Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты - файл n1.doc


Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты
скачать (774.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc775kb.24.12.2012 06:23скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6



Т.Н. Варламова


Культурное наследие как объект социальной защиты


Монография

Москва 2009
Российский государственный социальный университет
Кафедра культурологии и социокультурной деятельности

Т.Н. Варламова
Культурное наследие как объект социальной защиты

Монография

Москва, 2009
ББК

УДК

В
Варламова Т.Н.,

кандидат философских наук, доцент

Рецензенты:

Дорогова Л.Н. – д.ф.н., профессор

Иванова И.Ю. – канд. искусствоведения
Монография посвящена рассмотрению вопросов комплексного подхода (правового, культурологического, экономического) к управлению ресурсами историко-культурного и природного наследия. Читатель составит представление о том, что с точки зрения культурологии считается памятником истории и культуры, к компетенции каких государственных органов относится охрана культурного наследия, познакомится с тем, как осуществляется учет и регистрация памятников, их реставрация, консервация, ремонт, реадаптация, получит информацию о некоторых технологических процессах в деле сохранения культурного достояния. В работе обосновывается необходимость нового взгляда на культурное наследие как на особый экономический потенциал регионов.

Книга рассчитана на специалистов в области социально-культурной деятельности, преподавателей гуманитарных дисциплин, студентов культурологических специальностей.
ISBN Российский государственный

социальный университет, 2009
Введение

Вопрос о сохранении исторической памяти российского народа приобрел в настоящее время важное политическое значение, ибо без сохранения этой памяти невозможно возрождение сильной и независимой России. В системе государственных приоритетов сегодня на первый план выдвигаются проблемы национальной самоидентификации, что обуславливает обращение к культурно-историческому наследию нашего народа. Фундаментом нации и ресурсом интеграции служат общие духовные ценности, составляющие единый культурный код.

Происходящие в нашей стране перемены обнажили множество острых политических, экономических, национальных и иных социальных про­блем. Не последнее место среди них занимает и вопрос об отношении к культурному наследию.

Охрана памятников истории и культуры – специфическая область знания, носящая междисциплинарный характер и обладающая определенной идейной направленностью. Кроме того, охрана культурного наследия никогда не была сугубо научной сферой. Финансирование и юридическую сторону в этой области определяет культурная политика государства. Но главным залогом сохранения культурного наследия является гражданская зрелость самого общества, его культура.

Государственная охрана историко-культурных объектов (памятников наследия) включает в себя систему правовых, организационных, финансовых, информационных и иных принимаемых государством мер, направленных на выявление, учет, изучение, проведение историко-культурной экспертизы, установление границ территорий и зон охраны таких объектов, контроль за их сохранением и использованием.

Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы – 1 этап и 2006-2011годы – 2 этап)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Определение целей охраны культурных и природных феноменов основывается на определении ценности наследия. Критерии ценности выражают предмет охраны, то есть те свойства, на сохранение которых должна быть направлена стратегия управления наследием. Принципы оценки наиболее полно разработаны для объектов Всемирного наследия: определены 6 вариантных и 2 обязательных критерия по культурному наследию и 4 вариантных и 2 обязательных критерия по природному наследию. Обязательные критерии определения ценности природного наследия — целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны). В качестве обязательных критериев для культурного наследия добавляются аутентичность и, как и в случае с природным наследием, гарантии охраны. Аутентичность подразумевает подлинность, достоверность объекта в отношении своего места, времени и эпохи.

Вариантные критерии ценности культурного наследия:

  • объект должен представлять собой шедевр творчества;

  • иметь ключевое значение для развития того или иного культурного явления;

  • служить выдающимся свидетельством культурной традиции или типа культуры;

  • иллюстрировать собою важный этап истории народов;

  • обладать исключительной репрезентативностью в отношении той или иной культуры;

  • обладать исключительным ассоциативным смыслом в отношении особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей.

При отнесении объектов или территорий к Всемирному природному наследию используются критерии наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокий уровень биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается относительно субъективным критерием, и правомочность его применения многими экспертами ставится под сомнение.

Большой интерес для данного исследования имел концептуальный и эмпирический материал, содержащийся в публикациях Ю.Н. Жукова, В.Е.Полетаева, П.М.Шульгина, С.И.Сотниковой, В.К. Клюева, Н.М. Ведерниковой, И.Ю. Ивановой, М.Е.Кулешовой, Р.Ф.Туровского, М.В. Нащекиной. В осмыслении значимости пространственно-мемориального культурного наследия были учтены достижения теоретиков геокультурологии, специализирующихся в области изучения культурного ландшафта: Ю.А. Веденина, Д.Н. Замятина, В.Л. Каганского, Б.Б. Родомана, Р.Ф. Туровского. Работы Ю.М.Лотмана, Д.С.Лихачева, Т.П.Каждана позволили интерпретировать усадьбу как антропологически ориентированную историю, как форму пространственной организации. Музеефикация литературно-мемориальных усадебных комплексов тесным образом связана с ситуативной историографией, с концепцией «культурных гнёзд». Интерес к феномену локальной культуры проявился в трудах С.Н.Иконниковой, Е.Н. Мастеницы, Э.А. Шулеповой.

Глава 1. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития общества

§ 1. Соотношение понятий «культурное наследие» и «памятник культуры»

К понятию «культурное наследие» можно подходить с разных точек зрения, с юридической, философской, культурологической, экономической. Общепризнанной является позиция, согласно которой культурное наследие – это совокупность результатов материального и духовного производства прошлых исторических эпох, а в более узком смысле – сумма доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, подлежащих критической оценке и пересмотру, развитию и использованию в контексте конкретно-исторических задач современности, в соответствии с критериями социального прогресса.

К культурному наследию относятся общественно признанные материальные и духовные ценности, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры и сохраняемые обществом для поддержания социальной и этнической идентичности, а также передачи последующим поколениям. Как важный информационный потенциал, запечатленный в материальных объектах, явлениях, нормах морали и этики, философии и научных представлениях, культурное наследие жизненно необходимо человечеству для дальнейшего развития. Обязательными атрибутами наследия являются сохранность и востребываемость.

В правовом подходе не учитывается эмоционально-ценностный аспект в интерпретации артефактов и текстов наследия. Но поскольку именно он формирует приятие или неприятие обществом или отдельной социальной группой культурных ценностей прошлого, то в данной работе под культурным наследием мы будем понимать совокупность объектов и явлений, несущих в себе ценностную, эмоционально-значимую для того или иного субъекта информацию, обладающую способностью влиять на развитие общественной системы.

Такой многоуровневой, сложной системой является культура. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой стороны, это "живая" (т.е. сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса. Культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как "мера" человека. Создавая продукт материальный или духовный (ценность), личность опредмечивает в нем саму себя, в той или иной мере свою индивидуальность. Культура - это самосознание общества каждого его периода, каждой прожитой эпохи. По творениям людей, по духовным и материальным ценностям, созданным ими в данную эпоху, мы судим о ее культуре, а по культуре - об обществе в целом.

Развитие общества и развитие культуры возможно потому, что человечество хранит в своей памяти достижения прошлых веков, то, что открыто, познано, известно. Память человечества противостоит забвению – уничтожающей силе времени. Память – необходимое условие самосознания личности. Знание своих корней, своего прошлого рождает чувство ответственности перед обществом, связывает человека с прошлым и будущим. Социальная память для конкретного человека - это своего рода строительный материал, на базе которого формируется индивидуальная память. Человек усваивает социальную память группы и общества, к которым он принадлежит. Индивид как бы погружается в жизненный поток, а социальная память является частью этого потока. Чаще всего индивид не замечает новоприобретенных ценностных установок, «впитанных» извне таким образом. Поэтому феномен социальной памяти состоит еще и в ее громадном, неосознаваемом влиянии, как на отдельного человека, так и на группу и общество в целом. Утрата памяти проводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного «Я». Своеобразие человеческой памяти состоит в том, что она не только естественно-природная, но и общественно-культурная. Осознание человеком самого себя в обществе дается освоением накопленного веками опыта, всего многообразия культуры своего и других народов, истории своей семьи, своего рода, своего отечества. Это важные элементы культуры личности. Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново определять себя и свое место в жизни, без исторического прошлого он не может ощутить будущего и живет только сегодняшним днем. На информационной составляющей наследия останавливается и М.Е. Кулешова: «наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»1. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал Д.С. Лихачев в своем «Проекте Декларации прав культуры». Он понимает под понятием «наследие» форму закрепления и передачи совокупного опыта человечества. При этом четко выделяет две его составляющие: духовную (язык, идеалы, традиции) и материальную (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки).

Таким образом, культурное наследиеэто совокупность ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, критически осваиваемых и используемых в системе синхронных общественных и культурных связей в соответствии с вызовами (потребностями) времени.

Средств сохранения и передачи опыта прошлого много. Это язык, письменность, все без исключения виды искусства, это библиотеки, музеи, картинные галереи, выставочные залы, это архитектурные сооружения, храмы, монастыри, дворцы, садово-парковые ансамбли, то есть все, что хранит историю народа, память о прошлом. Таким образом, трансляция социальной памяти происходит с помощью определенных знаковых систем, которые мы можем назвать памятниками. Памятник - в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. В нашей стране очень часто материальное культурное наследие воспринималось практически как синоним термина «памятник». В настоящее же время памятник рассматривается в основном лишь как синоним объекта наследия. Культурно-историческое наследие обеспечивает непрерывность в трансляции эмоционально-значимой информации, кодируя данную информацию в артефактах и текстах (то есть памятниках).

Вместе с тем, как абсолютно справедливо отметила Т.Н. Миронова, «дефиниция «памятник», прежде всего, ориентируется на сохранение памяти, воспоминания; он выключен из активной хозяйственной деятельности; наследие же - это то, что передали нам предки, но передали не просто на сохранение, но для интерпретации и приумножения»2. Следовательно, в отличие от памятника, являющегося категорией точечной и нединамичной, объект наследия является частью целостной и развивающейся системы наследия. Памятниками истории и культуры мы будем считать сооружения, предметы, памятные места, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или культурную ценность. Различают памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, а также письменности.

Именно памятник является связующим звеном между цивилизациями, общественными структурами и непосредственно поколениями людей. Отсутствие научных принципов конституирования памятника порождает теоретический вакуум, который, в свою очередь, толкает к импровизациям. Решающими здесь оказываются нередко общественные пристрастия, а то и просто мода или реклама. Подлинно культурное значение памятника остается непрочитанным и непознанным. Определение содержания, смысловой нагрузки памятника, включение его в современный культурный контекст – это и научно-исследовательская и общественно-политическая задача.

Поскольку понятие «культурное наследие» включает в себя наравне с материальной основой духовную сферу, необходимо помнить, что в ней преломляются стереотипы массового сознания общества, его устремления, идеология, поведенческая мотивация. Наряду с признаком всеобщности культурному наследию свойственно и то, что обычно осознание его истинного значения происходит лишь со временем. При этом очень важно сохранить конвенциональный характер и преемственность в интерпретации наследия.

§ 2. Культурная политика государства и законодательное обеспечение сохранения культурного наследия

Во второй половине 60-х годов 20 века в международном публичном праве появляется понятие «общее наследие человечества». Данная концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг, принятых в рамках Совета Европы, архитектурное и археологическое наследие Европы признано «общим наследием всех европейцев». С 1996 г. Российская Федерация является полноправным членом этой авторитетной международной организации и, выполняя культурную программу Совета Европы совместно с другими европейскими странами, оказывает содействие осознанию и развитию национальной самобытности народов, участвует в поисках совместных решений общих проблем, например, таких как глобализация экономики и ее последствия.

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Возникнув в 19 веке вследствие объективной тенденции к интернационализации многих сторон общественной жизни, международные организации в настоящее время представляют собой разветвленную систему, осуществляют сотрудничество и укрепляют межгосударственные связи. В центре этой системы (состоящей из 4 тыс. организаций, из них 300 – межправительственные) находится ООН. При ООН создана система ЮНЕСКО, которая состоит из нескольких структур, ведающих вопросами Всемирного наследия: Фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО, Комитет Всемирного наследия, Бюро Всемирного наследия.

В систему международных организаций по сохранению культурного наследия входят:

ИККРОМ (ICCROM) - Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей - межправительственный орган, осуществляющий экспертную поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия;

ИКОМ (ICOM) - Международный совет музеев, создан в 1946 году с целью развития и поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне;

ИКОМОС (ICOMOS) – Международный Совет по охране памятников и исторических мест. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, оказывает техническую поддержку и составляет периодическую отчетность о состоянии включенных в Список объектов;

МСПО (IUCN) – Международный союз охраны природы и естественных богатств – международная неправительственная организация, рекомендующая к включению в Список объектов природного наследия;

ОГВН (OWHC) – Организация городов Всемирного наследия. Организация способствует обмену знаниями и опытом управления, взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест в городах (на 2008 г. – 100 городов), входящих в Организацию;

Санкт-Петербургский Международный центр сохранения культурного наследия – был создан в 1994 году. Центр регулярно организует семинары, конференции, симпозиумы по широкому кругу вопросов, связанных с сохранением культурного наследия, приглашает зарубежных экспертов для проведения консультаций, направляет российских специалистов на стажировки в зарубежные учреждения для обмена опытом и идеями с зарубежными коллегами.

В каждом государстве культурные ценности играют социальную роль, являются объектами внимания государственных органов, в определенной мере влияют на экономику страны, особо охраняются правом, служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимых обществу качеств в человеке. Поэтому их сохранение не может быть узкой проблемой. Ее необходимо решать объединенными усилиями государственной власти, общества и науки.

Действующие правовые акты относят к памятникам те ценные историко-культурные объекты, которые поставлены на учет или выявлены государственными органами охраны объектов культурного наследия, согласно соответствующей процедуре, которая лежит в основе всей системы охраны памятников истории и культуры. В настоящее время в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» существует следующая классификация объектов культурного наследия:

- Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

- Ансамбли — локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

- Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Подразделяются объекты культурного наследия на следующие категории историко-культурного значения:

- объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

- объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

- объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Самую объективную оценку исторических научных и художественных достоинств объектов культуры дает общественная практика. Причем, чем больше времени разделяет акты создания предметов культуры и их оценки, тем, как правило, более высоко оцениваются эти объекты.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться:

- в федеральной собственности;

- в собственности субъектов Российской Федерации;

- в муниципальной собственности;

- в частной собственности.

Для объектов, включенных в государственные Списки памятников истории и культуры федерального или регионального значения, а также в Списки вновь выявленных памятников, предусматривается составление паспорта. В паспорте фиксируется имущественный состав памятника, его основные технические данные, предметная ценность и режим содержания, а также разработка проекта зон охраны (в составе охранной зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта), охранных обязательств пользователей памятников. Эти действия должны обеспечивать режим сохранения памятника и регламентацию хозяйственной деятельности на сопредельных с ним участках.

Работы по ведению учетной документации выполняются специалистами по охране и использованию памятников истории и культуры. Точный учет и паспортизация даст возможность увеличить объем данных об объектах, составить единый государственный реестр, внедрить электронную форму сохранения информации, которая отвечает требованиям международной конвенции об охране культурного наследия относительно доступности информации об объектах культурного наследия.

Количество памятников истории и культуры, т.е. их общий объем, подлежащий государственной охране, был сформирован к середине 1990-х годов и составляет в настоящее время (на 2008 г.) около 100 тысяч объектов, 42 тысячи из которых — памятники истории и культуры федерального значения.

Распределение объектов культурного наследия федерального значения

по Федеральным округам


Доля объектов культурного наследия федерального значения от общего количества памятников истории и культуры по Федеральным округам (%):

Центральный 37
Северо-Западный 43
Южный 7
Приволжский 8
Уральский 2
Сибирский 2
Дальневосточный 1






Распределение по федеральным округам объектов культурного наследия:

* — федерального значения

* — регионального и местного значения


Центральный
федеральный округ



Cеверо-Западный
федеральный округ



Приволжский
федеральный округ



Южный
федеральный округ



Уральский
федеральный округ



Сибирский
федеральный округ





В настоящее время основной задачей в сфере государственного учета объектов культурного наследия можно назвать формирование Единого реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Однако эта работа существенно затруднена, так как условием принятия решения о включении объекта в реестр является наличие у объекта в том числе границ его территории, определенных в установленном порядке и внесенных в Государственный земельный кадастр. Одновременно с включением новых объектов в реестр должна быть продолжена работа по уточнению реквизитов ранее принятых на государственную охрану памятников истории и культуры в связи с изменениями их местоположения, наименований и необходимостью уточнения пообъектного состава.

В современной системе охраны культурного наследия преобладает памятниковедческий подход, ориентированный на статичные и моноструктурные в управленческом отношении образования. Однако правовые нормы, применяемые в отношении отдельных объектов, не являются достаточными для решения и правовых, и культурологичесчких проблем сложных историко-культурных объектов. Любой недвижимый памятник создавался в определенной исторической и природной среде и в своем конкретном месте, значит, его ценность и сохранность определяются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего природно-исторического фона (ландшафта). Особенно ясно противоречия современного законодательства отражаются в практике таких специфических образований как национальные парки, на территории которых располагаются памятники культурно-исторического наследия, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли, в состав которых входят элементы природного окружения в виде садов, парков, естественных ландшафтов и т.д. Система управления такими объектами затрудняется противоречиями, возникающими в правовом обеспечении этих мер и несогласованностью действий хозяйственных субъектов и установленных режимов охраны. Таким образом, с точки зрения управления природные и культурные компоненты этих памятников оказываются разделенными ведомственными барьерами. Организация охраны и управления таких объектов, как парки и сады регламентируется законодательством природоохранения. Если они рассматриваются как объекты культурного наследия, то в лучшем случае причисляются к образцам ландшафтной архитектуры. Между тем их духовные, ментальные компоненты и социально-культурное значение гораздо более существенны, что в своих трудах блестяще раскрыл Д.С.Лихачев. Сегодня как никогда остро встает вопрос о развитии комплексного подхода к управлению ресурсами историко-культурного и природного наследия.

В настоящее время возможен, и даже необходим новый взгляд на культурное наследие как на особый экономический потенциал и ресурс региона. В рамках такого подхода наследие понимается не просто как совокупность движимых и недвижимых объектов, требующих постоянных мер по их сохранению, оно может одновременно рассматриваться и как особая отрасль специализации историко-культурной территории. В этих условиях можно говорить об экономической программе использования наследия, основанной на вовлечении его в хозяйственную жизнь. Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.

Следует отметить, что постиндустриальное общество в наш электронный век осознало высокий потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов экономики. Государственная политика в области сохранения культурного наследия теперь основывается не на традиционной "охране от ", предусматривающей меры запретительного характера, а на концепции "охрана для", предусматривающей наряду с охранными ограничениями создание оптимально выгодных условий для инвесторов, готовых вкладывать средства в сохранение памятников.

Однако до последнего времени существует целый ряд сложных, трудно решаемых проблем в сфере культурного наследия. Вот некоторые из них:

  1. Продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее катастрофический характер;

  2. Нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий;

  3. Разрушение традиционных форм культуры, целых пластов национальной культуры;

  4. Утрата уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, декоративно-прикладного искусства;

5. Разрыв культурного взаимодействия между поколениями, а также между различными российскими территориями.

Сохранение или спасение культурных ценностей, подвергающихся опасности, должно обеспечиваться с помощью следующих средств и конкретных мер:

1) законодательство;
2) финансирование;
3) административные меры;
4) меры по сохранению или спасению культурных ценностей (консервация, реставрация);

5) меры наказания;
6) восстановление (реконструкция, реадаптация);
7) меры поощрения;
8) консультации;
9) просветительные программы.

Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов. Кроме того, создаются проекты сохранения культурного наследия. Эти проекты имеют разный масштаб, и среди них можно выделить следующие направления:

  • Проекты обеспечения сохранности, в основном направленные на реставрацию и консервацию объектов, подверженных разрушению.

  • Проекты микрофильмирования, т.е. перенесения на пленку и распространения подверженных разрушению книг, газет и периодических изданий.

  • Проекты каталогизации, т.е. описания тысяч книг и рукописей и обеспечения к ним доступа.

  • Проекты оцифровки, т.е. создание виртуальных факсимильных изданий книг и газет, в некоторых случаях используется оптическое распознавание знаков.

  • Исследовательские проекты, представляющие в цифровой среде как документальные источники, так и историко-культурный контекст.

Особую важность представляет вовлечение в проекты по сохранению и использованию наследия региона местного населения. Это придает дополнительный импульс развитию обновленного образа региона и росту притягательности местности в глазах потенциальных жителей и инвесторов.

Министерством культуры РФ учреждена автономная некоммерческая организация «Российская сеть культурного наследия». В 2002 г. начат первый российский проект, поддержанный ЕС. Cultivate-Russia это сетевой, инфраструктурный проект, направленный на пропаганду сотрудничества культурохранных организаций России и Европы. В рамках этого проекта была проведена серия из 37 семинаров и круглых столов, распространена информация по всей территории России, действует информационный сайт, проведена международная конференция, выпущены 2 тиража СД-дисков и налажены региональные и международные контакты.

Создан Интернет портал «Культура России», который рассчитан на массового пользователя (в настоящее время только на русском языке). Портал предоставляет пользователям различные срезы информации по культуре России на протяжении всей истории ее существования. Кроме того, уже существует Интернет портал «Библиотеки России», информационная служба музеев России.

«Правовой каркас» сферы охраны памятников для России на сегодняшний день формируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - М., 2002;

  • Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. - М., 1982; 

  • Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. - М., 1986;

  • Приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33 «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».

Отдельные нормы, направленные на урегулирование правоотношений по охране культурного наследия, содержатся в Градостроительном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Федеральных законах «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О лицензировании отдельных видов деятельности», законодательстве, регулирующем бюджетные отношения.

В Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 1 ноября 2005 года № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия» для достижения основных целей реставрации - «сохранения и выявления эстетических и исторических ценностей памятника» предлагаются следующие меры:

  • постоянный мониторинг всех процессов разрушения памятника, изучение способов приостановки и причин процессов разрушения; 

  • создание базы данных информационной поддержки мероприятий по выявлению предметов охраны, обеспечивающих мониторинг использования и технического состояния объектов культурного наследия, историю их реставрации с фотофиксацией процесса;

  • пропаганду качества реставрационных работ с помощью выставок, конкурсов и т.п.;

  • создание научно-исследовательского центра (института реставрации) для разработки и внедрения современных реставрационных принципов, норм и методик, новых технологий, отвечающих специфике петербургского наследия, оценки качества материалов и работ, аттестации и подготовки специалистов;

  • подготовку специалистов по реставрации и охране наследия в системе среднего специального и высшего образования на основе городского заказа;

  • поощрение обучения (предоставление грантов, дотаций, субсидий, безвозмездных ссуд), создание мастер-классов, стимулирующих как высококлассных специалистов, так и талантливую молодежь, желающую овладеть секретами мастерства;

  • усиление воспитательной и просветительной работы, направленной на воспитание достойных граждан современного общества и выработку эффективных форм противодействия проявлениям вандализма;

  • обеспечение и защиту авторских прав посредством установлений там, где это возможно, знаков качества, сертификатов мастерства;

  • тщательную дифференциацию, установление норм и расценок на все виды реставрационных работ;

  • широкое информирование общественности через средства массовой информации, которое должно повышать достоинство профессии, ценность и социально-экономическую значимость реставрации и ремесел, а, следовательно, открыть новые перспективы трудоустройства и личностной реализации;

  • тщательную дифференциацию норм и расценок на все виды реставрационных работ.3

При заметных положительных сдвигах, анализ сложившейся ситуации в сфере сохранения и управления объектами культурного наследия, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и в муниципальной собственности, еще остаются серьезные проблемы:

1. Отсутствие в российском законодательстве четкого и системного подхода к охране объектов культурного наследия;

2. Отсутствие системы в организации работы государственных органов по охране объектов культурного наследия.

3. Аварийное состояние большинства объектов культурного наследия. (По данным Министерства культуры Российской Федерации из охраняемых государством 90 тысяч объектов культурного наследия и более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия около половины находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии).

4. Отсутствие пообъектной паспортизации памятников и достоверной информации о состоянии (физической сохранности) указанных объектов.

5. Отсутствие средств на реконструкцию, восстановление и содержание объектов культурного наследия. (Средства, выделяемые на содержание данных объектов, не позволяют осуществлять не только поддержание их текущего состояния, но зачастую недостаточны даже на консервацию этих объектов, что в свою очередь приводит к их утрате.)

6. Непроработанность нормативных правовых подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2002 г, отсутствие методических документов.

Необходимо помнить, что любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации. Культурное наследие – духовный, экономический и социальный потенциал невосполнимой ценности. Оно питает современную науку, культуру, образование, является одним из важнейших ресурсов экономики. Наше наследие – главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Процесс охраны и защиты культурно-исторических и природных ценностей должен опираться как на исследования процесса истории становления охранной деятельности государства, так и на разработанную и постоянно изменяющуюся в соответствии с требованиями времени правовую базу.


  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (774.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации