Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - менеджмент торговой организации - файл 1.docx


Лекции - менеджмент торговой организации
скачать (147.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx148kb.16.11.2011 21:15скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4
Тема 1: Основные направления развития внутренней торговли РФ

  1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели внутренней торговли

  2. Инфраструктура торговой деятельности

  3. Принципы и содержание государственного регулирования торговли

  4. Направления обеспечения безопасности качества товаров и услуг




  1. Современные тенденции развития потребительского рынка и основные цели внутренней торговли.

В развитии внутренней торговли проявляются как положительные так и отрицательные тенденции.

Положительные проявления тенденций:

  1. торговля является основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет;

  2. быстро сформировалась богатая конкурентная среда;

  3. ликвидирован дефицит потребительских товаров, рынок отличается высокой насыщенностью;

  4. система распределения полностью заменена отношениями свободной купли продажи.

Негативные проявления тенденций:

  1. значительный объем теневого оборота;

  2. происходит неоправданный рост цен реализации из-за роста звенности товародвижения;

  3. очень сложная система контроля качества товаров и сертификации товаров;

  4. диспропорции в развитии отдельных звеньев торговых систем;

  5. невысокий уровень концентрации капитала, что приводит к функционированию мелких и средний организаций;

  6. дезорганизация информационной системы, что приводит к усилению рыночной неопределенности.

Вышеназванные тенденции обозначили стратегическую цель развития внутренней торговли.

^ Основная стратегическая цель внутренней торговли: разработка адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего позитивное развитие внутреннего рынка в целом.

Из этой стратегии вытекают следующие задачи:

  1. обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;

  2. обеспечение прав граждан на безопасность и качество товара;

  3. формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, способствующей оптимизации на рынке соотношений отечественных и импортных товаров;

  4. финансовый контроль над товарооборотом, на основе существующего ограничения для теневого оборота;

  5. 

  6. восстановление оптимального соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров;

  7. укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;

  8. восстановление единой информационной системы внутренней торговли.

Средствами решения вышеназванных задач должны стать:

  1. структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой системы;

  2. стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;

  3. совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товара;

  4. формирование национальной модели защиты внутреннего рынка в условиях его интеграции в систему мирового товарооборота.


^ 2. Инфраструктура торговой деятельности

В условиях развития рыночных отношений определяются направления развития подотраслей торговли.

а) Оптовая торговля.

Ориентация на 2-х контурную схему организации оптовой торговли:

1 уровень – крупная оптовая структура общенационального масштаба.

2 уровень – оптовые предприятия регионального масштаба.

Оптовые предприятия 1-го уровня должны иметь своей целью формирование необходимой структуры каналов товародвижения для крупных отечественных производителей продукции, а также создание благоприятных условий для выхода на российских потребительский рынок, хорошо зарекомендовавший себя зарубежных поставщиков товаров. Целью деятельности предприятий 2-го уровня является обеспечение товарами региональных товарных рынков.

б) Розничная торговля

Общие принципы, определяющие развитие розничной торговли:

  1. универсализация предприятий торговли;

  2. развитие специализированных и узкоспециализированных магазинов в центрах жилой застройки;

  3. формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

  4. организация в центрах жилых зон предприятий с высоким уровнем обслуживания;

  5. формирование системы удобных магазинов расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

  6. выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

  7. формирование автономных зон обслуживания вдоль автомагистралей;

  8. восстановления розничной торговли через автоматы.



в) Общественное питание:

  1. приоритетное развитие общедоступной сети предприятий общественного питания, в том числе быстрого питания ориентированного на различные группы потребителей;

  2. восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечение питания рабочих, служащих, студентов, школьников;

  3. стимулирование развития сети предприятий общественного питания опирающихся на индустриальные методы приготовления пищи и доставляющих ее по заказам потребителей;

  4. массовое развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, вдоль автомагистрали, на заправочных станциях, аэропортах и вокзалах.


^ 3. Принципы и содержание направлений государственного регулирования торговли.

Вмешательство государства в деятельность торговых предприятий допустимо лишь для устранения возникающих отрицательных последствий их деятельности, то есть экономическое регулирование.

^ Стратегической целью регулирования должно стать создание необходимых условий, при которых возможно своевременно контролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическую безопасность.

^ Принципы государственного регулирования:

  1. Отказ от управления торговым предприятием и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.

  2. Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.

  3. Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

  4. Четкое разграничение макро- и микроуровней системы государственного регулирования.


^ 4. Направления обеспечения безопасности качества товаров и услуг.

    1. Организация контроля при производстве продукции.

    2. Организация контроля на дорыночной стадии, когда товар уже произведен, но еще не поступил на реализацию.

    3. Организация контроля на стадии реализации товара.

    4. Четкое закрепление сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.


Тема 2: Регулирование деятельности торговых организаций государством

^ 1. Сущность государственного регулирования деятельности предприятия

2. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности

3. Система контролирующих органов


1. Сущность государственного регулирования деятельности предприятия.

Под государственным регулированием понимается комплексная система мер, осуществляемая государством по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.

^ Направления воздействия государства на субъекты рыночной экономики:

  1. регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;

  2. регулирование пропорций воспроизводства;

  3. разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей и направлений;

  4. установление социальных, гуманитарных, экономических норм;

  5. нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги (предметы первой необходимости, коммунальные услуги, основные продукты питания);

  6. введение стандартов качества продукции и услуг;

  7. определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.

^ Методы государственного регулирования рынка:

    1. Правовые методы (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации товаров и услуг, порядок банкротства и т.п.).

    2. Финансово-экономические методы (налоги, льготы, пошлины).

    3. Социальные методы (установление минимальной заработной платы, пенсий, продолжительность рабочего дня).

Все методы государственного регулирования можно разбить на 2 группы:

- прямые – прямое вмешательство государства;

- косвенные – налоги, финансы, кредиты.

К правовым методам государственного регулирования относится сертификация, защита прав потребителей и т.п.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.



Сертификат – это документ выданный по правилам сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

^ Знак соответствия – зарегистрированный в установленных правилах знак, который по правилам системы сертификации подтверждает соответствие маркированной им продукцию требованиям.

^ Экономические методы регулирования включают прямое и косвенное воздействие. Прямое воздействие государства происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности. Государство сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения обеспечивающих общегосударственные интересы. Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (на перевозку, на коммунальные услуги), влияние на ценовую политику государства.


^ 2. Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности.

В обобщенном виде к задачам государственного нормативно-правового регулирования относятся:

  • разработка, принятие законодательных актов обеспечивающих правовую основу деятельности и защиту прав собственности предпринимателей;

  • ограничение административного вмешательства в работу предприятий;

  • создание свободной конкурентной среды;

  • стимулирование деловой активности;

  • обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, инвестиционной политики;

  • борьба с монополистическими тенденциями;

  • соблюдение норм трудового законодательства;

  • регулирование внешнеэкономической деятельности.

В систему регулирующих нормативных актов входят:

    1. Конституция РФ.

    2. Гражданский кодекс РФ.

    3. Правовые нормы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области стандартизации и сертификации.

    4. Подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления правительства).

^ Стратегической целью государства в торговой сфере является: создание необходимых условий для своевременного контроля за потребительским рынком, его экономической безопасностью, что сводится в основном к нормативно-правовому регулированию и обеспечению равенства субъектов торговой деятельности не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности.


^ 3. Система контролирующих органов.

Контроль за соблюдением торговыми предприятиями принятых государством законодательных актов возлагают на:

  1. Министерство экономического развития и торговли.

  2. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

  3. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ.

  4. Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержки новых структур.

  5. Государственная служба контроля за соблюдением норм и правил торговли, порядком соблюдения цен, качеством и безопасностью товаров ( департамент государственной торговой инспекции).


^ Схема контролирующих органов




Основной контроль за предприятиями осуществляет государственная инспекция по торговле ( независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности торгового предприятия). За нарушения правил в сфере торговли предприятия привлекаются к административной и гражданской ответственности. Должностные лица и сотрудники – к административной, гражданской и уголовной, а также дисциплинарной и материальной ответственности.


Тема 3: Управление оптовой торговлей.

^ 1. Характеристика оптовой торговли

2.Торговые посредники

3. Организаторы оптового товарооборота

4. Структура оптовых предприятий

5. Организационное построение органов управления оптовой торговли

^ 6. Франчайзинг как система посреднической деятельности


1. Характеристика оптовой торговли.

Оптовые предприятия преобразуют производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном.

Целями развития оптовой торговли являются:

  • создание развитой структуры каналов товародвижения;

  • поддержание необходимой интенсивности товарных потоков;

  • формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.

Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказа

нии сопутствующих услуг.

^ Основными задачами оптового торгового предприятия являются:

  1. поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

  2. закупка товаров у производителей, их доставка, хранение;

  3. формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

  4. обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;

  5. маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;

  6. 

  7. информационное обслуживание.

Оптовая торговля выполняет ряд функций на макро- и микроуровнях.

На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функ

ции:

  1. интегрирующую (по обеспечению взаимосвязи между парт

  2. нерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта),

  3. оценочную (по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование),

  4. организующую и регулиру

  5. ющую (по обеспечению рационального построения и гармоничес

  6. кого функционирования экономических систем с помощью им

  7. пульсов, стимулирующих структурные изменения).

Функции на микроуровне:

  1. экономическая интеграция территории и преодо

  2. ление пространственного разрыва;

  3. преобразование производствен

  4. ного ассортимента в торговый;

  5. формирование товарных запасов;

  6. сглаживание цен;

  7. хранение, доработка, доведение товаров до тре

  8. буемого качества;

  9. фасовка, упаковка, кредитование, маркетинго

  10. вые исследования рынка и организация рекламных кампаний.

Оптовые предприятия должны быть центром сбора и передачи информации по вопросам исследования рынка:

    • определение емкости рынка;

    • характеристика рыночной ситуации;

    • изучение возможности выхода на внешний рынок;

    • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

    • определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;

    • изучение рынка товаров и возможностей его реализации.

Привлекательность оптовых предприятий зависит от уровня обслуживания, предлагаемого своим клиентам.

Уровень обслуживания зависит от:

  • скорости выполнения заказа;

  • возможностей срочной доставки товара по специальному заказу;

  • готовности принять обратно поставленный товар;

  • обеспечения различной партии отгрузки;

  • умения пользоваться наиболее подходящим видом транспорта;

  • высокоэффективной службы сервиса;

  • хорошо поставленной складской сети;

  • достаточного уровня товарных запасов;

  • уровня цен, по которым оказываются услуги.

Розничные предприятия должны иметь следующую информацию об оптовом предприятии:

    • ассортимент товаров, которым занимается данный оптовик;

    • его зону действия;

    • коммерческое положение, которое определяется продолжительно

    • стью работы на данном рынке;

    • 

    • динамику отчетных показателей за последние несколько лет;

    • структуру капитала;

    • средний возраст руководящего персонала, его профессионализм;

    • оценку данного оптовика его коллегами;

    • умение привлекать новых клиентов;

    • тех

    • ническую оснащенность и организацию технологических процес

    • сов на складах;

    • наличие удобных подъездных путей к складам;

    • систему учета складских запасов; политику иен, которую ведет оптовик.


^ 2.Торговые посредники

Торговое посредничество включает следующий круг услуг:

      1. подыскание контрагента поставки;

      2. подготовка и совершение сделки;

      3. кредитование сторон;

      4. выполнение транспортно-экспедиторских операций;

      5. страхование товаров при транспортировке;

      6. выполнение таможенных формальностей;

      7. проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на рынок;

      8. осуществление технического обслуживания и проведению других операций.

Оптовые торговые предприятия классифицируются:

^ 1) по выполняемым функциям:

  • универсальные посредники (осуществляют весь комплекс функций организационно-коммерческой деятельности: покупку товаров за свой счет, их транспортировку и хранение; преобразование производственного ассортимента в торговый; кредитование потребителей и авансирование поставщиков; рекламирование; консультативно-информационное обслуживание и пр. - дистрибьюторы, оптовики-купцы).

  • специализированные посредники (они концентрируют свою деятельность на отдельных функциях. К ним относятся: информационно-контактные, информационные, поисковые).

^ 2) По признаку подчиненности:

  • независимые посредники (они становятся собственниками товара и могут реализовывать его по своему усмотрению на любом рынке, по любой цене - дистрибьюторы, торговцы по договору);

  • формально независимые посредники (они на договорной основе включают в структуру предприятия производителей и работают на основе договоров поручений, комиссий и других)

Поверенные — это фирмы, действующие на основе договора-поручения, когда продавцы или покупатели привлекают посредников к совершению сделок от имени и за счет доверителя.

Агенты - представляют двух и более производителей, заключают договор поручения с каждым производителем в отношении политики цен, территориальных 

границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, размеров вознаграждения.

  • зависимые посредники (они работают на основе срочных и бессрочных договоров - консигнаторы, брокеры)


3. Организаторы оптового товарооборота (ТОб).

Организаторы оптового товарооборота — оптовые ярмарки, оптовые рынки, аукционы, торги, выставки, биржи. Основной задачей этих структур является создание условий для организации закупочной и реализационной деятельности клиентов.

На оптовых ярмарках совершаются сделки по купле-продаже товаров сложного товарного ассортимента, покупатели совершают закупки товаров на основе индивидуального отбора.

Оптовые рынки занимают промежуточное положение между оптовой ярмаркой и товарно-сырьевой биржей.

Товарные биржи – это особый вид рынков, на которых при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие признаками, качественным и взаимозаменяемым.

Товарные аукционы — специально организованные, периодически действующие в определенных системах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. (Тендер — извещение о предстоящих торгах, или комплект тендерной документации, или предложение принять участие в торгах.)


^ 4. Структура оптовых предприятий

1. Оптово-посреднические фирмы:

  • оптовые и оптово-розничные торговые цепи;

  • независимые дистрибьюторы;

  • торговые дома;

  • комиссионные дома;

  • агентские фирмы;

  • бартерные центры;

  • фирмы консигнационной торговли;

  • брокерские конторы;

  • дилерские фирмы;

  • закупочные кооперативы.

2. Организационные товарные рынки:

  • товарные биржи;

  • 

  • ярмарки;

  • аукционы;

  • оптовые рынки сельхозпродукции.

3. Торгово-сервисные фирмы:

  • фирмы, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги;

  • склады общего пользования.

4. Лизинговые компании.

5. Информационно-справочные организации:

  • информационно-коммерческие телекоммуникационные сети;

  • центры маркетинговых исследований;

  • кредитно-справочные фирмы;

  • рекламные агентства.

6. Организации, обеспечивающие закупку и хранение товаров для государственных нужд:

  • государственные контрактные корпорации;

  • государственные резервные склады.



^ 5. Организационное построение органов управления оптовой торговли.


Цель предприятия 1-го уровня: сформировать необходимую структуру каналов товародвижения для крупных товаропроизводителей, создавать благоприятные условия для выхода на российский рынок хорошо зарекомендовавших себя зарубежными поставщиками.

Задачи:

  • защита и поддержка отечественных товаропроизводителей;

  • обеспечение гарантии и стабильных потребителей рынка страны.

Цель предприятия 2-го уровня создать основу национальной оптовой системы.

Задачи:

  • 

  • обеспечение товарами региональных товарных рынков;

  • свободное формирование хозяйственных связей региональных оптовых структур


^ 5. Франчайзинг как система посреднической деятельности.

Франчайзинг – тип организации бизнеса, предлагающий создание широкой сети предприятий, имеющих единую торговую марку. Эта сеть объединяет многих предпринимателей соблюдающих одинаковые условия придерживающиеся одного стиля, методов, единых форм продажи товаров и услуг.

Условия: единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизовано.

Франчайзер – организатор дела, владеющий лицензией.

Франчайзи – предприниматель, текущая деятельность которого является полностью самостоятельной, но его функционируют как частица единого комплекса.

Франшиза – контрольная лицензия, выданная франчайзером другому лицу - франчайзи, которая:

  1. дает разрешение заниматься в течение периода франшизы определенного бизнеса, используя марку собственника.

  2. дает право собственнику осуществить контроль в течение действия франшизы за качеством ведения бизнеса.

  3. обязывает собственника представлять помощь в отношении организации предприятия обучения персонала.

  4. обязывает франчайзи в течение договора выплачивать определенные денежные суммы в оплату франшизы.



Тема 4: Управление оптовыми предприятиями

1. Оперативная деятельность и структура аппарата управления оптового предприятия

2. Организация работы оптового предприятия на основе кооперации

3. Оптовый товарооборот


1. Оперативная деятельность и структура аппарата управления оптового предприятия.

Оптовые предприятия осуществляет:

  • оптовую куплю-продажу;

  • реальную обработку товаров на складе.

Оптовое предприятие осуществляет коммерческую и технологическую деятельность.



Складская обработка грузов может осуществляться только в сочетании с транспортно-экспидиционными операциями, обеспечивающими поступление и отправку обрабатываемых грузов.

  1. Оптовая торговля (коммерческая деятельность) Это закупка и продажа товаров в количествах и ассортименте, определяя по соглашению сторон для наиболее полного удовлетворения розничной торговой сети.

  2. Транспортно-экспедиционные операции.

  3. Складские операции.

Оптовые предприятия могут размещаться в собственных или арендованных зданиях, иметь свою экспедитора или пользоваться услугами со стороны, могут иметь свои тароремонтные мастерские, автохозяйство, иногда производственные цеха.




Примерная схема организационной структуры оптового предприятия.


Торговый отдел ведет всю работу по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, организует товародвижение, руководит складской, транспортно-экспедиторскую деятельность. Он делится на сектора, секции организующие торговлю товарами отдельных групп или наименований.


2. Организация работы оптового предприятия на основе кооперации

Кооперация – это сотрудничество двух или нескольких самостоятельных с правовой и хозяйственной точки зрения предприятий, на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности.

Признаки кооперационного объединения:

  1. правовая и значительная хозяйственная самостоятельность кооперирующихся предприятий;

  2. добровольное участие в совместной работе;

  3. совместное планирование в области, в которой происходит кооперирование;

  4. общее представление о результатах деятельности кооперирующего объединения.

Возможные сферы кооперации:

  • закупочные кооперации;

  • кооперации в сфере складского хозяйства;

  • 

  • сбытовая кооперация;

  • управленческая кооперация.

Формы кооперации:

      1. горизонтальные – имеют место, когда сотрудничают предприятия находящиеся на одной хозяйствующей ступени.

      2. вертикальная – имеет место, когда объединяются предприятия, находящиеся, на различных хозяйствующих ступенях. ^ Горизонтальные формы кооперации.

На уровне оптовой торговли различают следующие формы горизонтальной кооперации:

  1. ориентированные на закупки или иначе кооперация по ассортименту (закупочная контора);

  2. ориентированные на сбыт (объединяемая по месту нахождения и объединенная с целью рекламы и т.п.).

1) Кооперация по ассортименту.

Задачей формирования ассортимента является приспособленность ассортимента к постоянно меняющимся условиям рынка.

Формы:

  1. Несколько предприятий оптовой торговли с похожим ассортиментом договариваются по специализации, по хранению артикулов товаров которые имеют небольшой товарооборот, чтобы снизить затраты на хранение. Поставки передаются соответствующему специальному предприятию оптовой торговли. Пограничный ассортимент должен быть исключен.

  2. Несколько предприятий оптовой торговли с различными по родственным и частично пересекающимся ассортиментом договариваются об исключении пограничного ассортимента и передают поставки соответствующему специализированному предприятию.

2) Закупочная контора свободных предприятий.

Они являются непрямой кооперацией торгового предприятия в сфере закупок, так как они имеют собственную правовую форму. Они действуют от собственного имени и за собственный счет (самостоятельные сделки) или от имени и за счет предприятия оптовой торговли, которая их организует (сделки за чужой счет).

3) Объединение по месту нахождения (пространственная кооперация оптовых предприятий).

При этой форме объединения предприятия оптовой торговли могут пользоваться услугами крупных оптовых рынков и торговых дворов.

Крупные оптовые рынки – это проводящиеся регулярно в определенных местах, как правило, на крытых площадках, рыночные распродажи, организуемые оптовой торговлей (чаще всего торговля скоропортящимися товарами).

Торговые дворы, когда в непосредственной близости друг от друга располагаются предприятия оптовой торговли по продаже продовольственных и непродовольственных товаров (можно называть объединенные универмаги оптовой торговли).



4) Объединение в целях проведение рекламы.

Осуществляется с целью повышения эффективности рекламы. При этом планирование и проведение рекламы передается закупочной конторе или самостоятельным предприятиям, специализирующимся на маркетинге или рекламе. Преимущество состоит в том, что затраты на рекламу составляют часть общих затрат, которые должны быть использованы при проведении рекламы в целом. Недостатки: при проведении рекламы одного продукта или для фирменной группы, имидж отдельных предприятий не определяется, а значит не меняется.

^ Вертикальные формы кооперации.

1) Добровольные цепочки.

Это кооперативные объединения предприятий оптовой и розничной торговли одной отрасли с целью осуществления совместной стратегии на рынке (политика сбыта). Целью добровольной цепочки является противодействие негативным тенденциям.

Задачи совместной работы в добровольных цепочках:

  • снижение затрат;

  • модернизация и укрупнение магазинов в розничной торговле;

  • вычленение функций предприятий розничной торговли и передача их предприятиям оптовой организации или головной организации.

С точки зрения организационной структуры различают: 2-х, 3-х и 4-х ступенчатые цепочки:

2-х ступенчатая цепочка – оптовые и розничные предприятия.

3-х ступенчатая цепочка – головная организация, несколько оптовых предприятий и их партнеры из розничной торговли.

4-х ступенчатая цепочка – появляется международная головная организация.

Оптовое предприятие в цепочке осуществляет для участников оптовую деятельность: закупают товары на отдельных рынках закупок и поставляет их на основании заказа предприятий участникам различной торговли или заботится о том, чтобы были осуществлены им поставки.

2) Кооперация между производителем и оптовым предприятием.

Оптовое предприятие становится представителем предприятий-производителей. Оно является юридически самостоятельным предприятием .

Экономически они зависимы от предприятия-производителя, поскольку продают преимущественно или исключительно его продукцию. Представительства предприятий наряду с продажей берут на себя также гарантийное обслуживание и ремонт продукции, поставку запасных частей, консультирование по товарам.

Преимущество:

  • 

  • выгоды из-за хорошей репутации производителя;

  • производитель специализируется на производстве, торговые предприятия на сбыте, что повышает экономичность обоих предприятий;

  • торговое предприятие берет на себя гарантии реализации определенного объема продукции.

Недостаток: сильная зависимость между предприятиями (экономический спад у одного партнера за счет вынужденной потери у другого).


3. Оптовый товарооборот (ТОб).

Сущность оптового товарооборота определяется следующими функциями оптовой торговли:

  1. снабжение товарами розничных торговых предприятий;

  2. комплектация ассортимента товаров в соответствии с требованиями розничных торговых предприятий;

  3. своевременная организация завоза товаров;

  4. изучение спроса населения;

  5. воздействие на промышленность, с целью производства товаров в соответствии со спросом в необходимом ассортименте и определенного качества;

  6. организация поставки товаров на экспорт;

  7. хранение товарных запасов.

Оптовый ТОб характеризует объем товарной массы, реализованной одними предприятиями другим, с целью последующей перепродажи или переработки. Виды оптового ТОб: складской, транзитный.

Товародвижение представляет собой процесс доведения товаров от предприятия изготовителя с помощью предприятия оптовой и розничной торговли до конечного потребителя.

Управление ТОб включает его анализ и планирование.

Анализ общего объема ТОб начинают с оценки выполнения плана и динамики в действующих и сопоставимых ценах в целом по оптовым предприятиям и складам. При этом выделяют: оптово-складской оборот и транзитный оборот.

Увеличение объема и удельного веса транзитного оборота по сравнению с планом и прошлым годом, способствует:

  • ускорению товарооборачиваемости;

  • снижение транзитных расходов и товарных потерь;

  • быстрому доведению товаров до потребителя.

При анализе ТОб осуществляются исследования поставок товара. Оптовые предприятия планируют товарные запасы по отдельным товарным группам, а затем рассчитывают общий норматив запасов на предприятии, причем этот норматив должен 

включать минимальный запас для обеспечения бесперебойного снабжения розничных торговых предприятий, средний запас текущего хранения и гарантийный запас.


  1   2   3   4



Скачать файл (147.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации