Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Современное состояние и качество управления в РФ - файл n1.doc


Реферат - Современное состояние и качество управления в РФ
скачать (132 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc132kb.24.12.2012 06:13скачать


n1.doc



РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РосНОУ)
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Современный менеджмент»

Современное состояние и качество управления в РФ

Подготовил:

Студент 5 курса очной формы обучения, группы 653-3

Ф.И.О. Фам Х. Ч.


Проверил:

доц. Матыцин Д. А.


Москва

2012

Оглавление

Введение 3

Корпоративное управление: сущность и содержание 5

Структура корпоративного управления 6

Принципы и стандарты корпоративного управления 8

Принципы корпоративного управления ОЭСР 8

Кодекс корпоративного поведения 9

Функции и деятельность совета директоров в акционерном обществе 11

Функции и деятельность исполнительных органов 15

Основные модели корпоративного управления 15

Англо-американская модель корпоративного управления 17

Японская модель корпоративного управления 19

Семейная модель корпоративного управления 20

Состояние корпоративного управления в России 21

Заключение 27

Используемая литература 29

Введение


Из-за усиления конкуренции, начавшейся в связи с глобализацией инвестиционных процессов в 90-е годы, компании стали ориентироваться на требования инвесторов, основным из которых является надлежащая система корпоративного управления. В их глазах корпоративное управление является индикатором, на который реагируют зачастую более оперативно, чем на улучшение макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт ВВП, валовой национальный продукт ВНП, чистый внутренний продукт ЧВП, внутренний доход ВД, личный доход граждан ЛД).

Как показывает практика, эффективное корпоративное управление облегчает компаниям доступ на рынки капитала, способствует повышению доверия со стороны инвесторов и конкурентоспособности компании.

Кроме того, политическая и экономическая реформы, принятые в России в последнее десятилетие, позволили отечественным корпорациям вступить в тесную связь с мировым хозяйственным процессом и остро поставили вопрос о такой российской модели корпоративного управления, которая бы воспринималась внешними экономическими организациями. В связи с этим возникла необходимость применения и развития надлежащей практики корпоративного управления.

Актуальность изучения состояния и развития корпоративного управления объясняется следующими факторами:

  • интеграция корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;

  • повышение конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;

  • обеспечение инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;

  • создание баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией.

Также актуальность связана с современными реалиями организации бизнеса в России. Это объясняется необходимостью обеспечения успешного долговременного развития российской экономики, привлечением инвестиций и повышением доверия инвесторов. Эффективность корпоративного управления прямо влияет на приток внешних инвестиций в экономику страны. Именно поэтому вопрос развития корпоративного управления имеет важную значимость для России.

Цель исследования: рассмотреть сущность и нынешнее состояние корпоративного управления и проанализировать тенденции развития системы корпоративного управления в России.

Задачи исследования:

  • определить сущность, основные особенности и нынешнее состояние корпоративного управления;

  • проанализировать тенденции развития корпоративного управления в российских условиях.

Корпоративное управление: сущность и содержание


Термин «корпорация» понимается как наиболее развитая форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпоративные образования интегрируют финансовый и промышленный капитал в новые эффективные фирмы хозяйствования.

Смысл корпоративного управления заключается в том, что оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление корпорациями. Также корпоративное управление направлено на реализацию двух целей:

  • увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и (или) дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;

  • обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и других финансово-заинтересованных лиц.

Корпоративное управление — составная часть менеджмента, осуществляемая высшим уровнем управления с учетом интересов держателей акций и прочих лиц, деятельность которых связана с корпорацией. Эффективное корпоративное управление устанавливает баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами, а также обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование компании. Такая система подразумевает наличие определенных отношений между менеджерами компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными субъектами.

Структура корпоративного управления


Взаимоотношения между акционерами и менеджерами заключаются в том, что первые предоставляют капитал последним с целью получения отдачи на вложенные ими средства. Менеджеры в свою очередь должны регулярно предоставлять акционерам прозрачную финансовую информацию и отчеты о деятельности компании. Акционеры также избирают наблюдательный орган (обычно это совет директоров или наблюдательный совет), который должен представлять их интересы. Этот орган, по сути, осуществляет стратегическое руководство и контролирует менеджеров общества. Менеджеры подотчетны наблюдательному органу, который в свою очередь подотчетен акционерам (через общее собрание акционеров).

Структуры и процессы, которые определяют эти взаимоотношения, обычно связаны с различными механизмами управления эффективностью, контроля и учета.

Один из принципов корпоративного управления — принцип разделение права собственности и права контроля. Акционеры являются собственниками капитала корпорации, но право контроля и управления принадлежит менеджерам, которые являются наемными агентами. Менеджеры, обладая профессиональными навыками, знаниями, принимают и реализовывают решения по наилучшему использованию капитала. Собственники не всегда имеют необходимые профессиональные навыки и выполняют функцию поставщиков капитала и вправе рассчитывать на соответствующую их вкладу долю прибыли от деятельности корпорации.

Основная задача системы корпоративного управления — уменьшение общих агентских затрат, что максимизирует стоимость общества для инвесторов.

Участниками корпоративных отношений являются:

  • Акционеры — инвесторы организации, которые заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акции в случае их продажи;

  • Наемные менеджеры — осуществляют все основные функции управления;

  • Персонал организации — непосредственно участвует в производственно-хозяйственной деятельности организации;

  • Государственные органы управления — формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений;

  • Кредиторы — участвуют в финансировании, производственно-хозяйственной и иной деятельности корпораций;

  • Региональные и местные органы управления — имеют возможность влиять на деятельность компании в основном через местные налоги.

Основными участниками корпоративных отношений являются владельцы корпораций и ее менеджеры. Но в последние два десятилетия развивается тенденция признания активными участниками корпоративных отношений и процесса корпоративного управления других заинтересованных групп, таких как персонал компании, кредиторы, органы власти, партнеры и другие.

Принципы и стандарты корпоративного управления


Принципы корпоративного управления ОЭСР

Одной из особенностей корпоративного управления является сбалансированность интересов, т.е. интересы всех участников корпоративных отношений соблюдаются и не нарушаются при работе корпорации. Одним из средств обеспечения сбалансированности корпоративного управления является следование принципам, стандартам, кодексам и рекомендациям в области корпоративного управления, а также наличие цивилизованного решения возникающих корпоративных конфликтов.

В 1999 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были разработаны «Принципы корпоративного управления», являющиеся основным документом в области международных стандартов корпоративного управления и касающиеся пяти областей.

  1. Права акционеров.

Структура корпоративного управления должна защищать права акционеров.

  1. Равное отношение к акционерам.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных инвесторов.

У всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.

  1. Роль заинтересованных лиц.

Структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц, поощрять их активное сотрудничество с компанией по созданию рабочих мест, повышению благосостояния и финансовой стабильности предприятия.

  1. Раскрытие информации и прозрачность.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное предоставление информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

  1. Обязанности совета директоров.

Структура корпоративного управления должна обеспечивать:

  • управление компанией;

  • эффективный контроль деятельности администрации со стороны совета директоров;

  • подотчетность совета директоров акционерам.

Принципы корпоративного управления ОЭСР носят рекомендательный характер и могут использоваться правительствами в качестве отправного начала для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики.

Кодекс корпоративного поведения

Кодекс корпоративного поведения (ККП) — это документ, который описывает правила поведения между собственниками, менеджерами и акционерами.

В настоящее время в большинстве развитых стран действуют ККП, разработанные по инициативе негосударственных профессиональных объединений. Помимо Кодексов, определяющих общие стандарты корпоративного поведения, в мировой практике существует ряд стандартов, разработанных для различных сторон, участвующих в корпоративном управлении.

Основные принципы:

Обобщая содержание Российского кодекса и аналогичных документов, принятых в зарубежных странах, можно выделить следующие положения, которые, по мнению участников мировых рынков ценных бумаг, нуждаются в добровольном саморегулировании со стороны членов сообщества:

  • обеспечение равенства прав акционеров;

  • придание совету директоров подлинной значимости как органа стратегического управления акционерного общества и контроля за деятельностью исполнительных органов;

  • седопущение излишнего ограничения компетенции исполнительных органов акционерного общества с одновременным обеспечением их подконтрольности совету директоров и акционерам;

  • обеспечение максимальной информационной прозрачности деятельности акционерного общества;

  • учет законных интересов работников общества и иных групп заинтересованных лиц;

  • обеспечение максимального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Разработанные Кодексы не носят характер законодательных актов и имеют исключительно рекомендательную основу, но отказ от следования нормам этим нормам может нанести ущерб имиджу организации и стать причиной ухудшения экономического положения.

Кодекс корпоративного поведения (ККП) рассматривается как:

  • инструмент по повышению имиджа организации;

  • средство увеличения инвестиционной привлекательности;

  • инструмент, облегчающий разрешение споров.

Функции и деятельность совета директоров в акционерном обществе


В мировой практике используются так называемые двух- и трехзвенная структуры высшего уровня управления. Двухзвенная структура предполагает наличие общего собрания акционеров и совета директоров (США, Великобритания, Канада, Япония). Трехзвенная структура управления предусматривает наличие общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) и правления (Германия, Россия, Нидерланды).

Российское законодательство регламентирует трехзвенную структуру корпоративного управления: общее собрание акционеров, совет директоров (не менее семи членов) и правление (исполнительный орган).

Собрание акционеров является важным органом управления, через который реализуется основное право акционеров осуществления контроля деятельности фирмы. Участвуя в общем собрании, акционер реализует принадлежащее ему право на участие в управлении обществом. Проведение не реже одного раза в год общего собрания акционеров позволяет обществу информировать акционеров о достигнутых результатах, политике компании, привлекать собственников бизнеса к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества.

Обязательными для рассмотрения на собрании акционеров являются следующие вопросы:

  • утверждение годового отчета и распределение прибыли (выплата дивидендов);

  • избрание (переизбрание) членов совета директоров.

Решения, принятые на общем собрании, являются обязательными для всех акционеров независимо от их участия в работе собрания и характере голосования.

Наметилась тенденция ориентации российских компаний на цивилизованные методы ведения бизнеса. Собственники и руководители компаний все больше начинают понимать, что важнейшей составляющей конкурентоспособности компании и залогом привлечения необходимых инвестиций является соблюдение законодательства и общепризнанных стандартов корпоративного управления.

Общее собрание акционеров принимает наиболее важные решения, связанные с деятельностью компании. Определение политики компании, основных направлений деятельности, стратегии бизнеса, а также осуществление контроля деятельности исполнительных органов должно осуществляться профессионалами, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в бизнесе. Принятие решений по данным вопросам возлагается законодательством разных стран на специальный орган общества — совет директоров или наблюдательный совет. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Совет занимает промежуточное положение между собранием акционеров и администрацией, возглавляемой главным управляющим. Он выполняет три основные функции: назначение администрации, рассмотрение и принятие важнейших общекорпоративных решений, контроль деятельности администрации.

В состав совета обычно входят крупные акционеры, представители коммерческих и инвестиционных структур и прочих финансовых организаций. Основная задача совета — защита интересов акционеров. Он должен руководить корпорацией, обеспечивая ее прибыльность и своевременную выплату дивидендов.

В отечественной практике корпоративного управления структура акционерной собственности характеризуется значительной концентрацией, поэтому в большинстве случаев совет директоров российских компаний, прежде всего, представляет интересы крупных акционеров. Основные позиции в советах принадлежат администрации.

Совет директоров в российских компаниях в большинстве случаев не является эффективным органом, который согласно сложившейся практике развитых стран должен обеспечивать эффективную связь между акционерами и менеджментом компании и осуществлять контроль деятельности руководителей. Зачастую заседания совета директоров проводятся формально для соблюдения существующего законодательства. Во многих компаниях не соблюдаются формальные процедуры, не принимаются специальные документы, прописывающие порядок работы совета директоров.

Одной из характерных особенностей функционирования совета директоров российских компаний является то, что при организации процесса управления активно используются так называемые личностные отношения.

Функции, состав, стиль управления, а также основные сферы, в которых совет директоров осуществляет руководство, различаются от компании к компании. Анализ зарубежной практики корпоративного управления, рекомендаций и принципов, разработанных различными международными организациями позволяет выделить общие функции, возложенные на совет директоров различных компаний:

  • определение приоритетных направлений развития общества, выработка и реализация общекорпоративной стратегии;

  • утверждение организационной структуры компании;

  • оценка рисков и управление ими;

  • обеспечение эффективного внутрифирменного контроля и контроль текущей финансово-хозяйственной деятельностью общества;

  • обеспечение эффективной деятельности и контроль работы исполнительного органа компании;

  • определение компетенций и направлений работы самого совета директоров;

  • подготовка и раскрытие информации о деятельности компании, реализация и защита прав акционеров.

В компаниях развитых стран между членами совета директоров проводится разделение функций, каждый директор ответствен за определенную область деятельности.

Численный состав совета каждой компании зависит от многих факторов. Он определяется общим собранием акционеров и уставом обществ. Согласно российскому законодательству, в акционерном обществе с числом более 1 тыс. акционеров должно быть не менее семи членов совета, с числом более 10 тыс. акционеров — не менее девяти. Членом совета может быть только физическое лицо. Это означает, что у акционера — юридического лица есть возможность быть представленным в совете директоров только физическим лицом. Членами совета могут быть неакционеры общества.

Статистика свидетельствует, что средний размер совета директоров в российских компаниях составляет девять человек. В практике российского бизнеса в состав директоров, как правило, входят три категории директоров: исполнительные, неисполнительные и независимые. В настоящее время только 50% российских компаний имеют независимых директоров. Причем введение в состав директоров независимых членов зачастую связано с необходимостью привлечения финансирования на зарубежных фондовых биржах.

Функции и деятельность исполнительных органов


Исполнительный орган управления акционерным обществом является органом непосредственного управления, который создается по решению общего собрания акционеров и (или) совета директоров. Функции данного органа установлены по закону и оговариваются в уставе компании. Исполнительные органы управления (менеджмент компании) акционерным обществом несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия. Высший менеджмент, как и совет директоров, должен действовать в интересах общества и его собственников.

В российских компаниях исполнительные органы управления акционерным обществом создаются по решению собрания акционеров. Эти полномочия могут быть также переданы совету директоров, что оговаривается в уставе компании.

Общее собрание или совет директоров имеют право в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий исполнительного органа. Одновременно должно быть принято решение об образовании временного единоличного исполнительного органа управления и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового исполнительного органа.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью компании. Он выполняет следующие управленческие функции:

  • реализация финансово-хозяйственного плана общества;

  • выполнение решений совета директоров и общего собрания акционеров;

  • организация разработки важнейших документов общества (основных направлений деятельности и финансово-хозяйственного плана)

  • утверждение внутренних документов;

  • решение вопросов взаимодействия с филиалами, представительствами и дочерними обществами;

  • составление прогнозов развития предприятия;

  • анализ рынков;

  • управление собственностью (реестр акционеров, консолидация пакетов акций);

  • привлечение инвестиций и финансирование деятельности компании;

  • финансовое управление;

  • оценка имущества, оборудования, земли, бизнеса;

  • управление производственной деятельностью компании (по направлениям диверсификации);

  • управление персоналом (утверждение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций для всех категорий работников, рассмотрение и принятие решения о заключении коллективных договоров и соглашений);

  • обеспечение экономической безопасности.

Итак, главной задачей деятельности исполнительных органов общества является обеспечение эффективной работы компании. Личностные качества членов исполнительных органов не должны вызывать сомнений у акционеров и членов совета, поэтому в практике бизнеса на должности высшего менеджмента назначаются лица, имеющие безупречную репутацию.

Основную роль в обеспечении контроля деятельности исполнительных органов призван играть совет директоров. Оценка работы исполнительного органа компании и главного управляющего — одна из важнейших частей работы совета в области контроля.

Основные модели корпоративного управления


В рамках рассмотренных выше факторов формируются различные модели корпоративного управления. Среди множества различных типов корпоративного управления можно выделить четыре модели: англо-американскую, континентально-европейскую, японскую и предпринимательскую. Каждая модель имеет свои особенности, а также сильные и слабые стороны.

Англо-американская модель корпоративного управления

Данная модель корпоративного управления характерна для таких стран как США, Великобритания, Австралия, Канада и Новая Зеландия.

Главной отличительной особенностью англо-американской модели является то, что только акционеры корпорации имеют право влиять на процесс принятия стратегических решений.

Еще одной важной особенностью англо-американской модели является очень высокая раздробленность пакета акций корпораций. Для этой модели характерно, что количество акционеров в крупных компаниях исчисляется десятками и сотнями тысяч, а самые крупные пакеты акций составляют всего несколько процентов.

Характерной чертой управления в такой модели является наличие в составе корпораций индивидуальных акционеров и постоянно растущее число независимых директоров, т.е. не связанных с корпорацией.

Основной орган в англо-американской модели корпоративного управления — совет директоров. Избираемый акционерами совет директоров защищает их интересы, контролируя назначение, процедуры голосования, финансовое состояние корпорации, использование капитала, а также обеспечивает законность деятельности и социальную ответственность корпорации.

США являются безусловным лидером в области корпоративного управления, и разработанные там принципы являются общепризнанными, они принимаются во всех странах, даже тех, где доминируют отличные от англо-американской модели управления. Сущность этих принципов сводится к максимальной открытости и справедливости, обеспечению равных условий доступа к информации всех участников.

Реальная практика использования англо-американской модели корпоративного управления многообразна и не во всем соответствует установкам самой модели.

Основными недостатками модели считаются:

  • излишняя ориентированность на краткосрочные интересы инвесторов — этому способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов (но главное здесь то, что фондовый рынок ориентирован на краткосрочные выгоды);

  • фондовый рынок не отражает истинной стоимости активов, поскольку он зависит от действий отдельных крупных игроков.

Однако опыт последних десятилетий однозначно показывает, что у англо-американской модели имеется очень большой потенциал развития.

Континентально-европейская модель корпоративного управления (немецкая модель)

Данная модель типична для стран Центральной Европы, таких как Германия, Австрия, Нидерланды, Скандинавские страны и частично для Бельгии и Франции и часто характеризуется как закрытая, деятельность которой определяется банками, в отличие от открытой англо-американской модели, ориентированной на рынок.

Для этой модели характерно включение в корпорацию всех заинтересованных групп: акционеров, финансовых структур, работников, государства и других. Все они воспринимаются как часть корпоративной структуры и имеют определенные права на управление. Очевидно, что интересы всех участников различны, но все они заинтересованы в успешной деятельности корпораций. Акционеры являются лишь одной из заинтересованных групп, что является принципиальным отличием от англо-американской модели.

В отличие от англо-американской модели совет директоров в континентально-европейской модели состоит из двух органов — управленческого и наблюдательного советов. Управленческий совет — это своеобразный коллективный генеральный директор корпорации. Наблюдательный совет служит основным механизмом реализации принципа социального взаимодействия в корпорации.

Идеологическая сущность данной модели состоит в стремлении достижения общественного согласования, баланса интересов.

Коммерческие банки являются акционерами корпораций. Коммерческие банки универсальны и предоставляют различного рода услуги корпорациям: кредитование, брокерские и консультационные услуги.

Корпорации тесно связаны с государством, которое часто владеет значительными пакетами акций и имеет своих представителей в их правлениях. В свою очередь, государство стимулирует и поддерживает координацию между корпорациями в рамках отдельных отраслей.

Социал-демократические идеи, свойственные этой модели, делают ее особенно привлекательной для стран, где еще недавно господствовали коммунистические режимы.

Японская модель корпоративного управления

Основной принцип японской модели — государство должно быть направляющей и ориентирующей силой развития экономики, но не руководящей.

Базовые принципы японской модели корпоративного управления можно подразделить на четыре группы.

  • широкое пересечение интересов и сфер деятельности корпораций и работников, высокая степень зависимости работников от своей корпорации;

  • приоритет коллективистского начала перед индивидуальным, всемерное поощрение кооперацией людей внутри корпорации, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов;

  • поддержание соотношения влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование корпорации: собственников, менеджеров и работников;

  • формирование разнообразных связей между корпорациями и их деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и получателями продукции.

Японскую модель критикуют в основном за:

  • противоречивую роль банков, выступающих одновременно и как акционеры, и как кредиторы;

  • сохранение клановости и высокий удельный вес неформального взаимодействия;

  • ограничения конкуренции.

Для России японская модель крайне интересна в связи с тем, что она проходит путь корпоративного строительства, во многом схожий с японским. Но в целом родовые и сословные особенности японской модели делают ее неприемлемой для России.

Семейная модель корпоративного управления

Так называемый семейный капитализм и семейные бизнес-группы получили распространение практически во всех странах мира. Такая система корпоративного управления часто встречается в странах Азии и Латинской Америки, в Канаде, а также в таких европейских странах, как Швеция, Италия и Франция. В данной модели управление осуществляется членами одной семьи. Капитал концентрируется и распределяется по семейным каналам, и контроль над бизнесом полностью принадлежит семье.

Можно сказать, что модель семейного капитализма является противоположностью англо-американский модели. Контроль над компаниями в семейной бизнес-группе устанавливается с помощью пирамидального построения самой группы. Как правило, семейная холдинговая компания контролирует целый ряд фирм, которые в свою очередь контролируют следующую группу компаний и т.д. Инвесторы могут привлекаться при необходимости получения дополнительного капитала.

В настоящее время данная модель является объектом научного изучения различных исследователей. Часто можно встретить мнение, что семейные фирмы представляют собой устаревшую форму консолидации капитала и не являются эффективной формой ведения бизнеса. Проведенные исследования показывают, что семейные компаний существуют дольше по сравнению с компаниями имеющими большое количество собственников.

Состояние корпоративного управления в России


В России за основу была взята англо-американская модель как наиболее развитая схема корпоративного построения. При выборе модели исходили из того, что корпорация как институт универсальна и практически не зависит от национальных и других особенностей. Однако опыт многих стран, в том числе Германии и Японии, показывает, что опираться надо обязательно на национальные традиции, культуру, специфику исторического развития.

И сегодня в России существуют достаточно мощные группы, заинтересованные во внедрении континентальной модели, — прежде всего банки и олигархические группировки. Это приводит к тому, что создается устойчивая противоречивость формирующейся в России модели корпоративного управления. Суть противоречия в том, что сосуществуют два противоположных подхода. Первый из них связан с концентрацией акционерного капитала, которая предполагает минимум правовых средств защиты акционеров; второй — с англо-американской правовой традицией, характеризующейся максимизацией средств правовой защиты миноритарных акционеров. Сочетание этих подходов привело к уникальной ситуации взаимной нейтрализации.

В силу национально-исторических особенностей России в результате борьбы экономических интересов сформировались следующие основные признаки, характеризующие состояние корпоративного управления.

Формирование олигархических структур на основе сращивания банковского и промышленного капиталов

В этих условиях банки потеряли способность выполнять функции финансовой инфраструктуры, так как свободный перелив капиталов через границы олигархических групп оказался затрудненным. Но полное отсутствие национальной идеологии, деловой морали, норм и ценностей превращают их в инструмент обогащения олигархов, а не в средство достижения национальных целей, как это имеет место в Японии.

Отсутствие четких границ между политической сферой и рынком, особая роль государства

Во многих крупных российских корпорациях есть пакет акций, принадлежащих государству. Но государство не хотело и не хочет брать на себя соответствующие функции, а предпочитает передавать свои акции в доверительное управление генеральным директорам. В результате возникает феномен власти — собственности. Речь идет о нерасчлененном единстве властных и собственнических функций: политическое лидерство дает неотъемлемое право распоряжаться собственностью, а собственность органически подразумевает наличие политического авторитета.

Вывод финансовых ресурсов за рубеж

«Центры прибыли» большинства крупных российских компаний находятся за рубежом. Практически вся прибыль и значительная часть прочих инвестиционных ресурсов вывозятся за границу, а затем по мере необходимости реинвестируются в компании в форме кредитов иностранных банков или прямого вложения иностранного капитала. Ежемесячно из России вывозятся сотни миллионов долларов через сделки по купле-продаже акций российских корпораций, импортные контракты и прочие. Государственные структуры или не способны, или не желают препятствовать выводу финансовых ресурсов за рубеж. В то же время российская экономика испытывает нехватку инвестиционных ресурсов.

Неэффективная структура собственности и слабое развитие корпоративной демократии

Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди большого количества индивидуальных собственников. Однако отсутствие механизмов учета интересов мелких собственников и возможности влиять на принимаемые решения привело к массовому сбросу акций мелкими собственниками. Акции были скуплены либо спекулянтами, либо менеджерами корпораций. В свою очередь, фондовый рынок, находящийся в зачаточном состоянии, существенно не мог повлиять на действия менеджеров. В итоге сложилась такая ситуация, когда отсутствие контроля со стороны акционеров и фондового рынка создало предпосылки для оппортунистического поведения менеджеров, т. е. максимизации ими собственной полезности в ущерб интересам акционеров. Помимо экономической неэффективности сформировавшаяся в России структура собственности неэффективна и в социальном аспекте. Это лишает ее легитимности в глазах части населения страны. Таким образом, возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне- и долгосрочной перспективе.

Усиление монополистических тенденций в экономике

Одной из важнейших задач приватизации и экономической реформы было обеспечение конкуренции, развитие предпринимательства и частной инициативы. Но на смену отраслевому монополизму пришел олигархический монополизм. В результате монополистические тенденции после приватизации не только не исчезли, но даже усилились. Это негативно сказывается на конкуренции в экономике в целом, в том числе и на развитии малого и среднего бизнеса. Специалисты считают, что среди основных причин неэффективности российской экономики — неразвитость малого бизнеса и чрезмерное доминирование крупного «олигархического» капитала.

Одним из важнейших компонентов в системе корпоративного управления является состояние взаимоотношений между менеджерами и акционерами. Связующим звеном во взаимоотношениях является совет директоров, к главной задаче которого относится обеспечение баланса между интересами акционеров и менеджментом. Для соблюдения объективности и взвешенности принимаемых советом директоров решений в мировой практике корпоративного управления был образован получивший распространение институт независимых директоров. Ими могут стать профессионалы с безупречной репутацией, которые представляют интересы акционеров, не будучи при этом связанными с заинтересованными группами.

В России понятие «независимый директор» впервые введено Кодексом корпоративного поведения, но при этом законодательное его определение до сих пор отсутствует. Более того, в Кодексах корпоративного управления некоторых компаний установлены несколько иные понятия независимого директора, чем в российском Кодексе корпоративного поведения.

На развитие системы корпоративного управления в России большое влияние оказывает состояние взаимоотношений крупного бизнеса и государства. В настоящее время в экономической литературе можно найти много публикаций о проблемах взаимодействия государства и корпораций. В любом случае существует треугольник, вершинами которого являются государство, крупный бизнес, малый и средний бизнес. Безусловно, что данные элементы каркаса экономики не существуют в локальном виде. На практике — это сложная форма переплетения акционерных отношений, частной собственности и государственного участия.

Можно сказать, что сложившая система корпоративного управления в России не соответствует и не является копией ни англо-саксонской, ни японо-германской, ни семейной модели корпоративного управления. Более того, в настоящее время не представляется возможным даже четко охарактеризовать отличительные черты и особенно российской модели. Прежде всего, это объясняется высокой степенью неопределенности внешней и внутренней среды корпорации, несовершенством российского корпоративного законодательства, низкой ликвидностью российского рынка корпоративных ценных бумаг, а также невысокой активностью институциональных инвесторов.

Поэтому можно сказать, что скорее всего дальнейшее развитие российской модели корпоративного управления не будет ориентироваться только на одну из типичных моделей бизнеса.

Заключение


Корпоративное управление — составная часть менеджмента, осуществляемая высшим уровнем управления, с учетом интересов держателей акций и прочих лиц, деятельность которых связанна с корпорацией. Оно направлено на увеличение капитализации организации, в том числе при поглощении или присоединении, а также на обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и др. финансово заинтересованных лиц.

Основополагающим принципом корпоративного управления является принцип разделения права собственности и права контроля. С помощью инструментов корпоративного контроля акционеры могут воздействовать на менеджеров компании.

Одной из особенностей корпоративного управления является сбалансированность интересов, т.е. интересы всех участников корпоративных отношений, соблюдаются и не нарушаются при работе корпорации. Одним из средств обеспечения сбалансированности корпоративного управления является следование принципам, стандартам, кодексам и рекомендациям в области корпоративного управления, а также наличие цивилизованного решения возникающих корпоративных конфликтов.

Собрание акционеров является важным органом управления, через который реализуется основное право акционеров осуществления контроля за деятельностью фирмы. Проведение общего собрания акционеров позволяет обществу информировать акционеров о достигнутых результатах, политике компании, привлекать собственников бизнеса к обсуждению и принятию решений по наиболее важным вопросам деятельности общества.

Совет директоров занимает промежуточное положение между собранием акционеров и администрацией, возглавляемой главным управляющим. Он выполняет три основные функции: назначение администрации, рассмотрение и принятие важнейших общекорпоративных решений, контроль за деятельностью администрации.

Исполнительный орган управления акционерным обществом является органом непосредственного управления, который создается по решению общего собрания акционеров и (или) совета директоров. Главной задачей деятельности исполнительных органов общества является обеспечение эффективной работы компании. Менеджмент компании несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные ему в результате их действий или бездействия. Высший менеджмент, как и совет директоров, должен действовать в интересах общества и его собственников.

При проведении приватизации в России за основу была взята англо-американская модель как наиболее развитая схема корпоративного построения. Можно выделить следующие признаки, которые характеризуют корпоративное управление в России:

  • Формирование олигархических структур на основе сращивания банковского и промышленного капиталов.

  • Отсутствие четких границ между политической сферой и рынком, особая роль государства.

  • Вывод финансовых ресурсов за рубеж.

  • Неэффективная структура собственности и слабое развитие корпоративной демократии.

  • Усиление монополистических тенденций в экономике.

Используемая литература


  1. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России// Вопросы экономики/ Радыгин А. – 2008

  2. Корпоративное управление в государственных и частных компаниях в эпоху перемен/ под ред. А. Ландиа и А.А. Филатова – М.:Либрайт, 2009

  3. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США/ Шейн В.И., Жуплев А.В. – М., 2007

  4. Корпорация: американская модель/ Кочетков Г.Б., Супян В.Б. – СПб., 2005

  5. Основы корпоративного управления: учеб. пособие/ А. Г. Дементьева. – М.: Магистр, 2009

  6. http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0012

  7. http://www.rbc.ru

  8. http://ru.wikipedia.org




Скачать файл (132 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации