Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Руководство по применению стандарта ИСО 9001 2000 в пищевой промышленности - файл n1.doc


Руководство по применению стандарта ИСО 9001 2000 в пищевой промышленности
скачать (368.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1076kb.01.02.2006 19:10скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Библиотека журнала "Стандарты и качество"

Серия книг и брошюр "Дом качества" Выпуск 8(17)

Руководство по применению

стандарта ИСО 9001:2000

в пищевой промышленности

2002

УДК 658.562:693/695

Библиотека журнала "Стандарты и качество" Серия книг и брошюр "Дом качества" Выпуск 8 (17)

Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в пищевой промышленности. /Пер с англ. О. В. Замятиной ? М.: РИА "Стандарты и качество", 2002 ? 168 с. ? ("Дом качества", вып. 8(17)
Мировой рынок переживает сегодня качественно новый этап характерная его особенность ? интеграция, которая позволяет странам с различным уровнем развития производства найти в этом процессе свое место. Мощным средством для доступа на мировой рынок, повышения товарооборота, качества и конкурентоспособности продукции являются стандарты ИСО и прежде всего стандарты серии ИСО 9000.

Настоящее Руководство относится к серии практических пособии НВ 90, изданных компанией Standards Australia International Ltd для разных отрасли промышленности. В основу данного Руководства положен стандарт Международной организации по стандартизации ИСО 9001 "Системы менеджмента качества Требования".

Цель этого Руководства  интерпретация требовании стандарта ИСО 9001 2000, которые объясняются в терминах, привычных и понятных всем работающим в пищевой промышленности в любой стране мира, в том числе и в России. Оно призвано в том числе помочь выработать общее понимание в области систем менеджмента качества и способствовать их внедрению в практику.

В настоящем руководстве последовательно, раздел за разделом, даются пояснения к основным положениям стандарта ИСО 9001. Особое внимание уделяется совместимости стандарта ИСО 9001 с другими системами менеджмента и взаимосвязи с ИСО 9004. Подробно рассматриваются также проблемы роли и ответственности руководства, вопросы управления ресурсами, реализации продукции и контроля качества применительно к пищевой промышленности.

Книга адресована специалистам, владельцам, менеджерам предприятии пищевой промышленности.
Редакционный совет серии "Дом качества" Б. С. Алешин ? председатель, Ю. П. Адлер, Г. П. Воронин, А. В. Гличев.

ISBN 5-901397 10 X ISBN 0 7337 3707 2

© Standards Australia International ® РИА <Стандарты и качество" 2002

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
На современном этапе развития российской экономики процессы управления качеством приобретают особое значение для всех субъектов хозяйственной деятельности.

Сегодня в пищевой промышленности работают сотни предприятии со средним и малым объемом производства, индивидуальные производители, активно развивается сотрудничество с зарубежными партнерами, что требует более четкой работы хозяйственного механизма как целостной системы. Ее суть ? достижение востребованного рынком качества продукции при минимальных затратах, определяющих цену товара.

Одновременно экономическое сотрудничество между странами предполагает сближение законодательства и требований нормативно-технических документов в области управления качеством. При этом стандарты ИСО серии 9000 используются практически во всех странах для оценки достигнутого компаниями прогресса в области качества.

Эти стандарты, как известно, введены для применения и в Российском Федерации. Имеется опыт создания систем качества и практического их применения в пищевых отраслях. Но, к сожалению, методические документы, касающиеся их использования в пищевой промышленности, пока не разработаны. Поэтому русское издание австралийской книги "Руководство по применению ИСО 9001 2000 в пищевой промышленности" является практически единственным методическим пособием.

Работникам пищевой промышленности, для которых предназначено это издание, безусловно, понятно, что, несмотря на принципиальную общность процессов управления качеством, каждая отрасль имеет свою специфику.

Предлагаемое РИА "Стандарты и качество" издание Руководства обогатит российских специалистов знаниями форм и методов решения проблемы обеспечения качества пищевых продуктов. Пособие поможет нашим производителям подготовить свои собственные системы качества к оценке соответствия требованиям ИСО 9001 не только в отечественных, но и в зарубежных органах по сертификации. Это позволит им достигнуть целей, определенных европейскими директивами, что особенно важно для предприятий, которые хотят предложить свою продукцию на международный рынок.

Пособие может быть использовано в системе подготовки специалистов по качеству. Кроме того, оно будет полезно в работе и тем, кто впервые знакомится с методами и системами управления качеством и стандартами ИСО 9000.
Начальник Управления продукции

сельскохозяйственного производства, пищевой,

легкой и химической промышленности

Госстандарта России М. Ф. Мишина.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее Руководство предназначено для того, чтобы помочь работникам пищевой промышленности освоить системы менеджмента качества, основанные на стандартах ИСО серии 9000 и обеспечить их внедрение.

В Руководстве используется следующая терминология:

? Документ НВ 90.4:2000 здесь и далее именуется "Руководство".

? Стандарт ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования" здесь и далее ? "стандарт".

В Руководстве последовательно, раздел за разделом, излагается текст стандарта (он выделен в затемненных блоках), и каждый раздел сопровождается подробными пояснениями, в которых с использованием терминологии и примеров из области пищевой промышленности разъясняется, как надо применять требования данного стандарта. Названия и номера разделов в Руководстве соответствуют названиям и номерам разделов стандарта ИСО 9001:2000, включена также и библиография.

Существует множество путей для достижения целей этого стандарта в пищевой промышленности, поэтому приведенные в Руководстве примеры не следует рассматривать как обязательные или исчерпывающие.

В приложении А изложены основные различия между двумя редакциями стандарта ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000.

В приложении В дан краткий обзор принципов системы НАССР* ("Hazard Analysis and Critical Control Point" ? "Анализ рисков и критические контрольные точки") в контексте стандарта ИСО 9001, приведены семь принципов НАССР и блок-схема, показывающая логическую последовательность применения НАССР.

В приложении С представлена схема соответствия разделов стандарта ИСО 9001 и принципов НАССР.

В приложении D содержится перечень документов законодательного характера, которые согласно международному, федеральному и региональному законодательству необходимо учитывать при внедрении стандарта ИСО 9001 в пищевой промышленности, здравоохранении и торговле.

В приложении Е приводятся дополнительные рекомендации по ведению документации системы качества.

В приложении F дается типичный перечень документации для предприятий пищевой промышленности.

В приложении G представлены дополнительные рекомендации по управлению процессом проектирования и разработки продукции и процессов.

Принципы НАССР в приложении В изложены в соответствии с документом "Codex Alimentarius AL1NORM 95/13 ? Дополнение к Приложению H", опубликованном Комиссией Codex Alimentarius. Документация для изготовителей в приложении F составлена на базе документа "Применение стандартов серии ИСО 9000 при инспекции и сертификации продукции пищевой промышленности", опубликованном Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. Приложение G в значительной степени основано на документе "Руководство по системе качества в пищевой промышленности, 1986", опубликованном Американским обществом по качеству. Этот документ был использован при подготовке настоящего Руководства как дополнительный материал.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

0.1. Общие положения

0.2. Процессный подход

0.3. Связь с ИСО 9004:2000

0.4. Совместимость с другими системами менеджмента

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Общие положения

1.2. Применение

2. НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

4.1. Общие требования

4.2. Требования к документации

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

5.1. Обязательства руководства

5.2. Ориентация на потребителя

5.3. Политика в области качества

5.4. Планирование

5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией

5.6. Анализ со стороны руководства

6. МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ

6.1. Обеспечение ресурсами

6.2. Человеческие ресурсы

6.3. Инфраструктура

6.4. Производственная среда

7. ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ

7.1. Планирование процессов жизненного цикла продукции

7.2. Процессы, связанные с потребителями

7.3. Проектирование и разработка

7.4. Закупки

7.5. Производство и обслуживание

7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений

8. ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ

8.1. Общие положения

8.2. Мониторинг и измерение

8.3. Управление несоответствующей продукцией

8.4. Анализ данных

8.5. Улучшение

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

А. Основные изменения

В. Принципы НАССР и ИСО 9001

С. Схема соответствия разделов ИСО 9001 и принципов НАССР

D. Законодательные требования

Е. Документирование систем менеджмента качества.

F. Документация производителя

G. Дополнительное руководство по управлению проектированием и разработкой


ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Руководство содержит указания по применению стандарта ИСО 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" в пищевой промышленности и определяет конкретные действия, которые необходимо предпринимать при производстве пищевых продуктов в соответствии с каждым разделом стандарта. Цель Руководства ? разъяснить принципы стандарта ИСО 9001 применительно к пищевой промышленности и содействовать его успешному внедрению.

Руководство следует использовать при разработке и проведении процессов подготовки, переработки, упаковки и хранения в пищевой промышленности, независимо от типа производимых пищевых продуктов или напитков, используемых технологий и методов, а также масштабов производства. В нем не охвачены распространение и розничная продажа готовой продукции, фермерское производство, но оно может найти применение в сфере общественного питания, например, при организации питания пассажиров авиалиний и сотрудников различных организаций.

Стандарт ИСО 9001 ориентирован на нужды и ожидания потребителей, и наиболее важным аспектом, с этой точки зрения, является безопасность пищевых продуктов. Признанные в мировом масштабе принципы и этапы НАССР определены Комиссией Codex Alimentarius в рекомендованном ею руководстве по применению общих принципов гигиены и безопасности пищевых продуктов.

Стандарт ИСО 9001 и программа безопасности пищевых продуктов, включающая принципы НАССР, взаимно дополняют друг друга и с успехом могут быть объединены. Поэтому нет необходимости создавать независимые системы, целесообразнее разрабатывать их параллельно как два взаимосвязанных документа.

В настоящем Руководстве содержатся ссылки на программы безопасности пищевой продукции и на механизмы контроля ее безопасности и объясняется, как они могут быть увязаны с системами менеджмента качества, которые соответствуют стандарту ИСО 9001. Система НАССР была включена в Codex Alimentarius в качестве механизма контроля безопасности пищевой продукции и находит все более широкое применение в мировом масштабе как законодательная основа в области безопасности пищевой продукции и нормативного управления.

Принципы Системы НАССР изложены в приложении В данного Руководства. Схема соответствия разделов ИСО 9001 и принципов НАССР приведена в приложении С, а более подробная информация по ИСО 9001 и НАССР содержится в документе НВ 90.5 ? 2000 "Корреляция между ИСО 9001:2000 и Принципами НАССР".

Хотя в настоящем Руководстве не рассматриваются конкретные законодательные требования, которые могут предъявляться к организациям пищевой промышленности, в нем указано, где такие требования могут содержаться и в каких случаях ими следует руководствоваться. Перечень соответствующих документов и областей применения представлен в приложении D. Производители пищевых продуктов должны при необходимости в документированных процедурах давать ссылку на соответствующие законодательные требования, которые в этом случае становятся неотъемлемой частью системы менеджмента качества.

Стандарты и правила их применения, распространяемые Комиссией Codex Alimentarius, доступны, и при внедрении системы менеджмента качества нужно внимательно изучить эти нормативные документы.

Систему менеджмента качества можно расширить, включив в нее вопросы охраны окружающей среды, гигиены труда и техники безопасности (см. пункт 0.4.). Однако в настоящем Руководстве такая задача не рассматривается.
Введение*
0.1. Общие положения
Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий международный стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем международном стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", является методическим указанием по пониманию или разъяснению соответствующего требования.

Настоящий международный стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные.

При разработке настоящего международного стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ИСО 9004:2000.
О СОДЕРЖАНИИ СТАНДАРТА
Стандарт ИСО 9001 обеспечивает систематический подход к процессу менеджмента качества, но не носит директивного характера, а предоставляет возможность каждой организации самой определить такие пути и методы его внедрения, которые наилучшим образом соответствуют целям ее деятельности.

В соответствии с требованиями стандарта следует в большей степени внедрять систему менеджмента качества в деятельность организации, нежели пытаться перестроить работу организации или производственные процессы в соответствии с требованиями этого стандарта. Однако не надо игнорировать требования стандарта, как не соответствующие профилю организации только по той причине, что руководство не считает нужным их применять или по той причине, что они не применялись ранее. Ни одно из требований, имеющих отношение к деятельности организации, не может быть не учтено.

В стандарте рекомендованы восемь принципов менеджмента качества, руководствуясь которыми организация может повысить эффективность своего бизнеса  Ориентация на потребителя, Лидерство руководителя, Вовлечение работников, Процессный подход, Системный подход к менеджменту, Постоянное улучшение, Принятие решений, основанных на фактах, Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Эти принципы приведены в стандартах ИСО 9000 и ИСО 9004 (Ссылки на ИСО 9004 и ИСО 9000 см. в пункте 0.3 и разделе 2 соответственно).
0.2. Процессный подход
Настоящий международный стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

a) понимания требований и соответствия им;

b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

c) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

d) постоянного улучшения процессов, основанного

на объективном измерении. Приведенная на рис. 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4?8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации, касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Приведенная на рис. 1 модель охватывает все требования настоящего стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.

Примечание.

Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл "Plan ? Do ? Check ? Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

планирование (plan) ? разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

осуществление (do)  внедрите процессы;

проверка(check)  постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

действие (act)  предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.




Рис. 1. Модель системы менеджмента качества,


основанной на процессном подходе.
"Процессный подход" ? один из основополагающих принципов новой редакции стандарта. Деятельность, обозначенная в блоках на рис. 1 соответствует основным разделам стандарта, с 5 по 8, (в разделе 4 кратко изложены требования, которые необходимо выполнить при внедрении системы менеджмента качества).

Стандарт в его современном виде помогает понять и освоить ориентированный на удовлетворение нужд потребителя подход к управлению организацией и ее работе. Процессный подход базируется на следующих положениях:

? любая работа представляет собой процесс, т.е. систему действии, преобразующих ресурсы на входе в выпускаемую продукцию на выходе;

? продукция является результатом процесса или серии взаимосвязанных процессов, которые могут быть идентифицированы и поддаются планированию, управлению и совершенствованию.

Такой системный подход предоставляет вам механизм для разделения сложных процессов или задач на ряд отдельных элементов: ресурсы, процессы и подпроцессы ? очень похожий на составление блок-схемы процесса. Это дает возможность контролировать и регулировать каждый элемент процесса, а его результат представлять как вводные данные для следующего процесса. Собранную информацию можно будет использовать в качестве обратной связи для усовершенствования системы.

Важно идентифицировать каждый этап, единицу или организацию в "цепочке поставки", определить их функции и контролировать их деятельность, ресурсы, процессы и выпуск продукции.

Процессный подход обеспечивает основу для анализа, планирования, распределения ресурсов и управления в рамках системы менеджмента качества, а также способствует лучшему пониманию и совершенствованию процессов вашей организации.
0.3. Связь с ИСО 9004:2000
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у этих международных стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.

ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ИСО 9004:2000 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001:2000, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности.

ИСО 9004:2000 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ИСО 9001:2000, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
СТАНДАРТ ИСО 9004 И СТОРОНЫ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Стандарты ИСО 9001 и ИСО 9004 являются документами, взаимодополняющими друг друга, и тем, кто будет пользоваться данным Руководством, рекомендуется ознакомиться со стандартом ИСО 9004 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности", с тем чтобы составить более полное представление о возможностях использования системы менеджмента качества в своей работе.

Различия между задачами стандарта ИСО 9001 и стандарта ИСО 9004, имеющего более широкий спектр целей, можно выявить, сравнив соответствующие схемы "моделей процессов" этих двух стандартов. Стандарт ИСО 9001 нацелен на удовлетворение нужд потребителей, в то время как в стандарте ИСО 9004 проблема рассмотрена шире и учтены интересы заинтересованных сторон.

Под определение "заинтересованные стороны", помимо потребителей, попадают акционеры предприятия, его работники, контролирующие органы, а также организации, представляющие интересы жителей данного района и общества в целом и т.д. Термины "заинтересованная организация" или "заинтересованная сторона" (соответствующие английским терминам "stakeholders" и "interested party") взаимозаменяемы и используются для определения всех участников процесса производства и потребления пищевой продукции, на которых деятельность данной организации может оказать влияние.

Такой широкий подход к менеджменту качества может оказаться полезным для многих организаций пищевой промышленности, которые обычно ориентированы на удовлетворение спроса большого круга потребителей, включающего как заказчиков, так и население в целом.
0.4. Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий международный стандарт согласован с ИСО 14001:1996 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий международный стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким, как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может приспособить свою существующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего международного стандарта.
УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ГИГИЕНОЙ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Надо обратить особое внимание на совместимость стандарта ИСО 9001 с международным стандартом по системам экологического менеджмента (EMS)* ИСО 14001 "Системы менеджмента охраны окружающей среды. Технические условия с методическими указаниями по применению". В этом стандарте признается, что организации несут ответственность за широкий круг проблем, куда могут быть включены и охрана окружающей среды, здоровья и безопасности работников и населения.

Такой универсальный подход дает возможность с большей гибкостью интегрировать в системы менеджмента аспекты качества, охраны окружающей среды, гигиены и безопасности; такой подход может оказаться полезным для многих организаций пищевой промышленности.
1. Область применения
1.1. Общие положения
Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности последовательно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.

Примечание.

В настоящем международном стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции.
Этот общий пункт устанавливает область применения стандарта ИСО 9001 и указывает те причины, по которым может быть принято решение о внедрении этого стандарта на вашем предприятии.

Система менеджмента качества является средством, для того чтобы продемонстрировать вашу готовность удовлетворять нужды потребителей, предоставляя им услуги и продукцию именно того качества и соответствующие именно тем стандартам, которых они требуют и ожидают. Вы сможете завоевать доверие своих потенциальных потребителей, если будете вести свой бизнес в соответствии с этой системой, и получите преимущества в коммерческой сфере, демонстрируя свою способность отвечать на требования потребителей.
1.2. Применение
Требования настоящего международного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

Если какое-либо требование(я) настоящего международного стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.

При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему международному стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность организации или ее ответственность обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
В этом пункте вводится следующее положение: некоторые требования раздела 7 "Процессы жизненного цикла продукции" могут не иметь отношения к процессам или продукции вашей организации, и в этом случае данные требования можно исключить из системы менеджмента качества вашей организации.

Стандарт ИСО 9001 направлен на то, чтобы организации рассматривали все изложенные в нем требования и выполняли все те, которые применимы к данному бизнесу.

Возможность "исключений" применима только в рамках раздела 7. Требования разделов 4, 5, 6 и 8 являются обязательными. Данное положение об "исключениях" заменяет положение о "приспособлении" из прежней редакции стандарта ИСО 9001:1994.

Вы можете исключать только те требования стандарта, которые не оказывают влияния либо на процессы вашей организации, либо на ее способность предоставлять продукцию (включая услуги), которые удовлетворяют поставленной цели. Следует обратить внимание на то, что исключения могут касаться не только отдельных пунктов или подпунктов раздела 7 в полном объеме, но и определенных положений, содержащихся в них.

В руководстве по обеспечению качества в обязательном порядке должна быть представлена следующая информация: область применения системы менеджмента качества, все требования стандарта ИСО 9001, исключенные как неприменимые к процессам вашей организации, и обоснование вышеназванных исключений (см. подпункт 4.2.2).

Как применять данное положение?

К примеру, те организации пищевой промышленности, в которых ранее действовала система менеджмента качества, совместимая со стандартом ИСО 9002:1994, могут исключить из нее требования по проектированию и разработке из области применения своих систем менеджмента качества (см. пункт 7.3 и приложение G).

Не следует отклонять или опускать никаких требований, применимых к вашему бизнесу. Вышеназванные требования не могут быть отклонены по той причине, что ваша организация не выполняла их ранее или не имеет намерения применять их.

Ниже приведены примеры требований в рамках раздела 7, которые в некоторых случаях могут оказаться неприменимыми. Можно исключать, например, такие пункты и подпункты:

? 7.3. Проектирование и разработка;

? 7.5.4. Собственность потребителей;

? 7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений.

Как поступать в тех случаях, когда какую-то продукцию закупают или получают по контракту?

Обычно, если ваша организация несет полную ответственность за какой-то вид производственной деятельности, тот факт, что вы организуете этот вид деятельности на стороне или по субдоговору с другим "поставщиком", не является достаточным основанием для исключения данного вида работ из вашей системы менеджмента качества. Напротив, может оказаться, что ваша система менеджмента качества должна распространяться и на управление таким видом деятельности посредством, например, соответствующего планирования процессов, составления спецификаций, закупок, мониторинга и проверки. Требования пункта 7.4 следует применять ко всем закупаемым материалам и услугам, которые включаются в конечную продукцию.
2. Нормативная ссылка
Указанный ниже нормативный документ содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего международного стандарта. Для жестких ссылок последующие поправки или пересмотры любых этих публикаций не применимы. Однако сторонам соглашений, базирующихся на настоящем международном стандарте, рекомендуется изучить возможности применения самого последнего издания указанного ниже нормативного документа. Для плавающих ссылок необходимо использовать самое последнее издание ссылочного нормативного документа. Комитеты-члены ИСО и МЭК ведут перечни действующих международных стандартов.

ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Раздел "нормативная ссылка" включается во все стандарты ИСО с тем, чтобы вы могли узнать, какие еще стандарты ИСО были использованы в качестве ссылочных документов.

Этот стандарт можно применять автономно, тем не менее, рекомендуем также ознакомиться со стандартом ИСО 9004.
3. Термины и определения
В настоящем международном стандарте применяют термины и определения, данные в ИСО 9000.

Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ИСО 9001 для описания цепи поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов:

поставщик  организация  потребитель
Термин "организация" заменяет термин "поставщик", используемый в ИСО 9001:1994, и относится к объекту, в отношении которого применяется настоящий международный стандарт. Кроме того, термин "поставщик" заменяет термин "субподрядчик".

В тексте настоящего международного стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".
Раздел "Термины и определения"* ? это еще один раздел, включенный во все стандарты ИСО.

Термины, используемые в стандарте ИСО 9001, определены в стандарте ИСО 9000. Кроме того, в контексте Руководства используются следующие термины:

Администрация

Лица или органы, обладающие правом принимать решения и контролировать их исполнение.

Компетентность

Наглядно продемонстрированная способность адекватно выполнять поставленную задачу.

Контракт

Согласованные взаимные обязательства организации и потребителя, переданные в любой форме (термин применим к любым сделкам между изготовителями пищевых продуктов и их потребителями).

Потребитель

Лицо, получающее продукцию или услуги, или сторона, получающая продукцию организации, производящей пищевые продукты. Ниже приводятся примеры лиц и сторон:

? Клиент.

? Покупатель.

? Работник розничной торговли.

? Конечный потребитель.

? Транспортная компания.

? Внутренний потребитель.

? Следующий субъект в технологической цепочке.

? Правительственные организации.

? Иностранные государства (требования иностранных государств).

? Контролирующие органы.

Изъятие

Действия, применяемые к несоответствующей продукции.

Программа безопасности пищевой продукции

Система, определяющая, оценивающая и контролирующая риски, представляющие угрозу безопасности пищевой продукции (например, программа, основанная на принципах НАССР).

Услуги в области общественного питания

Деятельность, связанная с приготовлением пищи и обслуживанием (в области общественного питания), такая как общественное питание в организациях, ресторанах, столовых и закусочных, на общественном транспорте, например, на авиалиниях и на железной дороге.

Практика производства пищевой продукции (Good Manufacturing Practices, GMP)

Деятельность, связанная с производством пищевой продукции (включая, например, уборку и санитарную обработку помещений и оборудования, техническое обслуживание, обучение персонала и мероприятия по личной гигиене персонала, санитарно-эпидемиологический контроль и т.д.).

Анализ рисков и критические контрольные точки (НАССР)

Структурный и дисциплинарный подход к выявлению точек риска при производстве пищевой продукции, который обеспечивает основу для проведения мониторинга и управления точками на линии поставки или на производственной линии, в которых существует риск того, что пищевая продукция станет небезопасной при употреблении. Данные структуры предназначены для обеспечения безопасности пищевой продукции, экологической чистоты и пригодности для употребления в пищу.

Анализ рисков. Анализ опасностей

Метод анализа процесса производства или проектирования продукции с целью точного определения присущих данному процессу или продукции рисков или опасностей с тем, чтобы осуществлять наиболее эффективные превентивные меры. Например, внедрение принципов НАССР.

Менеджмент

Выполнение руководящих функций в общем смысле этого слова. Руководящие функции могут осуществляться старшим должностным лицом, уполномоченным лицом, или коллективным исполнительным органом или группой сотрудников в рамках организации, такими как совет, комитет или независимая руководящая группа.

Высшее руководство

Руководящие сотрудники высшего звена больших и малых организаций. Термин может относиться также к отдельному филиалу или производственной площадке в зависимости от структуры организации, структуры ее системы менеджмента и ее системы менеджмента качества (см. пункт 5.3. Важным аспектом в данном случае является "очевидный вклад" лиц, на которых возложена ответственность за управление и обладающих властными полномочиями).

Организация

Ваша организация, т.е. организация, производящая пищевую продукцию/изготовитель пищевой продукции, внедряющие данный стандарт.

Переработка

Термин применяют в тех случаях, когда в процессе производства необходимо изменить основные свойства продукции.

Продукция или услуга

Результат деятельности организации, который она поставляет заказчику. Результатом деятельности может быть:

? продукция в физическом выражении (пищевые про? услуги;

? технологические процессы или рецептуры (в некоторых случаях продукцией может являться процесс или рецептура, например в случае исследовательской организации).

План качества

Документ, в котором представлены конкретные методы по контролю качества, ресурсы и последовательность операций для каждого конкретного вида продукции, услуги, контракта или проекта. Например, в пищевой промышленности план качества может включать следующие разделы:

? Планы управления производственными процессами.

? Производственные планы, такие как графики (блок-схемы производственных процессов).

? Планы инспекционных проверок.

? Бизнес-план.

? Программы безопасности пищевых продуктов, включающие НАССР.

? Планы испытаний.

? Спецификации сырья и готовой продукции.

? Планы поставок, установки и обслуживания оборудования и установок.

Обязанности

Задачи, за которые данное лицо несет ответственность.

Поставщик

Организация, поставляющая продукцию или услуги поставщику (т.е. сторонние организации, субподрядчик вашей организации, поставщик сырья).

4. Система менеджмента качества
4.1. Общие требования
Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта. Организация должна:

a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации (1.2);

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

а) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

e) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

f) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.

Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она должна обеспечить со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.

Примечание.

В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, следует включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения.
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ?
В этом пункте кратко изложены те действия, которые вам следует предпринять при внедрении системы менеджмента качества. Более подробно эти требования изложены в следующих подпунктах стандарта.

Систему менеджмента качества необходимо разрабатывать таким образом, чтобы она соответствовала потребностям вашей организации. Ее структура должна отражать основные процессы, осуществляемые вашей организацией, и система должна обеспечивать эффективное управление всеми теми видами деятельности, которые могут оказать влияние на качество продукции.

В рамках системы менеджмента качества нужно запланировать и предусмотреть такие конкретные требования, как законодательные, требования потребителя, контроль безопасности пищевых продуктов, санитарно-гигиенический контроль, GMP, контроль веса и т.д.

В пункте 4.1 приведены конкретные требования к организации:

? определить последовательность процессов, осуществляемых организацией, и их взаимосвязь;

? постоянно совершенствовать вашу систему менеджмента качества.

При определении процессов, их последовательности и взаимосвязи желательно использовать такие средства как блок-схемы. Вопросам совершенствования уделено особое внимание в пункте 0.2 (см. рис. 1), они также рассмотрены далее в разделе 8.

Вам следует внимательно изучить каждый процесс и рассмотреть каждый раздел стандарта с тем, чтобы определить, какие требования относятся к вашему процессу и как они с ним соотносятся. При этом вам необходимо принять во внимание цели, которые преследует ваша организации, приступая к разработке системы менеджмента качества в соответствии с ИСО 9001 (сюда могут входить и цели, перечисленные в разделе 1. Область применения).

В вашем анализе должны быть рассмотрены все разделы и требования стандарта ИСО 9001, а также должны быть определены все требования, которые неприменимы в вашей организации (см. пункт 1.2). Ни одно из требований или видов деятельности, которые применяют в вашей организации, не должны быть проигнорированы или опущены, что особенно важно в том случае, если вашей конечной целью является независимая сертификация системы менеджмента качества.

Работа со сторонними организациями

Если ваша организация поручает сторонним организациям какие-то виды деятельности или получает от сторонних организаций какие-то услуги, т.е. заключает с ними контракты или делает у них закупки, соответствующие виды деятельности, услуги или продукция должны также быть включены в вашу систему менеджмента качества, как это указано в пояснениях к пункту 1.2. Во многих случаях вы сможете при помощи процедуры закупок получить гарантии того, что виды деятельности, осуществляемые на стороне, выполняются в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001, это относится к закупке у сторонних организаций материалов и услуг, которые необходимы для создания конечной продукции.
4.2. Требования к документации
4.2.1. Общие положения
Документация системы менеджмента качества должна включать:

a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

b) Руководство по качеству;

c) документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом;

d) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;

e) записи, требуемые настоящим международным стандартом (4.2.4).

Примечание 1.

Там, где в настоящем международном стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.

Примечание 2.

Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:

a) размера организации и вида деятельности;

b) сложности и взаимодействия процессов;

c) компетенции персонала.

Примечание 3.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе.
ЗАПИСЫВАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ
В этом разделе кратко изложено содержание эффективно задокументированной системы менеджмента качества. Пункты 4.1 и 4.2 дополняют друг друга. Вначале приводится описание системы менеджмента качества, которую вам следует создать, а затем ? требования по документированию работы вашей системы.

Требования к общей документации согласно стандарту ИСО 9001 позволяют гибко подходить к определению необходимой документации и средств для ее ведения. Наличие документированных процедур является обязательным требованием в шести пунктах и подпунктах (см. 4.2.3, 4.2.4, 8.2.2, 8.3, 8.5.2 и 8.5.3). В других разделах вы должны сами принять решение о том, какая документация необходима для обеспечения управления процессами в вашей организации.

Документация может быть краткой, так как она описывает в количественном выражении, как работает ваша система менеджмента качества и насколько она отвечает требованиям стандарта. Хотя в пункте 4.2 говорится о "документированных процедурах" и "документах" (подпункты "с" и "о"), вам нет необходимости использовать эти термины или учитывать различие в этих терминах при подготовке документации вашей системы менеджмента качества или при ссылке на нее.

Дальнейшие пояснения по документации и руководствам по? качеству даны в приложении Е.
4.2.2. Руководство по качеству
Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии Руководство по качеству, содержащее:

a) область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений (1.2);

b) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;

c) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
В этом подпункте стандарта, который является логическим продолжением пункта 4.1 и подпункта 4.2.1, представлены основные требования по созданию системы менеджмента качества и документирования процесса ее работы.

В Руководстве по качеству необходимо дать четкое описание структуры системы менеджмента качества. Форма и схема организации работ должны соответствовать деятельности вашей фирмы.

Руководство по качеству должно стать путеводителем по вашей системе менеджмента качества. Руководство по качеству может быть кратким, поскольку оно в количественном выражении описывает, как работает ваша система менеджмента качества и насколько она отвечает требованиям данного стандарта.

Оно должно включать документированные процедуры и прочие документы, в нем также должны быть детально представлены совместные действия и связи с другими системами, такими как документация НАССР (включая план НАССР).

Ссылки на другую документацию дают возможность избежать дублирования и упростить задачу непрерывного совершенствования руководства по качеству.

Требование относительно разработки руководства по качеству не обязательно означает составление руководящего отдельного документа. Кратко, требования данного стандарта заключаются в следующем:

? разработать систему, охватывающую все аспекты, влияющие на качество продукции;

? разработать четкую и удобную в использовании документацию на эту систему;

? обеспечить выполнение требований данной системы всеми сотрудниками, обеспечить документирование всей осуществляемой деятельности, а также ее выполнение;

? система должна быть простой настолько, насколько этого требует характер продукции и процесса.

Особенно важна взаимосвязь системы менеджмента качества с документацией НАССР и необходимо четко ее определить.

Дальнейшие пояснения и руководства по качеству даны в приложении Е.
4.2.3. Управление документацией
Документами, требуемыми системой менеджмента качества, необходимо управлять. Записи ? специальный вид документов, и ими надо управлять согласно требованиям, приведенным в 4.2.4.

Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая;

a) проверку документов на адекватность до их выпуска;

b) анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;

c) обеспечение идентификации изменений

и статуса пересмотра документов;

о) обеспечение наличия соответствующих версий

документов в пунктах их применения;

e) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;

f) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управления их рассылкой;

д) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ
Основная цель управления документацией ? обеспечение работников нужной информацией при помощи системы распространения информации и сведение к минимуму риска ошибки благодаря наличию четких процедур.

В документах должна быть использована и отражена новейшая информация.

Термин "документ" используется независимо от того, в какой форме в нем представлена информация, включая, например:

? документы в письменной форме;

? документы в электронной форме, например, рецептуры, спецификации процесса изготовления;

? видео? и аудиозаписи, например, рабочие инструкции;

? графические плакаты, блок-схемы, наглядные спецификации:

? образцы.

Политика по качеству, руководства, документированные процедуры и рабочие инструкции, в целом, являются частью документированной системы. Далее представлены примеры иных используемых в пищевой промышленности документов, которые могут составлять часть системы и, следовательно, должны контролироваться соответствующим образом:

? спецификации, например, на сырье, технологические процессы и продукцию;

? рецептуры, формулы и методы обработки;

? учебные программы, вспомогательные процедуры и инструкции;

? действующее законодательство и соответствующий закон о пищевых продуктах;

? установленные в соответствии с законодательством требования, правила распорядка и стандарты;

? план НАССР и документация;

? графические изображения, например, образцы упаковки;

? транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы и условия хранения;

? аналитические методы;

? руководство по патогенному контролю;

? руководство по санитарии и гигиене;

? процедуры уведомления об опасности загрязнения пищевой продукции и процедуры изъятия продукции при возникновении риска ее загрязнения;

? внешние документы, такие как руководства по работе оборудования и по его обслуживанию.

Необходимо контролировать выпуск документации и внесение любых изменений, применяя для этого соответствующую систему, которая гарантирует использование самой свежей информации, а также ее своевременное обновление и утверждение. Это осуществляется, например, путем подписи, ограниченного доступа к информации и т.д. К электронным базам данных следует предъявлять такие же требования как и к документам на бумажных носителях.

Утверждение документов перед изданием, пересмотр и утверждение последующих изменений обеспечивает совместимость содержания документов с целями организации и предотвращает возникновение противоречий с существующими процедурами.

Записи считаются документами специального типа, и управление ими осуществляется в соответствии с подпунктом 4.2.4. Они создаются как результат определенного вида деятельности и являются отражением фактов, имевших место в определенное время, и, следовательно, не могут быть пересмотрены или изменены.
4.2.4. Управление записями
Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Надо разработать документированную процедуру для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей.
ПОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО
Подход к ведению отчетной документации должен быть систематическим*. В записях (отчетах) демонстрируется, насколько эффективно работает система менеджмента качества. Они способствуют выявлению, исправлению и предотвращению дефектов и предоставляют объективное свидетельство того, насколько работа соответствует критериям и требованиям, предъявляемым к ней.

Особенно важно обеспечить сохранение соответствующих записей в течение определенного периода времени при контролируемых условиях и для этого требуется документированная процедура.

Записи обычно включают следующие документы:

? записи, демонстрирующие соответствие вашей работы определенным требованиям (например, результаты технического контроля и испытаний, записи результатов проверки соответствия вашей продукции и процесса соответствующим требованиям и записи результатов калибровки);

? записи, демонстрирующие работу вашей системы качества (например, результаты аудита, отчеты о несоответствии продукции требованиям и о проведении обучения персонала);

? записи о вспомогательных процедурах (например, протоколы проверок, протоколы заседаний, записи об управлении производственным процессом и отчеты);

? записи о совершенствовании процесса производства (например, отчеты, спецификации модернизированных и усовершенствованных процедур и протоколы проверок руководством).

Записи можно делать в самых разнообразных формах, например:

? записи в электронной форме;

? протоколы;

? торговая статистика и отчеты руководства.

Не следует изменять или дополнять записи. (В том случае, если в записи необходимо внести изменение, в оригинале вычеркивается текст, подлежащий изменению, ставится подпись и вносится соответствующее изменение.)

Именно вам надо принять решение о том, какую документацию следует вести, и регулярно пересматривать список этой документации. Записи необходимо делать очень подробными.

Особенное внимание нужно уделять сроку хранения записей системы менеджмента, таких как документация по внутреннему аудиту, проверкам со стороны руководства, изменениям системы и документации НАССР, поскольку в них могут содержаться наиболее существенные данные о ходе производственного процесса.

Следует учитывать требования заказчика и законодательные требования относительно сроков хранения документации. Такие требования могут существовать для всех предприятий отрасли, они также могут быть предъявлены заказчиком.

Записи могут подлежать проверке со стороны сторонних органов, таких как:

? аудиторские организации;

? контрольные органы;

? потребители, в тех случаях, когда это включено в договор (контракт);

? обе стороны в том случае, если возбуждено судебное разбирательство.

Необходимо соблюдать соответствующие процедуры ответственного хранения записей и их восстановления в случае необходимости. При хранении записей в электронной форме такие процедуры могут состоять, например, в определении уровней безопасности и доступа к информации, которые обеспечат ее достоверность и сохранность; в хранении резервных копий и устаревшего программного обеспечения, которое может понадобиться для доступа к более ранним записям.

В записях содержится также информация по совершенствованию качества, которая поможет вам:

? при определении потерь;

? при определении прослеживаемости;

? при определении ответственности;

? при решении исследовательских проблем;

? при разрешении корректирующих действий без формального утверждения;

? при подтверждении соответствия качества продукции требованиям стандарта(ов);

? при определении предыстории продукции и процесса (с тем чтобы, например, несоответствующие методики или неисправное оборудование не были бы введены в процесс на последующих этапах новыми сотрудниками).

Более подробная информация о типичных записях, которые ведут изготовители в пищевой промышленности, дана в приложении F.
5. Ответственность руководства
5.1. Обязательства руководства
Высшее руководство должно обеспечивать свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

a) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

b) разработки политики в области качества;

c) обеспечения разработки целей в области качества;

а) проведения анализа со стороны руководства;

е) обеспечения необходимыми ресурсами.
ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА
Понятие "обязательства руководства" введено для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что успех любой стратегии менеджмента требует действенного и непрерывного участия высшего звена управления вашей организации.

В пункте 5.1 определяется, в чем заключается роль высшего руководства при создании системы менеджмента качества, а затем дается общее представление о конкретных требованиях, предъявляемых к руководству. Эти требования будут рассмотрены далее в следующих разделах и пунктах стандарта:

? 5.2. Ориентация на потребителя и 5.3. Политика в области качества для подпункта а);

? 5.3. Политика в области качества и 5.4.1. Цели в области качества, для подпункта b);

? 5.6. Анализ со стороны руководства для подпункта с)

? 6. Менеджмент ресурсов для подпункта d).

Высшее руководство должно продемонстрировать твердую решимость разработать и постоянно совершенствовать систему менеджмента качества. Непосредственно на высшее руководство возлагается ответственность за выполнение основных требований по менеджменту, ориентации на потребителя, политике в области качества, по определению целей организации и планированию.

Ответственность руководства за эти направления может быть также связана с менеджментом в области безопасности пищевых продуктов, выявления потенциальных рисков, оценки вероятности их реализации, а также тяжести их последствий (см. систему НАССР. принцип 1. Анализ рисков).

Далее перечислены мероприятия, которые помогут руководству организации внести реальный вклад в создание системы менеджмента качества. Это:

? разработка методик бизнес-планирования, которые идентифицируют вашу продукцию, ваших потребителей и соответствующие законодательные требования;

? определение целей вашей организации (которые можно подразделить на корпоративные, цели подразделения, а также цели при разработке какого-то сорта изделий или конкретного продукта);

? постоянное информирование сотрудников вашей организации и потребителей о том, как создается и работает ваша система качества;

? организация обратной связи с вашими сотрудниками и потребителями с тем, чтобы они могли принять участие в улучшении качества продукции и технологий;

? проведение регулярных проверок выполнения мероприятий в рамках системы менеджмента качества, а также их эффективности;

? планирование, обеспечение наличия ресурсов и проверка эффективности их использования.
5.2. Ориентация на потребителя
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы требования потребителей были определены и выполнены для повышения их удовлетворенности (7.2.1 и 8.2.1).
КАК УЗНАТЬ, ЧЕГО ХОЧЕТ ВАШ ПОТРЕБИТЕЛЬ
Каждую организацию можно рассматривать как комплекс взаимосвязанных процессов. Это, в первую очередь, выявление потребностей и ожиданий потребителя, а затем их удовлетворение, то есть производство такой продукции, которая полностью соответствует нуждам потребителя (см. рис. 1).

Таким образом, ориентация на потребителя становится четким требованием, и задача высшего звена управления состоит в том, чтобы довести это требование до всех сотрудников организации, а также обеспечить внутри организации функционирование всех процессов и наличие всех средств для удовлетворения потребителя.

Для производителя пищевой продукции потребителями являются не только непосредственные потребители, но и оптовые торговцы, распространители, розничные торговцы, население, а также контролирующие органы.

Потребителю нужны безопасные пищевые продукты, изготовленные по технологиям, обеспечивающим соответствующее качество.

При определении потребностей потребителей и их ожиданий можно проконсультироваться как у них самих, так и у сотрудников, или организовать сбор соответствующей информации. Необходимо принимать во внимание следующие факторы:

? Безопасность пищевой продукции и связанные с безопасной пищевой продукцией проблемы.

? Соответствие законодательным требованиям.

? Ожидания потребителя (как сформулированные, так и несформулированные).

? Ответственность организации в широком смысле слова (например, за воздействие на экологию, за технику безопасности и гигиену труда).

? Соответствие поставленной цели.

? Постоянное улучшение.

? Предотвращение дефектов.

Эти же проблемы следует принимать во внимание при определении политики организации (см. пункт 5.3).
5.3. Политика в области качества
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика в области качества:

а) соответствовала целям организации;

b) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества;

c) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;

а) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

е) анализировалась на постоянную пригодность.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (368.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации