Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Немчанина Е.С. Социальный проект Сделай сам! - файл n1.doc


Немчанина Е.С. Социальный проект Сделай сам!
скачать (103 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc103kb.01.01.2013 11:29скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Муниципальное специальное (коррекционное) бюджетное

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Кизеловского муниципального района

Краевой конкурс социальных проектов

по профилактике правонарушений
ПРОЕКТ
«СДЕЛАЙ САМ!»
Выжигание и выпиливание лобзиком.

Составила: социальный педагог

Немчанина Екатерина Сергеевна,

педагогический стаж 13 лет,

высшая квалификационная категория.

КИЗЕЛ 2012 год



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Преамбула _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

  2. Краткая характеристика образовательного учреждения _ _ _ _ _ _ _ _ 6

  3. Постановка проблемы. Цели и задачи проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7

  4. План реализации проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

  5. Принципы проекта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

  6. Схема управления проектом _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

  7. Предполагаемый результат _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

  8. Приложения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16



ПРЕАМБУЛА


Цивилизованное общество борется с проблемой бродяжничества, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетних не один десяток лет с разной долей результативности. Разработка и апробация различных программ профилактики данных явлений становится всё более актуальным научным направлением для системы образования.

Правонарушения, злоупотребление алкогольными и токсическими веществами несовершеннолетних является в настоящее время одной из острейших проблем и коррекционной школы.

Комплексное обследование учащихся, поступающих в нашу школу, показывает, что все дети имеют различную степень и формы психического расстройства, физически ослаблены, часто хронически больны, как правило, озлоблены, недоверчивы, очень трудно идут на контакт с окружающими. Вместе с тем, каждый ребёнок имеет свои симптомы социальной дезадаптации и поэтому нуждается в профилактической помощи.

В связи с этим учителем столярного дела была разработана программа «Выжигание и выпиливание лобзиком» с целью организации занятости подростков и профилактики правонарушений среди учащихся коррекционной школы (на учёте состоят 12 подростков, совершивших правонарушения, это составляет 12% от общего количества учащихся).

Предлагаемая программа имеет чисто практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна не только учителям столярного дела коррекционных школ, но и учителям массовых школ.


Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности.

Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом.

В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации.

Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Умственно отсталому школьнику, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя, что и подталкивает к противоправному поведению. Это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе.

Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

В коррекционной школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей.

Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в коррекционной школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т. е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка и самое главное должна создавать условия для предупреждения противоправных поступков.

Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В коррекционных школах это кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, «Умелые руки» и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются на уроках по трудовому обучению и уж тем более не те учащиеся, которые совершили противоправные поступки.

Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе, те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе, особенно учащиеся состоящие на учёте за употребление психоактивных веществ. Для них необходима другая программа, учитывающая их особенности.

Программа кружка «Выжигание и выпиливание лобзиком» разработана специально для организации занятости учащихся с противоправным поведением. Однако, реализовать данную программу не получается по двум причинам: отсутствие денег на приобретение материалов и инструментов для выполнения работ учащихся, нет денег на оплату труда преподавателя.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» города Кизела создана в 1962 году для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Школа находится в 15 минутах езды на автобусе от центра города. Количество детей колеблется от 100 до 120 человек. В этом учебном году в школе обучается 122 человека: 64 - учащиеся I ступени (0-4 классы), 58 - учащиеся II ступени (5-8 классы). Из них 12 человек – состоят на учёте за совершение правонарушений. Дети обучаются по шестидневной рабочей неделе в одну смену. Уроки по 45 минут, перемены по 10 минут.

Школа даёт учащимся знания, умения и навыки, осуществляя педагогический процесс на основе принципов коррекционной педагогики.

В основе сложившейся системы жизнедеятельности школы лежат три основных приоритета: подготовка учащихся к продолжению образования в средних специальных учебных заведениях (преимущественно в ПУ-29) по специальностям маляр, столяр, обувщик, портной, всестороннее развитие и воспитание культуры у учащихся.

Именно поэтому методическая тема школы в последние три года: «Развитие личности в процессе педагогической деятельности».

Её цель - создание условий для успешного развития социально-адаптированной личности, обладающей гражданской ответственностью, подготовленной к самостоятельной жизни.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Программа кружка «Выжигание и выпиливание лобзиком» разработана на основе базовых программ для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (Сборник 2. Профессионально-трудовое обучение – М.,2000 г.) и составлена по их образцу.

Выжигание и выпиливание лобзиком как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, так как эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выжигание и выпиливание способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью, более критическим отношением к своему труду и его результатам.

Кроме того, обучение по данной программе направлено на:

  • развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий;

  • контролировать ход работы;

  • обучение стандартным приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков;

  • воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде;

  • адаптацию учащихся в социуме и предупреждение противоправного поведения учащихся.

Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.

При обучении, в первую очередь, первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. В дальнейшем темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. С этой целью организуются занятия практического повторения.

Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждой темы и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых, вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.

Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд, Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя их технологии характерной для изготовления конкретного изделия.

При условии выполнения программы учащиеся должны знать:

- устройство и применение выжигателя, лобзика и резака

- способы переноса изображения на заготовку

- строение и свойства древесины

- материалы, используемые для резьбы

- основные виды столярных соединений

- основные виды резных орнаментов

- способы заделки дефектов древесины

- способы отделки готовых изделий

Учащиеся должны уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- использовать стандартные приёмы резьбы

- исправлять дефекты материала и изделия

- правильно соединять детали готовых изделий

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделий.

Проект «Сделай сам!» разработан мною с целью профилактики правонарушений учащихся с ограниченными возможностями.

Задачи данного проекта:

  1. Обучение учащихся стандартным приёмам труда и привитие соответствующих навыков.

  2. Развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, контролировать ход работы.

  3. Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, речи, логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

  4. Воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.

  5. Адаптация учащихся в социуме и предупреждение противоправного поведения учащихся.

Данный проект находится на начальной стадии реализации. Составлена смета на реализацию данного проекта, разработан рабочий план реализации проекта, проведён опрос среди учащихся, совершивших правонарушения, сформирована группа подростков из 12 человек, желающих посещать кружок, разработана программа кружка.

Таким образом, количество участников проекта - 15 человек (из них 1 руководитель проекта, 1 педагог, 1 бухгалтер, 12 учащихся, совершивших правонарушения). Сроки реализации проекта с 03 сентября по 26 октября (72 часа).

Таким образом, данный проект решает все поставленные задачи. Результаты проекта будут размещены на школьном сайте в интернете, в СМИ, что даёт возможность распространения опыта среди других школ не только нашего, но и других городов. В будущем планируется продолжить такую форму вовлечения учащихся, состоящих на учёте в творческую деятельность.






Задачи


Мероприятия


Сроки


Ответственный

1

Выпиливание лобзиком простых фигур.

1.Организация рабочего места.

Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Правила безопасной работы.

2.Заготовки для выпиливания.

Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП.

3.Стандартные приёмы выпиливания.

Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание острых углов.

4.Геометрический и растительный орнамент.

Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия.

3 -21 сентября

Немчанин А.Н.

2

Выпиливание сложных изделий.

1.Виды соединений деталей.

Безопасное использование инструментов. Отделка готовых изделий.

2.Изготовление игрушек на подставке.

Подгонка шипа к гнезду. Обработка кромки и лицевой стороны. Отделка готового изделия.

24 сентября- 12 октября

Немчанин А.Н.

3

Выжигание.

1.Техника выжигания Перенос рисунка на заготовку.

Правила безопасной работы.

2.Приемы выжигания. Плоское выжигание, глубокое выжигание, отделка готового изделия.

3.Самостоятельная работа.

Изготовление сувениров: панно, рамочки, игрушки и т.д.


15-26 октября

Немчанин А.Н.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
В программе обучения ведущим является принцип коррекционной направленности:

  • включение в занятия заданий, предполагающих различный доминантный характер, выделение главного, существенного;

  • разнообразные типы уроков со сменой видов деятельности учащихся и заданиями с нарастающей степенью трудности;

  • самостоятельная обработка информации и перенос её на своё индивидуальной задание;

  • оказание дозированной, поэтапной помощи;

  • развитие и коррекция ВПФ с опорой на несколько анализаторов через включение на занятиях специальных упражнений.


СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
Эффективная деятельность проекта возможна лишь при включении в работу всех заинтересованных сторон: администрации образовательного учреждения, родителей и самих учащихся. Включение проекта «Сделай сам!» в деятельность образовательного учреждения показано на схеме.

Директор школы




Руководитель проекта





Учащиеся




Учителя





Родители



Приведённая схема вводит первичную упорядоченность, разделяя всех участников проекта на группы по функциональному признаку и с учётом их социально-ролевого статуса. Вот краткое описание содержания деятельности всех участников проекта.

  • Директор школы - создаёт условия, необходимые для реализации проекта.

  • Руководитель проекта - организует деятельность по реализации проекта, отвечает за ход и результаты проекта в целом.

  • Участники проекта – педагог, организует работу учащихся.

  • Бухгалтер - составление сметы проекта, начисление зарплаты.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Ожидаемые результаты

1.Учащиеся, совершившие правонарушения вовлечены в творческую деятельность через выжигание и выпиливание лобзиком.

2.Организованы и проведены выставки изделий учащихся на уровне школы, города.

3.Адаптация учащихся, совершивших правонарушения в социуме.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Высокий уровень – все учащиеся (12 человек) приняли участие в реализации проекта, выполнили изделия и участвовали в выставках.

Средний уровень – большая часть учащихся приняла участие в реализации проекта, выполнили изделия и участвовали в выставках.

Низкий уровень – меньше половины учащихся приняли участие в реализации проекта, выполнили изделия и участвовали в выставках.

Предусматриваемая отчетность

Счёт, счёт-фактура, кассовые и товарные чеки.


Внутренний мониторинг для промежуточной и итоговой оценки внедрения проекта может проводиться педагогами школы.

Внешний мониторинг может быть осуществлён привлечёнными специалистами.


ПРИЛОЖЕНИЯ







Скачать файл (103 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации