Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лившиц Ю.М., Греф А.Э. Доктор-кукла - файл n1.doc


Лившиц Ю.М., Греф А.Э. Доктор-кукла
скачать (70.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc71kb.01.01.2013 10:55скачать


n1.doc

"ДОКТОР-КУКЛА"

ПРОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА "ДОКТОР-КУКЛА" В ЦЕНТРЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА "НА ВАДКОВСКОМ"
Ю.М. Лившиц,

директор ЦДТ «На Вадковском»

А.Э. Греф,

педагог доп.образования ЦДТ «На Вадковском»
Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются:

  • ухудшение экологической обстановки,

  • неблагоприятные условия труда женщин,

  • рост травматизма,

  • отсутствие нормальных условий труда и куль­туры здорового образа жизни,

  • высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, которые приводят к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей его к само­обслуживанию, передвижению, ориентации; которые приводят к снижению контроля за своим поведением, уменьшают возможности в обучении и общении, а также ухудшают возможность, реализации человека в трудовой деятельности в будущем. До сих пор остается нерешенным большой комплекс социальных и психолого-пе­дагогических проблем, связанных с детьми-ин валидами.

Равные права в получении образования - одна из фундаментальных ценностей человечества. Пре­амбула к Уставу ЮНЕСКО гласит, что "для под­держания человеческого достоинства необходи­мо широкое распространение культуры и обра­зования среди всех людей на основе справедли­вости, свободы и мира..."

Однако, дети-инвалиды, в большинстве сво­ем, оказались вне школы. Выделенные из детс­кого сообщества по признакам развития, они оказались обособленными в стенах закрытых ин­тернатов или своих квартир. Поэтому внешколь­ное или дополнительное образование играет практически ведущую роль в развитии и станов­лении особенного ребенка как личности. Центри­рованная на "дефекте", коррекционная педаго­гика развивает ребенка как индивида, а закры­тая, субкультурная система специального обра­зования лишает его полноценной социализации. Развитие ребенка как личности (свободная, са­мостоятельная и ответственная жизнь, ориенти­рованная на нормы и ценности социального со­общества) возможна лишь в благоприятных ус­ловиях открытости и интегративности системы. С этой задачей вполне справляется общеобразо­вательная (массовая) школа. Как открытая сис­тема, она интегрирует особенного ребенка в мультикультурной среде. А в совокупности с мно­жеством внешних факторов (средства массовой информации, улица, досуг, друзья, родственни­ки, семья) способствует его индивидуализации, Но при этом задач реабилитации ребенка систе­ма не решает. С другой стороны, ниши коррекци-онного и общего образования заняли системы дополнительного и альтернативного - реабили-тационно-коррекционного образования. Они обеспечивают непрерывность лечения, реабили­тации и оздоровления. Процесс учения создает условия для успешного развития ребенка через творческий подход к своей деятельности и жиз­недеятельности . А творчество и досуг, как допол­нение к школьному образованию, часто опреде­ляют будущую профессиональную деятельность ребенка. Получая традиционное плюс альтерна­тивное или дополнительное образование, ребе­нок имеет возможность развиваться гармонично как личность и индивидуальность. Педагогов, ро­дителей и всех заинтересованных лиц необходи­мо знакомить с разнообразными инновационны­ми подходами к реабилитации и образованию детей с особенностями развития и инвалид­ностью средствами дополнительного образова­ния, распространить успешный опыт работы с та­кими детьми.

Учреждения дополнительного образования могут играть серьезную роль в психологической помощи детям-инвалидам, в деле их реабилита­ции и социальной адаптации. Важнейшим факто­ром реабилитации в данном случае может слу жить сам факт проявления внимания, обращен­ного на ребенка в трудной жизненной ситуации. В этом смысле необычайно важно создание внутренней психолого-педагогической структу­ры в рамках учреждения ДО, направленной не на выделение детей-инвалидов в специализиро­ванные группы, а, напротив, для выявления таких детей и привлечения их в интегративно-смешан-ные группы с детьми, не имеющими отклонений в развитии, и, с другой стороны, для оказания спе­циализированной помощи педагогу в работе с детьми, имеющими специфические особеннос­ти.

Непосредственная помощь, оказываемая ре­бенку в учреждении дополнительного образова­ния должна состоять из нескольких этапов. Пер­вый этап включает налаживание контакта, уста­новление отношений доверия как между педаго­гом и ребенком, так и между ребенком-инвали­дом и другими детьми. На это уровне работа не­возможна без создания специального психоло­гического климата в детском коллективе, созда­ние которого и есть основная задача педагога на данном этапе. Второй этап педагоге-коррекци-онной работы состоит в определение педагогом специфических проблем в развитии данного ре­бенка и формировании индивидуальной педаго­гической коррекционной программы. Таковую программу невозможно создать без тесного вза­имодействия педагога как с родителями ребен­ка, так и со специалистами медиками и психоло­гами, осуществляющими медицинские - лечеб­ные и психологические - коррекционные мероп­риятия сданным ребенком. Третий этап работы с ребенком-инвалидом состоит собственно в пе­дагогической работе по профилю данного учреж­дения ДО, данного творческого объединения, и его целью является, с одной стороны, научение ребенка конкретным навыкам и знаниям, с дру­гой стороны, социализация ребенка-инвалида. Главная цель социализации ребенка-инвалида заключается в восстановлении (формировании) благоприятного социального самочувствия лич­ности, т.е. положительного образа "Я" и личност­ной позиции социального оптимизма. Ведущий принцип в этой работе - обеспечение наиболее полного проявления возможностей личности как субъекта деятельности и общения. Социальная реабилитация строится не столько на основе прямого воздействия педагогов, сколько посре­дством структурированной социальной среды, условия совместной деятельности в которой сти­мулируют механизмы социализации личности. Технологии социально- педагогической помощи должна основываться на структурировании со­циальной среды с высокими характеристиками совместной жизнедеятельности: на локальной территории должен быть создан особый микро социум, отличающийся по ряду существенных показателей от обычной среды - своего рода со циальный оазис. Такими показателями являются: содержательная совместная деятельность, ори­ентированная на высокие социальные ценности; консолидирующий характер совместной дея­тельности, осуществляемой в едином физичес­ком и психологическом пространстве; паритет­ность взаимоотношений педагога и детского коллектива.

Центр детского творчества "На Вадковском" в течение ряда лет проводит как единичную, спе­цифическую, так и комплексную работу с детьми-инвалидами, направленную на их интеграцию в среду детей, не имеющих тяжелых физиологи­ческих дефектов. Но подчеркнем, каким бы обра­зом ни велась работа с детьми-инвалидами: по специальной единичной или комплексной прог­рамме - вне, зависимости от количества детей, с которыми она ведется, работа подобного рода всегда проводится индивидуально. В настоящее время в ЦДТ осуществляется шесть единичных программ в различных творческих объединениях и одна комплексная - "Доктор-кукла".

В творческом объединении "Мастерство ру­коделия", педагогом Мосейчук И.В. приемам традиционного народного женского рукоделия (вязанию, вышиванию) обучается глухонемоая девочка, причем обучение ее ведется при учас­тии матери, что позволяет не только увеличить эффективность собственно педагогических за­нятий, но и улучшает психологический климат в микроколлективе "мать - ребенок-инвалид".

Педагог Орлова Ю,В. объединения "Дизайн -ткань - одежда" второй год ведет работу с ребен­ком, имеющим нарушения умственного разви­тия, причем ребенок участвует во всех этапах конструирования одежды от разработки дизай­на, создания эскиза, изготовления выкройки и шитья одежды, до участия в показе модели, учас­тия в выставке законченных работ.

На подготовительном отделении ансамбля танца "Палитра", руководимого педагогом Гри­горьевой Т.Л., в течение ряда лет ведутся занятия с детьми, имеющими нарушения опорно-двига­тельного аппарата.

В объединениях ЦДТ "Керамика" и "Радиоэ­лектронное конструирование", педагоги Глушков С.Г. и Рогоза А.Н, занимаются до десяти учеников (ученики этого профиля имеют свободный гра­фик посещения), приходящих из интерната №35 для детей с умственным отставанием в развитии, которые успешно участвуют во всех учебно-пе­дагогических мероприятиях центра на общих ос­нованиях. Более того, психологическое тестиро­вание учеников центра показало, что именно ра­бота в творческих объединениях центра оцени­вается ими, как наиболее ценная в общем обра­зовательном процессе, и в наибольшей степени способствует реализации их внутренней само­оценки, осознанию собственного "я" в коллекти­ве и, в конечном счете, их социализации.

К безусловным успехам в описываемой об­ласти можно отнести работу музыкальной сту­дии "Торжество муз", руководитель Робашевская Е.И., в которой лауреатом III открытого фестива­ля "Музыка XX века" по классу фортепиано стала Марина 3., имеющая врожденный дефект паль­цев рук.

В этом ряду выделяется также работа студии "Английский язык", преподаватель Лаева В.В., с Иваном Н., имеющим тяжелое заболевание кро­ви и находящимся в настоящее время на лечении в больнице. Занятия с тяжело болеющим ребен­ком, имеющем инвалидность, проводятся не только в удобном ему режиме, но организуются его выезды из лечебного учреждения для участия в лингвистическом фестивале, что положительно сказывается на его психологическом самочув­ствии, создает дополнительную мотивацию к ( вь1здоровлению.

Особое место в работе ЦДТ "На Вадковском" с тяжело болеющими детьми и детьми-инвали­дами занимает деятельность театра кукол "Бро­дячий вертеп", руководимого методистом цент­ра Грефом А. Э. Театр кукол не только регулярно с 1989 года дает представления в различных ле­чебных и специальных учреждения Москвы, но разработал и с 1995 года осуществляет специ­альную программу психологической помощи тя­жело болеющим детям "Доктор-кукла". Об этой программе имеется ряд публикаций в специаль­ной медицинской и общей прессе, делались док­лады на Российских и международных конфе­ренциях и семинарах по психологии, паллиатив­ной медицине и хоспису, например в Лондоне в 2001 году, имеются публикации на радио, на те­левидении, в интеренете. Авторами программы Грефом А.Э. и Соколовой Л.В. по результатам ра­боты написана и в 1998 году опубликована книга "Доктор-кукла", повторное издание которой осу­ществляется в текущем 2003 году.

Цель программы "Доктор-кукла" - психологи­ческая коррекция поведения болеющих детей и детей-инвалидов, снижение стрессов, устойчиво возникающих при длительной болезни, и форми­рование дополнительной мотивации к выздоров­лению. Новизна работы - в использовании для целей психокоррекции поведения болеющего ребенка большой открыто-управляемой куклы.

Особенность большой, ростом с ребенка, открыто-управляемой актером мимирующей кук­лы в том, что ребенок воспринимает ее адекват­ным, равным себе существом, которое становит­ся, порою, объектом очень сильной привязан­ности. Программа "Доктор-кукла" построена на регулярном общении ребенка и актера-психоло­га, позволяющем, с одной стороны, проследить изменения в поведении ребенка, нуждающегося в психологической помощи, с другой стороны дает возможность эту помощь сформировать, Программа в течение двух лет - с мая 1995 года - осуществлялась в отделении гематологии Моро-зовской детской клинической больницы. Психо­логическая помощь за это время оказана более чем 120 детям. При этом из указанного количест­ва детей около двух третей встречались с докто­ром-куклой неоднократно, а четвертая часть об­щего количества получала психологическую под­держку по этой программе в течение, практичес­ки всего времени пребывания в больнице.

Психологическая коррекция поведения боле­ющих детей и детей-инвалидов традиционно направлена на снижение стрессов, тревожности или агрессивности, возникающих при травмиру­ющем тяжелом лечении, направлена на создание положительной мотивации к выздоровлению. Место доктора-куклы рядом с ребенком в мо­мент сильных потрясений; при первом приходе в больницу, при подготовке к операции или сразу после нее, при кормлении нездорового ребенка. Доктору-кукле под силу поднять общее настрое­ние ребенка, его жизнестойкость, то есть выпол­нить одну иа важнейших задач психологической поддержки. И, кроме того, программа "Доктор-кукла", содержит специальный раздел по повы­шению мотивации ребенка к обучению как в ус­ловиях длительной госпитализации, так и при тя­желой инвалидности ребенка и длительном пре­бывании его дома. Особое место в названной программе отведено психологической поддерж­ке родителей тяжело болеющих детей и детей-инвалидов, направленной с одной стороны на улучшения психологического климата в замкну­том коллективе "мама-ребенок", с другой сторо­ны имеющей целью собственно психологичес­кую поддержку родителей, находящихся, порою, в очень тяжелом психологическом состоянии. В настоящее время программа "Доктор-кукла" осуществляется в Российской детской клиничес­кой больнице и в 1 -ом Хосписе для детей с онко­логическими заболеваниями города Москвы. В больнице работа ведется как индивидуально, так и в группах, работа в хосписе, с детьми умираю­щими, возможна только индивидуальная в силу самой природы хосписных программ. В Российс­кой детской клинической больнице (РДКБ) кукло­вод-психолог посещает детей 2-3 раза в неделю, в основном в отделениях онкологии, трансплан­тации костного мозга и в отделении амбулатор­ного лечения -"пансионате". Количество детей, обслуживаемых "Доктором-куклой" по индивиду­альной программе достигает в месяц 15-20 че­ловек, продолжительность каждого психо-кор-рекционнога посещения от 15 минут до1,5 часов, в зависимости от самочувствия ребенка и конк­ретной психо-терапевтической задачи. Возраст обслуживаемых детей охватывает практически весь период детства от 7 месяцев до 17 лет. Груп­повые интерактивные занятия по программе "Доктор-кукла" включают, в основном элементы арттерапии, в этом случае удается провести одновременный сеанс с группой до 20 детей, или оказать помощь от 100 до 200 детям в месяц.

Осуществление работы в детском хосписе потребовало от театра разработки специальных приемов в рамках программы "Доктор-кукла". Ежегодно в Москве вследствие тяжелых онколо­гических заболеваний из жизни уходит до 60 де­тей. Но из-за очень плохого самочувствия этих детей приемы работы, применяемые в обычной психотерапии, куклотерапии, игротерапии, арт-терапии неприемлемы. Здесь, как нигде, требу­ется индивидуальная работа и очень высокие временные и психологические затраты самого кукловода-психолога. Количество детей в год, которым оказывается помощь программой "Док­тор-кукла" достигает 10 человек, при многократ­ном посещении некоторых хосписных больных. В рамках программы "Доктор-кукла" театр "Бро­дячий вертеп" практикует также такую редкую форму работы, как показ представления одному ребенку, если этому ребенку медицински проти­вопоказан контакт с другими детьми. Например в начале марта 2003 года театр посетила девочка 10 лет, выписанная из больницы с тяжелейшим диагнозом, перед которой были разыграны два адаптированных интерактивных кукольных представления и показан музей театра.

"""* Кроме программы психологической помощи тяжело болеющим детям и детям-инвалидам, в театре "Бродячий вертеп" разработана програм­ма преподавания народных ремесел "Естествен­ная школа", апробированная в Отделении реаби­литации НИИ детской онкологии и гематологии ОНЦ РАМН в течении пяти лет, где доказала свою работоспособность при обучении детей имею­щих инвалидность. Программа "Естественная школа" опирается на достижения народной пе­дагогики, имеющей тысячелетнюю традицию и за века выработавшей такие простые и устойчи­вые технологические схемы и приемы, которые органичны и обрабатываемому материалу и че­ловеческой руке. С другой стороны известно, что сознание ребенка изоморфно элементам "наив­ного" сознания, заложившего соответствующие принципы процесса труда - отношение к труду, как к ритуалу, отношение к материалу и изделию, как к живому, слияние "красоты" и "пользы", синкретичность труда и искусства, каноничность образного ряда и технологий и др. Традиция ре­месла выработала систему обучения ремеслен­ным навыкам, органично воспринимаемую ре­бенком, включающую работу по образцу, обуче­ние не отдельным приемам, а производству из­делия, как целого, ритмизацию труда, преобла­дание показа над рассказом и др. Кроме того, следует отметить эффект, почти не описанный в

литературе. Традиционные ремесла сконцентри­ровали в себе вековой опыт общения с природ­ными материалами тысяч людей и обладают пси­хотерапевтическим воздействием на подсозна тельном уровне, которое сказывается на людях различного возраста, пола, образования, соци­ального статуса и проч. Этот эффект известен всем, кто занимался изучением традиционных ремесел, однако описан лишь в связи с эстети­ческим воздействием традиционной образной системы. По нашему же мнению, он в немалой степени определяется особыми свойствами тра­диционных технологий, естественностью и орга­ничностью, присущими ей.

ЦДТ "На Вадковском" видит перспективы ра­боты с детьми-инвалидами в комплексном под­ходе к семье, включающей такого ребенка. Для реализации комплексной работы разрабатыва­ется программа создания Семейного клуба, в ко­тором осуществлялась бы психологическая и со­циальная помощь родителям детей-инвалидов и педагогическая и социально-психологическая помощь самим детям. Здесь имеется в виду не только участие детей в общих педагогических программах ЦДХ работа детей в творческих объ­единениях центра, но также некоторые специ­альные программы по встрече со специалистами психологами, а для родителей проведения курса обучающих программ по поведению в трудных жизненных ситуациях. Одним из таких элемен­тов помощи детям-инвалидам и их родителям может стать общение с людьми, успешно прео­долевшими тяжелую болезнь и живущими пол­нокровной жизнью, несмотря на инвалидность. Семейный клуб предполагает вести соответству­ющую работу.






Скачать файл (70.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации