Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Психологический портрет студента - файл n1.docx


Загрузка...
Контрольная работа - Психологический портрет студента
скачать (66.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx67kb.01.01.2013 11:23скачать

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Содержание:


Введение 1

1.Психологический портрет личности 2

1.1Темперамент 4

1.2 Характер 6


1.3 Способности 9

1.4Програмирующие свойства личности
10

2.Теоретические основы изучения личности. 13

2.1 Теории темперамента 13

2.2 Теории характера 16

2.3 Теории личности. 18

3.Методы исследования личности 20

4. Исследование свойств личности студентки Тарасовой Е.В. 22

5. Заключение 26

Список литературы 27

Введение


Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало относится к самому актеру и его роли. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется на протяжении всей жизни человека в обществе. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и так далее. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Цель исследования: Составить психологическую характеристику личности студента на основе результатов исследования способностей, характера и темперамента личности.

Предмет исследования: психологические свойства личности студента заочного отделения.

Объект исследования: Тарасова Елена Владимировна

Пол: женский

Социальный статус: педагог дошкольного образования

1.Психологический портрет личности



На современном этапе развития общества определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов.Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку невыгодно.
Люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей:

- с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке;

- с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями;
- с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре.

Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.

Академик Б.Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Б.Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

1.темперамент;
2.характер;
3.способности;
4.направленность;
5.интеллектуальность;
6.эмоциональность;
7.волевые качества;
8. умение общаться;
9. самооценка;
10. уровень самоконтроля;
11. способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. 
Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

1.1Темперамент




Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней:

холерический, происходит от слова "желчь", сангвинический — от слова "кровь", флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.
В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.
Типы темпераментов:



1.
Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);
2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);
3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;
4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.
К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность. И минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.


2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело

4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

1.2 Характер



Характер (греч. — "чеканка", "отпечаток") есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

- к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

- к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

- к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

- к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).
Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

К. Леонгард выделил следующие типы характера:

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения
окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».


Возбудимый тип
У личностей данного типа так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.
Гипертивный тип

Его характеризует чрезмерная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики и пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от
первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьёзного отношения к своим служебным и семейным обязанностям.
Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.
Циклоидный тип.

Ему свойственны довольно частые смены настроения, в результате чего также часто меняется манера общения с окружающими людми.
Педантичный тип.

Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
Тревожный тип.

Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и ополры.
Эмотивный тип.

Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль.
Экзальтированный тип.

Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часио спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают какактивной, так и пассивной стороной.
Экстравертированный тип.

Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль.

Интровертированный тип.
Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к филосовствованию. Такие люди любят одиночество, вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально-холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям.


1.3 Способности




Способность в психологии рассматривается как особое свойство психоло-гической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точ-ность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности,разрешения ситуаций и т. д.
Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности.

К общим способностям относятся:

- готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

- внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;

- развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности:

- музыкальная

- исследовательская

- преподавательская и др.

1.4Програмирующие свойства личности



Направленность



В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей.

Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этого важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Известный советский психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человекавсему новому.
Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации).

Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания.

Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.
Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают события в

Форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям.

Настроение — длительное эмоциональное состояние. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в
мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д. Вопросы управления стрессами рассматриваются в специальной литературе.
Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении.

Умение общаться
Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.
Наиболее очевидной функцией общения является передача сведений, содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Средства общения:

- вербальные (речь в разных формах)

- невербальные (пантомимика, мимика, жесты и др.).
Виды общения:

- общение двоих (диалог)

- общение в малой группе

- в большой группе

- анонимное общение

- межгрупповое общение

Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.
Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть:

- заниженная

- завышенная

- адекватная (нормальная)

2.Теоретические основы изучения личности.

2.1 Теории темперамента



- гуморальная (Гиппократ, Гален и др.);

- конституциональная (Кречмер, Шелдон и др.);

- нейродинамическая (Павлов И.П.).

1. Гуморальная теория темперамента (humor – жидкостные) связывала состояние организма с соотношением различных жидкостей, в связи, с чем выделялись четыре типа темперамента:

1) сангвинический;

2) холерический;

3) меланхолический;

4) флегматический.

Доминирование одной из жидкости соответствует типу темперамента:
Сангвиник (от греч. Кровь) – характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живностью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен.
Холерик (от греч. Желчь) – характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Х. склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.
Меланхолик (от греч. Черная желчь) – характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. М. отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Флегматик (от греч. Слизь) – характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Ф. трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У Ф. преобладает спокойное, ровное настроение. При неблагоприятных условиях у Ф. может развиться вялость, бледность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий. Сильный, уравновешенный тип темперамента.
2. Конституционная теория темперамента связывает темперамент с типом строения тела.

Кречмер выделял 4 типа конституции:

1) астенический;

2) пикнический;

3) атлетический;

4) диспластический.

Кречмер выделил 3 типа темперамента:

1) шизотимный (у астеников)

Интроверты с развитым вербально – абстрактном мышлением, их эмоциональность резко вольирует от высокой чувствительности до эмоциональной тупости.

2) циклотемический (у пикников)

Настроение колеблется между вялостью и печалью, они душевны, общительны, невербальный интеллект преобладает над вербальным.

3) иксотивный темперамент (у атлетиков)

Доминирование, склонность к риску, энергичность, смелость, сдержанность, агрессивность.

У диспластиков темперамента не выделено.

Шелдон развил теорию Кречмера, выделил 3 типа телосложения, изучив 1000 фотографий студентов мужского пола.

Предположил, что тип телосложения зависит от развитости одного из зародышевых листков.

1. Если наиболее развитым оказывается внутренний зародышевый листок – эндоморфный тип (пикник).

2. Если средний листок – мезоморфный тип. Из него формируется костно-мышечная система человека (атлетик).

3. Если наиболее развитый верхний листок – эктоморфный тип (формируется нервная система) (астеник).
Трем типам телосложения соответствуют следующие типы темперамента:

- Висцеротонический (эндоморфы).
Любовь к комфорту, расслабленность, общительность, потребность в людях, эмоциональная стабильность.

- Соматотонический темперамент (у мезоморфного типа телосложения).

Любовь к физическим нагрузкам, энергичность, доминирует агрессивность, в тяжелую минуту потребность к действию.

- Церебротонический (эктоморфы)– любовь к уединению, эмоциональная сдержанность, непредсказуемость, чувствительность, в тяжелую минуту потребность в одиночестве.
3. Нейродинамические теории темперамента

По мнению И.П. Павлова в основе темперамента лежат общие свойства нервной системы:

- сила нервной системы

- уравновешенность нервной системы

- подвижность (быстрота смены возбуждения-торможения)

Встречается 4 типа темперамента:

сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

меланхолик – слабый тип нервной системы
4.Нейротипическая теория личности Айзенка

Айзенк выделял 3 базовых характеристик личности (темперамента):

экстраверсия – интроверсия;

нейротизмэмоциональная стабильность;

психотизмозначает самостоятельность, независимость.

Заслуга Айзенка в том, что он описал нервные механизмы базовых черт личности.

У экстравертов менее чувствительная ретикулярная формация.

При нейротизме высоко активирована лимбическая система.
5.Теория темперамента Русалова В.М.
(продолжение теорий Павлова, Небылицина и Теплова)

Русалов выделил 4 свойства темперамента:

эргичность (выносливость);

пластичность – легкость переключения с одной программы на другую программу поведения;

скорость (скорость поведения);

эмоциональность, т. е. чувствительность.

Все эти компоненты темперамента биологически и генетически обусловлены.

2.2 Теории характера



По С.Л.Рубинштейну темперамент – это основа характера.

Н.Д. Левитов считал, что характер может входить в конфликт с темпераментом. Свойства темперамента могут компенсироваться свойствами характера.

Э. Фром писал «смешение темперамента и характера чревато серьезными последствиями для этической теории. Предпочтение того или иного темперамента – это дело вкуса, но различие в области характера – это, с этической точки зрения, вопрос огромной важности.
Концепция отношения личности В.Н. Мясищева

Отношение личности – это целостная система избирательно сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Мясищев считал, что отношения личности лежат в основе черт характера.

Характер – это единство отношений личности и способы их осуществления в переживаниях и поступках.

Не каждое отношение личности становится чертой характера.

Виды отношения личности:

отношение к обществу, к общественным идеям;

отношение к людям;

отношение к деятельности, труду;

отношение к самому себе и др.
Трехфакторная теория черт Г. Айзенка

В отличие от Олпорта А. исследовал черты эмпирически.

На основе теории он ставил опросник, результаты ответов на который он подверг технике факторного анализа.

Факторный анализ – это математика - статистическая процедура, позволяющая уменьшить, сгруппировать полученные данные.

Повторное применение факторного анализа позволило А. объединить первичные факторы и обнаружить вторичные (суперфакторы: экстраверсия – интерверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; психотизм)

А. показал связь этих черт с четырьмя типами темперамента Гиппократа.

Меланхолик – интроверт, Холерик – экстраверт – не стабильны;

Сангвиник – экстраверт, Флегматик – интроверт.
Теория черт Р. Кеттела

Для эмпирического изучения структуры личности Кеттелл изучал черты личности в трех видах проявлений:

Наблюдения в реальных жизненных ситуациях (L – данные).

Ответы на вопросники (Q – данные).

Данные экспериментов или объективных тестов (ОТ – данные).

Кеттелл выдвинул гипотезу, что базовые черты личности должны проявляться во всех этих видах проявлений.

Отдельных испытуемых оценивали, наблюдая, опрашивая, и в экспериментах эти данные подвергали факторному анализу. В результате факторизации опросника он получил 16 базовых черт личности, которые легли в основу опросника «16 PF Кеттелла».

Гипотеза Кеттелла не подтвердилась, то есть данные опросника не совпали с данными наблюдения и эксперимента.

2.3 Теории личности.


1.Психоаналитическая теория личности З. Фрейда

Создал первую теорию личности, основанную на эмпирическом изучении ее динамики, то есть ее изменении в ходе психотерапии.

Учение Фрейда – психоанализ. Это и теория личности и метод психотерапии.
Эго (Я)

Ид (оно), является врожденным

Супер-эго (Сверх Я)

Ид содержит инстинкты, врожденные потребности, врожденную психическую энергию – энергию жизни – либидо.

Ид следует принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению потребностей, разрядке напряжения.

Эго формируется прижизненно, на основе Ид. Эго формируется благодаря фрустрации рождения. Вследствие пониженной температуре внешней среды ребенок начинает ощущать схему тела и отделять себя от среды. Это самый первый шаг в формировании «Я».

Эго стремиться увеличить удовольствия и уменьшить боль посредством реалистического отбора моделей поведения, то есть эго руководствуется принципом реальности.

Эго рационально и преимущественно сознательно (ориентируется на пользу).

Супер-эго содержит ценности, нормы поведения, идеалы и совесть, моральные запреты. Первоначальное Супер-эго формируется благодаря ценностей родителей.

По началу Супер-эго бессознательно, но потом может осознаваться. Развивается в подростковом возрасте.

Ид, Эго и Супер-эго находятся в конфликте между собой.

Желания Ид нередко осуждается моралью Супер-эго (конфликт между желанием и долгом).

Конфликт между Ид и Эго заключается в том, что Эго заставляет Ид откладывать удовлетворение желаний.

Основная функция Эго – это примирение Ид и Супер-эго, то есть примирение желаний и моральных норм.

В раннем детстве властвует Ид. По мере взросления большую власть приобретает Я. Зрелость Эго ведет к частичному осознанию влечений Ид и идеалов Супер-эго.

Энергетический аспект функционирования личности.

Фрейд выделял 2 вида энергии:

Либидо – энергия жизни, сексуальная энергия

Мортидо – энергия смерти

Развитие личности осуществляется благодаря либидо. 5 стадий динамики либидо, стадии психического сексуального развития:

Психосексуальное развитие – это основа развития личности.

Оральная стадия (0-18 месяцев) – либидо фиксирует вокруг рта.

Анальная (1,5-3 года) – Либидо фиксирует вокруг ануса, так как контролирует процесс дефекации (первый самоконтроль).

Фаллическая (3-6 лет) – другое название эдипова стадия, на этой стадии происходит влечение мальчика/девочки к матери/отцу и ревность к отцу/матери. Эдипова ситуация заканчивается, когда мальчик начинает копировать отца и теряет интерес к женщинам.

Латентная (6-12 лет) – эротический интерес вытесняется, становиться бессознательным. Направляет либидо на развитие школьных навыков, на развитие личности и интеллекта. Фиксация на эротике не благоприятна.

Генитальная стадия (12-18 лет) – вновь пробуждается сексуально-эротический интерес и подростки способны устанавливать эротические отношения, основанные не только на физиологическом интересе, но и на основе глубокого чувства.

Фрейд выделял 2 характеристики личностной зрелости:

Способность плодотворно трудиться

Способность любить другого, ради него самого, а не ради своих проекций.


2.Теория психологических защит личности

Разработана З. Фрейдом и дополнена его дочерью Анной Фрейд.

Защитные механизмы – это бессознательные психологические стратегии, искажающие реальность для снижения тревоги и сохранения целостности личности. Выполняет защитную функцию, от психологических травм. Описано около 20 психических защит.

Основные 10 защит:

- Отрицание – избирательное внимание, исключение из восприятия аспектов таящих угрозу;
- Регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;
- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и пере-живаний;

Проекция – приписывание другим собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;
Идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту;
Рационализация – рациональные объяснения своих желаний и действий как морально приемлемых, хотя они являются морально неприемлемыми или нерациональными, глупыми;
Реактивное образование – это изменение поведения к объекту на прямо противоположное (например, щедрость защита от скупости, аккуратность от неряшливости);
Изоляция – это блокирование отрицательных эмоций при сохранении памяти на события;
Смещение – а) объект чувств смещается (когда злость переносится с одного человека на другого), б) смещение чувства к объекту (объект прежний, чувство меняется);
Сублимация – преобразование сексуальной и агрессивной энергии в социально приемлемые формы активности (например, в творчество, спорт, уборку). Наиболее продуктивный вид защиты;

3.Методы исследования личности




Ананьев Б.Г. выделил 4 психологические группы методов исследования:

Организационные:

- сравнительный метод;

- лонгитюдный метод;

- комплексный метод;
Эмпирические (как добывать информацию):

- наблюдение;

-самонаблюдение;

-эксперимент (лабораторный и естественный);

-констатирующий (обучающий)
Методы обработки данных

-количественный

- качественный
Интерапционные методы

- кинетический

- структурный
Исследование личности реализуется на основе двух основных подходов:

номотетический подходизучает количественные характеристики личностных свойств, используя опросники, анкеты. Результаты тестирования отдельной личности сравниваются с нормой, полученной на репрезентативной выборке (среднее по группе). Предполагает единую структуру личности у всех людей и не учитывает индивидуального своеобразия личностных свойств.

идеографический подход – направлен на изучение качественного своеобразия, индивидуальных свойств личности. В нем используется наблюдение, беседа, проективные методики, которые интерпретируются с опорой не только на теоретические знания специалиста, но и на интуицию, эмпатию психолога (проект. методики: ТАТ, Рошеха, рисуночные тесты).

Проекция – механизм проявления индивидуальных личностных особенностей в проективной методике.

Идеографический подход более субъективен, чаще используется в прикладных исследованиях, психологическом консультировании.

Номотетический подход объективен, используется в масштабных научных исследованиях.


Концепция комплексного человекознания Б.Г. Ананьева (1968 г.).

Проблема человека является центральной для всех наук.

В рамках этой концепции Ананьев разработал 4х уровневую теорию человека и выделил составляющие в структуре человека:

1. индивид – человек как биологическое существо;

2. личность – человек как социальное существо;

3. субъект деятельности – человек как деятель;

4. индивидуальность – целостная совокупность неповторимых черт личности, индивида и субъекта деятельности.

Структура индивида по Ананьеву

первичные характеристики, которые включают пол, возраст, тип конституции, особенности нервной системы;

вторичные характеристики, которые включают динамику психических процессов и их структуру;

третичные (интегративные) – это задатки (анатомо - физиологические предпосылки, способности, темперамент).
Структура личности включает 4 компонента

(общепсихологический подход)

направленности личности

способности

характер

темперамент

4. Исследование свойств личности студентки Тарасовой Е.В.



16-факторный тест Р.Кеттелла

Многофакторный опросник личности Р.Б. Кеттелла универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

_ Опросник является удобным средством экспресс-диагностики в ситуациях, когда необходимо исследовать индивидуально-психологические особенности человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. предлагается форма опросника С — сокращенный вариант, который используется в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин.

На основании диагностики можно сделать следующие выводы:

Фактор А - «замкнутость - обязательность»

- общительна, свойственна естественность и непринужденность в поведении, охотно работает с людьми, не боится критики;

Фактор В - «интеллект»

- наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость;

Фактор С - «эмоциональная неустойчивость

- наблюдается эмоциональная устойчивость и зрелость, выдержанность, работоспособность, характеризуется постоянство интересов;

Фактор Е - «подчиненность, доминантность»

-независимость в суждениях, способна руководить окружающими;


Фактор F - «сдержанность - экспрессивность»

- энергична, эмоциональна, дипломатичность общения приводит к тому, что она часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу, может быть хорошим оратором, любит новые места и новых людей;

Фактор G - «подверженность чувствам»

- наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, ответственность, деловая направленность, настойчивость и упорство;

Фактор H - « смелость»

- отмечается социальная смелость, склонность к риску, авантюризму;
Фактор I - «жесткость - чувствительность»

- свойственна уверенность в себе, реалистичность, практичность, обладает чувством ответственности;

Фактор L - «доверчивость - подозрительность»

- характерна доброжелательность по отношению к другим людям, терпимость;

Фактор М - «практичность - развитое воображение»

- сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, воображение на хорошем уровне;

Фактор N - «прямолинейность - дипломатичность»

- расчетлива, проницательна, отличается разумным подходом к событиям и людям,

Фактор О - «уверенность в себе - тревожность»

- уверена в себе, иногда равнодушна к мнению оружающих;

Фактор Q1 - «консерватизм - радикализм»

- характерно наличие интеллектуальных интересов, аналитичность мышления, стремление к получению новой информации.

Фактор Q2 - «конформизм - понконформизм»

- предпочитает собственные решения, независима;

Фактор Q3 - «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

- развитость самоконтроля, адекватность восприятия социальных требований, свойственна целенаправленность и интегрированность личности, иногда склонна к упрямству;

Фактор Q4 - «расслабленность - напряженность»

- средний показатель;

Фактор MD - «адекватность самооценки»

- имеет место завышенность самооценки, иногда переоценивает свои возможности.
Личностный опросник Г.Айзенка (EPI)

58
Результат

  • Сомнительные ответы (критерий лжи)

  • Вы интроверт

  • Вы эмоционально устойчивы

  • Флегматик

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, в пустую их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Тест ситуативной и личностной тревожности Ч.Спилбергера

12
Результат

У Вас выявлена умеренная ситуативная тревожность

У Вас выявлена умеренная личностная тревожность

Тест на типы акцентуации характера по Леонгарду

16
Результат

Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта – гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

5. Заключение


Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности студента.

Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека.

Тарасова Елена Владимировна - отличается активностью и авантюризмом, производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях,о более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Елены преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ей здоровый прагматизм убедил её в мысли, что в делах важнее всего конечный результат.Она заботлива к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Елена имеет рациональный и практичный ум. Любит размышлять и строить планы на будущее, которые непосредственно связаны с получением новых знаний.

Не любит шумных компаний. Предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает.В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Типичное состояние флегматика.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Елены преобладают следующие черты характера эмотивного типа: расчётливость, уверенность в себе,благородство, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность, эмоциональность, гуманность

По результаты опроса у Елены завышенный уровень самооценки что проявляется в уверенности в своей способности думать и справляться с жизненными задачами, чувстве достоинства, права на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.

Список литературы





  1. Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440с.

  2. Гамезо М. В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.

  3. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. - М.: Академический проект, 2005. - 368 с.

  4. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. - Минск: Университетское, 1997. - 212с.

  5. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999. – 450 с.

  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011. – 583 с.

  7. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

  8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.:Наука, 1982. - 643с.

  9. www.psywold.in-fo/online-testy/slovesnyi-portret



Скачать файл (66.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации