Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект урока по методике музыкального воспитания дошкольников в педколледже - файл n1.doc


Конспект урока по методике музыкального воспитания дошкольников в педколледже
скачать (26.4 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.doc66kb.20.10.2012 21:57скачать
n2.doc31kb.07.10.2012 17:00скачать


n1.doc

2.
Тема: Методы и приемы музыкального воспитания
Тип урока: комбинированный.
Цели:

1. Формировать представления о методах и приемах музыкального

воспитания. Обеспечить усвоение основных понятий: наглядный, словесный, практический методы, умение анализировать музыкальные произведения.

2. Развивать навыки культуры речи, логическое мышление, воображение, умение общаться, классифицировать, делать выводы, анализировать музыкальные произведения.

3. Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию студентов, прививать любовь к музыке.
Структура урока:

1. Орг. момент – 2 мин.

2. Опрос – 20 мин.

3. Изучение нового материала – 50 мин.

4. Закрепление – 10 мин.

5. Домашнее задание – 8 мин.
Основные методы, применяемые на уроке:

Рассказ, беседа, демонстрация пособий, вопросы, самостоятельная работа.
Оборудование: доска, музыкальные диски для прослушивания музыкальных произведений, ТСО (телевизор, DVD, мультимедийная установка), выставка методической литературы, карточки, картинки, фрагменты занятий.
Рекомендуемая литература:
1.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.

2. Зимина А.Н., Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для студ. высш. учеб. заведе¬ний. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с: ноты.

3

3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб.для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.

4. Радынова О.П., «Музыкальные шедевры». Программа и методические рекомендации. Москва:«Гном и Д» 2000.

5. Сорокина, Н. Ф.,МилавановичЛ. Г. “Программа Театр – творчество – дети” Москва: Просвещение, 1995 г.


Ход урока.

- Здравствуйте, меня зовут _________________, сегодня я проведу в вашей группе урок по методике музыкального воспитания.

На прошлом уроке вы рассматривали тему:

«Современные программы и технологии музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста».

Закон РФ «Об образовании» и ФГТ предоставил право детским образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать авторские программы или выбирать из комплекса вариативных такую программу, которая максимально учитывает конкретные условия работы дошкольного учреждения. Обратите внимание на выставку, здесь представлены некоторые из них.

Существует два вида программ, которые получили широкое развитие в последние годы.

/1. Основные; 2. Дополнительные/

(Записываю на доске).

Основные программы подразделяются на (Проведите стрелки и запишите).

/ Комплексные и парциальные/

Какие из этих программ более широкие, какие узкие? /Комплексные – широкие/

Почему их так называют? (Они нацелены на разностороннее развитие детей, (фольклор, народная хореография, быт и традиции)

Почему же парциальные программы называют узкими? /развивается одно направление: занимаются только театрализованной деятельностью или слушанием музыки/

Какие комплексные программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста вы знаете? / «Росинка», «Синтез искусств», «Программа муз.воспитания в детском саду» Ветлугиной Нины Васильевны, «Камертон» Элеоноры Костиной/.

Назовите парциальные программы, которые вам известны. / «Муз. шедевры» Ольги Радыновой, «Театр – творчество – дети» Натальи Сорокиной/.

Молодцы, назвали все правильно.

Есть еще: (называю сама) - «Ритмическая мозаика» Анны Бурениной, «Оркестр в детском саду» Л. Меркуловой/.

А теперь вспомним, что интересного есть в известных вам программах и чем они отличаются друг от друга.

Разделитесь, пожалуйста, на 3 команды, выберите капитана.

Капитаны выйдите к доске. Сейчас капитаны выберут для своей команды карточку с названием программы. /Выбирают/

Возвращайтесь к своим командам.

Задача для всех команд: Из предложенных тезисов выбрать те, которые соответствуют вашей программе. /Раздать карточки/

На задание вам отводиться 4 минуты. Приступайте.
«Программа муз.воспитания» Ветлугина Н. А.

1.Цель: Развитие у ребенка общей музыкальности через музыкальную деятельность. Овладение ЗУН в области восприятия музыки, пения, движения, игры на детских муз инструментов.
2. Виды деятельности: Восприятие музыки; исполнительство; творчество; музыкально – образовательная деятельности.
3. В работе с детьми возрастных групп ставятся одни и те же задачи, которые постепенно усложняется.


«Театр – творчество – дети» Сорокина Н. Ф.

1. Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2. Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4лет; 4-5лет; 5-6 лет; 6-7 лет)
3. Два типа задач: 1тип. Воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей

Ребенка средствами детского театра.

2тип. Образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
«Музыкальные шедевры» Радынова О. Г.

1. Цель: Вызвать сопереживание музыке, проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать муз.способности, воспитывать эстетические чувства.
2. Ведущим видом деятельности в программе является музыкальное восприятие.
3. Тематическое планирование - 6 тем: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»; «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке»; «Музыкальные инструменты и игрушки».
Прощу вас рассказать, какие тезисы вы выбрали к своим программам

/обсуждение/

Запишите в тетрадь задачи программы «Театр – творчество – дети» Сорокиной Н.Ф.

/Читайте и записывайте/

Спасибо, вы слаженно работали.

Итак, мы закончили беседу о современных программах по музыкальному воспитанию.

Какую бы программу не выбрал музыкальный руководитель, он стремиться, чтобы воспитание и обучение носило творческий и развивающий характер. Поэтому использует в своей работе разнообразные методы и приемы.

Запишите в тетрадь тему урока: «Методы и приемы музыкального воспитания».

Скажите, какие методы вы знаете? /Наглядный, словесный, практический/.

Молодцы. Запишите план.

1. Выбор методов музыкального воспитания.

2. Методы:

а). Наглядный.

б). Словесный.

в). Метод практической деятельности.
Выбор методов музыкального воспитания зависит от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы: /Запишите себе такую схему/

Наглядный

Наглядно – слуховой наглядно - зрительный

Словесный

Практический
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами /Запишите/:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

(Прочитайте. Как вы понимаете это правило? Произведения должны быть яркими, интересными, запоминающимися, слова в песнях – понятными).

- учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

(Прочитайте. Как понимаете это правило? Уровень развития каждого детского коллектива разный – одна группа хорошо танцует, другая лучше поет – учитывать это при выборе методов).

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

(Прочитайте. Как это понимаете? Посмотрите сборник «Музыка в детском саду 2я младшая группа» - листаю, называю названия произведений – все образные, доступные для детей данного возраста).
Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в отдельности.

Итак, наглядный метод. Посмотрите на схему, в свою очередь подразделяется на: наглядно – слуховой и наглядно – зрительный.

Наглядно - слуховой метод является ведущим, т. к. без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыки педагогом и ТСО (технические средства обучения) – основное содержание этого метода. Специфика музыкального искусства существует в триединстве процессов: композитор создает музыку (записать на доске «К»), исполнитель воспроизводит (записать на доске «И»), слушатель воспринимает (записать на доске «С»).

Вам знакома эта схема: К И С.

Скажите, кто из них – главный? /рассуждения студентов/

Главный – исполнитель. От таланта и способностей исполнителей зависит успех восприятия произведения слушателем. Антон Григорьевич Рубинштейн называл исполнение музыки вторым творением, сравнивая исполнителя с актером.

Музыкальный руководитель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальное произведение, чтобы вызвать у детей сопереживание музыке.

Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в аудиозаписи. Чаще всего в аудио записи звучит тогда, тогда она дается в сравнении с «живой» музыкой.

В чем же проблемность наглядно – слухового метода? В некоторых случаях проблемности может и не быть: дети просто слушают музыку. Усложнение может быть тогда, когда существует прием сравнения, сопоставления. (запишите, и запомните два волшебных слова – сравнение и сопоставление)

Например: Сравнение 2 – 3- х произведений, контрастных между собой, либо одного и того же характера, но с разными названиями./ Звучание в аудиозаписи: «Осенняя песня» П. И. Чайковского и «Осень» А. Вивальди/.(если слушаем 1 произведение – есть проблема? А теперь послушайте другое произведение тоже про осень./

Запишите: Проблема существует, если слушаем два произведения с одинаковым названием, но разным характером, разных композиторов; если названия разные, но события или явления, рассказанные в музыке, одинаковые.

Наглядно – зрительный метод – имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картинки, рисунки, цветные карточки) применяются для того, чтобы конкретизировать впечатления детей, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Наглядность применяется только в том случае, если она необходима.

До прослушивания зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что – то разъяснить, проиллюстрировать (незнакомый инструмент). /Например: Сегодня мы с вами будем слушать звучание старинного музыкального инструмента – клавесина – показ картинки/.

Если детям показывается картинка до слушания музыки, тем самым обедняется процесс восприятия музыки. Поэтому, если использование наглядности имеет место, то лучше это делать на 2 или 3встречи. (не говорим – занятие)

/Например: Знакомство с песней «Улетают журавли» А. А. Евтодьевой – 1 встреча – исполнение музыкальным руководителем. 2 встреча – просмотр видеоклипа/.

Приемы зрительной наглядности могут не носить проблемности, и наоборот - носит проблемный характер.

Как вы считает, когда будет проблемность? (ответы студентов)

Например, когда из двух картин надо выбрать одну, соответствующую данному произведению, или сравнить с картиной два произведения и выбрать наиболее близкое по образному содержанию, выложить карточки, соответствующие настроению музыки./Например: Выберите из двух картин ту, которая больше всего подходит к музыке П. И. Чайковского «Осенняя песня» - показ и выбор студентами/.
Словесный метод – в педагогике его называют универсальным методом. В музыкальном воспитании он так же не заменим. (запишите):

Во – первых, педагог прежде всего организует внимание детей:

«Посмотрю на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают».

«Все слушают новую песню, и Оля тоже слушает».

Во – вторых, педагог передает определенные знания: о музыке, о композиторе, музыкальных инструментах, поясняет музыкальное произведение.

В – третьих, если наглядность конкретизирует восприятие, то слово углубляет его.

Какие вы знаете виды словесного метода? /беседа, рассказ, пояснение, разъяснение/.

Особенностью словесного метода в методике музыкального воспитания является не бытовая, а образная речь для пояснения музыки.

В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что – то поэтическое, что – то такое, что приближало бы слово к музыке».

Как вы думаете – на музыкальном занятии речь воспитателя и музыкального руководителя – одинакова? У кого более образная?

Педагог должен обладать образной, яркой речью: да, музыка очень нежная, ласковая, как журчание весеннего теплого ручейка.

Самое главное направление беседы – это характеристика эмоционально – образного содержания музыки, т. е. надо развивать словарь «эмоций», разъяснять новые слова – образы, применять все больше новых слов – эпитетов / «…Низкое небо вдруг заалело ворохом листьев, что просятся в даль…»/ . Вследствие чего речь детей будет обогащаться, восприятие музыки станет более глубоким, дети начнут понимать, что в музыке может быть выражено не только грустное или веселое настроение, но и множество самых разнообразных чувств и оттенков: нежность, взволнованность, торжество, печаль, тревога и т. д.

Стихотворение можно прочитать перед прослушиванием произведения, если оно близко по своему характеру музыке, которая прозвучит./ Дети, сегодня мы будем слушать музыкальное произведение, которое называется «Осень», но сначала послушайте стихотворение:

«Осень, Осень, Осень, Осень,

Ты шумишь сухой листвой!

Осень, Осень, Осень, Осень,

Наступает праздник твой!

Это праздник увяданья

Рощ, полей, лугов, садов,

Это с летом расставанье,

Ожиданье холодов.

В платье пестро – золотистом

Осень к нам явилась в зал,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

(звучит фрагмент из произведения «Осень» А. Вивальди)

Большое значение имеет тон педагога: тепло и ласково мы говорим о колыбельной; радостно и весело – о праздничной музыке.

Словесный метод не всегда носит характер проблемности. Его используют, если надо побудить детей к сравнению, к самостоятельному высказыванию о характере, о средствах музыкальной выразительности.
Практический метод – в музыкальном воспитании очень важен: педагог показывает исполнительские приемы в пении, в музыкально – ритмических движениях, в обучении игре на музыкальных инструментах. Применяя практические методы и приемы в каждом виде исполнительства, он помогает детям приобрести опыт музыкальной деятельности. Например: обучая пению, он учит правильно брать дыхание, произносить правильно слова /желтые цыплятки/, правильно воспроизводить звук.

Выразительный показ музыкально – ритмических движений способствует правильному, выразительному исполнению детьми разных движений, плясок, игр.

Прежде чем играть в оркестре, надо каждого научить игре на музыкальном инструменте.

Практический метод, как и другие методы, может иметь проблемность, а может и не иметь.

Предлагаю порассуждать: например, ребенок учиться правильно держать молоточек, поет выразительно мелодию, выразительно двигается, подражая взрослому – есть здесь проблемность? /нет/ Правильно, почему?

Проблемность будет существовать, если дети должны выбрать два или несколько движений на одну и ту же музыку, либо только одно движение, наиболее соответствующее характеру музыки. (Солдатики, зайчики, птички – игрушки)

Или использование дирижерского жеста: звучит плавная музыка – движение рук какие? (играю плавную мелодию - студенты изображают), а теперь? (играю отрывисто – студенты изображают).

Создание таких проблемных ситуаций помогает развитию самостоятельности, развитию творчества.

Практический метод необходимо сочетать с другими методами.

Как вы считаете, для чего?/

Если методы используются в сочетании, тогда у детей возникает интерес к музыкальной деятельности, они захотят эти умения и навыки применять самостоятельно, творчески (мягко пружинить, мягко хлопать, сравнить, как это делает зайчик).

Не следует забывать о приемах, которые способствуют закреплению освоенных детьми навыков. Они должны быть построены на подражательности, занимательности. Например, каждый ребенок может испытать себя в качестве солиста. Он выполняет движения или поет, а все за ним повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным.

Для того, чтобы обучение носило развивающий и творческий характер, необходимо сочетать практические приемы с проблемными заданиями. Готовясь к занятию, педагог должен отбирать методы и приемы с помощью которых он может решить поставленные задачи. Если прием не достигает цели, нужно заменить его другим. Увидели, что идет угасание интереса к деятельности – немедленно заменяем метод.

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Как вы считаете – от чего зависит выбор методов и приемов?

/Зависит от возраста детей/

В младшей группе – наглядность и практический метод. Детям этого возраста недоступно широкое применение словесных методов, т. к. речь недостаточно развита. Педагог помогает наводящими вопросами: музыка звучала нежная или задорная?

В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы применяются с нарастанием проблемности, чтобы развить у них самостоятельность и творчество. Как известно, любое произведение можно слушать и разучивать на нескольких этапах:

1 этап – когда осваивают способы исполнительства, возрастает роль практических методов в сочетании с другими методами: словесным и наглядным.

2 этап – практический метод более вариативен, проявляется самостоятельность, творчество.

Таким образом методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое развивающее воспитание и обучение побуждает детей к творческим поискам. Образное слово стимулирует их.

Для того, чтобы у вас сложилось более полное представление о методах и приемах музыкального воспитания предлагаю рассмотреть небольшие ситуации.

/Раздать фрагменты занятий в разных возрастных группах, предложить читать в слухи разбирать совместно/.

Как вы считаете, для какой возрастной группы этот отрывок занятия?

Какие методы использовал педагог?

Была ли проблемность?

Итог урока:

Итак, сегодня мы рассмотрели какие методы и приемы используются в образовательной области «Музыка». Назовите их.

Когда методы носят характер проблемности? /когда нужно сравнить, сопоставить/

Могут ли методы существовать отдельно друг от друга? /нет, они дополняют друг друга/

Спасибо.
Запишите домашнее задание:

1. Выучить материал лекции.

2. Практическое задание: каждому студенту изготовить пособие для игры «Музыкальная викторина» – 4 круга желтого, красного, коричневого, синего цветов, положить в конверт

3. Принести чистый лист размером А4 и цветные карандаши.

Спасибо за работу на уроке. Мне было приятно с вами работать. До свидания.


Скачать файл (26.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации