Конспекты занятий по сенсорному развитию з детьми раннего возраста с отклонениями в развитии
скачать (507 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 507kb. | 27.12.2012 11:10 | ![]() |
Загрузка...
- Смотрите также:
- Конспекты занятий для дошкольников (для психологов) [ лекция ]
- Конспекты занятий по сенсорному воспитанию 1младшая группа [ лекция ]
- Организация обучения детей раннего возраста [ лабораторная работа ]
- Программа - Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду [ программа ]
- Конспекты занятий по лепке с детьми 2-3 лет [ лекция ]
- Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет [ документ ]
- Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [ документ ]
- Конспекты занятий для младшей группы 2-3 года Осенние Деревья, кусты. Признаки осени [ лекция ]
- Физическое воспитание ребенка раннего возраста [ реферат ]
- Арефьева А.Л. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет [ документ ]
- Конспект для занятий по лыжной подготовке с детьми старшего дошкольного возраста [ лекция ]
- Попова С.А., Решетникова Р.Г. Пособие по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владещих хантыйским языком [ документ ]
n1.doc
Реклама MarketGid:
Занятие 1 Дата ____________________
Загрузка...
Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете: побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонацию человеческого голоса, простые мелодии и шумы). Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.
Материал. Не слишком яркий источник света (дневной свет из окна, от детского карманного фонарика или неяркой лампы защищенной абажуром).
Ход занятия.
Меняя местоположение ребенка по отношению к источнику света, а затем место источника света по отношению к лежащему на спине ребенку, взрослый побуждает его поворачивать голову к свету.
Занятие 2 Дата ____________________
Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете: побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонацию человеческого голоса, простые мелодии и шумы). Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции..
Материал. Яркие погремушки (шарики, колокольчики фигурки и т. п.) величиной 6—8 см, по цвету — однотонные (оранжевые или красные, желтые или ярко-зеленые, ярко-розовые) зажим-держатель для закрепления и показа игрушки, состоящий из соединяющихся пластинок, вмонтированных в ручку длиной 15- 30 см (он необходим для того, чтобы при демонстрации предмета исключить дополнительные зрительные раздражители-руку или лицо взрослого)
Ход занятия.
Лежащему на спине ребенку на расстоянии 10 - 60 см (расстояние определяется индивидуально для каждого ребенка опытным путем) показывают игрушку, учат фиксировать взгляд. Перемещают игрушку влево — вправо (на 20—30 см) активизируя реакцию «следования» за предметом. При 3—4 повторениях взрослый сопровождает показ легким встряхиванием погремушки, т. е. к зрительному воздействию добавляет слуховое.
Занятие 3 Дата ____________________
Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете: побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонацию человеческого голоса, простые мелодии и шумы). Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции..
Материал. Металлофон (выбирается 1 звук), бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т. д.
Ход занятия.
Сбоку слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25—50 см не очень громко ударяют 2—3 раза в бубен (звенят колокольчиком, хлопают в ладоши), вызывая двигательную реакцию на звук. При этом педагог применяет индивидуально дифференцированный подход к каждому ребенку в зависимости от развитости ориентировочных реакций. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе занятия следует изменять относительную силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25 см, если в этом есть необходимость. После 3—4 повторений и возникновения реакции на звук надо показать предмет, издающий звук, в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами.
При первых предъявлениях предмета зрительные и слуховые воздействия разделяют. При повторных — если возникает ярко выраженная слуховая ориентировочная реакция, то осуществляется и показ. Таким образом, зрительные и слуховые воздействия даются в комплексе.
Занятие 4 Дата ____________________
Цель. Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект в пространстве локализованным, удерживать в поле зрения неподвижный объект.
Ход занятия.
Ребенок лежит на спине, взрослый наклоняется над ним, смотрит ему в глаза, разговаривает с ним. Приближаясь и отдаляясь, взрослый стремится сосредоточить на своем лице взгляд ребенка. Вызвав зрительное сосредоточение, дефектолог старается не двигаться — закрепляет умение малыша удерживать в поле зрения неподвижный объект. Ребенок, внимательно всматриваясь в лицо взрослого, фиксирует его взглядом до 5—10 с.
Занятие 5 Дата ____________________
Цель. Развивать рельефное видение локализованных в пространстве предметов.
Материал. Однотонная, озвученная погремушка или какая-либо другая игрушка яркого цвета, закрепленная для демонстрации с помощью зажима-держателя .
Ход занятия.
Взрослый показывает ребенку яркую игрушку, например погремушку, на расстоянии 50—60 см от его глаз. Перемещает ее влево и вправо на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, прекращает его перемещение, давая возможность фиксировать взглядом неподвижный предмет до 5—10 с.
Занятие 6 Дата ____________________
Цель. Развивать бинокулярное зрение при восприятии объемных и плоскостных предметов. Продолжать совершенствовать зримые ориентировочные реакции на движущийся и неподвижный предмет, действия прослеживания и фиксирования.
Материал. Плакетка, изготовленная из картона и цветной бумаги: например, оранжевый круг диаметром 12 см, в центр которого для облегчения зрительного сосредоточения приклеивается яркое «пятно» — синий кружок диаметром 5 см (плакетки также иметь форму квадрата, треугольника с закругленными концами, звездочки, цветочка и т. п.); держатель-зажим
Когда ребенок научится фиксировать взгляд на неподвижном предмете, например на лице взрослого, можно использовать плакетки не только цветные, разной формы, но и образные, отражающие, например, человеческое лицо. Плакетка состоит из кругов, имеющих оборотные стороны (диаметром 18—20 см), на которых даны мимические выражения: смеющееся, удивленное, спокойное.
Ход занятия..
Взрослый показывает ребенку плакетку на расстоянии 50—60 см от его глаз. Перемещает ее влево и вправо на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, прекращает его перемещение, давая возможность фиксировать взглядом неподвижный предмет до 5—10 с.
Занятие 7 Дата ____________________
Цель. Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка.
Материал. Погремушка или колокольчик.
Ход занятия.
Взрослый вне поля зрения ребенка воспроизводит звук погремушки или колокольчика, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15—20 с. Повторяет эту ситуацию. Затем показывает ребенку игрушку, издававшую звук. При появлении зрительного и слухового сосредоточения пытается вызвать фиксацию взора на неподвижном предмете.
Занятие 8 Дата ____________________
Цель. Развивать плавное слежение за движущимся предметом в зависимости от изменения траектории его движения (влево - вправо, вниз — вверх) и темпа (убыстренный — замедленный).
Материал. Яркая однотонная погремушка размером 6—8 см с удобной для показа ручкой; цветная образная игрушка размером 10 см (птичка, поросенок и т. п.), которая с помощью ленточки длиной 15—20 см укрепляется на зажиме-держателе, позволяющем при демонстрации игрушки фиксировать внимание только на ней . Игрушка крепится так, чтобы в поле зрения малыша попадала наиболее выразительная, занимательная ее часть, например головка птички, мордочка поросенка и т. п. Можно использовать плакетку также с различными мимическими выражениями человеческого лица.
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на спине. Дефектолог, показывая игрушку, привлекает к ней внимание: приближает и удаляет ее от глаз ребенка (на 50—70 см), отводит в стороны. Каждый раз вызывает сосредоточение взгляда на игрушке.
Занятие 9 Дата ____________________
Цель. Продолжать развивать слуховое сосредоточение на предмете, издающем звук, а также плавное слежение за ним.
Материал. Яркая погремушка или колокольчик, издающие мелодичные приятные звуки.
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на спине. Дефектолог, показывая игрушку, привлекает к ней внимание: приближает и удаляет ее от глаз ребенка (на 50—70 см), отводит в стороны. Каждый раз вызывает сосредоточение взгляда на игрушке.
Примечание. При повторных занятиях, когда появится относительно устойчивая зрительная реакция (фиксация) на предмет и плавное его прослеживание, в процессе демонстрации следует изменять не только траекторию, но и темп движения — несколько убыстряя, а затем замедляя его (в зависимости от индивидуальных возможностей). При этом ребенок учится убыстрять или замедлять прослеживание.
Занятие 10 Дата ____________________
Цель. Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издающим им звуком.
Материал. Мелодичная погремушка или колокольчик, барабанчик.
Ход занятия.
Слева, затем справа на расстоянии 50—60 см от ребенка позвенеть колокольчиком — вызвать слуховое сосредоточение, показать колокольчик, издающий звук. После того как ориентировочная реакция на звук колокольчика угаснет, постучать в барабанчик — вызвать реакцию на другой звуковой раздражитель. Показать барабанчик.
Когда слуховая реакция угаснет и на этот звук, взрослый начинает вокализировать мелодию одной музыкальной фразы (например, «Во поле береза стояла» — русская народная песня). Затем эту же мелодию можно спеть над ребенком, сосредоточившим взгляд на лице взрослого.
Занятие 11 Дата ____________________
Цель. Развивать способность более длительно следить за движущимся предметом: удерживать в поле зрения приближающееся и удаляющееся, наклоняющееся влево — вправо лицо
взрослого
Материал. Колокольчик и погремушки меньшего размера (основная часть погремушки не менее 5 см в диаметре); различные сюжетные игрушки (размером до 10см), крепящиеся с помощью зажима-держателя, демонстрирующиеся под удобным для ребенка углом зрения
Ход занятия.
Слева, затем справа на расстоянии 50—60 см от ребенка позвенеть колокольчиком — вызвать слуховое сосредоточение, показать колокольчик, издающий звук. После того как ориентировочная реакция на звук колокольчика угаснет, постучать погремушкой — вызвать реакцию на другой звуковой раздражитель. Показать погремушку.
При возникновении зрительной фиксации неподвижного предмета и слежения за движущимся объектом добиваться увеличения времени непрерывного реагирования (до 10—15 с и более).
Занятие 12 Дата ____________________
Цель. Развивать слуховые ориентировочные реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).
Материал. Мелодичная погремушка или колокольчик.
Ход занятия.
Слева, затем справа на расстоянии 50—60 см от ребенка позвенеть колокольчиком — вызвать слуховое сосредоточение. Звучащий предмет сразу ребенку не показывают, побуждая его к активному поиску источника звука.
Занятие 13 Дата ____________________
Цель. Ознакомление с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т. п.
Материал. Две ленточки: атласная и джутовая или джинсовая шириной 1 —1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.
Ход занятия.
Дефектолог берет гладкую ленточку и накручивает ее на указательный палец своей правой руки (как бы бинтует его). Поглаживая руку ребенка, взрослый проводит обернутой поверхностью по тыльной стороне его руки, затем по ладони, задерживая в ней обернутый ленточкой палец. Побуждает малыша крепче схватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Также проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3—4 занятия можно вкладывать в руку ребенка поочередно ленточки, шнурок, не фиксируя их рукой взрослого. Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет, но долго еще не может его фиксировать и через некоторое время предмет выпадает.
Занятие 14 Дата ____________________
Цель. Вызвать зрительное сосредоточение на предмете, расположенном в горизонтальной плоскости (из положения лежа на животе).
Материал. Яркая, звучащая погремушка или озвученная игрушка. Можно использовать бубен, повернув его яркой, боковой стороной.
Ход занятия.
Взрослый кладет ребенка на живот на расстоянии 30—40 см от игрушки. Встряхивая игрушку и извлекая звук, побуждает ребенка прислушаться, поднять голову, взглянуть в сторону звучащего предмета. После того как ребенок 1 — 2 раза поднимет голову, рассматривая звучащую игрушку, надо перевернуть его на спину, дать возможность рассмотреть звучащий предмет. На 2—3 занятиях повторить весь комплекс дважды, добиваясь устойчивого удерживания головы 30—40 с.
При последующих занятиях следует менять звучащие игрушки.
Занятие 15 Дата ____________________
Цель. Развивать зрительное сосредоточение при вертикальном положении (на руках у взрослого).
Материал. Заводная, музыкальная игрушка (танцующий мишка, зайчик, бьющий в барабан, и т. п.) или обыкновенная игрушка (ярко-желтая «крякающая» уточка, звенящая матрешка-неваляшка).
Ход занятия.
Взрослый берет ребенка на руки вертикально (но не сажает его), давая опереться на свое плечо, другой рукой поддерживает его за спину. Подносит малыша к полочке, расположенной на уровне его глаз, где стоит 1 яркая игрушка (матрешка-неваляшка, или ярко-желтая уточка, или какая-либо заводная игрушка) среднего размера (20—25 см). Дефектолог так поворачивается к полочке, чтобы ребенок хорошо видел игрушку, и дает ему возможность проявить самостоятельность в зрительном поиске в течение 30—40 с.
Затем второй взрослый начинает заниматься с ребенком: обращается к малышу, акцентирует его внимание на игрушке, встряхивает ее, заводит (если она заводная), приводит в движение, извлекает звук, называет игрушку (га-га — утка, ба-ба — матрешка и т. п.). Делает паузу. Затеям повторяет действия, в процессе которых удаляет и приближает к ребенку предмет, называет его, интонационно выделяя голосом, чуть замедляя свою речь, т. е. стремится вызвать у ребенка ориентировочно-исследовательскую деятельность, устойчивость реакции сосредоточения на предмет в течение 30—40 с и более.
Занятие 16 Дата ____________________
Цель. Обогащать тактильную чувствительность ладоней, имитировать навык захватывания предмета рукой.
Материал. Твердые, мягкие, пружинящие, поролоновые шарики и валики, обшитые различной тканью (шарики диаметром 2,5 см, валики длиной 7—8 см, толщиной сечения 1,5 см)
Ход занятия.
Взрослый вкладывает 1 шарик в середину ладони сначала правой, затем левой руки ребенка. Валики вкладываются поперек ладони так, чтобы их можно было обхватить 4 сложенными пальцами (большой палец отводится). В первый момент взрослый придерживает предмет в ладони ребенка, побуждая к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию
руками (от 2—3 с до 10 с). Вкладывание предметов повторяется 3—5 раз в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойство (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость, легкость, тяжесть и т. п.).
Занятие 17 Дата ____________________
Цель. Развивать зрительные ориентировочные реакции при показе знакомых игрушек, учить замечать новый предмет, обозревать предметы из разных положений (лежа на спине, на животе).
Материал. Игрушки, знакомые детям (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (матрешка-неваляшка)
Ход занятия.
Дефектолог поочередно показывает ребенку искомые игрушки, удаленные от него на расстоянии 60—70 см, перемещая их влево — вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается индивидуально, затем несколько убыстряется или замедляется с целью формирования навыка активного слежения за предметом. Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, дефектолог устанавливает ее так, что она зависает над ребенком. Так малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Как только зрительная ориентировочная реакция на него угасает, дефектолог опять приводит его в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2—3 раза.
Далее дефектолог побуждает ребенка протянуть руку к игрушке, которую приближают к малышу. Если ребенок не проявляет активности, взрослый накладывает его ладонь на предмет. То же повторяют другой рукой.
Во второй части занятия дефектолог осуществляет те же действия, но с новым предметом. Показ его должен быть более длительным, чтобы ребенок мог рассмотреть незнакомую игрушку. Затем взрослый побуждает малыша обозревать предмет из разных положений (например, лежа на животе—не более 2—2,5 мин). В конце занятия полезно попеременно продемонстрировать игрушки знакомые и впервые увиденную.
Во время занятия дефектолог разговаривает с малышом, называет его по имени, эмоционально откликается на его удачные действия, называет игрушки облегченными словами (ля-ля, га-га, ба-ба), сочетая их с общепринятыми (кукла, утка, матрешка и т. п.).
Занятие 18 Дата ____________________
Цель. Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Обогащать его чувственный опыт, знакомя с различными свойствами звучащих предметов.
Материал. Предметы, издающие звуки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10—12 см) образные игрушки, издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. п.
Ход занятия.
Взрослый кладет ребенка на середину манежа, боковые стороны которого закрыты салфетками. Взрослый на расстоянии не далее 1 м приводит в движение колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы внезапность не испугала ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Дефектолог повторяет сигналы до того момента, пока ребенок не повернет голову в его сторону, т. е. определит направление звука. При появлении реакции взрослый отодвигает салфетку и звенит колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем приближает колокольчик к краю манежа, звенит колокольчиком в манеже, сильно его не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взглядом предмет (до 10 с), звенящий колокольчик убирается за манеж, сторона которого закрывается салфеткой. После паузы в 10— 15с взрослый переходит к другой стороне манежа, повторяет первую часть занятия.
Ребенку дают возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем притянуть к себе игрушку. С этой целью её держат над маленьким ребенком, направляя то к одной, то к другой его руке, осторожно касаясь и побуждая к захватыванию игрушки.
Занятие 19 Дата ____________________
Цель. Побуждать к выпрямлению рук над грудью, притягиванию к себе игрушек, попытке захватить их, удержать не менее 20 с. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы, различные по своим физическим свойствам, фактуре, позволяющим дифференцировать положение большого пальца малыша при схватывании игрушки.
Материал. Валики (длиной 7—8 см, сечением 1,5—2 см), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой и т. п.) Шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2—2,5 см): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые из ситцевой, махровой, шелковой, джинсовой и др. тканей; обшитые кожей, мехом. К матерчатым шарикам крепятся тонкие ленточки (20—30 см), а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки. Палочки короткие (10 см), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении 1 см) — для вкладывания в каждую руку; палочки длинные (25—30 см) — для захватывания двумя руками одновременно. Кольца (диаметром 5—10 см) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а также обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром. К кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж. Сюжетные и образные игрушки - вкладыши (грибок, огурчики, ягоды, морковки, куколка и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (величиной 5—10 см).
Ход занятия.
Ребенок лежит на спине. Взрослый попеременно вкладывает в ладони его рук игрушки: мягкие и. твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании, когда вкладыш помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Дефектолог побуждает ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, передавая легкое напряжение своей рукой через тыльную сторону его руки. У малыша развивается осязание.
Во второй части занятия эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные к ленточками за специальные петельки. Дефектолог, фиксируя на ленте предмет, задерживает его в ладони ребенка, а затем вытягивает, побуждая малыша к более цепкому схватыванию и удерживанию.
Занятие 20 Дата ____________________
Цель. Развивать целенаправленные действия руки: приближение к видимому предмету, захватывание его, притягивание к себе, удерживание в течение 20—30 с. Побуждать к повторному действию. Прибегая к методу пассивных упражнений, производить рукой ребенка ощупывающие движения (аккуратно расслабляя и слегка сжимая его ладонь, прикасающуюся к предмету), повторять действия с игрушкой, побуждая к большей самостоятельности в выполнении. Продолжать развивать восприятие предметов, различных по цвету, величине и форме.
Материал . 2 гладких цветных кольца (например, красного и белого цвета) диаметром 10—12 см (диаметр сечения 1 —1,5 см), к которым прикреплены маленькие колокольчики или бубенчики. Также можно использовать шарик-погремушку, укрепленный на кольце.
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на спине. В первой части занятия дефектолог показывает малышу колечко, встряхивает его, приводя в движение колокольчик. Затем осторожно разжимает пальчики ребенка и вкладывает ему кольцо между большим и четырьмя другими пальцами. Взрослый помогает удержать предмет, обхватив руку малыша своей рукой. Встряхивает кольцо, продолжая фиксировать своей рукой руку ребенка.
Динь - динь! — имитирует голосом звук колокольчика. Делает паузу 15 с. Повторяет это действие. Убедившись, что малыш удерживает предмет, постепенно отпускает его руку, давая возможность действовать самостоятельно. Аналогичные действия проводятся с колечком другого цвета, которое вкладывается в другую руку ребенка.
Во второй части занятия взрослый учит малыша действию хватания, помещая предмет на высоте 10—15 см над грудью ребенка слева или справа от него. С этой целью в кольцо пропускается лента, на которой оно и демонстрируется. Вначале кольцо подводят к руке малыша, чтобы оно коснулось ее. Затем кольцо отодвигается, чтобы побудить к выполнению целенаправленного движения к игрушке и захватыванию ее. Если у ребенка это действие не получается, дефектолог закрепляет ленточку с кольцом над ребенком (с помощью специального устройства в манеже —кронштейна) и учит его процессу хватания: медленно ведет руку малыша к кольцу, легонько разжимает ладонь, пропускает 4 пальца внутрь кольца, побуждает сжать его, а затем встряхнуть
Ребенок должен видеть действия дефектолога. В третьей части упражнения повторяют из положения лежа на животе.
Занятие 21 Дата ____________________
Цель. Учить захватывать предметы разной формы из удобного положения, удерживать их не менее 20—30 с; производит) ощупывающие движения, знакомясь с физическими свойствами формой, массой, упругостью и т. д. Развивать восприятие предмет;, как объекта, обладающего комплексом свойств.
Материал. Игрушки-подвески, которые ранее использовались как вкладыши (гриб, куколка, огурчик, морковка, ягоды а также валики и шарики — твердые, мягкие, легкие и тяжелые и т. п.)
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на спине. Дефектолог поочередно то в левую, то в правую руку вкладывает игрушки, различные по массе и упругости (например, вначале красный твердый, тяжелый шарик, а затем такой же шарик, но мягкий легкий, хорошо поддающийся сжатию. Можно использовать цветные валики, обтянутые тканью различной фактуры, также отличающиеся плотностью, твердостью, упругостью).
Во второй части занятия малыш действует с игрушками укрепленными на ленточках слева или справа от него на расстоянии 10—15 см над грудью. Подвешивают зеленые огурчики, красные ягоды, т. е. предметы, резко различные по форме и цвету захватывая которые ребенок приобретает контрастный чувственный опыт. Чтобы ребенок стремился захватить предмет, игрушки вначале подводят к его ладони, а затем, когда захват проделан при вторичных попытках несколько отстраняют игрушку, добиваясь от ребенка целенаправленного движения к предмету, следования за ним, схватывания и притягивания к себе.
В третьей части занятия захватывание производится из положения лежа на животе, опираясь на предплечья.
Во всех случаях дефектолог должен создавать условия, чтобы ребенок мог захватить предмет, т. е. чтобы результат был положительным.
Занятие 22 Дата ____________________
Цель. Закреплять навык хватания предметов из положения лежа на животе и опираясь на предплечья. Развивать ориентировочно-исследовательские действия руки, элементарное обследование предметов.
Материал. 3 разноцветных шарика (диаметром 2,5—3 см) и 3 разноцветных кубика (3X3X3 см), полиэтиленовые или деревянные, имеющие сквозное отверстие. Их цвет выбирается произвольно, но так, чтобы при нанизывании на ленту (длиной до 150 см) получилась красочная гирлянда из чередующихся по форме и цвету предметов (например, красные шарик и кубик, зеленые шарик и кубик, синие шарик и кубик и т. п.). Концы ленты связываются. Вся конструкция выкладывается в манеже кольцом, на одной стороне которого равномерно (на расстоянии 15 см один от другого) гирляндой располагаются предметы. Другая сторона ленточного кольца остается свободной.
Ход занятия.
Ребенка кладут на живот так, чтобы его туловище наполовину оказалось в кольце, очерченной лентой. Предметы на другой части ленты располагаются полукругом перед малышом. Дефектолог дает возможность ребенку рассмотреть лежащие перед ним шарики и кубики. Если малыш не делает попыток протянуть руку к предмету, взрослый передвигает шарик или кубик к нему поближе, а при необходимости выполняет это действие рукой малыша в замедленном темпе, давая возможность рассмотреть предмет.
«Ш-а-а-арик! Ку-у-у-бик!»— говорит взрослый, интонируя голосом, повышая и понижая его, выделяя гласные звуки а, у, которые входят в состав речевых звуков при гулении. Через 2—3 мин следует перевернуть ребенка на спину и дать возможность немного отдохнуть.
Во второй части занятия взрослый помогает ребенку сделать поворот со спины на бок и на живот. Лежа на животе, он вновь захватывает и подтягивает к себе игрушки. Так малыш действует 2-3 мин, после чего дефектолог поворачивает его на спину и укрепляет над ним гирлянду на расстоянии его вытянутой руки.
Занятие 23 Дата ____________________
Цель. Учить находить невидимый источник звука. Выполнять целенаправленное действие в его сторону (поворот со спины и на живот).
Материал. Яркие матерчатые колпачки (2—3 шт.), которыми украшается обыкновенный колокольчик или погремушка. Через сквозное отверстие с помощью ленточки колпачок укрепляется на колокольчике или гремящем шарике. Цветная картонная ширмочка, за которой находится невидимый ребенку источник колокольчик.
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на спине. Дефектолог, находясь сбоку от него, встряхивает невидимый ему колокольчик, побуждая ребенка повернуть голову и взором найти источник звука.
Во второй части занятия дефектолог убирает картонку- ширмочку, ребенок слышит и видит колокольчик, но захватить его из положения лежа на спине не может. Дефектолог то приближает то удаляет колокольчик от ребенка, затем подносит его к малыша, но не дает взять до тех пор, пока малыш не перевернется со спины на бок, а затем на живот. Взрослый помогает ему, если это необходимо. Как только ребенок сделает поворот на живот, ему дается возможность захватить колокольчик, висящий на ленте.
Третья часть занятия может повторять вторую, но поворот в сторону невидимого звучащего предмета малыш делает уже в другую сторону.
Варианты. Аналогичное занятие проводят с музыкальными игрушками, различными по тембру звучания (маленький бубен, шуршащий султанчик, музыкальные игрушки, пищалки и т. п.)
Занятие 24 Дата ____________________
Цель. Учить выполнять целенаправленное действие к предмету, находящемуся в поле зрения ребенка. Продолжать развивать и совершенствовать навык хватания.
Материал. Цветная гладкая ленточка (длиной 50 см), шнурок (длиной 80 см и толщиной 0,5 см), на котором навязаны узелки. К кончикам ленты и шнура прикреплены маленькие блестящие колокольчики .
Ход занятия
Ребенок лежит в манеже на спине. Дефектолог вертикально держит перед ним ленточку. Если малыш не проявляет самостоятельности в захватывании, то дефектолог вкладывает ленточку в руку. Затем легко подтягивает за кончик, давая ребенку возможность ощутить скользящую, гладкую поверхность.
Во второй части занятия взрослый побуждает ребенка схватить ленточку, которая расположена горизонтально на уровне его согнутых в локтях рук. Это действие малыш совершает уже по-другому, повернув ладонь параллельно ленте. Затем дефектолог вкладывает в руку малыша шнурок с узелками и легко вытягивает его, побуждая ребенка раскрыть ладонь, как только ее коснется узелок, и перехватить шнурок в гладком месте.
Занятие 25 Дата ____________________
Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность ладоней при соприкосновении с ними.
Материал. Плоская подушечка (40 X 40 см) из поролона толщиной 1 —1,5 см, к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, джутовой и т. п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры и т. п.).
Можно использовать подушечку другого типа. Она выполнена из тонкого поролона, обтянутого с двух сторон цветными однотонными тканями (например, красного и зеленого цвета). Форма может быть круглой, овальной, квадратной и пр. В подушечку насквозь продергивают шнуры (длиной 50 см), к концам которых прикрепляют различные безделушки (размером 2—2,5 см): цветные шарики, бубенчики, колечки и пр. Ребенок поочередно вытягивает шнуры с обеих сторон подушечки. Если с одной стороны того поля все безделушки вытянуты, то предмет переворачивается
Ход занятия.
Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, дефектолог подкладывает под его ладони подушечку. Берет руку ребенка за запястье и проводит его ладонью по поверхности предмета, стараясь вызвать ощупывающие движения.
Занятие 26 Дата ____________________
Цель. Обучать выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство, к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек
Ход занятия.
Дефектолог побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику и т. п.).
С этой целью взрослый приводит игрушку в движение: встряхивает, сжимает, подтягивает за ленточку и т. п. «Ша-а-рик»,— говорит взрослый, побуждая малыша захватить рукой игрушку. Если малыш не проявляет активности, дефектолог приводит в движение подвесное устройство, так чтобы шарик приблизился к руке ребенка. Малыш тянет его к себе. Это действие вызывает изменение местоположения игрушки, находящейся рядом с ним. Ребенок начинает действовать с последней. Ее притягивание изменяет положение в пространстве третьего предмета, находящегося рядом со вторым, и т. д.
Занятие может иметь множество вариантов: различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка.
Занятие 27 Дата ____________________
Цель. Обучать выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).
Материал. Подвесное устройство, на котором с помощью шнуров или ленточек укрепляются игрушки.
Ход занятия.
Дефектолог побуждает ребенка подтянуть к себе шарик или колокольчик. Если малыш не проявляет активности, взрослый показывает возможные действия с подвесным устройством, прибегает к методу пассивных движений: вкладывая в руку малыша колечко или шарик, побуждает подтянуть его себе. Так ребенок осуществляет простое результативное действие.
Занятие может иметь варианты при замене игрушек, что способствует обогащению его чувственного опыта.
Скачать файл (507 kb.)