Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Занятие с родителями Оптимизация детско-родительских отношений - файл n1.doc


Занятие с родителями Оптимизация детско-родительских отношений
скачать (87.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc88kb.27.12.2012 11:03скачать


n1.doc

Занятие с родителями «Оптимизация детско-родительских отношений».

Прикс Е.В., педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» Иркутская обл. г.Зима 2007г.
Цели:

  1. сплочение родительского коллектива;

  2. создание доброжелательной атмосферы в группе.

  3. ознакомление с особенностями подросткового возраста и особенностями развития детей;

  4. оптимизация детско-родительских отношений.

Форма: тренинг.

Оформление и оснащение кабинета: парты расположены в форме круга, магнитофон с аудиозаписями спокойной, классической музыки. (Музыка может звучать в течение всего собрания.) Талисман: мяч, мягкая игрушка или др.

Подготовка:

  1. Анкетирование детей «Кто для нас наши родители?»

  2. Анкетирование родителей «Педагогический потенциал семьи»

  3. Анкетирование родителей «В чем заключается родительский успех?»



Ход собрания.

Постановка целей родительского собрания.
Упражнение «Представление»


План представления (написан на доске):

Мои увлечения.

Моя семья.

Моя работа.

Интересные моменты моей жизни.

Я могу назвать себя…

Мои ожидания.

Мои опасения.

Вступительное слово психолога

Вы все, - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!» Сегодня мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Упражнение-игра Разминка.

Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение «Каруселька».

Инструкция тренера: «Сейчас в течение 1 минуты вы будете говорить партнеру о том, что вы цените в себе, как в родителе. Задача партнера – молча слушать вас. Затем партнер в течение минуты расскажет вам о своих ценных родительских качествах. После этого те, кто стоит во внешнем кругу, сделают шаг вправо, окажутся перед новым партнером, и упражнение начнется сначала».

Можно сделать 3–4 перемены партнеров, а затем, посадив участников в общий круг, попросить их поделиться чувствами, которые они испытывали во время выполнения упражнения. Многие говорят о смущении и неловкости, поэтому далее в групповой дискуссии полезно обсудить вопросы о самоценности и самоуважении родителей, а также о приемах и методах формирования высокой самооценки у детей.

Осознание родительских установок.

«На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».

Упражнение «Родительские установки».

Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки?

Как бы они закончили следующие предложения:

«Дети плохо себя ведут, потому что...»,

«Непослушный ребенок-это...»,

«Родители должны...»?

Упражнение «Дипломатический прием».

Цель: создать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении.

Участники встают в круг и рассчитываются на «первый - второй».

Все «первые» номера приобретают в игре статус «иностранных гостей», «вторые» номера - дипломатические работники.

Задается такой сценарий: «Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы».

Члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. Время строго фиксируется (по 2 минуты – поменялись ролями).

Обсуждение:

- В какой роли вам приятнее было находиться и почему?

- Хотелось ли вам в этой роли конфликтовать или устраивать скандалы?

- Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее и теплое внимание?

- О чем вы говорили?

- В разговоре вам было свободно, или вы были смущены чем-либо?

Беседа об особенностях подросткового возраста. Индивидуально-психологические особенности подростков данного класса.

В подростковом возрасте дети напоминают тех самых иностранных гостей, в роли которых вы сейчас побывали. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить усилия, окружить их заботой и вниманием.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. У подростка изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание.

Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения «Кто он?». Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя «не ребенком», но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера.

Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, «пропадают» где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выставляйся, будь таким, как все». А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями.

Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив.

Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы.

Заклятия – негативные определения типа: «Ты – грязнуля! Болван! Тупица! Ты ужасный ребенок!» и т.д.

Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: «Чтоб ты провалился! Нам было бы намного лучше без тебя! Почему ты не можешь быть человеком!».

Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: «Из тебя ничего толкового не выйдет! Тюрьма по тебе плачет! Ты никогда ничего не достигнешь! Ты никогда не станешь настоящим мужчиной! Будешь Бомжом!».

Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: «Не умничай! Не сердись! Не думай о… Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!».

Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в русском языке есть поговорка «Слово, да не мимо идет!» Возможно, вы знаете и такие строки: «Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести!»

Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!

А для того, чтобы почувствовать силу слова, выполним следующее упражнение.

Упражнение «Сила слова». Выполняется в парах.

Запишите 3 предложения, каждое из которых будет начинаться со слов «Я должен (должна)». Поговорите их в парах. (После того, как все в парах проговорили свои предложения, следует инструкция.) А сейчас замените слова «Я должен» словами «Мне нравится», все остальное предложение при этом оставив без изменения. (Далее следует рефлексия).

Подведем итог вышесказанному. За что и против чего ведет борьбу ребенок в подростковом возрасте?

Прежде всего:

  • за то, чтобы перестать быть ребенком;

  • за прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность;

  • за утверждение своего статуса среди сверстников;

  • против замечаний, обсуждений его личностных особенностей, внешности, стремления казаться взрослым.

Работа с родителями по результатам проведенных методик.

Каждый родитель получает индивидуально-психологическую карту своего ребенка, где внесены данные методик.

Что же является самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Думаю, что, во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

На доске запись: ЛЮБОВЬ — ДОВЕРИЕ— ПОНИМАНИЕ — ПОДДЕРЖКА

Обсуждение результатов анкетирования.

По желанию родителей могут быть проведены индивидуальные консультации по вопросам проведенного исследования.

В завершение родительского собрания раздаются памятки.

Заключительное слово психолога

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Предлагаю завершить наш родительский ринг словами философа А. Шопенгауэра: «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое».

Мы с вами проделали большую работу. Поделитесь впечатлениями. Насколько полезно было то, что мы делали. Что  получилось удачно, а что стоило сделать иначе. Что важного для себя вы узнали.

Рефлексия

Получение обратной связи от всех присутствующих на собрании.

По кругу передается талисман, каждый участник делится своими мыслями, впечатлениями, открытиями, делает выводы, дает советы… Могут высказываться предложения.

– Назовите самое важное, что вы вынесли из сегодняшней встречи.

– Какие шаги для изменения ваших взаимоотношений с ребенком вы намерены предпринять между нынешней встречей и следующей?

– Довольны ли вы степенью своего участия в работе группы?

Поделитесь, насколько полезной для вас оказалась эта встреча?

Я узнал, что…
Новым для меня стало то, что…

Я убедился, что…

Сегодняшняя встреча помогла мне…

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.
Приложение

Советы родителям:

  • Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.

  • Объединяйтесь со своими. Семья – это частная республика. Все должно делаться сообща: домашние поделки, мытье посуды, покупки, уборка, выбор развлечений.

  • Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

  • Выражайте недовольство действиями ребенка, но не ребенком.

  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.

  • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  • Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



  • Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне;

  • Не использовать ярлыки;

  • Помочь ребенку найти компромисс души и тела;

  • Познакомить подростка с устройством и функционированием организма;

  • Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее;

  • В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого;

  • Не перегружать подростка опекой и контролем;

  • Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги);

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.


Анкетирование детей «Кто для нас наши родители?»

  1. С какого возраста человек становится самостоятельным?

  2. Имеешь ли ты право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей?

  3. Понимают ли тебя папа и мама?

  4. Всегда ли справедливы к тебе родители?

  5. С кем из родителей ты наиболее близок?

  6. Есть ли у тебя долг перед родителями? В чем он заключается?

  7. Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил в своей семье?

  8. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей?


Анкетирование родителей «Педагогический потенциал семьи».

  1. Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?

  1. Хорошей организации быта.

  2. Радости общения.

  3. Покоя, защищенности.

  1. Что в наибольшей степени заботит Вас в вашей семье?

  1. Здоровье детей.

  2. Хорошая учеба.

  3. Трудовое участие детей в жизни семьи.

  1. Одинок ли Ваш ребенок в семье?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

  1. Быть материально обеспеченным человеком.

  2. Встретить любовь.

  3. Иметь много друзей.

  4. Реализовать свои интеллектуальные возможности.

  1. Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Есть ли у Вашего ребенка секреты от своей семьи?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Что для Вашего ребенка вечер дома?

  1. Радость общения.

  2. Возможность быть самим собой.

  3. Другое.


Анкетирование родителей «В чем заключается родительский успех?»

  1. Воспитание ребенка для меня – это …

  2. Согласуются ли в Вашей семье взгляды на воспитание ребенка?

  3. Я только тогда могу воспитывать ребенка, когда …

  4. Личный пример родителей – это …

  5. Хорошее поведение ребенка – это …

  6. За хорошее поведение ребенок заслуживает …

  7. Плохое поведение ребенка – это …

  8. За плохое поведение ребенок заслуживает …


Советы родителям:

  • Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.

  • Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.

  • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  • Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

  • Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.

  • Умейте помолчать. Иногда молчание - поистине золото.

  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.

  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.

  • Считайтесь с мнением детей, советуйтесь с ними. Не бойтесь, когда надо сказать: «Извини!».

  • Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

Воспитывайте делом и личным примером!


«Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое».

А. Шопенгауэр




Скачать файл (87.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации