этого возраста и 254,9 тыс. детей старше 3 лет или 15,2 %. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИД, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 февраля 2006 г. № 95 ”Об усилении материальной поддержки семей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет“ устранена дифференциация размеров пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Таким образом, с 1 февраля 2006 г. все категории женщин (работающие и неработающие) получают пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 65 % бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Принят Указ Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2006 г. № 726 ”Об исчислении социальных выплат“, в соответствии с которым при назначении (перерасчете) пенсий, пособий, других социальных выплат, исчисляемых в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, используется наибольшая величина указанного бюджета прожиточного минимума, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

В целях совершенствования законодательства о назначении пособий семьям, воспитывающим детей, внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2002 г. № 772 ”Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей“, в этих целях приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2006 № 408, от 04.09.2006 № 1133, от 24.11.2006 № 1577, от 06.12.2006 № 1624.

В 2006 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в связи с изменением бюджета прожиточного минимума трижды пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, что позволило увеличить их на 15,8 % (постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.01.2006 № 14, от 28.02.2006 № 29, от 28.04.2005 № 53, от 24.07.2006 № 81,от 28.12.2006 № 163).

В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе Республики Беларусь ”О подоходном налоге с граждан“, согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере двух базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

В 2006 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей“ в связи с изменением бюджета прожиточного минимума трижды пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, что позволило увеличить их на 15,8 % (постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.01.2006 № 14, от 28.02.2006 № 29, от 28.04.2005 № 53, от 24.07.2006 № 81,от 28.12.2006 № 163).

В системе материальной помощи семьям государство также использует налоговые льготы, закрепленные в Законе Республики Беларусь ”О подоходном налоге с граждан“, согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере двух базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

В целях усиления государственной поддержки многодетных семей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 162 для физических лиц - родителей, воспитывающих троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, устанавливается ежемесячный стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в размере четырех базовых величин на каждого ребенка.

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по питанию детей, оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице и т.д.

Дети в возрасте до 7 лет имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси).

Семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25 % совокупного дохода семьи.

Одной из социальных программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей с детьми, является государственная адресная социальная помощь, которая оказывается с 1 января 2001 г. Она предоставляется в виде ежемесячного или единовременного социального пособия семьям, среднедушевой доход которых не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2006 г. более 19,7 тыс. семей с несовершеннолетними детьми получили адресную помощь на сумму более 4,3 млрд. руб., среди них 3 тыс. многодетных семей, 14,2 тыс. неполных семей, и 77 семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Большое внимание уделялось совершенствованию законодательства по вопросам совмещения семейных и профессиональных обязанностей, что в первую очередь актуально для женщин. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 369 наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее, чем до достижения ребенком возраста пяти лет.

Вопросы улучшения положения детей, их надлежащей социальной защиты были и остаются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Подтверждением этому является реализация двух президентских программ ”Дети Беларуси“ на 1998-2000 годы и 2001-2005 годы и принятие новой на 2006-2010 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318. Программа направлена на обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей и формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Основными задачами президентской программы является: повышение качества жизни семей с детьми; профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов; профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Президентская программа включает шесть подпрограмм: ”Социальная защита семьи и детей“, ”Дети и закон. Воспитание личности“, ”Дети Чернобыля“, ”Дети-инвалиды“, ”Дети-сироты“, ”Детское питание“. В отличие от предыдущих ее составной частью стала подпрограмма ”Дети и закон. Воспитание личности“, мероприятия которой предусматривают комплекс мер по совершенствованию нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания, профилактике негативных проявлений в подростковой среде, социальной реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом. Финансирование мероприятий программы осуществляется из республиканского и местных бюджетов в соответствии с утвержденными в ней объемами финансовых средств. Всего на цели программы предусматривается 1 407,667 млрд. руб., в том числе 2006 г. – 98,117 млрд. руб.; в евро: всего – 7,128 млн. евро, в том числе 2006 г. – 5,99.

Одной из форм поддержки социально уязвимых категорий населения является проведение благотворительных акций. В 2006 г. проведено 342 вышеуказанные акции, которыми охвачено 27 880 чел., с привлечением 333,6 млн. руб.

В целях содействия реализации права многодетных семей на жилье, предоставление им права на внеочередное включение в списки граждан на получение льготного кредита и на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, за 2006 г. улучшили свои жилищные условия 337 многодетных семей.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2005 г. № 117 ”Об объявлении 2006 года Годом матери“ значительно активизировалась работа по формированию престижа семьи в обществе, повышению ее статуса и ответственного родительства, что содействовало улучшению положения детей, сплочению семьи, укреплению ее устоев на основе традиционных нравственно-духовных ценностей. Начиная с 2006 г. при награждении орденом Матери многодетным матерям выплачивается единовременная денежная выплата в размере пяти бюджетов прожиточного минимума. В 2006 г. в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь 534 женщин-матерей страны награждены орденом Матери.

В стране проведены республиканские, региональные и в каждом учреждении мероприятия в поддержку семьи и детей, направленные на формирование ценностей семейной жизни, уважения к женщине-матери и осознание роли женщины-матери в воспитании детей и укреплении семьи.

Целый комплекс мероприятий в рамках Года матери, которые были объединены общим девизом ”Гучы святое імя маці на шчасце роднай Беларусі“, реализован Министерством образования, органами управления образования и учреждениями образования. Организованы культурно-массовые мероприятия, акции, праздники и чествования матерей и многодетных семей, творческие конкурсы, выставки, конкурсы сочинений, в том числе республиканские, посвященные тематике Года матери. Органам управления и учреждениям образования направлены два варианта методических рекомендаций по проведению Года матери, в которых особое внимание уделено подготовке учащейся молодежи к семейной жизни, формированию культуры семейных отношений, ответственного материнства и отцовства. Состоялись встречи Министра образования Республики Беларусь А.М. Радькова со студенческими семьями, в ходе которой особое внимание уделялось работе по поддержке молодой студенческой семьи, оказанию ей помощи, формированию позитивного родительства (май 2006 г.), и приемными родителями с обсуждением актуальных проблем устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью (октябрь 2006 г.). Значимые акции и мероприятия в рамках Года матери осуществлены в Национальном центре художественного творчества детей и учащейся молодежи, Республиканском экологическом центре детей и юношества, Республиканском центре технического творчества, Республиканском центре туризма и краеведения, Национальном детском оздоровительном лагере ”Зубренок“, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка и др.

В г. Минске организованы комплексные многоплановые и масштабные мероприятия, посвященные Году матери и направленные на повышение престижа семьи в обществе. Состоялись концерты, конкурсы, выставки рисунков, плакатов и тематической литературы, встречи с женщинами-матерями, семейные праздники и фестивали, родительские конференции. На базе центров внешкольной работы созданы клубы ”Молодой семьи“.

Белорусский детский фонд в программе мероприятий, приуроченных 1 июня – Дню защиты детей традиционно вручил почетные премии ”Друг детей“. Ими награждаются взрослые люди, которые целью своей жизни видят милосердие, служение детям-сиротам и инвалидам и всем тем, кто нуждается в защите и помощи. В 2006 г. этой премии были удостоены Шкляр Галина Леонидовна – директор Минского государственного дворца детей и молодежи, Колесников Андрей Григорьевич – предприниматель, Сукало Александр Васильевич – профессор, заведующий кафедрой педиатрии Минского государственного медицинского университета. Три многодетные семьи из Гродненской, Гомельской и Могилевской областей, воспитывающие более 5 биологических детей, стали лауреатами премии имени З.М Туснолобовой-Марченко. Премия вручена Белорусским детским фондом лучшим многодетным семьям, которые воспитывают детей в атмосфере любви, дружбы, взаимопонимания, развивают их творческие и интеллектуальные способности.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 № 1449 ”О проведении новогодней благотворительной акции ”Наши дети“ в период в декабре 2006 г. в стране проведена традиционная новогодняя благотворительная акция ”Наши дети“. Благодаря поддержке Администрации Президента Республики Беларусь и Правительства страны акция ”Наши дети“ приобрела большое социально-общественное значение и положительный резонанс. Она позволяет привлечь внимание к проблемам детства, оказать помощь и поддержку наименее защищенным детям, которые испытывают определенные жизненные трудности.

Главным, наиболее ярким и красочным событием акции по общественному значению и эмоциональной насыщенности стал благотворительный новогодний праздник для детей страны с участием Главы государства во Дворце Республики. В празднике приняло участие 2 370 детей в возрасте 8-14 лет из разных регионов Беларуси. Сохранена социальная направленность этого наиболее важного мероприятия: на праздник приглашены дети из наименее защищенных категорий и наиболее активные и талантливые учащиеся. В состав делегаций от областей и г. Минска были включены и получили подарки от имени Президента Республики Беларусь дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, опекунских и приемных семьях, семьях беженцев, дети, которые пострадали в результате аварии на Чернобыльской АЭС, победители международных, республиканских и региональных олимпиад, фестивалей, творческих конкурсов, спортивных соревнований.

Участники акции посетили в регионах страны и г. Минске 149 детских объектов, в том числе 53 интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с особенностями психофизического развития, 39 детских домов, 7 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 19 детских социальных приютов, 8 детских отделений в больницах, приемник-распределитель для несовершеннолетних, а также опекунские и приемные семьи, семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды, многодетные семьи, дети воинов, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Работниками социально-педагогических учреждений ведется работа по оказанию социально-психологической помощи семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, проводится обследование многодетных, неполных, неблагополучных семей, выявление семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальный патронаж семей.

В течение 2006 г. в детские социальные приюты было помещено 983 ребенка, нуждавшихся в государственной защите. За 2006 г. устроены 572 ребенка: возвращены в биологические семьи – 426, переданы на усыновление – 1. Устроены в замещающие семьи 135 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 83 переведены в интернатные, профессионально-технические учреждения. [6]

4. Заключение.
Семья – это неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно общество не обходилось без семьи. Поэтому развитие ее, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно в семье начинается формироваться личность будущего члена общества.

Перенимание традиций делает семью более сплоченной. Живой пример родителей очень важен в развитии ребенка.

Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации том обществе, в котором он живет.

Социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными условиями, т.е. в процессе воспитания. Она начинается с семьи.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

В семье закладываются взаимоотношения с окружающими, границы власти и ответственности, которые становятся нормой.

В конфликтной семье дети низкоорганизованы и не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. А в неблагополучных семьях дети не имеют элементарных условий для воспитания, по отношению к ним допускаются насилие, жестокое обращение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андреева Т.В. Семейная психология //Семейная социализация // Учеб. пособие. - СПб. : Речь, 2004. - С. 164-165.

  2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- Речь, 2004 г.- 272 с.

  3. Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. //Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // - Ростов н/Д:"Феникс", 2005. - С.200-203, 207-210.

  4. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). //Родители и дети, семейные отношения// -СПб.: Наука, 2003.с. 300-305.

  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед.вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200с.

  6. Национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 2006 году».

  7. Олиференко Л. Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". Учебное пособие для студентов высших учеб.заведений/ //Работа специалистов с неблагополучной семьёй // - М.:Издательский центр "Академия",2002-С.92-94.

  8. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека.-Речь,2006г.-366с.

  9. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. //Понятие и типы неблагополучных семей // - М.:Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С.82.

  10. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков.//Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков // - М.:Академический проект; Трикета, 2005. - С. 280-282.






Скачать файл (181 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации