Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Доклад - Оптимизация детско-родительских отношений - файл n1.doc


Доклад - Оптимизация детско-родительских отношений
скачать (98.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc99kb.27.12.2012 11:03скачать


n1.doc



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
«ОПТИМИЗАЦИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Педагог-психолог

Е.В. Прикс

г. Зима

2007г.

ВВЕДЕНИЕ
А.Н. Острогорский писал, что «родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно и ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». Из этих слов видно, что сила воздействия семьи на человека огромна, а все заложенное в детстве – прочно и устойчиво.

Но, к сожалению, многие родители стали все больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывают все свои заботы на государственные учреждения, подменяя воспитание ложной любовью или страхом за ребенка, желанием посытнее накормить, получше приодеть, задабривают подарками. Вот и растут дети бездуховными, недобрыми, черствыми, завистливыми, ленивыми, а подчас и жестокими.

Особенно важной является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов.

Именно поэтому проблема формирования гуманных отношений в обществе, особенно детско-родительских отношений, весьма ценна и значима. Необходимо поднять ответственность родителей за воспитание детей. Не случайно еще В.А.Сухомлинский был твердо убежден в том, что «воспитание детей надо начинать с родителей, ведь именное они должны стать лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, коллегами в едином деле воспитания.
ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СЕМЬЯХ.
Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы. Происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплескивают на тех, «кто под руку попадется», чаще всего – на детей, особенно на дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на их психологическом здоровье.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает культ жестокости, существующий в современном обществе. Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45 – 49% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны своих родителей.

В наши дни ребенок растет и формируется не только под влиянием родителей, но и общества в целом. Сегодня кино, телевидение, компьютеры нередко целиком заменяют родителей, и результаты такого «воспитания» не всегда легко предусмотреть или исправить. К сожалению, по количеству сцен насилия и жестокости отечественное кино и телевидение уже догнали западное. А если добавить к этому обилие сообщений о катастрофах, авариях, стихийных бедствиях и террористических актах, в результате которых гибнут люди, можно представить, каким слабым и незащищенным чувствует себя растущий человек.

Для многих современных родителей в последнее время характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя. Попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка, некоторые родители испытывают растерянность, страх, желание переложить ответственность на супруга. По отношению к своим детям родители часто бывают грубыми, несдержанными и крикливыми. Почти половина отцов считают себя неподготовленными к роли главы семьи и рады переложить эту обязанность на супругу.

В своей книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» А.С. Спиваковская выделила следующие типы неблагополучных семей:

    1. «Семья – санаторий»

Для данной семьи характерна мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

    1. «Семья – крепость»

В такой семье родители стараются поступать всегда правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания на собственных внутренних переживаниях, что приводит к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

    1. «Семья – третий лишний»

Значимыми в этой семье являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Наблюдения показывают, что характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:

  • особенности личности родителей (экстраверты – интроверты, уверенные – неуверенные, тревожные) и формы их поведения (эмоциональное включение или отвержение);

  • особенности личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности) и формы его поведения (адекватность - неадекватность);

  • психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей;

  • нравственно-эмоциональная атмосфера в семье;

  • средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;

  • степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

  • учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения в семье.

Эффективность воспитательного воздействия на ребенка включает следующие моменты:

- время реакции родителей (одобрение или наказание гораздо более эффективны, если являются немедленными);

- последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели);

- качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или порицание имеют больший успех, если родителей любят и уважают);

- баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);

- последовательное проведение воспитательных мер.

На данное время не всякая семья имеет положительный опыт воспитания. Зачастую именно неумение родителей создать для своего ребенка обстановку, способствующую его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии и жестокости.

Воспитание – это не только наука, но и искусство, овладение которым за короткий срок невозможно. Благополучию ребенка в семье способствует такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих "без присмотра", возросло.

Для многих детей все труднее становится взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

С точки зрения А.С. Спиваковской, «родительское отношение» - целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностичность. Поэтому структура родительского отношения представляет собой совокупность трех компонентов:

  • представления родителей о ребенке;

  • отношение родителей к ребенку;

  • характер взаимоотношений родителей с ребенком.

При этом необходимо учитывать, что родительское отношение - подвижное образование, которое может меняться под воздействием различных факторов.

Практика показывает, что многие родители не могут понять причин недовольства собственными детьми, не способны самостоятельно решить возникающие проблемы, имеют низкую психологическую культуру. Поэтому необходима целостная система помощи родителям, направленная на коррекцию детско-родительских отношений, разъяснение родителям особенностей возрастного развития детей, их индивидуальных особенностей, причин собственного недовольства своим ребенком или агрессии к нему.

ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
В наши дни школа - наиглавнейший советчик и помощник семьи, поэтому основными целями работы с родителями являются:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями;

  • вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Одним из существенных аспектов психологического сопровождения является просвещение родителей, ознакомление их со способами правильного общения с детьми, применение полученных знаний на практике.

Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний, семинаров, лекториев, консультирования.

Лекции способствуют расширению, углублению знаний о воспитании детей: «Возрастные особенности школьников», «Особенности развития детей с разным типом мышления», «В первый раз в первый класс», «Почему дети лгут», «Пятиклассники и их адаптация» и другие.

Активно используются такие формы работы с родителями, как дискуссии, “круглые столы” по проблеме, деловые игры.

С целью оказания помощи детям и родителям в развитии личности, открыть им искусство достижения внутренней гармонии и уравновешенности, проводятся уроки-тренинги, на которых дети и родители получают возможность пообщаться, приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с ним: «Садимся делать уроки», «Общение в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», «Глаза в глаза» и другие.

Работа детско-родительских групп важна и необходима. В ходе таких встреч организуется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми, родителями и учителями, в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога, как активные субъекты совместной творческой деятельности. В результате они получают возможность лучше узнать друг друга, взглянуть друг на друга по-новому, учатся понимать и принимать друг друга, становятся ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут перевоплотиться, попробовать себя в новой роли (дети в роли родителей и учителей, родители в роли детей и учителей, учителя в роли детей и родителей), прочувствовать, пережить своеобразие этой роли, получив, таким образом, новый эмоциональный опыт, расширив границы собственного знания.

Детей важно учить ответственности за свою позицию в семейных отношениях, способам установления контакта в различных ситуациях общения (благоприятных и конфликтных), навыкам эффективного поведения. У взрослых же в результате таких занятий формируется мотив для личностной работы. Ведь путь к сердцу ребенка проходит через тайники нашей собственной личности. Доверие к себе рождает доверие к своему ребенку.

На занятиях формируется такое пространство, где участники группы, выходя из привычных семейных условий, попадают в другие, созданные особым образом, где родители и дети могут по–новому взглянуть на свои отношения, поменяться местами, говорить о своих чувствах и чувствах партнера, на равных вести разговор об ответственности и подойти к самым сокровенным вопросам доверия.

В этих особых условиях, через телесно–ориентированные упражнения, игру, метафору, притчу, моделирование ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают знания по психологии, имеют возможность здесь же актуализировать знания, научиться навыкам эффективного общения.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ.
Если рассматривать работу с родителями как один из важнейших аспектов школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей, то в ней нужно выделить две области взаимодействия с родителями: групповую и индивидуальную работу. Остановимся на групповой, определим ее цели и задачи.

Мы полагаем, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых (психологов и родителей) в его отношении. Понятно, что согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе можно вызвать ситуацию, представленную в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука». По-другому ее можно описать на примере сложения векторов, направленных в разные стороны.

Встает вопрос: в чем причина возможной несогласованности. Почему родители, нередко действуют противоположно педагогам и психологам? Почему они, желая ребенку только самое хорошее, действуют ему во вред, приводят к существенным нарушениям его развития и противоречат воспитательным воздействиям психологов и педагогов?

Причины могут быть разными.

Прежде всего, нужно отметить недостаток или полное отсутствие знаний у родителей о закономерностях развития ребенка, о трудностях, которые могут появиться по мере его роста и взросления, поскольку в популярной литературе для родителей такие знания в России практически не представлены.

Следующее, что стоит упомянуть – это недостаточная осознанность, а порой и стихийность воспитательных воздействий родителей, которые чаще всего воспитывают ребенка так же как воспитывали их самих, либо пытаются это делать полностью противоположным образом. Однако быстрая смена социально-экономических условий в стране зачастую делает такое воспитание абсолютно неэффективным. В особенности это касается людей с высоким статусом и уровнем дохода, у которых отсутствует опыт воспитания детей в новых условиях.

Необходимо также иметь в виду, что во взаимодействии с ребенком у родителя могут актуализироваться собственные проблемные зоны, что вызывает, к примеру, такое распространенное явление как рассмотрение школьных результатов ребенка в качестве зеркала собственной успешности.

И, наконец, нужно назвать односторонность их взгляда на ребенка. Родители наблюдают ребенка только в семье, а в школе он может проявляться по-другому, иногда противоположно домашнему поведению. Поэтому для родителей столь важно принимать участие в работе по созданию вокруг него общего педагогического «поля». Но это не менее необходимо и для сотрудников школы. У психологов, к примеру, может присутствовать излишне теоретизированное представление о путях развития ребенка. Кроме того, им недостает знаний о проявлениях ребенка вне школы. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать ему более эффективную поддержку.

Исходя из этого, можно выделить задачи работы с родителями

- согласование ценностных основ воспитания ребенка, т.е. определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

- согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, т.е. определение того, какие проявления считать проблемными, и к каким следует стремиться, «прорисовывание» образа желаемого ребенка;

- согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, т.е. определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать на ребенка дома, кому и как в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Однако, говоря о согласовании воздействий на ребенка со стороны родителей и психологов, следует признать, что активной стороной здесь является последний. Психолог организует взаимодействие с родителями и предлагает им для освоения свое информационное «поле», в котором представлены различные аспекты возрастной, педагогической, практической психологии, представляющие интерес и ценность для родителей.

Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы.

Первый - обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Психологическая работа как неизвестная родителям может вызвать у них страх неопределенности, страх нового. А, как известно, страх изменений у современных россиян и так выражен достаточно сильно. Поэтому поначалу взаимодействие должно быть организовано через знакомые понятные родителям формы. «Если родитель отказывается от взаимодействия с психологом, у него есть на это причины».

Второй - это открытость или конгруэнтность психолога и умение избежать негативного переноса в отношении родителей. Это означает, что психолог осознает и принимает свои истинные чувства, поэтому может быть открытым в отношении родителей. А возникающие у себя чувства обиды, раздражения, злости, страха в отношении родителей умеет исключать из процесса взаимодействия. Поэтому он и дает им право скептически относиться к его советам, право иметь и проявлять в отношении психолога различные чувства. «Если родитель испытывает в отношении психолога негативные чувства, это не означает, что он конченный человек».

Третий - необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами. Как уже говорилось, большинство родителей не знают ничего о роли психолога и его возможностях. Поэтому может возникнуть либо страх взаимодействия - вдруг психолог увидит то, что не хотелось бы, либо недооценка его значимости, но и в том и в другом случае стремление избежать его.

Мотивирование необходимо еще и потому, что взаимодействие с психологом может актуализировать у родителей собственные внутриличностные конфликты. Поэтому у них мотивация к взаимодействию должна быть сильнее собственного сопротивления к работе. «Если родитель не приходит на встречу к психологу - это означает, что его неправильно позвали».

Опираясь на рассмотренные принципы, мы считаем, что нужно начинать работу, используя методы, в которых от родителей требуется минимальная активность, используя знакомые им формы.

Информационные методы


Информационные тексты.

Информационные тексты представляют собой какую-либо информацию, которая могла бы быть полезной родителям. Они дают возможность им не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Они должны быть достаточно краткими и написаны понятным языком. В названия текстов должны быть включены знакомые родителям слова. Тексты могут быть представлены на стендах для родителей или на бумажных вклейках в дневники учащихся. Их можно также раздавать родителям на собраниях.

Устные информационные сообщения.

Они представляют собой достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания, т.е. знакомого и безопасного для родителей школьного мероприятия. Они также как информационные сообщения дают возможность родителям не только получить полезную информацию, но и осознать собственную родительскую позицию. Помимо этого через них происходит привыкание родителей к наличию в их жизни психолога как значимого лица.

Мы полагаем, что психологу нужно предлагать свои выступления на каждое собрание, проводимое в классе, в параллели или в школе в целом, причем просить организаторов собрания, чтобы сообщение было либо в начале, либо в его середине. Нам представляется, что сообщение нужно тщательно готовить, начав с того, что задать себе самому вопрос, с чем (какими мыслями или чувствами) должны уйти родители с собрания. А после этого подумать о содержании сообщения, которое позволит точнее реализовать его цель.

Когда содержание сообщения будет определено, нужно «украсить» его эмоциональными примерами, которые привлекут внимание родителей. Можно сказать, что «примеры» играют в выступлении роль красивой обертки, без которой никто не согласится купить даже самую вкусную конфету.

Если у психолога небольшой опыт публичных выступлений, стоит произвести репетиции перед зеркалом, обратив внимание на собственную позу и жесты, которые должны быть открытыми.
Информационные лекции.

Они представляют собой лекции, в которых представлена более подробная информация о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на пути развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей, чем предъявляемая на родительских собраниях. Поэтому они не только расширяют информационное поле родителей, но активно побуждают их к рефлексии собственной родительской позиции.

Для их проведения необходимо специально приглашать родителей, и в этом их принципиальное отличие от сообщений, проводимых на родительских собраниях. Поэтому повышается ответственность психолога за ее проведение.

Проблемные методы.

Рассмотрим группу методов, которую назвали проблемными. Главная их задача - не столько информирование родителей, сколько побуждение к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, ранее не привычных способов воздействия. Мы считаем, что удобно для решения этой задачи опираться на работы в области психологии обучения, которые рассматривают использование проблемных ситуаций для повышения эффективности учебного процесса.

Под проблемной ситуацией понимается наличие у человека внутренней потребностей к получению новых знаний, открытию новых способов действия, что является начальным моментом, источником творческого мышления.

Можно предположить, что включение родителей в проблемные методы поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда эффективных стереотипов воздействий, а подойти в воспитании ребенка как к процессу творчества. И тогда в любой возникшей трудной ситуации родители смогут самостоятельно найти пути для ее творческого преодоления. Поэтому не столь важно, чтобы родители принимали участие именно в тех встречах, темы которых для них актуальны. Главное, чтобы они получали опыт творческого разрешения проблемных ситуаций.

Проблемные лекции


Это лекции, которые посвящены определенным вопросам детства, достаточно распространенным и поэтому значимым для родителей. В отличие от рассмотренных ранее письменных и устных информационных сообщений они полезны и психологам, которые могут получить некоторую обратную связь, т.е. мнение родителей по тем или иным значимым темам. Они проводятся в форме лекции-диалога, т.е. сообщении определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей.
Круглый стол с «рамкой».

Это метод, который позволяет не только создать проблемную ситуацию у родителей, но дать проявить активность тем, кто хочет этого делать. В тоже время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию слушателя. Поэтому мы считаем этот метод проблемным, но более активным, чем проблемные лекции.

Круглый стол - это встреча родителей одного класса, которым для обсуждения предлагается какая-либо тема, значимая для класса. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», т.е. ряд заданий и вопросов.

Круглый стол в отличие от ранее рассмотренных форм дают возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей. Для многих родителей важна возможность высказаться, т.е. рассказать о трудностях взаимодействия с ребенком. Для других - интересно сравнить проявления других учащихся с проявлениями своего, что дает им возможность по-новому оценить его, увидеть какие-либо незнакомые ранее аспекты.

Активные методы.

Активными будем называть такие методы, которые обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их внешние действия. Данное определение опирается на понимание активности как способа самовыражения личности (К.А. Абульханова-Славская), т.е. внешнего проявления внутренних потребностей, отношений, способностей.

Важно отметить, что это тот способ самовыражения, при котором обеспечивается или сохраняется субъектность личности. Поэтому активные методы должны побуждать самовыражение участников, создавать условия для этого, но позволять участникам реализовывать его в комфортных для себя формах и содержании.

В современной школе, по нашему мнению, можно реализовывать такие активные методы как детско-родительские мероприятия и тренинги для родителей.

Детско-родительские мероприятия.

Детско-родительские мероприятия необходимы при каждом переходе ребенка в новую возрастную группу, когда они получают возможность и желание общаться с окружающими по-новому из более взрослой позиции, а родители по разным причинам сохраняют с ними более детский стиль взаимодействия.

Однако, если стремление ребенка общаться по-новому не находит своей реализации, то возможными становятся формализация отношений, снижение уровня доверия или же « остановка» ребенка на детской инфантильной позиции. И здесь могут помочь детско-родительские мероприятия.

Отметим, что под возрастной группой мы не имеем в виду тот или иной возрастной период: младший школьный возраст, подростковый, а тот отрезок возраста, в течение которого значительно меняется содержание общения: основные темы, вопросы, самостоятельность мышления.

Детско-родительские мероприятия проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. Можно включать в команды и педагогов. Тогда эффективность игры только увеличится.

Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другими взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важным является дать возможность родителям увидеть других детей класса, чтобы понять место своего ребенка среди них. А также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери

Тренинги.

Определим общие задачи тренинга. Это можно сделать, вспомнив задачи детско-родительских мероприятий - показать возможности ребенка в общении, его актуальные вопросы. Тогда цель тренинга можно определить как обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. Удобно определить и задачи тренинга, опираясь на их структуру, предложенную И. Вачковым. Это задача мотивирования и формирования позитивного отношения к тренингу, задача формирования системы представлений участников в сфере общения с детьми и задача формирования конкретных умений.

Понятно, что первая задача является наиболее сложной. Поэтому проведение тренинга не всегда возможно. Для большинства родителей это совершенно незнакомая по жизненному опыту деятельность, даже само слово «тренинг», как правило, им неизвестно. Они не знают, зачем он им нужен, чего от него можно ожидать. Они не знают его правил: посадка в кругу, свободный обмен чувствами. Они не имеют опыта такой посадки и такого обмена. Более того, предлагаемая на тренинге деятельность не только незнакома, но и противоречит имеющимся у родителей стереотипам взаимодействия. Поэтому та же посадка в кругу вызовет у многих чувство незащищенности, страх и возможно агрессию в отношении ведущего. Агрессия может не проявиться на самом тренинге, т.е. родитель покорно исполнит все необходимые правила, но сильные негативные чувства в отношении психолога могут остаться надолго. Понятно, что больше на встречи с психологом такой родитель не придет. Поэтому прежде чем принимать решение о проведении тренинга, необходимо подумать, зачем для данной группы родителей необходим именно тренинг, какие преимущества он может дать и сможем ли мы создать ситуацию, в которой мотив к участию будет сильнее сопротивления.


ЛИТЕРАТУРА

  1. П.Ф. Лесгафт. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М., 1991.

  2. Рабочая книга школьного психолога /под. ред. И.В.Дубровиной. – М., Просвещение, 1991.

  3. Родительский лекторий: 5 – 11 классы /сост. Л.В. Бударникова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Н.Ю. Синягина. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений - М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2005.






Скачать файл (98.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации