Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - История туризма - файл n1.doc


Лекции - История туризма
скачать (773 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc773kb.01.01.2013 11:32скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7




плотникова Е.в.
РАЗДЕЛ 1. путешествия древности и античности
Тема 1. история туризма и гостеприимства как наука

Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и разные времена. Изучение истории путешествий помогает разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. В научной литературе имеются разные мнения по вопросу о становлении туризма. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину ХIХ в., другие считают, что он возник еще в ХVIII в. и даже в античном мире.

Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление его новых видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь, улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков.

Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развитие людей. Особенно важно понять - каков человек современной культуры, каково его отношение к активному отдыху, какое место отдых занимает в его жизни. Необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить логику развития истории путешествий, понять ее социально-культурную обусловленность, объяснить, почему туризм появился на определенном этапе истории, т.е. следует рассматривать историю туризма в широком социокультурном контексте. Реконструкция истории туризма позволяет лучше понять, каковы были побудительные мотивы дальних странствий людей в разных культурах. Важно проследить - как влияли путешествия на развитие человеческой цивилизации как культуры, как определяли цели и характер путешествий. Также предстоит выяснить - чем путешествие отличается от туризма и разобраться в особенностях развития системы гостеприимства.

История туризма порой определяется как наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная с самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. История туризма – это наука, изучающая совокупность процессов передвижения в пространстве, которое связано с добровольной переменой места пребывания отдельными лицами или социальными группами, а также изменением их ритма жизни и окружающей среды.

Применение исторического подхода к туризму осуществляется с целью определить причины возникновения и логику развития рассматриваемого явления. Осуществить это можно путем обращения к предыстории туризма в предшествующих культурах (т.е. дать системный анализ истории туризма). Также цель курса состоит в изучении материальной и бытовой культуры народов и анализ таких ее составляющих, как путешествие, туризм, гостеприимство.

Задачи курса:

  • Раскрыть истоки туризма в истории культуры, проследив динамику развития путешествий, их цели, задачи и социокультурные последствия

  • Рассмотреть историю туризма в связи с определенным типом культуры, выявив особенности мотивации путешествий, дать характеристику «человека путешествующего» в разных культурах

  • Проследить изменения в географии туризма и традиций гостеприимства в разные периоды истории

  • На основе описания традиций гостеприимства народов мира показать направления формирования системы гостеприимства и достижения гостиничной индустрии на современном этапе

  • Выявить объективные предпосылки и причины становления организованного туризма, понять тенденции его развития и национальную специфику

  • Раскрыть особенности российского туризма, его историю и особенности развития на всех этапах, проанализировать современное состояние российского туризма

  • Показать географию современного международного туризма, основные тенденции и перспективы его развития

Путешествие – описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени, и следовательно является более широким понятием в истории туризма (военные походы, экспедиции, кочевые миграции, религиозно-миссионерские походы, перемещения с деловыми целями). Важно понимание «временности» путешествия, которую следует рассматривать весьма эластично. В давние времена при малой скорости передвижения средств транспорта поездка могла длиться гораздо более года, а иногда и десятилетиями. Путешественник – любое лицо, совершающее поездку между двумя и более географическими пунктами.

Туризм (ФЗ «Об основах туристкой деятельности») – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Иными словами по туризмом понимают одну из форм миграции людей, не связанную с переменой местожительства и работой. Однако с точки зрения В. П. Грицкевича, миграции (как перемена постоянного места жительства) к туризму вообще не относятся, поскольку в случае туризма мы имеем дело с временной переменой места пребывания.

Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Слово «турист» возникло в 1800 году, когда вышла книга англичанина Пэйджа «Анекдоты английского языка», в которой путешественник был назван туристом. Во Франции в словаре французского языка «турист» определялся как человек, путешествующий из любопытства с целью «убить время». Но только в 1838 г. появляется книга Стендаля «Воспоминания туриста», что дает право именно его считать введением в обиход слова «турист» как понятия, причем приближенного к современной трактовке (tournus (лат.)- движение по кругу, т.е. передвижение с одновременной сменой быта людей) или tour (фр.) – путешествие с возвращением обратно к месту выезда.

Гостеприимство – начинается с древнейшей традиции «преломить хлеб» (со странствующим путником). Термин происходит от слова hospice – т.е. странноприимный дом. Другими словами, гостеприимство – это собирательное название системы обслуживания людей, находящихся в путешествии, на отдыхе, вдали от дома.

Экскурсия – (от латинского excurcio –поездка) – является своеобразным путешествием с целью посещения различных достопримечательных мест и туристических объектов для непосредственного ознакомления с ними, а также прогулку с образовательными или увеселительными целями.

История туризма и гостеприимства – представляет собой науку, изучающую различные типы культур с целью выявления характерных для них моделей «человека путешествующего», а также с целью изучения влияния материальной межкультурной коммуникации на развитие традиций гостеприимства. Специфику туризма как социокультурного явления следует оценивать в категориях отношения человека к пространству. Его следует рассматривать как элемент более широкого процесса передвижения человека в пространстве (т.е. элемент путешествия), но не только под этим углом зрения. Так, К. Пшецлавский трактует туризм в понятии триады: познание, переживание, отдых («путешествие – это труд» - Юстус Липсий XVI век).

Периодизация истории туризма и гостеприимства (Джон Уокер):

  1. предындустриальный период

  2. век железных дорог

  3. век автомобилей

  4. век реактивных авиалайнеров

  5. век круизов на морских лайнерах

Периодизация истории туризма (Сапруновой В. Б.)

  1. предыстория туризма (до начала XIX века)

  2. элитарный туризм (XIX в.)

  3. социальный туризм (первая половина XX века)

  4. массовый туризм (с конца Второй мировой войны по настоящее время)

Периодизация истории туризма (Соколовой М. В.)

  1. путешествия в древности

  2. походы и путешествия Средневековья

  3. Развитие туризма в Новое время

  4. Туризм в XX веке

История развития туризма в России, по мнению некоторых ученых, насчитывает более 100 лет и делится на 5 этапов:

  1. просветительский (до 1890 г.)

  2. предпринимательский (связан с развитием капитализма в России)

  3. организационно-централизованный этап (с 20-х до 60-х гг. XX века)

  4. административно-нормативный (1960 - 1990)

  5. переходный (наше время)

Нам представляется возможным при периодизации истории туризма исходить из специфики этого социокультурного феномена и предложить ее следующий вид:

  1. возникновение первых элементов туризма в древнем мире

  2. развитие отдельных видов туризма в Средние века

  3. выделение туризма периода Возрождения (XV – XVI вв.)

  4. оформление туризма как элемента получения политического образования и культурного воспитания в XVII в., в период Просвещения (XVII – XVIII вв.) и в начале XIX века

  5. развитие туризма в форме организованного массового движения (40-е гг. XIX в. – конец XX века)

Точки зрения влияния путешествий и человека на становление цивилизаций:

    • история мировой культуры зависит от «человека путешествующего» (сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей)

    • человек считается не творцом культуры, а только ее носителем. С точки зрения Лео Фробениуса культуры обладают «душой», являются живыми организмами и проходят стадии рождения, взросления, старения и смерти. Это суждение легло в основу теории диффузии (культурные явления, возникнув однажды, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур). Иными словами, культура растет сама по себе, т.е. без участия человека и народа. Диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. Данная концепция не считается общепризнанной, но все же и в ее рамках путешествия древних людей рассматриваются как форма пространственного перемещения (диффузии) культур, а следовательно – они составляют основу культурно-исторического процесса.

Обилие и разнородность источников истории туризма вызывают необходимость объединить их в общие группы, обладающие схожими признаками. Классификация распределяет группы источников по их внутренним сущностным признакам на следующие типы: письменные, вещественные, изобразительные и фонические. Источниковой основой для каждого исследования по истории туризма служат следующие группы письменные источников: делопроизводственные (статистические, канцелярские и др.), повествовательные (граффити и др.), изобразительные (картография, объемные изобразительные источники и др.).

Важный источник истории туризма – путевые заметки. Описания путешествий, в том числе таких, которые были предприняты с неутилитарной целью, обладают значительной научно-познавательной ценностью. Путевые заметки легли в основу первого известного в европейской литературе сочинения и по географии, и по истории – «Истории» Геродота. Греки, еще во времена Геродота, совершали туристические поездки на Восток, в частности в Египет. Там побывали Солон, Фалес, Пифагор, Демокрит и др. Следует отметить, что Геродот путешествовал с несвойственной для того времени целью – неутилитарной, творческой. В XX веке традиция ведения путевых дневников в художественной манере продолжала развиваться («Ирландский дневник» Г. Бёлля, «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова). Путевой дневник стал одним их ведущих подвидов публицистики как исторического источника. Особый источниковедческий интерес вызывают документальные описания путешествий, находящихся на грани исследования и туризма («В поисках рая. Аку-Аку», «Путешествие на Кон-Тики», «Древний человек и океан» Т. Хейердала, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера, «Тайны морских катастроф» Л. Скрягина, «Письма русского путешественника» Н. Карамзина, «На «Ра» через Атлантику» Сенкевича Ю., «Подвиг Магеллана» Цвейг С.и др.).

Особым видом источников истории туризма являются путеводители (собрание информации для путешественников, осматривающих достопримечательности, памятники истории культуры, музеи и коллекции). Один вид их представляет собой описание путешествия, составленное в ретроспективном описательном стиле. Второй вид – это сочинения, созданные в расчете на читателя, путешествующего ради собственного удовольствия, или в расчете на специализированного читателя (дипломатов, паломников, ученых и пр.). Эти два вида отделить друг от друга очень трудно. Наиболее известные ранние путеводители создавались для греческих купцов их Малой Азии. Путеводители для сухопутных путешествий назывались «перипаты», а для морских – «периппаты». Путеводители классического периода греческой истории (V – IV вв. до н.э.) получили общее название «перигэса». Среди первых составителей путеводителей следует назвать Гекатея Милетского, Скилакса Кариандского, Скилакса Пасителя, Гая Лициния Муциана. Гелиодор написал путеводитель по афинскому Акрополю. Одним из наиболее плодовитых авторов путеводителей был современник Гелиодора Полемон из Илиона («Картины в Акрополе», «Священная дорога (из святилища в Элевсине в Афины)», «Города Спарты», «Путеводитель по Трое», «Покои казнохранилища в Дельфах» и др.). Полностью до нашего времени сохранилось сочинение Павсания «Описание Эллады» в 10 книгах. В Римской империи, а затем в Византии первые путеводители получили название «итинерарии» (iter – путь). Первоначально, они составлялись по провинциям, а позднее по всей империи. Они представляли собой описания станций на римских дорогах с указаниями расстояний между ними, и возможно более кратких путей к другим дорогам и т.п. Самый ранний из них – «Повесть Епифания Агиополита о Сирии и святом Граде». Единственный путеводитель в форме книги, сохранившийся до наших дней, это «Итинерарий Антонина Августа», в котором описаны все дороги империи (372 – от Британии до Африки). В свою очередь «итинерарии с рисунками» представляли собой графические чертежи и эскизы, напоминавшие современные картосхемы. Ценный экземпляр такого подвида, дошедший до наших времен, это «Пейтинегровы (Певтинегровы) таблицы», состоящие из 12 пергаментных листов и содержащие графические чертежи всех дорог Римской империи, за исключением провинций Крайнего Запада, чертежи которых не сохранились. Ценность данного документа в том, что дороги в этих «таблицах» обозначены согласно существовавшим тогда мерам длины (мили – на Западе, фарсанги – на Востоке) с точным перечислением пунктов остановок. В средние века в Западной Европе развивался подвид путеводителей в Святую Землю (Иерусалим), в Рим, в монастырь Сантьяго-де-Компостела - в них отмечались места поклонения и некоторые светские сведения. Паломники могли в сопровождении священника-экскурсовода совершить экскурсию по достопримечательностям. В XIX веке путеводители стали называть «бедекерами» (по имени немецкого издателя Карла Бедекера). В русской традиции своеобразными путеводителями были «Хожения» - Даниила из Чернигова, Стефана из Новгорода и др.

Особый интерес представляют учебники практического обучения иностранным языкам в форме бесед (в дороге) с привлечением иноязычных пословиц и поговорок. Подобные инструкции были призваны обезопасить молодого туриста от всяческих угроз его телесной и духовной природе, подстерегающих его в незнакомой стране.
Тема 2. «человек путешествующий» в истории ДРЕВНЕЙ культуры

Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности, поскольку ознакомление с новыми территориями было жизненно необходимо. Перемещения (миграции) первобытных коллективов, или этносоциальных организмов (ЭСО), могли носить следующий характер:

  1. Внутриэтнические миграции, когда перемещения происходят внутри территории, занимаемой ЭСО

  2. Этноэмиграция, участие в которой принимали участие отдельные группы ЭСО. Они выходили за пределы обитания своего коллектива и затем утрачивали с ним структурную связь

  3. Миграции собственно ЭСО. Это был наиболее часто встречающийся тип миграции в древности. Он, в свою очередь мог носить характер:

    • переселения ЭСО (перемещения его на новую территорию)

    • расселения ЭСО (перемещения одной или нескольких групп первобытного коллектива на другую территорию без потери структурных связей с ЭСО)

    • сегментации ЭСО (почти то же самое, что и расселение, но с одновременным созданием собственного ЭСО мигрантов. Сегментацию ЭСО можно характеризовать и как этническую парципацию. Иногда в результате этномиграционной сепарации мог распасться и сам ЭСО.

Когда в жизнь первобытных людей вошло рыболовство, они сумели не только освоить реки (как самые удобные пути), но и умудрялись выходить в открытое море на довольно утлых суденышках, охотясь на обитателей стихии. Непосредственно с передвижением было связано собирательство, которое должно было быть не только результативным, но и максимально безопасным, и здесь можно говорить о наличии определенных маршрутов. С передвижением древних людей были связаны «торговые» маршруты, военные походы, «брачные путешествия», путешествия на праздники или на похороны (на них могли совершаться торговые операции) и др. К эпохе неолита относятся специальные встречные пункты – прообразы рынков, которые располагались на стыке проживания нескольких дружественных племен. В доисторические времена древние люди, «путешествуя», в основном руководствовались внешней мотивацией, то есть объективными причинами, главной из которых было – выживание. Была и внутренняя мотивация – например традиция принятия гостей и хождение (путешествие) в гости. К внутренней мотивации относится и стремление к новизне, выражающееся в расширении круга средств, удовлетворяющих потребности путем ознакомления с новым и невиданным объектом, а также импульсивное стремление к экономическому общению. К древнейшим известным картам можно отнести те, которые выполнены на костях животных около 11 – 14 тыс. лет назад.

Мифы и легенды древних народов, повествующие о начале мироздания, рождении богов и появлении человека, наполнены образами странствующих персонажей. Это может быть божество, или «культурный герой», или человек, отправившийся в дальний путь по мифологическому пространству с какой-либо целью. В мифологии можно встретить образы основателей городов и цивилизаций, «пришедших из-за моря», а также немало богов, покровительствующих путникам и охраняющих пути-дороги (Осирис – передавший людям знание по ирригации, строительству и врачеванию; в Древней Греции - Прометей – давший людям огонь; Зевс – покровитель гостеприимства, Аполлон – хранитель дорог, мореходов и путешественников, Гера, Афина, помогающие путешествующим, а особенно – Гермес (Меркурий) – скорее всего Гермес был вхож в мир жизни и в мир смерти, он также нередко охранял героев во время странствий и был проводником душ умерших, также к нему обращались как к посреднику между богами и людьми и как к покровителю людей на путях жизни и смерти; палеоазиатский Ворон – бог плодородия и грозы, защитник установленных богами порядков; вавилонский Оаннес – обучил людей письменности, геометрии, помог освоить градостроительство и рассказал о законах общества; славянские берегини, которым позже придавались злые черты - лешие: лесовик, лесунок, лешак, лисун, дикий мужик, Микола (Никола) Дуплянский, попутник, боровик, лукавый (согнутый и искривленный, как лук и внутренне, что очень важно, такой же), дед, дедок. Царство лешего - лес, в котором он обитает на деревьях или в дуплах. Считается, что в лешего, с рогами, копытами, лапами, но все же напоминающего человека, превратился “хозяин леса” - медведь. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, то он может завести человека в чащу и там погубить. Покровителем путешественников в христианстве считается Святой Николай (Николай Угодник, Николай Мирликийский). Поренута был богом западных славян, земли которых лежали по берегам Балтийского моря. Он был покровителем мореплавателей. Идол Поренута имел четыре лица, обращенных в разные стороны, которые были необходимы ему для того, чтобы уследить за всеми четырьмя ветрами и охранить путешественников от неожиданных и свирепых штормов. Пятый лик этого бога изображался на его груди, причем глаза его всегда были устремлены вниз, чтобы уберечь своих “подопечныхот угроз подводного мира. В руках Поренута держал трезубец и свиток карт. Баба-Яга (Яга-Бура, Яга-Ягишна, Ежи-баба) изначально почиталась как прародительница с качествами очень древнего, положительного божества славянского пантеона, как хранительница рода и традиций, детей и лесного пространства. К “яге” близки такие слова как “яглый”, то есть “тучный”, “жаркий”, “плодородный”, и глагол “яглиться” – что значит “спориться”, “удаваться”. Часто, в научных исследованиях, “яга” соотносится с “яша”. “Яшей” в славянских песнях называли ящура (ящера) — некогда жившего на земле и затем исчезнувшего прародителя всего живого, но в силу своего “низменного” происхождения ему иногда приписывали черты злого духа. Поэтому, когда в период христианизации всем языческим богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей (берегиням) предавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения, то Яга как языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона. Однако, даже после христианизации в образе Бабы-Яги сохранились “положительные” черты характера, поскольку в сказках она часто помогает главному герою советом или делом – дает ему путеводный клубок, или своего кота, или еще какой-либо предмет, помогающий ему дойти до намеченной цели и, главное, вернуться назад. В связи с этим, по мнению В. Я. Проппа, Баба-Яга – это языческая жрица, хранительница “библиотеки клубков”), «культурные герои»-просветители и, кроме того, много повторяющихся сюжетов, посвященных описанию дальних странствий (славянские мифы и сказки, шумерский «Эпос о Гильгамеше», античная поэма Гомера «Одиссея», повествующая о путешествиях царя о. Итака, арабские сказки Шахерезады о Синдбаде-мореходе и пр.). С моделью пространства в славянской традиции связан распространенный в различных традициях мотив пути. Он известен не только всевозмож­ным мистическим учениям, описывающим путешествие-восхождение души через иерархию миров, населенных доброжелательными и враж­дебными существами, но и множеству традиционных культур, состав­ляя один из компонентов древнего знания. Согласно традиционным воззрениям, существуют три большие космические области, которые можно последовательно пройти, так как они соединены центральной осью. Эта ось проходит, разумеется, через некое “отверстие”, через “дыру”, посредством которой боги спуска­ются на землю, а мертвые — в подземный мир. Мир в представлении славян-язычников состоял, из трех частей: земли, неба и подземно-водной зоны.

Таким образом, вся человеческая жизнь представлялась долгим и трудным путешествием.

География странствий мифологических и реально существовавших героев была достаточно обширна. Греческий мир, например, активно осваивал близлежащие территории (Крит, Родос, Кипр, плавали до Италии, Египта и Колхиды, шумерские мореходы осваивали западное побережье Африки, финикийские мореходы бороздили Средиземноморье и переплывали Гибралтарский пролив, направляясь к Счастливым островам (Канарским, страна Канар), оплывали вокруг Африки и т.п. Однако греки имели смутное представление о странах Европы и ничего не знали о Месопотамии. В восточных сказках упоминается множество вымышленных объектов, но реально существовавшие находились в Юго-Восточной Азии, на Аравийском полуострове, что свидетельствовало о том, что арабские путешественники хорошо знали этот регион.

С возникновением первых цивилизаций заметно активизируется торговля, повышается интенсивность военных походов. В то же время получило начало такое явление как дипломатия, а на Древнем Востоке стала развиваться наука.

Путешествия на Древнем Востоке явились составной частью образа жизни. Путешествующий воспринимался как отмеченный и оберегаемый Богом человек, он сам уподоблялся богам и светилам. Иными словами, в представлениях древних людей странствия носили богоугодный характер. На протяжении многих веков Библия служила практически единственным источником знаний по истории древних культур. Так, библейские тексты рассказывают о древних народах, живших между реками Тигр и Евфрат (на Ближнем Востоке), где развивалась культура Междуречья (Месопотамии, Вавилонии). Однако, началось все с древнейшей загадочной цивилизации шумеров – весьма пытливых путешественников. По преданию первые шумерские племена поселились появились в Южной Месопотамии еще в X – IX тыс. до н.э., придя сюда из-за моря. Поэтому своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Первое централизованное государство возникло в Месопотамии в XXIV в. до н.э. Его создал Саргон Великий – один из знаменитых завоевателей древности. Странствия служили шумерам средством расширения представлений об ойкумене (обитаемой части земли) и путешественники привозили в храмы своих городов таблички с указанием расстояний и времени пути до других населенных пунктов. На основании этого ими была составлена карта с крупнейшими городами Месопотамии в виде семиконечной звезды. Отсюда ученые сделали вывод, что географические представления шумеров были сконцентрированы вокруг Евфрата, а Земля, с точки зрения шумеров, заключается между Морем Восхода (Персидский залив) и Морем Захода (Средиземное море) в соответствии с движением Солнца. Интересно, что на шумерских печатях изображались животные, которые там никогда не водились, что позволяет сделать вывод об их географическом кругозоре. Физически выносливые люди предпочитали путешествовать пешком или ездить на ослах и наверняка в это время были известны носилки для переноски людей в сидячем положении. Примерно около 3000 г. до н.э. стали появляться тяжелые повозки (фургоны) на четырех цельных колесах, которые впервые стали использовать шумеры в южной части Двуречья, а позднее стали крытыми. В такие повозки запрягали ослов или волов. Позднее именно в Ассирии люди научились ездить верхом на лошадях. Около 2300 г. до н.э. на Ближнем Востоке стали использовать лошадей как упряжных животных, а позднее было изобретено новое средство передвижения в военных целях – легкая колесница, которая приобрела большую популярность в Китае, континентальной Греции и на о. Крит, Индии. На Ближнем Востоке был известен тип один упряжи – ярмо, подходящий не всем одомашненным животным. В нижнем течении рек Тигр и Евфрат использовались большие круглые лодки из сшитых кусков кожи, распяленных на каркасе из ивовых деревьев, что позволяло перевозить не только большие повозки, но и строительный камень. Первоначально путешествия были ограничены – вдоль берегов Тигра и Евфрата, в окрестностях долин, гор, равнин Сирии и Палестины, вдоль их побережий. Возможности путешествий чрезвычайно увеличились после 3000 г. до н.э., когда кораблестроители научились создавать суда для относительно безопасного плавания по открытым водным пространствам. Однако на территории этих государств было не так много рек пригодных для плавания, и здесь для удобства передвижения использовали ослов или совершали пешие переходы. В III тысячелетии до нашей эры в долинах Тигра и Евфрата возникли первые города (Вавилон (Бабл-Ину), Ниневия и др.) с общественными зданиями внушительных размеров и оборонительными стенами. Новые формы общественной жизни требовали новых форм сообщения между жителями городов и государств. Гонцы стали переезжать с поручениями с места на место, а чиновники - посещать подчиненные им области, купцы наведывались в торговые центры, а в торжественные дни массы народа (паломники) прибывали в святилища – развивался прототуризм. Весьма старательно содержались главные сухопутные трассы (дороги), которые были немощеными, но на отдельных их участках помещались дорожные знаки, каждые 9,5 км. Находилась застава, которая обеспечивала путникам охрану и возможность общения с другой заставой при помощи сигнальных огней. Раскопанные письменные источники того времени содержат определенное количество списков названий местностей вдоль определенной трассы и расстояния между ними. Позднее ассирийские цари сформировали новый вид войск – саперов, которые прокладывали дороги и наводили переправы, позволяя ассирийскому войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми. Например, при вавилонском царе Хаммурапи между Вавилоном и Ларсой существовала хорошая дорога. Вдоль дорог, ведущих через пустыню, устраивались колодцы и небольшие укрепленные посты. Мосты в тот период были редкостью, их практически не было ни в Двуречье, ни в Египте ввиду наводнений. Повозки преодолевали водные преграды вброд, или их приходилось перевозить на паромах, причем повозки при этом нужно было разбирать на части, поскольку целиком их было трудно разместить на небольших лодках из тростника и ивовых прутьев. Постоянные каменные мосты над реками возводились только там, где это было совершенно необходимо, так как была велика опасность наводнений, а повозки переносили вброд или на паромах.

Постепенно развивались традиции гостеприимства. В Междуречье существовали правительственные и частные заезжие дворы (прототипы гостиниц). В правительственных заезжих дворах, скорее всего (месопотамские заезжие дворы не сохранились), путники могли освежиться и отдохнуть после дороги, найти ночлег и питание. В них подавали популярные в Двуречье напитки – финиковое вино и ячменное пиво. Законы царя Хаммурапи предусматривали потопление виновного в реке, если хозяин заезжего двора разводил вино или пиво водой. Предназначались такие дворы для приезжих знатного (чиновников) и незнатного (купцов) происхождения. Интересно отметить, что в частных домах гостеприимство особой роли не играло, поскольку обеспечение ночлега было их побочным делом. Главным заданием таких предприятий было обеспечение посетителей спиртными напитками и продажными женщинами. Владельцами таких домов были, как правило, женщины-сводницы. Вместе с тем, заезжие дворы были частью примитивной почтовой системы. Они способствовали быстрейшей отправке в путь гонцов, перевозивших официальные документы. Такие гонцы перевозили только официальную почту, а неофициальная почта следовала в древнем мире вместе с путником, следовавшим в нужном для пересылавшего ее направлении. Однако, путешествие по суше было очень опасным – царил разбой. Правительственные гонцы, чиновники со своими свитами, купцы – этих людей можно было видеть на сухопутных и водных трассах ежедневно – тем более, что в некоторых городах существовала организованная правительственная почта. Так, караваны и груженые товарами речные суда были настолько обыденными явлениями, что купцы переписывались по торговым вопросам.

Примерно в III тысячелетии до н.э. в долине Нила возникли первые объединенные государства. Древние египтяне активно развивали навигацию по Нилу, поскольку речное судостроение было развито у них очень рано. Они плавали на лодках и плотах, сделанных из связок папируса. Около 2700 г. до н.э. в Египте уже пользовались довольно солидными по размерам деревянными речными судами. Первое плавание по Средиземному морю в финикийский город Библ было по всей вероятности осуществлено при фараоне Снефру в XXVII в. до н.э. Позже древние египтяне плавали в Сирию и Палестину, велась посредническая торговля с Индией и Китаем – мореплавание активизировало контакты между странами. Целью путешествий др. египтян, помимо военных завоеваний, была торговля (золото, слоновая кость, благовония - мирру, сосна, Ливанский кедр, рабы). Необходимость создания глобальной торговой сети, объединяющей акватории Атлантического и Индийского океанов, проявилась в создании прообраза современного Суэцкого канала, у которого был иной маршрут. Однако об экваториальной Африке египтяне практически ничего не знали, так как не совершали длительных путешествий на юг и в целом не были искусными мореходами. В то же время, из центральной части страны близ г. Копта начинался сухопутный караванный путь, который вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт (современный Йемен или Сомали). На нем существовали оборудованные места для отдыха – привалы, где всегда были хранилища с питьевой водой. Можно предположить, что египтяне были искусными картографами, но ими в основном создавались символические карты Вселенной или путей в загробный мир. Примерно с 1500 г. до н.э. можно отметить признаки туризма как путешествия из любопытства или для получения удовольствия – это явление появилось именно в Египте, а не в Двуречье, поскольку в долине Нила имелось достаточно камня, пригодного для строительства. Этот камень местные цари стали использовать для возведения своих великолепных гробниц и святынь. Египтяне, жившие в позднейшее время, подтверждали, что живут в музее под открытым небом. По свидетельству Геродота, достопримечательности Мемфиса и Фив, бывших в разное время столицами государства, знаменитый лабиринт и Фаюмский оазис, величественные храмы и пирамиды в Ком-Обо и Абу-Симбеле, сфинкс уже в древности привлекали туристов. Также, Геродот подробно описывал плавания по Нилу паломников в определенные города на празднества в честь божеств. Когда в праздники толпы египтян прибывали в Бусирис или другой египетский город, они не имели удобных условий для питания и размещения. Паломники спали под открытым небом и питались «чем-нибудь». Правительственные же чиновники обеспечивались всем, что им было нужно.

В IV – II тыс. до н.э. на восточном побережье средиземного моря обитали семитские племена. В Ветхом Завете эта территория, включавшая Финикию, Палестину, Иорданию и Сирию называлась Библейским миром с крупными городами-государствами Библ, Сидон, Тир, Угарит. Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе и их колоссальное культурное влияние, которое в свою очередь не могло носить одностороннего характера. Финикийцы были одними из лучших мореходов древности и их называли «морскими извозчиками». Они не только строили большие, прочные, быстроходные корабли, но и совершенствовали их. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний (например, Карфаген (Новгород, Картхадашт), который в дальнейшем отделился от метрополии и стал самостоятельным и влиятельным государством, а также Триполи, Сирт, Утика – на северном побережье Африки). Именно финикийцами был открыт Гибралтарский пролив; они вели активную торговлю с жителями Касситеридов (Оловянных островов) – так тогда называли Британские острова, и совершили плавание вокруг Африки. По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир (либо территория Арафа, расположенная на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда). В VII в. до н.э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II, который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями (Геродот, описывая это путешествие, скептически говорит, что во время этого плавания солнце оказывалось у путешественников справой стороны – свидетельство смены полушарий, хотя это противоречило существовавшим тогда географическим представлениям). Со времен морских путешествий финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света - Азии, Европе и Африке. Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н.э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов и Ирландии. Это путешествие заняло около четырех месяцев (по одним данным), а по другим – три года. Первым путешественником из Карфагена считается вождь-полководец Ганнон. Им было написано свидетельство об экспедиции, получившее название «Морское кругосветное путешествие Ганнона» («Перипл»). Это путешествие организовало «золотую дорогу», то есть торговлю золотом с глубинными районами Западной Африки. Интересно, что и сухопутные торговые пути внутри Финикии были достаточно обустроены: в частности - местами для отдыха (караван-сараями).

К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно отнести жителей острова Крит. Их морские суда были настолько совершенны, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров, что дает возможность говорить о морском туризме. Критские корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях, поскольку аристократия имела свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьям Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, особенно сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но морским вояжем.

На о. Крит были обнаружены наиболее древние развалины заезжего (постоялого) двора (около 1500 года до н.э.). Также на Крите в период расцвета минойской культуры (2000 – 1500 гг. до н.э.), как и на Балканском полуострове в Греции в период расцвета микенской культуры (1600 – 1200 гг. до н.э.), были лучшие дороги того времени. Например, была обнаружена дорога (из порта на о. Крит в его центр – столицу Кносс), которая была шириной 4 метра (двухполосная) и была вымощена при въезде в город.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (г. Хараппа - на юге, а г. Мохенджо-Даро – на севере) была расположена на северо-западе полуострова Индостан. Представители ее были морскими путешественниками, ведшими торговлю с соседними странами. Представители данной цивилизации первыми освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу на прочных одно- и двухмачтовых парусно-гребных кораблях. Считается, что именно они открыли Индийский океан. Вели торговлю пурпуром, слоновой костью, золотым песком. После падения Хараппы, с возникновением буддизма, происходит более тесное соприкосновение жителей Древней Индии с народами Средней Азии и Ирана. Не сохранилось каких-либо сведений о наличии в городах данной цивилизации постоялых дворов.

Миграционные процессы в Китае были чрезвычайно активны еще в доцивилизационные времена, причем они носили не только сухопутный характер. Известны географические карты отдельных провинций Китая - они использовались в основном в военно-административных или торговых целях. Китай называют страной «трех путей» - трех учений (трех духовных путей): конфуцианство, даосизм, буддизм. Великий китайский философ Конфуций провел более 13 лет в путешествиях как странствующий учитель, причем более всего он предпочитал перемещаться по морю. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н.э. подробные географические обзоры, самые известные книги по географии Китая – «Шаньхайцзин» и «Юйгун» («Юкинг»). Последний из них можно рассматривать как один из прообразов путеводителя – в нем подробно описываются не только природные условия отдельных местностей Китая (в то время их было 9), но и их хозяйство, транспорт. В «Юйгун» подробно описано путешествие, которое можно квалифицировать как речной туризм. Это был вояж, предпринятый по самой большой реке Янцзы до впадения ее в море и оттуда до устья главной реки Хуанхэ и Сы. В эпоху Чжаньго можно искать истоки паломнического и научного туризма. Именно с этой эпохи начинают снаряжаться многочисленные торговые экспедиции, направленные на поиски островов, на которых, по легенде, живут старцы-отшельники, владеющие секретом бессмертия и другими премудростями.

Знаменитый путешественник Китая – посол Чжан Цянь («китайский Геродот») – посетил земли, завоеванные Китаем, совершил путешествие по Янцзы и Хуанхэ, оставил много географических и этнографических сведений о тех странах, в которых побывал («Исторические записки» - первая сводная история Китая и окружающих его народов). В период правления династии Цинь Шихуанди в стране сформировался диктаторский режим на основе философии легизма. В царстве тотального террора вряд ли были возможны массовые передвижения, не согласованные с властными структурами. Но это не значит, что путешествий не было вообще. Так, в это время были проложены отличные благоустроенные сухопутные дороги, пересекавшие всю Поднебесную, и выходящие за ее пределы. Например, знаменитый Великий шелковый путь (названный так в конце XIX века К. Рихтгофеном в его книге «Китай»), начинавшийся от Великой китайской стены – торговый путь, соединивший Китай со средиземноморьем. Также развивалась навигация («Волшебный канал» - 150 км., соединил север и юг Китая, положив начало 1500-километровому непрерывному навигационному пути по рекам; «Великий канал» - 1200 км., строящийся 1,5 тыс. лет и опоясывающий весь Восточный Китай), строились исполинские многопалубные суда. Это были корабли, предназначенные не только для речной навигации, но и для дальних морских экспедиций военного и дипломатического характера. Кроме торговых и проулочных судов в Древнем Китае были и грозные военные корабли. Можно сказать, что к Средневековью у Китая был самый крупный военно-морской флот в мире. Процветал «государственно-чиновничий» туризм (император в сопровождении свиты совершил по стране несколько инспекционных поездок). Продолжала развиваться картография (карты на шелке, трехмерные карты – механические рельефные). Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты «тиражировались» ксилографическим способом и использовались в военно-административных и торговых целях. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо он первый создал географическую сетку, а в III в. н.э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт.

Китайцам приписывают изобретение руля, компаса (синана). Ими же совершались путешествия на воздушных шарах. Целями путешествий китайцев были не только военные и торговые походы, но и паломничество. Поэтому позднее Великий шелковый путь стали называть «Дорогой пилигримов». Буддийские миссионеры китайского происхождения начали свое шествие по Индокитаю.

Создание Персидской империи Ахменидов, простирающейся от Средней Азии до Египта, привело к систематизации географических знаний – путешествия с самыми различными целями были характерной чертой этого государства. Основным товаром южных арабов были благовония, получаемые из сока деревьев (мирра, фимиам, ладан). Кроме того, оттуда привозились пряности, жемчуг, золото. Благовония доставлялись в страны ближнего Востока по «Дороге Благовоний», пересекавшей с юга на север весь аравийский полуостров. Персидский царь Ксеркс в первой половине V в. до н.э. организовал морскую экспедицию, носившую научно-просветительский, военно-стратегический и торгово-экономический характер одновременно. По плану надо было обогнуть Африку, двигаясь с запада на восток, но сделать этого не удалось. Известна разведывательная экспедиция, совершенная во времена правления Дария I, имеющая большое познавательное значение, поскольку именно при нем стала известна большая часть Азии и было выяснено, что Азия (кроме восточной ее части) окружена морем (плыли по Инду до Индийского океана, а затем на запад к северу Красного моря). Следует отметить, что представители династии Ахменидов явно стремились к реалистическому познанию окружающего мира. Персы, отдавая отчет в значении дорог, немало сделали для их прокладки на территориях, на которых дорог до этого не было. Именно персы придали решающее значение для торговли верблюжьим караванам через пустыню.

Еще одним из наиболее странствующих народов являются евреи.

Таким образом, на Древнем Востоке явственно проступили черты многих видов туризма, а паломнический и научный даже были достаточно развиты. Активно развивалась традиция речных и морских путешествий.

  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (773 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации