Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Краткая история региональной политики в России - файл n1.doc


Контрольная работа - Краткая история региональной политики в России
скачать (94 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc94kb.24.12.2012 05:44скачать


n1.doc






Введение…………………………………………………………………...………3

1. Становление региональной политики России……………………………4

2. Причины и последствия распада СССР для региональной политики России……………………………………………………...…………….………...5

3. Дифференциация регионов РФ……………………………………………7

4. Основные направления региональной политики современной

России………………………………………………...………….…………….….95. Проблемы региональной политики России...……..………….…….…....11

Заключение…………………………………………….…………….…………...13

Список используемой литературы………………………………….…………14
ВВЕДЕНИЕ

Региональная политика – форма внутренней политики государства, система целей задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

В качестве субъектов региональной политики выступают органы местного самоуправления, различные общественно-политические движения и организации, партии. Выделяются три уровня ее разработки: общегосударственный; региональный – субъектов Федерации; локальный – муниципальных образований.

Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж- и внутрирегиональных отношений.

Цели региональной политики: на общегосударственном уровне – создание единого экономического пространства с приоритетным экономическим развитием регионов, имеющих особо важное стратегическое значение в экономике страны; выравнивание социального положения населения различных регионов, обеспечение единых социальных стандартов и ранней социальной защиты независимо от экономических возможностей регионов; экологически обоснованное размещение производительных сил с учетом хозяйственной емкости территории, предотвращение загрязнения окружающей среды и ликвидация его последствий; сохранение единства и территориальной целостности государства.

В данной работе будут рассмотрены :

  • история становления региональной политики России;

  • деление регионов в РФ и их социально-экономическое развитие;

  • основные направления региональной политики России и её проблемы.



1. Становление региональной политики России

Современная региональная политика – закономерный результат исторического развития как страны в целом, так и такой сферы, как региональная политика. Исторический аспект наиболее ярко проявляется так называемый «эффект маятника» в соотношении интересов центра и регионов.

Первый этап (1920-1932 г.г.) В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:

  • необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе;

  • создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Второй этап (1933-1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.

Третий этап (1957-1964 г.г.) это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно - отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах.

Четвертый этап (1965-1985 г.г.) характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального и экономического механизма управления.

Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъектном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур.

  1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики России

По своим политическим традициям наша страна – одна из самых унитарных стран мира, но по политическому устройству она является федерацией, то есть добровольным объединением относительно самостоятельных субъектов в единое государство. И хотя сама идея федерализма подразумевает децентрализацию управления (по сути, это форма реальной демократизации власти), российский федерализм – совершенное новое слово в «государствоведении».

В течение веков Россия представляла собой не просто государст­во, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространст­во. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожи­тельства и коллективной безопасности.

Советский Союз как федерация национальных республик развалился именно по причине кризиса государственного управления. Деградировала КПСС – идеологический стержень, на котором держалась вся эта конструкция. Деградировала командная экономика, не выдержавшая неэффективной системы бюрократического администрирования. Деградировали советские ценности, не выдержавшие конкуренции с общечеловеческими ценностями. Резкий всплеск национального самосознания и консолидация национальных элит как реакция на унитаризм сделали этот процесс необратимым.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хо­зяйственного, транспортного, финансового, культурного и инфор­мационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочислен­ных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и террито­риальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки моз­гов »;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нару­шению прав человека и т.п.

3. Дифференциация регионов РФ

В России переход от административно-плановой к рыночной экономике усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов.

К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию.

Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними реги­онами страны стали неэффективными.

К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвес­тиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.

Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели ис­пользовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации.

Многие региональные напряженности в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспе­чения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предло­жением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, фак­торов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморе­гулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабо­чую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий.

Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть терри­тории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основ­ными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (се­верокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.

Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спа­дом промышленного производства. Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые обла­сти Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, За­падно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.

К экологически опасным относятся регионы, испытывающие по­следствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря.

В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую си­туацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраст­руктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

4. Основные направления региональной политики современной России

Первое и необходимое условие усиления действенной российской государственной региональной политики – это ее официальное признание на самом высоком уровне как важнейшей части реформы политической и экономической системы страны.

В то же время основные направления региональной политики в современной России достаточно очевидны:

– во-первых, это система мер по сокращению чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, которая является беспрецедентной в мировой практике и служит серьезной угрозой российскому федерализму и целостности страны;

– во-вторых, это реализация новой системы поддержки северных и восточных регионов страны;

– в-третьих, это селективная поддержка «региональных точек роста» на основе использования специфических потенциалов роста и стимулирования деловой активности и новой инвестиционной политики;

– в-четвертых, это реализация принципа партнерства всех уровней публичной власти (федерального, регионального и местного), бизнеса и населения при решении отмеченных задач.

Необходимыми условиями для повышения действенности государственной региональной политики в России являются:

  • разработка Стратегии территориального развития страны как

важнейшей составной части Стратегии социально-экономического развития государства. В свою очередь, эта стратегия должна быть синтезом стратегий развития макрорегионов России (федеральных округов);

  • разработка и запуск в эксплуатацию государственной системы

регионального мониторинга (федеральной системы мониторинга региональных ситуаций и проблем) как необходимой информационной базы региональной политики;

  • формирование на новой основе федерального органа

(министерства, агентства), ответственного за реализацию государственной региональной политики. Сейчас, к сожалению, имеется большой налет «ведомственности» на ее основных элементах (т.е. существует «региональная политика» Министерства экономического развития и торговли, «региональная политика» Министерства финансов и т.д.). Возможно, в качестве промежуточного шага целесообразно создать авторитетный межведомственный орган (комиссию) по реализации государственной региональной политики.

Безусловно, что применительно к каждой стране нужно рассматривать не идеальную региональную политику и идеальный федерализм (и даже не то, как он прописан в конституции страны), но их конкретное воплощение, которое соответствует экономическим и политическим реалиям определенного времени. Например, в начале 90-х гг. широкое распространение во взаимоотношениях регионов получили бартер и взаимозачеты. С точки зрения теории и практики развитых стран – это нонсенс, но с точки зрения конкретных регионов России того времени – это была фактически единственная возможность поддержания производственной и инфраструктурной системы регионов и их жизнеспособности.

Региональная политика, и федерализм новой России, находящиеся в состоянии формирования, корректировки и модернизации – это живой «организм», которому свойственны «болезни роста». Поэтому критическая направленность многих экспертов-аналитиков по оценке этих тенденций, должна учитывать реальные трудности реальной страны – России, которая была вынуждена в короткий срок проводить колоссальный эксперимент по смене политической и экономической формации.

5. Проблемы региональной политики России

Ранее в условии централизованного государства осуществлялось сильное перераспределение доходов. Сейчас картина обратная, т.е. богатства республики перечисляются в бюджет (федеративный) 10-15% от доходов, большинство доходов оставляют себе. Существуют бедные регионы, которые платят 60% от доходов. Условия регионального равноправия: единые принципы отчисления налогов, единые принципы дотационной помощи. Без распределения не обойтись, помощь центра необходима. Сейчас все доходы идут в центр, а затем главы районов выбивают деньги. Для нормального функционирования на всех уровнях территориальной организации необходимо иметь собственную финансовую базу. Сейчас в РФ проводятся реформы, в результате которых увеличивается неравенство регионов, тем более что на это влияют и исторические факторы и субъективные. Главная задача на сегодняшний день — создание и обеспечение в каждом регионе определенного типа развития региона, независимо от его экономических возможностей.

Региональная политика в настоящее время во много зависит от объективных условий, сложившихся в России. Полиэтничность страны и этнодисперсность населения, значительные размеры государственной территории обуславливают ряд существенных особенностей. Кроме того это обуславливает значительное число проблем. Одна из них - нечеткое распределение российским законодательством компетенции центра и регионов. Конституция и двухсторонние договоры создают столь "широкое" и аморфное правовое поле, что каждая из участвующих в федеративных отношениях сторон имеет возможность трактовать конституционные основы развития российского общества в свою пользу.

Следующей важной проблемой является неравенство субъектов Российской Федерации, обусловленное функционированием института двусторонних договоров и соглашений между Центром и регионами. После заключения названных договоров и соглашений начала углубляться тенденция повышения правового и социально-экономического статуса субъектов Федерации, подписавших подобные договоры и соглашения с Центром, по сравнению со статусом субъектов федерации, не подписавших таких договоров. Договорной процесс затрагивает и сферу бюджетного федерализма, – ряд регионов увеличивают свои полномочия в фискальной сфере, что в условиях централизованной системы финансово-бюджетных отношений приводит к мультипликации регионального неравенства – возникает система узаконенного неравенства федеративных отношений.

Еще одна проблема региональной политики связана с отношениями между представителями титульной нации и прочими постоянными жителями "национального" региона. Существует у ряда регионов и определенный уровень конфликтности в отношениях с центральной властью. Большая часть которых разрешается путем переговоров. Не решенные в свое время проблемы Чечни вылились в вооруженное противоборство с федеральным центром. В настоящее время из 128 статистически учетных этносов Российской Федерации лишь 21 имеет свои государственные образования, еще 11 – автономные образования. Остальные этнические группы собственной государственности не имеют. Подобное положение скрывает в себе государство дестабилизирующий и этноконфликтный потенциал, способный при определенных условиях привести к кризису государственности. Решить все эти проблемы можно только с помощью правильной региональной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История многократно ставила перед российской государственностью самые трудные задачи. И, тем не менее, Россия, ведомая русским народом, пройдя все этапы становления, находила силы вставать с колен, преодолевать препятствия, социальные потрясения и набирать новую силу.


Однако развал СССР, суверенизация национальных республик и другие факторы создали пространство, где не существует строгих юридических норм, границ, где каждая республика и даже национальный округ имеет не только свою суверенную неустойчивую территорию, но и аморфную законодательную базу. Отсюда и вытекает отсутствие конкретных социальных, экономических перспектив для жителей республик, краев, областей, округов, в частности, и для России в целом.

Распад такой великой державы привел к резкой дифференциации регионов РФ и по экономическим показателям и по уровню жизни.

Помимо проблем неравенства субъектов РФ ,главной проблемой региональной политики России на сегодняшний день, я считаю, являются отношения между представителями титульной нации с постоянными жителями «национального» региона. Эта проблема решается путем переговоров.

Подводя итоги можно сказать, что будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Материалы конференции «Региональная политика государства: содержание и реализация» 2005г. http://www.raexpert.ru/conference/2005/reg_policy/

  2. Регионоведение: Учебное пособие Ростов н/Д: Феникс, 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. профессор Ю. Г. Волков. - 2004. - 448 с.

  3. Регионоведение: Учебник для вузов Москва, Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 424 с.

4. Экономическая география России :Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, д. э. н. , проф. М. В. Степанова. М. : ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. -533 с.


Скачать файл (94 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации