Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Игровая деятельность в обучении школьников основам дизайна - файл n1.doc


Курсовая работа - Игровая деятельность в обучении школьников основам дизайна
скачать (191.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc192kb.27.12.2012 10:47скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я. Яковлева»

Художественно-графический факультет

Кафедра дизайна и методики преподавания

  Курсовая работа на тему:

«Игровая деятельность

в обучении школьников основам дизайна»

   

Выполнила: студентка 4 курса,

группы Д-3, з/о

Марышева Е.В.

Проверил: преподаватель

КПН, доцент

Смирнова Н.Б.

Чебоксары 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение

1.1 Понятие игры..…………………………………………………………………..3

1.2 Игра – как средство обучения………………………………………………….4

II. Формирование у школьников элементов дизайнерского мышления

2.1 Развитие творческого мышления...…………………………………………….6

2.2 Стадии творчества...…………………………………………………………….9

III. Теоретические и методические вопросы организации художественно-конструкторской деятельности

3.1 Организация художественно-конструкторской деятельности...……………12
3.2 Методы обучения конструированию...……………………………………….18

3.3 Теоретические положения технической эстетики...…………………………25


IV. Заключение…...............................................................................................32

V. Приложение...….…………………………………………………………..33


VI. Список использованной литературы…………………………………..40

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Понятие игры.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

1.2. Игра – как средство обучения.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление  не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свобод­ной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра­ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых методов обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение,  какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Есть великая формула К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого является игра.

Игра как средство обучения:

  • игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

  • правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

  • игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  • игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор темы моей курсовой работы.


II. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

2.1. Развитие творческого мышления.

Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.

Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среди которых он проводит большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему школьному возрасту это влияние, так или иначе, осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна).

Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.

Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".

Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование - это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.

Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения (сформировать цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем, т.о. играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика.

Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Всегда требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения своих действий тому, что изображается. Акт творчества отличается от других форм учения тем, что в это время ребенок не накапливает опыт и знания, а отдает их. Л.С. Выготский предупреждает, что ни в коем случае недопустимо исправление ошибок или принуждение к "правильному" изображению.
Участие учителя в акте творчества - это внушение ученику уверенности в своих возможностях и способностях, понимание его стремлений и уверенность в его успехе.

Проектирование - это творческий процесс, включающий ряд последовательных этапов, среди которых выделяют две существенно различающиеся фазы:

- производство проектных идей и идеальное преобразование объекта;
- материализация идеальных построений в знаковом материале проекта.
Проектная стадия преобразовательной деятельности позволяет проиграть в модельно-знаковой форме "сценарий" будущего функционирования вещи. Проектирование может привести к нахождению не одного, а нескольких вариантов достижения цели.

2.1. Стадии творчества.

Процесс творческого решения новой учебной задачи обычно включает три - отличные по цели и методу - стадии, которые условно называются: аналитической, оперативной и синтетической.

Аналитическая стадия - наиболее "логизированная" часть творческого процесса, аналитическая стадия - чрезвычайно важная часть творческого процесса. Во многих случаях правильно проведенный анализ позволяет сразу же устранить причину логического противоречия или предельно облегчить следующую - оперативную - стадию процесса творчества.

Что определяет успех творческой работы на ее аналитической стадии? Знание исследуемой области задачи, понимание диалектических законов ее развития, наличие всех необходимых для анализа фактических сведений и умение вести логический анализ. Следовательно, для развития изобретательских способностей нужна постоянная тренировка аналитических навыков. Ученик, как изобретатель должен систематически анализировать сделанные ранее открытия. Наконец, важен и самый объем знаний, объем наличного фактического материала.

Вторая часть творческого процесса - оперативная стадия - во многом отлична от первой. В большинстве случаев оперативная стадия представляет собой сочетание логических операций с операциями нелогическими. Здесь ученику приходится искать, пробовать, вести "мысленный эксперимент", который - это нужно подчеркнуть - преобладает только на оперативной стадии творчества. Работа на оперативной стадии творческого процесса ведется планомерно. У человека в результате длительной практики постепенно складывается своя, часто не вполне осознанная, но объективно рациональная система поисков. Аналитическая стадия творческого процесса во многом упрощает эти поиски: ученик ищет не абстрактную "идею", а конкретные способы устранения конкретных творческих противоречий.

Синтетическая стадия направлена на внесение в остальные элементы системы дополнительных изменений, вытекающих из найденного способа устранения данного технического противоречия.

По нашему мнению, наиболее рациональна та система, при которой поиски способа устранение причины технического противоречия ведутся в следующей последовательности:

1. Исследование типичных приемов решения (прообразов):

а) использование природных прообразов,

б) использование прообразов из других областей жизни.

2. Поиски новых приемов решения путем изменений:

а) в пределах системы,

б) во внешней среде,

в) в сопредельных системах.


  1. Аналитическая стадия:


1. Выбор задачи.

2. Определение основного звена задачи.

3. Выявление решающего противоречия.

4. Определение непосредственной причины противоречия.
II. Оперативная стадия.

1. Исследование типичных приемов решения (прообразов):
а) в природе,

б) в технике.
2. Поиски новых приемов решения путем изменений:
а) в пределах системы,

б) во внешней среде,

в) в сопредельных системах.
III. Синтетическая стадия
1. Введение функционально обусловленных изменений в систему.

2. Введение функционально обусловленных изменений в методы использования системы.

3. Проверка применимости принципа к решению других технических задач.

4. Оценка сделанного изобретения.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Организация художественно-конструкторской деятельности.


Дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.
Дизайн объединяет два аспекта:

- утилитарный, обеспечивающий удовлетворение практических жизненных требований, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность;
- эстетический, отражающий потребность в прекрасном, гармоничном, в художественно оснащенной среде, который обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.
Детям необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и человек должен уметь создавать красивые вещи.

С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

- единство цвета и формы;

- сочетание материала и формы;

- соответствие формы назначению;

- пропорциональность различных форм в композиции.

Этот комплекс знаний называется художественно-конструкторским или дизайнерским. Рассмотрим использование этих знаний на уроках в связи с

эстетическим воспитанием учащихся.

Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности.

Все большее значение специалисты, как педагоги (Коротаева Г.С., Пестоногова Л.П., Сухомлинский В.А.), так и проектировщики (Чуварина Н.П.) придают эстетическому воспитанию, через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений.
Воздействие предметной среды на детей происходит в процессе деятельности. Дети младшего школьного возраста эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно-образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов.

Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими, т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:

  1. Личная направленность.

  2. Психологическая структура деятельности.

  3. Уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память, «зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.
Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада:

  1. Творческое воображение

  2. Зрительное восприятие и зрительная память.

  3. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.

  4. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.


Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно-конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. Учителя определяют конструктивно-технические знания, умения, которые необходимо формировать у младших школьников:
- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.
- Знания свойств материала и элементарной технологии.
- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.
Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.
В обучении конструированию из бумаги решаются общие задачи:
- Учить анализировать образец: выделять форму листа, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали.
- Формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой.
- Учить планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность на основе анализа.

- Развивать у детей творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности, переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.

Остановимся на особенностях конструктивной деятельности.
Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувство цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке выразительность.
Содержание конструирования должно быть представлено в виде системы знаний в различных проявлениях этой общей конструктивной зависимости и постепенно усложняющихся конструктивно-технических умений.
Такое содержание требует отбора адекватных методов и приемов обучения конструированию. В частности установлена высокая эффективность использования в обучении конструированию таких задач, которые требует от детей нахождения новых для них способов действия, т.е, задач проблемного характера.
В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность.

Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

Процесс конструктивной деятельности состоит из 2 этапов:

- процесс создания замысла;

- процесс его выполнения.

В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели - конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.


    1. Методы обучения конструированию.


1.Анализ серии образцов, выполненных одним способом
Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленения обобщенного способа их создания.
Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное - научиться "читать чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что с ними надо сделать (разрезать, согнуть и др.).

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.
Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии "дома",

можно предложить детям следующие варианты:

- домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги).
- домики разного цвета и разной высоты (высокий и низкий), дети выбирают цвет и длину прямоугольника.

- домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются на учет всех трех свойств).

Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна.

В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его не устраивает плохо сделанная вещь.

Основными методами формирования рациональных действий являются:
- показ;

- объяснение;

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:
- сам четко представлять алгоритм рационального действия;
- обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и самостоятельного его применения;

- помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

- в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Так как внимание ребенка при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений рукой и инструментом.
Трудность, которую часто испытывают дети, - отсутствие или недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного.
Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.
2.Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.
Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.
Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

3.Анализ несовершенной поделки.

В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.

4.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.
Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения
художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
- оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка;
- по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
- нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

- оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.
5.Игровые приемы.

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.
Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога. Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях.

Остановимся на этапах изготовления изделия.

1. Планирование труда.

И.И. Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:

- анализ образца;

- определение последовательности операций;

- поиски вариантов решения.

Остановимся подробнее на анализе образца.

Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:
- самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;
- педагогическое руководство процессом восприятия.

Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?"

Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия:

- Какую геометрическую фигуру напоминает общая форма предмета?
- Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она, какие свойства имеет?

- Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?
- Помогает ли он выразить красоту предмета?
- Что можно сказать о выразительности фактуры материала?
- Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?
- Определите конструктивное строение предмета. Из каких деталей он состоит? Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично ли связаны между собой детали?

- Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?
Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие. Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства.
Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия (как обычно получается на практике), нужно, чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний.

Это подтверждается учением психологов о том, что:

- определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;
- в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия;
Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения:

- систематическое введение элементов художественного конструирования;
- создание проблемных ситуаций;

- введение элементов творчества;

Таким образом, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, так как сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда; также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

2. Анализ чертежа, выполнение разметки.

В чертеже (следует напомнить об этом детям)заложена красота формы предмета. При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу - обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы.
Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах:

- на основных деталях изделия;

- на трудовых операциях;

- на технике выполнения чертежа.


3.Обработка материала, монтаж, сборка

Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.

3.3. Теоретические положения технической эстетики.


Теория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.

Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу.
Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия.

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.

Композиция является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности.

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования.

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.
Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.
Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции являются:
- объемная пространственная структура и тектоника;

- масштаб;

- пропорции;

- ритм и метр;

- контраст и нюанс;

- симметрия и асимметрия;

- колорит.

Объемно-пространственная структура - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.
Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.

Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.

Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия. Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.
Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.
Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.
Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежание монотонности.

Нюанс - отношение элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству.
Таким образом, гармоничность и единство достигаются формой, цветом, фактурой, текстурой, пропорциональностью, масштабностью, нюансом и контрастом.

Остановимся на принципах построения композиции:

1. Выбор характерных элементов композиции:

- объединение по однородным признакам: форме, цвету, текстуре, фактуре;
- выявление наиболее важной однородности, которую необходимо
подчеркнуть в композиции;

- включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.
2. Соблюдение закона ограничения (не более трех элементов) в материи, деталях, цвете, форме.

3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия.

4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив по 2-3 элемента.
5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.
6. Подчеркивание соподчинения между группировками.
7. Взаимосвязь между группировками и внутри их ритмом, линией, пластикой, а также когда одни элементы обращены вполоборота к другим

элементам и к зрителю.

8. Объемность, стереоскопичность, перспектива – достигаются с помощью цвета, размера, динамики форм.

9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию.
11. Эксперимент – залог успеха в творчестве.

Рассмотрим характеристики гармоничной формы:

1.Органичность и целостность внешней формы. Органичность понимается в том смысле, что созданное изделие воспринимается как единое целое, а все части его естественно входят в это целое. Целостность определяется тем, что он воспринимается как естественно созданный, то есть напоминает какую-то геометрическую форму.

2.Пропорциональность и ритм. Пропорциональность в художественном конструировании – приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй. Ритм – чередование некоторого числа элементов.
3.Масштабность. Это свойство основано на сопоставлении величины предмета и наших представлений об этой величине. Признаками масштабности является контрастное отношение части к целому. Добиваются правильной масштабности выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушает соотношение предмета с человеком или с его окружением.
4.Пластичность. Это свойство формы, по которому можно судить о внешнем облике предмета. Различают угловатые и округлые формы. Объем, ограниченный плоскими формами, будет образовывать угловатую фигуру. Если объем ограничен кривыми поверхностями, то форма будет округлой. Часто в одном предмете встречаются комбинации округлых и угловатых форм.
5.Динамичность и статичность. Форма считается динамичной, если ее внешний облик вызывает чувство движения, и статичной, если облик вызывает чувство покоя.

6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если ее внешний вид вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем

тяжесть ее внешнего облика.

Уже с 9 месячного возраста ребенок способен дифференцировать основные цвета и формы.

В младшем дошкольном возрасте цвет, форма, величина не существуют для ребенка изолированно от обладающих им предметов.

Старшие дошкольники и младшие школьники уже легко выделяют в предметах цвет, форму, способные дифференцировать по принципу " нравится – не нравится".

Таким образом, этот возраст сенситивен для воспитания и развития чувства цвета.
Цвет - оцениваемое глазом свойство материальных объектов, обусловленное их способностью избирательно отражать (пропускать) световые волны определенной длины и воспринимаемое как определенное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее качество формы, ее эмоционально-психологический язык.
Полезно знать о некоторых чисто зрительных изменениях формы путем использования свойств цвета. Так, желтый цвет как бы приподнимает поверхность. Оно даже кажется более обширном. Белый и желтый цвета создают эффект распространения на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Красный цвет при дневном освещении приближается к нам, выступает вперед. При сумеречном освещении он служит фоном и создает впечатление глубины. Голубой как бы удаляется от нас. В сумерках, наоборот, выдвигается на передний план.
Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу. Зеленый цвет наиболее спокойный из всех цветов. В цветоведении существует такое понятие как "контраст".
Широко распространены контрасты между темными и холодными цветами. Желтый, оранжевый и красный цвета всеми ощущаются как темные. Цвета фиолетовый, синий и зеленый как холодные. Полюс холодных тонов расположен в области сине-зеленых цветов, а темных - в области оранжевых.
Контраст теплых и холодных цветов относителен. Красновато - синий кажется теплее, чем зеленовато - синий. Зеленый может показаться теплым по сравнению с сине - фиолетовым и холодным по сравнению с красным цветом.
Существует еще и такие пары цветов, информация о которых может быть использована для совершенствования формы и для корректировки настроения.
"Громкие - тихие". Ярко выраженные темные цвета производят впечатление "громких", кажется спокойным, тихим, смягчающим,

"Сухие - влажные". Все темные тона кажутся сухими. Охра желтая кажется выжженной. Синевато - зеленый цвет производит впечатление влажного, как тающий лед.
"Распространяющиеся - концентрирующиеся". Теплые, особенно желтые цвета, являются изучающими, распространяющимися. Синий, напротив, кажется плотным, концентрированным. Однако на темно - красным фоне и светло - голубом цвет кажется излучающим.

"Легкие - тяжелые". Все светлые цвета кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Из цветов одинаковой светлости красноватый кажется более тяжелым, цвет же, тяготеющие к синему более легким. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на желтом фоне. Голубой цвет тоже легкий и парящий.
"Статичный - динамичный". Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, (например, желтый и фиолетово - синий). Особенно статичным воспринимается сочетание зеленого и пурпурного цветов. Динамичными будут сочетания красного и синего или оранжевого с зеленым.

"Возбуждающие и успокаивающие". Цветовой ряд от зеленого к жёлтому или от красного к жёлтому успокаивает. Цветовой ряд от жёлтого к красному или от жёлтого к зелёному возбуждает.


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических, индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.
Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности. Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ


Занятие №1

Тема: Работа с бумагой. Симметрия и асимметрия в композиции.
Цель: Научить создавать композиции у симметричных и асимметричных деталей.
Задачи:
- Познакомить с понятием «симметричность» и «асимметричность»;
- Научить вырезать симметричные и асимметричные изображения;
- Развивать умение выражать настроение детали через ее художественные образы;
- Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, наблюдательность.
Теоретические сведения: симметричные фигуры и асимметрия.
Способ передачи динамичности (движения) и статичность (неподвижность).
Ход:
1. Вводная беседа:

- что такое симметрия? Посмотри на изображение бабочки жука, каждое из них состоит как бы из двух половинок, которые зеркально повернуты друг к другу. Такие фигуры называются симметричными;

- поучимся вырезать симметричные фигуры;

- начнем с простых листочков (вырезание листочков разных форм из согнутой цветной бумаги).

2. Составление плана:

- попробуем сочинить небольшую аппликацию, состоящую только из симметричных предметов (образцы симметричных деталей: листочки, цветы, грибы и так далее);

- посмотри иллюстрации (образцы);

- какую из картин могла бы взять для своего замка Снежная Королева? Почему?
- симметрично расположенные элементы создают более застывшее, неподвижное, холодное изображение. Это, пожалуй, понравится аккуратному, строгому, правильному герою, у которого все рассчитано и разложено «по полочкам». Кому, например?

- небольшие отступления от симметрии (асимметрия) позволяют передать движения, придают картинке больше жизни;

- попробуем вырезать несколько асимметричных деталей (практическая деятельность);
- а теперь придумаем картинку из вырезанных листьев для своего героя. Кто он?
- почему ты думаешь, что именно ему она придется по вкусу?
3. Самостоятельная творческая деятельность.

4. Анализ работ. Итоги. Выставка.


Занятие №2.


Тема: Работа с бумагой. «Домик для Смешариков». Объемная композиция.
Цель: Научить конструировать домики для сказочных героев из мультфильма «Смешарики».

Задачи:
- познакомить с понятием «проектирование»;

- научить выражать характер вещи через его композиционное и цветовое решение;
- развивать цветовидение, умение гармонично сочетать цвета;
- воспитывать эстетический вкус.

Теоретические сведения: проект, проектирование, художественная выразительность изделия, особенности проектирования цветового решения помещения, таблица цветовых сочетаний.

Ход:
1. Вводная беседа.

- Как, по-твоему, должен выглядеть домик Нюши? Опиши его.

- А каким может быть домик Кроша?

- Почему Пин уютно себя чувствует в своем ангаре-мастерской?
- А вот Кар-Карычу было бы там слишком просторно в домике Пина, а Нюше неуютно. Не так ли?

(показать картинки домов героев);

- В этом доме могла бы жить Нюша;

- А в таком Ежик;

- А вот хозяина такого дома определить не трудно. Посмотри, какой прочный забор, какой качественный добротный домик, наверно тут живет медведь Копатыч?
- Попробуем теперь сконструировать новый дом для своего любимого героя;
Материалом нам послужат коробочки – спичечные, из под чая, одеколона, крема, зубной пасты.

2.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

Варианты:
- домики одной величины, с одним окном на стороне, но разного цвета (дети выбирают цвет);

- домики разного цвета и разной высоты (дети выбирают цвет и длину прямоугольника);
- домики разной высоты и ширины (дети ориентируются насчет всех трех свойств);
3.Составление плана работы:

1) Подберем для работы подходящие коробочки (одну или несколько). Представим, как из них можно сделать домик нужной формы.
2) Оклеим домик, чтобы получить стены домика:
- бревенчатая стена – из гофрированного картона или бумажных трубочек;
- не бревенчатая – из цветной бумаги.

3) Оклеенные коробки соединим (если их несколько). Добавим некоторые необходимые детали: крышу, крылечко, башенку и так далее;
- можно использовать объемные и плоские детали. Только хорошо продумайте их форму и цвет;

- Окна и двери могут быть открывающимися;

- Какие украшения уместны на стенах и крыше домика? Домик Нюши, наверное, можно украсить цветочками, бантиками. Дом Пина украсят другие детали. Какие?(Например гайки и болты, проволока..)

- А для кого на окнах неплохо сделать разные наличники?
Помните, что о характере героя должен рассказать домик.
Цветовое оформление: чтобы избежать ошибок, вначале необходимо придумать его цветовую концепцию. Заранее составить схему цветового решения: с помощью кусочков цветной бумаги нанести на модель цветовые сочетания, включая окраску стен, занавесок на окне, крыши, цвет деталей.
Рекомендации: каждый ученик сам выберет хозяина домика, поэтому детали – разные. Но есть общие приемы работы, способы изготовления форм. Их надо показать: как изготовить башню-конус, колонны, лестницу, как наклеить их и так далее.

4) Практическая творческая работа.

5) Подведение итогов. Выставка - сказочный город в стране Смешариков.


Занятие №3

Тема: Работа с бумагой. Аппликация. «Вывески магазинов».
Цель: Научить разрабатывать и оформлять вывески магазинов.
Задачи:
- показать зависимость внешнего вида вывески от ее назначения, профиля организации от внешнего облика здания;

- развивать творческие способности путем усвоения основных закономерностей конструирования данных изделий;

- воспитывать умение работать в группе.

Теоретические сведения: вывески, назначение, оформление вывесок, соответствие вывески внешнему облику стилю здания.

Ход:
1. Вводная беседа:

- Вывески – необходимая атрибут в облике современных магазинов. Характер вывесок, их оформления связаны не только с торговым профилем магазина и с обликом улицы, но и с культурными традициями народа и города.
- Вывески не только демонстрируют профиль магазина, но и они одновременно украшают улицу, поэтому в оформлении вывесок такое важное значение имеют их праздничность, яркость, поэтичность, общий цветовой строй, композиция.

- Оформляются они художниками, ведь вывески не только должны говорить о товарах магазина, но и соответствовать стилю здания, и в то же время быть лаконичными и современными.

- Представьте себя в роли художника в этой области, попробуйте свои силы, вложите свой труд в улучшение облика города.

Вывеска (реклама) — конструкция в объемном или плоском исполнении, расположенная, обычно, на фасаде здания, рядом с входом. Вывеска должна привлекать внимание прохожих, объяснять назначение магазина и в то же время говорить о том, что там продается.

2. Инструктаж.

- Сегодня мы разработаем и представим проекты оформления вывесок разных магазинов (групповая работа). Заранее подготовьте белую и цветную бумагу, клей, ножницы, стразы, бисер, проволоку, пластилин, рифленый картон.
Принцип композиции вывески – от большого пятна к мелким деталям, группировка букв, сочетание букв разной величины и стилей (показать схему композиции). Изучение различных шрифтов, либо изобретение своего собственного авторского стиля.

- Важно задумать общую идею и работать в стиле этой идеи, искать выразительные средства (цвет, ритм), а не скучное написание слов.
Начинаем работу:

1) Очертить прямоугольную, либо другую форму вывески;

2) Сделать эскиз вывески. Надо, чтобы по нему сразу можно было узнать, что представляется в магазине. Обратите внимание на гармоничное сочетание цвета, чтобы не было пестроты. Можно ограничить число цветов до 3 или 2.
3) Вырезать;

4) Компоновка:

- Попробуйте вырезанные детали и буквы подвигать на листе, что-то увеличить или уменьшить. И, только решив общую композицию, можно все приклеить.
3. Самостоятельная творческая деятельность.

4. Анализ работ. Итоги.


Занятие №4

Тема: Работа с глиной. Набор посуды для кухни. Солонка, сахарница и молочник.

Цель: Научить создавать вещи в едином стиле.

Задачи:
-познакомить с понятием стиль, стилевое единство;

- научить выражать настроение вещи;

- развивать умение применять основное правило дизайна «красота + польза» в изделии;

- развитие объемно-пространственного мышления;

- воспитывать хозяйственность, практичность, аккуратность.

Теоретические сведения: стиль, стилевое единство, припуск, настроение вещи.
Ход:
1. Вводная беседа:

- Обрати внимание: в доме ни одна вещь не существует сама по себе, в отрыве от других; вещи связаны общим настроением, как бы дополняя друг друга. В таких случаях говорят, что они имеют единый стиль. Попробуем придать немного своеобразия своему дому, начнем с кухни. Посмотри на наборы солонок, сахарниц, молочников (образцы). Эти вещи сразу настраивают на гостеприимный дом. Выполнить такие вещи нам уже по силам, но они потребуют немало труда и терпения.

2. Инструктаж. Правила техники безопасности

3. Составление плана изготовления «солонки»:

- Ты пользуешься солонкой?

- Для чего она?

- Рассмотри образец и попытайся рассказать, как устроена солонка?

- Какой она должна быть формы, толщины?

- Из скольких частей она состоит?

Порядок работы:

  1. Изготовление эскиза на бумаге:

- Подумай, чем удобна круглая или иная форма солонки? (бочонок);
- Какой у нее размер? (d 50*70*50 мм );

- Почему, например, неудобна будет прямоугольная или квадратная форма? (неудобно держать в руках).

- Должна ли быть у нее крышка? (вариант с крышкой без отверстий)

- Сколько должно быть отверстий в крышке? (15-20, d 1-2 мм)

2) Ознакомление с особенностями материала «глина».

4. Самостоятельная работа с материалом:

- подготовка глины к лепке (размягчение и раскатывание материала);

- начало лепки формы изделия;

- отделочные работы: добавление мелких деталей и узоров, нанесение цвета.

5. Обжиг изделия в печи для керамики.

6. Анализ работы. Выставка изделий.
VI. Список используемой литературы:
1.Изобразительное искусство и художественный труд (сост. Неменский Б.М.).-М.:Просвещение,1991.
2.Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).-М.: политическая литература,1974.

3.Конышева Н.М. Художественный труд(программа дизайнообразования) //Начальная школа.98.10//

4.Калинина Г.П. Использование элементов дизайна на уроках труда //Начальная школа.89.9//

5.Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах.-М,1994(автореферат)
6.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под ред. Сакулиной Н.П.).-М.:Просвещение,1979..-М.:Наука,1997..-М.:Просвещение,1987.

7.Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду.-М.:Просвещение "Владос",1994.

8. Галин А. «Психологические особенности творческого поведения»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/galin/01.php

9. Г.С. Альтшуллер http://www.altshuller.ru/

10.Академия жизни

http://www.academy-continent.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=719:2011-10-03-13-04-25&catid=2:2010-11-15-20-45-32&Itemid=10

11. Официальный сайт http://ru.wikipedia.org/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Игра#.D0.98.D0.B3.D1.80.D0.B0_.D0.BA.D0.B0.D0.BA_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D0.BE.D0.B4_.D0.BE.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F






Скачать файл (191.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации