Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания - файл n1.doc


Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания
скачать (474.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc475kb.01.01.2013 10:59скачать


n1.doc

  1   2   3



На правах рукописи


Куфтяк Елена Владимировна


ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО СОВЛАДАНИЯ

Специальность 19.00.13 – Психология развития, акмеология

(психологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Москва 2011




Работа выполнена на кафедре социальной психологии

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет

им. Н. А. Некрасова»








Научный консультант

доктор психологических наук,

профессор

Сергиенко Елена Алексеевна

Институт психологии РАН







Оппоненты:

доктор психологических наук,

профессор

Нартова-Бочавер Софья Кимовна










доктор психологических наук,

профессор

Никольская Ирина Михайловна










доктор психологических наук, профессор

заслуженный деятель науки Республики

Татарстан

Прохоров Александр Октябринович







Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Cанкт-Петербургский государственный университет»


Защита состоится 27 октября 2011г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 002.016.03 при Учреждении Российской академии наук Институте психологии РАН по адресу: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Института психологии РАН.


Автореферат разослан « » ____________ 2011 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Е. А. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Динамические процессы, происходящие в жизни современного общества, затронули без исключения практически все сферы жизни, и семья не является здесь исключением. Экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, трансформация общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и другие социально-общественные явления нарушают внутреннее равновесие семьи, обостряя в ней проблемы. Любые изменения в социальной, экономической и общественной жизни выступают факторами, обуславливающими кризис семьи, который проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение.

Способность семьи противостоять силам, нарушающим ее внутреннее равновесие – чрезвычайно важная характеристика ее жизнедеятельности. Повседневные наблюдения показывают явную связь между уровнем сплоченности семьи, ее гибкостью, потенциальными семейными ресурсами, и тем, как она преодолевает трудности и нарушения. Поэтому понятен интерес представителей разных направлений и специальностей, занимающихся семьей, к факторам, определяющим ее «выживание».

Несмотря на то, что сегодня семейная проблематика рассматривается в достаточно широком предметном аспекте, наиболее динамично развиваются теории системного подхода к семье. В рамках системного подхода осуществлен анализ специфических признаков семейной системы, принципов психосоциальной организации семьи, осознана системная обусловленность проблем у членов семьи, предложены техники семейного консультирования и психотерапии (Э.Г. Эйдемиллер 1990, 1999, 2007; Ю.Е. Алешина, 1987, 1999; А.Я. Варга 2001, 2005, 2008; М. Николс, Р. Шварц, 2004; О.А. Карабанова, 2004; И.М. Никольская, 2010).

Несмотря на определенные достижения в изучении семьи как системы не достигнута конечная цель, не удалось получить четкую картину внутренней организации семьи, механизмов ее организации и самовосстановления, как в повседневной жизни, так и в критических жизненных событиях. Для преодоления существующих недостатков необходимо концептуальное обоснование феномена семейной целостности и ее организации, прояснение природы семьи как саморегулирующей и самовосстанавливающей системы. Современные системные исследования могут обеспечить основу интеграции взглядов, которая дает возможность раскрыть комплексность и динамические свойства социокультурной системы (В.Н. Спицнадель, 2000). В связи с этим перспективным для психологии представляется научное направление, фокусирующееся на достижении представления о системности семьи, где психологические механизмы реагирования семьи на угрозу нарушения семейной целостности еще недостаточно изучены.

Состояние разработанности проблемы исследования

Семейная психология как наука и как практика относительно молода. Ее зарождение в отечественной психологии можно отнести к середине 40-х или началу 50-х гг. ХХ столетия. Семья как естественная малая группа долгое время была объектом исследования в социальной и общей психологии. Существенное внимание при этом уделялось психологическим функциям семьи (Э.К. Васильева, 1975; А.И. Антонов, 1982; Г. Навайтис, 1999), психологическому климату в семье (С.И. Голод, 1984; Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, 1985), мотивам вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительских отношений, причины семейных конфликтов и разводов (Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, 1982; О.Э. Зуськова, 1989; А.К. Дмитриенко, 1989; И.Ф. Дементьева, 1991).

С распространением в психологической теории и исследованиях понятия «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и с формированием экологического подхода к изучению психики ребенка (У. Бронфенбренер, 1979), семья стала объектом изучения в клинической, педагогической и возрастной психологии (А.И. Захаров, 1988; Г.Т. Хоментаускасё 1985, 1986; А.А. Бодалев, В.В. Столин, 1989; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1990, 1999). Наиболее изученными в семейной психологии являются характеристики типов семейного воспитания и их нарушений (В.И. Гарбузов, 1977; А.Е. Личко, 1979; А.Я. Варга, 1986; Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995), особенности матери и ее отношения с ребенком (В.И. Брутман, 1994; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999, 2001; Е.И. Исенина, 2003). В рамках клинической психологии изучены депривационные условия воспитания ребенка в семье как следствие нарушений системы семейного воспитания и дисгармонии семейных отношений (А.С. Спиваковская, 2000; В.Н. Ослон, 2002).

В современных исследованиях широко изучены самые разные характеристики семьи и происходящие в ней процессы: удовлетворенность супругов браком (M.A. Whisman, L.A. Uebelacker, 2004; Е.Н. Спирёва, 2004), структура семейных ролей (Т.В. Андреева, 2005; Н.О. Белорукова, 2007), распределение власти (В.П. Левкович, 2004; Д. Майерс, 2004), детско-родительские отношения (J. Belsky, M. Rovine, 1990; C.P. Cowan, P.A. Cowan, 1992; Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, 2000; Т.А. Гурко, 2000) и т. д. 

К настоящему времени значительно расширены представления об онтогенезе родительства (материнства, отцовства) (J. Belsky, 1994; Г.Г. Филиппова, 2000; Р.В. Овчарова, 2003, 2005; Ю.В. Борисенко, 2007), периодизации жизненных циклов семьи и их содержании (G.R. Birchler, 1992; N.M. Newby, 1996; А.В. Черников, 2001; И.В. Добряков, 2001; Н.С. Сафина, 2006; С.Ф. Шаймухаметова, 2010), семейных кризисах (J. Gottman, 1994; H. I. McCubbin, M. A. McCubbin, 2001; Т.В. Гущина, 2005; Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, 2006), межпоколенных отношениях в контексте семейного наследования (Е.Л. Михайлова, 2003; И.Ю. Хамитова, 2003; К. Бейкер, Ю.Б. Гиппенрейтер, 2005; Е.А. Петрова, 2008; М.В. Сапоровская, 2008; М.А. Сизова, 2009).

Изучение адаптивного поведения в ситуациях угрозы для продуктивности, здоровья и благополучия человека не является новым (R. Lazarus, 1980, 1986; R. Lazarus, S. Folkman,1984; N. Endler, J. Parker, 1990; Л.А. Китаев-Смык, 1983; Ф.Е. Василюк, 1984; Л.И. Анцыферова, 1994; В.М. Ялтонский, 1995; С.К. Нартова-Бочавер, 1997; К.А. Абульханова, 2001; Т.Л. Крюкова, 2005, 2008; В.А. Бодров, 1995, 2006). Понятие «совладающее поведение» (coping) используется для обозначения поведения личности в любых ситуациях, категоризуемых человеком как критические или же «трудные». Совладающее поведение понимается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями с целью лучшей адаптации к требованиям реальности.

В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий сущность, закономерности, динамику, факторы становления и выбора способов совладания со стрессом в разные периоды жизни (В.М. Ялтонский, 1995; Т.Л. Крюкова, 2001 – 2010; Е.А. Сергиенко, 2007 – 2010; М.В. Сапоровская, 2001 – 2010; С.А. Хазова 2001 – 2010; Е.В. Куфтяк, 2002 – 2010; А.В. Смирнова, 2010). Изучение совладающего поведения личности ведется в возрастном диапазоне – от преддошкольного детства до старости (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000; С.А. Хазова, 2002; Е.В. Куфтяк, 2002, 2004; Т.Л. Крюкова, 2005; М.А. Холодная, 2007; Н.Е. Харламенкова, 2008; И.И. Ветрова, 2009; Е.Б. Лунина, 2009; Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, 2010; О.Р. Тенн, 2010 и др.).

Определенное количество исследований посвящено различным аспектам совладающего поведения личности в контексте более широкой проблемы социальной адаптации (Г.С. Корытова, 2007; Е.Р. Исаева, 2010; Л.И. Вассерман, В.А. Абабков, 2010).

Особое внимание при разработке проблемы совладания уделяется изучению ресурсов личности в трудных жизненных ситуациях (А. Antonovsky, 1979; S.E. Hobfoll, 1988; S. Taylor, 1995; С.А. Хазова, 2002; В.А. Бодров, 2006; Е.А. Петрова, 2008; Е.А. Сергиенко, 2007, 2009).

Активно ведутся исследования семейного стресса и копинга в здоровых семьях, людей групп риска и лиц с хроническими заболеваниями (В.А. Ташлыков, 1982, 1992; Н.А. Сирота, 1994; Н.Ф. Михайлова, 1998; Н.О. Белорукова, 2005; И.Р. Абитов, 2007; Н.В. Тарабрина, 2008; Е.А. Иванова, 2010). В последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные изучению совладания с жизненными трудностями детей с нарушениями в развитии и их семей (М.С. Голубева, 2006; А.А. Вербрюгген, 2008; Е.В. Куфтяк, 2004, 2007, 2010; М.П. Билецкая, 2010).

Современные тенденции развития психологии стресса и совладающего поведения ставят вопрос о смещении фокуса внимания при изучении копинг-поведения и его механизмов с индивида на группу. Теоретические и прикладные исследования зарубежных психологов свидетельствуют о том, что копинг-поведение не является отдельным, независимым явлением, это неотъемлемая часть сложного, динамического процесса личности, социального окружения и их взаимоотношений (J.C. Coyne 1991; T.A. Revenson 1994; S.E. Hobfoll, 1997; G. Bodenmann 2000, 2005; A.K. Randall, G. Bodenmann, 2009). В зарубежной психологии для обозначения социального контекста копинг-поведения широко используется понятие «совместный копинг» (communal coping).

К настоящему времени накоплен достаточный материал, в котором, исследователи не употребляя термин «групповые защитные механизмы», описывают феномены, направленные на сохранение групповых отношений (I.L. Janis 1982; Ю.Б. Захарова, 1991; В.А. Штроо, 2007). Групповые защиты присущи устойчивым замкнутым группам (которыми выступают и организации, и семья). Но проблема изучения и развития механизмов защитной активности семьей остается в семейной психологии неразработанной, и общим ограничительным моментом в ее изучении является игнорирование дифференциации копинг-поведения индивидуального и группового субъектов, а также отсутствие в теоретико-эмпирических исследованиях попыток рассмотрения природы саморегуляции семьи.

Интеграция двух научных направлений – психологии семьи и концепций стресс-копинг процесса, позволит оформить в области изучения семьи подход к семейному совладанию в качестве вектора научного интереса. Совладающее поведение выступит основанием для изучения системного понимания семьи, ее структуры, динамики, развития и факторов, обеспечивающих ее жизнеспоспособность.

Неизученность в сочетании с ее высокой значимостью для дальнейшего развития психологии семьи делают актуальной проблему, послужившей основой для проведения настоящего исследования, а именно: каковы структура, динамика семейного совладания, условия сохранения жизнеспособности семьи и какова организация семьи с позиции развития в ней процесса защитной психологической активности.

Цель исследования – теоретико-методологическая разработка и эмпирическая проверка концепции психологии семейного совладания.

Объект исследования: психология семейного совладания.

Предмет исследования: структура и динамика совладающего поведения в семейной системе.

Теоретическая гипотеза: психология семейного совладания характеризуется специфической структурой и динамикой, обеспечивающей целостность семьи на разных этапах ее существования.

Частные гипотезы:

1. Семейное совладание представляет собой ведущий механизм защитной активности семьи, объединяющий совместные копинг-усилия членов семьи при столкновении с нормативными и ненормативными трудностями и кризисами.

2. Своеобразие и изменение структурно-функциональных и ролевых параметров семейной системы определяет задачи совладания на каждом из этапов развития.

3. Семейная целостность имеет четырехкомпонентную структуру, включающую в себя трансгенерационный, структурный, динамический и пространственный компоненты, имеющие разный уровень связанности, сохранности и восстановления, которые обеспечиваются действием механизмов защитной активности.

4. Семейное совладание характеризуется динамическим порядком выбора стилей / стратегий совладания: как в иерархической последовательности – от индивидуальных к групповым способам, так и с учетом этапа семейного развития.

5. Субъективная оценка внешних и внутренних стрессоров, совладание и факторы восстановления обеспечивают процесс устойчивости семьи, определяющей способность семьи восстанавливаться после перенесенного стресса.

6. Валентность и контролируемость стрессовой ситуации, степень выраженности совладающего поведения определяют различные варианты сохранения семьей целостности.

7. Становление копинг-поведения ребенка сопряжено с воздействием как индивидуальных, так и семейных факторов.

Объект, предмет, цель и гипотезы исследования обусловили постановку и решение следующих задач.

В теоретической части исследования:

1. Провести теоретический анализ направлений исследования совладающего со стрессом и защитного поведения в зарубежной и отечественной науке и разработать концепцию психологии семейного совладания, включающую теории стресс-копинга и системный подход к семье.

2. Разработать представление о семейном совладании как ведущем механизме защитной активности семьи в сохранении ее целостности, так и группового способа ее регуляции.

3. Определить структурные компоненты семейной целостности, уровни их связанности, особенности организации и результат динамического процесса поддержки семейной целостности.

В эмпирической части исследования:

4. Разработать комплекс психодиагностических методов, направленных на изучение совладающего поведения и трансгенерационных, структурных, динамических и пространственных параметров семьи.

5. Расширить комплекс методов психодиагностики на изучение совладающего поведения в семейных отношениях посредством апробации в данном исследовании двух новых методик диагностики супружеского и диадического копинга, ранее не применявшихся на российской выборке.

6. Изучить структуру, динамику и формы совладающего поведения, согласованность копинг-поведения в супружеской паре, вклад стилей совладания в общее совладающее поведение семьи.

7. Выделить особенности структурно-функциональных и ролевых параметров семейной системы в соответствии с задачами семейного совладания.

8. Исследовать устойчивость семьи и факторы восстановления в разных типах жизненных событий.

9. Определить особенности функциональности семьи с учетом валентности и контролируемости стрессовой ситуации и специфики совладающего поведения.

10. Выявить влияние индивидуальных (качество привязанности ребенка к родителю, система личностного отношения, особенности психического развития) и семейных (семейного контекста, характера детско-родительских отношений, родительского паттерна копинг-поведения) факторов на формирование копинг-стиля ребенка.

Методологическую основу исследования составили фундаментальные методологические положения системного подхода в психологической науке (Л. фон Берталанфи, Дж. фон Нейман, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и субъектно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская).

Теоретической основой исследования послужили теория стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, В.А. Бодров) и когнитивно-поведенческая концепция совладающего поведения личности (Р. Лазарус, С. Фолкман), модель многоосевого копинга С. Хобфолла, отечественный подход к психологическому совладанию с трудными жизненными ситуациями (В.А. Абабков, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, В.М. Ялтонский), концепция защитных механизмов групповой динамики (А.И. Донцов, К.М. Гайдар, В.А. Штроо, Ю.Б. Захарова), основные положения психологии субъекта и психологии человеческого бытия (Л.И. Анцыферова, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикина,), теории семейных систем (М. Боуэн, А.Я. Варга, К. Витакер, С. Минухин, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер), концепции социально-клинических аспектов психологии семьи и теоретико-эмпирические достижения в исследованиях семьи и брака (В.Н. Дружинин, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, В.Н. Мясищев, Э.Г. Эйдемиллер, Д. Майерс, R. Hill, H.I. McCubbin, Z. Rubin).

Методы исследования. В теоретико-эмпирическом исследовании использованы следующие методы исследования: 1. Теоретические: теоретический анализ, сопоставление и обобщение современных теоретико-эмпирических исследований отечественной и зарубежной психологии, интерпретация и реинтерпретация психологических трудов по проблеме; 2. Организационные: сравнительный («метод поперечных срезов»); 3. Эмпирические: современные психологические методики, техники диагностики семейной структуры, метод экспертных оценок, интервью и сочинения; 4. Методы обработки данных: количественный (ранжирование, оценка значимости различий, графический анализ, корреляционный анализ) и качественный анализ (контент-анализ материалов полуструктурированного интервью и самоописаний, анализ рисунков, анализ отдельных случаев), статистический с использованием методов математической статистики (программный пакет SPSS for Windows V. 15.0). Для изучения семьи как системы использовались «семейные» методики, разработанные на основе системных концепций семьи.

Общая схема эмпирических исследований, предпринятых в рамках диссертационной работы, может быть представлена следующим образом (табл. ).

Эмпирическая база исследования. Исследование, проведенное автором в 2002 – 2010 гг., осуществлялось в регионах России: г. Кострома и Костромская область, г. Иваново и Ивановская область, г. Ярославль и Ярославская область, Ленинградская область, Чукотский АО. На разных этапах исследования в нем приняли участие 1453 человека в возрасте от 7 до 60 лет.

Т а б л и ц а

Общая схема исследований с указанием основных характеристик выборки,

методов исследования





Исследование

Группы

испытуемых

Метод исследования

Трансгенерационный

компонент

Исследование совладающего с трудностями поведения семей с разным характером связей между поколениями (прародители – дети – внуки)

Семьи, имеющие ребенка-подростка (родители в возрасте 35 – 50 лет). Всего 110 человек.

Проективная нарративная методика «Межпоколенные истории», методика «Семейные эмоциональные коммуникации», методика «Супружеский копинг», Шкала семейной сплоченности и гибкости (FACES – 3), методика «Ролевые ожидания партнеров», опросник «Взаимодействие родителей с ребенком»

Структурно-динамический

компонент

Исследование семейного совладания как фактора стабилизации отношений в супружеской подсистеме на разных этапах жизненного цикла семьи

Группы семей (супружеские пары, в возрасте 19–51 год) в соответствии с этапами жизненного цикла семьи. Всего 296 человек

Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», методика «Супружеский копинг», Шкала семейной сплоченности и гибкости (FACES-3)

Исследование семейного совладания во взаимосвязи с ролевой динамикой на разных этапах жизненного цикла семьи



Всего 240 человек.

Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», методика «Супружеский копинг», методика «Ролевые ожидания партнеров», опросник «Особенности общения между супругами»

Структурно-динамический

компонент

Исследование совладающего поведения семьи в ситуации «пролонгированного характера стресса»

Группы семей, (родители, в возрасте 21–39 лет) воспитывающих детей с разной категорией отклонений в развитии и детей с типичным развитием. Всего 180 родителя и 50 детей (в возрасте 8–10 лет)

Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», опросник способов совладания, методика «Супружеский копинг», опросник депрессивности Бека, опросник удовлетворенности браком, методика «Мое сочинение о супруге», шкала семейной сплоченности и гибкости (FACES-3), опросник родительских установок (PARI), шкала социально-психологической адаптированности

Семьи, воспитывающих детей с различными нарушениями развития в возрасте 2 мес. – 9 лет и детей с типичным развитием в возрасте 4–16 лет. Всего 232 родителя

Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», опросник удовлетворенности браком, опросник «Особенности общения между супругами», шкала семейной сплоченности и гибкости (FACES-3), методика «Климат в семье», карта-схема оценивания семьи как коллектива, опросник родительских установок (PARI), «Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека» (МИРП), шкала социально-психологической адаптированности

Исследование группового защитного поведения семьи в ситуации перехода от цикла развития «включение детей-сирот в систему» к новому циклу «семья как новое целое»

Семьи, осуществляющие замещающую семейную заботу (родители в возрасте 37 – 59 лет). Всего 77 родителей, 37 детей.

Методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», анкета наблюдения за стрессом, семейная социограмма, опросник «Взаимодействие родителей с ребенком»

Исследование совладающего поведения в семьях с разным типом отношений

Семьи, регулярно применяющие физические наказания к детям, и условно благополучные. Всего 151 родитель (в возрасте 26 – 49 лет) и 80 детей, в возрасте 7 – 9 лет.

Включенное наблюдение, методика «Копинг-поведение в стрессовой ситуации», опросник способов совладания, опросник копинг-стратегий детей школьного возраста, опросник родительского отношения, «Фильм-тест», шкала социально-психологической адаптированности

Всего

1453 человека (из них детей – 167).





Научная новизна состоит в том, что в диссертации впервые предложена общая концепция психологии семейного совладания, рассматривающая совладающее поведение как ведущий механизм защитной активности семьи. С позиции совладающего поведения раскрыты изменения в системе семьи, особенности ее развития. Предложена четырехкомпонентная структура семейной целостности, выделены условия ее сохранения либо нарушения. Впервые проведен анализ роли семейного совладающего со стрессом поведения в сохранении целостности семьи в стрессовых ситуациях от нормативных кризисов до хронических стрессоров (болезни). Показано значение и особенности семейного совладающего поведения для поддержания целостности семейной системы, ее реципрокный и динамический характер, развитие и своеобразие при изменениях взаимодействий в семейной системе. Впервые выделены и дифференцированы формы совладания в контексте семейных отношений: индивидуальный, диадический и семейный копинг. На основе результатов эмпирического исследования выделены и проанализированы психологические механизмы семейного совладания: совладающее поведение как регулятор в структуре семейной системы; совладающее поведение как условие устойчивости семьи.

Конкретизированы особенности нарушения семейной целостности в ситуациях пролонгированного характера стресса, изучена их взаимосвязь с характером течения и тяжестью стрессового события, саногенными характеристиками жизнеспособности семьи. Обнаружен и описан феномен семейной устойчивости как динамический процесс приспособления и восстановления в кризисных условиях. Выделены типологические варианты семьи, являющиеся показателем ее адаптивности и ресурсности, и характеризующие специфику восстановления семьи после перенесенной трудности. Исследована динамика развития семейной системы и ее защитных механизмов в процессе становления новой семейной системы – от цикла «включение детей-сирот в систему» к новому циклу «семья как новое целое».

Впервые получены результаты измерения супружеского и диадического копинга у супружеских пар на русскоязычной выборке с помощью адаптированных автором зарубежных психологических методик: Опросник диадического копинга (Dyadic Coping InventoryDCI, 2007) и Опросник супружеского копинга (Marial Coping InventoryMCI, 1990). Была проведена работа по адаптации опросников. На основе полученных результатов были выявлены нормативные показатели выбора стратегий супружеского и диадического копинга для русскоязычных респондентов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые на основе интеграции концепций стресс-копинга, семейного системного подхода и субъектного подхода к совладающему поведению предложена концепция психологии семейного совладания. В рамках концепции через призму семейного совладающего поведения разработано представление об организации семьи, ее изменениях и развитии. Сформулировано понятие семейного совладания как одного из механизмов защитной активности семьи, описаны его разновидности и значение для непосредственного процесса разрешения трудных ситуаций в семье, его влияние на качество семейных отношений. Содержащиеся в диссертационной работе теоретические обобщения современных зарубежных концепций и перспективных подходов в исследовании стресса и копинга способствуют дальнейшему научному развитию концепции психологии семейного совладания. Заявленный подход, реализованный в теоретическом и эмпирическом исследовании, расширяет представления о развитии и изменении семьи через становление ее активного стремления поддержания, сохранения собственной целостности, которая обеспечивается разными факторами.

Построена модель развития семейной устойчивости, включающей осуществление совладания с ситуацией и восстановление функциональности семьи. Выделены и описаны факторы восстановления, участвующие в возвращении семьи к функциональному состоянию в кризисной ситуации. Результаты исследования углубляют и расширяют представления о развитии копинг-поведения в онтогенезе; обогащают знания о влиянии индивидуальных и семейных факторов на копинг-поведение детей.

Практическая значимость исследования. Предложенная структура семейной целостности используется для анализа и оценки семьи при психодиагностическом обследовании. Полученные в настоящей работе результаты дают возможность их использования в концептуализации семейных интеракций.

Данные, полученные в настоящем исследовании, имеют значение в психологической и клинической практике для разработки плана психокоррекционного и психотерапевтического вмешательства, консультирования семей с разным уровнем функционирования (от оптимального до глубоко дисфункционального), совладающих / несовладающих с трудностями семей. Материалы работы стали основой при создании программ психологической поддержки и помощи семьям в ситуациях существенных изменений в переходные фазы семейного развития, а также испытывающих на себе влияние постоянно повторяющихся тяжелых испытаний (наличие необратимого нарушения у одного из членов семьи).

Разработанный и апробированный автором комплекс психодиагностических методов представляет ценность для исследователей, давая возможность включить их в набор психодиагностического и системного инструментария для работы с семьями, переживающими изменения в цикле жизненного развития или воздействие «пролонгированного характера стресса».

Результаты исследования представляют интерес для психологической практики, социально-педагогической работы, широко используются при создании учебных курсов и практикумов для студентов психологических и социально-педагогических специальностей, повышении квалификации специалистов образования, социальной защиты и здравоохранения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Разработана концепция психологии семейного совладания, раскрывающая структуру и динамику совладающего поведения в системе семьи. С позиции психологии совладающего поведения выявлены механизмы, обеспечивающие целостность семейной системы.

2. Целостность семьи включает как вертикальные связи метасистемы (нуклеарную систему и прасистемы) – трансгенерационный (межпоколенная связь в семье) компонент, так и горизонтальный структурный компонент (ролевая структура семьи, сплоченность, гибкость). Она характеризует развитие семейной системы: динамический (этап жизненного цикла семьи, повседневное функционирование) и пространственный (отношения близости иерархии, межпоколенные границы, границы с социальным окружением) компоненты.

3. Динамика структурно-функциональных и ролевых параметров семейной системы соответствует задачам совладания на каждом из этапов существования семьи.

4. Семейное совладание отличается динамическим порядком выбора стилей / стратегий совладания (от индивидуального стиля к совместным копинговым усилиям партнеров), характеризуется изменчивостью, способностью развиваться и достигать зрелых способов совладания по мере семейного развития.

5. Устойчивость семьи включает динамическое взаимодействие регуляции семейного функционирования и факторов восстановления, направленных на поддержание и сохранение относительно стабильного внутреннего равновесия в семье в неблагоприятной ситуации. Тип семьи выступает показателем развития семейной устойчивости и характеризует способность семьи восстанавливаться после перенесенной трудности.

6. В ситуации пролонгированного характера стресса в семье возможно проявление несовладания , что приводит к нарушению семейной целостности.

7. На формирование копинг-поведения ребенка воздействует система факторов, включающая качество привязанности ребенка к родителю, систему личностных отношений ребенка, характер детско-родительских отношений, модель совладающего поведения родителей (выявлена разная чувствительность к влиянию стилей совладания матери и отца), семейный контекст.

8. Совладающее поведение группового субъекта (семьи) характеризуется следующими критериями: динамический порядок выбора стилей совладания; общность – направленность копинг-поведения в семье на совместное разрешение трудностей; взаимодействие – объединение копинг-усилий членов семьи для достижения общего результата; согласованность в выборе копинг-усилий членами семьи; значимость копинг-усилий каждого партнера для благополучия другого партнера и их отношений; связанность с социальным контекстом семейной системы.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической проработанностью проблемы; использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам исследования; применением апробированных методик; репрезентативностью выборки (n = 1453 в эмпирическом исследовании, n = 608 при адаптации методик); сочетанием качественного и количественного анализа полученных эмпирических данных, статистической обработкой данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и защищаемые положения работы регулярно обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры социальной психологии, специальной педагогики и психологии Костромского государственного университета (2002 – 2010). Результаты исследования докладывались автором на заседании лаборатории психологии развития Института психологии РАН (2007), методологическом семинаре кафедры детской психиатрии, психотерапии и клинической психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (2009).

Результаты исследования обсуждались на международных (Москва, 2001, 2005, 2007; Вологда, 2002, 2006; Волгоград, 2007; Кострома, 2002, 2003, 2004, 2005, 2007, 2009; Рязань, 2011); всероссийских (Москва, 2004, 2006, 2007, 2008, 2009; Санкт-Петербург 2000, 2002, 2003; Ростов-на-Дону, 2003; Томск, 2004; Волгоград, 2004; Казань, 2005; Кострома, 2005; Бийск, 2007; Коломна, 2008), межрегиональных (Ярославль, 2002, 2005, 2006; Кострома, 2002), региональных (Кострома, 2008, 2010, 2011) научных и научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах. Они были представлены на III и IV Всероссийском съезде РПО (Санкт-Петербург, 2003; Ростов-на-Дону, 2007), конференции «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург, 2002, 2005, 2006, 2007), II, III и IV Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» (Москва, 2005, 2007, 2009), двух научных конференциях «Психология совладающего поведения» (Кострома, 2007, 2010).

Диссертационное исследование выполнялось в рамках научных исследовательских проектов, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом – РГНФ (№№ 05-06-06513а, 09-06-00453а, 09-06-54401а/Ц).

Основные идеи получили свою реализацию: в международных проектах Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Агентства по международным связям Швеции (SIDA) «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьей и детьми, фаза распространения опыта на 2005-2009 гг.»; Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Европейского Союза «Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации» (2007 – 2009) – пилотный проект «Обеспечение территориальной доступности комплексной реабилитации детей с физическими нарушениями в возрасте от 2 до 18 лет в Костромской области»; в региональном совместном проекте «Подари ребенку семью» (2008 – 2011) администрации Костромской области, Благотворительных фондов ЦФО и «Добросердие».

Результаты и выводы исследования применяются при чтении учебных курсов «Психология семьи», «Особенности совладания с трудностями детско-родительского взаимодействия в семье», «Технологии психологической помощи семье и ребенку раннего возраста», «Социально-психологическое сопровождение семьи и родительства», «Психолого-педагогическая работа с семьей: содержание и организация».

Материалы диссертации отражены в 82 публикациях по теме исследования, общим объемом 84,91 печ. л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух частей, восьми глав, заключения, выводов, списка литературы (405 источников, из них 153 – на иностранных языках) и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении содержится: актуальность, объект, предмет, цель, задачи и гипотезы диссертационной работы; дана характеристика обследованных групп, раскрыты теоретико-методологические основания диссертационного исследования, показаны научная новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая часть работы посвящена рассмотрению теоретико-методологических подходов к пониманию и исследованию закономерностей защитной психологической активности в системе семьи. В первой главе «Теоретико-методологические основания системной организации семьи» раскрываются методологические принципы, структура и способы организации семьи как системы. Развитие системного подхода основывается на традициях, уходящих своими корнями в античную философию. Проникновение понятия «система» в различные области конкретно-научного знания (химия, биология, физиология, математика) послужило разработке обобщенного анализа системной проблематики (общая теория систем, Л. фон Берталанфи). Специфика системного познания позволила рассматривать любую группу людей как систему, «в которой каждый реагирует таким образом, чтобы поддержать гомеостаз» (D. Jackson, 1957). В свете такого видения семья как системаэто социальная система, т. е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия. Это единое образование, обладающее определенной структурой (организацией), адаптивными моделями взаимодействия в актуальном и историческом планах.

Наиболее распространенной и универсальной схемой для рассмотрения организации и функционирования человеческих объединений является «семейный системный подход» (S. Kratochvil, 1985), рассматривающий семью как систему. В рамках «семейного системного подхода»: зарождаются теория коммуникации Г. Бейтсона (1951 – 1956 / 2000), теория семейных систем М. Боуэна (1963 – 1967/ 2008), структурная теория семьи С. Минухина (1968 – 1969 / 1998) и др.; появляются термины и понятия для описания семейной системы (подсистема, граница, правила, открытая и закрытая семейная система); вводятся принципы функционирования семейной системы (закон гомеостаза и развития); развиваются разнообразные направления системного подхода в психологии и психотерапии семьи (структурная, стратегическая, системно-конструктивистская, межпоколенческая, семейная терапия, основанная на опыте и др.).

Семейная система описывается в исследованиях разной направленности (философия, социология, социальная и возрастная психология, психология развития и клиническая психология) с использованием таких характеристик как: характер отношений и эмоциональных связей в семье, ролевая структура, особенности межличностной коммуникации, способы разрешения конфликтов, сплоченность и субъективная удовлетворенность браком, история семьи и межпоколенная трансгенерация.

Анализ системных моделей функционирования семьи (модель эффективной гармоничной семьи (F. Walsh, 1996); семейный подход (N. Epstein, 1978, 2003); циркулярная модель семейных систем (D. Olson, 1986, 2000); системная модель семейного функционирования (W. Beavers, 1977, 2000), циклическая модель (В. Сатир 1992), структурно-функциональная схема семьи (Е.А. Личко 1979), четырех-аспектная модель семейной системы (А.Б. Холмогорова 1999, 2006), схема-анализ функционирования семьи (Л.В. Смыкало, 2008)) показал, что акцент в моделях делается на взаимодействии структурных параметров и особенностях семейной организации. В этой связи существенно, что семейное функционирование в представленных моделях рассматривается с точки зрения способности семьи реагировать на изменения (так, модель Д. Олсона описывает семейную гибкость, модель У. Биверса анализирует компетентность семьи). Однако, концептуальные модели семьи не дают четкой картины ее внутренней организации (в каждой из моделей отражена какая-либо конкретная область функционирования) и механизмов ее обеспечивающих. Модель, согласно авторской позиции, должна быть направлена на раскрытие семейной целостности как сложного многомерного качества семьи, проявляющегося в разных областях ее жизнедеятельности, и механизмов ее регулирующих. Именно механизмы защиты и регуляции выступят стержневым основанием для рассмотрения организации и динамики семейной целостности, выделения условий ее сохранения / разрушения.

Вторая глава диссертации «Исследование совладающего поведения в современной психологической науке» представляет собой всесторонний анализ основных представлений о стресс-факторах, кризисах, совладающем (копинг) поведении и устойчивости.

Психология совладающего поведения – это самостоятельное, перспективное и интенсивно развивающееся направление психологического знания. Оно вышло за пределы физиологических и клинических исследований, рассматривая поведение человека в самых разных ситуациях – от повседневных сложностей до социальных катастроф. Развитие направления связано с появлением новых течений в изучении совладающего поведения (S. Folkman, J. Moskowitz, 2004; R. Lazarus, 2006; S. Folkman, 2008): эмоциональный подход к копингу; смысло-ориентированный копинг и роль позитивных эмоций в совладании; коллективный копинг; религиозный копинг и др.

В отечественной психологии проблема совладания раскрывается с использованием методологического принципа субъекта (Т.Л. Крюкова, 2004, 2005). С позиций данного подхода субъект любого уровня и качества обладает способностью к активной, сознательной, целенаправленной, оптимальной и свободной организации своей жизни, ее событий и этапов. В соответствии с современными представлениями о стресс-копинг процессе (R. Lazarus, 1999; Л.И. Анцыферова, 1994; И.Р. Абитов, 2007; Е.А. Сергиенко, 2008, 2010) психологическая защита и копинг-стратегии рассматриваются с позиции их общего участия в осуществлении адаптивного поведения, при этом ведущая роль отводится – выбору и реализации сознательных стратегий совладания.

Рассмотрение совладающего поведения как коллективного феномена (communal coping) – новое направление в отечественной психологической науке. Групповые феномены, выполняющие защитную функцию и направленные на сохранение стабильности групповых отношений, по данным исследователей (I.L. Janis 1982; Ю.Б. Захарова, 1991; А.И. Пригожин, 1995; В.А. Штроо 2001, 2007), присущи устойчивым замкнутым группам (которыми выступают и организации, и семья). Групповые защитные психологические механизмы рассматриваются в работе как система процессов и механизмов, направленных на сохранение психологической целостности семьи как коллективного субъекта (поддержание позитивного субъективного состояния, соответствующего целостности).

Большинство исследований, связанных с изучением совладающего поведения как группового (совместного) поведения супругов, проводилось зарубежными психологами. Анализ публикаций на английском языке позволил выделить три подхода к пониманию коллективного копинга в семье как системе. Первый подход, развивается в рамках модели многоосевого копинга С. Хобфолла (1997), фиксируется на осознании влияния социального окружения на копинг-поведение человека. Второй подход, объединяющий исследования копинга семейных пар (J. Coyne, 1991; T. O’Brien, 1997), концентрируется на выборе специфических стратегий совладания партнерами по браку в зависимости от уровня стресса и их согласованности, факторах определяющих выбор стратегий совладания в паре супругов. Третий подход, базирующийся на концепциях диадического копинга (K. Pakenham, 1998; T. Revenson, 1994; G. Bodenmann, 2000, 2005), акцентирует свое внимание на диадическом (системном) процессе стресса и копинга, описании видов диадического копинга, изучении его влияния на взаимоотношения в брачных парах и разработке методического инструментария для его изучения.

Семья, как естественный психологический и социальный организм, сталкивается с трудностями (нормативного и ненормативного характера), которые угрожают ее жизнедеятельности и ведут к нарушениям в ней. Классическая модель семейного кризиса АВСХ (R. Hill, 1949, 1958) описывает стрессогенное событие (фактор А), ресурсы семьи (фактор В), оценку семьей стресса (фактор С) и исход процесса преодоления семьей стресса (фактор Х). Семьи с позитивными отношениями, имеющие социальную поддержку, оптимистично настроенные и способные оценить ситуацию положительно, создают условия для успешного преодоления трудного периода. И наоборот, изоляция и конфликтность семьи в сочетании с восприятием стрессового события как трагедии, катастрофы создают предпосылки для кризиса и семейных нарушений. Семейное нарушение выступает сложным образованием, включающим факторы, его обусловливающие (трудность, с которой столкнулась семья), неблагоприятные последствия для семьи и ее реакцию (Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Любая ситуация, грозящая семье нарушениями, требует соответствующего реагирования со стороны семьи, а значит и совладания с ней, и не только с использованием индивидуальных копинг-усилий ее членов, но и объединенных копинг-усилий нескольких членов семьи.

В последнее десятилетие интерес исследователей концентрируется на изучении процесса развития семьей устойчивости. В основном устойчивость в контексте психологии личности понимается как «жизнеспособность», что предполагает невосприимчивость к вредным воздействиям (А.И. Лактионова, А.В. Махнач, 2008). Лонгитюдное исследование устойчивости у детей Э. Вернер, Р. Смит (о. Кауаи, Гавайи) раскрыло влияние на судьбу человека окружающей среды (в частности, близких взаимоотношений с друзьями, тренерами, учителями).

Неодинаковая устойчивость семей к сложностям жизни в теориях семьи и концепции стресса и копинга имеет разные объяснения: зависит от эффективности семейных механизмов интеграции семьи (Э.Г. Эйдемиллер, 1999); объясняется наличием факторов, определяющих семейную способность адаптироваться (H. McCubbin, M. A. McCubbin, A. I. Thompson, 1996, 1997); выступает как действие семейных стабилизаторов системы семьи (А.Я. Варга, 2001); зависит от особенностей системы взглядов в семье, организационных особенностей и коммуникативных процессов (F. Walsh, 1996, 2003). Устойчивость выступает как процесс адаптации, применяемый семьями для приспособления к стрессовым ситуациям. Она имеет основу в отношениях между членами семьи, которые характеризуются как единение, проявляемое в отношениях, и общностью ценностей в семье. Устойчивость – это свойство (или движущая сила), вызывающее изменения в функционировании семьи в соответствии с системой семейных способностей (включающих, коммуникацию, семейную гибкость и выносливость, позитивные жизненные перспективы и др.) в ситуации воздействия на семью внутренней или внешней угрозы. Устойчивость является характеристикой семейной целостности. Способность уменьшить стресс выступает результатом семейной устойчивости, которая с авторской позиции рассматривается как адаптивная сила семьи. Рассмотрение устойчивости семьи связано с исследованием групповых феноменов, в частности, семейного совладания, выполняющего защитную функцию, сохраняющего стабильность отношений и структуры, что дает возможность последующего рассмотрения механизма семейного совладания.

В третьей главе «Концепция семейного совладания», излагаются теоретические представления автора о содержании, структуре, уровнях связанности и результате семейной целостности, факторах поддерживающих или нарушающих ее, механизмах защитной психологической активности.

Анализ распространенных в психологии и психотерапии семьи взглядов на семейную систему позволил установить, что в разные периоды развития теоретических основ семейной психологии и практики внимание исследователей сосредотачивается на тех или иных аспектах семейной целостности, то структуры (К. Витакер, С. Минухин), то прошлого семьи (М. Боуэн, Джеймс Л. Фрамо), то системы коммуникаций (П. Вацлавик).

Автор, на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, собственных эмпирических исследований, объединил ранее разрозненные составляющие семейной системы: трансгенерационную, структурную, динамическую и пространственную (рис. 1). Трангенерационный компонент целостности отображает вертикальную связь в модели, демонстрируя «семейное наследование» в семье. Структурный компонент целостности сосредотачивает внимание на внутренних характеристиках семейной системы – структурно-функциональных, ролевых, коммуникативных, регуляторных и др., представляя горизонтальную связь. Динамический компонент подразумевает развитие и функционирование семейной системы под действием внутренних и внешних условий жизнедеятельности, описывая систему, изменяющуюся во времени. Пространственный аспект семейной целостности раскрывает отношения близости, иерархии и границы на уровне семьи как целого, так и ее подструктур.

Каждый из компонентов имеет разный вес в общем строении целостности и разную степень связанности, что отражает организацию компонентов семейной целостности. Результатом семейной целостности является достижение состояния «динамического равновесия», понимаемого как относительно устойчивого, адаптивного и функционального состояния системы, необходимого для ее жизнедеятельности. «Динамическое равновесие» достигается благодаря существующей между компонентами целостности организационной взаимозависимости, представляющей собой избирательный процесс: когда тот или иной компонент вносит определенный вклад в достижение целостности с учетом цикла развития или жизненной ситуации.

Рис. 1. Схема действия защитной психологической активности

в ситуации угрозы нарушения семейной целостности
Выделение структуры семейной целостности, упорядоченности и связанности ее компонентов подразумевает и существование защитной активности семьи. Угроза для целостности семьи порождает ее защитную активность.

Защитная психологическая активность семьи, согласно авторской позиции, означает систему процессов и механизмов, направленных на поддержание и восстановление семейной системы при нарушении ее целостности, стабильности. Совладающее поведение как осознанная организация по преодолению трудностей выступает ведущим механизмом в защитной психологической активности семьи. Семейное совладание определяется как выбор стратегий более чем одного члена семьи в ответ на переживаемое внутреннее напряжение одного или нескольких членов семьи либо семейную дисфункциональность, способствующих сохранению, восстановлению и/или контролю семейной целостности и последующему развитию семейных отношений. Описаны три основные задачи семейного совладания: снижение стресса у каждого из партнеров (члена семьи); улучшение качества взаимоотношений в подсистемах семьи; сохранение семьи как целого. Использование данного конструкта, подчеркивает динамический аспект совладания семьи с трудностями, а именно, рассмотрение отдельно взятого стрессора в контексте общей жизнедеятельности семьи и участие других людей (членов семьи) в осуществлении преодоления трудной ситуации.

Поскольку в работе заявлено о динамическом порядке выбора стилей совладания – при невозможности индивидуально совладать с трудностями используются совместные копинг-усилия, планируется раскрыть многообразие существующих форм совладающего поведения в семейной системе. Будут выделены три формы совладающего поведения, используемые в ситуациях стресса в близких отношениях: индивидуальный, диадический и семейный копинг.

Совладающее поведение порождается элементами семейной системы, т. е. ее составляющих. Поэтому, его можно рассматривать как механизм поддержания или неподдержания, или порождения целостности.

Теоретические положения концепции психологии семейного совладания верифицированы в эмпирических исследованиях автора, что отражено во второй части диссертации.

Вторая часть диссертации «Эмпирические исследование системной организации семьи», состоящая из четырех глав, начинается описанием методов, использованных в работе, а также представлены результаты адаптации методик диагностики супружеского и диадического копинга (
  1   2   3



Скачать файл (474.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации