Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шамов А.А. Стратегия развития портфеля продуктов компании - файл n2.doc


Шамов А.А. Стратегия развития портфеля продуктов компании
скачать (41.4 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.doc96kb.18.05.2012 14:46скачать
n2.doc107kb.18.05.2012 14:49скачать

n2.doc

Часть вторая

(аннотация)

Стр.:

Примеры стратегического развития портфеля реально действующих компаний:

ЗАО «Галилео Нанотех», ФГУП «Космическая связь» (в электронном виде) 17

Содержание

1. Стратегия развития портфеля ЗАО «Галилео Нанотех» – см. файл 03_Стратегия развития портфеля.ppt
2. Стратегия развития портфеля ФГП «Космическая связь» – см. файл 04_Стратегия развития портфеля ФГП «Космическая связь».pptx

3. Стратегия развития портфеля продуктовой компании «Частная пивоварня Тинькофф» - см. файл_05_Tinkoff.ppt

4. Стратегия развития портфеля компании «МГТС», «Мегаполис», «VALE» - см. файл_06_«МГТС», «Мегаполис», «VALE».ppt

5. Стратегия портфеля видов продукции компании ООО «Москот-шуз» - см.файл_07_ Стратегия портфеля видов продукции компании Москот-шуз.doc

Часть вторая

(аннотация)

Примеры стратегического развития портфеля реально действующих компаний.

Как уже говорилось в первой части, проекты стратегического развития реально действующих российских компаний имели различный уровень глубины изучения проблем и неодинаковую широту их охватить. Это в равной степени относилось к проработке проблем стратегического развития портфелей компаний. Приведем ряд примеров, которые мы направляем слушателям в электронном виде.

В этом учебном пособии не ставится задача дать анализ проводимых примеров – это предполагается сделать на занятиях по семинару-практикуму.

Подробно ознакомиться с проектами разработки стратегии названных здесь компаний можно в учебно-методическом центре ВШМБ (127 ком., II уч.к.) и в офисе ВШМБ (219 ком., II уч.к.).

Задача слушателей заключается в том, чтобы, прочитав первую часть данного учебного пособия и ознакомившись с примерами формирования портфеля ряда реально действующих компаний, разработать проблемы инновационного развития портфеля своей компании на принятый горизонт стратегии – 5 лет.1

  1. Стратегия развития портфеля продуктов ЗАО «Галилео Нанотех». Разработчик – Разинкин А.В.
    1. Краткая история компании ЗАО «Галилео Нанотех»


Формально история компаний ЗАО “Галилео Нанотех” начинается с даты 27 мая 2009 г., когда Наблюдательный совет Российской корпорации нано технологий одобрил участие Корпорации в проекте по созданию высокотехнологичного предприятия по производству радиочастотных идентификационных меток (RFID-меток) и производства металлизированных упаковочных материалов и оборудования для металлизации рулонных материалов.

Проект реализовывается совместно с итальянской компанией Compania Gestione Investimenti Industriali SRL.

Специально для данных целей данного проекта в августе 2009 года была создана компания Галилео Нанотех в форме Закрытого акционерного общества.

Целью Проекта в рамках данного юридического лица является создание передовой технической и технологической базы для производства RFID-антенн и металлизации упаковки в России.

Этап НИР (исследования взаимодействия веществ в процессе нанесения покрытий) и этап ОКР (создание технологии нанесения покрытий для производства RFID-антенн и металлизации упаковки) уже пройдены, поэтому основной задачей проекта является организация производства RFID-антенн и металлизированной упаковки в России.

Реализация проекта будет способствовать развитию отрасли нанотехнологической продукции как в России, так и во всем мире.

Кроме того, реализация Проекта во время текущего экономического кризиса позволит создать дополнительные рабочие места в РФ, повысит объем налоговых отчислений, будет способствовать увеличению внешнеэкономической торговли и улучшению структуры ВВП РФ за счет увеличения доли перерабатывающих отраслей промышленности, выпускающих инновационную продукцию.

Параметры строительной площадки:

1. Общая площадь – 30 000 м2;

2. Производственная площадь - 7 120 м 2;

3. Планируемая численность персонала – 90-110 человек;

4. Плановая дата запуска производства – июнь 2011 год.

5. Год выхода на проектную мощность – 2015 год.

Компания ЗАО “Галилео Нанотех” имеет два действующих дочерних предприятия - это итальянская компании Galileo Vacuum Systems S.p.A. и Сербская компания Balkan Sylex DOO.

Galileo Vaccum Systems S.p.A. (Италия, г Прато )

Galileo Vacuum Systems S.p.A. - итальянская компания, специализирующаяся на создании оборудования для нанесения покрытий (металлизации) на различные поверхности. Уставный капитал компании 500 000 ЕВРО. Компания создана в форме Открытого акционерного общества в 1964 г.

Galileo Vacuum Systems S.p.A. имеет долгую историю развития технологии нанесения покрытий – еще в начале 1960-х компания одной из первых разработала станки с использованием рулонной («roll-to-roll») технологии непрерывной металлизации.

Galileo Vacuum Systems s.p.a. входит в тройку ведущих фирм-производителей металлизаторов в мире и имеет богатый опыт по разработке, внедрению и промышленному применению оборудования для нанесения покрытий в различных странах – более 300 установок металлизации от Galileo Vacuum Systems работают сегодня в мире на автопредприятиях, пищевых производствах, различных отраслевых компаниях. Базируясь на этих расчетах можно вычислить долю компании Galileo Vacuum Systems на мировом рынке металлизаторов, она составляет 45 %.

Galileo Vaccuum Systems s.p.a. (Италия) имеет представительства в США, Китае и России и агентскую сеть по всему миру.

Galileo Vacuum Systems имеет свой R&D центр и разработала, запатентовала дизайн и представила пилотный модуль Flexomet. В настоящий момент компания Galileo Vacuum Systems S.p.a. получила патенты на оборудование для селективного нанесения покрытия в вакууме в Европейском союзе, США, а также Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Одним из стратегическим направлений научных разработок компании последние годы является применение технологии Flexomet для изготовления RFID-антенн.

В настоящий момент оборудование полностью готово к производству RFID-антенн, образцы изделий прошли успешные испытания на применение в «пассивных» RFID-метках, работающих на частотах 868 МГц и 918 МГц.

В 2006 году в рамках реализации стратегии вертикальной интеграции вперед Galileo Vacuum Systems S.p.A. открывает в Сербии предприятие Balkan Sylex DOO.

Компания Balkan Sylex DOO. (Сербия, г. Белград)

Основной вид деятельности – производство металлизированной пленки. Наличие резательного станка, который может осуществлять резку не только металлизированной, но и прозрачной пленки для потребностей клиентов, и таким образом, позволяет предлагать клиентам полный ассортимент пленки (как металлизированной, так и прозрачной) исходя из его конкретных потребностей.

Компания поставляет продукцию в Европу (преимущественно балканские страны) и страны Индо-Китайского региона. Максимальная производственная мощность предприятия составляет 4 500 тонн металлизированной пленки в год.

    1. Анализ основных показателей деятельности компании


Наименование, адрес, дата государственной регистрации компании:

Закрытое акционерное общество “Галилео Нанотех”.

Дата образования: 11 августа 2009 года;

Юридический адрес: Россия, Московская область Сергиево Посадский район, г. Хотьково, ул. Заводская 1.

Уставный капитал компании составляет: 1 892 тыс. руб.

Компания имеет два акционера:

  1. ГК РОСНАНО (Россия), которой принадлежит 48,8 % (923,3 млн. руб. ) в Уставном капитала ЗАО “Галилео Нанотех”

  2. Компания CGII (Италия), которой принадлежит 51,2 % (968,7 млн. руб.) в Уставном капитале ЗАО “Галилео Нанотех”.

Корпоративная структура выстроена таким образом, что центр корпоративного управления всех дочерних предприятий находится в рамках юридического лица, созданного в форме Закрытого акционерного общества согласно законодательству Российской федерации – ЗАО “Галилео Нанотех”.

Органами управления компании ЗАО “Галилео Нанотех” (все Группы компания Галилео Нанотех) являются общее собрание акционеров, совет директоров (шесть человек), генеральный директор. Правление не создается.

Совет директоров ЗАО “Галилео Нанотех” будет являться ключевым органом управления как ЗАО “Галилео Нанотех” , так и ее дочерних компаний Galileo Vacuum Systems S.p.A. и Balkan Sylex DOO.

Представительство от Сторон в совете директоров: два члена совета директоров назначаются из числа кандидатур, предложенных ГК «Роснанотех», два члена совета директоров назначаются из числа кандидатур, предложенных СGII и два независимых директора. Компетенция совета директоров расширена по сравнению с компетенцией, установленной статьей 65 ФЗ «Об акционерных обществах». К компетенции совета директоров дополнительно будут отнесены, как минимум, следующие ключевые вопросы (извлечение из Устава Компании):

- увеличение уставного капитала путем проведения дополнительной эмиссии акций;

- одобрение бизнес-плана;

- одобрение ежеквартальных бюджетов (планов расходов и доходов) Общества и отчетов об их исполнении;

- одобрение заключения, изменения и расторжения договоров банковского счета с кредитными организациями, и утверждение их условий;

- одобрение сделок или серии взаимосвязанных сделок, размером более 500.000 евро;

- по приобретению, отчуждению или обременению недвижимого имущества;

- по получению и предоставлению займов, ссуд или кредитов;

- по предоставлению гарантий, поручительств, залога или гарантий возмещения убытков, выдаче векселей, сделок по изменению или прекращению предоставленных гарантий, поручительств, залога или гарантий возмещения убытков, а также иных сделок, направленных на обеспечение обязательств;

- по признанию иска или заключении мирового соглашения;

- по заключению договоров, связанных с приобретением, отчуждением или предоставлением в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности;

- осуществление Обществом части своих прав, возникающих из принадлежащих Обществу акций и (или) долей в уставном капитале иных юридических лиц;

- одобрение принципов ценообразования / торговли; стандартных условий.

Одобрение ключевых вопросов происходит путем собрания 75% голосов членов совета директоров (5 из 6).

Существующий портфель компании ЗАО “Галилео Нанотех”:

  1. оборудование для металлизации roll-to-roll

Оборудование для металлизации roll-to-roll представляет собой вакуумную установку для металлизации с рулонной подачей и приемкой. Данное оборудование позволяет наносить металлическое покрытие на различные гибкие поверхности - пластиковую пленку, бумагу, тканевую основу. Конечная продукция используется, в основном, для изготовления гибкой защитной упаковки для различных видов пищевых и непищевых продуктов.

  1. оборудование для металлизации Batch

Оборудование для металлизации Batch позволяет нанести тонкий слой металла на поверхность партии штучных пластиковых, металлических и стеклянных заготовок сложной формы. Нанесенное покрытие обладает лучшей коррозионной стойкостью в соответствии с международными стандартами. Наиболее типичные отрасли применения данной технологии – автомобильная промышленность (зеркала, рефлекторы фар, светоотражателей и указателей поворота, молдинги и эмблемы, а также прочие детали «под металл» в автомобилях), производство ламп и фонарей, электромагнетическая защита (EMI) в виде пластиковых защитных «конвертов» для электронной части компьютеров и других электронных устройств.

  1. оборудование для резки пленки

Оборудование для резки пленки - это оборудование для производства продукции следующего после металлизации передела. Данное оборудование начало производится относительно недавно – с 1995 года, менеджмент рассматривает производство и поставку данного оборудования как перспективное, так как позволяет предложить покупателю более комплексное удовлетворение его потребностей – набор, состоящий как из оборудования по металлизации, так и резательного оборудования. Однако за данный период не удалось наработать необходимых ключевых компетенций для успешной конкуренции и на данный момент конкуренты способны предложить оборудование такого типа с большими функциональными свойствами с относительно такой же ценой.

  1. сервисное обслуживание оборудования для металлизации и продажа запасных частей

Сервисное обслуживание оборудования для металлизации и продажа запасных частей представляет собой сопутствующую услугу, направленную на обеспечение более полного удовлетворения потребностей клиентов компании.

  1. производство и реализация металлизированной пленки

Производство и реализация металлизированной пленки, используемой для изготовления упаковки, отвечающей требованиям герметичности, влаго-, свето- и воздухонепроницаемой.

6) оказание услуг по резке пленки под формат клиентов

Оказание услуг по резке пленки под формат клиентов связано с двумя важными моментами. Во-первых, скорость работу оборудования металлизации примерно на 40 % меньше скорости работы резательного устройства. Таким, образом, если производить резку только металлизированной продукции возникают недогруженные мощности резательного устройства. Поэтому оказание резательных услуг позволяет догрузить неиспользованные мощности резательной машины. Во-вторых, клиенты, которые покупают металлизированную продукцию помимо данного вида продукции, заинтересованы в приобретении прозрачной пленки, которая имеет определенные размеры по продольной резке. Оказывая услуги по резке прозрачной пленке, компания за счет предоставления сопутствующей услуги повышает интерес к основному продукту – металлизированной пленке. Однако необходимо отметить низкий маржинальный доход по данной оказываемой услуге, который значительно меньше маржинального дохода по основной производимой продукции – металлизированной пленки и упаковки.

Первые четыре продукта компания производит на итальянском предприятии Galileo Vacuum Systems S.p.A.

Два последние продукта компания производит на предприятии в Сербии Balkan Syleх DOO.

Более детальный анализ текущего портфеля выпускаемой продукции и развитие данного портфеля на пятилетний горизонт будет произведен во второй главе.
Таблица 1.1

Среднегодовой объем выпускаемой продукции существующего портфеля на начало 2011 г.

Продукция

Производственная площадка

Среднегодовая выручка от реализации, ЕВРО

Доля в выручке, %

Маржинальная доходность, %

Маржинальный доход, ЕВРО

Доля продукта в совокупном маржинальном доходе, %

Roll-to-Rol металлизаторы

Galileo Vacuum Systems S.p.A. (Италия)

16 200 000

43%

25%

4 050 000

56%

Batch металлизаторы

Galileo Vacuum Systems S.p.A. (Италия)

2 800 000

7%

15%

420 000

6%

Резательно-перемоточные устройства.

Galileo Vacuum Systems S.p.A. (Италия)

1 080 000

3%

15%

162 000

2%

Сервис и поставка запасных частей

Galileo Vacuum Systems S.p.A. (Италия)

1 500 000

4%

50%

750 000

10%

Металлизированная пленка

Balkan Sylex DOO (Serbia)

10 080 000

27%

16%

1 612 800

22%

Резка прозрачной пленки.

Balkan Sylex DOO (Serbia)

6 000 000

16%

5%

300 000

4%

ИТОГО

 

37 660 000

 

19%

7 294 800

 

Как видно из таблицы 1.1 и рисунка 1 порядка 50 % в выручке от реализации текущего портфеля и более 60 % от всей прибыли текущего портфеля приходится на продажу оборудования – металлизаторов Roll to Roll и Batch. Таким образом, текущий профиль компании на данный момент времени имеет акцент на производство и продажу оборудования.

Стратегия развития портфеля ЗАО «Галилео Нанотех»

см. файл 03_Стратегия развития портфеля Галилео Нанотех.ppt


  1. Стратегия развития портфеля продуктов ФГУП «Космическая связь». Разработчик – Сухоруков Д.Л.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ.

    1. Краткая история компании

В 50-60 годах XX века признанными мировыми лидерами в области освоения космоса были СССР и США. В середине 60-х с появлением советского спутника «Молния» и американского «Telstar» началось стремительное развитие спутниковой связи во всем мире. За прошедшие годы в мире создано огромное число систем спутниковой связи и вещания, различных по функциям, обслуживаемым зонам, составу, емкости.

Уже в начале 60-х годов стала очевидна коммерческая целесообразность и жизненная необходимость создания спутников связи и телевизионного вещания. СССР стал первой страной, которая положила начало развитию непосредственного телевизионного вещания и использованию спутников на высокоэллиптической орбите для связи и вещания. В 1965 году начали действовать высокоэллиптические спутники связи серии "Молния", а в 1976 году был запущен первый в мире геостационарный спутник непосредственного телевизионного вещания "Экран-М".

В 1967 году на территории радиотехнического полигона Московского энергетического института в Подмосковье была установлена простейшая алюминиевая кабина К-40 с приемо-передающей аппаратурой. Для трансляции сигнала использовали смонтированную на полигоне антенну. 2 ноября 1967 года состоялся первый пробный сеанс спутниковой связи с Владивостоком. Сигнал центрального телевидения, полученный из "Останкино", был передан через спутник "Молния-1". Это был первый шаг в развитии спутниковой связи. 20 октября 1967 года через спутник "Молния-1" началась трансляция телерадиопрограмм системы "Орбита". Таким образом, в феврале 1968 года приказом Минсвязи СССР был образован "Союзный узел радиовещания и радиосвязи №9", который со временем стал головным государственным оператором космической группировки связных искусственных спутников земли Государственным предприятием "КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ" (ГПКС), а 19 апреля 2001 года ГПКС получило статус Федерального государственного унитарного предприятия.

История ГПКС неразрывно связана созданием отечественных спутников связи и вещания. В СССР приоритет был отдан созданию пилотируемых и научных космических аппаратов, поэтому первые отечественные геостационарные спутники связи заметно уступали по своим техническим параметрам зарубежным аналогам.

В 80-х годах практически были прекращены работы по развитию гражданской спутниковой группировки связи. Первый новый российский спутник связи и вещания "Экспресс" начал работать только через 15 лет после запуска первого "Горизонта".

В начале 90-х новая экономическая ситуация в стране способствовала тому, что предприятия оборонной промышленности предложили потребителям свои достижения на уровне мировых стандартов. Новый этап развития спутниковой связи и вещания в России в 90-х годах связан с использованием не только зарубежной ретрансляционной аппаратуры, но и с применением лучших достижений отечественных технологий в области приборостроения.

В 1998 году в рамках Федеральной космической программы России ГПКС заключило контракт с отечественным производителем космических аппаратов НПО ПМ на разработку и производство новых современных спутников серии "Экспресс-А" с улучшенными техническими параметрами, полезную нагрузку к которым обеспечивала французская фирма "Alcatel". В 2000 году на орбиту успешно были выведены два спутника этой серии, ставшие предвестниками разработки и реализации Программы по обновлению российской национальной спутниковой группировки.

    1. Анализ современного состояния компании

Наименование

Фирменное наименование Предприятия: на русском языке: полное - федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь»; сокращенное – ГПКС. На английском языке: полное - Federal State Unitary Enterprise «Russian Satellite Communications Company»; сокращенное – RSCC, «Russian Satellite Communications Company».

Место нахождения Предприятия 115162, город Москва, улица Шаболовка, дом 37.
Почтовый адрес: 119034, город Москва, Курсовой переулок, дом 12/5, строение 7.

Учредительным документом ГПКС является Устав (последняя редакция утверждена 25 августа 2008 года). Предприятие зарегистрировано Московской регистрационной палатой Правительства Москвы 2 января 1992 года в реестре предприятий города Москвы за номером 006.938.

Организационно-правовая форма, форма собственности, размер

Организационно-правовая форма – федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). В соответствии с действующим российским законодательством и Уставом предприятие является коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Собственником имущества предприятия является Российская Федерация, и все имущество принадлежит ГПКС на праве хозяйственного ведения. При этом ФГУП не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

По размеру бизнеса компания может быть отнесена к крупным.

Вопросы Corporate governance и Corporate management

Предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства связи. Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют Федеральное агентство связи и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с нормативными актами Правительства Российской Федерации.

С позиции собственника (Государства) в лице Федерального агентства связи ключевыми задачами, которые должно эффективно выполнять предприятия, являются организация каналов связи и вещания в интересах государственного управления (условно обозначим блок этих задач как «госзаказ»). К наиболее значимым направлениям работы ГПКС по линии госзаказа относятся:

  • распространение государственных телерадиопрограмм на всю территорию России и в мире,

  • удовлетворение потребностей специальных потребителей (в интересах Президента России, Правительства РФ, Министерства обороны, Службы внешней разведки, Центральной избирательной комиссии и других структур),

  • обеспечение подвижной президентской и правительственной связи,

  • участие в социально значимых и национальных проектах (ФЦП «Развитие телерадиовещания на 2009-2015 годы», проект спутникового широкополосного доступа и пр.).

ГПКС является стратегическим предприятием и играет важную роль в национальной экономике. Всего по состоянию на начало 2011 года порядка 30% спутникового ресурса ГПКС используется для выполнения государственных задач. С расширением географии национальных проектов и федеральных целевых программ, которые строятся на базе современных телекоммуникационных технологий, значение доступа к информационным ресурсам во всех точках страны через спутник будет только возрастать.

С позиции собственника ГПКС является:

федеральным государственным унитарным предприятием, основная задача которого максимально эффективно управлять вверенной ему государственной собственностью в виде спутников связи и вещания и наземных средств связи с извлечением коммерческой выгоды (целью деятельности предприятия, в соответствии с Уставом, является получение прибыли);

частью инфраструктуры, поддерживающей ключевые для жизнедеятельности страны системы общего пользования и обеспечивающей их функционирование и безопасность (таблица 1);

важным инструментом государственной политики, позволяющим решать комплексные социально-экономические задачи.

Таблица 1. Инфраструктурная роль ГПКС

Спутниковая инфраструктура

- предоставление услуг космической связи и вещания (более 80% внутреннего рынка);

- защита и использование орбитально-частнотного ресурса (12 стратегических орбитальных позиций на геостационарной дуге);

- управление, мониторинг спутников, в т.ч. и других операторов спутниковой связи

Высокотехнологичная инфраструктура

- координация работ, в т.ч. с участием зарубежных производителей, по созданию новых образцов космических аппаратов связи и вещания в рамках Федеральной космической программы до 2020 года;

- создание международной кооперации по оптимизации использования орбитально-частотного ресурса России созданию спутников в интересах третьих стран (проект «Казсат»);

- координация работ по созданию в России производства спутников следующих поколений .

Социальная инфраструктура

- создание около 1000 рабочих мест для специалистов, обслуживающих наземную инфраструктуру спутниковой связи (5 Центров космической связи ГПКС);

- обеспечение стабильными заказами в сфере высоких технологий кооперации производителей космической техники (свыше 700 предприятий России и за рубежом).

К важнейшим уникальным характеристикам ГПКС можно отнести то, что предприятие:

  • является транспортной средой в виде системы каналов спутниковой связи и вещания для предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг одновременно на больших территориях; обеспечение передачи телерадиовещания в пяти вещательных зонах России, иновещание;

  • является основой системной надежности - выполнение ГПКС системообразующих функций («оператор операторов»), уникальная система резервирования спутниковых и наземных каналов связи, позволяющая в рамках одной группировки практически бесперебойно предоставлять услуги связи при чрезвычайных ситуациях на геостационарной орбите или с использованием наземных комплексов управления и мониторинга;

  • выступает в качестве инструмента для освоения регионов - использование проектов ГПКС в России и за рубежом в качестве инфраструктурных узлов, создающих возможности для развития телекоммуникационных бизнесов в регионах;

  • обеспечивает устойчивое функционирование президентской и правительственной связи в L-диапазоне;

  • обеспечивает решение государственных задач по созданию и обеспечению работы систем специальной связи в интересах Президента России, Правительства России, Министерства обороны, Службы внешней разведки и других ведомств.

Таким образом, собственник ставит перед предприятием широкий круг ответственных задач, который требует от предприятия для их эффективного решения интенсивной работы всех без исключения подразделений и отвлекает ресурсы компании от коммерчески привлекательных проектов. В странах развитой рыночной экономики участие в госзаказе гарантирует компании «счастливое» будущее и уверенность в завтрашнем дне – государственные проекты отличаются стабильной рентабельностью, маржинальностью не ниже рыночного уровня на длительном временном промежутке, и сравнительно низкими рисками. Российская действительность отличается от западной – участие в государственных проектах, которое накладывает серьезные обязательства и ограничения на исполнителя, не повышает финансовой устойчивости бизнеса, не гарантирует получение рыночной прибыли в средне- и долгосрочном периоде (это связано с особенностями распределения бюджетных средств, инфляционными процессами), но при этом сопряжено с дополнительными транзакционными издержками.

Стратегии развития компании характерен «дуализм». Можно с высокой вероятностью предполагать, что специфика деятельности Предприятия и впредь будет определяется наличием двух основных векторов: необходимостью решения государственных задач с одновременным требованием обеспечения роста стоимости Предприятия и получения прибыли.

При этом, успешность работы менеджмента ГПКС, естественно, оценивается, в том числе, и по финансовым результатам деятельности компании, показанным в отчетном периоде. При прочих равных условиях давление со стороны государственных органов не всегда положительно сказывается на финансовых показателях работы ГПКС.

Вместе с тем, следует отчетливо понимать, что государство является неэффективным собственником с позиции бизнеса, т.к. фактически происходит потеря носителя собственности (им де-факто выступает чиновник, интересы которого далеко не всегда совпадают с интересами государства). Единственный путь развития ФГУП’ов – приватизация. Трансформация организационно правовой формы госпредприятий в ОАО «разрубает гордиев узел» - устраняет неэффективность собственника и открывает перед организацией новые горизонты в разработке и реализации инвестиционных стратегий (привлечение более доступных заемных ресурсов и, самое главное, средств акционеров). Неоднократные публичные выступления первых лиц страны подтверждают этот тезис – планы по приватизации государственных компаний и ФГУП’ов не теряют своей актуальности.

Среднегодовой объем продукции

Выручка от реализации услуг за 2010 год превысила 6,8 млрд. рублей, увеличившись по отношению к 2009 году на 14% (показатель вырос более чем в два раза за последние пять лет).

Численность основного и вспомогательного персонала

Среднесписочная численность сотрудников ГПКС на начало 2011 года составляет около 750 человек. Соотношение основного (инженерного и административного) персонала и вспомогательного составляет примерно 2 к 1. Среднемесячный уровень оплаты соответствует среднерыночным показателям.

Мощности организации, их загруженность

Текущая ресурсная база ГПКС включает более 250 эквивалентных транспондеров2 без учета транспондеров L-диапазона. Общая пропускная способность группировки – порядка 10 тысяч МГц. Космические аппараты работают в C-, Ku- и L- диапазонах частот. Уровень загрузки спутниковой группировки составляет 72% (с учетом космических аппаратов, находящихся в аварийном состоянии). По ключевым спутникам загрузка превышает 90% (при нормальном общемировом уровне 75-80%).

Действующая организационная структура

Организационная структура компании носит линейно-функциональный характер, она представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Действующая организационная структура

Руководители структурных подразделений, а также директора филиалов (выполняющих функции технологических центров космической связи) напрямую подчиняются Генеральному директору, решение всех стратегических и большинства важных вопросов находится в компетенции первого лица компании, который фактически выполняет роль CEO (исполнительный директор). Процедуры взаимодействия и регламенты мало формализованы (за исключением регламента предоставления услуг и положения о договорной работе). Сфера ответственности и полномочия каждого линейного руководителя, положения о структурных подразделениях и штатных единицах формализованы должностными инструкциями.

Стратегические решения в компании принимаются непосредственно Генеральным Директором, но существует консультирующий орган в лице специалистов научно–технического совета, который собирается на регулярной основе. На его повестку выносятся ключевые вопросы развития ГПКС (в разрезе технической политики). Роль высшего руководства в выработке стратегии предприятия очень велика, руководство стратегическим процессом происходит сверху.

В связи с растущей ролью инновационных процессов в деятельности ГПКС, в настоящее время осуществляется совершенствование оргструктуры (в т.ч. создается самостоятельное структурное подразделение Департамент инфокоммуникационных технологий и мультимедийных услуг, отвечающее за создание мультимедийной платформы, а также прорабатывается возможность сформировать службу, ответственную за инновационное развитие).

Представляется целесообразным при выработке стратегии развития компании учесть необходимость создания постоянно действующего самостоятельного подразделения с прямым подчинением Генеральному директору, в компетенции которого будут входить вопросы стратегического развития предприятия (таким подразделением может стать «отдел стратегического планирования» или «группа по стратегическому анализу» при Генеральном директору).

Основные характеристики существующей стратегии:

В ГПКС отсутствует формализованная и утвержденная стратегия развития. План деятельности предприятия и бюджет ежегодно утверждается Федеральным агентством связи, эти документы в некоторых частях имеют стратегические черты.

Первая попытка сформулировать миссию компании была предпринята в 2010 году:

«Укрепление позиций Предприятия на российском и международном рынках услуг спутниковой связи и вещания на основе использования возможностей российской спутниковой группировки при соблюдении интересов Российской Федерации в космической сфере, повышение эффективности производственной деятельности для обеспечения инновационного развития Предприятия и социальной защищенности сотрудников».

Предложенная редакция была разработана для программы деятельности предприятия и одобрена представителем собственника. В этом документе также были сформулированы ценности ГПКС и принципы менеджмента:

Ценности ГПКС:

  • самая большая в России группировка геостационарных спутников связи и вещания, сеть телепортов и волоконно-оптических линий связи.

  • рациональное освоение орбитально-частотного ресурса России и его использование для развития инфраструктуры конкурентоспособных услуг связи на всей территории России в целях роста экономики и повышения благосостояния общества.

  • команда первоклассных специалистов. Справедливое вознаграждение и возможности развития сотрудников, командный дух, самовыражение и реализация потенциала каждого специалиста.

  • налаженные многолетние отношения с крупнейшими клиентами и якорными заказчиками на отечественном рынке, репутация надежного партнера.

Основные принципы менеджмента ГПКС:

  • Менеджмент ГПКС в ходе осуществления деятельности руководствуется следующими принципами:

  • Обеспечение надежности и безопасности спутниковых систем связи при формировании технической политики и принятии проектных и оперативных решений;

  • Ориентация на экономическую эффективность при принятии бизнес решений;

  • Стремление к совершенству во всех аспектах деятельности: использование лучших практик в сфере технологий, управления и делового оборота, а также сохранение преемственности достижений и наработок;

  • Социальная ответственность предприятия, осмотрительное и бережное использование орбитально-частотного ресурса, повышение доступности космического пространства для будущих поколений;

  • Прозрачность действий и преобразований на Предприятии для курирующих его деятельность государственных учреждений, а также обеспечение возможности принятия ими решений, касающихся их прав и интересов;

  • Ориентация на передовые достижения отраслевой науки и инновационных технологий.

Стратегия развития портфеля ФГП «Космическая связь» – см. файл 04_Стратегия развития портфеля ФГП «Космическая связь».pptx

1

 Более подробно об этих проблемах см.: Шамов А.А. Стратегический менеджмент: обучение на основе формирования инновационного портфеля продукции компании, ж.«Бизнес-образование», №(30) 2011, стр.113-126.






2

 Транспондер (ствол) – часть приемо-передающей аппаратуры бортового ретранслятора, работающая в определенной полосе частот выделенного для данной спутниковой службы диапазона частот. Единица измерения спутникового орбитально-частотного ресурса. В коммерческой практике принято приводить транспондеры к эквиваленту 36 МГц. Здесь и далее речь идет об эквивалентных транспондерах.
Бортовой ретранслятор - радиотехническое оборудование, установленное на борту космического аппарата и предназначенное для приема, преобразования и передачи сигналов



Скачать файл (41.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации