Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Опыт работы по формированию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста - файл n1.docx


Реферат - Опыт работы по формированию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста
скачать (32 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx33kb.01.01.2013 11:00скачать


n1.docx




Опыт работы по теме:


«Формирование зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Воспитателя:

Химочкиной Ларисы Павловны

МДОУ Детский сад комбинированного

вида№7 «Ивушка»

г. Минеральные Воды

2011-2012гг

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является формирование мелкой моторики, зрительной координации и пространственных отношений. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и является - одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, зрительной координации умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В результате теоретического анализа пришла к выводу, что развитие у детей зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков письма, крайне необходимых для успешного обучения в школе. Поэтому она должна начаться, задолго до поступления в школу.

Развитие мелкой моторики и двигательной координации дошкольников обеспечивается в процессе выполнения разнообразных видов ручной деятельности: рисования, аппликации, лепки, выкладывания узоров из мозаики, конструирования из некрупных деталей. В младшем возрасте результат достигается с помощью различных игр с пирамидками, вкладышами, мозаикой, конструктором, и т.д., в старшем дошкольном возрасте этому способствуют занятия рукоделием: шитьём, вышиванием, вязанием, макраме.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, считаю необходимым проводить с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с психологом, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, я решила создать свою программу дополнительного образования по развитию зрительно-моторной координации в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, применяя современные развивающие технологии.

Отбор развивающих задач осуществлялся мною исходя из современных требований к обучению дошкольников: придания обучению развивающего характера, обеспечения максимальной активности детей в процессе познания, интеграционного подхода к содержанию и приемам организации педагогического процесса, роли педагога; конструирования педагогического процесса в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.

Актуальность программы и ее новизна направлены на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста зрительно-моторной координации в совместной деятельности и подчинены основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка.

Это, в свою очередь, обеспечило активизацию мотивационных и волевых процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоятельной и осознанной учебной деятельности.
Цель: повысить уровень интеллектуальной готовности детей к школе через организацию углубленной работы по формированию пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук.

Задачи:

  • Развивать способность узнавать предметы, сравнивать изображения реальных предметов по размеру, величине, цвету, форме, пространственному расположению, в нахождении сходств и отличий.

  • Различать контурные изображения предметов.

  • Выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров.

  • Формировать коммуникативные навыки.

  • Формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.

  • Развивать звуковую сторону речи, формировать грамматический строй, связную речь.


Для достижения поставленной цели использовала следующие средства и методы:
• Организация воспитательно-развивающей среды на основе структуры и системы дидактических принципов «Школа 2100...», «Детский сад 2100..»

• Подведение детей к использованию алгоритмов как средств решения познавательных задач.

• Создание информационной среды различными средствами (беседы, игры, демонстрации, конкретные ситуации и т.д.).

• Применение проектной технологии (планирование деятельности по решению практических задач, реализация проектов).

• Использование элементарного экспериментирования для развития мышления (анализ конкретных ситуаций, умение делать и формулировать простейшие выводы и т.д.).
Свою работу начала с изучения соответствующей литературы, журналов «Дошкольное воспитание», статей по развитию мелкой моторики, часть из которых нашла в интернете, (список используемой литературы прилагается).

Далее перешла к анализу диагностики представленной педагогом – психологом, по результатам которой убедилась в недостаточном развитии у детей пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. При списочном составе в младшей группе двадцать два ребёнка, пятнадцать из них имели низкий уровень развития - дети не знали основные цвета, в игре с пирамидкой не соотносили кольца по размеру, не согласовывали движении пальчиков с текстом, практически отсутствовали навыки самообслуживания и т.д. Трое имели средне-низкий уровень, и только четверо детей со средним уровнем владели необходимой базой знаний и умений, слышали речь педагога, самостоятельно выполняли задания. Большая часть детей были не усидчивы, не могли сосредоточиться на выполнении одного задания, невнимательны, со слабо развитой моторикой, речью.

Исходя из выше изложенного, пришла к тому, что в данной группе целесообразно применение программы по развитию зрительно-моторной координации. Программа составлена на основе технологии О.Б. Иншаковой. В программу вошли более интересные, эффективные методы и приёмы обучения, способствовавшие созданию интереса у детей к совместной деятельности с первых минут и удерживающих этот интерес на всем их протяжении. В процессе работы я придерживалась основ методики развития мелкой моторики, в тоже время дополнила её с учетом особенностей организации деятельности дошкольников, и особенностей развития детей моей группы.
Выделила основные этапы работы:


  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

  • Развитие ручной умелости.

  • Формирование пространственных отношений .

  • Развитие психических процессов: памяти (различных видов),

внимания, воображения, мышления.

  • Развитие умственной активности, сообразительности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.



Для того, чтобы привлечь детей к играм и упражнениям, для достижения намеченной цели и задач, я приобрела и изготовила массу интересных игр и пособий, которые были подобраны не только в соответствии с возрастными требованиями, но и с требованиями СанПин.

Учитывая возрастные особенности детей, я сочла, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и подгрупповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня.

На практике эти задачи реализовывались мною через совместную деятельность с детьми в кружке «Капитошка – следопыт». В рамках кружковых занятий дети не ограничены в возможности выбора заданий по своему выбору, определении способов достижения результата, высказывании своего мнения. Использование различных методов и приемов способствовали формированию психических и познавательных процессов. Занятия кружка не носили форму "изучения и обучения". Дети осваивали развивающие приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творческой деятельности. Совместная деятельность превращалась в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного материала: дидактического, изобразительного, конструктивного, бросового и т.д.

Этой деятельности отводилась роль источника фантазии, творчества, самостоятельности, особенно интересны были детям упражнения с сыпучими крупами, где они их пересыпали разными мерными ложками в разные по размеру и форме ёмкости. При этом детям нужно было выслушать задание, найти определенный предмет, ёмкость, крупу и выполнить указанное задание. Вначале было трудно, пальчики не слушались, крупа рассыпалась, но со временем накапливая опыт, движения детских пальчиков становились увереннее, появилось желание выполнить задание не только быстро, но и качественно.

Так же с удовольствием дети перебирали бобы (разноцветную фасоль, горох, кукурузу), что, несомненно, сказалось на развитии мелкой и зрительной моторики. Очень трудно в начале пути детям давались упражнения на выделение контуров предметов наложенных друг на друга, но такой приём как, выделение контура предмета в цвете оказался очень эффективным, (для этого я внесла коррективы в программу), и постепенно в процессе усложнения и прибавления количества изображений мы перешли только на черный контур и с этим заданием уже справляется 70% детей.

Установлено, что при включении приёмов развития мелкой моторики кисти в содержание и технологию обучения грамоте, чтения, математики и, особенно, такой деятельности как труд и физическая культура, закономерно отмечается значительное улучшение успеваемости детей и развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления). Особенно значительны положительные сдвиги у детей, изначально наиболее отстающих в развитии.

Так, своим пятилетним воспитанникам я предлагала упражнения на выполнение горизонтальных и вертикальных штрихов. Вначале контроль над ограничением длины штриха отсутствовал, но со временем появился навык самоконтроля, линии становились более ровными, четкими, при этом у детей появился интерес к написанию букв. Далее, я познакомила детей с клеткой, эта деятельность детям очень нравилась, они с удовольствием выполняли графические диктанты, копировали рисунки, срисовывали фигуры, соблюдая их размер, пропорции.

Фактически в этом возрасте детям доступны любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствовали движения, тренировали зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму. Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма.

Таким образом, в результате проведенной работы дети научились ориентироваться в пространстве, а так же на листе бумаги. Правильно осуществлять графическую деятельность, соблюдая нужное направление и самостоятельно исправлять допущенные графические ошибки, различать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения предметов и наложенные друг на друга, выделять контур заданного предмета из нескольких наложенных контуров, что отражено в диагностических диаграммах. Уровень развития зрительно-моторной координации детей составил:

2008 г- 2009г - с 1,4 б до 2б (2 младшая группа)

2009 г - 2010г - с 1,6 б до 2,3 б (средняя группа)

2010 г - 2011г - с 1,9 б до 2,5 б (старшая группа)

Из выше изложенного можно сделать вывод – работа по данной проблеме была результативной и эффективной, подбор и адаптация к данной группе инновационных технологий, является достаточным и оптимальным. Опыт работы по развитию зрительно-моторной координации дошкольников, по данной программе и адаптированный технологии, может быть использован в работе дошкольных учреждений для формирования интеллектуальной готовности воспитанников к школе.


Используемая литература:

  1. «Графические диктанты» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2006 г.

  2. «Задачки в клеточках» К. В. Шевелев. Издательство «Ювента» 2004 г

  3. «Игры для организации пианистических движений» И. Сафарова. Екатеринбург 1994 г.

  4. «Играем пальчиками и развиваем речь». Цвынтарный В.В.– С–П, 2002.   

  5. «Подготовка дошкольников к обучению письму» С. О. Филиппова.

  6. «Пальчиковая гимнастика». Узорова О.В., Нефедова Е.А.. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  7. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2х частях». О. Б. Иншакова. Издательство Владос, 2003 г.

  8. «Радость познания» Н. Потапова.

  9. «Развиваем сенсорику и мелкую моторику». Кигпичникова Н.. – Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2001.  

  10. «Развивающие игры для дошкольников и младших школьников». Гаврина С.Е., Кутявина Н.И., Топоркова И.Г.. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  11. «Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. Афонькин С.Ю.. Рузина М.С.. – СПб., 1997.

  12. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 3+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.

  13. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 4+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.

  14. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 5+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.

  15. «Тренируем пальчики, развиваем речь!» - 6+. О. И. Крупенчук, Литера Санкт- Петербург 2009 г.

  16. «Умные пальчики» Е. Синицына. Издательство «Лист» Москва 1999 г.

  17. «Учимся писать» Н. В. Новоторцева

  18. «Штриховка» часть 1, 2 В. Саченко., Москва, 2008 г.



Скачать файл (32 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации