Выпускная квалификационная работа - Воспитание ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях познавательного цикла
скачать (133.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx | 134kb. | 01.01.2013 11:00 | ![]() |
- Смотрите также:
- Выявление и предупреждение предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста [ документ ]
- Выпускная квалификационная работа - Коррекция проявлений гиперактивности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений [ дипломная работа ]
- Выпускная квалификационная работа [ документ ]
- Воспитание детей дошкольного возраста в трудовой деятельности [ лабораторная работа ]
- Тема проекта «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования» Заведующий Халявина Нина Григорьевна Участники педагоги до [ документ ]
- Дипломная работа - Воспитание начал экологической культуры детей дошкольного возраста [ дипломная работа ]
- Выпускная квалификационная работа. Формирование навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно [ дипломная работа ]
- Выпускная квалификационная работа - Развитие познавательного интереса к математике в процессе внеклассной работы [ дипломная работа ]
- Аппликация из бумаги как средство развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста с ОНР [ документ ]
- Выпускная квалификационная работа бакалавра - Безработица в России [ дипломная работа ]
- Выпускная квалификационная работа бакалавра - Безработица и занятость в России [ дипломная работа ]
- Выпускная квалификационная работа бакалавра - Антиинфляционная политика в России [ дипломная работа ]
n1.docx


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
тема: «Воспитание ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях»
Березина Валерия Алексеевна
Специальность 050704 – Дошкольное образование
Курс 4 группа А
Форма обучения: очная
Научный руководитель:
Чумакова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук
Тула, 2011.
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста на занятиях.
.Особенности формирования ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста
. Направления работы и средства формирования ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.
. Педагогические условия организации занятий по ознакомлению с окружающим миром при формировании ценностного отношения к вещам.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях.
2.1. Изучение сформированности ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста
2.2. Формирование ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях.
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Заключение
Список используемой литературы
Примечание
Введение
Смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, что, в свою очередь, означает максимально возможную пользу, которую он может принести самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, человеческой реализации в целом; принести на основе своих индивидуальных особенностей, знаний, умений, навыков, мировоззренческих приоритетов, определяющих масштаб личности, ее реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.
Ценности социальные – более или менее общепринятые поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, ведущих к этим целям.[1]
По определению, предложенному в словаре по педагогике Коджаспирова, Г.М. «Отношения – целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности»[1].Процесс формирования отношений личности с окружающим миром берет свое начало в самоопределении личности в социальном мире, а значит, может быть регулируемым со стороны взрослых.
Задача формирования ценностного отношения к окружающему миру является одной из наиболее значимых в воспитании ребенка дошкольного возраста. («Федеральные государственные требования к примерной общеобразовательной программе дошкольного воспитания»2010г.) Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения, осуществляемых в ходе повседневных нравственных отношений: формирование нравственного сознания, развитие способностей нравственного мышления и ответственного выбора.
Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. По утверждению С.А.Козловой становление ценностного отношения к окружающему, овладение нравственными качествами проходит поэтапно[18].
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им – это является когнитивным компонентом формирования отношений.
Не менее важная роль в формировании отношений отводится эмоциональным и деятельностным составляющим. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить прочность формируемого качества.
Выделение ряда компонентов в становлении ценностного отношения позволяет подобрать необходимые и эффективные средства и методы педагогического воздействия, которые объединяются в несколько групп, каждая из которых имеет свою направленность, что позволяет конкретизировать педагогическое воздействие на процесс становления ценностных отношений.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решение задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М. Виноградова, В.А. Елисеева, Г.Н. Пантелеев. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств. [40]
Собственная детская деятельность имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но прежде всего она необходимапри воспитании практики нравственного поведения. При этом особое место в этой группе средств отводится общению (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.к. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств, источником возникновения познавательных интересов дошкольника (Н.Н. Поддьяков).[9]
Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.Классификация, предложенная В.И. Логиновой, выстроена на основаниина активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в 3 группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания). Применение различных методов на занятиях, направленных в первую очередь, на формирование собственной познавательной деятельности дошкольников, позволяет добиваться эффективного результата в возникновении ценностного отношения к окружающему.
Упорядочение и конкретизация содержания занятия и подбор наиболее эффективных средств и методов формирования ценностного отношения к предметному миру является проблемой данного исследования.
Объект: нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия использования занятий по ознакомлению с окружающим для ценностного отношения к предметному миру у детей дошкольного возраста.
Цель: теоретически доказать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность организации занятий по ознакомлению с окружающим для формирования ценностного отношения к предметному миру у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу с целью определения способностей формирования ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста и выявить наиболее эффективные условия организации занятий по ознакомлению с окружающим.
Подобрать диагностический инструментарий для изучения сформированности ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста.
Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Выявить динамику в формировании ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей дошкольного возраста на занятиях.
Методы исследования:
Теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы.
Педагогический эксперимент.
Метод математической обработки результатов исследования.
База опытно-экспериментальной работы – МДОУ №123 г.Тулы, средняя группа.
Глава I. Теоретические основы формирования ценностного отношения к предметам окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста на занятиях
1.1. Особенности формирования ценностного отношения к предметному миру у детей среднего дошкольного возраста
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.
Скачать файл (133.1 kb.)