Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Структура и основные понятия эргономики - файл n1.doc


Реферат - Структура и основные понятия эргономики
скачать (122 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc122kb.27.12.2012 10:48скачать


n1.doc

МОУ

Высший юридический колледж

г. Ижевск

Реферат по дисциплине «Эргономика»:
Структура и основные понятия эргономики.

Ревда

2007
Содержание.
1. Введение.
2. Что такое эргономика.
3. Структура эргономики, основные понятия эргономики.
4. Объект, предмет и задачи эргономики.
5. Методологические принципы эргономики.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.


1

1.
Введение.


Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность её элементов с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Человек часто сам забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внешних воздействий: микроклиматом, «световым» климатом, различными видами естественных и искусственных излучений, вибрацией, шумом, запахами и другими. Особую опасность для человека представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств.
Проектируя среду, в которой человек живёт, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность», «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение». То есть, необходим максимальный учёт человеческих факторов. Ведь работая и живя в дискомфортной обстановке, ухудшается самочувствие и работоспособность человека.
Именно поэтому после Второй мировой войны учёт человеческих факторов был выведен в самостоятельную дисциплину, которая называется эргономика. Конечно, большее внимание эргономике уделяется на производстве. Изучая особенности и возможности функционирования человека на производстве, создаются эффективные системы и максимально комфортные условия для работы.
Вообще организация рабочей среды имеет огромное влияние на качество и скорость работы. Современный бизнес вышел на качественно новый уровень конкурентной борьбы. Поэтому всё большее количество компаний анализируют, как организация и дизайн рабочего пространства влияют на конечный результат, то есть на прибыль.
Нужно уделять внимание проблемам, возникающим на производстве и оптимизировать трудовую деятельность. Ведь улучшая условия труда для работников, в первую очередь повышается качество физического и интеллектуального труда.
В этом реферате я рассмотрю науку «эргономика» и более подробно остановлюсь на её структуре и основных понятиях.

2

2.
Что такое эргономика.

Эргономику можно назвать наукой о системах. Она включает в себя такие понятия как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. С другой стороны, я бы назвала эргономику отраслью науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.
Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.
Эргономика – научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли, как я уже отмечала, многие научные дисциплины, а главной её задачей является создание таких условий труда для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.
Официально термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 году, когда группа учёных положила начало организации Эргономического Исследовательского Общества. В СССР в 20-е годы предполагался термин «эргология», но в настоящее время в качестве названия данной науки используется термин, предложенный в Англии.
К концу XX века выделились три главных направления внутри эргономики:
1) Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надёжность и здоровье.

3

2) Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы.
3) Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.
Я также хочу отметить, что эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации условий и процесса труда, орудий, а также профессионального мастерства. Её предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования – системы «человек – орудие труда – предмет труда – производственная среда». Эргономика относится к наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда.
Базовые дисциплины, на которые опирается эргономика.



4

Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с группами общественных, естественных и технических наук. Взаимосвязь с общественными дисциплинами проявляется в том, что в основе теоретических положений эргономики лежит представление о труде как особой фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к совокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности. С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана учётом физиологических, биофизических, биомеханических, психологических закономерностей трудовой деятельности. Взаимосвязь эргономики с техническими науками обусловлена тем, что она возникла на базе современной техники и тех разнообразных требований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку.
Возникновение эргономики – это процесс взаимопроникновения нескольких наук, при котором и происходит междисциплинарный комплексный подход к изучению трудовой деятельности.
5

3.
Структура эргономики, основные понятия эргономики.


Я хочу отметить, что в ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформилась как наука. Как любая наука эргономика характеризуется:
1) объектом и предметом изучения;
2) принципами, положенными в основу научных исследований;
3) задачами, стоящими перед наукой;
4) методами исследования и решения поставленных задач.
В терминологии эргономики широко применяются термины смежных дисциплин: физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др. Нужно отметить, что хорошее знание языка дисциплины является основой для её успешного изучения и применения. Я хочу предложить рассмотреть эту терминологию.
Прежде всего, нужно отметить, что такое «оператор».
Оператор- любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным управлением процессами, причём, главным образом, в механизированных и автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа выделяют пять классов операторской деятельности.
1) Оператор-технолог. Он непосредственно включён в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации.
2) Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами-усилителями мышечной энергии.

6
3) Оператор-наблюдатель, контролёр. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой объём информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания.
4) Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образцово-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.
5) Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредственно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учёт не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчинённых. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.
В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.

С этих позиций операторами являются дежурный по станции, поездной диспетчер, маневровый диспетчер, дежурный по отделению, машинист локомотива, начальник станции и другие оперативные работники железнодорожного транспорта.
В эргономике также существует такое понятие как «машина».
Машина – любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике в качестве машин рассматриваются:
1) производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т.п.);
2) непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.);

7



3) военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и т.п.).
В литературе по эргономике наряду с терминами «машина» используются также «техника» и «автомат». Например, на железнодорожном транспорте оператор имеет дело со следующими машинами: локомотивы, дрезины, краны, устройства горочной автоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездных диспетчеров и т.д.
Ещё одно не менее важное понятие «среда».
Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины. Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха, шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения руководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.
Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. В эргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина и среда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В результате происходит изменение их взаимодействия. Вообще в эргономике чаще всего речь идёт о системе «человек-машина-среда» (СЧМ). Иногда применяют и другие обозначения: система «оператор-машина-среда», система «человек-машина», система «человек-техника», эргатические системы, эрготехнические, социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих систем является то, что они представляют собой физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: «один человек-оператор-одна машина-среда» и «группа людей-операторов-группа машин-среда». Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.
Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающее успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что безошибочные действия в определённых ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека.
Вот такова и есть основная структура и понятия эргономики, но нужно также отметить объект, предмет, задачи и принципы эргономики.

8

4.
Объект, предмет и задачи эргономики.
Здесь я предлагаю, используя вышеприведённую терминологию, рассмотреть определение эргономики как науки.
Эргономика, как известно, научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путём оптимизации средств, условий и процесса труда. В то же время эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учёта человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.
Объектом исследования эргономики является система «человек – машина - среда» (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.
Вот так выглядит структурная схема СЧМ.


Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

9

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям её функционирования и, наоборот – то требований машины и условий её функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этих направлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.
Я хочу особо подчеркнуть, что эргономика изучает определённые свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.
Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования к профессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствам подготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способов её осуществления. Увеличивается роль человеческих факторов применительно к задачам проектирования, создания и использования технически сложных изделий культурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионная техника и др.).
Хочу отметить, что человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.
Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени её соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Рассмотрим эти свойства поподробнее.
Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.
Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

10
Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой, техническим и управляющим персоналом.
Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.
Качественными показателями эргономичности являются:
1) по управляемости: среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определённой единицы технологического процесса; вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством; производительность или норма времени на единицу труда;
2) по обслуживаемости: среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению; среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
3) по освояемости: среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора; уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.
В этом реферате я хочу также завести речь о задачах эргономики и о том, как они решаются.
Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учёта полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает всё большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создаёт научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения. Я считаю это очень целесообразным, ведь такие люди тоже могут реализовать себя во многих сферах жизнедеятельности.


11

Я бы сказала, что эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надёжности и стабильности работы, влияния психической напряжённости, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.
Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна производиться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.
Эргономика призвана решать ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развёртывания исследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практику конкретных исследований.
Выявление направлений исследований круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель или главную задачу эргономики.
Главная цель эргономики формируется как единство трёх аспектов исследования и проектирования:
1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем;
2) охраны здоровья людей;
3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.
Также я хочу представить и основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.
1) Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда.

12

2) Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека-оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причём рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.
3) Организация рабочего места оператора с учётом комплекса его эргономических свойств, определённых ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
4) Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
5) Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
6) Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.
Хочу также сказать, что разработка методологии эргономики осуществляется соответственно трём уровням методологического анализа, выделяемым в философии. В эргономике можно различить три типа методологических средств:
1) методологические средства мировоззренческого характера;
2) общенаучные методологические средства;
3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.
Методологические средства в процессе исследовательской практики органически слиты, включены в соответствующие эргономические представления, конкретизированы применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер её возникновения, широко используются методологические средства смежных дисциплин, особенно психологии.

13

5.
Методологические принципы эргономики.
В эргономике используются следующие методологические принципы.
Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, её программу. Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности, позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечивать успешность достижения целей деятельности.
Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе труда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практических вопросов, как повышение производительности, эффективности и качества труда эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком к технике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположным ему является принцип симплификации (упрощения), при реализации которого стремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию из неё всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины, оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.
Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия, имел своё личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился к цели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается, например, в работе машиниста. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо уже на стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности и уровень активности оператора.
Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При разработке СЧМ наряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельность оператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь, эти устройства должны разрабатываться на основе и с учётом проекта будущей деятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужно подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.
14

Принцип последовательности и непрерывности учёта требований эргономики. Учёт эргономических требований должен пронизывать все этапы существования СЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данного принципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспечения СЧМ на всех этапах её существования.
Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научной дисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечивает комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитием междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками о человеке и технике.
Я также отмечу, что основой для практической реализации рассмотренных принципов является применение системного подхода, который образует методологическую базу эргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки и теоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрению человеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру, включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденция к научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявить различные характеристики связи человека и машины в конкретных условиях взаимодействия. Сложность этого заключается в том, что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой, функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями. Таким образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многие задачи эргономики.
Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений, разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с ней дисциплинах и органично вошедших в её состав: различие коррективной и проективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельности оператора; гипотеза оперативного образа и др.
В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретные методики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с нею дисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда, кибернетике, математике и др.).

15

6.
Заключение.
В заключении могу ещё раз отметить, что, проектируя среду, в которой человек работает и отдыхает, нельзя упускать понятия эффективности, комфорта, безопасности, удовлетворения деятельностью. В наше время везде учитываются человеческие факторы. Чтобы предотвратить ухудшение самочувствия и работоспособности, я думаю, нужно «разрушить» царящий дискомфорт вокруг себя. Именно этим, как я уже рассмотрела, занимается эргономика.
Выполнение жизненных функции затрудняют неблагоприятные условия окружающей среды. Многие факторы окружающей среды представляют опасность для человека.
В наше время с помощью изучения особенностей и возможностей человека, на любом производстве создаются эффективные системы и максимально комфортные условия для работы. Всё это делается благодаря эргономическим исследованиям. Вообще, я думаю, эргономика является какой-то совокупностью дисциплин, ведь в её исследованиях используются психологические, социологические, анатомические, математические и другие методики.
Организация рабочей среды оказывает огромное влияние на качество и скорость работы. С развитием в мире экономики и бизнеса развивается эргономика. Ведь сейчас современный бизнес выходит на совершенно другой новый уровень конкурентной борьбы. Различные компании по производству товаров и услуг проводят анализы организации и дизайна рабочего пространства. Ведь это влияет в свою очередь на прибыль компании. Очень приятно, что многие владельцы фирм начали финансирование таких методов поднятия прибыли. Так как эргономические исследования несут пользу не только владельцам фирм, но и работающему коллективу.
Я считаю, что нужно уделять больше внимания проблемам, возникающим на производстве. Улучшив качество условий труда, фирма повышает качество физического и интеллектуального труда.
В этой работе я рассмотрела дисциплину «эргономика». Я открыла для себя очень много интересных понятий и фактов, связанных с этой дисциплиной. Надеюсь, в будущем эргономика будет развиваться, и многие предприятия будут пользоваться услугами проектировщиков, занимающихся эргономическими исследованиями.


16

7.
Список используемой литературы.
1) Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники/ Учеб. Пособие. Издание в

двух книгах. Книга 1.- М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с., ил.
2) Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987 - 2000). Проблемы, тенденции,

перспективы, региональные особенности. – М.: «Союз дизайнеров России»,

2002. – 416 с., ил.
3) Рунге В.Ф., Мануцевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. М., 2002.
4) Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. М., 2002.

17


Скачать файл (122 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации