Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Общее недоразвитие речи в схемах - файл n1.doc


Лекции - Общее недоразвитие речи в схемах
скачать (276 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc276kb.27.12.2012 11:06скачать


n1.doc

ДИСЦИПЛИНА: ЛОГОПЕДИЯ.
Лексико – грамматические нарушения.
Тема: Развитие лексико- грамматической стороны речи у детей в онтогенезе.
Под лексико- грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Словарь




пассивный активный
под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным словарём употребление слов в речи.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают: 1) морфологический уровень грамматической системы- предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования;

2) синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе обогащения словаря выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Первоначально общение взрослых с ребёнком носит односторонний эмоциональный характер, вызывает желание у ребёнка вступить в контакт, затем ребёнок сам является инициатором общения.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, рассматривается в работах таких авторов, как М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин.


Этапы развития детской речи

Содержание этапов

1 – ый этап развития детской речи

«Слово- предложение», слово не обладает ещё грамматическим значением. (на, дай, киса), слова означают как действия, так и предметы.

2 – ый этап развития детской речи (возраст 1,5 до 2 лет)

Расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай)


Грамматическая структура предложения усваивается ребёнком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа; винительный падеж имён существительных; глаголы; предложение включает до 4 – х слов.
Словарь ребёнка тоже формируется постепенно.

  1. Синтагматические ассоциации – словосочетание, чаще всего согласованное (жёлтый цветок, красная чашка);

  2. Парадигматические ассоциации – дифференцированный семантический признак (чашка – посуда; дерево – берёза)


а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость – храбрость)

б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, то есть отношения противопоставления (высоко – низко);

в) ассоциации, выражающие отношения «целое- часть» (дом – крыша, дерево – ветка);

г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда – кастрюля, цветок – роза).


  1. Тематические ассоциации - характеризуют отношения одного семантического поля

а) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда – мыть);

б) отношения признака и объекта (желтый - солнышко);


  1. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова


Формы множественного числа: стол – столы и т.д.
К 3 годам – насчитывается в словаре ребёнка более 1000 слов.

К 4 годам – до 1600 слов.

К 5 годам – словарь состоит из 2200 слов.
Таким образом, к концу дош. воз – та дети имеют довольно разнообразный словарь и достаточно ребёнок овладевает грамматическим строем родного языка.
Развитие связной речи у детей в онтогенезе.


Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б, Эльконин), логопедами (Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко).

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе


Диалог

монолог

Диалог, как форма речи состоит из реплик, он осуществляется в виде вопросов и ответов, либо в виде разговора.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение каких – либо фактах, монолог служит для целенаправленной передачи информации.

Он более сложный, продуманный заранее.


Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной ситуацией, контекстная требует построения высказывания без учёта ситуации.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

На первом году жизни закладываются основы будущей связной речи, к концу второго жизни первые предложения, на 3 – ем году развивается собственная активная речь, этап сензитивный к развитию речи.
Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование) с опорой на наглядный материал и без него.

Таким образом, связная речь дошкольника к моменту поступления в школу, не имеющих патологию речи, развита очень хорошо.
Тема: ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии (ОНР) было дано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной и др.)
2 классификации нарушений речи:

  1. клинико – педагогическая;

Ориентирована на клиническую характеристику, то есть причины возникновения речевых расстройств, на лечение ребёнка.

Дислалия, дизартрия (ст. формы диз.) ринолалия, алалия (моторная, сенсорная), ЗРР, заикание, полтерн (спотыкание), тахилалия, детская афазия, взрослая афазия.

  1. психолого – пед. классификация

педагогическая классификация речевых нарушений, которая отвечала пед. процессу, то есть коррекционное обучение детей с различной природой и структурой дефекта.

Разработана Р.Е. Левиной.

1 группа- нарушение средств общения: ФФН и ОНР

2 группа-расстройства в применении средств речевого общения: Заикание
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.


5 компонентов речи




фонетика

лексика

грамматика

графика

орфография

ОНР может наблюдаться при различных формах речевой патологии: алалии, афазии, дизартрии.






Алалия Афазия
Сенсорная А Моторная А Дизартрия


Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФН)-

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи: алалии и афазии.
! Приставка А – отсутствие, диз.- частичное расстройство.



Алалия – (а+ греч. Lalia речь) – отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга во внутриутробном и раннем до речевом периоде развития ребёнка.

Афазия- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными (местными) органическими поражениями речевых зон коры больших полушарий головного мозга.

При афазии речь была сформирована.

Анартрия –самая тяжёлая степень дизартрии

Полное отсутствие членораздельной речи.

Дислалия- нарушение звукопроизношения при сохранности иннервации речевого аппарата, при нормальном слухе и интеллекте.

Заикание- нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

(! Заикание не бывает наследственным)


Причины ОНР



Биологические факторы социальные факторы

-инфекции матери во время беременности -психическая депривация в сенз. – патология натального периода, постанат. периода. пер. раз./речи

-травмы мозга в первые годы жизни ребёнка и др. -воспитание ребёнка глух./ род.

УРОВНИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Выделяют 3 уровня ОНР по Р.Е. Левиной.

Недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

С учетом степени несформированности речи Р.Е. Левина выделила три уровня недоразвития.
Характеристика первого уровня.

На этом уровне у детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь её элементы.
Активный словарь ребёнка состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами (би- машина поехала), лепетные слова включают фрагменты слова (дедушка – де. Киска- тита).

Вместо названий действий дети употребляют – названия предметов (открывать – древ, играть в мяч- мяч) и наоборот- (кровать – спать).

На этом этапе у детей отсутствует фразовая речь, звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков.

Слоговая структура: дети воспроизводят односложные звуковые комплексы: кубик- ку, карандаш- дас.
Характеристика второго уровня.
На этом этапе дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко.

В речи ребёнка имеется большое количество слов (сущ., глаголы), иногда появляются предлоги и союзы.

У детей много вербальных парафазий (замена слов), большое количество морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы в форме – инфинитива, при этом отсутствует согласование существительного и глагола.

Согласование: нарушение согласование глагола и существительного в числе: девочка сидят, машины едет.

Дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно (собака живёт на будке – собака живёт в будке).

Звукопроизношение: заменяются звуки или произносятся искажённо. Это касается прежде всего звуков сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, сонорных).

Многие твёрдые звуки заменяются мягкими или наоборот., отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением.

Слоговая структура слова: нарушена, дети могут воспроизвести контур двухсложных слов, трёхсложных слов. Однако 4-х , пятисложные слова воспроизводятся искажённо, количество слогов сокращается (милиционер- аней, велосипед – сипед).

При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения (окно- ако, банка- бака).

Фонематическое развитие детей: у детей отсутствуют самые простые формы фонематического анализа.
Характеристика третьего уровня.
Разговорная речь детей становится более развёрнутой.

Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В речи детей наблюдаются замены, искажения слоговой структуры слова, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

В речи – простые предложения, при употреблении сложных предложений , выражающиеся временные, пространственные причинно- следственные отношения, появляются нарушения. (сегодня растаял снег весь, как прошёл месяц).

Большое количество ошибок на согласование: смешение окончаний, замена окончаний: висит ореха, зеркало- зеркалы.

Искажение слоговой структуры слова со стечением согласных: колбаса- кобалса, сковорода- соквоешка).

Фонематическое развитие: характеризуется отставанием, трудности овладения чтением и письмом.

Характеристика четвёртого уровня (Т.Б. Филичева).

Характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. Правила грамматики не усваиваются, учебный материал воспринимает слабо.


Тема: Психолого- педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Общее речевое недоразвитие сказывается на формирование у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.


Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает вторичные дефекты.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объём внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У детей с первым уровнем речевого развития низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с ОНР малоактивны. В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши (2001) отмечается, что:

-у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно- потребностной сферы;

-имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых нарушений;

-преобладающая форма общения со взрослыми у детей 4-5 лет ситуативно- деловая, что не соответствует возрастной норме (СМ. Таблицу № 1)

Развитие общения ребёнка со взрослым по М.И. Лисиной(норма).






возраст


период


Форма общения

Потребность ребёнка, удовлетворяемая в общении


До 1 года

Младенческий возраст

Ситуативно- личностное

Потребность в доброжелательном общении

1-3 года

Ранний возраст

Ситуативно- деловое

Потребность в сотрудничестве

3- 5 лет

Мл. сред. д/в.

Внеситуативно- познавательное

Познавательный мотив

4-6 лет

Сред. , старш. Д/в

Внеситуативно- личностное

Потребность


Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы , скорость и чёткость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы:

1 ур. (низкий)
трудности переключения с одного вида движений на другое;

недостаточная двигательная память;

низкий уровень произвольного внимания

2 ур.(средний)
лучше выполняют движения по показу, чем по словесной инструкции;

им требуется длительное время для выполнения заданий

3 ур. (высокий)
приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая моторика, артикул/ моторика



Тема: Общее недоразвитие речи и замедленный темп речевого развития.
Наблюдения показываю, что часть детей, имеющих на определённом возрастном этапе несформированность всех сторон речи при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект, в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе.

Другие дети, имевшие в д/в сходные речевые расстройства даже после систематических логопедических занятий оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами. Продолжают иметь в течение ряда лет выраженные речевые расстройства. Вероятно всего, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, хотя в младшем д/ в внешне сходные речевые дефекты, но имеется различная динамика последующего формирования речи.

И прежде всего необходимо отграничивать общее недоразвитие речи от задержки её формирования (ЗРР).

Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения усвоения ребёнком грамматических норм родного языка. Как уже отмечалось, на 1 – ом уровне ребёнок с ОНР почти полностью не понимает грамматических изменений слов. При ЗРР ребёнок достаточно хорошо понимает обращённую речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствует смешения в понимании значений сходных слов, имеющих сходное звучание.

В ходе формирования речи отсутствуют нарушения слоговой структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие для детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.

Характер использования грамматических структур детьми с задержкой речевого развития соответствует уровню речевого развития нормального ребёнка, младшего по возрасту.

Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с общим недоразвитием речи.

Тема: Алалия



Тяжёлое нарушение системного характера, при котором:

-нарушены все звенья и уровни речевой деятельности;

-которое характеризуется отсутствием или грубым недоразвитием речи.
Речевая деятельность

  1. говорение;

  2. слушание.


Р.Е. Левина предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяет группы:


Алалия




Дети с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием

С нарушением зрительного (предметного) восприятия

С нарушением психической активности

По В. А. Ковшикову (1985) встречаются:

-импрессивные (сенсорная)

-экспрессивные (моторные) формы алалии.

Алалия

Сенсорная алалия- нарушение понимания речи вследствие нарушение работы речеслухового анализатора

(тяжелое нарушение аналитико – синтетической деятельности)

(поражение з. Вернике- височная доля)

Смешанная алалия


Моторная алалия- системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера.

Несформированность процесса порождения речевых высказываний.

(поражение з. Брока)


Схема порождения речи:

1 уровень


Мотивационно- побудительный (мотив- побуждение)



Замысел (образ ситуации)

внешнее внутреннее

2 уровень



смысло- образовательный, операция программирования (мышление)

(мышление)-выстраиваю логическую цепочку.


3 уровень

Реализация (отбор слов грам./структ. и т.д.)


Трансляция (звучащая речь)


4 уровень


Слуховой контроль

МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ.
1 уровень –
Механизм речи нарушен, у ребёнка не возникает желание говорить, но в отличие от умственной отсталости моторная А- речевой негативизм (поведенческое взаимодействие).

Ребёнок понимает, что он говорит неправильно!!!
2 уровень –
Имеется нарушение в мыслительной деятельности, но носит вторичный характер. Обусловлено отсутствием речи., в условиях специального обучения конечно, же мышление развивается.



Б.М. Гриншпун отмечал, что в условиях специального обучения у моторного А. Можно сформировать мышление.
3 уровень –
Составление речевой программы.
Нарушен этап реализации, так как имеются отклонения в зоне Брока: нарушен граммат./ конструкция.


4 уровень –
Слуховой контроль.

(В норме фиксирует, сравнивает с конечным результатом).


СИМПТОМАТИКА МОТОРНОЙ АЛАЛИИ.
Речевая симптоматика.
В работах психолого- педагогического плана (Р.Е. Левина, О.Н. Усанова, В.К. Орфинская) фонетические нарушения рассматриваются в тесной связи с особенностями лексического и грамматического развития детей с алалией.

Звуки появляются в ряде случаев спонтанно, многочисленные ошибки при воспроизведении звукового состава слова детьми, даже при правильном произнесении ими изолированных звуков.

Недостаточное восприятие обращённой речи, по данным Н.Н.Трауготт, 70 процентов дети с моторной А. Хорошо понимают обращённую речь.

20 процентов – имеют некоторое снижение понимания, 10 процентов – плохо понимают.

Вопросы и задания для студентов
Выбрать, что правильно:


  1. Дислалия –


а) нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

б) нарушение звукопроизношения при сохранности иннервации речевого аппарата, при нормальном слухе и интеллекте.


  1. Алалия –

а) отсутствие или грубое недоразвитие речи у детей вследствие органического поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга во внутриутробном и раннем доречевом периоде развития ребёнка.
б) самая тяжёлая степень дизартрии


  1. Общее недоразвитие речи


а) Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

б) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Написать:
Афазия-

Заикание-

Подчеркните компоненты речи, которые нарушены при ОНР:
Грамматика, фонема, фонетика, слоговая структура слова, графика, лексика, орфография.

Взаимосвязь речи и мышления









понятия

слова


теории

категории

высказывания

предложения



ОФОРМЛЕНИЕ МЫСЛЕЙ
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА.

У детей с моторной А. Выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций.

Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут прыгать на одной ноге, ходить на носках и т.д.)

Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией амбидекстрии.

Одни дети расторможены, другие наоборот пассивные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.).

При алалии имеются особенности памяти: сужение её объема, ограниченность .

При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой.

Дети с моторной А. не видят на картине существенных деталей, недостаточная наблюдательность.

Н.Н. Трауготт, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев подчёркивают, что интеллект у детей вторично изменён в связи с состоянием речи. У детей есть познавательный интерес, развита предметно – практическая деятельность, но отмечается замедление темпа мыслительных процессов, несформированность многих понятий.

У детей снижены интеллектуальные операции, требующие участия речи.

У детей наблюдается хаотичность, импульсивность в деятельности, утомляемость, детям легче выполнить задание, если оно предлагается в наглядном плане, а в не речевом, и не по словесной инструкции.

Неполноценность речи или её отсутствие при алалии обуславливает ряд особенностей психического развития ребёнка, оказывает влияние на протекание психических процессов, вызывая их своеобразие.

У детей с алалией недоразвитие речи тормозит полноценное развитие познавательной деятельности.
Дифференциальная диагностика детей с А и умственной отсталостью очень сложна, особенно в тех случаях разового обследования ребёнка в раннем возрасте.

Практические наблюдения показывают, что дети с А. понимают жесты, мимику, критичны к своей речи, переживают её неполноценность, лучше, чем умственно отсталый ребёнок , используют помощь в работе.
Алалия – это медико- психолого- педагогическая проблема.


Методика коррекционной работы при Моторной алалии.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ:


  1. Опора на ключевые звенья онтогенеза:

    1. восприятие речи (речь строится по подражанию).




  1. Опора на ведущую деятельность возраста:

    1. все занятия должны проходить в игровой форме.

    2. Занятия должны учитывать возможности ребёнка.




  1. Системность, то есть повлиять не только на речевые функции, но и на неречевые процессы, воздействие на все виды деятельности.

  2. Компенсаторный принцип.


Направления работы:


  1. Формирование психологической базы речи:

* развитие восприятия различной модальности (зрительного, слухового, тактильного и т.д.).

* развитие памяти (зрительной, слуховой и т.д.)

* развитие операции мышления.

  1. Развитие общей моторики.

  2. Работа над пониманием речи.

  3. Формирование собственной речи:

-формирование диалогической речи;

-формирование монологической речи и общения.

5. Подготовка детей к обучению грамоте.


Тема:
Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной задачей.
Нередко детей с сенсорной алалией смешивают с детьми, имеющими нарушение слухового анализатора, по общему признаку – непониманию обращённой к ним речи.


Дети с сенсорной алалией

Дети с нарушением слуха

Аудиограмма – норма (N)

Или разноречевые показатели снижения за короткий период

Аудиограмма показывает снижение слуха

Голос звонкий

Голос приглушённый

Неречевые звуки и шумы различает хорошо

Снижено восприятие как речевых так и неречевых звуков

Качество восприятия не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, и громкости его голоса

Чем ближе стоит говорящий и громче его голос, тем лучше воспринимается его речь

Использование слухового аппарата не улучшает восприятия речи

Использование слухового аппарата улучшает восприятие речи


Часто дети с моторной алалией по некоторым проявлениям психической деятельности похожи на детей с умственной отсталостью.

Следует их различать по следующим признакам.


Дети с моторной алалией

Дети с умственной отсталостью

Заинтересованы в обучении, получении новых знаний.

Не заинтересованы в обучении

Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности

Плохо принимают помощь взрослого

Достаточно критичны к своим недостаткам

Малокритичны к своим ошибкам, неудачам

Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким

Избирательность отношения формируется с опозданием

С раннего возраста при исчезновении игрушки с поля зрения не теряют к ней интерес, ищут её.

при исчезновении игрушки (предмета) с поля зрения теряют к ней интерес

Имеет место явление «переноса»,

После объяснения способа действия дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно

«явление переноса» спонтанно не формируется: необходимо каждый раз объяснять способ выполнения действия.


Наибольшие трудности специалисты испытывают при дифференциальной диагностике дислалий и дизартрий, особенно стёртых форм.


Сравнительная характеристика произношения у детей,

имеющих алалию и дизартрию


Произношение звуков у детей с алалией

Произношение звуков у детей с дизартрией

1. Общая характеристика произношения звуков

1. Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма;

1. Выраженное нарушение артикуляторного механизма.

2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам) имеют одновременно и правильное произношение.

2.Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажения, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение

2. Искажения звуков

1. Искажение небольшого количества звуков

1. Искажение большого количества звуков

2. искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков

2. искажение и сложных и простых по артикуляции звуков

3. Замены звуков

1. Замены артикуляторно сложных звуков

1. замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

2. Непостоянные замены звуков

2. Постоянные замены звуков

4. Пропуски звуков

1. Непостоянные пропуски

1. Постоянные пропуски

2. Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков

2. Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков


(См. Справочник логопеда, Мария Афанасьевна Поваляева)
Подробный анализ высказываний детей- алаликов позволяет выделить целый ряд специфических ошибок:

- Элизии (пропуски звуков и слогов);

-Контаминация (смешение элементов двух и более слов; БЕЛТОК- белок, желток);

-Персеверация (перестановка) – ТАТУЕТКА- табуретка).


Наличие выраженного аграмматизма, то есть неправильное употребления грамматических форм: упал и сола (упал со стола) , три ухи….

Грубое нарушение звукопроизношения

Нарушение слоговой структуры

Тема: Связь движений пальцев рук и речи
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи руки.

Двигательная речевая зона (область) расположена совсем рядом с двигательной областью.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы;

Если развитие пальцев отстает – отстает и развитие реи, хотя и общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше

До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться нельзя.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой стороны речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцы обозначают буквы.

Когда глухие дети приходят в школу и начинается обучение звуковой стороны речи, оказывается, что те, из них которые разговаривали жестами, поддаются обучению с большим трудом, а те которые «разговаривали пальцами» легко и быстро овладевают звуковой речью.
Выдающийся невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и и способстовали её развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Примерно таков и ход развития речи ребёнка.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем артикуляции слогов, а дальше зависит от тренировки движений пальцев.
Обследование тонких движений пальцев рук:


  1. Определение качества и степени дифференцированности движений:

*Сжать пальцы в кулак;

*Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»)

*Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»)
Обследование действий с предметами


  1. Выложить узор мозаики;

  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы;

  3. Нарисовать вертикальные палочки в разлинованной тетради;

  4. Нанизывать на нитку бусинки;

  5. Укладывать в коробку правой и левой руками по 5 спичек (палочек).

Тема: Афазия.
Афазия относится к наиболее тяжёлым формам речевой патологии и проявляется в полном или частичном распаде речи.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Это нарушение органическое, то есть центрального характера.

Первые французский учёный Труссо в 19 веке ввёл этот термин, обозначающий утрату речи.
Причины афазии:

  1. нарушения мозгового кровообращения;

  2. травмы;

  3. опухоли;

  4. инфекционные заболевания.


При афазии нарушается специфически реализация разных уровней, видов речевой деятельности (устная речь, письменная речь, фонематический слух и т.д.).
У детей афазия возникает редко, как результат черепно- мозговой травмы, опухоли.

Изучением афазии занимались многие учёные (А.Р. Лурия, В.М. Коган), вед. являются В.М. Шкловский.


Классификации афазии:
Существуют различные классификации афазий: классическая, лингвистическая классификация Хэда, неврологическая классификация Вернике.

Каждая классификация отражает уровень психологический, лингвистический и т.д.
Выделяют 4 формы афазии:


  1. Тотальная афазия (полный распад понимания речи, больной практически не реагирует на окружающих);

  2. Моторная афазия (распад активной речи при сохранной её понимании) – нарушение з. Брока- нарушение речедвигательного центра, больной забывает артикуляционные движения, что влечёт невозможность воспроизвести речевую продукцию.

  3. Сенсорная афазия - -поражение з. Вернике. Нарушение фонематического слуха, снижение понимания речи, смешение слов.

  4. Амнестическая афазия – забывание отдельных слов и их значений (больной вместо названия предмета описывает его действия с ними).


В наст. время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий

А.Р. Лурия.


АФАЗИЯ






Эфферентная моторная афазия


Акустико- гностическая афазия


Афферентная моторная афазия

Семантическая афазия

Акустико- мнестическая афазия


Динамическая афазия


Акустико-гностическая афазия.
Акустико – гностическая (сенсорная) впервые описал немецкий психиатр Вернике (поражение височной извилины левого полушария).
Нарушение понимания речи при восприятия речи на слух.
После инсульта или травмы (наиболее раннем этапе) при сенсорной афазии наблюдается полная утрата речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков.

На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи, различные слова для больного звучат одинаково: например, гость – кость и т.д.

В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи при сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью.

Аграмматизмы:

1.отсуствие согласования между членами предложения в роде и числе;

  1. незаконченность высказывания.

Грубые нарушения счёта: неправильно могут записать число: 4+1=4+1, 4+1=15., не понимают инструкции.

Акустико –мнестическая афазия.
Она возникает при нарушении средних и задних отделов височной области.

А.Р. Лурия в её основе лежит снижение слухо- речевой памяти, при восприятии нового слова, больной утрачивает предыдущее слово.

Нарушение понимания:

Обычно больные понимают первое и последнее слово, при повторном прослушивании они не удерживают последовательность слов, либо опускают одно из них.

Нарушение речевой памяти – основной дефект, сохранна артикуляция слов, фонематический слух.
Нарушение объёма памяти приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5-7 слов: человек может указать не тот предмет, «отключается» в сложной ситуации, быстро утомляется.
При втором варианте акустико –мнестическая афазия (оптическая)

Трудности возникают:

В ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, объясняется это тем, что задне- височные отделы являются смежными с затылочными, оптико – гностическими отделами.

При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые детали (не дорисовываются: носик у чайника, гребешок у петуха).

Нарушение экспрессивной речи:

Трудности подбора нужных слов, при рассказе по картинке существительные заменяются местоимениями, смешение флексий глаголов и существительных в роде и числе, смешение предлогов.

Нарушение чтения и письма:

Трудности в понимании прочитанного (удержание в памяти предложений требует сохранности слухоречевой памяти), страдает письмо под диктовку.
Семантическая афазия.

Поражение теменно- затылочной области.

Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или при назывании предмета.
Нарушение понимания:

Сохраняется понимание обычных фраз.

Большие трудности испытывают при нарушении при расположении геометрических фигур: расположить квадрат под кругом, нарисовать круг в квадрате; не улавливают логико –грамматическую задачу.
Не могут сориентироваться в сравнительных словосочетаниях:

-Коля выше Миши. Кто высокий?

Утрачивается понимание пословиц, поговорок и т.д.
Сохранность артикуляторной стороны речи, слова заменяются описанием функций предмета: это то, что показывает время., это то , что смотрят.
Бедность лексики: редкое употребление прилагательных, причастных и деепричастных оборотов и т.д.
Афферентная моторная афазия.
При поражении вторичных зон ниже- теменных отделов коры головного мозга.
А.Р. Лурия отмечает, что существует 2 варианта афферентной моторной афазии:

1.первый характеризуется нарушением пространственного синтеза движений различных артикуляторных органов, полным отсутствием ситуативной речи;

Первый вариант: выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к отсутствию спонтанной речи: хаотичное движение губ и языка, одна фонематическая парадигма заменятся другой: халат – ханат, дом – лом.
2.второй вариант относительно сохранная ситуативная речь, но но нарушением звуковых и слоговых комплексов.
Первый вариант: выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к отсутствию спонтанной речи: хаотичное движение губ и языка, одна фонематическая парадигма заменятся другой: халат – ханат, дом – лом.
Длительное время у больных при афферентной афазии наблюдается непонимание речи или специфическое понимание речи, возникает в результате нарушениях фонематического слуха.
Значительные трудности вызывают глаголы с приставками (завернуть, приехал)

Трудности в понимании косвенных местоимений (мне, меня т.д.).


Эфферентная моторная афазия.
(Поражены поля 44, 45- лобная извилина).
Персеверации, непроизвольные повторы слов, являющиеся следствием




Невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда и полностью делают невозможным устную речь, письмо, чтение.
Нарушение экспрессивной речи:
При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.
Больные пропускают предлоги, глаголы, то есть возникает «телеграфный стиль речи» - вследствие распада внутренней функции речи.

При рассказе по серии сюжетных картинок:

Это мальчик. Мальчик и река….. И вот речка, ботинки снимать надо, зовёт как его…. Помогите….

Динамическая афазия.
Возникает при поражении заднелобных отделов полушария, то есть блока регуляции и планировании речи.

Основной речевой дефект- это трудность, а иногда полная невозможность активного развёртывания высказывания.

Правильно произносятся звуки, повторяются без артикуляторных сложностей слова и короткие предложения.
Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции.

В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющиеся в трудности его планирования.

В речи наблюдается много персевераций, диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов.


Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии.
Большой вклад по разработке принципов и приёмов преодоления афазии внесли А.Р. Лурия, М.К. Бурлакова, Л.С. Цветкова.
В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, системность и т.д.).
Положения коррекционно- пед. работы:


  1. После завершения обследования больного, логопед определяет какая область второго или третьего «функционального блока» пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга сохранны.

  2. Выбор приёмов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций. Используются методики, такие как предупреждающие «телеграфный стиль». На более поздних этапах больному объясняют структуру занятий и план, даются задания на дом.

  3. Корекционно- педагогическая система занятий предполагает такой выбор приёмов работы, при котором можно было бы восстановить первично нарушенную предпосылку.

Например, при сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путём использования сохранной оптической, а главное смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.


  1. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведётся работа над всеми сторонами речи: над пониманием, чтением, письмом.

  2. Работа над контролем своей речью, развитие самоконтроля.

  3. Используются: схемы, метод фишек и т.д.


Афазию в детском возрасте следует отличать от сходных состояний.


    • афазия отличается от алалии тем, что при алалии речь не сформировалась полностью уже изначально, а при афазии произошел распад уже сформированной речи;

    • афазия отличается от дислалии тем, что при дислалии наблюдаются нарушения лишь звуковой стороны речи, при афазии страдает её смысловая сторона;

    • у слабослышащих детей ведущим является нарушение физиологического слуха, а при афазии дети слышат речь хорошо;


Нарушения речи при афазии у детей имеют ряд особенностей, что объясняется незакончившимися процессами формирования мозговых структур. Нервная система детей более лабильна, чем у взрослых, процесс восстановления речи у детей – афазиков протекает значительно эффективнее, это объясняется лучшими компенсаторными возможностями детского мозга.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи.


Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением принципов отбора.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития.

Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения;

со II уровнем недоразвития речи – с 3-4 лет на 3 года обучения;

с III уровнем речевого недоразвития с 4-5 лет на 2 года обучения;

с алалией, афазией – на 3 года.

с дизартрией с 4 лет на 2 года.
Для зачисления в логопедическую группу ребёнка необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например, свистящие и шипящие, сонорные и шипящие, что в целом оставляет не менее 5 –6 звуков.
Детей с нарушениями звукопроизношения отдельных звуков зачисляют в дошкольное учреждение с 4 –5 лет.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройствами коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушено произношения отдельных звуков или ФФНР, или ОНР.

Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико – психолого- педагогической комиссии.


Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи.
В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи.

Выявляется наличие фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико – грамматической стороны речи, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на сформированность слоговой структуры слова, строение артикуляционного аппарата.

В речевой карте приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками.

РЕЧЕВАЯ КАРТА
(для детей с общим недоразвитием речи)


  1. Дата поступления в группу_______________________________________

  2. Фамилия, имя ребёнка___________________________________________

  3. месяц, число, год рождения_______________________________________

  4. Домашний адрес________________________________________________

  5. Из какого детсада направлен______________________________________

  6. Жалобы родителей______________________________________________

  7. Слух__________________________________________________________

  8. Интеллект_____________________________________________________

  9. Данные о ходе речевого развития (гуление, лепет, первые слова, предложения. Прерывалось ли речевое развитие ребёнка, по какой причине)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  10. Раннее физическое развитие______________________________________

  11. Связная речь___________________________________________________

а) беседа_________________________________________________________

б) составление рассказа по сюжетной картинке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) составление рассказа по серии картинок____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г)пересказ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) составления рассказа – описания предмета______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Словарь (активный и пассивный)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Грамматический строй речи (понимание грамматических форм и употребление их в активной речи)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Состояние артикуляционного аппарата___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Произношение и различение звуков_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Готовность к звуковому анализу и синтезу слов_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Произношение слов сложного слогового состава________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Состояние общей и мелкой моторики________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  8. Заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА
(для детей с недоразвитием фонетического строя речи)
1.Дата поступления в группу_______________________________________

2.Фамилия, имя ребёнка___________________________________________

месяц, число, год рождения_______________________________________

3.Домашний адрес________________________________________________

4.Из какого детсада направлен______________________________________

5.Жалобы родителей________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Данные о ходе речевого развития_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7.Состояние общей моторики______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Слух физиологический___________________________________________

9.Слух фонематический__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Общее развитие ребёнка___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Внимание, работоспособность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________༎___________________________

12. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, дыхание, артикуляция)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Состояние артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________________________________________________________________

14.Произношение и различение звуков_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Анализ и синтез звукового состава речи______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Произношение слов сложного слогового состава (строительство, электричка, велосипед, гимнасты)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Гамматический строй речи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Словарь___________________________________________________________________________________________________________________________19.Заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончив обследование, логопед (на основе речевой карты) рассказывает воспитателям об основных дефектах речевого развития каждого ребёнка, подробно говорит о содержании коррекционной работы, обучения детей, имеющих серьёзные нарушения речи.

Каждый педагог должен хорошо понимать, в чём состоит дефектное произношение звуков, аграмматизмов в речи детей, у кого какие звуки находятся в стадии постановки, в стадии дифференциации. Необходимо при этом закреплять речевой навык не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Тема: Организация работы логопеда в группе детей с ОНР.
Документация логопеда в группе детей с ОНР,
Ведение документации позволяет логопеду отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведённой логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию позволить логопеду оценивать результативность коррекционно- педагогического процесса обучения и наметить в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.
Документация логопеда включает:

  1. медицинское заключение, с которым ребёнок поступает в группу: логопедическую характеристику от логопеда поликлиники, заключение МППК, заключение психоневролога, офтальмолога.

  2. речевая карта на каждого ребёнка.

  3. перспективный и календарный план работы.

  4. индивидуальные тетради на каждого ребёнка.

  5. тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда.

  6. годовой отчёт о результатах коррекционного обучения.


Речевая карта заполняется логопедом на каждого ребёнка группы в течение первых двух недель по результатам логопедического обследования (с 1 по 15 сентября).

В карту вносятся ошибки, недочёты детей, допущенные при выполнении заданий, обязательно записываются образцы детской речи с её лексико – грамматическими нарушениями.
В конце учебного года в речевой карте необходимо отметить итог логопедической работы: какие дефекты произношения ещё остались, аграмматизмы. Даются рекомендации для дальнейшего обучения.
Календарный план, в котором отражается ежедневная работа – фронтальная, индивидуальная.

Фронтальное занятие: тема, цель, основные этапы работы (физкультминутка).

Индивидуальная работа: фамилия, имя ребёнка, тема индивидуального занятия (например: Вася П. – автоматизация звука Р в словах.)
Логопед должен планировать консультации для родителей.
Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребёнка, тетрадь оформляется красочно, с привлечением помощи родителей.

Основное содержание записи должно включать:

-дату проведения индивидуального занятия;

-задания для развития фонематического слуха;

-артикуляционные упражнения;

-упражнения для развития связной речи;

-упражнения для развития неречевых процессов.
В выходные дни тетради отдаются родителям для закрепления и повторения материала.

Индивидуальная тетрадь служит стимулом дошкольника к логопедическим занятиям.
Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда – совместная работа воспитателя и логопеда.

Ежедневно логопед в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.

Все виды заданий, предлагаемых ребёнку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

В вечерние занятия воспитателя включают упражнения:

-по отработке артикуляционных упражнений;

-для автоматизации поставленных звуков;

-на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;

-для развития фонематического слуха;

-по формированию лексико – грамматической стороны речи.
Примерный образец заданий для вечерних занятий:
24 октября.

  1. Ваня М., Даша К.- автоматизировать звук в чистоговорке.

Са-са-са – прилетела к нам оса.
Годовой отчёт логопеда

Отчёт представляется старшему логопеду.

Содержание отчёта:

-фамилия, имя, отчество логопеда, речевой диагноз детей, год обучения;

-количество детей, поступивших в группу;

-количество выпущенных детей (с хорошей речью, со значительным улучшением, без улучшения);

-учреждение, куда рекомендовано направить ребёнка (общеобразовательная школа, речевая школа и т.д.).
Тема: Обзор программ обучения и воспитания дошкольников с ОНР.
В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993г.).

Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части – второй год обучения (подготовительная к школе группа).
Рядом авторов (Н.В. Нищева, Л.Н. Павлова) разработаны варианты программ обучения дошкольников 3-4 лет с ОНР.

Коррекционная работа рассматривается в системе: показано, как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией.

Содержание коррекционной работы в программе Н.В. Нищевой представлено по следующим разделам:

-формирование звукопроизношения;

-развитие навыков фонематического анализа;

-развитие общих речевых навыков;

-развитие лексики;

-формирование грамматического строя речи;

-обучение связной речи;

-развитие у детей пространственных и математических представлений;

-физическое развитие;

-конструктивный праксис, художественно- творческая деятельность;

-музыкальное воспитание.

Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал.
В оборудование логопедического кабинета должно входить:

-большое настенное зеркало (70 на 100см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и подгруппой работы по постановке звуков);

-маленькие индивидуальные зеркала для каждого ребёнка;

-детские столы и стулья;

-большой рабочий стол для логопеда;

шкафы для пособий и литературы;

фланелеграф;

-настенная доска.

Пособия:

  1. Пособия для обследования слуха, интеллекта.

  2. Пособия для обследования и формирования:

-фонематических процессов;

-звукопроизношения;

-связной речи;

-грамматического строя речи;

-мелкой моторики;

-дыхания и голоса.

3. Пособия для обучения грамоте.
Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:
Дурова Н.В. Ступеньки грамоты – М., 1996

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М., 1998г.

Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей – М., 1994г.

Основные направления комплексной реабилитации детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Категория детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) достаточна разнообразна, это дети с алалией, дизартрией, афазией, ринолалией, заиканием.

Общей их особенностью является стойкое системной нарушение речи, обычно сочетающееся с различными отклонениями психической деятельности. Логопедическая коррекция проводится дифференцированно, в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Коммуникативное поведение может нарушаться у детей с различными отклонениями в развитии. Ребёнок с отклонениями в развитии, в том числе и с речевыми расстройствами, с первых лет жизни нуждается в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения.

Ребёнок с ТНР может иметь достаточно сохранный уровень коммуникативного поведения, и наоборот, ребёнок с заиканием, может практически не общаться с окружающими.
Основы коррекционного обучения детей с ОНР разработаны в психолого- педагогических исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Формирование речи детей основывается на следующих положениях:

-распознавание ранних признаках ОНР и его влияние на общее психическое развитие ребёнка;

-учёт закономерностей развития детской речи в норме;

-дифференцированный подход в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР различного происхождения;

-единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности.

В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется прежде всего в речевом отставании, вследствие чего у ребёнка возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

Изоляция ребёнка от стимулирующий среды человеческого окружения (семьи, детской группы) рассматривается как депривационная ситуация, замедляющая психическое развитие ребёнка. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, когда ребёнок с самого рождения ощущает дефицит тепла, ласки, любви.

При ОНР задачей логопедической работы является поэтапное формирование средств речевого общения.

На первом этапе обучения, когда ребёнок является практически неговорящим, логопедическая работа начинается с расширения понимания речи.

Занятия проводятся в игровой форме, с побуждением к речевому общению. Одновременно у ребёнка стимулируют звукоподражание и общение (машина- би-би т .д.)

Ребёнка учат соотносить предметы и действия с их словесным обозначением, обогащают его пассивный словарный запас на занятиях, в свободной деятельности, прогулок.

На следующем этапе, второй этап, происходит развитие самостоятельной речи. Детей учат называть свои имена, выражать просьбы в сопровождении жестов. Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает пользоваться кратким ответом на вопрос, развивает восприятие речи ребёнком.

Третий этап работы, расширяется объём заданий- ребёнка учат установлению грамматической связи между предметом и его действием, составлению простого предложения, развивают слоговую структуру слов: учат детей слова делить на слоги.

Четвёртый этап- продолжают работу над распространением предложений и развитием связной речи. Ребёнка учат строить предложения из нескольких слов, отвечать на вопросы, продолжать работать над грамматической формой слова.

Задание: Повторить.
ТАТА

ТУ ТУ ТУ ТУ
Да да да да да
Ад ад ад
Од од од од
Задание: повторить слова:
Со-ба-ка
Со-ба-ка идёт.
Собака спит в будке.
У Саши живёт собака.
У собаки щенята.
Повторить.
С-та с-то спа спас па спо спо спу спу
Ш-па шпа шпа шпа (при ш губы вперед)


Сна сна снос но сна сно сна сна


Скачать файл (276 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации