Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шпаргалки по курсу управление образовательными системами - файл n1.doc


Шпаргалки по курсу управление образовательными системами
скачать (294.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc295kb.01.01.2013 10:45скачать


n1.doc


  1. Основные понятия и принципы общей теории социального управления.

Упр.- возд. на сист с целью упорядоч, сохр.кач-ую спец-ку, совершенств.и разв.

Теор соц.упр. – 19-20 век. Из-за достижений науки и техники---бизнес. Основоположники – Г.Форд,Ф.Тейлор,Г.Эмерсон,Э.Майо. Анри Файоль – управлять – предвид, изуча будущ; орг-ть – строить 2-ой организм предприятия (матер и соц); распоряжаться – приводить в действ.персонал предприятия; согласовывать – связыв и сочетать дейс-я и усил; контр-ть – наблюдать, что все происход сообразно устан.правилам и распоряжениям.

Рос.пед-ка – К.Д.Ушинский, Н.И Пирогов. Общ теор управления в Рос – после смены общ.строя в 1917 г. Нов соц.задачи- новые методы управления. - - труды ААБогданова, АК Гастева, ПМКерженцева. ---пр-пы управления, стр-ры и технологии процесса упр.производством. НК КРупская – 20-30 гг.—вопросы орг-ии уч.пр.в школе,, хоз.деят.ее руководителей. Совет шк – пр-пы управления административные ---лениниские.

ВОВ ---интерес, увел.число исследований, (ААВолковский, ПВ Зимин)

60-гг.---школовед-важн отрасль пед.науки, интерс к науч.орг-ии труда уч-ля.Плеяда исследователей школовед.проблем ---НВГорбунова, ВАСухомлинский,РКШакуров.20в.-роль общ и спец науч знания,проф.и лич. Качеств человека в общ.и экон.жизни.---сфера обр-ия – приоритетная область.---усиление роли общ.наук и чел.фактора в упр-ии соц.системами.+ внедрение рын.отношений.До 80-х --- упр-ие—проц выработки, принятия и реализ-ии упр-х реш-й 80-е ---упр-ие --- целенапр и планомерн воздейст на всех участников упр.процесса.

---упр-ие – целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, напр.на достиж.заплан.цели.

Упр-ие ----менеджмент.(исскуство объезжать лошадей).Вид деят-ти, наука и исскуство упр-ия, учеб дисц.----наст.вр-менеджмент – теор и практ упр-ия в соц.орг-ях.

Школы М.-амер(инициативность), фр (выс.культ взаимосвязи, традиции), япон(забота о кажд работнике).Подход менеджмента:


  1. Основные принципы М.

  • целенаправленность и последовательность

  • состязатель-ть и максим вовлечение исполнителей в принятие реш

  • научность в сочетании с элементами искусства

  • функциональная специализация в сочетании с универсальной д-ю.

  • Оптималь сочетание централизован регулир-я и самоуправл

  • Учет индивид.особен.работников

  • Обеспеч единства прав и ответ-ти в каждом звене

  • Последовательность и непрерывность

  • Контроль и координация действий

  • Учет закономерностей межличност и груп отнош


Виды М:

  • Упр пр-вом – рассстан.люд, расдача мат-ла, устран сбоев в продукицц.

  • Упр матер-тех.снабжением и сбытом – заключ договора, формир каналов сбытов, доставки сырья.

  • Упр-ие инновациями – внедрение новинок

  • Финанс упр-ие – сост.бюджета, распределение денеж.ресурсов.

  • Упр-ие маркетингом – изучение рынка спроса на продукцию, ценовая и рекламная политика.

  • Упр-ие эккаунтингом – сбор, обработка и анализ данных о функционировании организации, сопоставление с планируемыми данными, выявление проблем.


Менеджер- профес-л, зад- к-го-орг-я конкрет производитель раб в рамках опр числа работников, подчинен ему.



  • Неформальные, гибкие методы упр-ия.

  • Созд.условий удовлетв.его потребности.

  • Выявление интересов человека

  • Формирование условий для раскрытия лич.потенциала







  1. Сущность педагогического М.

Администрация обр.учрежд м.выступ как совок.субъект упр-ия по отн. К учит.коллективу, также явл-ся объект упр-ия под органами упр-ия обр.учр.

Каждый учитель – менеджер, упр-ий совокуп-ю подчин.работников. – менеджер учебно-познават проц, не только субъект упр-ия проц.обуч, воспит.и развития уч-ся, но и оказ.обр.услуги в усл зарожд.конкур.

Пед.М. – это а) комплекс пр-пов, мет-в, организацион форм и технологических приемов упр-ия пед.сис-мами, направлен на повыш эффект-ти их ф-ния и разв. Б)научно-организован упр-ие с иерархией – перв ур – упр-ие д-ью пед.коллектива, втор – упр-ие д-ью учащихся.

Специфика – особ-ти пр-та, пр-кта, оруд- и рез-в труда менеджера обр-ия.

Пр-т труда менеджера обр.пр. – д-ть людей, кот.он руковод.Пр-кт труда – инф об уч-восп.проц.Оруд труда – сл, речьРез-т труда – ур обучен-ти, воспитан-ти и разв-я объекта М. – учащихся.

Терм "менедж-т" имеет достат широк трактовку,вследствие чего люб его опр-е буд неполн. В целом - это комплекс общ подходов, форм, приемов, мет-в, обеспечивающ компетентно-профессиональ упр-е конкрет сис-ой, независимо от хар-ра и вида управленч сит по достижению поставлен целей и задач.

Что касается образоват проц-а, то пед менедж-т в обуч есть целенаправлен пед д-ть руководителей по орг-ии и созданию эффектив сист упр-я проц-ом обуч специалистов. Сам же проц обуч следует рассм как един пед технологичес проц – пед-ю технологию.Вхождение пед менедж-та в образоват проц заставил изм ортодоксаль взгляды пед-в на свою пед д-ть, наконец, получить нов кач-во и удовлетворение в пед проц.

До наст мом это кач-во отсутствовало как в проц передачи знаний, так и в проц получ-я их обучающими. Это объясн-ся остаточ пр-пом, к-й продолж доминир в деле обучения специалистов, особ буд, наносит непоправи ущерб, явл-ся "провалом" в разработке и реа-ии различ реформ.

Возникло разитель несоответ потреб-и развивающегося общ-а в высококомпетент специалистах возможностям нашего сегодняш образ. И это несоответ приближ-ся к критич отметке. Назрела необход-ть шир, коренного преобразов всей традицион сист обуч и осущ это без пед менедж-та невозмож.

В свою очередь менедж невозможен без регуляр отслеживания всего проц упр-я, т.е. мониторинга. В люб управленче процес мониторинг след рассм как одно из важнейш и крайне необходим технологич звеньев.


  1. упр-ие пед.сис-ми как разновидность соц.упр-ия.

Зад науки упр-ия пед.сис-ми – изуч проц-в постановки и реш-я управл-х задач, найти огптималь.образ.

Общ пр-т внутришк.упр-ия – закономер связи меж св-вами управляющей подсист, хар-ками проц упр-ия и рез-ми ф-ния и разв-я шк при разн.усл.

Чест пр-т внутришкл.упр-ия:

  • учебно-воспитат проц (упр с учетом особ-тей технологии обр.проц)

  • кадров пол-ка руков-ва учр.(подбор и расстан пед.кадров, аттестация работ-в,мотивир-е,благоприят.психол обст-ка)

  • освоение новшеств и их влиян на проц разв шк.

  • Связь с соц-эк.окружением шк, поиск оптималь вар-ов упр-ия пед.сис-й.


Задачи описат-объяснительного типа исследований:

  • Анализ существующей управл.практики

  • Выявл факторов, влияющ.на эффект.реализ.упр.ф-ий

  • Разраб.теор.модел, объясн. Исследуем.проц-ы и явл-я.

  • Рекомендации по корректир-ке и регулир-ю проц-а упр-ия шк.

Методы исследования – наблюдение, опрос, тестирвоание, контент-анализ.
Задачи формрующего типа исследований:

  • Модель нов упр.деят-ти

  • Внедрение их в практику упр-ия

Методы: наблюдение, опрос, экспртиза, эксперимент.


  1. основные пр-пы упр-ия пед.сис-ми:

Пр-пы упр-ия – основополаг.идеи по осущ.управл.ф-й. пр-пы отраж закономер-ть упр-ия.:

  • демократизация и гуманизация упр-ия (разв инициатив-ти всех участ.Обр.пр., откр обсужд, коллектив подготовка управл.решений. – выборность руков-ей шк, конкурс.избрание и контракт.сис-ма отбора руков.и пед.кадров, не монол, а диал меж подсист)

  • систем-ть и целост-ть в упр-ии(д-ть осущ-ть в сист, един-ве и целост-ти всех комп-в и подсистем – придание послед-ти, логичности. Комп-ты – уч-ль-ученик-родитель. Ур целостности сис-мы завис от ее целеустемл, кач-ва комп-в, полноты комп-в, плотности их взаимосвязи.) Комплекс подход при изуч сис.обр: - систем и всесторон анализ р-тов упр.и пед.деят-ти, - выявление законом.связей (по верт и горизонт), - опр специф.усл-й и проблем социума, - разработка един.стр-ры и технологии упр-ия.,- обоснов-е сод.упр-ия.

  • рациональ сочет централизации и децентрализации(много центра – админ.упр-ия, скованность, много децентра – снижение эффектив-ти упрвщ.сис-мы, отсюда сочет спос-в для демократ обсужд). Оптималь распр-е(делегирование) полномочий как рутин работа, выс.степ риска.

  • взаимосвязь единоначалия и коллегиальности (условие эфф.осущ.упр.д-ти – тактич привлеч уч-лей к разработке оптим.реш-. Но единонач-е – дисц и порядок, контроль. Коллегиальность приотритетна на стратегич этапе, то единонач – на эт реа-ии принятых реш.

  • научность упр-ия (построение сис.упр-ия на новейш достижениях науки упр-ия. Учит тенденции, сложившуюся обстановку и науч прогнозы)

  • объект-ть, полнота и регуляр-ть предоставления инф-ии (важна инф, необход.для оптималь функционирования упр.подсистема.

виды инф-ии: - по вр – ежеднев…, по ф-ям упр-ия – аналитичес, оценоч, конструктив, организацион; по источникам поступ-я – директив, ознакомитель, рекомендатель. Инф.взаимоотнш. – уч-ль-уч-к, уч-к-род-ли, адм-я-уч-ль.

Либо инф.избыток, либо недостаток. Важно знать мет-ы сбора инф,обраб, хран-я и использ-я. Испол.анкетир, наблюд, тестир

  • пр.соответ-й(работа соотв.возможн.исполнителя)

  • пр.автоматич замещения отсутствующего

  • пр.первого руководителя (важные задания)

  • пр.нов задач (видение перспектив)

  • пр.обратной связи (оценка хода и результатов дела)

  • пр.нормы управляемости (оптим.количесво работников)



Симонов выделяет:

  • целеполаг-е как основа планир-я, орг-и и контр д-ти менедж люб.ур упр-я

  • целенапр-ть упр-ия (умен ставить цели с учетом значим-ти)

  • кооперация и раздел упр.труда, опора на кол.творчество и разум)

  • функциональ подход – пост.обновление, уточнение и конкретизация ф-ий испол-лей.

  • Комплекс-ть опр-я цели задач, орг-я выполнения принят реш-й, пед.контр, коррек-я д-ти

  • Систематич самосоверш-е пед.М на всех Ур-х упр



  1. Основные методы упр-ия пед.сс-ми:

Они классифицируются по:

  • Объекту упр-ия (федераль, регион)

  • Субъекту упр-ия (административ, хоз-е)

  • Целям (стратегич, тактич, оператив)

  • Мех-му влияния (соц-полит, орг-но-распорядитель, орг.-пед)

  • Стилю (авторит, дем, либер)

  • Вр управленч дейс-й (перспектив, долгосроч, текущ)



  1. Основные формы упр-ия пед.сис-ми

  • Инструктивно-методические и теор.семинары

  • Заседания ученического коллектива

  • Пед.советы

  • Методические объединения

  • Школьные конференции

  • Пед.чтения

  • Родительский совет.


  1. Демократизация и гуманизация упр-ия

демократизация и гуманизация упр-ия (разв инициатив-ти всех участ.Обр.пр., откр обсужд, коллектив подготовка управл.реш-й. – выбор-ть руков-лей шк, конкурс.избрание и контракт.сист отбора руков.и пед.кадров, не монол, а диал меж подсист). Гласность в упр-ии шк – откр-ть, доступ-ть инф, кажд участник обр.пр.зн о делах и пробл шк, приним участ в обсужд высказ свою т.зр он не остается к ним безразличным.. Демократиз-я - регуляр отчеты адм-и, совета шк перед общешкол.кол-м и общест-ю. Посл.гг–от субъект-объект к суб.-суб.отнош-м

Ориентация внутришк упр-я предполаг прежде всего разв самод-ти и иниц-ы руков-лей, уч-лей, учащ и род-лей. Это возможно при усл откр-ти обсужд и принятия управленч реш-й. Регуляр отчеты адм, совета шк перед общешк кол-м и общ-ю, предоставл- возмож-ти для уч-лей и учащ приним учас в их обсужд и высказ свою т зр по вопр школь жизни направл на утвержд дем-ии в шк.

Упр пед сис-ми имеет ту непрелож особ-ть, что огранич-ся здесь только воздействием невозможно, необходимо сотруд-во, соупр-е, самоупр-е. Утверждение гуманист цен-тей в совр общ-ве выдвиг на приоритет позиции цен-ть самой личн, богатство ее духов мира. Утверждение суб-суб отнош, переход от монол к диал в пед д-ти — конкрет формы проявл-я гуманизации проц обуч и воспит.

Системность и целостность в управлении

Понимание систем природы пед проц созд реаль предпосылки для эффектив упр-я им.Систем подход в упр шк побужд рук-ля иметь ясн представл о шк как сист, ее основ пр-ках, составляющ эту сист в целостности, что и явл ее (сист) перв пр-ком. Однако в упр шк важно видеть не только ее основ части, но и те связи и отнош, к-е возник, склад-ся или разруш-ся меж этими частями. Иначе говоря, какова стр-ра этой сист, какие комп-ты выступ в кач-ве системо-образующ, такова и перспектива развития эт связей и отнош. Следоват, наличие ст-ры и сост втор пр-к сист. Трет комп-т сист облад своими св-ми и хар-ми, но в своем взаимодейст они образуют нов, интегративное св-во сист, несводимое к св-вам отдель комп-тов. Устойчивость интегративно-го св-ва определяется целостн-ю системы. В упр шк важно помнить и о проявлении четвертого св-ва сист — о ее тесн и специфич связи с внеш средой. Взаимодейс шк и среды м протекать в двух формах. В перв случае шк приспосабл-ся к внеш среде, перестраивая свои проц, а во втор — шк подчиняет среду для достижения своих целей.

Сист-ть и целост-ть в упр шк предполагают также взаимодейст и взаимосвязь управленч ф-й в д-ти ее рук-ля и пед кол-ва. Реализация этого пр-па исключ односторонность в упр-и, когда главной и решающей ф-ей признается какая-л одна из них. Дан пр-п подчерк, что управленч д-ть последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее ф-и в равн ст важны.


    1. Принципы гос.политики в области образования.

Ст 2 зак РФ «Об образ» - основ полож-я гос.пол-ки в обл.образ.Пр-пы:

  • Гуманист хар-р образ (приоритет общечел.цен-тей, жизни и здор чел., своб.развития лич-ти. Восп гражданс-ти, трудолюб, уваж к правам и своб чел, любви к окр.природе, Родине, семье.

  • Единство федераль культур и образователь пр-ва (защита и разв сис-ой обр-ия нац.культур, ругиональ культ.традиций и ос-тей в усл многонац.гос-в, адаптив-ть сис-мы обр. к Ур-ям и особ-ям разв и подготовки обуч-ся, воспитанников.

  • Светс хар-р образ в госуд.и муниципальных обр.учр.

  • Свобода и плюрализм в образовании

  • Демократич, гос-обществен хар-р упр-ия обр. автон-ть обр-х учреж

Гос.пол-а в сфере образ– концентрирован выражение воли многонац народа Рос, направленной на удовл. Запросов лич-ти и потреб-ей разв-я гражд.об-ва, гос-ва, семьи (с учетом экон.возм-тей гос-ва). Это напр-ая д-ть гос.и общ.инст-в на всемерное разв личн. Гос обеспеч образ.поддержку провод.в стране преобразованиям(перепрофилир-е эк.стр-р, реш проблем занятости)

Часть 2 ст.26 Всеобщ декларации ООН – образ д.б.направл к полн разв-ю чел.личн и к увелич уважения к правам чел и основ свободам.



  1. Взаимосвязь единогласия и коллегиальности

взаимосвязь единоначалия и коллегиальности (усл эфф.осущ.упр.д-ти – тактич привлеч уч-лей к разработке оптим.реш Опора на опыт и знания непоср.орг-ов уч-воспит.проц (уч-лей, восп-лей), сопоставл разн и противополож т зр). Но единоначалие – дисц и порядок, контр за соблюд и поддержанием статуса кажд члена пед.колл. вся д-ть рук-ля обр.сис-мы основ.не толь на форм.авторитете, но и на опыте работы с люд, выс профес-ме, глуб знании пед-ки, псих и филос.. Коллегиальность приотритетна на стратег этапе, то единоначалие – на этапе реа-ии принят реш-й. Единонач и коллег-ть в упр-ии – проявл закона единства противоположностей.

Пр.реализуется в д-ти обществ.органов упр-ия (комиссии, советы, съезды,с леты, конференции, где необх.коллек.поиск и персональ ответ.за принят реш) . --- результат Гос-обществ хар-р упр-ия обр-ием. Цель – преодол субъективности, авторитаризма в упр-ии пед.пр.

Реа-я дан пр-па направлена на преодоление субъект-ти, авторит-ма в упр целост пед проц-ом. В управленч д-ти важно опереться на опыт и знания коллег, орг-ть их на разработку и обсужд реш-й, сопостав разн т зр, провести их обсуждение и принять оптималь реш. Коллег-ть вместе с тем не искл личн ответст каждчлена кол-ва за поручен дело.

Единонач в упр обеспеч дисц и порядок, четк разгранич и соблюд полномочий участников пед проц. Если коллег-ть приоритетна на этапе обсужд и принят реш-й, то единонач необход прежде всего на эт реа-и принят реш-й.

Единонач рук-ля пед сист не означ авторит-ть и администрирование, оно основ-ся на глуб знании пед и псих личн, соц псих, учете индиво-психол особ-й уч-лей, учащ, род-лей. Единонач и коллег-ть в упр — это проявл единства противоположностей. Единонача предполаг оперативность в выполнении решений, коллегть отлич-ся некоторой "медлит-ью".

При определении тактич дейст-й целесообразно единонач, при разраб стратег — коллег-ть. Реа-я пр-па единства единонач и коллег-ти в упр учеб-восп проц наход свое воплощ в д-ти различного рода комиссий и советов, действующ на обществ началах; в раб съездов, слетов, конференций, где необходим коллектив поиск и персональ ответст за принят реш-я. Гос-обществ хар-р упр образованием создает реаль возможности в центре и на местах для утверждения в практике пр-па единства единоначалия и коллег-ти.

11. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Согл.ст.12 Фед.закона обр.учр.- те, в кот.осущ-ся обр.процесс (реа-тся одна или неск обр.прогр, обесп-ся содерж и восп обуч-ся, воспит-в)

Общеобр.учржд-юрид лицо., м б по организационно-правов формам гос, муниц., негос (частн, учржд.общественной и религ орган-ии)

Госстатус обр.учр. (тип, вид, категория – опр-ся в соотв.уровня и направленностью реализуемых им обр.программ) уст-ся при гос.аккредитации.Филиалы – частично юрид.лица.
Обр.учрж. вправе создав обр.объед-я в целях разв-я и соверш-я обр-я.

Устав: там указывается:

  • Наименование, место нахождения (юр+факт.адрес)

  • Учредитель

  • Орг-прав-я форма обр.учрж.

  • Цели обр.пр-сса, типы и виды обр.программ

  • Хар-ки организации обр.проц-а: яз, на к-м обуч, порядок приема об-ся, продолж-ть обуч-я, порядок и основания для отчисл, сист оценок, режим занятий, наличие плат услуг, порядок регламентации и оформления отнош-й шк род-ли.

  • Стр-ра фин.и хоз.деят-ти обр.учрж.: использование объектов собст-ти, закрепл-ых учредителем за обр.учрж., финансир-е и маттех.обесп-ие обр.учрж., источники и порядок формир-ия собст-ти обр.учрж., осущ-ие предприним.д-ти.

  • Порядок упр-ия обр.учрж: компетенция учредителя, порядок форм-ия орга.упр-ия обр.учржд., порядок изменеия устава.

  • Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др), регламентирующ д-ть обр.учрж.


К обр-м относят учрежд след.типов:

  • Дошколь (ясли, детсады)

  • Общеобразоват (началь общ, основ общ, сред (полн)общ обр-ия) – нач шк, основ шк, вечер и

  • Учрж-я нач проф, сред проф-го, высш проф-го и послевуз проф.образ (нач-училище, сред – техникум и колледж, высш – инст, универ, акад, послевуз – аспир, докторантура, курсы, инст-ты повыш квал-и и переподготовки.

  • учрж-ия доп образ взрослых (эти прогр реа-ся в общобр.учрж.профобр-ия за пределами определющих их стутс осн.обр.программ, в обр.учрж. допобр-ия(повыш квал-ии, на курсах, в центрах профориент, муз+худшк)

  • спец (коррекцион) для обуч-ся, воспит-в с отклонениями в разв

  • учрежд доп.обр-ия

  • учрж-я другие, осущ-ие обр.процесс.


12. автономность образовательного учреждения

Автоном-ть образ учрежд-й - это один из важн пр-пов гос пол-ки в обл образ. В Законе РФ "Об образ" законодатель напрямую связыв пробл автоном-ти образ учрежд-й с реа-ей пр-ипа демокр, гос-обществен хар-ра образ (п. 6 ст. 2).

С пом понятия автономии образ учрежд происход более четкое разграничение компетенции гос органов управл образ-ем и органов упр-я образ учрежд-ми. Компетенция последних опр-ся в Законе РФ "Об образ", Федераль законе "О высш и послевуз проф образ", утвержденных Прав-ом РФ типовых положениях об образ учрежд-ях соответствующих типов и видов, уставах образ учрежд-й, договорах с учредителем.

Под автономией высш учеб заведения в комментируемом Законе понимается его самост-ть в подборе и расстановке кадров, осущ-ии учеб, науч, финанс-хоз-й и иной д-ти.
- пр-п гос пол-ки в обл образ, закрепленный в законе РФ «Об образ». В соответ со ст 32 закона, «образ учрежд самостоятельно в осуществлении образ проц-а, подборе и расстановке кадров, науч, финанс, хоз-й или иной д-ти в пределах, определенных законодат-ом РФ и уставом образ учрежд».
Пр-п автономии высш учеб завед-я наход отраж в уставе вуза. Пр-п автономии вуза м закрепляться не только нормами внутр (нац) законодат, но и международно-прав нормами. Вуз самостоятельно в осущ-ии образо проц в рамках, очерчен уставом, лицензией и свид-ом о гос регистрации. Вуз разрабат и утвержд образ прогр-ы, учеб планы, прогр-ы учеб курсов; орг-ет метод обеспеч образ проц-са; осущ-ет контроль успеваемости и промежут аттестацию студентов.

К компетенции вуза относится ряд вопр оплаты труда работ-ов: установление ставок зар платы и должност окладов работ-в в пределах собств финанс ср-в (с учетом установлен ограничений), надбавок и доплат к должностным окладам работ-в, опр-е порядка и размеров премирования работников вуза и т.д.

Вуз осущ-т мат-технич обеспеч образ проц-а, оборудов учеб помещ-й в соответ с установленными требованиями и в пределах собств финанс ср-в. Им создаются также необходим усл-я нормаль функц-я подразделений общ пит, мед учрежд-й и т.д.

Понимаемая таким образом автономия вуза стан-тся реаль правовой кат-ей, активно используемой в проц правоприменения.

Пр-п автономии вуза непосредственно связ с предоставлением академ свобод, реализация к-х нацелена на созд оптималь усл-й для науч и пед тв-ва, поиска истины, ее свобод излож-я и распростр-я.

Академ свободы предоставл-ся не всем субъектам образ правоотнош-й, а только:

а) научно-пед персоналу вуза, включающему профессор-препод состав (декана, завед кафедр, профессора, доцента, старш препод, препод, ассист) и науч работ-в вуза;

б) студентам вуза.

Научно-пед персонал вуза наделяется свободой излаг учеб пр-т по своему усмотр, выбир темы для науч исслед-й и провод их своими метод-и. Дан норма находит разв в ряде последующ статей Зак. Так, в соответ с п. 4 ст. 20 научно-пед раб-ки вуза наделяются правом опр-ть содерж учеб курсов в соответ с гос образ стандартами высш и послевуз проф образ; выбирать методы и ср-ва обуч, наиболее полно отвечающие их индивид особ-ям и обеспечивающ выс кач-во учеб проц-а, и т.д.

За студентами вуза закреплена академ своб получ знания согласно своим склонностям и потреб-м.

Академ своб-ы влекут за собой академ ответ-ть.Так, студенты вуза обязаны овладевать знаниями, выполнять в установл сроки все виды заданий, предусмотрен учеб планом и образ программами высш проф образ, соблюдустав вуза и т.д

13. Принцип единства образовательного пространства в РФ.

Образ простр-во (ОПР) формир соц усл-я, инфраструктура, инф. обеспеч. Соц.усл-я предполаг наличие предваритель договор-тей, законодат базы об обр-и, гарантирующ права на получ обр-я, обяз-ти обеих сторон, сертификацион испытания. Они необходимы также для обеспеч свобод передвиж абитуриентов в рамках обр-го пр-ва, распределения выпускников; для обеспеч своб. потоков и обмена инф (учеб, прогр обеспеч, нагл.пособ и т.д.), финансир. К ним можно отнести и наличие централизов упр-я, гарантирующ един-во треб-й, выполнение стандартов.

Пр.Ед.Обр. вытек из норм Конституции РФ, из ст.2 З-на «Об образ», т.е. пр-пов гос.пол-ки в обл обр-я. Общ вопр-ы обр-я находятся в совмест ведении Федерации и ее субъектов. Осн. пр-пы орг-ии обр-я устан-ся федераль органами. Такие параметры, как обязат. минимум содерж-я обязат-х обр-ных программ, макс. объем учеб нагрузки уч-ся, требования к ур подготовки выпускников на кажд ступ обр-я и т.д., опр-ся в гос. обр-х стандартах, утверждаемых на федераль ур. Тем самым обеспеч-ся един-во обуч в разл орг-х на тер-и всей страны.

Когда речь идет о Ед.обр. пр-ва, стержневым показ-лем яв-ся прогр образования, а не сис-ы упр-я, организац. стр-ра уч. завед-й, их персонал и т.п. Прогр яв-ся ключ показ-лем при установлении статуса обр. завед-й. В ней основ яв-ся понятия «содерж образ», его «ур» и «направл-ть». В содерж указ-ся знания, кот-ми д облад дети, СП-бы позн. деят-ти и СП-бы их соц. и личност адаптации и биологич.разв-я. Ед.Обр. простр-ва приходится особо подчеркивать в усл-х, когда имеется опасность его разрушения.

Др стороной ед-ва яв-ся обеспеч многообразия. Одним из оснований гос. пол-ки в сфере обр-я яв-ся «защ и разв системой обр-я нац. культур, региональ культ. традиций и особ-тей в усл-ях многонац гос-ва».

Учет нац.-рег-х особ-ей обеспеч-ся целым рядом ср-в: предоставление субъектам РФ права устанавл в гос. обр-х стандартах нац.-региональ комп-т, в отд. обр-м завед содерж обр-я м опр-ся этим заведением самост. на основе фед.Обр-х стандартов и примерн программ, разраб-х органами упр-я. Одним из инструм против чрезмерной унификации образ яв-ся идеологич многообразие. Под образ простр-ом России понимается вся совокуп ее образов учреж-й разн типа и взаимодействующих с ними обществ и гос орг-й, а также идущих образов и учебно-восп проц-в. Вместе они созд среду соц-ии чел, превращения его в личн, обеспеч опр ур образов-ти, интеллекта и культ общ-ва, межличн, полит, экон, соц, воен, этич и всех др отношений. В этой среде, характеризующейся обучающим и воспитывающим способом бытия, у детей, молодежи, др кат-й граждан формир-ся и разв-ся:

· целост понимание мира и складывающейся обстановки;

· совр науч мировоззр;

· прочные духов-нравств устои;

· ясн представл-е о цен-тях и смысле жизни, собствен предназнач и соц потреб-х;

· культ здор и здор образа жизни;

· четкая мотив-я жизнед-ти;

· жизненно-важн установки, полит взгляды и отношения;

· позитив отнош к обуч, духов и интеллект разв-ю;

· любовь к Родине, семье, окр прир;

· навыки и умения участия в труд, воин, общест, полит, культ и науч д-ти;

· волев кач-ва для достиж поставлен перед собой целей;

· ответ за свою судьбу, за своих близких, за Отечество;

· культ безопасности.

Образ пр-во формир един нацию с общ названием, един гос яз, с общ-ью культ, с един пониманием происходящего, с общ целями и общ дейст-ми по их достиж. Един образ пр-во им свои гос, обществ, полит, эк-е, науч, пед, информац, воен и иные составляющие фундаменталь проц-а образ. Его единство обеспеч-ся общепринятыми представлениями об образ (философией образ), Гос Доктриной образ, Федераль зак "Об образ", Гос стандартом образ и, наконец, един гос образ пол-ой.

В образ пространстве формир-ся представления об угрозах безопасности личн, общ-ва, гос и мир сообщ-ва, о путях их предотвращ или устран, а также отнош граждан к принимаем мерам безопасности. Сост образ пр-ва во многом опр сост общ-ва и гос-ва, их силу или слабость.

14. Понятие и функции внутришкольного упр-ия
Шк – как люб.соцорг-я – слож.целост сист откр типа, активно взаимод-ая с соц.окруж. связь школы с окр-ием двусторон: шк испытт влиян социума и оказ на него возд-ие.

Различ внеш и внутр упр-ие общобр.учрж.

Внеш упр-ие осущ-ся органами упр-я обра-ием субъекта РФ, гор (района) через ее созд, придание соотвтств статуса, правов регла-ию жизн-ти, регистр, лиц-ие, атт-ию и аккр-ю.

Внутр упр-ие по зак РФ Об обр-ии осущ-т прошедш соотв-ю акк-ю директор. Внутришк упр-ие рассм-ся как разновид самоупр-ия, т.к. совр.шк – автономна и самоуправляющ-ся ---- части его – учитель и ученич самоупр.

Осн.ф-и внутришк упр-ия:

  • ф-я мотив-и- все участники обр-восп.проц выполн раб соглас делегированию их полномочий.- формир команды, совещ-я)

  • пед анализ – основа упр-чскй д-ти. Виды: крат анализ – общ изуч обр.д-ти, разверн ан. – деталь выделен и обсужд всех комп-в обр.проц (опр-е восп.дидакт.псих.сангигиен-х требований к уроку)+ параметрич анализ – изуч ежеднев.инф о ходе обр.проц-а – дисц, посещ-ть, санит.сост шк), тематич ан. – изуч отд.напр-ий обр-воспит.проц-в, итог анализ – по заверш-ю уч.четверти. пар-ры: кач-во препод-я, использ-е актив форм и мет-в обуч, реа-я воспит.потенциала урока, разв инд.задатков и способ-ей личн, кач-во знаний, типич пробелы в знаниях, комп.грамот-ть, ст разв-я познават.интерсов, кач-во метод.раб в шк, эфф-ть раб с род, сост здор уч-ков, рез-ть д-ти Совета школы. ++++ здесь важно обладание инфой! Потоки, хранение, воспр-е. 3 ур инф: администрат-управленч (дирек, зам по уч-восп.раб, зам.по внекл.раб, зам по адм-хоз.части), коллективно-коллегиаль (совет шк, педсовет, методсовет, методобъединения), ученич самоупр.

  • ф-ия целеполаг-я – форм-ие идеаль представления о конечн рез-те д-ти всей сис-мы. Дж. Морриссей – цели упр-ия отраж осн.положения: - конкретизир-ть требуемый конечн рез-т, - конкр-ть заданный срок, - конкр-ть макс.величину допуст.затрат сил ср-в, вр и энергии., - кол.хар-ка требуемого рез-та, - что и когда сделано, - быть понятой исполнителями, - быть реаль, - обеспеч большую отдачу, - быть реализуем в пределах бюджета, - совпадс интересами исполнителей, - фиксировать в пис.виде.

  • ф-ия планир-я –принятие реш-я на осн данных педанализа. Треб-я к планир: - един-во цел установки, ед-во долгосрочн и краткоср.пл-ия, - осущ-ие пр-па сочетании гос.и общ.начал., - компл.хар-р прогнозир, - стабильность и гибкость пл-ия, - целенапр-ть, перспективность, комплекс-ть (разн ср-ва во взаимосвязи), объект-ть (учет усл в шк). Виды план-ия: комплексно-цел пл-ие (реа-я приоритет проблем), перспективплан раб шк на 3-5 лет, план уч-восп.раб шк (год), графич план орг-ой, метод и внеклас раб), план-график внутришк контр, планы общ-х орг-ий.

  • Ф-ия орг-ии д-ти – выполнение принят реш-й конкр.людьми: уч-ми, деть, род-ми…Организатор реш вопр-ы: подбор исполн-лей, отбор содерж предст.раб, мотив-я д-ти, ед-во действий уч-лей и уч-ся, стимул-е, оцен д-ти.

  • Ф-ия контроля- вид д-ти упрщ.сис-мы обр.учр. по установлению соответствия рез-ов раб-ы шк запросам разв-ся личности уч-ся и общегос.нормативам. Объекты контроля: - учеб проц (кач-во выполнения ГОс обрстанд), - воспитат проц (ур восп-ти уч-ся), раб с педкадрами (испол.норм. док-ов, метод раб, атт-я уч-лей), - усл-я уч-восп.проц-а (охрана труда,сан.сост.шк). Шамова Т.И. выделила 3 вида конт: предварит, текущ, итогов. Треб-я к контр: - систематичность, объективнгость, - действенность, - компетентность.



15. Организационные формы упр-ческой деят-ти.

Совет общеобраз.учрж.(шк) – коллегиаль орган упр-ия, представляющ обществен интер-ы во внутришк.упр-ии.Педсовет шк – постоянно действующ совещ.орган при директ обр.учрж. Состав – директ, зам, уч-ля, библ-рь. Содерж педсовета: - обсужд оцен и отбор уч.планов, программ в соот.с ГОсстанд, - внедрение форм и мет-в уч-восп.проц-а, опр-ие спос.их реа-и, обсуж.раб колл.шк по выполн-ю планов, орг-ия раб по повыш квал-ии уч-лей, атт-ия педраб-в.,- рассм-ие и утверждение кандидатур уч-лей на стажир, курсы повыш.квал-ии., - опр-ие осн.напр-ий взаимод-ия шк с науч-исслед.учрежд и уч.заведе, - орг-ия опытно-эксперим.раб.Попечитель совет шк – форма самоупр-ия шк. Состав- заинтересован лица в разв шк. Компетенция: - содействие привлечению внебюдж.ср-в, сод.орг-ии и улучш-ю усл-й труда, сод.орг-ии конкурсов, - сод.соверш-ю мат-тех базы общеобр.учр-ия.Совещ при директ – периодически проводим для обсужд-я вопр-в непоср.орг-ии уч-восп.проц-а.Оператив инф-е совещ-я(оперативки) – реаль сит, только для педаг или уч-ков.Ученич комитет – демокр, инициатива, огтвет.Пед консилиум – вопр-ы отдель личн.

В числе важнейш организацион форм управленч д-ти необходимо прежде всего назвать совет шк, пед совет, совещ при дирек, совещ при зам-ях дирек шк, оператив совещ, метод семинары, засед-я комиссий, клубов, заседания учкома и др. Пед совет шк созд-ся в соответ с времен положением о гос общеобразов учеб завед-х РФ;. Сост, стр-ра и содерж его д-ти опр-ся Уставом шк. Работой пед совета руковод пред-ль, избираем колл-ом пед раб-ов. Д-ть совета шк и педо совета не дублир, но дополн др др. Пед совет — это совет профес-лов, работаю в одном пед кол-ве, он призван решать вопр-ы, связан непосредственно с орг-ей учебно-восп проц, опр-ем путей его соверше-я. Д-ть пед совета направл на реш задач:

-обсужд, оцен и отбор учеб планов, прогр, учеб и учеб пособ, соответ треб-ям гос станд-в, и внедрение форм и мет-в уч-восп проц-а, опр-е спос-в их реа-и;

-обсужд раб кол-ва шк по выполн перспектив годов, текущ планов, кач-ва уч-восп раб;

-орг-ю раб по повыш квалифик уч-лей, восп-лей, по разв-ю творч актив-и, формир-ю инновацион\ среды в пед кол-ве, изуч, обобщению и распрост-ию передов пед оп

-провед атт-и пед раб-ов с учетом мнения уч-лей, уч-хся, род-й, внесение предложений по совершенст-ю технологии атт-и, ходатайство перед органами упр образ о присвоении кат-й, званий, разрядов;

-рассм и утверждение кандидатур уч-лей на стажир, курсы повыш квалифик, в аспир, представл лучш уч-лей к разл формам мораль и матер поощр;

-опр основн напр-й взаимодейст шк с научно-исследоват учрежд и учеб завед-и, гос и обществен орг-ми, творч союзами; орг-ю опытно-эксперим раб, созд в стр-ре шк метод служб, центров.

Д-ть пед советов проходит в усл-х демок и гласности, с привлечением уч-лей, уч-ся и род-й к их подготовке и проведению. Проведению педсоветов м предшест анкетир, опросы, контр раб, смотры, конкурсы и т.д. На заседании педсоветов вынос-ся принципиаль вопр-ы жизни и д-ти шк. Для того чтобы в какой-то степ разгруз заседания пед совета, в шк исп-ся такая организацион форма, как совещ при директ. Совещ при дирек яв-ся обязат для препод, админ, но на них м приглашаться и др пед раб-ки. Хар-р обсуждаем вопр-в связан с непосредствй орг-ей учеб-восп пр-са. Это вопр успев-ти, соблюдения правил повед, орг-и внеуроч д-ти. На совещ при дирек м рассм-ся раб отдельн уч-лей, выполнение ими стандартов образ, сист раб уч-лей по разв творч акт-ти уч-ся и др. Периодич-ть проведения таких совещ устанав-ся директ шк На совещ при зам дирек шк рассм-ся текущ вопр касающ их администрат компетенции. Вр провед подобных совещаний отражает в плане раб шк на учеб четверть или мес.

Оператив информац совещ яв-ся необходимой формой орг-ии образов проц в шк. Их содерж опр-ся реаль сит-ей. Это м б совещания только для пед раб-ов, или только для уч-хся, или для тех и др одновр. К оператив оррганиз-ым формам управленч д-ти относится также посещ уроков и внеклас занятий, спорт соревнов, вечеров, занятий творч клубов, худож студий и др. Оператив организатор раб директ шк и его заместителей осущ-ся и в таких формах, как встречи с род-ми, представ-ми обществ-ти, труд кол-в.

Эффектив формой участия дет в упр шк яв-ся их раб в сост выбор органа — ученич комитета. Участие школь в разл комиссиях учкома создает предпосылки для разв-я демокр начал в жизни шк, разв-я инициативы и ответ у детей, повыш опер-ть в осущ-и прин реш-й.

Эфф-сть использ-я организацион форм упр-я шк-й прежде всего опр-ся их подготовл-ю, целенапр-ю. Педсовет, совещ при дирек или оператив форма организации управленч д-ти достигнут своей цели при усл взаим заинтер-ти, понимания необход-ти выполняемой раб и ее значимости для всех участников пед проц


16.Повышение квалификации и аттестация работников школы:

Повыш кВ-ии – вид доп проф.обр-ия, напр-ый на формир готов-ти раб-ка к выполнению бол слож труд ф-ий. Созд-е нов общетеор и спец-технологич знаний, расшир умений и нав-в, углубл-е поним-я связи науки и технологии. Освоение лучшего опыта. Одно и напр-ий повыш.кв-ии – орг-я в шк сис-мы мет.раб. цели:1.Освоение рационх мет-в и приемов обуч и восп 2.Повыш.уровня общедидакт и метод.подготов-ти пед-га к орг-ии и ведению уч-восп.раб 3.Обмен опытом меж членам педкол-ва.---издание мет.мат-лов, лекц и консульт для пед-гов.

Задачи метработы:1)Формир инновац.напр-ти в д-ти педкол-ва, сист.изуч и обобщ и распростр.педопыта, внедрение достижений педнауки 2)Повыш ур теор(предмет) и псих-педаг-й подготовки уч-лей.3)Орг-ия раб по изучению нов обр.программ, уч.планов 4)Обогащ обр-восп.проц-са новыми пед.технологиями. 5)Орг-ия раб по изуч нов норм.док-тов, инструктивно-метод мат-лов. 6)Оказ науч-метод.помощи уч-лю на диагност основе молод уч-лям, уч-лям предметникам, клас рук-лям. 7)Оказ помощи консультативной уч-лям в орг-ии пед.самообр-ия.

В масштабах района и граппы школ создают районные и кустовые предмет метод.объед-ия и метод.объед-ия уч-лей нач кл. В шк орг-ся предмет комиссии. Район пед.каб-ты и инст-ты усовершенствования уч-лй созывают конфер, семинары. +уч-ля соверш-ся путоем самообр.раб.

Аттестация учителей.

С 1972 г. – стимулир-е. - -зад - -установление соответ-я меж кач-вом раб уч-ля и его зарплатой(присваив-ся путем присвоен пед-гу квал.кат-и).

Пр-пы атт-и: добровол-ть, откр-ть, систем-ть, целостн-ть эксп.оценок, обеспечивающие объектив, коррект, береж и доброжелат отнош к пед.раб-м.

Атт-я – 1 раз в 5 лет. По личн заявл пед-га и на осн эсперт оцен труда. Уч-ль сам опр-ет кат-ю и форму атт-и(демонстр-я серии уроков, экзамен, творч отчет).

Педраб-ам, не изъявившим желание быть аттест-ым, зарплата устан.по обр-ию и стажу. Согласно полож об атт-и созд-ся три вида комиссии, кажд по компетентности. Присвоение звания – на осн док.мат-лов(стаж, хар-ка, док-т об оконч курсов повышения), анализа преподд-ти и рез-тов раб уч-ля.

3 квал.кат-ии: высш. присваивает глав аттест.комиссия, первую – район(окружн, муницип) или город комиссия, вторую – аттест комиссия шк. Оценка по 2 компл.показ-лям – обобщение итогов д-ти(творч.отчет, науч-метод.раб или опытно-эксперим.) и эксперт оценка практ.д-ти (проход диаг-ку психолого-пед.экспертизу в разл вар-тах. = компьют технология, тестир, методы эксперт.оценок.

Общ треб-я к оценке труда: а)Крит рез-та (р-т пед.деят-ти б)Крит проц-са

Крит-и рез-та:О кач-ве знаний труд-ся по пр-ту, их воспит-ти судят по: Запасу факт.знаний по пр-ту; Умению пользоваться получ.знаниями; Пониманию сути проц-в и явл-й в природе и обь-ве; Степени самостоят-ти уч-ся, умению добывать знания; Отнош к делу, повед в шк, акт-ти и общественно полез труд д-ти.

Крит-и проц: Раб уч-ля над повыш квал-ии; Кач-во урок, учеб.и восп.раб; Умен уч-ля осущ.инд.подх к уч-ся; Раб с род и помощь семье в восп

Этапы аттестации:1. Созд аттест.комиссии, ее утвержд и назнач отв.лиц за атт-ю 2.Орг-я оценки уровня квал-ии уч-ля, рез-ти его проф.д-ти 3. Принятие реш-й атт.комиссиями и издан приказа по рез-м атт-и.

Атт-я провод-ся в целях установл соответ-я уровня квалиф-и пед раб-ков требованиям, предъявляем к квалификац кат-ям (перв или высш) или подтверждения соответ-я пед раб-ков занимаемым ими должностям на осн оценки их проф д-ти. Осн задачи атт-и яв-тся: а)стимулир целенаправлен, непрерыв повыш-я ур-я квалифик пед раб-ов, их методолог культ, личност проф роста, использ-я ими совр пед технологий; б)повыш эфф-ти и кач-ва пед труда; в)выявл перспектив использ-я потенц возмож-тей пед раб-ов; г)учет треб-й федер гос образ станд к кадр усл-ям реа-ии образ программ при формир кадр состава образ учрежд; д)опр-е необход-ти повышения квалиф пед раб-ов; е)обеспеч дифференциации уровня оплаты труда пед раб-ов.

Основ пр-пами атт-и яв-ся коллег-ть, глас-ть, откр-ть, обеспечивающ объектив отнош к пед раб-ам, недопуст-ть дискримин при провед атт-и.

Атт-я пед раб-ов образ учрежд субъекта РФ и муниц образ учреж-й провод-ся аттест комиссией, формируем органом исполн вл субъекта РФ, осуществляющ упр-е в сфере образ; атт-я пед раб-в федераль гос образ учреж-й – аттест комиссией, формируем федер органами исполн вл, в ведении к-х они наход-ся (далее - федер органы исполн вл). В аттест лист пед раб-ка в случае необход-ти аттест комиссия заносит реком-и по соверш-ю проф д-ти пед раб-ка, о необход-ти повыш его квалиф с указанием специализации и др реком-и.

При наличии в аттест листе указан реком-ий работодат не позднее чем через год со дня проведения атт-и пед раб-ка представляет в аттест комиссию инф о выполнении рекомен-й аттест комиссии по соверш-ю проф д-ти пед раб-ка.

Повыш квалифик можно рассм-ть как рез-т, как проц, как целост образ сист. Перв предполаг продуктив изм-я проф и значимых кач-в пед-гов вследствие их обучения в учреж-ях повышения квалиф. Втор означ целенапр проц обуч-я пед-гов, сопровождающийся фиксацией изм-й проф ур обучающихся. Третье - часть сист непреры пед образ, институирован на федер, регион и муниц ур-ях (инст-ты повыш квалиф раб-ков образ, муниц метод службы). Она вкл в себя формаль и неформаль объединения пед-в.

Цель учреж-й повыш квалиф - обеспеч проф разв пед-в. Оцен-ся же их раб органами упр-я образ по кол-ву пед-в, обучавшихся на курсах.

17. Формы организации метод работы в школе

Факторы :1)Гос.пол-ка в сфере обр-ия, законодат.акты и док-ты 2)Ур педкуль препода, их метод.грамот-ть 3)Морально-псих.климат в щк 4)Изуч внутришкол.пед.опыта, инновац откр-ть и акт-ть уч-лей. 5)Конкрет сит в школь кол-ве.
Формы: 1)Предмет метод объединение уч-лей – сам распр-е., групп форма орг-ии метод.раб уч-лей предм, или клас руков, создаваем в шк, районе, гор. обсужд-е вопр: - препода конкр.дисц, мет-ки, - орг-я обмена опытом,внедрения передового пед.оп, - препод труд разделов, - тематики и виды творч к.р. для проверки знан.2)Метод советы: - единст.ф-ия – повыш научно-метод ур пед.д-ти уч-ля. Эфф-ть завис от 2 обст-в: кто руков советом и его сост. Обычно руков завуч, опр-ет тактику и страт соверш-ия пед.квал.уч-лей. 3)Предмет методобъед-я 4)Един методдень в шк (1 раз в четв) 5)Проблем сем-ы и практикумы (ед-во теор.и пед.подготовки уч-ля) 6)Шк молод уч-ля (адаптация уч-ля в перв гг раб) 7)Шк передов опыта (наставнич)8)Проблем (инновац) гр (созд-ся по инициативе руковод.шкученых-пед-в - распр.перед.оп)

9)Раб педкол-ва на избранной науч-метод.темой 10)Провед откр и показат урок 11)Науч-пед.конфер и пед.чт 12)Ролев, дел и орг-но-деят-ые игры, моделир и анализ пед.сит.13) творч.отчеты (- итог формы мет.работы, проводятся по итогам д-ти за опр.промеж вр) 14)Пед.самообраз уч-ля.

Метод раб – вид образов д-ти, представляющ собой совокуп мероприятий, проводим адм-ей шк, уч-лями и восп-лями в целях овлад методами и приемами учеб-восп раб, творч примен их на уроках и во внекл раб, поиска нов, наиб рацион и эффект форм и методов орг-и, провед-я и обесп-я образ проц-а в шк.

Цель: оказ действен помощи уч-лям-предмет и кл руков в улучш орг-ии обуч и восп школь-в, обобщ- и внедрении передов пед оп, повыш теор ур и пед квалиф уч-ей и восп-лей шк.

Задачи: Обеспеч выс метод ур проведения всех видов занятий. Проф становление молод(начин) препод. Повыш кач-ва провед учеб занятий на осн внедрения нов информац технологий.Продолж пед эксперим по поиску нов технологий, форм и мет-в обуч Выявл, обобщ и распр-е положит пед оп творчески работающ уч-лей. Анализ, апробация и внедрение нов метод обеспеч образов проц-а, внедрение нов форм, мет-в обуч, передов пед оп.Орг-я взаимодейс с др учеб завед, научно-исслед учреж-ми с целью обмена оп и передов технологиями в обл образ.Приведение метод обесп-я учеб пр-тов в соответ с треб-ми нов руководящ док-тов в обл образ, учеб планов и программ.Орг-я и провед работ по повыш кач-ва ведения всех док-тов по орг-и и учёту метод раб и их разработки на след учеб год.Разработка учеб, научно-метод и дидакт мат-лов.Внедрение в учеб проц учебно-метод и дидакт мат-в и програм обесп-я автоматизированных систем обуч, систем информацион обесп-я занятий, информационно-библиот систем. Разработка програм обесп-я для провед-я учеб занятий и внедрение их в учеб проц.Соверш-е проведения самост занятий под рук-вом восп-лей ГПД. Использ-е их для повыш индивидуализации обуч учащихся, разв у них нав-в самост раб.

Формы орг-и: коллект, груп, индивид (изуч лит-ра, курсы, семинары, обобщ опыта, участие в конкурсах). Коллект и груп по ф-ям: методико-управленич объед-я (педсовет, совещания), теор ( семинары, конфер, консульт), проф ( мастер-кл, наставничество).

18. Пед мониторинг - основан на повсемест использ-и новейш информ и телекоммуник технологий сист орг-и сбора, хран, обраб и распр-я инф о д-ти пед сист.

Сегодня соц сит выдвиг на перед план личн, способ дейст универсально, владеющ культ жизнен самоопр-я, т е личн, умеющ адаптир-ся в изменяющ усл-х, личн соц компетент.

В проц становления такой личн значит роль м б отведена доп образ, вооружающ чел-а, по мнен В.А.Горского, не суммой знаний учеб пр-тов, а целост культ, к-я дает свободу самоопр-я личн А такую свободу самоопр-я м обеспеч только хорош, кач-е образ В этой связи вопр кач-ва образ, его рез-ти приобрет особ знач-ь. Наиб действенным мех-мом упр-я кач-ом образ яв-ся пед мониторинг.При рассм вопр «Пед мониторинг как мех-м упр-я кач-ом образя» возник ряд пробл:1. Нет четк толкования понятия «кач-во образ».2. Не опр-но, что м яв-ся рез-том образ в учреж доп образ? 3. Нет мет-к оценки кач-ва образ и его рез-в.

Цели и зад ПМ: выявление ур баз подготовки уч-ся; анализ пробелов в подгот уч-ся; выявл типич затруд в усвоении конкрет содерж; оценка ст готов-ти образов учрежд к атт-и.

Основ зад пм – выявле пед эфф-ти раб шк.

Для достижения целей необходимо: оп-ть сост инструментария для проведения монит; разраб инструм-й для проверки; разраб анкеты, позволяющ получ инф, необход для выявл факторов, влияющ на рез-т обучен-ти уч-ся; разр план провед монит; разраб технологию орг-и и провед монит.

Треб-я: монит осущ-ся по всем основ пр-там нач шк и по пр-там федер цикла основ и старш шк; проверка образ достиж-й и ст обуч-ти д б ежегод; во всех параллелях кл, сроки проверки опр-ся особ-ми проц обуч; разработка инструм-ия, сбор и обобщ инф об образ достиж уч-ся осущ-ся на разн ур-х, а им на ур шк и гор; при проверке рез-в монит на ур шк шк сама анализ получен рез-ты.

20. Образование в России как система

Остро стоит проблема форм-ия целостной сис-мы непрерывного обр-ия. Должна охв.все звенья начиная от дошкол.учр.до вузов. Многие учены – непрерывное обр-ие – процесс и результат разв-ия лич-ти в реально функц-ей сис-ме гос.и обш.учреждений.

Принцип предполагает, что отд.обр.учр. являя-ся подсистемой, в течении жизни вся сис-ма образует человека. Основой непр.об. – дошкольное, +базовое, осущ-ся раз.типами обще.школы: лицеи, школы, гимназии, колледжи, проф.обр.учр. Они формир.основу.умений.

Еще одна проблема: необходимость изменения гуманитарной и гуманистической напр-ти как содержания обр-ия по всей сис-ме, так и в формах и методах педдеят-ти.

Еще 1 проблема: следует расширить понятие конечного результата работы учр.обр., внеся в него оценку готовности выпускника пополнять свои знания с учетом накопл.опыта.

Сис-ма нуждается в обновлениях. Это значит сущ.изменения ее пед.и организационного развития. Происходит ломка слож.стереотипов и негатив.принципов, кот.тормозят развитие учр.обновление --- ориентация каж.участника обр.проц. на кач.изменения. измен-ся не только сод-ие деят-ти, но и структура сис-мы+перестроить психологию преподов в сторону приоритета человека. Гуманизация отношений – важ+слож.компонент в деят-ти управлч.аппарата-это переход от командно-администр.соподчинения к сотрудничеству и партнерству.

Обновление в 21 веке – переход на новые пед и упрч.технологии, обучение воспитанию и развитию.----вопрос об изменении структуры упр-ия. решение проблемы – перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между нижними элементами упр-ия и высшими и наоборот. Расширение этих отношений основано на принц.готовности того или иного уровня упр-ия к выполнению своей миссии, прав, полномочий и ответственности.

19. управленческая деятельность директора школы:

Закон об образ ясно и четко опр-ет круг обяз-ей дирек шк:

  • Руков обр.учрежд. совместно с советом шк в соотв. с Устав шк, законодат-вом РФ, норм.-прав.актами.

  • Обеспеч.госрегистр шк, лицензир обр.д-ти, госатт-ю и аккред шк

  • Созд атмосф един поним-я и совмест формулир-я целей, цен-й и зад, перспектив разв-я обр.учржд., формир педвнутркульт отв-ть за общ раб и ее рез-ты. Регулир отнош в кол-ве, поддерж.благопр морально-псих.климат

  • Несет отв-ть перед гос и общ-ом за соблюд треб-й охраны прав дет, планир и орг-т уч-восп.проц, осущ.внутришк контр

  • Представл интер-ы уч.завед в гос.и общ.органах

  • Осущ.подбор и расстан педкадр и уч.заведения, прием дет в шк, увольняет пед.админ,уч-восп.,обслуж.персонал

  • Орг-т рацион испол-е бюдж

  • Коорди-т упрвлч.д-ть своих замов, руков-лей структр подразд-й шк, распр-т функ-ые обяз-ти меж ними

  • Утвержд учеб планы, обр.прогр-ы, распис занятий, экзам,пед.нагрузку и графики раб пед-в и техперсонала шк.

  • Курирует сост.препод-я и рез-ты обуч-я и восп-ия уч-ся

  • Руков-т д-тью педсовета шк

  • Приним.меры по без.эксплуат зданий, оборуд, соблюдения правил внутр.распор, охраны труда, норм санит-гиг.режима, техники безопас и противопжар защиты.

  • Вместе с медраб-ми орг-т д-ть по оздоровл дет и взросл, оптимиз режима труда и отдыха

  • Своевр-е и прав-е веден делопр-ва, бухучета,статист отчет-ти.

Оцен д-ти рук-ля шк опр-ся: по рез-ам раб шк; по личн вкладу дирек в орг-ю учеб-восп раб; по стилю его раб, спец подгот, организат таланту.

Основ кач-ва, к-е д б присущи рук-лю, следующие: Компет-ть.Коммуник-ть. Внимат отнош к подчинен. Смелость в принятии реш. Спос-ть творчески реш пробл.

I. Дирек шк д вести за соб, учить учиться, создав образ буд. Рук-ь образ сист д влиять на ценност аспекты сознания люд, на их культ, видение буд. Руков-во это – преобраз культ школь орг-и, нацелен-ть на внутр изм-я.II. Дирек– это стратег, разработчик “Общ правил игры”, нов идей, на основ к-х разв-ся концепция шк. Предоставл уч-лям творч и проф самост, инициативы, “пед предприимч”.

принципы управления коллективом: 1. Пр-п уваж и довер к чел: уваж лич дост-во чел; предоставл личн своб выбора; довер чел на осн взаимоуваж; 2. Пр-п целостн взгляда чел: строить свои отнош с уч-лями не как должност лицо с подчинен а как чел с чел; вникать в жизнь, духов мир и стремления сотрудн; 3. Пр-п сотруд-ва: знать и учит личн кач-ва уч-лей;ценить в уч-ле компет-ть, инициативу, ответ-ть;инициативы. 4. Пр-п соц справед-ти: равномерно распр не толь учеб, но и обществ нагрузку среди уч-лей;освещать в кол-ве д-ть админи; 5. Пр-п индив подх во внутришк упр-и: глубоко изуч сист раб каж уч-ля;повыш кач-во и глубину педо анализа урока уч-ля; 6. Пр-п обогащения раб уч-ля: след за повыш квалиф уч-лей; 7. Пр-п лично стимулир: использ мораль и матер стимулы; 8. Пр-п един статуса: все раб-ки шк, уч-ля и уч-ся независ от долж-ти и полож-я в шк дол находится в один демокр усл. 9. Пр-п перманент повыш квалиф: 10. Пр-п консенсуса: объективно оцен т зр членов кол-ва при обсужд пробл и принятии реш;11. Пр-п коллект принятия реш: 12. Пр-п участия в упр-и уч-лей и делегирование полномочий: не привлек уч-лей к упр-ю без их желания;приобщать уч-ля к упр-ю, учитывая его индивид особ-ти;13. Пр-п автономизации упр-я: во гл автоном участков упр-я д находится высококвалифиц пед-и, избираем на собр всего кол-ва, прошедшие соответс подготовку; 16. Пр-п пост обновл: крупн изм-я необходимо заранее готовить, создавая в кол-ве опр псих настрой;если увер-ти в успехе изм-й нет, то их лучше не провод;

Координация – основ зад управленч д-ти.Успеш упр-е – это реализован цель. Цель – это желаем и заранее запрограмирован рез-т, достижимый в буд.Главн в упр-и – четко видеть цель. Цель вызыв орг-ю, необх-ть программно-целевого планир и разработки конктрет прогр достижения цели.Главн назначение рук-ля создав сис-ы: сист внутришк контр, сист внекл и внеуроч восп раб сист раб с род и т.д. Чтобы упр-е было демокр и эфф-м, а сотрудники интеллектуально росли, необходимо делегирование полномочий.Делегир-е – это проявление доверия, это инструм включения сотрудника в проц упр-я, а следов, демократизация последнего.




Скачать файл (294.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации